Диагностика профессиональных предпочтений личности климов. Какой тип профессии тебе подходит? Ч-Т — профессии типа «человек — техника»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Проблема типологии научных революций : Глобальные научные революции и типы научной рациональности...

Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики : Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...

Установка замедленного коксования : Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...

Интересное:

Что нужно делать при лейкемии : Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...

Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы : Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...

Принципы управления денежными потоками : одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

1. Человек- Техника (Ч-Т).Труд людей этой группы профессий связан с: · преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов); · обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами); · восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий); · изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий). 2. Человек - Человек (Ч-Ч). труд людей этой группы профессий связан с: · воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.); · медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра); · правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.); · организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.); · изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.). 3. Человек - Знаковая система (Ч-З). Труд людей этой группы профессий связан с: · преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.); · шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.); · управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.); · составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.); · восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.). 4. Человек - Природа (Ч-П). Труд людей этой группы профессий связан с: · преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.); · обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.); · заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.); · восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.); · изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.). 5. Человек - Художественный образ (Ч-Х). Труд людей этой группы профессий связан с: · преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.); · исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.); · с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Исследование типа мышления



Инструкция испытуемому: «Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–».

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов

Подсчитай число плюсов в каждой из пяти колонок и запиши полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим .

5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?

Как развивать мышление.

· Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

· Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

· Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Таблица стрессов и событий жизни

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях , к определенным типам профессий.

Опросник Климова основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел?

Инструкция к тесту

Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.

Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».

Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины
2а. Помогать больным людям, лечить их 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов 3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Содержать животных 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) 8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. 15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

Ключи к тесту:

После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

Ч- X

Анализ теста и интерпретация результатов

Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

Человек — Человек (Ч-Ч).

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

Человек- Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
  • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
  • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
  • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Человек — Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

Человек — Знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
  • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
  • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
  • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Человек — Художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
  • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов)

Е. А. Климов выделил пять типов профессий: человек-человек, человек–природа, человек–тех ника, человек–знаковая система, человек–художественный образ. Разработанный опросник позволяет выявить ориентацию на один из этих типов.

Вам предлагается оценить 20 пар различных видов занятий, обозначенных буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару занятий, стоящих под одним номером (например, 1а и 1б). Выберите тот из двух вариантов, который представляется вам более привлекательным.

Обработка результатов: сверьте свои ответы с ключом:

Человек–природа: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.

Человек–техника: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.

Человек–человек: 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.

Человек–знаковая система: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б.

Человек–художественный образ: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

Краткое описание типов профессий:

Предмет труда для представителей большинства профессий типа «человек–природа»:

– животные, условия их роста, жизни;

– растения, условия их произрастания. Виды деятельности:

– изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

– выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

– проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

– развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

– поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек–техника». Этот тип – для людей, которым интересны лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, которые любят собирать модели, разбираются в бытовой технике, хотят создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки.

Предмет труда:

– технические объекты (машины, механизмы);

– материалы, виды энергии. Виды деятельности:

– создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

– эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

– ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования :

– хорошая координация движений;

– точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

– развитое техническое и творческое мышление и воображение;

– умение переключать и концентрировать внимание;

– наблюдательность.

III. «Человек–знаковая система». Этот тип профессий интересует преимущественно тех, кто любит выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, хотел бы заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предмет труда:

– тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

– цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

– чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования:

– хорошая оперативная и механическая память;

– способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

– хорошее распределение и переключение внимания;

– точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

– усидчивость, терпение;

– логическое мышление.

IV. «Человек–художественный образ»

Предмет труда:

– художественный образ, способы его построения.

Виды деятельности:

– создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

– воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

– размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования:

художественные способности; развитое зрительное восприятие;

– наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

– знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек–человек»

Предмет труда:

Виды деятельности:

– воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

– бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

– информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

– защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования:

– стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

– устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

– доброжелательность, отзывчивость;

– выдержка;

– умение сдерживать эмоции;

– способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

– способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

– способность владеть речью, мимикой, жестами;

– развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

– умение убеждать людей;

– аккуратность, пунктуальность, собранность;

– знание психологии людей.

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Психографический тест предпочтений в контексте дифференциально-психологического исследования Стандартизация является необходимым элементом исследования надежности и валидности при создании любого психодиагностического инструмента. Стандартизация проективных

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Опросник б 1. Предпочитаю спокойную, размеренную жизнь без стрессов и волнений. Да Нет 2. Избегаю риска, ведь рискуя можно потерять все. Да Нет3. Человек «золотая середина» в делах, успехах и жизни - это про меня. Да Нет4. Все в моей жизни, по крайней мере, не хуже, чем у

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

ЧАСТЬ I Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности Можно выделить несколько общих аспектов в изучении различных видов профессиональной деятельности: дифференциально-психологический, дифференциально-психофизиологический, гендерный

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 1 Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 1.1. Склонности к тому или иному виду деятельности и выбор профессииВ связи с выбором той или иной профессии важно учитывать склонности человека. Традиционно склонность, как и другие

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 2 Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального отбора 2.1. Необходимость профессионального отбора в разные профессииЕще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Это положение отразилось и во

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

ГЛАВА 3 Дифференциально-психофизиологический подход к изучению профессиональной деятельности «Известны многочисленные факты, – пишет К. М. Гуревич (1970, с. 6), – когда человек, искренне желающий трудиться в определенной области и получивший нужную подготовку, тем не

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

ГЛАВА 6 Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема 6.1. Что такое профессиональная деформация личности?Одним из специфичных аспектов обсуждаемой в данной книге темы является влияние специфики профессиональной деятельности и

Из книги автора

ЧАСТЬ II Дифференциально-психологические аспекты деятельности руководителей Впервые управленческую деятельность как самостоятельный и специфический вид профессиональной деятельности выделил французский предприниматель и администратор А. Файоль (Управление – это…,

Из книги автора

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

Из книги автора

ГЛАВА 10 Дифференциально-психологические особенности работников сферы искусства и телевидения Сфера искусства и телекоммуникаций до сих пор не привлекала к себе должного внимания психологов. Поэтому эмоциональные особенности музыкантов, артистов, художников,

Из книги автора

ГЛАВА 11 Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессийИнтеллектуальных профессий очень много. Их разделение по классификации Е. А. Климова и изучение у них

ЗРЕНИЕ (англ. vision ) - способность получать и извлекать информацию о мире из энергии электромагнитного излучения светового диапазона; сложный комплекс процессов в зрительной системе, начинающихся с трансформации световой энергии в фоторецепторах и завершающихся зрительными ощущениями и восприятиями . Видимым участком спектра электромагнитного излучения считается полоса с длинами волн приблизительно в пределах от 380 до 760 нм. Развитие З. тесно связано с совершенствованием функций ц. н. с. Как средство познания З. достигло наибольшего развития у человека, где оно обеспечивает поступление свыше 90% всей информации об окружающем мире.

В зрительной системе человека различают: 1) периферический отдел - глаз (пара глаз), с его оптической системой, внешними глазными мышцами и рецепторным аппаратом - сетчатой оболочкой (сетчатка, ретина); 2) афферентные пути (зрительные нервы и тракты, сияние Грациоле), 3) подкорковые центры (латеральные коленчатые тела, верхние бугры четверохолмия и др.); 4) зрительные центры коры больших полушарий мозга (17-е, 18-е и 19-е поля Бродмана). В состав зрительной системы входят и эфферентные зрительные пути , обеспечивающие движения глаза . Зрительная система находится под активирующим влиянием ретикулярной формации мозга. Важное значение для З. имеют оптическая система глаза (роговица, или роговая оболочка, зрачок и радужная оболочка, хрусталик, стекловидное тело), формирующая изображение объектов внешнего мира на сетчатке, а также вспомогательный и защитный аппараты глаза: веки, ресницы, орбиты, слезный аппарат, система кровоснабжения и др.

Зрительные процессы возникают в результате воздействия видимого света на фоторецепторы сетчатки (палочки и колбочки). У человека сетчатка содержит ок. 120 млн палочек и 7 млн колбочек (ок. 160 000 рецепторов на 1 мм 2). В свободной от палочек фовеальной области (фовеоле) находится примерно 25 000 колбочек. Фоторецепторы открыты были Тревиранусом (1835), но идею 2 типов фоторецепторов обосновал Макс Шульце (1866), выдвинувший теорию двойственности зрения . Согласно этой теории, палочки и колбочки имеют разные функции: палочки являются аппаратом ночного ахроматического зрения , колбочки - дневного цветового зрения . Для возникновения возбуждения в нейронах сетчатки необходимо, чтобы энергия, попадающая на сетчатку в виде квантов света (фотонов), была поглощена зрительными пигментами фоторецепторов: палочковым пигментом родопсином , или, иначе, зрительным пурпуром , и колбочковыми пигментами (иодопсином и др.). Фотохимические изменения в этих пигментах дают начало зрительному процессу, который на всех уровнях зрительной системы проявляется в виде электрических потенциалов (см. Электроретинография , Электроокулография , Электроэнцефалография .)

Сетчатка - это сложная оболочка, в которой выделяют 10 слоев; основными ее элементами являются нервные клетки. Первичная переработка зрительной информации осуществляется уже в сетчатке. Кроме рецепторов в сетчатке имеется несколько типов нейронов - это горизонтальные, биполярные, амакриновые (они входят в 6-й слой, который называется «внутренний ядерный слой») и ганглиозные клетки (8-й слой). Аксоны последних в количестве ок. 1 млн образуют оптический (зрительный) нерв; то место в сетчатке, где собираются и выходят из глаза волокна оптического нерва, называется оптическим диском ,здесь нет фоторецепторов, а в поле зрения ему соответствует участок, получивший название слепое пятно (естественная скотома).

Механизмы трансформации нейрофизиологических процессов в световые ощущения и зрительные восприятия неизвестны. Зрительные ощущения человека, как правило, включены в контекст предметного восприятия и в чистом, изолированном виде не возникают (еще Вундт называл чистое ощущение абстракцией ); они почти всегда опосредуются более высокими по уровню развития психическими процессами, единство которых со зрительными ощущениями в деятельности человека и образует зрительное восприятие .

Основная зрительная функция - световая чувствительность . Абсолютная световая чувствительность определяется как величина, обратная величине абсолютного порога , т. е. наименьшей величине светового раздражителя, при которой уже возникает ощущение. Абсолютная световая чувствительность очень высока: достаточно, чтобы сетчатка абсорбировала всего несколько квантов света для того, чтобы возникло зрительное ощущение; ее измерения проводят в полной темноте, когда закончится процесс темновой адаптации (см. Адаптация зрительная , Адаптация сенсорная ).

Др. важный показатель З. - минимальное видимое различие 2 стимулов (по к.-л. их свойствам); он характеризует дифференциальную (разностную) чувствительность (см. Дифференциальный порог ). Относительный разностный порог по яркости примерно равен 1% (см. Контраст яркостный ).

Зрительные пороги - величины изменчивые, зависящие от действия многих внутренних и внешних условий, в частности, от адаптации одновременного действия нескольких световых стимулов на сетчатку (см. Маскировка зрительная ), последействия световых раздражителей (последовательные образы ), взаимодействия органов чувств. Зрительные пороги зависят также от возраста , общего состояния организма, нормального или патологического состояния органа З.

Различают 3 основных вида З.: фотопическое , или дневное; мезопическое ,или сумеречное; скотопическое ,или ночное. Фотопическое З. осуществляется с помощью колбочкового аппарата, при полной световой адаптации к яркости фона, превышающей 10 нит. Его характеризует относительная видность монохроматических излучений (иначе говоря, нормированная кривая спектральной чувствительности) для дневного З., принятая МКО (1924). Скотопическое З. осуществляется с помощью палочкового аппарата, при полной адаптации к темноте или же яркости фона, не превышающей 0,01 нит. Его характеризует относительная видность монохроматического излучения для ночного З., принятая МКО (1951). Мезопическое З. - промежуточное между дневным и ночным, когда функционируют рецепторы обоих типов.

При фотопическом З. наибольшая острота зрения имеется в центральном поле З., соответствующем фовеальной области сетчатки; к периферии она быстро уменьшается. При скотопическом З. образуется центральная физиологическая скотома, а максимальная световая чувствительность наблюдается в парафовеальных отделах, соответствующих максимальной плотности палочек. В условиях фотопического З. человек различает цвета, в условиях скотопического З. ощущения носят ахроматический характер, но зато световая чувствительность бывает очень высокой.

Для З. важно правильное функционирование двигательного аппарата глаза. Движения осуществляются мышцами глаза: наружными (см. Движения глаз ) и внутренними (см. Аккомодация глаз , Зрачковый рефлекс ). Хотя возникновение отдельных ощущений и восприятий может происходить без движений глаза (напр., при вспышке молнии, длящейся микросекунды, когда никакое движение глаз невозможно), в целостном процессе зрительного восприятия (чтение, рассматривание картины и др.) движения глаз необходимы. Когда же на сетчатку проецируются искусственно неподвижные изображения, образ предмета через несколько секунд бледнеет и исчезает (см. Адаптация сенсорная , Пуркинье дерево ). См. также Бинокулярное зрение , Глубинное зрение , Линия взора , Монокулярное зрение , Нейрон-детектор , Периферическое зрение , Цветовое зрение , Центральное зрение .

Как это работает

Вы указываете ваш пол К видам деятельности мы подобрали картинки. Наборы картинок разные для девочек и мальчиков. Так вам будет проще понять, подходит ли вам тот или иной вид деятельности. Также пол учитывается в наборах профессий в результатах теста.

Вы выбираете предпочтительную деятельность из 20 пар Вам нужно выбрать предпочитаемую деятельность из 20 пар видов деятельности. Выполнение онлайн теста займет не более 4 - 5 минут.

Мы покажем вам результаты теста В результатах теста мы определим ваш преобладающий тип профессии и познакомим вас с его описанием. Также в результатах теста вы найдете список подходящих профессий.

Вы выбираете профессии Вы получите ваш персональный список профессий. Для удобства выбора профессий мы предложим вам фильтры по предметам, экзаменам ЕГЭ, направлениям обучения, перспективности профессии и др. Интересные профессии вы можете сохранить в Личном кабинете, добавить к сравнению.

Мы покажем, где можно получить профессию Мы покажем, где можно получить профессию. Если вы хотите выбрать учебное заведение, где получить выбранную профессию, мы покажем вам вузы, ссузы, их конкретные программы образования, где вы сможете получить базу для карьеры в профессии.

Мы покажем рынок труда профессии в России и в вашем городе Мы подобрали реальные должности компаний к каждой профессии и интегрировали возможности агрегатора вакансий Яндекс Работа в наш сервис. В результате вы можете видеть актуальную информацию по текущему состоянию рынка труда профессии: количество вакансий, заработную плату, делать срезы информации по городам.

Что это за тест и можно ли ему верить

Этот тест предназначен для выявления предрасположенности человека к определенному типу профессий. Тест используется для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Это классический профориентационный тест «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)», который используется при профориентации и профессионального отбора подростков и взрослых. По результатам обследования выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

  • человек - природа;
  • человек - техника;
  • человек - человек;
  • человек - знаковая техника, знаковый образ;
  • человек - художественный образ.

В чем преимущества тестирования на нашем сайте
Наш тест имеет ряд преимуществ перед оригинальным тестом. Мы добавили к тесту визуальные образы деятельности, которые позволяют более точно понять, о каком виде деятельности идет речь, представить себя в определенной роли. Для того, чтобы достичь максимального эффекта, мы создали два набора визуальных образов для женщин и мужчин. В результате тест получился не таким скучным и выполняется легче и быстрее.
Результат теста содержит не только подходящий тип деятельности и его описание. Уникальность нашего теста состоит в том, что в результате теста вы увидите совершенно конкретные профессии из нашего атласа профессий, который содержит более 1100 профессий.

И это еще не все возможности нашего варианта теста. Профессии можно фильтровать по направлениям, перспективности, экзаменам ЕГЭ! На странице каждой профессии вы найдете конкретные программы вузов, где можно ее получить, увидеть список вузов, где обучают этой профессии. Программы вузов имеют информацию о проходных баллах, конкурсе, количестве мест, стоимости платного обучения. Мы предоставляем наиболее полный спектр информации для принятия решения о будущей профессии и по поступлению в вуз.

Пройдите тест Климова на нашем сайте и примите правильное решение о вашей будущей профессии, программе образования и вузе!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»