Аполлон древней греции. Мифы и Легенды * Аполлон

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Аполлон греческий бог солнца - сын Зевса и титаниды Лето, был в древней Греции богом искусств, врачевания и предсказаний.

Появился на свет на острове Делос, и все, вокруг этого острова сразу же залилось солнечными лучами. Бог был рожден на седьмой день месяца семимесячным, именно поэтому цифра семь в древней Греции считалась священной. У Апполона есть сестра-близнец прекрасная Артемида, богиня охоты. Как раз она и научила своего брата стрельбе. И Апполон и Артемида прекрасно владели луком и стрелами, они всегда поражали свою цель, попадая с первого раза. Также брат и сестра обладали еще одной общей способностью: могли исчезнуть без следа, словно растворяясь в воздухе.

Апполон уже в детстве совершал поступки, которые прославили его. Будучи ребенком, он убил змея Пифона, которого Гера наслала на Лето, желая отомстить. За это он был сослан Зевсом на служение людям. Какое-то время он был обычным пастухом у царя Адмета во Фессалии.

Апполона греческого бога знают не только, как отличного стрелка, но и как прекрасного музыканта. Играя на своей кифаре, он извлекал по истине великолепные чистые звуки. Нередко к Апполону присоединялись музы, девушки пели и танцевали, а юноша подыгрывал им. И в такие благодатные минуты даже сам Зевс прекращал метать гневные молнии.

Апполона изображают как невероятно красивого златокудрого юношу с луком и лирой в руках. И, несмотря на свое божественное происхождение и прекрасный облик, ему не везло в сердечных делах. Отчасти в этом есть и его вина. Первая любовь настигла его благодаря богу Эроту. Апполон позволил себе посмеяться над меткостью его стрел, и, желая отомстить, бог любви поразил стрелой сердце юноши, попутно пустив другую стрелу, ту, что способнв оттолкнуть любовь,вызвать отвращение, в сердце юной Дафны.

Апполон, не в силах справится со своими чувствами побежал за своей возлюбленной, а та пришла в ужас, и обратилась за помощью к своему отцу. Тот откликнулся на зов своей дочери, и превратил ее в прекрасный лавр, и когда Апполон нагнал ее, вместо нимфы застал лишь дерево. С тех пор его голову украшает лавровый венок. Второй любовный опыт с Кассандрой, дочерью царя Трои, тоже закончился печально. Юноша подарил ей дар прорицания, а взамен ему нужна была лишь ее любовь. Та обманула Апполона, и тогда он сделал так, что никто из людей больше не верил ее предсказаниям.

Местом, где более всего воспевали величие Апполона, является Дельфиский храм с оракулом. Хотя в целом бога солнца любили во всей древней Греции и неустанно восхищались им.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Происхождение и способности

Аполлон , по прозвищу Феб («лучезарный, сияющий») – в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб , солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний, также очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида – Луну).

Классический образ Аполлона включает в себя архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития, что порождает разнообразие и двойственность его проявлений:

  • губитель, карающий бог;
  • бог защитник, помощник и врачеватель;
  • солнечный бог;
  • бог-прорицатель;
  • пасторальный бог;
  • блюститель гармонии (космической и человеческой);
  • бог поэзии и музыки;
  • бог юности, эфебов.

Место рождения Аполлона – плавучий остров Астерия, принявший Лето, скрывающуюся от гнева ревнивой Геры. С рождением божественных близнецов остров прекратил свои скитания и получил наименование Делос – греч . «являю». Место рождения Аполлона и пальма, под которой Лето разрешилась от бремени, стали священными.

Как грозное божество Аполлона, вместе с Артемидой, приносит внезапную смерть старикам, иногда они поражают без всякого повода. Ещё совсем юным (на четвертый день, тотчас по рождении) Аполлон тысячью стрел сражает опустошавшего окрестности Дельф змея Пифона и забирает себе его оракула. Вместе с сестрой Аполлон поражает своими стрелами великана Тития и детей Ниобы, карая за оскорбления нанесенные ими Лето. Он убивает ковавших молнии Зевсу киклопов, участвует в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам:

  • его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму;
  • он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром;
  • с его помощью совершается убийство Ахилла Парисом.

Гнев Аполлона выражается не только в потоке губительных стрел. Победив в музыкальном состязании сатира Марсия, разгневанный его дерзостью Аполлон, сдирает с него кожу, а Царя Мидаса, который счел лучшим игроком на лире Пана, Аполлон наградил ослиными ушами. Воинственный характер Аполлона проявился и в его схватке с Гераклом, пытающимся овладеть дельфийским треножником, вызвавшей гнев Зевса, который прекращает распрю, метнув свою молнию.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи свойства помощника и защитника:

  • он целительи врач;
  • владычествуя над морем он защищает мореходцев от бурь и посылает ветры, облегчающие вход в гавань;
  • споспешествует созреванию полевых посевов и плодов;
  • защищает посевы от всевозможных вредных влияний, г.о. от саранчи и мышей.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой – бог темного и слепого экстаза; но после VII в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитеты Диониса – Плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами – эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба – длинные волосы и отсутствие бороды.

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: «Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза».

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки. Скульптуры изображают его либо стройным, либо – полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица.

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода – он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: «Познай себя», «Ничего сверх меры»).

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты – кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Культ Аполлона

Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим – здесь в его честь учредили вековые игры.

Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища – от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно. Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса – их заменили копиями. Также Аполлону был посвящён храм Делиос.

Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.

Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.

Аполлон – одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.

Праздники в честь Аполлона

Аполлон был главным племенным богом дорийцев и богом-покровителем Спарты. Дорийцы совершали два великие праздника в честь ему, Карнеи и Иакинфии (Иакинфии). Оба праздника были ежегодные. Карнейский совершался в честь Аполлона, как военного бога, каким изображала его, в шлеме, с копьем и луком, древняя колоссальная статуя его в лаконском местечке Амиклах. Карнейский праздник совершался в священном месяце карнее (августе). Народ ставил себе шатры; герольды возвещали о начале праздника; его принадлежностью была военные пляски, пение, музыка, гимнастические состязания и (с 665 года) пляски и игры нагих мальчиков (гимнопедии).

Иакинфский праздник, приходившийся в Древней Греции на месяц гекатомвей (июле) и длившийся девять дней, начинался печальными обрядами, в воспоминание о смерти прекрасного юноши Иакинфа (Гиацинта), олицетворения цветов. По древнегреческим мифам, он был любимец бога Аполлона, но по несчастной случайности диск, брошенный Аполлоном, убил его (то есть, диск солнца убил своим зноем цветы). Но Гиацинт был воскрешен и взят на Олимп; потому за печальными обрядами следовало веселье: юноши и девушки, увенчанные цветами, ходили торжественными процессиями, танцевали. Смерть и воскресение Иакинфа символизировали в мифах Древней Греции ежегодную смену погибели и возрождения растительности. В финикийском богослужении были обряды, имевшие тот же смысл.

Мифы об Аполлоне

Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского Оракула

Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой 2 в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон , преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.

Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом.

В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.

С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну – ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую – убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, – взывал Аполлон, – зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух. Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Аполлон у Адмета

Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад.

Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.

Аполлон у музы

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Сыновья Алоэя

Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:

— О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.

Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице. Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.

Марсий

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Асклепий (Эскулап)

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон – покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

Пантеон Древней Греции состоял из огромного количества сверхъестественных существ, так или иначе влияющих на судьбу человека, а особенно почитаемыми были двенадцать олимпийцев, в том числе покровитель наук и искусств - бог Аполлон.

Происхождение

Согласно древнегреческим мифам, родителями Аполлона были сам громовержец и повелитель Олимпа Зевс и титанида Лето. Вместе со своей сестрой Артемидой Аполлон родился на уединенном острове Астерия, плавающем в океане. Причиной этому была ревность Геры, законной жены Зевса. Прознав об очередной измене мужа, богиня запретила Лето касаться ногами твердой земли и даже наслала на нее чудовище по имени Пифон.

Рождение Аполлона и Артемиды было настоящим чудом: весь остров озарился светом. В память об этом Астрея была переименована в Делос (по-гречески diloo обозначает "я являю"). Это место сразу же стало священным, как и пальма, под которой родился будущий бог солнца. Аполлон рос очень быстро и с детства обладал недюжинной силой. Так, еще ребенком он убил Пифона, столь долго преследовавшего его мать.

Дельфийский оракул

Аполлон известен как покровитель прорицателей. На месте, где по легенде был убит Пифон, возник Дельфийский оракул - одно из наиболее почитаемых святилищ Древней Греции. За советом к Аполлону и хранительнице оракула - пифии - обращались многие знаменитые люди древности. Особенно известно предсказание бога Аполлона, рассказанное Геродотом, о царе Крезе. Тот, опасаясь возрастающего могущества персов, отправил к пифии посла, спросившего, стоит ли идти войной против такого соперника. Аполлон через пифию отвечал, что если Крез вступит в сражение с персами, то сокрушит великое царство. Ободренный царь немедленно напал на врагов и потерпел сокрушительное поражение. Когда же он, возмутившись, отправил вновь посла с требованием объяснений, пифия ответила, что Крез неправильно истолковал пророчество. Аполлон имел в виду, что будет сокрушено именно царство Креза.

Помимо Дельфийского оракула, под покровительством Аполлона находились святилища в различных городах Италии и Малой Азии, например, в Кумах, Кларосе и Колофне. Некоторые дети Аполлона унаследовали пророческий дар отца. Наиболее известной и почитаемой среди них стала Сивилла.

Аполлон и Кассандра

Подобно своему отцу, Аполлон отличался любвеобильностью. В числе его возлюбленных были не только богини, но и смертные женщины, а также некоторые юноши. Удивительно, что хотя Аполлон - бог красоты, женщины его часто отвергали. Так, например, случилось когда он влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама. Желая очаровать девушку, он наделил ее даром предсказания. Однако, не встретив взаимности, бог жестоко ее наказал, повелев, чтобы все предсказания Кассандры были истинными, но никто бы им не верил. Так и случилось. Несколько раз Кассандра предвещала гибель Трои, но все остались глухи к ее пророчествам.

Троянская война

Но такое наказание для Кассандры было скорее исключением из правил. Во время Троянской войны, когда все боги разделились на два лагеря, Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой встал на сторону троянцев. Причем его роль была значительной. Именно он направлял руку Гектора, когда тот убивал Париса, и именно он помог Парису попасть в пятку - единственное уязвимое место - Ахиллеса. Своими стрелами он однажды наслал чуму на лагерь греков. Причиной такой симпатии к троянцам могут быть смутные воспоминания о происхождении этого древнего бога. Аполлон, как считается, впервые начал почитаться именно в Малой Азии.

Темная сторона

Согласно мифам, едва ли не основной вид деятельности богов - забавы. Аполлон считался одним из самых изощренных их устроителей. Однако даже в этом, на первый взгляд безобидном божестве, есть темная сторона.

Аполлон считался покровителем наук и искусств, особенно музыки. Лира является одним из его атрибутов. Но существует любопытный миф, согласно которому, один из сатиров (существа, у которых верхняя часть тела человеческая, а нижняя - козлиная) по имени Марсий достиг такого совершенства в игре на флейте, что осмелился вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Бог принял вызов. Его игра на лире так восхитила всех судей, что они единодушно отдали победу ему. Однако этого мстительному богу оказалось мало. Он приказал изловить несчастного сатира и заживо содрать с него кожу.

Другой неприглядный поступок Аполлона был вызван таким благородным чувством, как сыновья любовь. Одна женщина по имени Ниобея отличалась необычайной плодовитостью и родила 50 детей. Гордая собой, она вздумала насмехаться над Лето, укоряя ее в том, что та смогла произвести на свет лишь сына и дочь. Аполлон и Артемида решили вступиться за мать своеобразным способом. Вооружившись луком и стрелами, они перестреляли всех детей Ниобеи. Мать с горя обратилась в камень.

Предполагается, что именно жестокость была главной составляющей образа Аполлона в архаический период. Сохранились свидетельства, согласно которым, этот бог в те времена воспоминался как демон убийства, смерти и разрушения. В честь Аполлона даже приносились человеческие жертвоприношения.

Аполлон как защитник

Сложность греческой мифологии зачастую проявляется в том, что один и тот же бог является как источником бед, так и умиротворителем и заступником. Особенно заметна эта многофункциональность в классический период. Как следует из его прозвищ (Алексикакос, Акесий, Простат, Эпикурий, Апотропей, переводящихся как "отвратитель зла", "целитель", "заступник", "попечитель" "отвратитель" соответственно), люди в тяжелой ситуации могли рассчитыывать на поддержку бога солнца.

От нимфы Корониды у Аполлона родился сын по имени Асклепий. В наследство от отца он получил дар врачевания. И хотя Асклепий выступал как самостоятельный бог, в сознании древнего грека всегда оставалась мысль, что происходит это по милости Аполлона.

Такое изменение образа потребовало и коррекции древних преданий. Греки признавали, что Аполлон убил Пифона, пусть даже из хороших побуждений. Но с лучезарным богом солнца и красоты такие деяния уже не ассоциировались. Именно отсюда проистекают разногласия в истории возникновения Дельфийского оракула. Согласно одним преданиям, он действительно возник на месте гибели Пифона, другие же утверждают, что святилище существовало и раньше, а Аполлон явился туда, чтобы получить очищение от убийства. Когда же ему такую услугу оказали, бог взял оракул под свое покровительство.

Аполлон в услужении

Очевидно, древнейшие черты образа Аполлона изживались не сразу и с трудом. По крайней мере, неизменным осталось его своенравие. Зевс, желая смирить непокорного сына или же наказать его за очередную проделку, часто лишал Аполлона его божественной силы и как простого смертного отправлял служить какому-нибудь земному царю. Аполлон подчинялся, но в таких случаях предпочитал наниматься в пастухи.

Один раз он оказался при дворе царя уже упоминавшейся Трои Лаомедонта. Он исправно нес службу в течение оговоренного срока, а по его окончании потребовал уплаты жалованья. Лаомедонт, не подозревая, с кем имеет дело, прогнал пастуха вон и пообещал ему вдогонку, что если тот не отстанет, то он, царь Трои, прикажет отрезать ему уши и продаст в рабство. Зевс оказался справедливее Лаомедонта, и вернул отбывшему наказание Аполлону всю его силу. Мстительный бог не замедлил рассчитаться с троянским царем: наслал на Трою эпидемию чумы.

В другом случае Аполлону повезло больше. Когда он нанимался в пастухи к Адмиту, царю Фессалии, тот, будучи человеком сообразительным, понял, что стоящий перед ним юноша слишком прекрасен, чтобы быть простым смертным. Несостоявшемуся пастуху Адмит уступил свой трон. Аполлон отказался, объяснив свою ситуацию. По возвращении на Олимп бог не забыл отплатить фессалийскому царю добром за добро. Его государство стало самым богатым, а земледельцы собирали урожай два раза в год.

Атрибуты Аполлона

Среди многочисленных сохранившихся греческих статуй Аполлона можно узнать по нескольким предметам, которые он всегда имеет при себе. В частности, таковым являлся лавровый венок. По преданию, Аполлон влюбился в нимфу Дафну, но та по каким-то причинам так невзлюбила его, что предпочла превратиться в лавровое дерево.

Другие частый атрибуты древнегреческого бога Аполлона - лук и стрелы, насылающие не только чуму, но и дарующие свет знаний, а также лира и колесница. Помимо этого, с культом этого бога связывались пальма, под которой он родился, лебедь, волк и дельфин.

Внешность

Перечисленные животные явно являются пережитками тотемических верований древних греков. В архаический период Аполлон мог изображаться в виде одного из этих существ. С окончательным же оформлением олимпийского пантеона частью канона становится привлекательный внешний вид Аполлона. Боги Греции являлись носителями неких идеальных черт, к которым должен был стремиться каждый смертный, и Аполлон в этом отношении не исключение. Он представлялся красивым безбородым молодым человеком с пышными золотыми кудрями и мужественной фигурой.

Среди других божеств

Мстительность и злобность, если следовать мифам, Аполлон проявлял только по отношению к смертным или низшим духам вроде сатира Марсия. Во взаимоотношениях с другими олимпийцами он предстает как спокойное и рассудительное божество. Убив в Троянской войне множество героев, с другими греческими богами Аполлон категорически отказывается сражаться.

Не проявил Аполлон и обычной мстительности, когда Гермес решил над ним подшутить. Когда за очередную провинность Аполлон работал пастухом, Гермес обманом сумел выкрасть у него целое стадо. Богу солнца удалось разыскать пропажу, но Гермес так очаровал его своей игрой на лире, что Аполлон в обмен на этот инструмент оставил животных ему.

Почитание Аполлона

В Дельфийском оракуле, ставшим центром поклонения Аполлону, проводились регулярные Пифийские игры. На них участники состязались в силе, ловкости и выносливости. Однако главный храм во славу бога солнца располагался все же на Делосе - месте его рождения. До наших дней от огромного храма дошли лишь незначительные остатки, но и те, как, например,Терраса Львов, поражают воображение. Сохранились также руины монументального святилища в Коринфе, которое до конца разрушить не смогли даже римляне.

Особый храм Аполлону был возведен на Пелопоннесе. Он устроен так, что вращается вместе с Землей вокруг ее оси в ритме и направлении Полярной звезды. Благодаря этому святилище может использоваться как компас, поскольку ориентировано точно с севера на юг.

Аполлон

Златокудрый Аполлон - родной братишка Артемиды. Как и некоторые из олимпийцев, когда-то он был заезжим малоазийским божком, похожим на египетского Гора, но быстро ассимилировался на новой почве и стал одним из самых почитаемых богов греческого пантеона, правда, сменив ориентацию и специализацию. В Греции Аполлон - бог многофункциональный. Подобно Афине он курирует массу разнообразных занятий. В сферу его интересов входят охрана стад, покровительство наукам, музыке, поэзии, медицине, естествознанию, соблюдение дорог и путников, очищение от осквернения убийством, покровительство музам и прорицание будущего.

Внешность его идеальна - Аполлон прекрасно сложен, красив, наделен прелестными золотыми кудрями и ясными глазами. Не даром мужчины только радуются, когда удостаиваются сравнения с Аполлоном, особенно почему-то с Бельведерским. Помимо внешности у Аполлона все в порядке с талантами и силой. Он вполне способен победить сильнейших из богов в состязании, прекрасно играет на кифаре, поет и стреляет из своего серебряного лука снабженного золотыми стрелами.

Молодой, да ранний

В Олимпийский пантеон Аполлон родился от Зевса и Лето на острове Делос. У него изначально были какие-то возвышенные отношения с числом семь, поэтому он вышел на свет в седьмой день седьмого месяца беременности своей матери. Тут же можно упомянуть семь струн его кифары, посвященных семи гласным греческого алфавита. Наверняка найдутся еще какие-то нумерологические зацепки, если поискать. Так или иначе природа приветствовала его рождение сиянием небес и парадом лебедей, совершивших семь кругов почета вокруг Делоса. Питаться он сразу начал пищей богов, минуя материнскую грудь, и на такой диете вырос в четыре дня до абсолютно взрослого состояния. Вооружившись полученными от Гефеста луком и стрелами, Аполлон немедленно отправился сражаться со змеем Пифоном, мучившим его мать во время ее беременности. Ему удалось сильно изранить противника, и тот спрятался было в Дельфах, надеясь залечить раны в святилище своей матери-Геи. Но Аполлон, исполненный гнева, ворвался в святое место и убил змея. К Зевсу обратилась мать чудища, славившаяся своим чадолюбием, и оскорбленная непочтительностью молодого, да раннего бога. Зевс присудил сыну пройти обряд очищения, учредить Пифийские игры в честь убитого и восемь лет служить пастухом у царя Фессалии. Отбыв наказание, Аполлон обратился к козлоногому богу Пану, дабы тот научил его прорицанию, а потом пошел и занял святилище, в котором ранее устроил бесчинства, учредив там свой собственный Оракул, воспользовавшись услугами бывшей там жрицы пифии.

Когда это случилось, туда пришли Артемида и их мать, Лето. Когда Лето уединилась в священной роще по своим делам, к ней нагло пристал один из гигантов Титий с недвусмысленными намерениями. Покладистые и верные дети, Артемида и Аполлон мгновенно прикончили насильника, и даже сам Зевс, бывший отцом Тития, не возражал против этого, а еще и назначил святотатцу наказание в аиде, в своей узнаваемой манере - Тития пригвоздили к скалам, и два коршуна без устали рвали ему печень.

Божественное самолюбие

После этого Аполлон устроил еще несколько мрачноватых историй один или в компании с Артемидой. Особенно опасно было задевать их мать Лето. Когда Ниоба, щедро одаренная детьми, расхвасталась ими перед Лето, рассвирепевшие близнецы расстреляли всех детей зазнавшейся подружки матери.

Очень не повезло Марсию, юноше, который нашел выброшенную Афиной флейту, снабженную ее личным проклятием. Когда он подобрал находку, та начала наигрывать прелестные мелодии, и Марсий стал популярен среди нимф, поскольку флейта старалась на славу. Глупенький мальчик стал хвастаться, что и Аполлону не сравниться с его мастерством, за что и нарвался на суровое состязание с признанным мастером кифары. Сначала музы, призванные судить Аполлона и Марсия признали ничью, но потом сообразительный Аполлон предложил одновременно и петь и играть, и тут же выиграл - с флейтой таким образом не управишься. Победив, Аполлон вопреки своей рафинированной внешности варварски обошелся с Марсием, заживо содрав с того кожу.

Позже Аполлон затеял похожее состязание с Паном, но тут отдуваться пришлось царю Мидасу, бывшему судьей в споре. Тот неосторожно одобрил исполнительский талант Пана, за что был награжден от раздраженного Аполлона ослиными ушами. Но если сравнить эту напасть с судьбой того же Марсия, то царю Мидасу просто повезло.

А так Аполлон - просто душка. В теплое время года живет себе в Дельфах, на зиму уезжает к Гипербореям, которые по слухам ему тоже поклоняются, кроме того в тех местах вотчина его матери.

Союзы Аполлона

Что касается любовных историй Аполлона, то они весьма разнообразны. Жениться Аполлон отказался и предпочел стиль свободных отношений. Надо сказать, что он довольно часто получал отказ во взаимности от возлюбленных. Так бедная Кассандра, в период ухаживаний получившая от него дар прорицания, когда отказала златокудрому поклоннику, была обречена им на то, что к ее предсказаниям никто никогда не прислушивался. Дафна, в которую Аполлон был долго и безнадежно влюблен, предпочла превратиться в лавр, чем стать его возлюбленной.

Аполлон сделал себе из его ветвей венок и с той поры часто носил его в воспоминание об утрате. Более удачными были его похождения с Дриопой, когда он применил зарекомендовавшую себя тактику зооморфизма при обольщении, часто использовавшуюся его отцом. Когда Дриопа пасла стада своего отца, Аполлон обернулся маленькой черепахой, девушка умилилась, подобрала его и положила за пазуху. Стоило богу оказаться близко к девичьему телу, как он обернулся змеем и в таком виде овладел ею. От этого союза родился сын Амфис. Похожий метод Аполлон избрал для соблазнения троянской девушки, приняв вид собаки, правда подробности история умалчивает. Вообще же с женщинами у Аполлона часто возникали сложности. Коронида, с которой ему удалось затеять роман, изменяла ему, и Асклепий, которого Аполлон усыновил, скорее всего, был не его родным сыном.

Активы Аполлона

Видимо устав от женских противоречий, Аполлон переключился на ухаживания за красивыми молодыми людьми. Он дарил благосклонность многим юношам Греции, но наибольшую его любовь завоевали Гиацинт и Кипарис. Оба они разными способами пришли к похожему печальному финалу. Гиацинт стал цветком, правда, после смерти, а Кипарис был обращен в дерево еще при жизни.

К спартанскому царскому сыну, Гиацинту, сначала воспылал страстью Фамирид, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг. Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз. Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть. Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения. История их любви, как это часто случается при отношениях между смертными и олимпийскими богами, была насыщенной, но короткой. Гиацинта случайно убил сам Аполлон.

Эволюция личности

Кроме Асклепия у Аполлона было много детей, молва в числе прочих приписывает ему в дети Гомера, Пифагора, Еврипида, Платона и Октавиана Августа. Впрочем, возможно, что часть этих отцовств - признание заслуг названных детей златокудрого бога, а император попал в этот список для собственного обожествления.

Асклепия, который даже не был его родным сыном, Аполлон нежно любил. Когда Зевс покарал талантливого эскулапа, посягнувшего на саму смерть и воскресившего человека, Аполлон пришел в исступление и поубивал циклопов, выковавших Зевсу оружие, лишившее его любимого сына. Зевс было уже совсем отправил Аполлона в любимое место ссылки - Тартар, но за него вступилась мать, Лето, и Громовержец избрал для него другое наказание.

После этой истории Аполлон стал сторонником умеренности и рассудительности, начал окультуривать все, что не было окультурено до него, декларировать слоган «Ничего сверх меры!» и предлагать всем познать самого себя. Окончательно отбросив старые привычки, он стал олицетворением порядка и высшей организованности разумного существа. Что не помешало ему со временем кануть в Лету, подобно остальным древним богам.

И Лето. Его сестрой-близнецом была Артемида. Аполлон покровительствовал искусству, музыке, был связан с исцелением, очищением, пророчествами, мог также наслать на людей чуму или наоборот — научить их искусству лечения различных недугов.

Также Аполлон был богом света, солнца, правды, логики и был главой девяти муз. Часто бога изображают с золотым луком и стрелами.

Самый известный оракул Аполлона находится в Дельфах. Путешественники со всего мира приезжали сюда, чтобы узнать свое будущее.

Интересный факт: Аполлон — единственный из всех олимпийских богов, у которого не было римского имени.

Рождение Аполлона

Когда мать Аполлона, Лето, была беременна будущим богом и его сестрой Артемидой, ей пришлось искать место для родов, так как , возмущенная очередной изменой Зевса с земной женщиной, преследовала бедную женщину.

Как-то, согласно мифам, Аполлон стал жертвой своего брата-обманщика — : тот украл у бога стадо и спрятался в пещере, где создал из панциря черепахи первую лиру.

Аполлон, узнав от Зевса о том, где скрывается Гермес, нашел сводного брата. Но бог солнца был так очарован звуками лиры, что просто обменял свое стадо на удивительный музыкальный инструмент.

Символы Аполлона

Аполлон считался самым красивым богом- мужчиной среди всего Олимпа.

У него были длинные золотые пряди волос, отличное телосложение и бархатный, глубокий голос.

Вместе с этим Аполлон был очень мудрым и спокойным, но, как и его отец Зевс, очень гневался, когда кто-то оскорблял его семью.

Даже во время Троянской войны, бог отказался сражаться с Посейдоном, потому что понимал, насколько крепки их родственные связи.

Символы Аполлона — это представители животного и растительного мира, а также определенные объекты.

Наиболее часто встречающимися символами являются: лебедь, питон, волк, лавр, пальмовая ветвь, лук со стрелами, китара (лира), оракул.

В честь Аполлона в Дельфах ежегодно проводились Пифийские игры, участники которых соревновались в стойкости, ловкости и силе.

Победителей короновали лавровыми венками.

Аполлон в любви

Бог солнца, согласно мифам, был очень несчастен в любви.

В его списке — страстные истории и с мужчинами, и с женщинами, однако все они заканчивались печально: как правило, любовные чувства испытывал только Аполлон, а его избранники не разделяли их.

Несмотря на это, благодаря многочисленным любовным связям Аполлона с богинями и смертными женщинами, у него было много детей.

Самыми знаменитым из них были Орфей, Ион и Асклепий (последнему он передал свои знания об исцелении и медицине).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»