Водоросли. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Биология в лицее Разнообразие водорослей

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Около 20 тыс. видов зеленых водорослей распространены преимущественно в пресных водоемах и на увлажненных участках суши. Среди пигментов, находящихся в хроматофорах в клетках преобладает хлорофилл, который придает им зеленую окраску. Широко распространены такие виды зеленых водорослей: хламидомонада, хлорелла, вольвокс, спирогира, улотрикс. Одноклеточные водоросли хламидомонада и хлорелла имеют целлюлозную оболочку, цитоплазму, ядро, чашевидный хроматофор, но между ними есть существенные различия.

Хламидомонада активно двигается, имеет жгутики, красный светочувствительный глазок, есть пульсирующие вакуоли, половой процесс с помощью дводжгутиковых гамет, неполовое размножение посредством дводжгутиковых, спор живет в небольших пресных водоемах.

Хлорелла неподвижная, нет жгутиков, отсутствует светочувствительный красный глазок, пульсирующие вакуоли, отсутствуют половой процесс, отсутствует неполовое размножение неподвижными спорами, живет в пресных и соленых водоемах, на сырой почве на суше.

Вольвокс живет в пресных водоемах, это колониальная водоросль. Имеет вид небольших (до 2 мм) шариков. Колонии вольвокса состоят из большого количества клеток (до 20 тыс.), каждая из которых подобна хламидомонады, внутри колония заполнена киселем. Размножается вольвокс как половым, так и неполовым путем.

Спирогира и улотрикс — нитчатые водоросли, многоклеточные.

Улотрикс — пресноводная водоросль, клетки которой расположены в один ряд и имеют способность непрерывно делиться. Вегетативно улотрикс размножается отрывками нити, неполовое — с помощью чотириджгутикових гамет. Половое размножение осуществляется при участии дводжгутикових гамет.

Спирогира — нитчатая водоросль, образует основную часть скользкой тины в прудах. Клетка имеет оболочку, укрытую слизью, большое ядро с ядрышком, «подвешенным» на цитоплазматических тяжах, лентовидный спирально закрученный хроматофор и большую вакуоль. Вегетативное размножение спирогиры происходит урывками ее нитей. Неполовое размножения отсутствует. Половой процесс — конъюгация — это слияние содержания обычных вегетативных клеток, а не особым гамет. Происходит половое размножение при ухудшении условий существования. Этапы конъюгации:

  1. две нити располагаются параллельно;
  2. противоположные клетки образуют выросты навстречу друг другу, словно мост;
  3. оболочки на концах выростов растворяются;
  4. содержание одной клетки перетекает в клетку напротив и сливается с ее содержимым, в результате чего образуется зигота.

Зигота покрывается толстой оболочкой и переходит в состояние покоя, в таком состоянии она хорошо выдерживает замерзания высыхания. При благоприятных условиях ядро зиготы делится на 4, в дальнейшем прорастает только одно ядро в нитевидные водоросль — спирогира.

Диатомовые, бурые и красные водоросли

Диатомовые водоросли — микроскопические одноклеточные или колониальные, их насчитывают около 15 тыс. видов. Живут в соленых и пресных водоемах, на грунте. Строение оболочки диатомовых водорослей рода: они имеют панцирь из соединений кремния. Он состоит из двух половинок, которые налегают друг на друга, как крышка на коробку. Панцири имеют щели, через которые осуществляется обмен веществ с окружающей средой. Хроматофоры этих водорослей имеют светло-желтую окраску, ибо, кроме хлорофилла, имеют и бурые пигменты.

Бурые водоросли. В отдел относятся преимущественно морские многоклеточные водоросли, их насчитывают около 15 000 видов. Эти водоросли запасают особое вещество — ламинарин. Слань бурых водорослей окрашена в желто-бурый цвет — в их клетках, кроме хлорофилла, есть коричневые и желтые пигменты. По размерам они достигают от нескольких сантиметров до десятков метров (макроцистис имеет длину 60 м). Ламинария, или морская капуста, — одна из самых бурых водорослей преимущественно холодных морей Мирового океана. Она имеет ризоидальну часть слоевища, которым крепится к поверхности дна, удлиненный «стовбурець» и листовидную часть пластинчатой формы. Размножается ламинария неполовое с помощью жгутиковых зооспор и половым способом с помощью гамет. Для ламинарии характерно чередование полового и неполового поколений в жизненном цикле, с четкой преимуществом неполового поколения (спорофита, от гр. Спора и Фитон — растение), то есть растений, которые образуют органы спороношения. Саргасум — род бурых водорослей, различные виды которых либо растут на дне мелководий морей, или пассивно плавают у поверхности воды, образуя большие скопления (Саргассово море южнее Бермудских островов). В Черном море растет бурая водоросль цистозира. Красные водоросли (багрянки). Подобно бурых водорослей, это исключительно многоклеточные организмы. Живут багрянки преимущественно в теплых морях. Всего известно около 4000 видов.

Красные водоросли имеют хлорофилл, а также красные, синеватые и желтые пигменты. Их сочетание в различных видов обусловливает различные цвета этих водорослей. Красные пигменты позволяют улавливать слабый свет на глубине 200 м. Они единственные среди водорослей живут на таких глубинах в морях. Красные водоросли запасают багрянковый крахмал — вещество, по химическому строению подобную гликогена (соединение, запасается в организме животных). Размножаются багрянки вегетативным, неполовым и половым способами. В их жизненном цикле наблюдается чередование поколений и полное отсутствие подвижных стадий (жгутиков нет). Это ставит красные водоросли на особое место среди водорослей.

Водорослями называют все растения, растущие под водой, но это неправильно. Водоросли отличаются своим строением от большинства растений.

Особенности строения водорослей

Водоросли - примитивные растения. Хотя их тело внешне может быть похожим на обычное растение, оно не делится на органы и называется талломом, или слоевищем.

Среди водорослей встречаются:

  • одноклеточные;
  • колониальные;
  • многоклеточные.

Тело одноклеточных водорослей представлено одной клеткой, часто имеющей жгутик для передвижения. Они обитают как в океане, так и в небольших лужах и канавах.

В клетках особенно заметен зелёный хроматофор. Он имеет разнообразную форму и аналогичен хлоропластам растений.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Примером колониальных водорослей является вольвокс.

Рис. 1. Вольвокс под микроскопом.

При бесполом размножении у вольвокса новые поколения остаются связанными с материнским, и образуется колония.

Талломы многоклеточных водорослей имеют различную форму.

Места обитания:

  • в пресных водах;
  • в солёных водах;
  • в почве;
  • на поверхности деревьев, построек, камней;
  • на снегу и льду.

Некоторые диатомовые и зелёные водоросли живут в горячих источниках с температурой воды до +51 градуса.

Размножение

Размножение водорослей происходит разнообразно, но относится к трём типам:

  • вегетативное;
  • бесполое;
  • половое.

Вегетативное наблюдается у нитчатых водорослей. Их таллом разрывается на части и из каждой образуется новый организм.

Бесполое размножение происходит с помощью спор. Материнская клетка делится на несколько частей. Каждая часть становится спорой. Впоследствии из споры вырастает новая водоросль.

Рис. 2. Бесполое размножение хламидомонады.

При половом размножении происходит слияние гамет (половых клеток), возникающих в специальных материнских клетках. В результате образуется зигота - первая клетка нового организма.

Таблица «Многообразие водорослей»

Кроме указанных в таблице, основных, групп водорослей, есть также:

  • диатомовые;
  • жёлтозелёные;
  • золотистые.

Диатомовые водоросли распространены в морях и пресных водоёмах. Их особенность - наличие панциря из кремнезёма. При отложении панцирей на дне водоёмов формируется горная порода диатомит.

Рис. 3. Панцири диатомей под микроскопом.

Значение водорослей

В природе:

  • водоросли насыщают водоёмы и атмосферу кислородом;
  • ими питаются водные животные;
  • образуют ил и меловые породы;
  • вызывают при сильном размножении «цветение воды».

В жизни человека водоросли применяются различно:

  • как корм или пищевая добавка для животных;
  • для питания человека;
  • ил используется как удобрение и в медицине;
  • в биохимической и кондитерской промышленности для получения белков, спиртов, йода, брома, витаминов, агар-агара.

Многие виды водорослей съедобны. Наиболее известными являются бурые ламинария (которую называют морской капустой) и фукус, а также зелёная ульва (морской салат).

Многие учёные утверждают, что в будущем широко распространятся фабрики водорослей. На этих фабриках будут выращиваться съедобные водоросли и производиться из них различные продукты.

Примеры использования водорослей для кормления животных известны давно. Во многих приморских районах мира крестьяне добавляли водоросли в корм скоту. В наше время для этой цели в США продаются брикеты из водорослей.

Что мы узнали?

Ученик 6 класса, готовя доклад или домашнее задание по биологии, должен знать основные группы водорослей и их значение. Распространены водоросли очень широко. Основная роль водорослей на планете - синтез органических веществ и насыщение кислородом океана и атмосферы. По прогнозам учёных, их пищевое и промышленное значение для человека будет расти.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 464.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей

Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с раз-личными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использовании их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблицы: «Одноклеточные водо-росли», «Многоклеточные водоросли», «Бурые и красные водо-росли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различ-ных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т. д.

Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли (улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище (таллом), ризоиды, спорангий, ядро с яд-рышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, конъюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон

Ход урока

Актуализация знаний

Работа у доски

К доске вызывают двух учеников. Одному из них нужно изо-бразить строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомо-нады, а другому — хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли. На выполнение задания отводится около 2—3 мин. После ученики устно отвечают по нарисованной схеме.

Далее к доске выходят еще три ученика. Один из них изобра-жает схему бесполого размножения хламидомонады, другой — по-лового размножения хламидомонады, а третий — размножения хлореллы. После учащиеся устно отвечают по нарисованным ими схемам.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли. Сегодня перейдем к многоклеточным. А начнем с нитчатых во-дорослей.

Как вы думаете, за что они получили такое название? (От-веты учащихся.)

Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длин-ные нити.

Среди нитчатых водорослей самой распространенной в наших широтах является спирогира. Это многоклеточная зеленая водо-росль, клетки которой расположены в один ряд. Рост происходит за счет деления всего тела. Растение ведет неприкрепленный образ жизни. Нити его свободно перемещаются в воде под действием различных течений. Это обычный обитатель наших прудов и рек с несильным течением. Вы, часто купаясь в пруду или реке, на-верное, обнаруживали скопления зеленой, скользкой на ощупь тины. Это и есть нити спирогиры.

(Учитель демонстрирует изображение этой водоросли на таб-лицах и по возможности и в живом или засушенном виде.)

Клетки спирогиры имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слоем слизи.

Как вы думаете, за что эта водоросль получила такое на-звание? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Хроматофоры в клетках этой водоросли имеют особое строе-ние. Они длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы опоясывая ее по спирали. Отсюда и на-звание. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком . Достаточно большое пространство занимает вакуоль.

Вспомните, какими способами могут размножаться однокле-точные зеленые водоросли. (Половым или бесполым путем.)

Для спирогиры тоже характерно как половое, так и бесполое размножение. При бесполом методе нити спирогиры разрываются, клетки каждой из частей начинают делиться, давая начало новым молодым организмам.

Когда происходит бесполое размножение хламидомонады? (При благоприятных условиях .)

Спирогира также размножается при благоприятных условиях, чаще всего летом, бесполым путем.

Половое размножение спирогиры несколько отличается от идентичного хламидомонады. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу. За-тем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, распо-ложенные ближе всего друг к другу, образуют особые выросты, которые соединяются, создавая канал, по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. Таким образом происходит оплодотворение и образуется зигота . Зигота покрывается толстой оболочкой и может длительное время находиться в состоянии по-коя. После определенного периода покоя зигота прорастает и дает начало новому организму. Такой способ полового размножения называется конъюгацией.

На камнях и корягах, лежащих на дне неглубоких рек, часто можно обнаружить еще одну нитчатую водоросль — улотрикс. Скопления улотрикса выглядят как ярко-зеленые шелковистые нити. Тело этого растения также состоит из одного ряда клеток, но клетки не вытянутые, как у спирогиры, а более короткие. Растет улотрикс за счет деления клеток, расположенных толь-ко на верхушке. Кроме того, эта водоросль ведет прикрепленный образ жизни. Она приклеивается к субстрату особой бесцветной клеткой. В цитоплазме каждой из клеток водоросли можно обна-ружить ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца.

Бесполое размножение этой водоросли происходит посредст-вом зооспор.

Вспомните, что такое зооспора.

Зооспоры — подвижные клетки со жгутиками, при помощи которых осуществляется бесполое размножение. Зооспоры сво-бодно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.

Какой способ размножения чаще всего встречается у водо-рослей при неблагоприятных условиях? (Они размножают-ся половым путем.)

При половом размножении улотрикса в некоторых клетках во-доросли образуются многочисленные подвижные гаметы со жгу-тиками. Гаметы от разных особей сливаются попарно и образуют зиготу. Зигота также покрывается толстой оболочкой и может в течение длительного времени находиться в состоянии покоя. Как только создаются условия, благоприятные для жизни во-доросли, зигота делится на 4 клетки-споры. Споры опускаются на дно и, прикрепившись к субстрату, начинают делиться, давая начало новой особи.

Достаточно часто в пресных и соленых водоемах встречается многоклеточная зеленая водоросль кладофора. Она также является нитчатой водорослью, но более высокоорганизованной, чем спи-рогира и улотрикс. Нити кладофоры ветвятся. Молодые кладо-форы ведут прикрепленный образ жизни, но впоследствии часто обламываются и пускаются в свободное плавание. Интересной особенностью этого растения является наличие в каждой клетке большого числа ядер. Подобные явления никогда не встречаются в клетках высших растений.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12), а также личным опытом, укажите значение водорослей в природе и жизни человека.

(На выполнение этого задания отводится около 3—5 мин, по-сле чего берутся на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 3—4 отвечают устно. Учитель сопровождает устные ответы учащихся демонстрацией таблиц и по возможности некоторых продуктов из водорослей: салата из морской капусты, пищевых добавок с во-дорослями, йода, агар-агара и т. д.)

Роль водорослей в природе

В процессе фотосинтеза трансформируют энергию солнца в энергию, доступную для других организмов, и выделяют кислород, необходимый для их дыхания.

Пища для многих морских животных (морские ежи, рыбы и пр.) и морских водоплавающих птиц.

Приют для рыб и многих других животных.

Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

Некоторые виды одноклеточных водорослей являются пио-нерными растениями: попадая на бесплодные субстраты, они участвуют в почвообразовании.

Некоторые виды водорослей входят в состав комплексных организмов (лишайников).

Роль водорослей в жизни и деятельности человека

Продукты питания для человека (ламинария, ульва).

Использование в качестве добавки к корму для скота.

Изготовление удобрений.

Получение агар-агара, используемого в пищевой промыш-ленности и микробиологии (красные водоросли).

Использование в химической промышленности (получение йода, калийных солей, спирта, уксусной кислоты и т. д.).

Биологическая очистка технических и сточных вод (хлами-домонада, хлорелла).

Получение лекарственных препаратов и биологически ак-тивных добавок к пище.

Вред, наносимый водорослями человеку и его деятельности

Чрезмерное размножение в оросительных каналах затруд-няет подачу воды.

Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затруд-няет сезонный вылов рыбы.

Чрезмерное размножение водорослей приводит к затруд-нению судоходства.

Творческие задания.

Нарисовать картину подводного мира, на которой будут присутствовать различные отделы водорослей: красные, бурые, зеленые, и т. д.

Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главны-ми действующими лицами будут водоросли.

В книгах каких писателей встречаются описания подвод-ного мира?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в спе-циальной литературе названия и описание водорослей, выращи-ваемых в пресных и в соленых аквариумах. К каким водорослям они относятся?

Водоросли. Учебный фильм

Путешествие по Африке. Лес водорослей.Познавательный фильм.

Морские водоросли Ламинария

Морские водоросли и Зелёные технологии компании Olmix - RU

Морские водоросли

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

Многообразие водорослей

Водоросли - очень древняя группа организмов на Земле. За время существования у водорослей возникло множество форм строения, особенностей в размножении и расселении на нашей планете. Всего насчитывают около 30 тыс. видов водорослей.

По особенностям строения и окраске таллома различают зеленые, красные, золотистые, бурые, диатомовые и другие водоросли.

Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К ним относят хлореллу, ульву, спирогиру, хламидомонаду, улотрикс .

В роде хламидомонада - более 500 видов. Почти все они обитатели мелких, хорошо прогреваемых и сильно загрязненных водоемов. Наряду с автотрофным способом питания все представители хламидомонады всасывают всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, способствуя очищению загрязненных вод. Такая способность этих водорослей позволяет использовать их в очистных сооружениях.

В прудах, озерах, заводях рек часто можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это - многоклеточная нитчатая водоросль спирогира . В слегка загрязненных водах морских побережий, например Черного моря, произрастает ярко-зеленая водоросль ульва , плоский волнистый таллом которой в ширину достигает 20 см. Многие народы используют ульву в пищу под названием "морской салат".

К отделу зелёных водорослей относятся и некоторые колониальные формы - вольвокс, эудорина, пандорина . Отдельные их клетки построены по типу хламидомонады, но при размножении клетки не расходятся, а срастаются своими оболочками или остаются соединёнными общей слизью. Они широко распространены в стоячих водоёмах, где также вызывают цветение воды. Наиболее высокоорганизован вольвокс. В его колонии уже наблюдается некоторая специализация клеток.

Если для зелёных водорослей обычной средой являются пресные водоёмы, то абсолютное большинство бурых и красных образуют настоящие леса и заросли именно в солёной воде. Живут они и в зоне приливов-отливов, где подолгу остаются без воды и переживают удары волн, и на довольно значительной глубине, куда почти не проникают солнечные лучи.

Интерактивный урок-тренажёр "Отдел Зелёные водоросли".

(Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

Бурые водоросли - это крупные, многоклеточные растения. Свое название получили из-за окраски таллома. В клетках этих водорослей помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты.

В большинстве своем бурые водоросли растут прикрепленными к твердому грунту или к другим водорослям, отличаясь этим от других водорослей. Для прикрепления к грунту им служат особые выросты слоевища - ризоиды , представляющие собой длинные корнеподобные разрастания. Бурые водоросли бывают однолетними и многолетними. Например, у ламинарии многолетними являются ризоиды и стволик, а длинная лентовидная (пластинчатая) часть таллома - однолетняя. Она ежегодно отрастает вновь от стволика.

Бурые водоросли могут размножаться вегетативно. С помощью двужгутиковых спор - бесполым путём. Из спор вырастают особи, на которых образуются половые клетки - гаметы. После оплодотворения зигота даёт начало водоросли, на которой будут образовываться споры. Следовательно, для бурых водорослей свойственно чередование двух поколений - полового и бесполого.

Бурые водоросли - один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океанов и морей.

В их зарослях, подобных подводному лесу, укрываются, находят пищу и кислород многочисленные животные. Многие бурые водоросли идут в пищу человеку, используются в промышленности, применяются на корм скоту и как удобрение.

Красные водоросли , или багрянки. Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок - от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой. Это очень древняя группа водорослей. Поэтому они имеют некоторые отличия от других, более «молодых»отделов. По длине красные водоросли уступают бурым (не более 2 м). Сочетание разных пигментов багрянок придаёт им окраску от ярко-красной до голубоватой и жёлтой. Размножение красных водорослей (бесполое и половое) - процесс более сложный и многообразный, чем у других отделов. Багрянки удивительно приспособились к жизни в прибрежной зоне. Здесь они промываются не только морской, но и пресной водой, промерзают зимой, высыхают во время отлива. Но наступает прилив, и они оживают. Именно багрянки могут выжить на скалах, где постоянно действует прибой. Слоевище багрянок растёт много лет и имеет самые разные формы: пластинчатые, кустистые, нитевидные. Наиболее известна морская водоросль порфира . Размножается она только половым путём.

(Выполните все задания урока)

Значение водорослей в природе велико. Они поглощают солнечные лучи, проникающие на значительную глубину, и образуют органические вещества. При этом в воду выделяется кислород, а из воды поглощается углекислый газ.

Бурые водоросли - один из основных источников органического вещества в прибрежной зоне. Их биомасса может достигать десятков килограммов на квадратный метр. Заросли бурых водорослей служат укрытием, местом размножения и питания прибрежных животных. Они же создают условия для поселения других, более мелких водорослей. Чарльз Дарвин писал о макроцистисе грушевидном , который занимает то же положение в южных морях, что и ламинария в северных: «Эти огромные подводные леса я могу сравнить только с наземными лесами тропических областей. И всё-таки, если бы в какой-нибудь стране уничтожить лес, то не думаю, чтобы при этом погибло хотя бы приблизительно такое количество видов животных, как с уничтожением этой водоросли».

Человек широко использует водоросли. В медицине - раньше только для получения йода, а сейчас - при изготовлении заменителей крови, препаратов, способствующих выведению радиоактивных веществ из организма, в хирургии. Жители Японии и Дальнего Востока издавна используют в пищу ламинарию . Однако ещё большее значение приобрели сегодня эти водоросли в промышленности.

Из водорослей получают химические вещества, необходимые при изготовлении таблеток, диабетических продуктов; в производстве пластмасс, синтетических волокон, смол, красок, бумаги, взрывчатых веществ. Добавление их небольшого количества повышает качество долгохранящихся продуктов (консервов, мороженого, соков). Бурые водоросли используют в животноводстве и растениеводстве. Бурые водоросли содержат йод и другие микроэлементы, поэтому из них приготовляют кормовую муку - добавку в корм для сельскохозяйственных животных. Благодаря этому сокращается падёж скота, повышается продуктивность, в молоке и яйцах увеличивается содержание йода. Порфиру можно использовать в пищу. В Японии её специально разводят.

Красные водоросли идут на получение агар-агара. Его добавляют в хлеб, чтобы тот не черствел, из него изготовляют пастилу, желе, мармелад. Агар-агар - лучшая среда для выращивания микроорганизмов. Из агара делают капсулы и таблетки с антибиотиками, витаминами. Из красных водорослей получают йод. Из багрянок вместе с другими водорослями производят муку, которая идёт на корм скоту и как удобрение. Красные водоросли растут во всех морях Мирового океана, но особенно значительна их роль в тропиках, где они превосходят по численности бурые и зелёные водоросли. В жизни моря они играют роль, аналогичную бурым и зелёным.

Кроме многоклеточных, довольно крупных водорослей, в Мировом океане обитает огромное количество микроскопических водорослей. Вместе со спорами многоклеточных водорослей они образуют фитопланктон (от греч. phyton - растение и plankton - блуждающий). Он населяет поверхностные, хорошо освещённые слои воды. Это основной производитель органических веществ, начальное звено большинства пищевых цепей в водоёме.

В пресных водоёмах место красных водорослей и спор бурых в фитопланктоне занимают зелёные водоросли.

Водоросли - низшие растения, имеющие одноклеточное и многоклеточное строение. Низшими их называют потому, что их тело не дифференцировано на поглощающую и фотосинтезирующую части, как это наблюдается у всех других представителей царства растений. Водоросли - один из древнейших представителей организмов, гигантский источник кислорода, органических веществ и энергии для всего живого мира. Они содержат много ценных веществ, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей. Водоросли представляют собой большую ценность нашей планеты.

План урока по биологии.

Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева.

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: сформировать представление о водорослях, как низших растениях.

Задачи:

1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей;

2.Изучить общие признаки водорослей;

3.Определить признаки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).

5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания водорослей.

Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли», чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп),

Использование компонентов УУД:

Умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;

Взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;

Правильно выражать свои мысли;

Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

Готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;

Умение выявлять существенное;

Умения осознавать познавательную задачу;

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,

Использовать знаково-символичные средства;

Умение решать проблемы и задачи.

Навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;

Эмоциональное оценивание происходящего и изученного;

Ход урока.

  1. Проверка знаний учащихся.

Какое значение имеет систематика в изучении живой природы.

Как именуют виды растений.

Какие таксоны выделены в классификации растений.

Ученый-натуралист, который ввел бинарные названия видов.

Установить соответствия между таксономическими единицами и предложенными названиями групп. Какое название группы лишнее, почему.

Какие растения относят к высшим.

Промежуточный результат: определение качества усвоения изученного материала «Систематика растений, ее значение для ботаники».

  1. Изучение материала.

Образовательный компонент 1.

Действия учителя

Действия учеников

Видеосюжет водоросли (ЭОП 1С: Школа).

Демонстрирует видеосюжет. Предлагает ответить на вопросы по видеосюжету. Определяет, что усвоили ученики после просмотра. Задает вопросы по сюжету.

Место обитания организмов.

Какие формы организмов увидели.

Какие размеры могут иметь организмы.

Постановка проблемы, цели урока. Помогает определить проблему и цель урока. Объясняет, что это особая группа растений «Водоросли».

Внимательно просматривают видеосюжет. Размышляют, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы.

Предполагают цель урока. Записывают в классной тетради тему урока.

Промежуточный результат: определение цели урока. Понимание, что есть сходства и различия между представленными растениями. Понимание необходимости изучения особенностей строения водорослей.

Образовательный компонент 2.

Действия учителя

Действия учеников

Работа с текстом учебника, иллюстрацией № 107,108

Объяснение задачу перед учениками. Помогает ученикам в работе с текстом и с иллюстрацией. Выслушивает и акцентирует внимание учеников на существенное. Проверяет качество выполнения работы. Задает вопросы.

Чем отличаются по своему строению водоросли.

В каких структурах находится хлорофилл.

Какие формы тела имеют водоросли.

Как называется одноклеточная водоросль.

Какие особенности строения хламидомонады свойственны растительной клетке.

Какие структуры свойственны свободно живущему организму.

С каким процессом связано наличие этих структур.

Выслушивает ответы учеников, дополняет и отмечает правильно выделенные признаки. Предлагает сравнить ответы учеников с ответами на слайде.

Активное слушание. Понимание задачи. Работают с текстом учебника и с иллюстрацией. Размышляют, взаимодействуют с учителем.

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников, дают комментарии к ответам, исправляют допущенные ошибки. Делают обобщение.

Записывают в тетрадь признаки отдела «Водоросли».

Промежуточный результат: усвоение общей характеристики отдела «Водоросли». А) Водоросли – низшие растения, т.к. тело представлено слоевищем, или талломом. В нем нет органов и тканей. Б) Хлорофилл находится в хроматофорах. В) Водоросли – автотрофные организмы. Усвоение отличий водорослей. А) Есть водоросли одноклеточные и многоклеточные. Б) Формы тела у водорослей разнообразны. В) Хламидомонада имеет жгутики, глазок, сократительную вакуоль – структуры, свойственные свободно живущему организму.

Образовательный компонент 3.

Действия учителя

Действия ученика

Закрепление материала «Строение одноклеточной водоросли». ЭОП 1С: Школа и задание № 2 «рабочей тетради».

Объясняет цель работы, мотивирует на выполнение работы, оказывает помощь при выполнении работы в «рабочей тетради».

Проверяет качество выполнения работы с использованием тестового варианта пособия в ЭОП 1С: Школа

Выполняют задание №2 в «рабочей тетради» на закрепление знания строения одноклеточной водоросли.

Совместное взаимодействие с учителем. Работают с интерактивным пособием. Показывают качество выполнения задания, степень усвоения, выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. Называют структуры строения хламидомонады и ее функцию. Взаимодействуют с учителем в работе.

Промежуточный результат: знание особенностей строения одноклеточной водоросли. Усвоение частей тела, функции структур тела. Запоминание новых понятий и закрепление знаний строения растительной клетки и структур свободноживущих организмов.

Образовательный компонент 4.

Действия учителя

Действия учеников

Изучение блока «Размножение водорослей», «Многообразие водорослей», «Значение водорослей»

Проводит деление учеников класса на рабочие группы. Объясняет задачу для каждой группы. Осуществляет помощь при подготовке к выступлению, при создании схемы. Поддерживает высокий темп работы, акцентирует внимание на содержательной части материала каждой группы.

Поощряет мысли в группах, создает благоприятную ситуацию в работе группы, ситуацию успеха. По окончанию выступлений групп проверяет правильность записей учеников.

Демонстрирует гербарные экземпляры «водоросли», флакон йода, пищевой продукт.

Работа выполняется в группах. 1 группа работает над содержанием материала «Размножение водорослей». 2 группа – «Многообразие водорослей», 3 группа – «Значение водорослей». В группах проводят анализ содержания материала, обсуждают, определяют содержание своего рассказа. Взаимодействуют с учителем. Разрабатывают схему материала для последующей записи в тетради учениками класса. Выступают перед одноклассниками. Предлагают схему своей части материала.

После выступления каждой группы переносят схемы главной части материала в тетрадь.

Промежуточный результат: отработаны навыки работы в группе и взаимодействия с членами группы и учителем. Проведен совместный анализ содержания материала. Отработаны умения и навыки использования схемы, таблицы, опорных знаков и т.д. при решении учебной задачи. Усвоены знания особенностей размножения водорослей, многообразия водорослей, значения водорослей.

Схема № 1. «Размножение водорослей»

Схема № 2. «Многообразие водорослей»

Названия водорослей.

Глубина обитания в водоемах.

Схема № 3. «Значение водорослей»

Участвуют в образовании кислорода, насыщению водной среды и атмосферы кислородом;

Проводит небольшой опрос по изученным блокам. Подводит итоги работы групп. Обобщает изученный материал. После просмотра видеофильма предлагает задуматься о роли водорослей в существовании живых существ на планете. Ставит проблему для размышления.

Роль человека в сохранении биологического разнообразия.

Роль человека в сохранении среды обитания водорослей.

Пути решения проблемы загрязнения водоемов.

Эффективные и безопасные для водных обитателей методы очистки водоемов.

Внимательно просматривают видеосюжет, дают оценку информации в видеосюжете. Рассказывают, что они дополнительно узнали из фильма.

Размышляют над проблемой. Отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы.

Промежуточный результат: размышления над проблемой сохранения водорослей и защита среды обитания водорослей. Эмоциональная оценка и отношение к проблемам экологии. Умение предлагать собственные выводы, собственные способы решения проблемы. Закрепление изученного материала.

  1. Подведение итогов.

Использовать интерактивные возможности ИКТ;

Подготовить к уроку оборудование, интерактивные пособия;

Выдерживать временные рамки каждого обучающего компонента урока;

Оказывать дозированную помощь ученикам в работе, мотивировать к изучению материала, создавать ситуацию успеха каждого ученика;

Вовлекать в опрос и работу слабоуспевающих учеников, предлагая им форму работы, успешную для выполнения (например, работа с интерактивным пособием с наличием готовых ответов);

Использовать разнообразные формы восприятия материала;

Использовать многовариативные формы работы,

Обязательное включение в работу учебник, не перегружая урок презентацией, слайдами.

При подготовке к уроку использованы материалы Интернет-ресурса




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»