Виды и классификация международных организаций. Понятие международного органа. Международные организации: понятие, классификация, юридическая природа, роль и значение Охарактеризуйте международные организации по виду деятельности кратко

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В условиях всемирной глобализации, интеграции экономик, унификации законодательств и стирания границ между странами уже невозможно принимать решения единолично. Необходимо согласовывать намерения по разным вопросам с остальными участниками мирового сообщества. Наряду с государствами, важными членами мировой политики являются международные организации. Конфликты между группами людей и странами, террористические группировки, изменения климата, геополитика, разработка арктического шельфа, исчезновение редких видов животных - это далеко не полный список вопросов, которые требуют их участия. Противостоять новым вызовам современности возможно только общими усилиями.

Определение

Международная организация является добровольным союзом государств-участников, создаваемым для сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры, экологии, безопасности. Вся их деятельность основывается на международных договорах. Характер взаимодействия может быть как межгосударственным, так и негосударственным, на уровне общественных объединений.

Признаки

В основе любой международной организации лежат минимум шесть основных признаков:

  • Любая организация должна быть создана и действовать в соответствии с международными стандартами права. Обычно, при создании подобного объединения все члены-государства подписывают международную конвенцию, протокол или соглашение, которое гарантирует выполнение всех обязательств, взятых на себя участниками.
  • Деятельность международных организаций регламентируется ее Уставом, в котором обозначаются цели, задачи, принципы, структура объединения. Положения Устава не должны противоречить нормам международного права.

  • Наличие прав и обязанностей всех участников. Обычно они равны для любого члена объединения. Также они не должны отменять самостоятельные права участников. Суверенитет государства не может попираться. Права международных организаций определяют статус объединения, регламентируют вопросы их создания и деятельность.
  • Постоянная или регулярная деятельность, сессии, совещания между членами для урегулирования международных вопросов.
  • Принятие решений простым большинством голосов участников организации или посредством консенсуса. Окончательные решения фиксируются на бумаге и подписываются всеми участниками.
  • Наличие штаб-квартиры и органов управления. Не редко в качестве последнего выступает Председатель организации. Председательствуют участники по очереди, ограниченный временной промежуток.

Классификация

Какие международные организации существуют? Все объединения подразделяются в зависимости от нескольких критериев.

Критерий

Подвид организации

Международная правоспособность

Межправительственные. Создаются на основе соглашения между правительствами стран-участниц. Членами являются государства, интересы которых в организации представляют государственные служащие

Неправительственные. Отношения в этих объединениях не регламентированы правительственными соглашениями. Членом может стать любая страна, согласная с целями и задачами организации. Ярким примером является Международная торговая палата

Круг интересов

Специальные:

  • отраслевые - это организации, интересы которых не выходят за рамки определенной сферы, например, экологии или экономики;
  • профессиональные - это объединения специалистов одной отрасли, к таким организациям относятся Международное Содружество адвокатов или Международная Федерация бухгалтеров;
  • проблемные - организации, призванные решать общие глобальные и региональные проблемы,в эту категорию чаще всего попадают объединения по урегулированию конфликтов, такие как Совет Безопасности ООН и т. д.

Универсальные. Круг вопросов, рассматриваемых организацией, не ограничивается одной сферой жизни. Государства-участники вправе вносить на рассмотрение любые вопросы. Ярким примером является ООН

Территория действия

Всемирные - мировые международные организации, в состав которых могут входить любые страны, вне зависимости от географического месторасположения. Чаще всего эти объединения имеют большое количество участников. Примеры: Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация

Межрегиональные - это содружества государств в пределах нескольких регионов, объединенных общей идеей или проблемой. К таковым можно причислить Организацию исламского сотрудничества

Региональные - организации, включающие в свой состав государства одного региона для решения внутренних вопросов. Примером может служить СНГ (Содружество Независимых Государств) или Совет государств Балтийского моря

Многосторонние - международные организации, участие в которых принимают более двух стран, заинтересованных в сотрудничестве. Так, ВТО (Всемирная торговая организация) включает в ряды своих участников любую страну, согласную на соблюдение определенных торгово-экономических принципов, выдвигаемых обществом. Это не связано с расположением или политическим строем страны

Юридический статус

Формальные - это объединения, в которых встречи участников носят формальный характер. То есть каждому участнику отведена своя роль, все встречи документируются, отношения между членами обезличены. Такие организации имеют аппарат управления и свои властные органы. Примером является ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти)

Неформальные - организации, взаимодействие в которых носит неформальный характер на постоянной основе. К ним относятся такие гиганты, как Большая двадцатка и Парижский клуб стран-кредиторов

Одна организация может подходить сразу под несколько критериев.

Список ключевых международных организаций

По данным 2017 года, в мире насчитывается 103 всемирные организации. Некоторые из них являются постоянно действующими, другие собираются для сессий.

Африканский союз

Это международная межправительственная организация, в состав которой входит 55 государств-участников. Главной целью объединения является всестороннее сотрудничество и развитие африканских государств и народов. В сферу интересов входит экономика, торговля, безопасность, образование, здравоохранение, сохранение дикой природы, защита прав человека и многое другое.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество

Международная региональная организация, сферой интересов которой служат экономика и торговля в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Объединение выступает инициатором создания беспрепятственной и свободной торговли между странами-участницами.

Андское сообщество наций

Международное региональное объединение стран Южной Америки. Имеет социально-экономическую направленность. Члены сообщества выступают за интеграцию государств Латинской Америки.

В это международное содружество входит восемь государств. Его целью является сохранение природы в арктическом регионе, минимизация ущерба, наносимого природе во время разработки шельфов.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

Это международная организация государств Юго-Восточной Азии. Круг вопросов, рассматриваемых объединением, не ограничен, но основная проблематика касается создания зон торговли. В состав входит 10 стран. В 2006 году между Россией и Ассоциацией подписана декларация, позволяющая сотрудничать государствам в рамках проводимых Ассоциацией встреч.

Банк международных расчетов

Это финансовая организация. Ее целью является укрепление сотрудничества между Центробанками разных стран и упрощение международных расчетов.

Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций

Организация, членами которой выступают страны, эксплуатирующие атомные станции. Цель и миссия организации заключается в создании условий безопасного использования атомной энергии, повышении безопасности атомных электростанций.

Всемирная торговая организация

Многосторонняя международная организация, страны-члены которой являются участниками Генерального соглашения по тарифам и торговле. Призвана создать условия для либерализации торговли участников. Одна из самых многочисленных организаций, в ее состав входит 164 члена.

Международное агентство по атомной энергии

Организация, целью которой является способствование безопасному использованию атомной энергии. Также агентство препятствует распространению атомного оружия.

ООН

Организация объединенных наций - объединение, созданное после Второй мировой войны 50 странами-участницами для поддержания мира и безопасности на планете. На данный момент ООН является самой влиятельной организацией в мире. Кроме поддержания мира ООН теперь занимается широким кругом глобальных проблем. Какие международные организации входят в ООН? Всего насчитывается 16 учреждений. В состав организации входят такие специализированные международные объединения:

  1. Всемирная метеорологическая организация - орган ООН, в компетенцию которого входят вопросы метеорологии, глобального потепления и взаимодействие атмосферы с мировым океаном.
  2. Всемирная организация по здравоохранению - учреждение ООН, призванное решать международные проблемы в сфере здравоохранения населения Земли. Организация активно способствует повышению уровня медицинских услуг, гигиены, вакцинации населения в мире. В состав структуры входит 194 страны.
  3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, более известная под аббревиатурой ЮНЕСКО. Объединение занимается вопросами образования и устранения неграмотности, дискриминации в образовании, изучением разных культур и социальной сферы жизни человечества. ЮНЕСКО активно участвует в борьбе с гендерным неравенством, играет огромную роль в решении широкого круга проблем Африканского континента.
  4. ЮНИСЕФ, или Международный чрезвычайный детский фонд ООН занимается всесторонней помощью институту материнства и детства. Среди основных целей фонда снижение детской смертности, снижение летальных исходов у беременных женщин, продвижение начального образования среди детей.
  5. Международная организация труда - специальное учреждение ООН, отвечающее за вопросы регулирования трудовых отношений как внутри стран, так и на международном рынке труда.

Участие России в глобальных организациях

Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:

  • Таможенный союз - надгосударственное объединение нескольких стран с целью создания единого экономического пространства и рынка, устранения таможенных ограничений для товаров.
  • Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности) - постоянный орган ООН, занимающийся вопросами международной безопасности.
  • Содружество Независимых Государств - союз государств, ранее входивших в СССР. Главной целью СНГ являются вопросы политического, экономического и культурного взаимодействия между странами-участницами.
  • Организация Договора о коллективной безопасности - совет нескольких государств для поддержания мира и порядка на территории участников.
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - объединение, занимающееся решением вопросов безопасности в Европе.
  • Совет Европы - объединение европейских стран для укрепления демократии, совершенствования законодательства в области прав человека и культурного взаимодействия между странами.
  • БРИКС - группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - региональный форум для развития торговли между участниками.
  • Шанхайская организация сотрудничества - объединение, целью которого является поддержание мира и стабильности. Не является военным блоком.
  • Евразийский экономический союз - региональная организация, выступающая за интеграцию и сближение рынков стран-участниц.
  • Международная организация по стандартизации - всемирное объединение, основной целью которого является выпуск международных стандартов и их внедрение на территории всех участников.
  • Международный олимпийский комитет - организация, созданная с целью возрождения и продвижения олимпийского движения в мире.
  • Международная электротехническая комиссия - объединение, занимающееся стандартизацией электросетей и оборудования.
  • Всемирная торговая организация - торговый союз, призванный обеспечить равные права на международном рынке всем участникам.

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека.

Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур тесно связаны с международными отношениями.

Начало ХХI века свидетельствует о существенном расширении сотрудничества государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Более того, значительно возросла роль международных организаций и гражданского общества в решении глобальных проблем.

Все мы, включены в сложнейшую информационную среду и тем более в разнообразное сотрудничество на местном, локальном, региональном, интернациональном, транснациональном, наднациональном, глобальном масштабах.

Целью данной работы является изучение основ в области современного международного права и политологии.

В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс институционализации международных политических отношений.

2. Рассмотреть основные международные организации.

3. Охарактеризовать общедемократические принципы международных отношений.

Для достижения поставленной цели и задач была изучена научная и методическая литература по политологии и международному праву отечественных и зарубежных авторов.

1. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни общества. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия около 200 государств, находящихся на разных этапах исторического, экономического, политического и культурного развития. В отношениях между ними устанавливаются различные взаимосвязи, возникают проблемы, противоречия. Они составляют особую сферу политики - международные отношения.

Международные отношения - это совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающая среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений государства.

Виды международных отношений:

Политические (дипломатические, организационные и др.);

Военно-стратегические (блоки, союзы);

Экономические (финансовые, торговые, кооперативные);

Научно-технические;

Культурные (гастроли артистов, выставки и т. д.);

Социальные (помощь беженцам, при стихийных бедствиях и др.);

Идеологические (соглашения, диверсии, психологическая война);

Международно-правовые (регулируют все виды международных отношений).

Таким образом, все виды международных отношений могут существовать в различных формах.

Уровни международных отношений:

По вертикали - масштабные уровни:

Глобальные - это отношения между системами государств, крупнейшими державами;

Региональные (субрегиональные) - это отношения между государствами определенного региона;

Ситуативные - это отношения, складывающиеся в связи с той или иной ситуацией. По мере разрешения данной ситуации распадаются и эти отношения.

По горизонтали:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные - это взаимоотношения групп государств, международных организаций);

Двусторонние.

Первый этап международных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: «Si Vis pacem - para belluv!» (если хочешь мира - готовься к войне).

Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии.

Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. Образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые.

Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства.

Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права.

Институциализация - превращение какого-либо политического явления в упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, правилами поведения и так далее. Это формирование политических институтов, организаций, учреждений. Глобальной организацией, насчитывающей почти две сотни государств-членов, является Организация Объединенных Наций. Официально ООН существует с 24 октября 1945 года. 24 октября ежегодно отмечается как день ООН.

Что касаемо нашей страны, то на современном этапе Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содружества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь основываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество.

2. ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ)

Идея создания международных организаций появилась ещё в Древней Греции. В IV в до н.э. начали появляться первые межгосударственные объединения (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония), которые, без сомнения, сближали греческие государства.

Первые международные организации появились в XIX веке как одна из форм многосторонней дипломатии. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации стали достаточно автономными образованиями, наделенными собственными полномочиями. Во второй половине XIX века появились первые универсальные международные организации - Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время в мире насчитывается более 4 тыс. международных организаций, более 300 из которых имеют межправительственный характер.

Международные организации создавались и создаются для решения самых разнообразных проблем - от решения недостатка пресной воды на Земле до ввода миротворческого контингента на территории отдельных стран, например, бывшая Югославия, Ливия.

В современном мире существуют две основные разновидности международных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. (Приложение А)

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе международного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.)

Международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основные черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная организация труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической, социальной и культурной областях.

Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых, ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном авторе. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская конференция); региональный (например, Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро мер и весов). В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер.

В отличие от межправительственных организаций, МНПО - это, как правило, нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.

МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как авторы, действующие, говоря словами Г. Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей - оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те, или иные государства. Именно так действуют, например, Гринпис, Международная амнистия, Международная федерация по правам человека или Всемирная организация борьбы против пыток. Поэтому МНПО подобного рода нередко называют «международными группами давления».

Сегодня международные организации приобретают огромное значение, как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Они создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширные спектры жизни мирового сообщества.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Образование Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Оно существенно отличается от предыдущего. Прежде всего, современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Устава ООН. Если главным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и др.

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Теперь членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств-членов ООН. Делегация каждого государства-члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

Рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

Избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

Совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

Координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей.

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам.

Совет по опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющих и не управляющих территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.

Международный суд является главным судебным органом ООН. Международный суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств-членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В соответствии со ст. 57 и ст. 63 Устава ООН в связь с ООН поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.

Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО).

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Общими и все более скоординированными усилиями этих организаций и осуществляется их многогранная программа действий по сохранению мира и благополучия на Земле посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности.

международный право политический демократический

4. ОБЩЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных общедемократических принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д. Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму.

Принципы международного права - это общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства «erga omnes», т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Они объединяют нормы международного права различного уровня, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему.

Во второй половине XX в., с принятием Устава ООН 1945 г., принципы международного права были в большей своей части кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме.

Международное право развивается на единых для всех стран началах - основных принципах. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1. неприменения силы или угрозы силой;

2. мирного разрешения международных споров;

3. невмешательства во внутренние дела;

4. сотрудничества государств;

5. равноправия и самоопределения народов;

6. суверенного равенства государств;

7. добросовестного выполнения международных обязательств.

8. нерушимости государственных границ;

9. территориальной целостности государств;

10. всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств, не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой либо причине во внутренние и внешние дела другого государства.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого, все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория - это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН.

Общедемократические принципы международных отношений выражают основополагающие идеи, цели, стержневые положения международного права. Они проявляются в устойчивости международной юридической практике, способствуют поддержанию внутренне согласованной и эффективной системы международного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политика - это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. В Республике Беларусь политическая наука завоевала существенные позиции и стала органичной частью современного научного знания.

Рассмотренный в данной работе процесс создания и развития международных организаций показал взаимно пересекающуюся систему этих организаций, которая имеет свою логику развития и одновременно отражает противоречивость и взаимозависимость международных отношений.

Сегодня международные организации приобретают огромное значение, как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Они создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширные спектры жизни мирового сообщества.

Однако существование широкой системы международных организаций отражает сложность, противоречивость и взаимосвязь международных отношений. Наличие огромного числа международных организаций, конечно же, порождает определенные трудности.

Для устранения возможных трудностей необходимо полностью использовать потенциал ООН с их системным видением мировой динамики, отражающим стремление простых людей и власть имущих к стратегической стабильности и противодействию всем проявлениям насилия, мешающего Человечеству жить в согласии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глебов И.Н. Международное право: учебник / Издательство: Дрофа,

2. 2006. - 368 с.

3. Куркин Б.А. Международное право: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2008. - 192 с.

4. Международное право: учебник / отв. ред. Вылегжанин А.Н. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 1012 с.

5. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Валеев Р.М. и проф. Курдюков Г.И. - М.: Статут, 2010. - 624 с.

6. Политология. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Денисюк Н.П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова С.В. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 256 с.

7. Теория международных отношений: Учебное пособие в 2-х т. / Под общей ред. Колобова О.А. Т.1. Эволюция концептуальных подходов. - Нижний Новгород: ФМО ННГУ, 2004. - 393 с.

8. Устав Организации Объединенных Наций.

9. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 590 с.

10. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

11. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые международные организации

Универсальные:

Лига Наций (1919-1939). Значительный, если не решающий вклад в ее основание внес американский президент Вудро Вильсон.

Организация Объединенных Наций (ООН). Создана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, где собрались представители 50 государств.

Другие межправительственные организации (МПО):

ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле).

ВТО (Всемирная торговая организация).

Международный валютный фонд (МВФ). Межправительственная организация, созданная в 1945 г.

Всемирный банк. Международное кредитное учреждение, имеющее целью повышение уровня жизни в слаборазвитых странах за счет финансовой помощи богатых стран.

Региональные МПО:

Лига арабских государств. Организация, созданная в 1945 г. Цели -защита общих интересов и формирование единой линии арабских государств на международной арене.

НАТО - Организация Североатлантического договора.

Военно-политическая организация, созданная по инициативе США 4 апреля 1949 г. Главная цель - противостояние военной угрозе со стороны СССР.

Организация американских государств (ОАГ). Создана в 1948 г. Государствами.

Организация стран Варшавского Договора (ОВД) (1955--1991). Военно-политическая организация, созданная по предложению СССР в ответ на Парижские соглашения от 23 октября 1954 г.

ОАЕ (Организация Африканского единства). Образована 26 мая 1963 г. в Аддис-Абебе и объединяет все страны африканского континента.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Эта региональная организация, в которую в настоящее время входят основные страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также США и Канада.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Создана на основе Парижской конвенции об учреждении ОЭСР, имевшей целью развитие экономически бедных стран и стимулирование международной торговли, и вступила в силу 30 сентября 1961 г.

Совет Европы.

Создан в 1949 г. Страны-основатели: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция. Основная цель организации - способствовать развитию и практическому воплощению идеалов демократии и политического плюрализма.

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Создано 8 декабря 1991 г. За исключением Литвы, Латвии и Эстонии, в СНГ входят все новые независимые государства - бывшие республики СССР.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти.

Создана на Багдадской конференции в 1960 г. Основные цели организации: координация и унификация нефтяной политики стран-членов.

Региональные интеграционные объединения:

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН.

АТЭС--Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество .

Европейский союз (ЕС). Региональная межправительственная организация, создание которой связано с Парижским договором 1951 г.

МЕРКОСУР -- Южный Общий рынок. Основные цели организации: свободный обмен товарами, услугами и факторами производства.

Североамериканская Ассоциация свободной торговли. Создана на основе договора между США, Канадой и Мексикой от 17 декабря 1992 г. Цель - либерализация торговых и экономических обменов между странами-членами.

Межрегиональные МПО:

Британское содружество. Организация, объединяющая 54 государства - бывшие колонии Великобритании. Цель -- поддержание приоритетных экономических, торговых и культурных связей между бывшей метрополией и ее колониями.

Организация Исламская конференция. Межрегиональная международная организация. Основана в 1969 г. на первом саммите руководителей мусульманских государств в Рабате. Основные цели Организации носят экономический, политический и культурный характер.

Неправительственные организации (НПО), частные и неформальные объединения:

Врачи без границ. Международная организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов и стихийных бедствий.

Давосский Форум . Швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты.

Лондонский клуб. Неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.

Международный Красный Крест (МКК). Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире.

Парижский клуб. Неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция.

«Большая семерка» / «восьмерка». Международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы деятельности Организации Объединенных Наций, ее состав и степень влияния на мировую общественность. Обстоятельства подписания Устава Организации Объединенных Наций Беларусью, значение данного шага для государства. Инициативы Беларуси в ООН.

    реферат , добавлен 14.09.2009

    История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Разрешение международных споров по Уставу ООН. Назначение Международного Суда Организации Объединенных Наций в разрешении международных споров. Другие международные акты, регулирующие мирное разрешение международных споров.

    доклад , добавлен 10.01.2007

    Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира. Изучение истории создания Организации Объединенных Наций. Официальная подготовка такой международной организации. Основные направления ее деятельности.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Исследование истории создания Организации Объединенных Наций. Характеристика её роли в поддержании мира и международной безопасности, развитии сотрудничества между государствами. Обеспечение интересов справедливости, прав человека и международного права.

    реферат , добавлен 22.06.2014

    Особенности Устава Организации Объединенных Наций о принципах разрешения международных споров, а также международного судебного и арбитражного разбирательства. Виды мирных средств разрешения споров. Опасность для международного мира и безопасности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2014

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Создание Организации Объединенных Наций, ее юридическая природа и организационная структура. Проблема повышения эффективности деятельности ООН и пересмотра ее Устава. Деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. Полномочия Международного суда и секретариата.

    реферат , добавлен 05.09.2014

    Особенности современной мировой политики и ее основные принципы. Международные отношения, их субъекты, особенности, основные виды и типы. Деятельность Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации гастроэнтерологов, Красного креста.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Основы деятельности ООН - международной организации, созданной для поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Функции Генеральной Ассамблеи. Избрание Генерального секретаря. Специализированные учреждения организации, государства–члены.

Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница с 1995 г. действовавшего до этого Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, подписано в 1947 г.; в начале 90-х гг. в нем участвовали свыше 150 стран).

Пакет документов по созданию ВТО включает также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Ныне наиболее важной задачей ВТО служит либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности эта организация исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - региональная экономическая группировка, созданная в 1960 г. Первоначальный ее состав включал в себя Австрию, Великобританию, Данию (до 1973 г.), Норвегию, Португалию (до 1983 г.), Швейцарию, Швецию.

На более позднем этапе к этой организации присоединились Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В 1991-1993 гг. соглашения о свободной торговле были подписаны с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией. Согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве (вступило в силу в 1994 г.) страны-члены ЕАСТ стали его участниками (исключение при этом составили Швейцария и Лихтенштейн).

Европейские сообщества (ЕС) - обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы: Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.).

После прохождения участниками этих организаций ряда ступеней развития интеграционных процессов наиболее заметным событием стало принятие Единого европейского акта (1986 г.), четко обозначившего идею создания Европейского союза.

Европейский союз (ЕС) - интеграционное объединение, созданное на основе Европейских сообществ в 1993 г. согласно Маастрихтскому Договору (1992 г.). Первоначально в ЕС имели членство 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. По соглашениям 1994 г. к союзу присоединились (1995 г.) еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция.

Продолжая развивать идеи создания единой Европы (так называемой "Европы без границ"), эта группировка стремится к формированию политического, экономического и валютного союза стран-участниц.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) - представляет собой созданный в 1964 г. орган Генеральной Ассамблеи ООН.

Важнейшей задачей ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли.

Международная Ассоциация развития (MAP) - специализированное учреждение ООН; создана в 1960 г. как филиал Международного банка реконструкции и развития. MAP осуществляет предоставление займов прежде всего развивающимся странам на несколько более льготных, чем МБРР, условиях.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - кредитный орган, обладающий статусом специализированного учреждения ООН. МБРР был основан в 1944 г., но деятельность начал осуществлять с 1946 года, предоставляя средне- и долгосрочные кредиты. Членство в этой организации предоставляется только членам МВФ.

МБРР имеет филиалы: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. В совокупности с его филиалами МБРР иногда именуют Мировым банком.

Международный валютный фонд (МВФ) - финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

МВФ основан в 1944 году (Бреттон-Вудс, США), а операции осуществляет с 1 марта 1947 года. Важнейшими задачами Фонда являются содействие развитию валютно-финансовых отношений между странами-членами, поддержание валютных курсов, оказание кредитной помощи в целях выравнивания платежных балансов.

Членами Фонда ныне являются около 180 государств, в том числе Россия (с 1992 года) и другие страны СНГ.

Организация объединенных наций (ООН) - международная организация, членами которой ныне являются свыше 180 стран.

ООН создана в 1945 г. с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества, в том числе в экономической сфере. Ряд ее главных органов и специализированных учреждений играют заметную роль в современных международных экономических отношениях.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - международная межправительственная организация. Создана в 1960 г. в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, координации добычи и экспорта нефти, а также согласования цен на этот энергоноситель.

Членство в ОПЕК имеют 13 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

В 70-гг. ОПЕК неоднократно повышала и вводила единую продажную цену на нефть. Однако существенно увеличившаяся нефтедобыча в странах, которые не являются членами этой организации, снизила роль ОПЕК в мировой добыче и торговле нефтью.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - организация наиболее развитых в экономическом отношении стран мира; создана в 1960 г. в целях координации их экономической и социальной политики. К 1997 году число ее членов возросло до 29-ти (последним из них в ноябре 1996 г. стала Республика Корея).

ОЭСР на данном этапе не является интеграционным объединением типа ЕС. Эта организация сосредоточивает свою деятельность на разработке рекомендаций странам-участницам по внешнеэкономическим проблемам, существенно не затрагивая при этом вопросы их внутреннего социально-экономического развития.

"Парижский клуб" - межправительственная организация стран-кредиторов, членов МВФ. Группа ведущих промышленно развитых государств образовала этот "клуб" в 1961 г. с целью создания условий для заимствования у него финансовых средств странами-членами МВФ в случае нехватки ресурсов фонда в кризисных ситуациях.

"Парижский клуб" начал свою деятельность в 1962 г. в рамках Генеральных соглашений о займах с МВФ.

"Римский клуб" - международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью изучения основных аспектов развития человечества в эпоху НТР. "Клуб" сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам современной цивилизации, порожденным противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на окружающую среду.

Экономические комиссии ООН - пять региональных экономических комиссий, деятельность которых осуществляется под руководством Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Это - Европейская экономическая комиссия (ЕАК, создана в 1947 г.), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА, 1948 и 1951 гг.), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА, 1958 г.), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА, 1974 г.).

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - один из основных органов ООН, несущий наряду с Генеральной Ассамблеей ООН и под ее руководством ответственность за выполнение функций ООН в экономической и социальной сферах.

Совет является органом, руководящим и координирующим деятельность учреждений ООН в этих областях. В рамках ЭКОСОС проводится обсуждение вопросов международной экономической и социальной политики, разработка основополагающих рекомендаций правительствам государств-членов ООН и учреждения ее системы.

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющие необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

Современные международные экономические организации делятся на 2 типа: межправительственные и неправительственные организации.

Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

Такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами - членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру, что подтверждает постоянный характер организации, и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, значит, обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Также в современном мире существует и другой тип международных организаций - это международные неправительственные организации, которыми считаются любые международные организации, неучрежденные на основании межправительственного соглашения.

Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, следовательно, международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.

международный политический экономический научный правовой

  • 3. Современные международные экономические организации
  • 1. Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO).

Созданная в 1995 г. Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

  • 1) ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
  • 2) ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
  • 3) Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивающей экономический рост и развитие, и повышение благосостояния людей.

Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами - членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции ВТО:

  • А) административная работа, связанная с многосторонними соглашениями и их имплементацией;
  • Б) наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
  • В) выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;
  • Г) обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров;
  • Д) наблюдение за торговой политикой государств;
  • Е) сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Основополагающие принципы ВТО:

  • - торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования);
  • - предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам;
  • - содействие справедливой конкуренции;
  • - защита посредством таможенных пошлин;
  • - поощрение развития и экономических реформ.

В ВТО на данный момент входят 153 страны, такие как, Австралия, Австрия, Канада, Китай, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, США, Турция и пр.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года.

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО.

Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ - 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избеганием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подчиняются 4 комитета: комитет по торговле и развитию; комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом; комитет по бюджету, финансам и комитет по административным вопросам. Также, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и рассмотрению спорных вопросов.

2. Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК (ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES - OPEC).

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Цели создания ОПЕК:

  • - координация и унификация нефтяной политики государств - членов;
  • - определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • - изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний;
  • - необходимость обеспечения устойчивых доходов стран - производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран - потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

В составе ОПЕК - 12 стран. Учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Статья 7 Устава ОПЕК определяет включение в организацию - полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией.

Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств - членов».

Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства - члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету.

Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства - члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

3. Международная торговая палата - МТП (INTERNATIONAL CHAMBER OF COMMERCE - ICC).

Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 году. Это - действующая во всемирном масштабе организация частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран.

Цели создания:

  • - содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;
  • - принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
  • - защита системы частного предпринимательства;
  • - стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.
  • 1) привлечение внимания правительств к проблемам бизнеса;
  • 2) представление рекомендаций правительству страны, где проходит встреча «Группы 7»;
  • 3) представление точек зрения, существующих в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях;
  • 4) обеспечение гармонизации торговой практики;
  • 5) подготовка принимаемых добровольно кодексов поведения в сфере бизнеса;
  • 6) рассмотрение вопросов, затрагивающих предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику;
  • 7) комментарии к законодательным предложениям и другим изменениям, затрагивающим сферу деятельности МТП, и доведение до сведения мировой общественности своих взглядов;
  • 8) борьба с экономической преступностью.

Членство может быть приобретено за счет принадлежности к национальному комитету или национальной группе МТП либо прямого членства в странах, не имеющих национального комитета или группы.

Членами могут стать следующие экономические организации:

  • - корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, а также частные лица, связанные с международным бизнесом;
  • - национальные и местные организации, представляющие предпринимательские и профессиональные интересы своих членов, если главные цели таких организаций не являются политическими.

Совет, являющийся высшим руководящим органом, собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группировками.

Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Он проводит не менее трех сессий в год, дважды совместно с Советом. Генеральный секретарь является секретарем Исполнительного совета.

Финансовый комитет консультирует Исполнительный совет по финансовым вопросам, подготавливает бюджет, контролирует бюджетные расходы и доходы, представляет очередные доклады Исполнительному совету.

Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП.

Политика МТП и практические рекомендации разрабатываются специализированными рабочими органами (комиссии, рабочие группы). Комиссии занимаются основными вопросами политики МТП (международная торговая политика, финансирование, международный арбитраж, страхование, налогообложение, многонациональные предприятия и международные инвестиции, окружающая среда, энергетика). Рабочие группы создаются на временной основе для разработки и осуществления конкретных проектов, о чем представляют доклады соответствующему постоянному органу.

Международный арбитражный суд, включая Международную организацию по урегулированию споров в морских перевозках и Международный центр экспертизы, является ведущим органом по разрешению международных торговых споров посредством арбитража.

Международное бюро торговых палат (МБТП) является всемирным форумом торговых палат. Оно обеспечивает проведение международных встреч для обсуждения возникающих проблем, обмена опытом и знаниями между руководящими работниками палат развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.

Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды выступает в качестве защитника интересов деловых кругов, связанных с экологическими вопросами, и поддерживает тесные связи с правительствами и международными организациями.

Службы МТП по борьбе с экономической преступностью:

  • 1) Международное морское бюро занимается предотвращением и борьбой с мошенничеством в международном морском транспорте;
  • 2) Бюро МТП по борьбе с подделками занимается предотвращением подделок товаров с торговыми марками, а также патентов, авторских прав и промышленных образцов и моделей;
  • 3) Бюро по борьбе с экономической преступностью занимается коммерческими преступлениями в области банковского дела, инвестиций, страхования;
  • 4) Центр морского сотрудничества содействует развитию международного морского сотрудничества на всех уровнях и во всех аспектах морской индустрии, за исключением судостроительства.

Конгресс является высшим органом МТП.

Конференции проводятся в периоды между конгрессами в целях обсуждения конкретных тем, имеющих важное значение для международного сообщества деловых кругов.

Национальные комитеты и группы выражают основные экономические интересы своих стран.

4. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (UNITED NATIONS CONFERENCE ON TRADE AND DEVELOPMENT - UNCTAD).

Создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.

Членами ЮНКТАД являются 193 государства.

Цели создания ЮНКТАД:

  • А) содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • Б) установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • В) рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • Г) принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • Д) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции ЮНКТАД:

  • 1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами;
  • 2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • 3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;
  • 4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
  • 5. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • 6. Регулирование ограничительной деловой практики;
  • 7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг;
  • 8. Содействие координации деятельности в рамках ООН;
  • 9. Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).
  • 5. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО - МТЦ (INTERNATIONAL TRADE CENTER UNCTAD/WTO - ITC).

Создан в 1964 г. по решению стран - членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов.

С 1968 года ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ.

В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства - члены ВТО и ЮНКТАД.

Цели создания:

  • - содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для стимулирования торговли;
  • - выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков;
  • - создание специализированных национальных служб содействия торговле;
  • - стимулирование развития торговли на многосторонней основе;
  • - подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.
  • 1. Содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;
  • 2. Оказание услуг по технике осуществления торговых операций;
  • 3. Предоставление информации о международной торговле;
  • 4. Оказание содействия в подготовке кадров;
  • 5. Предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;
  • 6. Определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам.

Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа - ОКГ по делам МТЦ, в состав которой входят представители всех государств - членов ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ входит проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выработки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период между сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом, который отвечает за общее руководство деятельностью МТЦ. МТЦ не имеет региональных или страновых представительств.

Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет.

МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»