Теократическая империя. Теократия как форма правления. О граде божьем

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В классической теократии глава церкви, являясь одновременно главой государства, являет собой «наместника бога на земле» (фараоны Древнего Египта, императоры в империи древних инков, халифы в Арабском халифате), «первосвященником» (Папа Римский в Ватикане).

Теократические концепции в прошлом и настоящем.

Впервые термин «теократия» встречается в сочинении Иосифа Флавия Против Апиона (94 н.э.) в описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении. Впоследствии понимание термина «теократия» и его смысловое наполнение менялось со временем, причем разные историки и философы трактовали его по-своему.

Идеалы христианской теократии были описаны Августином Блаженным в его знаменитом трактате О Граде Божьем . Концепция мусульманской теократии в наиболее завершенном виде нашла отражение в творчестве суннитского законоведа Абу л"-Хасан ал-Маварди. Он полагал, что халифат является божественным творением, призванным охранять исламскую веру и осуществлять справедливое правление над всем миром. Цель всемирного халифата – покорение и обращение в мусульманство всех «неверных» и установление над ними единой и неделимой власти халифа. В мировом мусульманском государстве халиф должен соединять в своем лице власть духовную (великий имам) и политическую (эмир).

В Новое время концепция слияния религиозной и политической власти в ее наиболее систематизированном виде нашла отражение в произведениях Жозефа де Местра . Являясь ярым противником Французской революции, он разрабатывал идею государства, построенного по принципу церковной иерархии во главе с римским папой.

Интересно, что в России также существовала теократическая утопия о необходимости слияния русской монархии с католической церковью и построением на этой основе некоей вселенской свободной теократии, «в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». Ее сторонником был известный российский философ и публицист 19 в. Владимир Соловьев .

Понятие теократии разрабатывал в своих трудах в дальнейшем другой российский философ-мистик и публицист Николай Бердяев , полагавший, что «Теократия в политическом отношении есть как бы анархизм, в экономическом отношении – как бы социализм, в мистическом – самодержавие Единого Бога, царствующего над аристократическими детьми Своими, через Христа обретшими всеобщее Богосыновство». Он рассматривал теократию с позиций христианства и определял ее исключительно как общество священников.

Утопичность проектов построения «царства божьего на земле» в силу их несбыточности, и невозможности поставить знак равенства между мирским и божественным, лучше всего показывает в работе Теократия современный российский юрист Е.Н.Салыгин. Систематизируя все существующие представления об этом явлении, он дает собственное, более широкое определение теократии как системы религиозно-политических властеотношений. Исходя из его определения, к теократическим можно отнести такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман и Иран, хотя официально они не считают себя таковыми. Бесспорно, что последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане ().

Термин «теократия» впервые был употреблен римским историком еврейского происхождения в I веке нашей эры. Он использовал это слово в своей работе «Против Аппиона», где спорил с известным грамматиком той эпохи. Хотя Флавий был римским поданным и даже взял свою фамилию в честь императора, он знал только греческий язык, на котором и писал своим произведения.

Отсюда и этимологические корни термина. Первая половина слова переводится как «бог», вторая - «править». Таким образом, можно сделать вывод, что теократия - это форма государственного управления, при котором верховный правитель имеет как государственную, так и религиозную власть.

Основные положения

Часто правитель получает статус наместника Бога на территории, которой он управляет. Но это не единственное определение. Другая трактовка термина подразумевает, что верховное лицо само является Богом.

Теократия - это способ античного, а потом и средневекового общества объяснить мироздание. Во взглядах каждого народа большую роль играла религия. Это было настолько важно, что ни одна власть не считалась легитимной, если она не была дана богом или пантеоном божеств в случае язычников.

Теократия, клерикализм и секуляризм

Понятие теократии тесно связано с клерикализмом. Это политическое движение внутри государства, которое стремится укрепить права и значение духовенства. По большому счету теократия является высшей мерой клерикализма. Этот термин чаще используется в описании именно современного общества в противовес традициям, существовавшим в античности и средневековье. Сегодня клерикализм осуществляется не столько с помощью религиозных организация (например, церкви), сколько посредством политических инструментов - общественных движений и партий.

Вопреки этому течению существует обратное явление - секуляризм. Согласно данной концепции, государство и религиозные организации должны существовать обособленно друг от друга. Принципы секуляризма закреплены в законах и конституциях множества светских государств, где нет официального вероисповедания. Один из самых ярких и значимых примеров воплощения данной концепции в жизнь имел место сразу после революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики лишили церковь имущества и отделили ее от чиновничьего аппарата. Основоположником идеи секуляризма считается Эпикур, который в своих философских обличениях спорил со служителями культа древнегреческих богов.

Примеры теократий

Первой теократией было названо государство иудеев, когда этот термин ввел Иосиф Флавий для описания власти у своего народа. Однако хронологически и раньше существовали монархии с религиозным правлением. Таким было и египетское царство, где титул фараона означал наместничество Бога на земле. Схожий принцип можно обнаружить в Римской империи, где императоры признавались богами. Большая их часть - это страны монархии. Список можно продолжить исламскими калифами, которые также считались главами всех мусульман-суннитов.

Исламская теократия

Среди остальных мусульманская теократия отличается особенным вниманием к исполнению божественных законов. Правила шариата, зафиксированные в Коране, являются обязательными для исполнения для каждого. Прежде такие государства звались халифатами. Первый из них был основан еще пророком Мухаммедом в VII в. После чего его преемники распространили власть ислама на территории Ближнего Востока, северной Африки и даже Испании.

Однако с тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, например, в Иране и Саудовской Аравии до сих пор все суды основываются на законах Корана. Персы являются шиитами, а их религиозный глава имеет больше прав, чем президент. Например, он назначает множество влиятельных министров, в том числе отвечающих за оборону государства.

В Саудовской Аравии политическая форма правления является правопреемницей халифата. Монарх имеет а за нарушение законов шариата человеку может грозить смертная казнь.

Буддисты

Специалисты часто спорят о том, что такое теократия. Определение имеет множество трактовок. Одна из них нашла свое отражение в буддистах. Пример - Центральная тибетская организация, которая во многом копирует черты предыдущего государства тибетских монахов. С середины XX века его администрация находится в изгнании после вторжения Китайской народной армии.

Однако духовный лидер тибетских буддистов - Далай-лама - имеет огромный авторитет среди своей паствы, рассеянной по всему миру. Люди считают его воплощением Бога на земле, что роднит данную систему с исламской и некоторыми другими.

О граде божьем

Христианская традиция заложила основы теократии в трактате «О граде Божьем». Он был написан в V в. богословом Аврелием Августином. И хотя в своем труде он не использует сам термин, но описывает тот же принцип на собственном примере. Согласно ему, теократия - это град Божий, где вся жизнь устроена по закона Завета.

Его жители не нарушают заповеди и живут в гармонии. Паралельно с этим существует еще и град Земной. Он является противоположностью своего Божьего отражения. Законы внутри него определяются самими людьми, которые в приступе гордости решили, что могут жить не по христианской традиции. Иначе говоря, они отреклись от Бога. Согласно Августину, в зависимости от выбора града человек после смерти будет судим на страшном Суде. Все, кто отреклись от небесных законов, попадают в ад, в то время как избравшие град Божий отправляются в рай.

Произведение было написано вскоре после того как Рим был захвачен и разграблен готами, что усилило фаталистические настроения автора. Там же Аврелий Августин рассуждает о светской власти. Она дана богом, а это значит, что люди должны подчиняться ей. Этот принцип будет использован императорами спустя несколько веков.

Ватикан

Современная христианская теократия - это Ватикан. Это самое маленькое государство в мире. Оно является независимым и управляется Папой Римским, который считается духовным отцом всех католиков.

До 1929 года на его месте была Папская область, которая в свои лучшие годы в XIX веке занимала половину современной Италии. Это классическая теократия. Власть считается данной от Бога. Суверенитет над Ватиканом определяется Святейшим престолом, которым и обладает Папа Римский. Кроме того, он еще является и главой Католической Церкви.

Власть над ней является не просто юридической, а полной и независимой от чьей-либо воли. Папа Римский избирается на пожизненный срок конклавом - собранием главных церковных кардиналов. Процедура выбора закреплена с XIII века.

История Папства

Это вид древней формы правления. Таблица, рассказывающая о периодизации может включать в себя множество этапов. Сначала это были главы закрытых сообществ, когда христиане преследовались римлянами и поклонялись своему богу, находясь в глубоком подполье. И только в IV веке признал религию, и Папа получил влияние. Однако тогда оно распространялось только на паству. А вот с падением светской власти в Европе институт понтификов получил огромное значение, так как это был единственный легитимный христианский титул на тот момент. Влияние папства распространялось на все западноевропейские страны монархии. Список королей, которые считались на ступеньку ниже понтифика, был велик - он включал в себя десяток имен.

Это были своеобразные формы правления власти. Королевские титулы считались младшими по сравнению с папским. Европейские правители подчинялись и прислушивались к Святому Отцу, особенно в случае возникновения конфликтов друг с другом. Папы распространяли влияние всей Церкви на языческие территории, призывая своих королей на крестовые походы, самый известный из которых закончился возвращением Иерусалима.

Борьба за инвеституру и Реформация

Современное положение дел в христианстве существует не так давно. До этого власть Пап оспаривалась многочисленными религиозными течениями и даже светскими правителями. Тут речь идет в первую очередь о борьбе за инвеституру в XI - XII вв.

Проблема касалась тогдашней формы правления. Таблица средневекового общества может описать нам несколько классов: крестьян, торговцев, феодалов. Последние тоже имели свою лестницу, наверху которой был император Священной Римской Империи (охватывала в основном территорию современной Германии). Однако параллельно существовал клир, который действовал от имени бога. Его главой был Папа. Политическая власть последнего распространялась почти на всю раздробленную Италию.

Спор между двумя классами общества и двумя титулами за право быть главенствующим продолжался несколько десятилетий. По сути, это был спор о том, каким будет государство - светским или теократическим.

В конце концов, католический клир одолел императорскую власть, однако его верховенство продолжалось не так долго. С началом Возрождения и развитием науки в христианстве появилось движение протестантов, отрицающих главенство Папы и теократическую идею Европы (движение Реформации). После тридцатилетней войны они охватили половину континента. Тогда теократия потеряла шанс стать основой власти в Европе.

Теократия в России

Когда наша страна была монархией, князь или царь считался наместником Бога (помазанником). В то же время существовал титул патриарха, который позже был заменен на подчиненный власти Синод. Таким образом, российский правитель хоть и не напрямую, но контролировал Церковь.

В XIX веке существовавшая политическая форма правления критиковалась многими мыслителями и писателями. Например, Церковь критиковалась Львом Толстым, за что он даже был отлучен от паствы. А вот предлагал объединить католические и православные институты. Это бы означало возникновение всемирной христианской теократии. Она бы объединила две самые большие паствы в мире, расколотые еще с 1054 года.

С появлением советской власти произошла секуляризация и отторжение Церкви от государства. Современная Российская Федерация является светским государством, где существует свобода вероисповедания, и ни одна религиозная организация не имеет исключительного статуса.

В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви : православие, католицизм, протестантство.

Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания.

Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский).

Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней . В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).

Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:

Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.

Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.

Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению , столь необходимому для вселенской церкви.

49.Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Выдающийся философ, религиозный идеалист, экзистенциалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма. В 1922 году выслан из России за границу: Берлин, Франция (с 1924). В философии - последователь В.С. Соловьева. Бердяев - философ свободы.

Свобода и творчество (отличие философии от науки) Философия не является наукой, т.к. она есть свободное творчество , а не приспособление. В то время как наука есть процесс познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней.

Учение о свободе – главное в его творчестве. Отрицал понятие свободы как познанной необходимости (данное Спинозой), т.к. она оказывается подчиненной необходимости.

Свобода – есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека. Свобода иррациональна , т.е. непостижима рассудком. Она коренится и возникает в том Ничто, из которого Бог сотворил мир.

Антропоцентризм (учение о личности)

Бердяев - сторонник экзистенциализма (в центре его внимания – духовное «Я» человека).

Тема свободы личности, творчества, духовности – одна из центральных у Бердяева.Личность есть центр бытия , высшая духовная ценность. Онапервичнее бытия. Личность есть свободное, активное, творческое начало.

Она должна противостоять окружающему бытию как воплощению необходимости , причинности, пассивности.

Между личностью и обществом (окружающим миром) всегда конфликт. Общество хочет поглотить, поработить личность. Выход – первенство (примат) личности над безличностным (коллективом, родом, классом, обществом).

Теокра́тия - форма государственного устройства, в рамках которой верховное управление обществом осуществляется непосредственно Богом.

Если Бог правит всем миром, а значит и всеми государствами мира, то почему не всякое государство называется теократическим?

Божественный Промысл и действительно распространяется на весь мир, включая все страны. Однако, это не значит, что все страны вообще должно оценивать как теократические.

Теократия подразумевает особую, тесную форму личностных взаимоотношений Бога и общества, чего не скажешь о народах, живущих по правилам мира сего.

В истории мира государством, имевшим теократическую форму правления, был Ветхозаветный . Насколько близким было к нему отношение со стороны Бога, как его Правителя, сказал Сам Господь: «Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ().

Взяв еврейский народ под особое управление, Бог назначил ему вождя, заключил с ним , установил , утвердил священство.

На протяжении всего периода правления Бог избавлял Израиль от бед, в том числе - посредством чудес, детально разъяснял через вождей, священников и пророков, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах, поражал врагов, направлял к ведомым Ему благим целям.

В случаях, если Израиль отступал от условий Завета, и соответственно, не желал следовать за Своим Верховным Владыкой, Бог попускал ему испытать «радости» самостоятельной жизни. В эти периоды еврейский народ страдал от внутренних ссор и раздоров, становился беззащитным перед опасностью со стороны внешних врагов.

Когда Израиль, раскаявшись во грехах, вновь обращался ко Господу, Бог посылал к нему благословенных вождей - судей, - вёл их Своею рукою, и ситуация выправлялась.

Период теократии закончился для Израильского общества после того, как оно, отступив от закона, решило избрать для себя земного царя. Бог расценил это действие, как предательство: «отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (). Однако препятствовать желанию народа не стал и попустил им избрать себе земного правителя ().

Примером современного теократического общества (но не государства) является Вселенская Православная , живущая по Божьему закону и управляемая Господом Иисусом Христом.

Иногда к теократическим государствам причисляют древний Египет, древние Грецию и Рим. Это связано с тем, что по верованию их граждан, они управлялись богами. Немалую роль в этих странах играли прорицатели и жрецы, которые, будто бы, общались с богами, а затем передавали их волю властям и общественности.

Но такая оценка не выдерживает даже поверхностной критики. Ведь население этих стран поклонялось ложным богам. Общение же с идолами является мерзостью в очах Божьих, и ведёт не к сближению с Богом, а к сближению с демонами (см.: ).

1) Теократия - – такое государственное устройство, при котором высшая власть приписывает себе статус наместника Бога в государстве. Граждане явно выраженного теократического государства обязаны признавать главу государства либо «живым богом» определенного пантеона, либо «наместником Бога на земле», либо «первосвященником». Термин « теократия » ввел Иосиф Флавий в сочинении «Против Аппиона», для обозначения государственного строя иудеев. Но не одно древнее иудейское государство было явной теократией, ею были и Древний Египет, где фараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов, и Римская Империя, где император признавался божеством и т.д. В неявно выраженном теократическом государстве высшая власть только «намекает» гражданам, что ее статус близок к статусу наместника Бога в государстве. Этот «намек» делается особым отношением церкви и священноначалия к высшей государственной власти. Теократия родственна клерикализму и цезарепапизму. Цезарепапизм и клерикализм прекрасно сочетаются. Люди, поверившие в идею теократии, придают государству главнейшее религиозное значение.

2) Теократия - (от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер -министром) считается кардинал -статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой. При папе действует совещательный орган - церковный синод, созываемый периодически, который состоит из высших религиозных деятелей католических церквей, монашеских орденов и других лиц. При Ватикане есть дипломатический корпус, в который входят представители 125 стран мира. Ватикан представлен в ООН. Теократические ценности Ватикана играют большую роль в странах с католической религией, в которых усиливается религиозная регламентация всех сторон личной и общественной жизни. Поэтому нельзя сказать, что теократия является анахронизмом, ушедшей с арены истории формой государственного правления, идеологии. Отдельные современные события, например "исламская" революция в Иране, показали наличие теократических тенденций и сегодня.

3) Теократия - - власть духовенства либо управление обществом светскими лидерами, зависимыми от религиозных лидеров.

4) Теократия - (от греч. theos - бог и...кратия), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

5) Теократия - - форма государственного правления, при которой власть принадлежит духовенству или главе церкви.

6) Теократия - (rp. theos бог -1- kratos власть) - форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной Т. являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан.

7) Теократия - Форма государственного правления, при к-рой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Теократический строй характерен для многих рабовладельческих и феодальных государств. Теократическим государством до настоящего времени является Ватикан.

Теократия

– такое государственное устройство, при котором высшая власть приписывает себе статус наместника Бога в государстве. Граждане явно выраженного теократического государства обязаны признавать главу государства либо «живым богом» определенного пантеона, либо «наместником Бога на земле», либо «первосвященником». Термин « теократия » ввел Иосиф Флавий в сочинении «Против Аппиона», для обозначения государственного строя иудеев. Но не одно древнее иудейское государство было явной теократией, ею были и Древний Египет, где фараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов, и Римская Империя, где император признавался божеством и т.д. В неявно выраженном теократическом государстве высшая власть только «намекает» гражданам, что ее статус близок к статусу наместника Бога в государстве. Этот «намек» делается особым отношением церкви и священноначалия к высшей государственной власти. Теократия родственна клерикализму и цезарепапизму. Цезарепапизм и клерикализм прекрасно сочетаются. Люди, поверившие в идею теократии, придают государству главнейшее религиозное значение.

(от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер -министром) считается кардинал -статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой. При папе действует совещательный орган - церковный синод, созываемый периодически, который состоит из высших религиозных деятелей католических церквей, монашеских орденов и других лиц. При Ватикане есть дипломатический корпус, в который входят представители 125 стран мира. Ватикан представлен в ООН. Теократические ценности Ватикана играют большую роль в странах с католической религией, в которых усиливается религиозная регламентация всех сторон личной и общественной жизни. Поэтому нельзя сказать, что теократия является анахронизмом, ушедшей с арены истории формой государственного правления, идеологии. Отдельные современные события, например "исламская" революция в Иране, показали наличие теократических тенденций и сегодня.

Власть духовенства либо управление обществом светскими лидерами, зависимыми от религиозных лидеров.

(от греч. theos - бог и...кратия), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

Форма государственного правления, при которой власть принадлежит духовенству или главе церкви.

(rp. theos бог -1- kratos власть) - форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной Т. являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»