Танк М4 Шерман Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение. Американский танк “Шерман” – одна из легенд Второй Мировой Вооружение М4 Шерман

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня многие «эксперты» (в первую очередь иностранные), да и некоторые реальные эксперты называют средний танк «Шерман» лучшей боевой машиной Второй мировой войны, ставя ее впереди советской «тридцатьчетверки».

Это, конечно, вопрос вкуса, то есть абсолютно спорный. Спорить, какой танк был лучше, мы станем в следующий раз, сейчас же я скажу, что эти два танка точно стоили один другого и сопоставимы по боевой мощи и броневой защите. Но есть повод подумать.

Так же, как и собрат Т-34, М4 был основным средним танком американской армии в период Второй мировой войны. Свое название танк получил (как и все его соотечественники) в честь американского генерала Уильяма Шермана.

Это один из трех самых массовых танков в . Всего за три года (с 1942-го по 1945-й) американцы изготовили почти 50 тысяч (49 234) танков. Почетное третье место вслед за Т-34 и Т-55.

Понятно, что такое количество танков американцы использовали как положено – делились с союзниками. Особенно после Второй мировой войны. М4 стояли на вооружении армии Израиля во время войны за независимость и шестидневной войны. Во время индо-пакистанского конфликта 1965 года эти боевые машины использовались как Индией, так и Пакистаном.

Но вернемся к Великой Отечественной.

В рамках ленд-лиза СССР получил более 4 тысяч танков М4 «Шерман».

Нашим танкистам машина «зашла». Танк получил прозвище «эмча» (от обозначения М4) и любили ее. Главным достоинством М4 считался комфорт работы для экипажа. Удобство работы экипажей выгодно отличало М4 от Т-34, это автор смог оценить сам, побывав внутри обеих машин, пусть и в разное время. В Т-34 очень сложно перемещаться даже когда танк просто стоит. На ходу, в условиях боя – это что-то просто запредельное.

М4 обладал очень большим боевым отделением. Да, за счет высоты, но если даже сравнить с Т-34 (2743 мм у М4 против 2405 мм у Т-34), то не сильно критично.

Естественно, «Шерман» имел весьма высокий уровень изготовления. Чего тут говорить, танки делали вполне квалифицированные мужики в Детройте. Как и вся американская техника, М4 имел отличное приборное обеспечение и прекрасную радиостанцию.

В целом машина была конкурентоспособная применительно к условиям Восточного фронта. Потому и снискала уважение советских танкистов.

Но начал свой боевой путь «Шерман» в Северной Африке, добивая части Роммеля, только после испытаний боем в Африке М4 попал на Восточный фронт, затем была высадка союзников в Нормандии и боевые действия по всей Европе. Естественно, пришлось повоевать и на островах в Тихом океане.

По истории создания. Сама история создания М4 – это заодно и история создания американских танковых войск. Тут надо сказать, что к началу Второй Мировой войны американцы подошли не то что не имея танковых войск, у них даже в принципе не рассматривался вопрос постройки танков!

И это при наличии просто восхитительной (см статьи об автомобилях) автомобильной промышленности. А вот танки были не нужны. Считалось, что при ведении боевых действий танки противника будут уничтожаться огнем самоходных установок и полевой артиллерии.

Самоходные установки (о них рассказы впереди) у американцев вышли на славу.

А вот танки в США не рассматривались. Работы велись, более того, танки американского конструктора Кристи стали платформой для создания английского «Крузейдера» и советского БТ.

Но началась Вторая мировая война и тут до американцев дошло, что творят немцы своими танковыми соединениями. Действительно, то, что демонстрировал Вермахт в кампаниях 1939-1941 годов, впечатлило бы кого угодно.

Армия США на момент начала войны имела на вооружении всего несколько сотен легких танков типа М2, которые, мягко говоря, были теми еще чудовищами. И не шли ни в какое сравнение с танками европейских держав.

То, что сделали американцы, бросившись в гонку вооружений в 1939 году, можно назвать технологическим подвигом. Да, путь от М2 до М4 был непрост, полон проб и ошибок, главным из которых стал жуткий урод М3 «Ли». Об этом танке, который у нас справедливо назвали «братской могилой» мы тоже расскажем.

И вот, в 1942 году в серию пошел М4. Модификация танка со сварным корпусом получила обозначение М4, а с литым – М4А1.

Изначально танк планировали оснастить новым 76-мм орудием М3, но пушка к войне не успела, потому пришлось поставить 75-мм орудие от М3 «Ли».

Но существовали и варианты.

Например, «чистый» M4. Машина имела сварной корпус, карбюраторный двигатель и два варианта вооружения. Общее количество танков этой модификации – 8389 штук, 6748 из которых были вооружены M3, а еще 1641 – 105-мм гаубицей.

M4A1. Здесь был литой корпус и двигатель Continental R-975. Общее количество изготовленных машин – 9677 штук, 6281 из которых были вооружены пушкой M3, а 3396 танков получили новое 76-мм орудие M1.

M4A2. Интересная модификация, где в сварной корпус влепили силовую установку из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Общее количество изготовленных машин этой модификации составляет 11 283 штук, из них 8 053 были вооружены пушкой M3, 3 230 машин получили орудие M1. В основном, кстати, эти танки достались нам.

M4A3. Сварной корпус и бензиновый двигатель Ford GAA. Общее количество 11 424 единиц, 5 015 из которых имели орудие M3, 3 039 штук (M4A3(105)) были вооружены 105-мм гаубицей, а 3 370 штук (M4A3(76)W) орудием M1.

M4A4. Сварной удлиненный корпус и силовая установка, состоящую из пяти (!!!) автомобильных бензиновых двигателей. Всего было выпущено 7 499 машин этой модификации. Все они имели на вооружении орудие M3 и отличались несколько другой формой башни, в кормовой нише была расположена радиостанция, а на левой стороне башни был люк для стрельбы из личного .
Кроме обычных средних танков М4 существовали и специальные танки, созданные на базе этой машины. Например, Sherman Firefly - танки модификаций M4A1 и M4A4, вооруженные английским 17-фунтовым (76,2 мм) противотанковым орудием, или Sherman Jumbo – штурмовой танк, с усиленным бронированием и 75-мм пушкой М3.

Весьма интересными машинами были так называемые ракетные танки: Sherman Calliope и T40 Whizbang, оборудованные установками для пуска реактивных снарядов.

На базе «Шермана» были созданы машины для разминирования (Sherman Crab), инженерные (M4 Dozer) и огнеметные танки.

Конструктивно танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторный отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение.

Конструкторам пришлось здорово поработать мозгами, размещая в корпусе карданный вал, который шел от двигателя в корме к коробке передач в передней части танка. Из-за этого пришлось разместить двигатель под углом, почти вертикально, что несколько увеличило высоту танка.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором за трансмиссией размещались места механика-водителя и его помощника/пулеметчика.

За отделением управления находилось боевое отделение. В нем располагались командир машины, наводчик и заряжающий. Там же размещался боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления, спаренный пулемет и радиостанция.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм.

На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. Люк достаточно большой и при необходимости действительно, три человека могли весьма оперативно покинуть машину.

На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако 88-мм немецкие зенитки прошивали полки и боекомплект детонировал. И с 1944 года его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая «мокрая боеукладка»: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса.

Как воевали «Шерманы».

Первые танки стали поступать в войска в середине 1942 года, но американским танкистам так и не удалось освоить новую технику. Взвыл Черчилль, потому что в Африке Роммель регулярно отоваривал англичан. Потому первые партии «Шерманов» пошли именно англичанам в Африку.

Так что боевое крещение «Шерманы» приняли в Египте, куда были переброшены силой грозною аж в 318 штук и почти сразу пошли в бой.

Роммель не оценил, поскольку М4 был не по зубам основной массе немецких танков. А «Ахт-комма-ахт» на всех участках не могли присутствовать. И, реально можно сказать, что в победу при Эль-Аламейне «Шерманы» внесли весьма большой вклад.

Американские танкисты на «Шерманах» впервые вступили в бой во время высадки в Тунисе. Из-за отсутствия боевого опыта в первых боях было потеряно много машин, однако научившись, американцы смогли весьма эффективно использовать свои М4. Историки отмечают великолепную приспособленность «Шерманов» именно для использования в пустыне.

Эйфория закончилась в феврале 1943 года, когда «Шерман» впервые встретился с «Тигром». Сразу стало понятно, что «Шерман» «Тигру» на один клык.

Но деваться было совершенно некуда, поэтому М4 принимали участие в войне в качестве основного танка армии США.

А вот в Нормандии «Шерманам» пришлось еще хуже. Немцы активно использовали против «Шерманов» «Пантеры», против которых у М4 было еще меньше шансов. Пересеченная местность Западной Европы не давала «Шерманам» продемонстрировать свои лучшие качества: скорость и маневренность.

«Шерманы» горели, но продолжали делать свое дело. Вариантов не было. За девять месяцев боев после высадки только 3-я танковая дивизия США потеряла 1 348 машин. Справедливости ради отметим, что очень большие потери были от «фаустпатронов».

Как обстояло дело на Восточном фронте.

Первые М4 прибыли в Советский Союз в ноябре 1942 года, стратегически очень своевременно. Нам в основном поставляли дизельную модификацию М4А2. Почему дизель – все просто. Американские двигатели не слишком хорошо переваривали наш отечественный бензин, а поставок американского топлива едва хватало для самолетов.

«Шерманы» воевали повсюду, от севера до Кавказа. Но, так как пик поставок пришелся на 1944 год, то основное применение М4 пришлось как раз на сражения второй половины войны. Наиболее массово «Шерманы» использовались во время операции «Багратион».

Наши танкисты любили «Шермана». Он разительно отличался от предшественника, М3 «Ли» настолько, что казался просто шедевром.

Несомненным плюсом «Шерманов» были хорошие прицелы и мощная радиостанция. Уровень бронирования и вооружение были на достаточно высоком уровне для среднего танка Второй Мировой войны.

Отдельно стоит отметить, что орудие американского танка имело стабилизацию, что изрядно повышало точность стрельбы во время движения.

Слабое сцепление с грунтом плюс весьма мощный двигатель в результате часто давали пробуксовку. К недостаткам «Шермана» я бы отнес не высокий силуэт, на который указывают многие эксперты, 30 сантиметров – не бог весть что. А вот то, что даже на фото видно, «Шерман» был высоким и узким. Если к этому добавить не очень удачные гусеницы, все в совокупности часто приводило к опрокидыванию машины.

Еще одним важным преимуществом М4 была его надежность, обусловлено высоким качеством сборки. Учитывая, что до 1939 года промышленность США вообще про танки не думала, стоит признать, что создание такого танка, как М4«Шерман» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев, достойное уважения.

ТТХ М4А2 «Шерман»

Боевая масса, т: 30,3
Экипаж, чел: 5
Количество выпущенных, шт: 49 234

Размеры:
Длина корпуса, мм: 5893
Ширина, мм: 2616
Высота, мм: 2743
Клиренс, мм: 432

Бронирование
Тип брони: стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм: 51
Борт корпуса, мм: 38
Корма корпуса, мм: 38
Днище, мм: 13-25
Лоб башни, мм: 76
Маска орудия, мм: 89
Башня, мм: 51

Вооружение
Тип пушки: нарезная, 75-мм M3 (у М4), 76-мм М1 (у М4(76)), 105-мм М4 (у М4(105)
Боекомплект: 97
Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4

Подвижность
Тип двигателя радиальный девяти цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 400 (395 европейских л. с.)
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40
Запас хода по шоссе, км: 190

Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 2,25
Преодолеваемый брод, м: 1,0

М4 "Шерман" на фото находится в экспозиции музея военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма.

Американский средний танк M4 Шерман активно использовался в нескольких войнах и стал по-настоящему массовым, уступив в количестве лишь Т-34 вместе с Т-54. Своё название он получил в честь генерала Уильяма Шермана, причём его дали британцы и, лишь со временем, оно закрепилось окончательно, хотя в СССР его привыкли называть "эмча".

Появившись в 1942 году, М4 Шерман попал на вооружение нескольких стран и получил 8 модификаций, а также послужил основой для ещё большего числа специальных машин и САУ .

Создание

Когда началась Вторая мировая война, Америка не имела на вооружении современных средних танков. Поэтому инженеры попытались создать новую машину на базе М2, позже получившую название М3 Ли. Однако, ещё во время разработки, стало ясно, что он не подходит армии, поэтому пришлось разрабатывать новый танк.

2 сентября 1941 года был разработан прототип Т6, в котором решили использовать узлы М3 и новую компоновку.

Очень быстро прошли испытания и в середине февраля следующего года первый Шерман был выпущен под индексом М4.

Конструкция

Как уже говорилось, танк много позаимствовал у своего предшественника. Например, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и основное вооружение. В то же время он получил совершенно новый корпус традиционной для США и Германии компоновки с трансмиссией спереди и вооружением во вращающейся башни, избавившись таким образом от основного недостатка М3.

Экипаж машины составлял 5 человек, механик-водитель вместе со стрелком-радистом располагались в передней части корпуса, а остальные 3 - в башне.

Весил Шерман около 30 тонн.

Корпус

Как уже говорилось, компоновка стала более традиционной по сравнению М3, с трансмиссионным отделением спереди, боевым посередине и моторным сзади.

Несмотря на то, что вооружение оказалось в башне, корпус остался очень высоким из-за того, что в него вертикально устанавливался звездообразный двигатель, разработанный для авиации.

Такая особенность повлияла далеко не лучшим образом на Шерман, снизив возможности его маскировки и устойчивость.

Корпус всех модификаций кроме М4А1 изготавливался из катанных бронеплит, соединённых между собой с помощью сварки, поскольку литьё оказалось слишком сложным для серийного производства.

Верхняя лобовая деталь составлялась из 7 частей, поэтому сварка производилась очень качественно, а нижняя из 3, но соединённых между собой болтами. Позже НЛД стали сразу делать цельной.

Толщина верхней лобовой брони у Шерманов первой серии составляла 50 мм под углом 47° но была ослаблена лючками смотровых приборов. Чуть позже их убрали, но изменили и угол наклона, ставший равным 56°.

Борта корпуса получили толщину 38 мм и располагались вертикально, корма получила такую же толщину, но при этом угол наклона около 10°, а днище - 13-25 мм.

Особенностью брони стала её вязкость, немного снижающая прочность, но значительно уменьшающая число осколков внутри танка.

В днище корпуса имелся люк, повышающий шансы на спасение экипажа из подбитого танка.

Ещё один люк, механика-водителя, находящийся на крыше корпуса, оказался очень неудачной конструкции, поскольку откидывался наверх, из-за чего его могло задеть орудие и буквально прихлопнуть им механика-водителя, свернув тому шею. Позже этот недостаток устранили, сделав люк сдвижным в сторону.

Часть боекомплекта располагалась по бортам корпуса, из-за чего пороховые газы легко возгорались при попадании снаряда в корпус.

Позже, примерно в середине 1944 года, появилась новая боеукладка, перенесённая на пол боевого отделения и с водой между гнёздами для боеприпасов, что значительно повысило её защиту.

Башня

Литая башня получила цилиндрическую форму, кормовую нишу и пистолетную амбразуру слева. Толщина её лба составила 76 мм, а угол наклона 60°, дополнительной защитой служила маска орудия толщиной 89 мм. Борта и корма башни получили одинаковую толщину 51 мм.

Поворот осуществлялся с помощью электрогидравлического или электрического привода в зависимости от модификации Шермана, также имелась возможность ручного привода, причём всего за 15 секунд производился поворот на 360°.

Внутри слева расположили место заряжающего, а с другой стороны находились наводчик и командир за ним.

На крыше башни ранних модификаций имелся один люк, позже появился второй для заряжающего, а на крышке командирского - турель зенитного пулемёта.

Часть боезапаса располагалась на полике башни, а ещё одна часть в задней части корзины.

Вооружение

В роли главного орудия первой серии танков оказалась 75 мм пушка M3 L/37,5, устанавливаемая на М3, чуть позже, в октябре 1942 года, на Шерман установили улучшенную маску пушки, спаренный пулемёт и телескопический прицел для наводчика.

У вооружения было несколько интересных особенностей, а именно вертикальная стабилизация с помощью гироскопа, установка пушки, с поворотом на 90° для того, чтобы управлять затвором в горизонтальной а не вертикальной плоскости и большие углы наводки от -10° до +25°.

В целом, такое орудие по своей эффективности примерно соответствовало Ф-34, устанавливаемой на советский Т-34 и было способно поражать всю раннюю немецкую технику, лишь поздние версии PzKpfW VI были относительно защищены от неё.

Позже, с появлением среднего танка Пантера и тяжёлого Тигр , пришлось устанавливать длинноствольную нарезную пушку M1 калибром 76,2 мм и длиной ствола 55 калибров. Она также получила несколько вариантов, например, с резьбой для съёмного дульного тормоза, со смещёнными цапфами или изменённым шагом нарезов.

Пользующаяся Шерманами английская армия устанавливала свои 17 фунтовые пушки MkIV, не требующие переделки башни.

Американские танки, использующиеся для артиллерийской поддержки пехоты, получили нарезную 105 мм гаубицу М4 и лишились стабилизатора из-за плохого баланса орудия.

Боекомплект разных орудий сильно различался, например, для М3 он составлял 90 снарядов, для MkIV 77, для гаубицы М4 66.

В качестве вспомогательного вооружения на Шерман устанавливалось несколько пулемётов.

Наводчик имел спаренный с пушкой M1919A4 калибром 7,62 мм с электроспуском, стрелок-радист такой же, установленный в шаровой установке на ВЛД, их общий боекомплект составлял 4750 патронов.

На командирском лючке находилась турельная установка с зенитным пулемётом M2H калибром 12,7 мм и боезапасом 300 патронов.

В июне 1943 года Шерман получил 51 мм дымовую мортиру М3 на крыше башни слева с казённой частью под бронёй и управляемую заряжающим.

Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, большую высоту корпуса танк получил из-за вертикальной установки звездообразного авиационного двигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Помимо него, Шерман получил ещё 4 варианта силовой установки, в итоге появилось 6 модификаций.

М4 и М4А1 получили описанный выше двигатель, а вариант М4А2, использующийся в СССР по ленд-лизу, пришлось установить спарку шестицилиндровых двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с., поскольку советские войска привыкли использовать дизельное топливо.

М4А3 получил мощный V8Ford GAA, развивающий 500 л. с., а М4А4 интересную силовую установку Chrysler A57 multibank мощностью 470 л.с., собранную из 5 автомобильных бензиновых двигателей L6 и заставившую разработчиков удлинить корпус.

Последним вариантом стал М4А6 с дизельным двигателем Caterpillar RD1820 мощностью 450 л.с., но заказ на него вскоре аннулировали, поскольку дизель отличился низкими эксплуатационными характеристиками.

Для прогрева двигателя и зарядки аккумулятора на Шерман установили вспомогательную одноцилиндровую силовую установку, позволившую обойтись без запуска основного двигателя.

Расположенная спереди трансмиссия дополнительно защищала экипаж, но, в случае пробития, могла обжечь раскалённым маслом и повышала риск обездвиживания даже без пробития.

На танк установили механическую пяти ступенчатую коробку передач с задней передачей, а повороты осуществлялись за счёт двух раздельных тормозов, управляемых рычагами с сервоприводами.

Момент передавался с помощью карданного вала и двойного дифференциала Cletrac.

Особым изменения трансмиссия не подвергалась, разве что её защита стала полностью литой, а управление стояночным тормозом изменили с ручного на ножное.

Ходовая часть

Подвеску позаимствовали у М3 с минимальными изменениями, поэтому с каждой стороны танк получил привычные три опорные тележки к которым крепились два обрезиненных опорных катка и две буферные пружины, установленные вертикально.

Эта подвеска получила название VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), то есть "вертикальная", в марте 1945 года она прошла модернизацию, получив двойные катки и горизонтальные пружины вместе с гидравлическими амортизаторами, более широкие гусеницы и обозначение HVSS (Horisontal Volute Spring Suspension), то есть "горизонтальная".

Она дала Шерману лучшую проходимость и надёжность вместе с ремонтопригодностью.

В целом подвеска оказалась удачной, обеспечив более плавный ход и меньшую шумность по сравнению с Т-34, что позволило пехоте, располагающейся на броне, вести огонь на ходу.

Боевое применение

Этот танк активно участвовал во Второй мировой, позже в Корейской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах.

Впервые Шерман попал в бой 23 октября 1942 года в составе британской армии. Сражение произошло под Эль-Аламейном, в ходе которого новым танкам пришлось столкнуться с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. Здесь была продемонстрирована удачная конструкция, имеющая разумное сочетании защиты, огневой мощи и подвижности.

С ноября он начал поступать в СССР, где оказалось, что он весьма схож с Т-34, имеет более слабую защиту бортов, но значительно превосходя в комфорте, но Т-34-85 начал превосходить американский танк в защищённости и огневой мощи.

Армия США применила Шерманы чуть позже, 6 декабря того же года в Тунисе, их неопытность привела к большим потерям, однако сам танк показал себя с хорошей стороны.

Радость военных прекратилась 14 февраля следующего года, когда новые PzKpfw VI Тигр показали, что Шерман не способен им противостоять.

6 июня 1944 года, когда началась известная высадка в Нормандии, американцы в очередной раз столкнулись с Тиграми и Пантерами, потеряв за 10 месяцев боёв 1348 Шерманов и ещё 600 танков по иным причинам.

Окончательно стало понятно, что у Шерман плохо подходит для противотанковой борьбы или городских боёв из-за слабой защиты и вооружения, однако имеет отличную подвижность и хорошие условия для экипажа.

В Корее Шерманы получили 76 мм орудие, что позволило им сравняться с советским Т-34-85 по огневой мощи, превосходя их при этом по обзору, комфорту, имея стабилизатор и более опытные экипажи.

Эпилог

М4 Шерман был произведён в количестве более 49000 единиц, став самым массовым американским танком. Его с удовольствием использовали в других странах, например, в СССР и Великобритании, поскольку он получился вполне удачным.

Шерман имел чрезмерную высоту корпуса, его первые версии легко возгорались, броня не слишком хорошо защищала, мощности орудий первых версий часто не хватало, а сама конструкция не принесла ничего революционного или нового, но была вполне современной и оставляла большое пространство для модернизации.

Конструкторы приложили много усилий для удобства экипажа, ремонтопригодности, надёжности и облегчения серийного производства, а это многого стоит на войне.

Его вооружение соответствовало Т-34 или PzKpfw IV, уступая Пантере с Тигром, бронирование также было на уровне средних танков, уступая лишь тяжёлым.

Весомыми преимуществами оказались мобильность, надёжность, неприхотливость невысокий уровень шума, позволившие применять танк в любых операциях. Единственным недостатком в этом плане оказался высокий расход топлива, ограничивший дальность хода 190 километрами, но хорошая система обеспечения вполне решала эту проблему.

М4 Шерман не даром многие называют одним из лучших танков Второй мировой войны, ведь он удачно совместил в себе все необходимые черты среднего танка, не получив при этом сильных недостатков.

14-02-2017, 13:27

Привет, танкисты и танкистки, с вами сайт! Сейчас речь у нас с вами пойдет об интересной, сильной и универсальной машине, американском среднем танке пятого уровня – это M4 Sherman гайд .

Когда-то этот аппарат вселял страх в технику своего и меньшего уровня благодаря опасному фугасному орудию. Сейчас его грозные кумулятивы уже не столь сильны, да и точность у пушек понерфлена, но все равно у M4 Sherman ТТХ достойны уважения. Если понимать преимущества и недостатки этого танка, играть на нем правильно, можно получать массу удовольствия и показывать хорошие результаты.

ТТХ M4 Sherman

Как обычно, начинать анализ параметров танка мы будет с того, что наш американец является обладателем стандартного по меркам сверстников запаса прочности, но в то же время у M4 Sherman обзор изначально равен 370 метрам, что значительно лучше, чем у большинства СТ-5.

Ситуация с живучесть у нашего американца спорная. В первую очередь хочется отметить тот факт, что машина имеет большие и высокие габариты, то есть попасть по M4 Sherman WoT не такая уж сложная задача, да и светимся мы на весьма приличных расстояниях.

Если говорить о броне, она есть, но только когда мы вверху списка. Номинально у данного аппарата бронирование слабое, однако, во лбу корпуса весь ВЛД имеет неплохой наклон, что позволяет 50-миллиметровой бронеплите достигать даже 120 миллиметров в самом толстом месте. Если вы еще довернете корпус, что у M4 Sherman характеристики бронирования еще немного возрастут, что позволит отбивать некоторые снаряды одноклассников, но от техники 6-7 уровней не защитит.

Башня в лобовой проекции тоже способна удивлять. Тут есть большая 90-миллиметровая маска орудия, да и щеки у M4 Sherman World of Tanks за счет приятных скосов достегают около 120 миллиметров приведенки. Все это тоже не дает гарантированных рикошетов или непробитий, но иногда может спасать.

А вот о боковой проекции ничего хорошего сказать не получится. С бортов M4 Sherman танк защищен крайне слабо, поворачиваться к врагу нельзя, как и слишком сильно доворачивать корпус.

Что же касается подвижности, она у нас неплохая и нехорошая – средняя. Тут следует отметить, что M4 Sherman WoT имеет достойную максимальную скорость, динамику и маневренность, но сильно динамичным или резвым его не назовешь.

Орудие

Ситуация с вооружением в нашем случае достойна не меньшего внимания, хотя бы потому, что на выбор владельцам этого американца предоставляется две абсолютно разные пушки.

В первую очередь рассмотрим M4 Sherman орудие калибром 105 миллиметров, которое называют фугасницей. С этим стволом у нас есть очень мощный альфастрайк, что позволяет отправлять в ангар многие машины своего и меньшего уровня в ангар с одной выстрела.

Однако сильная эта пушка только когда средний танк M4 Sherman попадает вверх списка, ведь тут слабенького пробития часто будет хватать для нанесения ощутимого урона. Но чем выше уровень противника и крепче у него броня, тем меньше урона вы будете наносить, да и кумулятивы не дают никаких гарантий, хотя, возить около 10 штук с собой стоит.

Как и полагается фугасным орудиям, этот ствол плох тем, что имеет плохую точность, выраженную в огромном разбросе, плохой стабилизации и длительном сведении. Но зато углы вертикальной наводки у M4 Sherman WoT шикарные – мы можем опустить пушку на 10 градусов вниз, что очень комфортно.

Второе орудие считается классическим. Оно имеет вполне стандартный по меркам одноклассников альфастрайк, но скорострельность у него настолько низкая, что с ним M4 Sherman танк способен выдавать жалкие 1437 единиц чистого урона в минуту.

Хорошей стороной 76-миллиметровой пушки является пробитие, даже обычным бронебойным снарядом вы сможете уверенно воевать против пятерок и шестерок и только для крепких семерок M4 Sherman World of Tanks должен иметь при себе около 20 подкалиберов.

В плане точности тут нас снова ждет небольшое разочарование, так как разброс опять довольно большой, сведение хотелось бы иметь более быстрое, да и со стабилизацией дала обстоят не лучше.

Подводя итог по вооружению, хотелось бы сказать, что с фугасницей американский танк M4 Sherman превращается в веселую машину, которая в идеальном топе будет приносить вам массу веселья, а внизу даст возможность стабильно сбивать даже с крепких целей хоть какой-то урон и часто повреждать модули. Вторая же пушка подходит для более стабильной игры, но помните, что ее ДПМ очень низок, это самая большая проблема.

Преимущества и недостатки

Без понимания сильных и слабых сторон своего танка, играть будет гораздо сложнее, ведь вы не будете знать, как укомплектовать машину и на что можно полагаться в бою. Давайте же выделим основные плюсы и минусы M4 Sherman World of Tanks , но с учетом установленной фугасницы.
Плюсы:
Отличный базовый обзор;
Очень хорошие углы вертикальной наводки;
Мощный альфастрайк;
Неплохая подвижность.
Минусы:
Все-таки слабая броня;
Большой силуэт;
Плохая точность;
У фугасницы слабое пробитие.

Если же говорить об альтернативном орудии, то к преимуществам танка можно будет отнести хорошее пробитие, а к недостаткам крайне слабый урон в минуту.

Оборудование для M4 Sherman

Без правильного и сбалансированного выбора дополнительных модулей не обходится ни один уважающий себя танкист, ведь это отличный способ улучшить свой танк. В нашем случае упор следует делать на повышения комфорта стрельбы, а в целом на танк M4 Sherman оборудование лучше ставить такое:
1. – превосходный вариант для обеих пушек, ведь с ним мы сможем чаще стрелять, а значит и наносить больше урона.
2. – иного способа улучшить точность на этой машине нет, а ведь она очень сильно нуждается в повышении данного параметра.
3. – стандартный вариант для подвижного среднего танка, который в нашем случае позволит сделать и без того хороший обзор отличным.

Однако некоторые игроки захотят пренебречь обзором в пользу повышения огневой мощи и комфорта нанесения урона, в таком случае предпочтительнее заменить последний пункт на , которая даст 5-процентный буст к наиболее важным характеристикам.

Обучение экипажа

Разумеется, на это придется потратить больше времени и сил, но при прокачанном экипаже игра сильно меняется в лучшую сторону, так как вы можете не только улучшить необходимые для нанесения урона параметры, но также повысить выживаемость танка. Для достижения хороших результатов на M4 Sherman перки лучше качать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M4 Sherman

Выбор расходников, как всегда, остается полностью. Стандартным аспектом, в котором если у вас недостаточно серебряных кредитов, лучше отдать предпочтение , , . Но для тех, кто привык полагаться в бою на надежность и не скован в средствах, мы рекомендуем возить на M4 Sherman снаряжение из , , . Кроме того, поставить вместо огнетушителя тоже можно, машина эта горит нечасто.

Тактика игры на M4 Sherman

Все мы прекрасно понимаем, что стратегия поведения в бою, прежде всего, строится на понимании и использовании в своих интересах сильных и слабых сторон танка. По этим причинам важно понимать, что для M4 Sherman тактика не может сводиться к ведению боя на ближних дистанциях, виной тому довольно слабое бронирование.

Кроме того, мы по-разному себя чувствуем в зависимости от того, с кем приходится воевать. Если говорить о боях в топе, средний танк M4 Sherman тут является очень грозным противником. Благодаря фугаснице у вас есть шанс отправлять слабо бронированных противников 4 и даже 5 уровня в ангар с одного выстрела, удовольствия при этом получается масса. Но даже тут сильно рассчитывать не броню нельзя и действовать нужно осторожно.

В боях против шестых и тем более седьмых уровней ситуация сильно меняется. Урона M4 Sherman танк сможет наносить гораздо меньше и действовать придется в разы осторожнее. Тут мы превращаемся в танк поддержки, который должен либо вести огонь со второй линии, либо стрелять, высовываясь из-за спин союзников.

Что касается нанесения урона, важно всегда сводиться до конца, а для того, чтобы выбить из противника побольше очков прочности, играя на M4 Sherman WoT старайтесь выцеливать слабые места, ведь чем тоньше броня в месте попадания нашего снаряда, тем больше урона нанесет фугас.

Остальные прописные истины вы знаете: следите за мини-картой, берегите свой запас прочности, пользуйтесь подвижностью для совершения разумных маневров и почаще прибегайте к хитрости. Помните, танк M4 Sherman World of Tanks силен и сейчас, просто действовать на нем нужно разумно и осмотрительно.

С момента начала массового производства американского среднего танка М4 «Шерман», его конструкция постоянно модернизировалась и усовершенствовалась. На фоне этого, появилось множество модификаций «Шермана»:

Танк М4 «Шерман» с 105-мм пушкой . Одна из самых серьезных переделок в плане вооружения танка. В увеличенную башню вместо 76-мм установили мощную 105-мм гаубицу, которая была способна бороться с многими танками немцев, включая «Тигр» и «Пантера». На «Шерманах» с 105-мм пушках «мокрая укладка» отсутствовала, вместо нее боекомплект устанавливали в т.н. «сухой укладке», то есть в бронированных ящиках в центре боевого отделения. На танковом арсенале в Детройте с февраля 1943 по сентябрь 1943 года было выпущено 800 таких танков.

Американский средний Танк М4 «Шерман» с 105-мм пушкой

Танк М4 «Шерман» с 105-мм гаубицей и с подвеской HVSS. Этот танк мало чем отличался от предыдущей модификации, за исключением подвески. Здесь в качестве ходовой части выступала более надежная подвеска HVSS, которая имела тележки со сдвоенными катками и в ней были заменены вертикальные пружины на горизонтальные. К тому же подвеска имела великолепную ремонтопригодность. С сентября 1944 по март 1945 года танковый арсенал в Детройте произвел 841 машин.


Танк М4 «Шерман» с подвеской HVSS

Танк М4А1 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк, но с улучшениями, как у модификаций М4А1, М4А2, М4А4 и у более поздних модификаций танка М4А3. Американская компания «Pressed Steel» в период с января 1944 по июнь 1945 года создала 3396 танков.


Танк М4А1 «Шерман» с 76-мм пушкой

Танк М4А2 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А3. Американская фирма Grand Blank в период с июня 1944 по декабрь 1944 года произвела 1596 танков, а фирма «Pressed Steel» создала в период с мая 1945 по июнь 1945 года только 21 танк.


Танк М4А2 «Шерман» с 76-мм пушкой.

Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А2. Танковый арсенал в Детройте произвел с февраля по июль 1944 года 1400 подобных танков, а фирма «Grand Blank» простроила с сентября 1944 по декабрь 1944 года 525 танков.


Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой

Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой и усовершенствованной подвеской HVSS. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А2. Танковый арсенал в Детройте в период с августа 1944 по декабрь 1944 года произвел 1445 танков.


Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой и усовершенствованной подвеской HVSS

Танк М4А3 «Шерман» с 105-мм гаубицей. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А2, М4А4 и М4А5. Танковый арсенал в Детройте в период с апреля 1945 по август 1945 года произвел 500 таких танков.


Танк М4А3 «Шерман»

Танк М4А3 «Шерман» с 105-мм гаубицей и усовершенствованной ходовой частью HVSS. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А2, М4А3? М4А4 и М4А5. Танковый арсенал в Детройте в период с августа 194 по май 1945 года произвел 2539 таких танков.


Танк М4А3 «Шерман»


А вот наглядный пример сравнения обычной подвески танка М4А1 "Шерман" и усовершенствованная (ниже) подвеска HVSS.

Тяжелый штурмовой танк М4А3Е2 . Наиболее интересную модификацию танка М4 Шерман представлял из себя компромиссную конструкцию танка, которую американские конструкторы предоставили в конце 1943 года. Он представлял из себя танк непосредственной поддержки пехоты, который в начале 1944 года предлагали использовать при высадке десанта в Северной Европе. Это решение предложили после того, когда стало ясно, что тяжелый штурмовой танк Т26Е1 появится в серийном производстве не раньше января 1945 года. А конструктивное решение было простое: увеличить броню танка до 10 см. В то же время, была спроектирована новая, более тяжелая танковая башня с броней до 10,5 см, правда, непонятно по каким причинам оставили 76-мм пушку. Естественно, вес танка сильно увеличился, примерно до 38 тонн. Основываясь на опыте танкистов, на новый танк поставили модернизированные гусеницы с не снимающимися грунтозацепами. Эти гребные лопатки значительно увеличивали подвижность нового танка. По пересеченной местности танк мог максимально развивать скорость в 22 мили в час. Эти танки производила фирма Grand Blank в период с мая по июнь 1944 года. Всего было произведено 254 танка М4А3Е2, которые как и предполагалось, отправили для ведения боевых действий на Европейский театр военных действий. Правда, танки в Европу отправились без какого-либо вооружения, так как по прибытию их на место, они получили вооружения в виде 76-мм пушек М1, от подбитых ранее танков Шерман. Американские танкисты называли танки М4А3Е2 Jumbo (Джамбо).

Основной американский средний танк М4 «Шерман»

Соединенные Штаты Америки вступили во Вторую Мировую войну , практически не имея собственной бронетехники. Во многом это было обусловлено многолетней политикой «изоляционизма» и уверенностью в полной безопасности страны, отделенной от беспокойной Европы целым океаном. Не имелось у американцев ни собственной школы танкостроения, ни опыта использования хотя бы иностранных боевых машин. Тем более удивителен прогресс, достигнутый этой страной за считанные годы: именно в США был создан «Шерман», единственный танк, сравнимый с советскими боевыми машинами Т-34 не только по своим тактико-техническим характеристикам, но и по массовости производства.

История создания

Проектирование среднего танка М4 началось 1-го февраля 1941, а первые серийные «Шерманы» появились в американской армии уже летом 1942. Столь стремительное развитие событий производит сильное впечатление: к примеру, разработка Т-34 продолжалась около трёх лет, а для создания немецкой «Пантеры» потребовалось почти два года. Кроме того, обе эти машины пришлось затем долго и упорно избавлять от многочисленных «детских болезней», приводивших к частым поломкам подвески, трансмиссии и двигателя, в то время как «Шерман» с самого начала продемонстрировал весьма высокий уровень надёжности ходовой части.

Объяснять такой успех американских конструкторов одной только высокой культурой производства значило бы допустить ошибку, поскольку Германия в этом отношении нисколько не уступала своему заокеанскому противнику. Причина была иной – при создании многих узлов танка M4 использовались наработки автомобилестроительной промышленности США, а она в те годы являлась наиболее развитой и передовой во всем мире. Кроме того, «Шерман» возник не на пустом месте – у него имелись предшественники.

Первым американским средним танком считается М2. Разрабатывался он на государственном Рок-Айлендском арсенале, что по современным меркам выглядит довольно необычно для США. Предполагалось, что именно этот танк станет для американской армии основным, но серийное производство боевой машины, начавшееся было летом 1939 года, быстро свернули.

Основной причиной для такого решения стал анализ боевых действий, развернувшихся в Европе после начала Второй Мировой войны. Вооружение танка M2, состоявшее из одной тридцатисемимиллиметровой пушки и шести-восьми пулеметов, становилось явно недостаточным для того, чтобы соперничать с лучшими образцами немецкой бронетехники тех лет. И военные, и конструкторы понимали, что боевой машине требуется намного более мощное орудие.

В конечном счете решено было вооружить танк пушкой калибра 75 миллиметров. Рассматривалось два основных варианта: старое орудие М2, появившееся в армии США в годы Первой Мировой войны, и более новое М3, отличавшееся удлиненным стволом и улучшенными характеристиками бронепробиваемости.

Усилие отдачи и вес обеих этих пушек не позволяли разместить их в маленькой и слабо закрепленной вращающейся башне танка. Казалось бы, следовало заменить её на более крупную и прочную, однако, американские конструкторы пошли по другому пути. Они переделали корпус боевой машины, дополнив его спонсоном, в котором и было размещено орудие. Так появился танк M3 Lee – крайне неудачная боевая машина.

По всей видимости, конструкторы и сами понимали все недостатки подобной компоновки. Во всяком случае, обдумывание альтернативного варианта, подразумевавшего создание танка с орудием калибра 75 мм в новой вращающейся башне, началось еще на раннем этапе проектирования M3. Но дальше довольно смутных планов на этом этапе дело не пошло – по всей видимости, руководители Рок-Айлендского арсенала, от которых военные уже начали требовать практических результатов, полагали, что создать танк с пушкой в спонсоне будет намного проще.

Лишь в феврале 1941, после того, как была изготовлена вся необходимая техническая документация на M3 Lee, конструкторы приступили к проектированию M4, будущего «Шермана». Впрочем, этот танк очень многое унаследовал от своего предшественника – ему, в частности, досталась та же самая подвеска, трансмиссия и двигатель, а также значительная часть корпуса. В то же время предусматривалась и возможность установки более мощной силовой установки – для этого объем моторного отделения увеличили.

Новая башня допускала возможность установки нескольких вариантов вооружения:

  1. Орудие М2 (75 мм);
  2. Гаубица (105 мм);
  3. Две пушки М6 (37 мм);
  4. QF 6 pounder – английское «шестифунтовое» орудие, или его американский вариант М1. Калибр – 57 мм.

Все эти орудия устанавливались вместе с пулеметом калибра 7,62 мм. Предполагалось также выпускать «зенитную» модификацию башни с тремя крупнокалиберными пулеметами вместо пушки.

Экипаж боевой машины уменьшили – на M3 Lee он состоял из семи человек, а на M4 – из пяти. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части танка, а командир, наводчик и заряжающий – в башне.

Изготовление прототипов началось летом 1941 года, одновременно в Рок-Айлендском арсенале и в мастерских Абердинского военного полигона, где с заданием справились несколько раньше, подготовив машину к показу уже ко 2-му сентября 1941 года. Танк имел предварительное обозначение Т6 и во многом отличался от будущего «Шермана». В частности, на прототипе имелись «унаследованные» от M3 Lee боковые двери. Кроме того, танк «увенчивала» командирская башенка с отдельным пулеметом калибра 7,62 – его предполагалось использовать для защиты от самолетов.

Представители командования танковых войск, осмотрев машину, предложили ликвидировать бортовые двери, поскольку они явно ослабляли бронезащиту. Кроме того, для защиты от воздушных ударов более целесообразно было установить крупнокалиберный пулемет, но поскольку в башенке он не умещался, оставалось только разместить его открыто.

5 сентября 1941-го года входящий в состав американского Конгресса Комитет вооружений дал рекомендацию о принятии Т6 на вооружение под стандартным обозначением M4. Эта машина также получила дополнительное название «Генерал Шерман». В дальнейшем чаще использовался укороченный «британский» вариант – просто «Шерман».

В ноябре 1941-го года в Абердине приступили к изготовлению первой опытной партии танков M4, а крупносерийное производство было развернуто в феврале 1942-го года. Продолжалось оно вплоть до июля победного 1945-го. Выпускались одновременно шесть основных модификаций боевой машины. Конструкция танка в ходе войны неоднократно дорабатывалась и модернизировалась. Это приводило к появлению субмодификаций, зачастую значительно отличавшихся от базовой модели.

Особенности конструкции

M4 Sherman представляет собой средний танк классической компоновки. В передней части машины находится отделение управления. В нем размещены приборы, при помощи которых контролируется работа двигателя и скорость движения танка, а также рычаги и педали, используемые механиком-водителем. Кроме того, в правой части боевого отделения имеется курсовой пулемет с боекомплектом. Это оружие управляется помощником механика-водителя, который одновременно является стрелком-радистом.

Средняя часть машины занята боевым отделением. Здесь установлены сиденья для трех остальных членов экипажа – командира, заряжающего и наводчика. Кроме того, в боевом отделении размещается боекомплект к орудию и спаренному пулемету, аккумуляторная батарея с зарядным устройством и огнетушители.

Башня M4 была литой и устанавливалась на шариковой опоре, непосредственно над боевым отделением. Внутри неё, помимо вооружения, размещалось прицельное оборудование, приборы наблюдения, поворотный механизм, радиостанция и гиростабилизатор для орудия. Пушка, кроме того, снабжалась механизмом подъема и опускания ствола.

В задней части танка, за перегородкой, находилось моторное отделение, предназначенное для размещения двигателя и всех систем его обслуживания. Характерной особенностью «Шерманов» стало то, что его трансмиссия была вынесена в отделение управления. Наклонный карданный вал, передающий вращение от мотора к коробке переключения передач, проходит через весь танк.

Подобная компоновка трансмиссии была использована и на немецких танках, однако там она была более «изящной» — вал протягивался почти горизонтально, без наклона. Иногда для этого его приходилось делать составным. Американские конструкторы поступили проще, что вынудило их несколько увеличить высоту танка, повысив тем самым вероятность его поражения.

Основной материал для изготовления корпуса танка M4 – катаные листы брони. Для их соединения применялась сварка. Верхний передний лист наклонен под углом в 56 градусов, к нему болтами прикреплена массивная литая лобовая деталь (она «по совместительству» является картером поворотного механизма и крышкой трансмиссионного люка).

Бортовая броня танка наклонов не имеет. На танках 1943-44 годов выпуска она дополнительно усиливалась стальными накладками. Лобовой лист вначале имел выступы для смотровых щелей, однако впоследствии их начали «заделывать», а со второй половины 1943 потенциально уязвимые места полностью исчезли. При этом угол наклона лобового листа уменьшился до 47 градусов.

Для посадки в боевое отделение использовался люк, размещенный на крыше башни. Начиная с декабря 1943, танки стали оборудоваться отдельным люком для заряжающего. Механик-водитель и его помощник занимали свои места в отделении управления, пользуясь люками в передней части корпуса.

Башня «Шермана» снабжалась полом, закрепленным на стойках. На её левом борту имелся лючок, через который можно было вести огонь из личного оружия. Вращение башни осуществлялось при помощи гидроэлектрического механизма или ручного привода.

Начиная с мая 1944-го, танки M4 комплектовались модернизированной башней. Она отличалась от старой, прежде всего, своими размерами, став более крупной. Кроме того, на крыше вновь появилась командирская башенка, оборудованная приборами для кругового наблюдения.

Технические характеристики

Поскольку американский танк M4 «Шерман» производился во множестве вариантов, привести полный перечень его характеристик довольно сложно. В таблицу внесены данные по первой серийной модификации M4A1, «лендлизовскому» танку M4A2 и одной из поздних машин M4A3(76) W HVSS с улучшенной подвеской.

M4A1 M4A2 M4A3(76) W HVSS
Длина танка 5,84 м 6,08 м 6,27 м
Длина с пушкой 5,84 м 6,08 м 7,54 м
Высота 2,74 м 2,88 м 2,97 м
Ширина 2,62 м 2,69 м 3 м
Скорость До 39 км/ч До 45 км/ч До 42 км/ч
Запас хода 160 км 240 км 160 км
Мощность мотора 350 л.с 375 л.с. 450 л.с.
Масса 30,3 тонны 30,9 тонн 33,6 тонны
Лобовая броня 51 мм 64 мм 64 мм
Бортовая броня 38 мм 38 мм 38 мм
Лоб башни 76 мм 76-89 мм 64-89 мм
Борта башни 51 мм 51 мм 51 мм

Вооружение

Танки M4 «Шерман» могли оснащаться следующими видами артиллерийских орудий:

  1. Пушка M3 с горизонтальным клиновым затвором. Калибр – 75 мм, ствол длиной в 37,5 калибра. Диапазон угла наклона ствола – от -10 до +25 градусов. Вес орудия – 405,4 кг;
  2. Пушка M Калибр – 76 мм, ствол длиной в 55 калибров. Диапазон угла наклона ствола – такой же, как на M3. Могли устанавливаться несколько вариантов этого орудия – М1А1 с улучшенным балансом, М1А1С с дульным тормозом, М1А2 с укороченным шагом нарезов. Вес этих пушек – от 518 до 578 кг;
  3. Ordnance QF 17 pounder Mk.IV. Британская «семнадцатифунтовая» пушка. Калибр по обычному стандарту – 76,2 мм, ствол имеет длину в 55 калибров. Имеется дульный тормоз. Это орудие устанавливалось на танках, использовавшихся армией Великобритании, американцы его не использовали, хотя оно было лучше, чем М1;
  4. Гаубица М4. Калибр – 105 мм. Ствол длиной в 24,5 калибра. Танки с этим орудием не имели гиростабилизатора и гидропривода механизма вращения башни.

Помимо пушки, танк «Шерман» вооружался тремя пулеметами. Один Browning M1919A4 был спарен с артиллерийским орудием, другой был курсовым. Третий пулемет, крупнокалиберный Browining M2HB, монтировался на крыше башни и предназначался для противовоздушной обороны. В реальных боях, впрочем, его значительно чаще применяли по наземным целям.

Кроме того, некоторые субмодификации M4 оборудовались дымовым гранатометом M3 калибра 50,8 мм. Устанавливался он в башне.

Состав боекомплекта «Шермана» не был одним и тем же для разных вариантов танка. В качестве примера можно привести две субмодификации:

M4A2 M4A2(76)W
Снаряды 97 71
Патроны 7,62 4 750 6 250
Патроны 12,7 300 600
Дымовые гранаты 12 14

Точность стрельбы обеспечивалась не только прицельными приспособлениями, но и гиростабилизатором, разработанным компанией «Вестингауз» и обеспечивающим гашение колебаний в вертикальной плоскости. Благодаря этому устройству «Шерман» мог вести огонь не только с коротких остановок, но и на ходу.

Модификации

Базовая модификация «Шермана» называлась просто M4. Фактически, однако, такие танки начали выпускать намного позже, чем M4A1. От всех других вариантов базовый отличался прежде всего полным отказом от использования литых деталей. Корпус был полностью сварным. Это обеспечивало не только упрощение технологического цикла, но и увеличение внутреннего объема, позволившее взять на борт до семи дополнительных снарядов. Силовой установкой базовой модификации M4 стал двигатель Continental R975 C1. Этот авиационный мотор работал на бензине и развивал мощность в 350 лошадиных сил.

Необходимо отметить, что в дальнейшем базовый вариант танка производился с частичным применением литых деталей и постепенно сблизился с другими модификациями. Общий объем выпуска составил 8 389 экземпляров, в том числе 1641 танк с гаубицей калибра 105 мм.

М4А1

Этот вариант танка «Шерман» стал первой его серийной модификацией. Возникла она в результате устранения замечаний к «абердинскому» прототипу Т6. Бортовые двери на демонстрационном экземпляре заварили, а в дальнейшем корпуса стали отливать цельными, без проёмов.

Войсковые испытания первых двух серийных машин решили провести в Англии, для чего пришлось оборудовать танки короткоствольными орудиями M2 – работы по размещению «штатной» M3 еще не были завершены.

Вначале танки M4A1 оснащались двигателем R-975-EC2, но их почти сразу заменили на R-975-C1, такой же, как на базовой модели. В целом машинам этой первой серийной модификации пришлось перенести намного больше преобразований, чем последующим вариантам. В частности, именно на M4A1 впервые была установлена пушка M1, созданная специально для усиления противотанковых возможностей «Шермана». При этом пришлось существенно изменить форму и размеры башни, а также увеличить её вес.

Еще одним важным новшеством, опробованным на М4А1, стало использование «мокрой» боеукладки. Первоначально выстрелы к орудию размещались в этом танке на бортовых полках, что приводило к их детонации при пробитии брони вражескими снарядами и немедленной гибели всего экипажа. Для повышения безопасности ящики с боекомплектом перенесли на днище и залили водой с добавлением этиленгликоля. В результате живучесть танка существенно увеличилась.

Отдельного упоминания заслуживает субмодификация M4A1(76)W HVSS. Эти машины оборудовались улучшенной подвеской с горизонтальным расположением буферных пружин. Кроме того, увеличилась ширина гусениц и была изменена конструкция опорных катков.

Свой особый вклад в модернизацию M4A1 внесли британцы, вооружившие этот танк довольно эффективной семнадцатифунтовой пушкой. Такой вариант боевой машины обозначался Sherman IIC.

Всего было произведено 9 677 M4A1, в том числе 3 396 танков с различными версиями пушки M1.

М4А2

Эта модификация была запущена в серию в апреле 1942 года (то есть еще до базовой модели). Главной особенностью данного варианта танка стала его силовая установка, составленная из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Создавались эти моторы для автомобилей и обеспечивали существенно увеличенный запас хода.

По конструкции корпуса M4A2 ближе к базовой модели, чем к M4A1 – он сварной. Именно на этой модификации впервые начали заваривать передние смотровые щели, а затем весь лобовой лист стал цельным, а угол его наклона уменьшился.

Значительное количество М4А2 было отправлено в СССР по программе ленд-лиза, и именно с этим вариантом лучше всего познакомились советские танкисты. Общий объем выпуска достиг 11 283, в том числе 3230 M4A2(76)W с разными версиями пушки M1.

М4А3

Главным отличием этого варианта танка стал двигатель Ford GAA. Этот восьмицилиндровый авиационный мотор обладал мощностью в 500 лошадиных сил, что позволило резко увеличить энерговооруженность «Шермана». Серийное производство M4A3 было развёрнуто в мае 1942 года.

В дальнейшем эти танки подверглись тем же модернизациям, что и первая серийная модификация – лобовой лист стал сплошным, была введена «мокрая» боеукладка, упростилась конструкция корпуса, а ближе к концу войны машины получили улучшенную подвеску.

Перед началом операции «Оверлорд» была создана особая субмодификация этого танка – М4А3Е2. Она отличалась усиленным бронированием лба и бортов. Машина потяжелела до 38 тонн, а её увеличившиеся размеры были заметны визуально, что и привело к появлению неофициального прозвища Jumbo – по имени слонёнка из мультфильмов Уолта Диснея.

Толщина лобовой брони у «Джамбо» достигла 102 мм, что по довоенным меркам соответствовало уже параметрам тяжелых танков. Но особенно защищенной стала новая башня со стенками в 152 мм. Это позволяло использовать машину при штурме сильно укрепленных позиций, не опасаясь огня большинства видов противотанковой артиллерии.

Выпущено 11 424 танка M4A3, из которых 3039 были вооружены 105-мм гаубицей, а 3 370 – различными версиями пушки М1.

М4А4

Танки этой модификации оборудовались сложным силовым агрегатом, составленным из пяти шестицилиндровых автомобильных карбюраторных моторов, соединенных в единое целое. Эта звездообразная установка обладала суммарной мощностью в 370 лошадиных сил.

Выпуск М4А4 продолжался чуть более года, с июля 1942 по сентябрь 1943 года. За этот период было сделано 7 499 танков. Эти машины, в отличие от других модификаций «Шермана», не подвергались модернизациям. Исключение составили танки, отправленные в Великобританию – там их оборудовали семнадцатифунтовыми пушками Mk IV или Mk VII. Для этих машин использовалось обозначение Sherman VC, а неофициальным их прозвищем стало название «Светлячок» — Firefly.

М4А5

Официально это обозначение не использовалось. Его предполагалось ввести для канадской боевой машины Ram Tank, которая представляла собой глубокую модернизацию танка M3 Lee, выполненную, судя по всему, с учетом опыта, полученного при создании прототипа Т6. Вооружался M4A5 шестифунтовой английской пушкой, размещенной в литой башне, конструкция которой не имела почти ничего общего с аналогичной частью «Шермана».

Выпущено было 1948 этих танков, однако на фронт их так и не отправили, поскольку вооружение не отвечало требованиям Второй Мировой войны.

М4А6

Этот танк, первоначально делавшийся на базе модификации М4А4, оснащался многотопливным дизельным двигателем Caterpillar D200A. Такая силовая установка потенциально могла стать единой для всех «Шерманов». Опытный экземпляр танка с новым мотором, получивший предварительное обозначение М4Е1, был изготовлен в декабре 1942 года.

Серийное производство М4А6 началось в октябре 1943-го, однако после изготовления семидесяти пяти машин оно было остановлено. Американские военные не были готовы к переходу от бензиновых двигателей на многотопливные дизели, что и привело к отказу от перспективной модификации.

Grizzly Bear

Эти танки представляли собой канадскую «адаптацию» модификации М4А1. Кроме того, имелось и несколько «просто» М4, получивших такое же обозначение. В целом конструкция этой машины совпадала с американскими образцами, однако изменениям подверглись гусеницы и ведущие колеса. Изготовлено таких танков было совсем немного – всего 188 экземпляров.

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные модификации «Шермана» — далеко не единственные. На базе этого танка осуществлялось серийное производство самоходных артиллерийских установок, реактивных систем залпового огня, мостоукладчиков и БРЭМ. Кроме того, выпускались и огнеметные варианты танка.

Боевое применение

В первый раз танки М4 «Шерман» были использованы во время второго сражения у Эль-Аламейна в октябре 1942 года. Этими машинами были вооружены 1-я и 10-я английские танковые дивизии, а также 9-я и 24-я отдельные танковые бригады. Общее количество «Шерманов» достигало 251 единицы.

Ввод в бой новых танков стал для немецкого командования совершенно неожиданным. Англичане смогли собрать заметно превосходящие силы – вместе с «Шерманами», они располагали более чем тысячей боевых машин против 559 в группировке Роммеля. Кроме того, пробить броню M4 могли лишь некоторые из немецких танков – 88 Pz.III и 30 Pz.IV с длинноствольными пушками. В результате была одержана очень важная для этого театра военных действий победа, значительный вклад в которую внесли новые американские боевые машины.

В декабре 1942 года в сражение были введены «Шерманы», входившие в состав армии США. Первое время эти бои сопровождались тяжелыми потерями. Поначалу их причиной была неопытность американских экипажей, а в феврале 1943-го года танки M4 впервые столкнулись с «Тиграми» , против которых у них просто не было шансов. В течение первых двух дней этих боев армия США безвозвратно потеряла 84 «Шермана». Правда, при этом сами американцы заявили о 19 пораженных немецких танках, но это, видимо, были не «Тигры».

Высадка на Сицилии в июле 1943 года также сопровождалась применением «Шерманов». В ходе наиболее крупного боя было уничтожено 14 «Тигров» и 30 других немецких танков, однако в данном случае большая часть их была подбита артиллерийским огнем, а также «базуками».

Для высадки во Франции часть «Шерманов» была оснащена специальными приспособлениями, которые предназначались для придания танку свойств амфибии. Всего в первой волне высадки имелось четыре батальона танков М4 – два на участке «Юта» и столько же – на печально знаменитом участке «Омаха». Из-за целого ряда ошибок 27 из 32-х танков 741-го батальона просто утонули, а из 51-й машины 743-го батальона уцелели только 30.

Англичане провели свою часть высадки намного лучше, потеряв лишь шесть танков из сорока. Впрочем, основные неприятности для «Шерманов» только начинались – ведь впереди их ждали встречи с многочисленными «Тиграми» и «Пантерами». И всё же рассчитывать немцам было уже не на что – после огромных потерь на Восточном фронте они попросту не могли ничего противопоставить подавляющему численному превосходству союзников.

С 20 ноября 1944-го по 20 января 1945-го было потеряно в боях 1 137 танков «Шерман» - весьма ощутимая убыль. Но общее количество этих машин в американской и британской армии составляло к ноябрю около 15 000, и еще 10 000 было выведено в резерв. Таким образом, даже контрнаступление вермахта в Арденнах лишь незначительно ослабило группировку союзников. Можно сказать, что тут ярко проявилось одно из лучших качеств танка М4 – его отличная приспособленность к массовому производству.

Война на Тихом океане, в силу своей специфики велась с применением лишь незначительного количества танков. У «Шермана» в этом регионе вообще не было каких-либо достойных противников – японская бронетехника для подобной роли категорически не подходила. Американцы действовали практически безнаказанно, лишь изредка теряя единичные машины.

Применение танков, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза, началось весной 1943 года, однако наиболее активное их использование приходится на более поздний период. Очень большую роль сыграли эти машины в ходе боёв за Украину зимой и весной 1944 года. Советские танкисты, воевавшие на «Шерманах», отмечали, что этот танк отличается значительно более высокой проходимостью, чем другие «ленд-лизовские» образцы боевой техники. В то же время по сравнению с Т-34 «Шерман» оказался намного более удобным для экипажа. Имелись определенные преимущества и по составу бортового оборудования.

В ходе Белорусской наступательной операции насыщенность советских войск танками М4 достигла своего максимума. Теперь они уступали по численности лишь вездесущим «тридцатьчетверкам». Надо сказать, что отзывы об использовании «Шерманов» довольно скупы и при этом противоречивы. Скорее всего, причиной этого стало сочетание наиболее значительных недостатков этого танка с его же весьма весомыми плюсами – М4 был очень надежен и позволял выполнять глубокие рейды, но при столкновении с наиболее тяжелой немецкой бронетехникой он часто оказывался бессилен.

Укомплектованный «Шерманами» 1-й механизированный корпус 2-й гвардейской танковой армии непосредственно участвовал в штурме Берлина. 9-й гвардейский мехкорпус, получивший летом 1945-го года на вооружение 183 М4, был использован в ходе войны против Японии. В последнем случае «Шерманы» проявили себя просто блестяще, преодолев огромные расстояния без существенных поломок.

После разгрома Германии и Японии танки M4 уже не производились, однако их военная служба продолжилась. В частности, эти машины активно применялись армией США в ходе войны в Корее. Именно здесь американский танк «Шерман» впервые был применен против советских Т-34.

Необходимо, разумеется, учитывать, что бои с участием этих машин носили эпизодический характер. Северная Корея имела перед началом войны 258 танков Т-34-85, которым американцы долгое время могли противопоставить только заведомо более слабые М-24 – со вполне предсказуемыми последствиями. Затем ситуация изменилась – в бой вступили «Шерманы», а вместе с ними М26 «Першинг» и М46 «Паттон».

К концу 1950-го года Северная Корея потеряла все свои танки. Соотношение потерь в непосредственных танковых боях составило 34:97 в пользу США. О преимуществе «Шермана» это, однако, не говорит, поскольку вся имеющаяся информация указывает на то, что американцы уповали в основном на более мощные, тяжело бронированные и хорошо вооруженные «Першинги» и «Паттоны», которые по своим характеристикам были схожи скорее с ИС-2, чем с Т-34-85.

В качестве примера можно привести бой, состоявшийся в сентябре 1950-го года, когда 10 северокорейских танков менее чем за минуту безнаказанно расстреляли три M4A3E8. Затем один из Т-34-85 атаковал и уничтожил до 15 грузовиков, составлявших транспортную колонну. При этом действовали корейские танкисты всё же неосмотрительно – четыре их машины были сожжены выстрелами из «супербазук», одну уничтожила 105-мм гаубица и еще две были подбиты подоспевшими «Шерманами».

Когда впоследствии в США оценивались общие итоги этого вооруженного конфликта, было отмечено, что М4 в целом стали более эффективными, чем другие американские боевые машины. Речь не шла о состязании с Т-34, акцент делался скорее на обобщенной «полезности» в привязке к стоимости эксплуатации и надёжности техники.

Довольно масштабным было применение «Шерманов» и в ходе арабо-израильских войн, причем, что интересно, эти танки имелись у обеих противоборствующих сторон. Поскольку машины к 50-м годам откровенно устарели, их активно модернизировали и перевооружали. Особенно отличился на этом поприще Израиль, создавший танки М50 и М51, которые получили название «Супер Шерман». Египет, впрочем, тоже старался не отставать. Разумеется, всё это было вынужденной импровизацией – со всеми своими улучшениями подобные машины всё равно откровенно проигрывали даже ИС-3, не говоря уже о более новых советских танках 50-х и 60-х годов.

Сравнение с аналогами в мире

Наиболее часто в качестве эталона для сравнения с «Шерманом» используется советский танк Т-34. Это вполне понятно, но, возможно, не совсем правильно, поскольку были у М4 и другие могущественные соперники. Одним из них был, в частности, немецкий средний танк Pz IV .

Исходные модификации этой машины рассматривать не стоит, поскольку они использовались еще тогда, когда «Шермана» просто не существовало. Правильнее ориентироваться на варианты Pz.IVG и Pz.IVH. Вооружение этой машины составляла 75-мм пушка, способная на дистанции в один километр пробить броню толщиной в 82 мм. «Шерман» с орудием M3 на таком же расстоянии был способен поразить цель, защищенную слоем брони в 60 мм.

Теперь необходимо сопоставить уровень защиты обеих машин. Броня M4 первых лет выпуска составляла 51 мм в передней части корпуса и 76 мм у башни. Танк Pz.IVG был защищен слоем металла в 50 мм, а Pz.IVH – в 80 мм. Из этого следует, что в «дуэльном» столкновении между «Шерманом» и ранней модификацией «четверки» шансы были бы равными, а вот в бою с Pz.IVH американская машина явно уступает.

Добиться равенства с основным и наиболее распространенным немецким танком (а Pz.IV является именно таковым) удалось лишь «Шерману», оснащенному пушкой M1 (или английской семнадцатифунтовкой). Это орудие обеспечивало бронепробиваемость в 88 миллиметров на том же расстоянии в тысячу метров. Такие пушки, однако, были поставлены менее чем на половине всех произведенных M4.

Тут, разумеется, логично задать вопрос – а что, собственно, мешало могучей американской промышленности перевооружить все танки? Ответ прост – осколочно-фугасные снаряды к пушке М1 были слишком слабыми и не позволяли использовать её как эффективное противопехотное средство. В результате американцы вынуждены были делать свои танковые соединения смешанными – их составляли из танков с разными видами орудий. Всё это, разумеется, говорит не в пользу «Шермана».

Необходимо, видимо, сравнить М4 также и с немецкой «Пантерой». Правда, Pz.V и в американской, и в Красной армии классифицировали как тяжелый танк, однако в вермахте его считали средним и применяли соответствующим образом. Характеризует «Пантеру» прежде всего её очень мощное орудие. На дистанции в 1000 метров оно пробивало подкалиберным снарядом до 150 мм брони. Таким образом, огневое превосходство даже над лучшими вариантами «Шермана» было огромным.

Защита танка Pz,V также производит внушительное впечатление – лоб башни достигал 110 мм, а передний броневой лист, наклоненный под углом в 55 градусов, имел толщину в 80 мм. Неудивительно, что сама мысль о вступлении в бой с «Пантерой» не вызывала у американских танкистов никакого энтузиазма – еще меньше шансов на успех могло быть разве только в бою с «Тигром».

Тем не менее, как известно, немецкие танки к концу войны были выбиты, а «Шерманы» в итоге победили. Произошло это потому, что далеко не все характеристики можно вписать в таблицу. В частности, туда никогда не попадает такой параметр, как надёжность. «Пантера» была превосходным, но «сырым» танком. Осуществить «доводку» конструкции в военных условиях удалось лишь частично. В результате замечательные немецкие «хищники» ломались, а заурядные американские «Шерманы» продолжали воевать.

Второй «незаметный» критерий – это технологичность. Американская промышленность изготовила более 49 тысяч «Шерманов». Немцы с трудом сумели построить 6 тысяч «Пантер», причем обходились они намного дороже американских танков. Таким образом, Pz.V, возможно, не столько продлил существование «третьего рейха», сколько поспособствовал его скорейшему разгрому вследствие полного истощения ресурсов.

Теперь пришла пора поговорить и о Т-34. Как известно, его двумя основными вариантами являются Т-34-76 и Т-34-85. Первый из этих танков вполне сопоставим по своим основным характеристикам с «Шерманами», вооруженными 75-мм пушкой М3. Но это сугубо «табличное» сравнение. В целом можно сказать, что советская машина обладает более высокой проходимостью при одинаковом вооружении и бронировании, а вот по приборному оборудованию и уровню комфорта для экипажа предпочтительнее выглядит М4.

Следует также отметить, что в первые годы эксплуатации Т-34-76 этот танк был недостаточно надёжным, а двигатель его не обладал необходимым ресурсом. «Шерман» же опирался на более чем солидный фундамент американской автомобильной промышленности и поэтому с его доводкой столь значительных сложностей не возникло.

Танки Т-34-85 опять-таки сопоставимы с M4, но только с теми, что были вооружены пушкой М1. Броневая защита обеих машин почти не отличается, однако использованы разные сорта металла. В результате вероятность сквозного пробития одинаковыми боеприпасами у Т-34 несколько ниже, зато американская машина с её более вязкой бронёй может похвастаться заметно меньшим количеством вторичных осколков, отлетающих от внутреннего слоя стали при прямом попадании.

Орудие Т-34-85 обладает заметно более высокой мощностью, чем пушка М1. Благодаря этому для поражения «Шермана» можно даже не применять подкалиберные снаряды. В то же время американским танкистам придется использовать именно такой вид боеприпасов, чтобы уравнять шансы. К этому можно добавить, что башня M4 поворачивается хотя и быстро, но всё-таки несколько медленнее, чем у Т-34-85.

По своей надёжности обе машины примерно одинаковы, что и было продемонстрировано, в частности, во время разгрома Квантунской армии в августе 1945 года. Огромные марши были пройдены вполне успешно как танками Т-34-85, так и «Шерманами».

Подводя итоги, можно отметить, что подавляющим перевесом не обладает ни Т-34, ни M4. Исход столкновения между подобными танками решается мастерством экипажей и уровнем компетентности командования.

Достоинства и недостатки

За время ведения боевых действий и в ходе последующей мирной службы танки «Шерман» продемонстрировали следующие положительные качества:

  1. Высокая надёжность ходовой части и её неплохая ремонтопригодность;
  2. Дешевизна изготовления танка при массовом серийном производстве;
  3. «Шерманы» удобны для всех членов экипажа. Внутри машины можно достаточно свободно передвигаться, не прибегая к каким-либо усилиям;
  4. Танк оборудован многочисленными приборами, обеспечивающими отличный круговой обзор. В этом отношении «Шерман»превосходит и советские, и немецкие танки периода Второй Мировой войны;
  5. Орудие стабилизировано в вертикальной плоскости, что намного упрощает прицеливание и увеличивает точность огня, особенно в движении;
  6. Танк оснащен крупнокалиберным пулеметом, неплохо вписавшимся в систему вооружения и полезным не только против самолетов;
  7. Мощный двигатель делает «Шерман» самым подвижным танком в своём классе.

О некоторых их недостатках, свойственных M4, уже упоминалось. Тем не менее есть смысл привести их в общем перечне:

  1. Компоновка трансмиссии явно неудачна. Следовало или отнести коробку переключения передач назад, или же обеспечить иное размещение карданного вала;
  2. Танк М4 – довольно узкий при значительной высоте. Это делает машину недостаточно устойчивой при движении по складкам рельефа местности;
  3. Вооружение танка не унифицировано. 75-мм пушка не обладает необходимой бронепробиваемостью, а орудие М1 так и не получило достаточно мощных осколочно-фугасных снарядов;
  4. Танк не приспособлен для перевозки десанта. Это остро чувствовалось на советско-германском фронте, поскольку в распоряжении Красной армии не имелось еще бронетранспортеров.

В заключение необходимо подчеркнуть, что любые оценки техники военных лет непременно должны учитывать сложные обстоятельства, которыми характеризовалось это сложное время. Американцы создали свой основной средний танк на очень слабом исходном основании, но сумели сделать его настоящей «рабочей лошадкой» для собственной армии, и было бы ошибкой не признавать этого достижения. Ныне «Шерман» - такая же часть истории, как и Т-34, причем долгое время оба этих танка воевали на одной стороне.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»