Судьба женщин прообраз фильма скрытые фигуры. Настоящая история "скрытых фигур". Как вы готовились к съёмкам

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

25 декабря выходит в прокат фильм "Скрытые фигуры" - драма о команде женщин-математиков, которые готовят к запуску первую космическую миссию США. Лайф поговорил с Жанель Моне - исполнительницей роли математика Мэри Джексон.

- Я слышала , что вы очень просили дать вам роль Мэри Джексон и что вы глубоко взволнованы этой работой?

Это моя первая работа с большой студией, но я ничего не просила. Видимо, моя работа в кино сама за себя говорит. Когда я прочитала сценарий "Скрытых фигур", то сразу же увидела себя в этой роли. Мэри Джексон с большим вдохновением борется за свои права и за справедливость. Она добивается уважения и права на реализацию своей мечты, права, которое имеют все люди. Когда я прочитала сценарий, то сразу посочувствовала ей и как женщине, и как представителю меньшинства… Она - это я.

- Расскажите о Мэри Джексон - какая она?

Мэри - неравнодушный человек. Она реалист, но она не готова мириться с несправедливостью. Она знает себе цену и не соглашается на меньшее, и она полна решимости добиваться справедливости для себя, для женщин, для своей семьи и для меньшинств.

- Кто был для вас предметом для подражания , когда вы были маленькой? И кому вы стремитесь подражать сейчас?

Сейчас я стремлюсь подражать этим трём замечательным женщинам - Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон. Раньше я ничего о них не знала. Я не понимаю, как это могло случиться. Когда я изучала историю в школе, историю чернокожих в Америке, их имена ни разу не упоминались. Эти женщины в буквальном смысле изменили мир. Если бы не их ум, если бы не их труд, история Америки была бы другой. Когда я прочитала сценарий, то пришла в восторг от того, что после выхода этого фильма о них узнает гораздо больше людей.

- Мэри, должно быть, была невероятно целеустремленной , раз она смогла получить степень магистра. Я думаю , мы увидим это в фильме . Какой же стойкостью и упорством она обладал а?!

Она бесстрашная. Она стала первой женщиной-инженером в НАСА, и это не считая того, что она была чёрной. В то время в штате Вирджиния чёрным было очень трудно получить образование. Чтобы чернокожая училась в школе вместе с белыми - это было неслыханно. И тем не менее она шла вперед. Однажды мистер Зелинский по результатам теста сказал ей, что у неё данные инженера, что ей нужно не искать работу, а учиться на инженера. Он сказал ей, что у неё слишком хорошие способности, чтобы ими пренебречь.

Ей пришлось преодолеть множество преград. Её муж был против того, чтобы она получала образование. В то время женщины не зарабатывали больше своих мужей. Они сидели дома, готовили, растили детей. Ей пришлось преодолеть сопротивление мужа, который говорил ей, что она никогда не станет инженером, что это невозможно. Он убеждал её перестать быть иррациональной, он это делал из любви к ней, из хороших побуждений. Но она решила прислушаться к зову сердца. Я лично думаю, что она могла унаследовать это бесстрашие у своих предков.

Кроме того, она была частью протестного движения, в котором, в частности, участвовали и "Чёрные Пантеры". Они боролись за свои гражданские права, которые должны были быть адекватными с правами белых. И Мэри горела желанием изменить привычное положение вещей. И она добилась этого. Она пошла в суд и в конце концов добилась того, что ей разрешили учиться, правда, при условии, что она будет посещать только вечерние занятия. И так она стала инженером. Она работала в НАСА на протяжении 30 лет, где она, кроме всего прочего, сумела создать более равные условия для женщин и представителей меньшинств. Она задавала начальству детские вопросы: "Я вижу, что этой женщине платят меньше, чем другим. Мне хотелось бы знать почему?" Она действительно делала всё от себя зависящее, чтобы помогать женщинам и представителям меньшинств.

- Женщина , которую вы играете , гений . Как вы готовились к тому , чтобы играть эту роль?

Вы думаете, я не гений? (смеется) . Такие женщины, как Мэри, есть и сейчас. Но наши героини были такими, несмотря на очень трудные условия, в которых они жили. Женщин, представителей меньшинств пытались очернить, выдумывали конспирологические теории об афроамериканцах. Я думаю, что и сегодня у нас есть невероятно умные математики, инженеры и др., но просто мы о них не говорим, точно так же, как мы не рассказывали об этих трёх женщинах. Кроме того, были другие женщины помимо Кэтрин, Мэри и Дороти, которых в то время называли компьютерами. "Компьютеры" были белыми и чёрными, причём белые женщины и афроамериканки не работали вместе. Я говорю это к тому, что все эти женщины были умными, но к чёрным относились как к роботам.

- Как вы готовились к съёмкам?

Я не считаю себя глупым человеком, поэтому всегда, когда я готовлюсь к съёмкам, я стремлюсь найти нечто общее между мною и персонажем. За что она боролась? Как это относится к моей жизни? За что борюсь я? Это далось мне легко. Говорю вам, в 1961 я была бы Мэри, я бы никому не позволила сказать мне, что я недостаточно умна, чтобы стать инженером, что мне нельзя посещать школу для белых. Я бы добивалась своего любыми способами, я бы боролась. Именно так я и поступаю, когда речь идёт о музыке, о моем искусстве. Так я готовилась к роли.

- Несомненно , вы очень талантливая и волевая, но всегда ли вы были уверены в том , что стоите на правильном пути?

Да, конечно. Чем больше препятствий встречалось на моем пути, тем решительнее я становилась. Моя бабушка жила в Миссисипи. Когда я думаю о том, с чем приходилось иметь дело ей в 30-х, 40-х, а потом сравниваю со своими проблемами, то я понимаю, что у меня нет выбора, кроме как преодолеть всё, что на моей пути. Бабушкино поколение проложило мне дорогу, они открыли для меня двери, и я стою на их плечах, и я чувствую в себе их дух и иду вперед. Даже сейчас в киноиндустрии женщинам платят меньше, чем мужчинам. Хотим мы обсуждать это или нет, что мы всё ещё считаемся меньшинством и большинство смотрит на нас косо, и мне не предоставляются те возможности, которые открыты для представителей большинства, поэтому моё происхождение обязывает меня продолжать борьбу и держать дверь открытой, как это делали мои предшественники.

- На Мэри возлагается большая ответственность , потому что она является представ ителем ново го поколени я , призванного объединить людей разных национальностей и цвета кожи . Как вы к этому относитесь?

Это совершенно верно. Мэри уважает Дороти, уважает Кэтрин, но она не примет того, на что согласились в своё время эти женщины, к чему они уже успели привыкнуть. Она участница революции, и её муж - борец за свободу, который принимает участие в уличных демонстрациях. На ней действительно большая ответственность, потому что она принадлежит к тому поколению, которое пришло на смену Кэтрин и Дороти. Именно это поколение изменило положение вещей, как мы уже знаем это.

- Что для вас значит этот фильм и работа с другими замечательными афроамериканскими актрисами ?

Это потрясающе. Я люблю Тараджи, я люблю Октавию, между нами сестринские отношения. Именно за это я и люблю фильм - в нём присутствуют добрые родственные отношения. Эти три потрясающие женщины переживают друг за друга, советуются друг с другом и защищают друг друга. Они настоящие живые люди, а не просто "компьютеры", работающие на НАСА. Чем ты живёшь, когда возвращаешься домой? Кэтрин - вдова, и подруги подбадривали её, когда она не решалась идти на свидание. У Дороти шестеро детей, и подруги поддерживали её, когда у них с мужем возникали проблемы с детьми. У моей героини с мужем периодически возникало противоборство, и её тоже выручала дружба. Словом, это настоящие сестринские отношения. В реальной жизни мы тоже любим друг друга. Они - потрясающие актрисы, и в свободное время мы чудесно проводим время. Нам очень уютно вместе, мы - реальная троица.

- Мэри - это настоящий фейерверк . Наверное , вам доставляет большое удовольствие играть её?

Да. Это так. Она - это я. Когда я разговаривала с Тедом и он сказал, что я - суть этого персонажа, я подумала, что я сама чувствовала это, когда читала сценарий, но как здорово, когда это отмечает режиссёр. Я очень его люблю, он нам доверяет. Он прислушивается к нам и одобряет наши решения, как сыграть ту или иную сцену. И это неудивительно - мы сами чёрные женщины, поэтому то, что мы играем - для нас не какая-то абстракция: нам понятно, как думают и что переживают такие, как мы.

- В фильме , наверное , много юмора?

Да, конечно, ведь главные героини фильма очень забавные и весёлые. Каждая по-своему. Они по-разному решают проблемы, но у них прекрасное чувство юмора. Так что неудивительно, что в фильме много прикольных моментов.

- Я слышала , вы любите музыку 60-х ?

Да, я обожаю эту музыку. Социальный и политических климат были угнетающими, но музыка была потрясающая. Мне нравится Майлс Девис и другие джазовые музыканты. Для Мэри музыка была как лекарство.

- Расскажите о том , как ваша героиня одевалась?

Мэри любит экспериментировать со своей внешностью, поэтому у меня была возможность поиграть с модой, правда, в пределах бюджета, потому что и сама Мэри была ограничена в средствах. К счастью, я работала с прекрасной командой дизайнеров. Когда они предлагали мне примерить новый наряд, то оказывалось, что он сидит на мне так хорошо, что не надо было ничего менять. Это высокий уровень профессионализма!

- Какое влияние может оказать этот фильм на тех , кто ищет для себя образец для подражания ?

Эти женщины изменили мир, и я думаю, что они окажутся источником вдохновения для многих, особенно для тех, кто мечтает стать инженерами, учёными и осваивать космическое пространство. Я думаю, очень важно, чтобы больше женщин работали в этих областях, особенно представители меньшинств. Это история , в которой каждый найдёт для себя поддержку.

Давным-давно, еще до появления компьютеров, человечество все равно нуждалось в решении сложных вычислительных задач. И не было другого варианта, кроме как собрать людей, организовать их в команду и дать им считать эту задачу вручную. Такие люди назывались расчетчиками, они вычисляли навигационные задачи, тригонометрические таблицы и таблицы логарифмов, сопромат и многое другое. Расчетчики, а точнее расчетчицы, потому что в 20 веке большинство их составляли женщины, обеспечивали атомные, ракетные и космические программы по обе стороны океана. И сейчас, в канун Международного женского дня, я бы хотел напомнить об одном любопытном фильме, показывающем забытые страницы истории вычислительной техники и космонавтики.

Основано на реальных событиях



Актеры и прототипы

Сюжет фильма основан на реальных биографиях трех афроамериканок, работавших в NASA.

Кэтрин Джонсон (Katherine Johnson). Родилась 26 августа 1918 в Уайт-Салфер-Спрингс, штат Западная Вирджиния. С детства проявила себя блестящим математиком. Вошла в тройку (и была единственной женщиной из них) первых афроамериканцев, принятых в лучший университет штата, но, выйдя замуж, ушла с первого курса. Родила троих детей. Начала работать расчетчицей в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1953 году. В 1956 году муж умер от рака, вышла замуж второй раз в 1959 году. В 1957 выполняла расчеты для работы «Заметки о космических технологиях», основанной на лекциях инженеров групп изучения полета и беспилотных аппаратов. Эти инженеры стали костяком Космической рабочей группы, и Кэтрин тоже вошла в ее состав. В 1960 стала первой женщиной-соавтором документа, описывающего расчеты орбиты небесного тела с учетом точки посадки (он сейчас доступен на сайте NASA). Производила вычисления для первых пилотируемых миссий США, полетов «Аполлонов» и Спейс Шаттлов. Уволилась из NASA в 1986 году. В 2015 году получила Президентскую Медаль Свободы, высшую гражданскую награду США.

Мэри Джексон (Mary Jackson). Родилась 9 апреля 1921 года. После получения степени бакалавра работала учительницей математики, но, сменив несколько профессий, в 1951 году оказалась в группе расчетчиц Западного района NACA . В 1953 году перешла в подразделение, работающее со сверхзвуковой аэродинамической трубой. В 1958 стала первой афроамериканкой-инженером в NASA. Сделала блестящую инженерную карьеру, но, упершись в стеклянный потолок, не могла подняться выше, на уровень менеджера, поэтому в 1979 году перешла с понижением в Федеральную женскую программу центра Лэнгли, где занималась наймом и продвижением следующего поколения женщин-инженеров в NASA. Уволилась в 1985. Была замужем, родила двоих детей. Скончалась 11 февраля 2005 года.

Дороти Вон (Dorothy Vaughan). Родилась 20 сентября 1910 года в Канзас сити, штат Миссури. В 1932 году вышла замуж, родила шестерых детей. Работала учительницей математики. В 1943, спустя два года после приказа 8802 президента Рузвельта, запретившего расовую, этническую и религиозную дискриминацию в оборонной сфере, устроилась, как ей казалось, на временную работу в Лэнгли расчетчицей, обрабатывать данные по аэродинамике. Работала в специально созданной сегрегированной группе расчетчиц Западного района, куда входили только цветные сотрудницы. В 1949 году стала начальницей группы, первой афроамериканкой и одной из немногих женщин в этой должности. Когда в 1958 году NACA преобразовали в NASA, сегрегация групп расчетчиц была отменена, новое Подразделение Анализа и Расчетов формировалось без деления по цвету кожи. Когда в NASA появились компьютеры, стала программисткой на FORTRAN, участвовала в программе ракеты Scout. Уволилась из NASA в 1971 году, умерла 10 ноября 2008.

Матчасть и физика

Несмотря на то, что в создании фильма участвовало NASA, увы, техническая сторона показана так себе, с довольно серьезными ляпами. Можно простить неправильное отображение направления полета, циклограммы отделения и работы третьей ступени советской ракеты-носителя «Восток», но обидные ошибки видны и при показе американской техники. Самая большая - выдуманное отделение хвостового отсека у ракеты-носителя Redstone.


Кадр из фильма

Создатели фильма явно запутались в конструкции ракет, потому что хвостовой отсек с двумя двигателями отделяется не у Redstone, а у РН «Атлас». Ее полет тоже есть в фильме, но там почему-то показывают документальные кадры отделения второй ступени ракеты-носителя «Титан-2», которая выводила корабли следующего поколения, «Джемини».

Также излишне преувеличена важность максимально точного определения района посадки «Меркурия». В реальности службы спасения были развернуты на довольно большом пространстве на случай неприятных неожиданностей, и промах астронавта Карпентера на четыре сотни километров от расчетной точки не помешал найти его спустя всего примерно час.

В то же время, история с расчетами для полета Джона Гленна реальна. Нередко зависающим и ломающимся первым компьютерам не очень доверяли, и лично Гленн попросил Кэтрин Джонсон вручную провести расчеты по тем же формулам и данным. «Если она скажет, что все в порядке, я готов лететь» - сказал Гленн. Результаты расчетов компьютера и человека совпали.

В сцене, подписанной как «Беспилотные испытания Redstone», взрываются другие ракеты. Также полет Гленна не сокращали, он отлетал плановые три витка. Фраза «you have a go at least 7 orbits», действительно произнесенная в реальности, означает не разрешение летать семь витков, а то, что орбита после отделения от ракеты достаточно высока, и нет необходимости экстренно садиться на первом или втором витке, чтобы не зарыться в атмосферу в случайном месте. Ну и, наконец, американский ЦУП физически не мог в реальном времени отслеживать первые минуты полета Гагарина, получая телеметрию с ракеты, а схема миссии там показана для «Меркурия», но не «Востока».

Немного лубка

Некоторые события в фильме были сжаты и передраматизированы для создания единой и цельной картины. На самом деле, какие-то эпизоды происходили в другое время или отсутствовали в реальности.

Действие фильма происходит в 1961-1962 годах. Сегрегированных подразделений расчетчиц в реальности не было уже с 1958 года, когда NACA преобразовали в NASA. Подразделение Анализа и Расчетов, где работали героини, было расово-интегрировано.

В целом время в фильме было сжато, а организационная структура NASA - упрощена. Выдуманный Эл Харрисон совместил в себе начальника Космической рабочей группы Роберта Гилрута и руководителя полетов Криса Крафта.

История с необходимостью бежать далеко, чтобы воспользоваться сегрегированным туалетом, искажена и преувеличена. В реальности с подобной проблемой столкнулась не Кэтрин, а Мэри. Кэтрин же использовала никак не обозначенные туалеты годами, пока на это кто-то не обратил внимание. Да и после того, как нашелся недовольный, она проигнорировала жалобу и продолжила пользоваться той же туалетной комнатой. В интервью реальная Кэтрин говорила, что не чувствовала сегрегацию в NASA. «Все были заняты исследованиями. У тебя была задача, и ты делал свою работу. Ну и еще играл в бридж в обеденный перерыв. Я знала, что сегрегация была, но не чувствовала ее» - сказала Кэтрин.

А сюжетный ход с демонтажом таблички «только для белых» подручными средствами не только не происходил в реальности, но даже стал поводом для осуждения фильма - некоторые критики увидели в нем шаблон «белого спасителя», нечто совершенно противоположное духу картины.

Мэри Джексон не было необходимости идти в суд для получения высшего образования. В реальности она обратилась в мэрию за специальным разрешением и получила его.

Полеты «Меркуриев» управлялись ЦУПом не в Лэнгли, а на мысе Канаверал. ЦУП Хьюстона начал работу только на миссиях «Джемини».

Актеры

Лично у меня почти нет претензий к актерской игре за единственным исключением. Персонаж Джима Парсонса выглядит как перенесенный во времени Шелдон, и это несколько портит общее впечатление. Хочется надеяться, что в будущих фильмах ему удастся выйти из этого образа.

Актеры подобраны хорошо, разве что Гленн, на мой взгляд, смотрится неудачно, но это уже мелочи.

По другую сторону океана

В советских мемуарах можно найти упоминания наших женщин-расчетчиц, которые выполняли такую же работу. Любопытно, что Борис Христофоров в мемуарах «Воспоминания инженера-физика» пишет, что расчетчицы получили более высокие награды, чем участники атомных испытаний. Георгий Михайлович Гречко, будущий космонавт, руководил расчетчицами и вспоминает , как, рассчитывая траекторию ракеты для запуска первого спутника, пришлось перейти от таблиц Брадиса (вы могли еще застать их в школе) к более точным таблицам Хренова. Электромеханические счетные машины не умели считать тригонометрические функции, а четвертый знак влиял на результат - ракета начинала колебаться, то задирая нос, то опуская его ниже горизонта. Вынужденные делать больше вычислений расчетчицы подняли бунт, и вопрос решался на профсоюзном собрании, на котором их удалось убедить, что расчеты по таблицам Брадиса, пригодные для военных ракет, здесь уже не годились. Расчетчики и расчетчицы также упоминаются в книге «Космос начинается на Земле» Б.А. Покровского.

Заключение

Несмотря на некоторую лубочность и неточности, которых можно было бы избежать, фильм рекомендуется к просмотру и ценен рассказом об интересных эпизодах из истории космонавтики, вычислительной техники и жизни американского общества.

Кэтрин Джонсон - это блестящий гений математики НАСА, которая работала над космической программой с ее первых дней, начиная с 1950-х годов. Многие из первых миссий НАСА стали возможными только благодаря бесстрашным не имеющим аналогов расчетам Джонсон.

Кэтрин до сих пор живет в Хэмптоне, штат Виржиния, где она и будет отмечать свой 98-й день рождения в конце этого месяца. Давайте узнаем истинную историю ее невероятной жизни.

Семейная атмосфера

Джонсон не раз говорила в интервью, что в детстве очень любила считать. Ее отец установил премию для образования и настоял на том, чтобы все четверо детей в семье пошли в колледж, работая сверхурочно, чтобы платить за него. Джонсон говорит, что такая атмосфера в семье имела решающее значение для ее успеха. Она всегда была окружена людьми, которые хотели чему-то научиться. И ей также нравилось учиться.

Учеба

Кэтрин окончила среднюю школу в 14 лет и колледж в 18. Директор ее средней школы посеял первые семена для будущей карьеры девушки в космосе - он проводил ее домой после школы и показал созвездия в небе. Уже в коллеже преподавательница, которая была другом семьи и знала способности девочки к математике, предложила Кэтрин учиться в ее классе. Позже ее наставником стал доктор Уильям Шифлин Клейтор, который предложил ей попробовать стать математиком-исследователем. Он начал вести классы, которые, как он знал, были необходимы Кэтрин для достижения успеха, в том числе и тот, где Кэтрин была единственной ученицей. На протяжении всего своего образования девушка смогла достичь успеха потому, чтобы любила задавать вопросы, даже когда учителя пытались ее игнорировать.

После окончания учебы Джонсон стала преподавать математику, а затем вышла замуж и завела детей. К преподаванию она вернулась, когда заболел муж. Спустя несколько лет он умер от рака, и в 1959 году оно снова вышла замуж. Но вернемся к науке.

Начало сотрудничества с НАСА

Джонсон начала работать с НАСА в 1963 году. В то время эта организация называлась Национальным консультативным комитетом по аэронавтике, так как еще не существовало космической программы. Джонсон выпало работать в научно-исследовательском центре Лэнгли в Виржинии. Это был центр исследования самолетов, и его можно назвать предшественником Космического центра имени Джонсон в Хьюстоне.

В то время агентство нанимало талантливых математиков, чтобы те делали расчеты и приводили в действие работу более престижных инженеров. Джонсон работала в основном вручную, заполняя большие таблицы со сложными расчетами.
Ее первым заданием было обрабатывать данные черных ящиков из разбившихся самолетов. «У нас была миссия, и мы трудились над ее реализацией. Для нас было очень важно правильно выполнять работу», - сказала она в интервью 2011 года.

Причиной начала работы над ракетами стали ее бесконечное любопытство и талант. Ее приняли в мужскую команду для работы над исследовательскими полетами на временной основе. Однако Джонсон была настолько хороша в этом, что ее решили не отправлять обратно.

В порядке исключения

Когда запустили космическую программу, Джонсон только начала работать с ребятами, и затем они должны были проходить инструктажи. Кэтрин также попросила разрешения поехать. И хотя женщины обычно не допускались на подобные заседания, ради нее сделали исключение.

Джонсон имела некоторый опыт работы с вычислительными машинами еще до того, как присоединилась к НАСА, поэтому она была подготовлена к использованию технологий. В то время в НАСА не могли полностью полагаться на электронные калькуляторы, в частности, когда были необходимы расчеты, касающиеся жизни и смерти, когда начали строить космическую программу. Прежде чем Джонсон начали доверять, она показала свой талант в работе с техникой, а также точность проверки данных вручную.

Особенности работы

Во время Второй мировой войны НАСА и остальная часть оборонной промышленности были вынуждены нанимать афроамериканцев, поэтому появились чернокожие и белые женщины-математики, работающие в агентстве отдельной группой. Джонсон говорит, что ее команда была лучшей.
Инженеры мужчины предпочитали работать с чернокожими девушками-математиками, поскольку они считали, что их способности лучше, чем у белых. С одной стороны, все они были в колледже, говорит Джонсон, в то время как лишь немногие чернокожие девушки имели такую возможность.

Хотя в то время женщины с уникальными математическими возможностями не получали такого же уважения, как мужчины-инженеры, это никогда не тревожило Джонсон. «Девушки способны делать все то же, что и мужчины.
Но иногда они проявляют намного больше фантазии, чем сильный пол, - сказала Джонсон в своем интервью 2011 года. - Мужчины не обращают внимания на мелкие детали. Они не заинтересованы в том, как вы делаете свою работу. Главное - вовремя предоставлять им необходимую информацию».
Джонсон работала в тесном сотрудничестве с Дороти Воган и Мэри Джексон, которые были экстраординарными учеными в своей сфере.

Дороти Вогон была математиком и главой Вычислительного блока на протяжении десяти лет. Позже она стала программистом. Что касается Джонсон, ее работы стали подкреплением многих из наиболее важных проектов НАСА.

Космические программы

В 1961 году на основании работы Джонсон Алан Шепард смог выйти в космос и стал первым американцем, который это сделал. Джонсон рассчитала траекторию его капсулы с момента запуска и до посадки. Если бы она ошиблась, в лучшем случае в НАСА бы не знали, где нужно забрать его.

Уже на раннем этапе, когда в НАСА начали планировать спустить капсулу в определенном месте, необходимо было вычислить, когда начинать эту миссию. Джонсон вызвалась сделать эти расчеты. Ей сказали, где он должен был опуститься на Землю, и она смогла определить, где должна была начаться миссия. Подобные расчеты были сильной стороной Джонсон.

В то время в разработке была миссия «Меркурий», в ходе которой Джон Глен должен был стать первым человеком на орбите Земли. В НАСА уже начали использовать электронные калькуляторы, но все по-прежнему с подозрением относились к новой технике. Поэтому Глен настоял на том, чтобы Джонс проверила все расчеты, сделанные калькулятором. «Если она скажет, что расчеты верны, я приму их», - сказал он агентству.

Миссия «Аполлон»

Джонсон использовала свой необычный талант и для расчетов посадки на Луну миссии «Аполлон-11» в 1969 году. «Все были обеспокоены тем, смогут ли астронавты туда попасть, - сказала Джонсон в интервью. - И все были обеспокоены также их возвращением».

Было невероятное количество факторов, которые следовало учитывать: вращение Земли, расположение спутника, время, когда астронавты достигнут Луны, когда смогут на нее высадиться. Все это было очень запутанным, но возможным. Миссия шла по плану.

Она делала расчеты не только для того, чтобы убедиться, что все идет по плану. Когда что-то в миссии шло не так, Джонсон также вмешивалась. В 1970 году «Аполлон-13», который был отправлен на Луну, пострадал от взрывов двух кислородных баллонов.
Джонсон была одним из математиков, которые помогали вычислить безопасный путь обратно на Землю. Эта работа стала основой системы, которая требует только одного наблюдения за звездой, совпадающей с бортовой картой звездного неба для космонавтов, чтобы определить точное местонахождение.

Отставка

Джонсон вышла в отставку в 1986 году, но ее огромный вклад в космическую программу привлек общественное внимание только в последние несколько лет. Она была первой, кто признал, что наука является совместным предприятием. «Мы всегда работали как команда, и никогда не воспринимали это как достижение отдельного человека», - сказала она в своем интервью.

В прошлом году президент Обама вручил Джонсон Президентскую медаль Свободы - самую престижную награду, доступную для гражданских лиц.

В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

“Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

Кэтрин Джонсон

(родилась в 1918 г.)

С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

Мэри Джексон

(1921-2005)

Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

Дороти Вогэн

(1910-2008)

В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.

Давным-давно, еще до появления компьютеров, человечество все равно нуждалось в решении сложных вычислительных задач. И не было другого варианта, кроме как собрать людей, организовать их в команду и дать им считать эту задачу вручную. Такие люди назывались расчетчиками, они вычисляли навигационные задачи, тригонометрические таблицы и таблицы логарифмов, сопромат и многое другое. Расчетчики, а точнее расчетчицы, потому что в 20 веке большинство их составляли женщины, обеспечивали атомные, ракетные и космические программы по обе стороны океана. И сейчас, в канун Международного женского дня, я бы хотел напомнить об одном любопытном фильме, показывающем забытые страницы истории вычислительной техники и космонавтики.

Основано на реальных событиях



Актеры и прототипы

Сюжет фильма основан на реальных биографиях трех афроамериканок, работавших в NASA.

Кэтрин Джонсон (Katherine Johnson). Родилась 26 августа 1918 в Уайт-Салфер-Спрингс, штат Западная Вирджиния. С детства проявила себя блестящим математиком. Вошла в тройку (и была единственной женщиной из них) первых афроамериканцев, принятых в лучший университет штата, но, выйдя замуж, ушла с первого курса. Родила троих детей. Начала работать расчетчицей в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1953 году. В 1956 году муж умер от рака, вышла замуж второй раз в 1959 году. В 1957 выполняла расчеты для работы "Заметки о космических технологиях", основанной на лекциях инженеров групп изучения полета и беспилотных аппаратов. Эти инженеры стали костяком Космической рабочей группы, и Кэтрин тоже вошла в ее состав. В 1960 стала первой женщиной-соавтором документа, описывающего расчеты орбиты небесного тела с учетом точки посадки (он сейчас доступен на сайте NASA). Производила вычисления для первых пилотируемых миссий США, полетов "Аполлонов" и Спейс Шаттлов. Уволилась из NASA в 1986 году. В 2015 году получила Президентскую Медаль Свободы, высшую гражданскую награду США.

Мэри Джексон (Mary Jackson). Родилась 9 апреля 1921 года. После получения степени бакалавра работала учительницей математики, но, сменив несколько профессий, в 1951 году оказалась в группе расчетчиц Западного района NACA . В 1953 году перешла в подразделение, работающее со сверхзвуковой аэродинамической трубой. В 1958 стала первой афроамериканкой-инженером в NASA. Сделала блестящую инженерную карьеру, но, упершись в стеклянный потолок, не могла подняться выше, на уровень менеджера, поэтому в 1979 году перешла с понижением в Федеральную женскую программу центра Лэнгли, где занималась наймом и продвижением следующего поколения женщин-инженеров в NASA. Уволилась в 1985. Была замужем, родила двоих детей. Скончалась 11 февраля 2005 года.

Дороти Вон (Dorothy Vaughan). Родилась 20 сентября 1910 года в Канзас сити, штат Миссури. В 1932 году вышла замуж, родила шестерых детей. Работала учительницей математики. В 1943, спустя два года после приказа 8802 президента Рузвельта, запретившего расовую, этническую и религиозную дискриминацию в оборонной сфере, устроилась, как ей казалось, на временную работу в Лэнгли расчетчицей, обрабатывать данные по аэродинамике. Работала в специально созданной сегрегированной группе расчетчиц Западного района, куда входили только цветные сотрудницы. В 1949 году стала начальницей группы, первой афроамериканкой и одной из немногих женщин в этой должности. Когда в 1958 году NACA преобразовали в NASA, сегрегация групп расчетчиц была отменена, новое Подразделение Анализа и Расчетов формировалось без деления по цвету кожи. Когда в NASA появились компьютеры, стала программисткой на FORTRAN, участвовала в программе ракеты Scout. Уволилась из NASA в 1971 году, умерла 10 ноября 2008.

Матчасть и физика

Несмотря на то, что в создании фильма участвовало NASA, увы, техническая сторона показана так себе, с довольно серьезными ляпами. Можно простить неправильное отображение направления полета, циклограммы отделения и работы третьей ступени советской ракеты-носителя "Восток", но обидные ошибки видны и при показе американской техники. Самая большая - выдуманное отделение хвостового отсека у ракеты-носителя Redstone.


Кадр из фильма

Создатели фильма явно запутались в конструкции ракет, потому что хвостовой отсек с двумя двигателями отделяется не у Redstone, а у РН "Атлас". Ее полет тоже есть в фильме, но там почему-то показывают документальные кадры отделения второй ступени ракеты-носителя "Титан-2", которая выводила корабли следующего поколения, "Джемини".

Также излишне преувеличена важность максимально точного определения района посадки "Меркурия". В реальности службы спасения были развернуты на довольно большом пространстве на случай неприятных неожиданностей, и промах астронавта Карпентера на четыре сотни километров от расчетной точки не помешал найти его спустя всего примерно час.

В то же время, история с расчетами для полета Джона Гленна реальна. Нередко зависающим и ломающимся первым компьютерам не очень доверяли, и лично Гленн попросил Кэтрин Джонсон вручную провести расчеты по тем же формулам и данным. "Если она скажет, что все в порядке, я готов лететь" - сказал Гленн. Результаты расчетов компьютера и человека совпали.

В сцене, подписанной как "Беспилотные испытания Redstone", взрываются другие ракеты. Также полет Гленна не сокращали, он отлетал плановые три витка. Фраза "you have a go at least 7 orbits", действительно произнесенная в реальности, означает не разрешение летать семь витков, а то, что орбита после отделения от ракеты достаточно высока, и нет необходимости экстренно садиться на первом или втором витке, чтобы не зарыться в атмосферу в случайном месте. Ну и, наконец, американский ЦУП физически не мог в реальном времени отслеживать первые минуты полета Гагарина, получая телеметрию с ракеты, а схема миссии там показана для "Меркурия", но не "Востока".

Немного лубка

Некоторые события в фильме были сжаты и передраматизированы для создания единой и цельной картины. На самом деле, какие-то эпизоды происходили в другое время или отсутствовали в реальности.

Действие фильма происходит в 1961-1962 годах. Сегрегированных подразделений расчетчиц в реальности не было уже с 1958 года, когда NACA преобразовали в NASA. Подразделение Анализа и Расчетов, где работали героини, было расово-интегрировано.

В целом время в фильме было сжато, а организационная структура NASA - упрощена. Выдуманный Эл Харрисон совместил в себе начальника Космической рабочей группы Роберта Гилрута и руководителя полетов Криса Крафта.

История с необходимостью бежать далеко, чтобы воспользоваться сегрегированным туалетом, искажена и преувеличена. В реальности с подобной проблемой столкнулась не Кэтрин, а Мэри. Кэтрин же использовала никак не обозначенные туалеты годами, пока на это кто-то не обратил внимание. Да и после того, как нашелся недовольный, она проигнорировала жалобу и продолжила пользоваться той же туалетной комнатой. В интервью реальная Кэтрин говорила, что не чувствовала сегрегацию в NASA. "Все были заняты исследованиями. У тебя была задача, и ты делал свою работу. Ну и еще играл в бридж в обеденный перерыв. Я знала, что сегрегация была, но не чувствовала ее" - сказала Кэтрин.

А сюжетный ход с демонтажом таблички "только для белых" подручными средствами не только не происходил в реальности, но даже стал поводом для осуждения фильма - некоторые критики увидели в нем шаблон "белого спасителя", нечто совершенно противоположное духу картины.

Мэри Джексон не было необходимости идти в суд для получения высшего образования. В реальности она обратилась в мэрию за специальным разрешением и получила его.

Полеты "Меркуриев" управлялись ЦУПом не в Лэнгли, а на мысе Канаверал. ЦУП Хьюстона начал работу только на миссиях "Джемини".

Актеры

Лично у меня почти нет претензий к актерской игре за единственным исключением. Персонаж Джима Парсонса выглядит как перенесенный во времени Шелдон, и это несколько портит общее впечатление. Хочется надеяться, что в будущих фильмах ему удастся выйти из этого образа.

Актеры подобраны хорошо, разве что Гленн, на мой взгляд, смотрится неудачно, но это уже мелочи.

По другую сторону океана

В советских мемуарах можно найти упоминания наших женщин-расчетчиц, которые выполняли такую же работу. Любопытно, что Борис Христофоров в мемуарах "Воспоминания инженера-физика" пишет, что расчетчицы получили более высокие награды, чем участники атомных испытаний. Георгий Михайлович Гречко, будущий космонавт, руководил расчетчицами и вспоминает , как, рассчитывая траекторию ракеты для запуска первого спутника, пришлось перейти от таблиц Брадиса (вы могли еще застать их в школе) к более точным таблицам Хренова. Электромеханические счетные машины не умели считать тригонометрические функции, а четвертый знак влиял на результат - ракета начинала колебаться, то задирая нос, то опуская его ниже горизонта. Вынужденные делать больше вычислений расчетчицы подняли бунт, и вопрос решался на профсоюзном собрании, на котором их удалось убедить, что расчеты по таблицам Брадиса, пригодные для военных ракет, здесь уже не годились. Расчетчики и расчетчицы также упоминаются в книге "Космос начинается на Земле" Б.А. Покровского.

Заключение

Несмотря на некоторую лубочность и неточности, которых можно было бы избежать, фильм рекомендуется к просмотру и ценен рассказом об интересных эпизодах из истории космонавтики, вычислительной техники и жизни американского общества.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»