Современные международные организации таблица. Зачем нужны международные организации? Некоторые международные организации

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

Замечание

  • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
  • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
  • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
  • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
  • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

Признаки международной организации:

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

Создание в соответствии с международным правом

1) Создание в соответствии с международным правом

Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

Учреждение на основе международного договора

2) Учреждение на основе международного договора

Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

Наличие соответствующей организационной структуры

4) Наличие соответствующей организационной структуры

Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют:

  • штаб-квартиры;
  • членов в лице суверенных государств;
  • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

Наличие прав и обязанностей организации

5) Наличие прав и обязанностей организации

Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

Самостоятельные международные права и обязанности организации

6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Классификация международных организаций

В числе международных организаций принято выделять:

  1. по характеру членства:
    • межправительственные;
    • неправительственные;
  2. по кругу участников:
    • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
    • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
    • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
  3. по компетенции:
    • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
    • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
  4. по характеру полномочий:
    • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
    • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
  5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
    • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
    • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
  6. по структуре:
    • с упрощенной структурой;
    • с развитой структурой;
  7. по способу создания:
    • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
    • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Юридическая основа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

  1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
  2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

Указанный принцип означает:

  • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
  • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
  • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
  • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
  • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
  • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

Правосубъектность международных организаций

Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

  1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
  2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3) Право на свободное выполнение своих функций.

Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4) Право на заключение договоров.

Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5) Участие в создании норм международного права.

Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

  • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
  • выступать как автор проекта текста подобного договора;
  • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
  • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
  • после заключения договора выполнять функции депозитария;
  • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

  • путем представления докладов государствами-членами;
  • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

  • приостановление членства в организации;
  • исключение из организации;
  • отказ в членстве;
  • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

8) Международно-правовая ответственность.

Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.

Ольга Нагорнюк

Зачем нужны международные организации?

Современный мир находится на этапе постиндустриального развития. Его отличительными чертами являются глобализация экономики, информатизация всех сфер жизни и создание межгосударственных объединений — международных организаций. Зачем страны объединяются в такие союзы и какую роль они играют в жизни общества? Об этом мы порассуждаем в нашей статье.

Цель существования международных организаций

Человечество пришло к осознанию того, что проблемы, будь то политический или экономический кризис, эпидемия СПИДа или свиного гриппа, всемирное потепление или дефицит энергоресурсов, следует решать сообща. Так родилась идея создания межгосударственных объединений, которые получили название «международные организации».

Первые попытки создать межгосударственные союзы относятся к античности. Первая торговая международная организация Ганзейский торговый союз появилась во времена средневековья, а попытка создать межнациональное политическое объединение, которое помогало бы мирному урегулированию острых конфликтов, пришлась на начало XX века, когда в 1919 году была основана Лига наций.

Отличительные черты международных организаций:

1. Статус международных получают лишь объединения, в которых состоят 3 и более государств. Меньшее количество членов дает право называться союзом.

2. Все международные организации обязаны уважать государственный суверенитет и не имеют права вмешиваться во внутренние дела стран-членов организации. Другими словами, они не должны диктовать правительствам стран, с кем и чем торговать, какую конституцию принимать и с какими государствами сотрудничать.

3. Международные организации создаются по подобию предприятий: у них есть свой устав и органы управления.

4. Международные организации имеют определенную специализацию. Например, ОБСЕ занимается решением политических конфликтов, в ведении Всемирной организации здравоохранения находятся вопросы медицины, Международный валютный фонд занимается выдачей кредитов и финансовой помощи.

Международные организации подразделяются на две группы:

  • межправительственные, созданные путем объединения нескольких государств. Примером таких объединений могут служить ООН, НАТО, МАГАТЭ, ОПЕК;
  • неправительственные, называемые еще общественными, в образовании которых государство не принимает участие. К ним относятся Greenpeace, Международный комитет Красного Креста, Международная автомобильная федерация.

Цель международных организаций — найти оптимальные пути решения проблем, возникающих в сфере их деятельности. Совместными усилиями нескольких государств с этой задачей справиться легче, чем каждой стране в отдельности.

Самые известные международные организации

Сегодня в мире насчитывается порядка 50 крупных межгосударственных объединений, каждое из которых распространяет свое влияние на определенную сферу деятельности общества.

ООН

Наиболее известным и авторитетным международным альянсом является Организация Объединенных Наций. Она была создана в 1945 году с целью предупреждения возникновения Третьей мировой войны , защиты прав и свобод человека, проведения миротворческих миссий и предоставления гуманитарной помощи.

Сегодня членами ООН являются 192 страны, в том числе Россия, Украина и США.

НАТО

Организация Североатлантического договора, называемая еще Североатлантическим Альянсом, — это международная военная организация, основанная в 1949 году по инициативе США с целью «защитить Европу от советского влияния». Тогда членство в НАТО получили 12 стран, сегодня их число выросло до 28. Помимо Соединенных Штатов, в НАТО входят Великобритания, Франция, Норвегия, Италия, Германия, Греция, Турция и др.

Интерпол

Международная организация уголовной полиции, объявившая своей целью борьбу с преступностью, была создана в 1923 г., и сегодня насчитывает в своем составе 190 государств, занимая по численности стран-членов второе место в мире после ООН. Штаб-квартира Интерпола расположена во Франции, в Лионе. Это объединение уникально, поскольку не имеет больше аналогов.

ВТО

Всемирная торговая организация была учреждена в 1995 году в качестве единого межгосударственного органа, контролирующего разработку и внедрение новых торговых отношений, в том числе снижения таможенных пошлин и упрощения правил внешней торговли. Сейчас в ее рядах насчитывается 161 государство, среди них — почти все страны постсоветского пространства.

МВФ

Международный валютный фонд, по сути, является не отдельной организацией, а одним из подразделений ООН, отвечающим за предоставление нуждающимся странам кредитов на развитие экономики. Средства выделяются исключительно на условиях выполнения страной-получателем кредита всех рекомендаций, выработанных специалистами фонда.

Практика показывает: заключения финансистов МВФ не всегда отражают реалии жизни, примером тому служит кризис в Греции и сложная экономическая ситуация в Украине.

ЮНЕСКО

Еще одно подразделение Организации Объединенных Наций, занимающееся вопросами науки, образования и культуры. Задача этого объединения — расширение сотрудничества между странами в сфере культуры и искусства, а также обеспечение свобод и прав человека. Представители ЮНЕСКО борются с безграмотностью, стимулируют развитие науки, решают вопросы равенства полов.

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считается крупнейшей в мире международной организацией, отвечающей за безопасность.

Ее представители присутствуют в зонах военных конфликтов в качестве наблюдателей, контролирующих соблюдение сторонами условий подписанных соглашений и договоренностей. Инициатива по созданию этого союза, который сегодня объединяет 57 стран, принадлежала СССР.

ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти говорит сама за себя: в ее состав вошли 12 государств, торгующих «жидким золотом» и контролирующих 2/3 всего мирового запаса нефти. Сегодня ОПЕК диктует цены на нефть всему миру, и не мудрено, ведь на долю стран-членов организации приходится почти половина экспорта этого энергоресурса.

ВОЗ

Основанная в 1948 году в Швейцарии Всемирная организация здравоохранения входит в состав ООН. Среди ее самых весомых достижений называют полное уничтожение вируса оспы. ВОЗ разрабатывает и внедряет единые стандарты медицинского обслуживания, предоставляет помощь в разработке и реализации государственных программ здравоохранения, выступает с инициативами, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Международные организации — признак глобализации мира . Формально они не вмешиваются во внутреннюю жизнь государств, однако на самом деле имеют эффективные рычаги давления на страны, входящие в состав этих объединений.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В условиях всемирной глобализации, интеграции экономик, унификации законодательств и стирания границ между странами уже невозможно принимать решения единолично. Необходимо согласовывать намерения по разным вопросам с остальными участниками мирового сообщества. Наряду с государствами, важными членами мировой политики являются международные организации. Конфликты между группами людей и странами, террористические группировки, изменения климата, геополитика, разработка арктического шельфа, исчезновение редких видов животных - это далеко не полный список вопросов, которые требуют их участия. Противостоять новым вызовам современности возможно только общими усилиями.

Определение

Международная организация является добровольным союзом государств-участников, создаваемым для сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры, экологии, безопасности. Вся их деятельность основывается на международных договорах. Характер взаимодействия может быть как межгосударственным, так и негосударственным, на уровне общественных объединений.

Признаки

В основе любой международной организации лежат минимум шесть основных признаков:

  • Любая организация должна быть создана и действовать в соответствии с международными стандартами права. Обычно, при создании подобного объединения все члены-государства подписывают международную конвенцию, протокол или соглашение, которое гарантирует выполнение всех обязательств, взятых на себя участниками.
  • Деятельность международных организаций регламентируется ее Уставом, в котором обозначаются цели, задачи, принципы, структура объединения. Положения Устава не должны противоречить нормам международного права.

  • Наличие прав и обязанностей всех участников. Обычно они равны для любого члена объединения. Также они не должны отменять самостоятельные права участников. Суверенитет государства не может попираться. Права международных организаций определяют статус объединения, регламентируют вопросы их создания и деятельность.
  • Постоянная или регулярная деятельность, сессии, совещания между членами для урегулирования международных вопросов.
  • Принятие решений простым большинством голосов участников организации или посредством консенсуса. Окончательные решения фиксируются на бумаге и подписываются всеми участниками.
  • Наличие штаб-квартиры и органов управления. Не редко в качестве последнего выступает Председатель организации. Председательствуют участники по очереди, ограниченный временной промежуток.

Классификация

Какие международные организации существуют? Все объединения подразделяются в зависимости от нескольких критериев.

Критерий

Подвид организации

Международная правоспособность

Межправительственные. Создаются на основе соглашения между правительствами стран-участниц. Членами являются государства, интересы которых в организации представляют государственные служащие

Неправительственные. Отношения в этих объединениях не регламентированы правительственными соглашениями. Членом может стать любая страна, согласная с целями и задачами организации. Ярким примером является Международная торговая палата

Круг интересов

Специальные:

  • отраслевые - это организации, интересы которых не выходят за рамки определенной сферы, например, экологии или экономики;
  • профессиональные - это объединения специалистов одной отрасли, к таким организациям относятся Международное Содружество адвокатов или Международная Федерация бухгалтеров;
  • проблемные - организации, призванные решать общие глобальные и региональные проблемы,в эту категорию чаще всего попадают объединения по урегулированию конфликтов, такие как Совет Безопасности ООН и т. д.

Универсальные. Круг вопросов, рассматриваемых организацией, не ограничивается одной сферой жизни. Государства-участники вправе вносить на рассмотрение любые вопросы. Ярким примером является ООН

Территория действия

Всемирные - мировые международные организации, в состав которых могут входить любые страны, вне зависимости от географического месторасположения. Чаще всего эти объединения имеют большое количество участников. Примеры: Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация

Межрегиональные - это содружества государств в пределах нескольких регионов, объединенных общей идеей или проблемой. К таковым можно причислить Организацию исламского сотрудничества

Региональные - организации, включающие в свой состав государства одного региона для решения внутренних вопросов. Примером может служить СНГ (Содружество Независимых Государств) или Совет государств Балтийского моря

Многосторонние - международные организации, участие в которых принимают более двух стран, заинтересованных в сотрудничестве. Так, ВТО (Всемирная торговая организация) включает в ряды своих участников любую страну, согласную на соблюдение определенных торгово-экономических принципов, выдвигаемых обществом. Это не связано с расположением или политическим строем страны

Юридический статус

Формальные - это объединения, в которых встречи участников носят формальный характер. То есть каждому участнику отведена своя роль, все встречи документируются, отношения между членами обезличены. Такие организации имеют аппарат управления и свои властные органы. Примером является ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти)

Неформальные - организации, взаимодействие в которых носит неформальный характер на постоянной основе. К ним относятся такие гиганты, как Большая двадцатка и Парижский клуб стран-кредиторов

Одна организация может подходить сразу под несколько критериев.

Список ключевых международных организаций

По данным 2017 года, в мире насчитывается 103 всемирные организации. Некоторые из них являются постоянно действующими, другие собираются для сессий.

Африканский союз

Это международная межправительственная организация, в состав которой входит 55 государств-участников. Главной целью объединения является всестороннее сотрудничество и развитие африканских государств и народов. В сферу интересов входит экономика, торговля, безопасность, образование, здравоохранение, сохранение дикой природы, защита прав человека и многое другое.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество

Международная региональная организация, сферой интересов которой служат экономика и торговля в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Объединение выступает инициатором создания беспрепятственной и свободной торговли между странами-участницами.

Андское сообщество наций

Международное региональное объединение стран Южной Америки. Имеет социально-экономическую направленность. Члены сообщества выступают за интеграцию государств Латинской Америки.

В это международное содружество входит восемь государств. Его целью является сохранение природы в арктическом регионе, минимизация ущерба, наносимого природе во время разработки шельфов.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

Это международная организация государств Юго-Восточной Азии. Круг вопросов, рассматриваемых объединением, не ограничен, но основная проблематика касается создания зон торговли. В состав входит 10 стран. В 2006 году между Россией и Ассоциацией подписана декларация, позволяющая сотрудничать государствам в рамках проводимых Ассоциацией встреч.

Банк международных расчетов

Это финансовая организация. Ее целью является укрепление сотрудничества между Центробанками разных стран и упрощение международных расчетов.

Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций

Организация, членами которой выступают страны, эксплуатирующие атомные станции. Цель и миссия организации заключается в создании условий безопасного использования атомной энергии, повышении безопасности атомных электростанций.

Всемирная торговая организация

Многосторонняя международная организация, страны-члены которой являются участниками Генерального соглашения по тарифам и торговле. Призвана создать условия для либерализации торговли участников. Одна из самых многочисленных организаций, в ее состав входит 164 члена.

Международное агентство по атомной энергии

Организация, целью которой является способствование безопасному использованию атомной энергии. Также агентство препятствует распространению атомного оружия.

ООН

Организация объединенных наций - объединение, созданное после Второй мировой войны 50 странами-участницами для поддержания мира и безопасности на планете. На данный момент ООН является самой влиятельной организацией в мире. Кроме поддержания мира ООН теперь занимается широким кругом глобальных проблем. Какие международные организации входят в ООН? Всего насчитывается 16 учреждений. В состав организации входят такие специализированные международные объединения:

  1. Всемирная метеорологическая организация - орган ООН, в компетенцию которого входят вопросы метеорологии, глобального потепления и взаимодействие атмосферы с мировым океаном.
  2. Всемирная организация по здравоохранению - учреждение ООН, призванное решать международные проблемы в сфере здравоохранения населения Земли. Организация активно способствует повышению уровня медицинских услуг, гигиены, вакцинации населения в мире. В состав структуры входит 194 страны.
  3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, более известная под аббревиатурой ЮНЕСКО. Объединение занимается вопросами образования и устранения неграмотности, дискриминации в образовании, изучением разных культур и социальной сферы жизни человечества. ЮНЕСКО активно участвует в борьбе с гендерным неравенством, играет огромную роль в решении широкого круга проблем Африканского континента.
  4. ЮНИСЕФ, или Международный чрезвычайный детский фонд ООН занимается всесторонней помощью институту материнства и детства. Среди основных целей фонда снижение детской смертности, снижение летальных исходов у беременных женщин, продвижение начального образования среди детей.
  5. Международная организация труда - специальное учреждение ООН, отвечающее за вопросы регулирования трудовых отношений как внутри стран, так и на международном рынке труда.

Участие России в глобальных организациях

Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:

  • Таможенный союз - надгосударственное объединение нескольких стран с целью создания единого экономического пространства и рынка, устранения таможенных ограничений для товаров.
  • Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности) - постоянный орган ООН, занимающийся вопросами международной безопасности.
  • Содружество Независимых Государств - союз государств, ранее входивших в СССР. Главной целью СНГ являются вопросы политического, экономического и культурного взаимодействия между странами-участницами.
  • Организация Договора о коллективной безопасности - совет нескольких государств для поддержания мира и порядка на территории участников.
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - объединение, занимающееся решением вопросов безопасности в Европе.
  • Совет Европы - объединение европейских стран для укрепления демократии, совершенствования законодательства в области прав человека и культурного взаимодействия между странами.
  • БРИКС - группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - региональный форум для развития торговли между участниками.
  • Шанхайская организация сотрудничества - объединение, целью которого является поддержание мира и стабильности. Не является военным блоком.
  • Евразийский экономический союз - региональная организация, выступающая за интеграцию и сближение рынков стран-участниц.
  • Международная организация по стандартизации - всемирное объединение, основной целью которого является выпуск международных стандартов и их внедрение на территории всех участников.
  • Международный олимпийский комитет - организация, созданная с целью возрождения и продвижения олимпийского движения в мире.
  • Международная электротехническая комиссия - объединение, занимающееся стандартизацией электросетей и оборудования.
  • Всемирная торговая организация - торговый союз, призванный обеспечить равные права на международном рынке всем участникам.

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»