Сколько весит танк. Сколько весит танк Скорость снаряда т 90

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Весной 2011 года А. Постников, который в то время являлся главой сухопутных войск, очень резко высказался в адрес отечественной оборонной промышленности. Прозвучали высказывания, что российская техника, особенно танки, не только значительно уступают моделям НАТО, но и отстают по своим характеристикам от бронетехники Китая. Особенно от главы СВ досталось знаменитому танку Т-90, который, по словам Постникова, является лишь очередной модификацией Т-72 и начал выпускаться в 1973 году. Даже новый Т-90МС — ни что иное, как очередная доработка старой модели.

История танка Т-90МС

Больше всего в выступлении Постникова досталось танку Т-90МС, который не только был назван «рестайлингом» Т-72, но и невероятно дорогим в производстве. По словам Постникова, за деньги, на которые можно купить 1 танк Т-90МС, можно было купить 3 немецких танка «Леопард-2». Впрочем, проверка показала, что вместо 1 танка Т-90МС можно купить всего лишь 1 «Леопард-2», да и тот в «базовой» комплектации.

В те годы было очень популярно критиковать российскую военную технику. Некоторые военные чины рассматривали возможность открытия линии по сборке итальянских бронемашин на территории России, а летом 2011 года был подписан контракт с Францией на покупку 2-х десантных кораблей-вертолётоносцев «Мистраль». Впрочем в 2015 году данный контракт был расторгнуть.

Что же касается танка Т-90, то его история началась 19 июня 1986 года, когда Совет Министров СССР и ЦК КПСС выдали Постановление о начале разработки танка Т-90. Через 5 лет опытная модель танка была испытана и рекомендована к принятию на вооружение. Распад СССР помешал данной машине войти в серию, хотя уже через год танк был показан президенту России Б. Ельцину. Через 3 месяца танк был принят на вооружение под именем «Т-90». Так как в начале 90-х годов экономическая ситуация в России была очень сложной, «Уралвагонзавод», выпускающий танк Т-90, получил разрешение на выпуск экспортной модели танка, под именем «Т-90С».

Несмотря на сложные экономические условия, к концу 1995 года было выпущено 250 танков Т-90, многие из которых были испытаны в реальных боях в Чечне. Боевики ничего не могли поделать против мощной брони танка Т-90. После 1995 года резко сократился бюджет на покупку танков, после чего «Уралвагонзавод» переключился на экспортное производство, иначе ему было просто не выжить.

История мирового признания танка Т-90

Военная выставка, которая прошла в Арабских эмиратах в 1997 году стала для танка Т-90 решающей. Именно там представителям индийских вооружённых сил приглянулся российский танк. Для того чтобы военную машину купили, нужно было выполнить ряд условий, которые поставили индийские военные:

  • Поставить на танк новый двигатель;
  • Установить тепловизорный прицел;
  • Провести испытания не только в России, а в самой Индии, чтобы партнёры удостоверились в качестве российских танков.

Так как экономическая ситуация на российском заводе была весьма не простая, остаётся только догадываться, каким образом удалось заводчанам выделить средства на производство 3-х опытных образцов, соответствующих требованиям индийских заказчиков. В начале 1999 года они были отправлены в Индию на испытания, которые прошли с огромным триумфом. Индийский генерал Сингх был настолько поражён увиденным, что заявил следующее: «Танк Т-90 является вторым после ядерного оружия фактором сдерживания вражеских военных сил». Уже в 2001 году контракт на поставку 310 единиц танка Т-90С был подписан. Данные машины показали себя весьма эффективными и надёжными, поэтому в 2005 году Россия и Индия подписали очередной контракт на поставку ещё 347 танков.

После поставок танков в Индию, новой боевой машиной заинтересовались и другие страны мира. По статистике, танк Т-90 стал самым продаваемым из вновь изготовленных танков мира, за период с 2001 по 2015 годы. Большие деньги, которые «Уралвагонзавод» начал получать за проданные танки Т-90, позволил не только активно наращивать производство, но и постоянно модернизировать боевую машину, подготавливая её в соответствии с меняющимися мировыми требованиями и стандартами. Модификации танка Т-90 были следующими:

  • Т-90А, который отличался от стандартного Т-90 наличием новой сварной башни и двигателем, способным развивать 1 000 л/с;
  • С 2006 года танк Т-90 получил тепловизорный прицел;

Казалось бы, последняя модель танка Т-90 является его очередной доработкой, хотя на самом деле, Т90МС получил столько нововведений, что по своей сути является новой моделью.

Главные особенности нового танка Т-90МС

Основным отличием Т-90МС стала башня, которая была совершенно не похожа на башни предыдущих моделей Т-90. Новая башня получила многослойное бронирование и оказалась оснащена целыми комплексами новейших систем боевого управления, многие из которых являлись инновационными. Поиском цели теперь занимался командир танка, предавая найденную цель наводчику в полностью автоматическом режиме.

Даже по состоянию на сегодняшний день, благодаря постоянным усовершенствованиям модели, танк Т-90МС не только не уступает по параметрам поиска и наведения на цель лучшим танкам мира, но и превосходит некоторые из них по ряду параметров. Параметры командной управляемости у танка Т-90МС отлично сбалансированы, а возможность поражения цели первым выстрелом выводят данную модель в списки лидеров из года в год.

Ещё одним огромным плюсом для танка Т-90М является наличие 125 мм пушки, для создания которой был использован металл, обладающий огромным запасом прочности. Это позволило значительно увеличить срок эксплуатации пушки, вне зависимости от скорости ведения огня. Если сравнить российский танк с его ближайшим конкурентом, танком «Леопард-2», то Т-90МС может вести более интенсивный огонь, не боясь выхода из строя орудия. В целом, российский танк способен более эффективно «работать» в бою.

Динамическая защита корпуса танка Т-90МС закрывает самые важные модули танка. Она в состоянии противостоять практически всем типам современных подкалиберных снарядов. Если верить словам создателей танка, то динамическая защита способна выдержать даже попадание современных противотанковых снарядов. Единственным просчётом конструкторов является отсутствие динамической брони на нижнем лобовом листе танка. Даже Т-72Б имел один ряд брони на нижнем лобовом листе.

Что касается брони башни танка, то тут не всё так однозначно. Борта кормовой ниши башни не имеют динамической защиты. Так как в башне находится боеукладка, попадание в эту область снаряда может нанести танку серьёзные повреждения. Возможно, в будущем, этот просчёт будет устранён разработчиками.

Танк Т-90МС оснащен современной системой управления огня. Подобные системы являются обязательным элементом оснащения новых танков. Все данные системы работают по одному принципу, их главной задачей является засечь противника и поразить его первым выстрелом. Для того, чтобы более эффективно поражать цели, танк Т-90МС имеет систему сопровождения цели. Так как современные танки чаще всего работают в составе группы, они снабжены системой взаимодействия друг с другом. При этом, каждый танк может получать указание целей от главного танка группы. Планируется в качестве командного танка группы Т-90МС ставить танки следующего поколения «Армата».

Кроме внешних изменений, танк Т-90МС значительно изменился и внутри. Теперь механик-водитель управляет многотонной боевой машиной не с помощью рычагов, а с помощью многофункционального штурвала. Т-90МС имеет автоматическую коробку передач, что значительно облегчает работу водителя-механика. Все предыдущие модификации Т-90 имели механическую коробку передач.

Ещё одним важным нововведением танка Т-90МС является наличие генератора электроэнергии. Теперь танк во время стоянки практически не заметен для обнаружения противником в инфракрасном диапазоне. Это становится возможным в связи с применением автономного генератора.

Т-90МС или танки проекта «Армата»

Хотя сейчас большинство военных экспертов считают танки, созданные на платформе «Армата», единственной перспективой развития танковых войск, это мнение можно оспорить:

  • Танк Т-90МС на сегодняшний день является лучшим танком по соотношению цена/качество;
  • Испытания «Арматы» ещё не закончены, а платформа Т-90 давно уже освоена;
  • Цена на танки Т-90МС значительно ниже;
  • Т-90МС имеют всестороннюю защиту корпуса и башни, что в условиях городских боёв является огромным плюсом;
  • Новый двигатель Т-90МС способен развивать 1130 л/с. По данным показателям двигатель Т-90МС не уступает лучшим зарубежным танковым двигателям;
  • Кроме этого, у танка Т-90МС значительно улучшена эргономика;
  • Часть боезапаса у танка Т-90МС размещена в коробе, который располагается за башней.

Тактико-технические характеристики Т-90МС

ТТХ Т-90МС выглядят следующим образом:

  • Масса танка составляет 48 тонн;
  • Общая длина с пушкой составляет 9 530 мм;
  • Длина корпуса составляет 6 860 мм;
  • Ширина – 3 460 мм;
  • Экипаж танка составляют 3 человека;
  • В качестве основного вооружения на танке Т-90МС используется 125 мм пушка 2А46М-5. Боезапас – 40 выстрелов;
  • В качестве дополнительного вооружения используется танковое ракетное вооружение и 2 пулемёта, один из которых зенитный, а второй – спаренный.

Танк способен передвигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч, и имеет запас хода в 500 км.

Танки должны воевать группами, поэтому в современных реалиях оптимально будет каждой боевой группе танков Т-90МС давать в качестве главной машины новейший танк «Армата». Конечно, в будущем, Т-90МС будут постепенно заменяться на «Арматы» (хотя возможно, что появится какая-либо новая модель танка), но до этого будущего ещё очень далеко.

На прошедшой выставке Армия 2015 любой желающий мог почувствовать себя членом экипажа танка Т-90с. Для этого на статической стоянке было 4 машины, в которую мог сесть любой желающий. Давайте же посмотрим, каково быть танкистом:


2. Место механика-водителя. Рычаги механизма поворота; педаль главного фрикциона (аналогично автомобильному сцеплению); педаль горного тормоза, скрытая за вентилятором (аналогично стояночному тормозу автомобиля); педаль подачи топлива; гребенка избирателя передач.

3. Всем всегда интересно, что значит «обзор как в танке». Призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения.
Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа

4. По левую руку находится приборный щиток.

5. Он же крупнее. Все приборы и тумблеры имеют защиту от повреждения или случайного переключения.

6. По правую руку рычаг избирателя передач, место для термоса, рукоятка закрытия люка, переговорное устройство, распределительные коробки.

7. А за спиной механика-водителя лишь скромный просвет в боевое отделение со стороны оператора-наводчика.

8. Рабочее место оператора-наводчика. Слева прицел ночной ПН-5, справа дневной прицел наводчика 1Г46.

9. Ночной прицел, блоки управления вооружением.

10. Справа внизу механические рукоятки поворота башни и наведения пушки, показометры углов наведения.

11. Место командира танка

12. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.

13. Командир окружен приборами со всех сторон.

История развития Советского танкостроения началась еще в 20-е годы прошлого века и имела ряд своих ключевых особенностей, выделяющих ее на фоне остальных держав. Вначале это были машины, полностью изготовленные на основе разработок зарубежных конструкторов, но уже ближе к началу Великой Отечественной Войны (ВОВ) стали появляться самобытные и интересные машины.

Такие, как Т-35, Т-28, легкие Т-26. Следующим витком развития стал представленный Кошкиным танк - А-32. В последствии эта бронированная машина получила индекс - Т-34. О боевой славе этого танка можно не упоминать, она и так всем хорошо известна.

Но советской армии требовались не только средние и маневренные машины, но средства для прорыва эшелонированной обороны противника. В 1939 году на вооружение приняли не менее легендарный танк - КВ-1.


Легендарный советский танк Т-34

На момент начала ВОВ танковые войска СССР уже имели немалое количество современных боевых машин такого класса, но стремительность немецкого удара не позволила в полной мере раскрыть весь потенциал. Однако советские танки хорошо показали себя на полях сражений.

Бронирование даже средних Т-34 позволяло выдерживать попадание снарядов из пушек, применяемых противником. Для уничтожения КВ зачастую приходилось подтягивать части оснащенные 88-мм зенитными пушками. Другие просто не брали.

КВ в дальнейшем не получил своего развития, на его место пришел танк прорыва ИС. Первые модели этого аппарата имели 85-мм орудие, которое устанавливалось также и на Т-34-85, и не имело достаточного фугасного воздействия снаряда. В спешном порядке эти танки стали снаряжать орудиями Д-25т, обладавшими калибром 122-мм.


Танк во время войны (фото)

Т-34/85 и ИС-2 стали основными танками на завершающем этапе этой страшной войны. Их можно увидеть на постаментах в каждом городе России и ближнего зарубежья.

Когда война еще шла, на полигонные испытания передали следующее поколения средних танков. Они имели название - Т-44.

Главным отличием Т-44 от Т-34 стало улучшенное бронирование

Главным отличием от Т-34 стало улучшенное бронирование, уменьшение габаритов, другое расположение двигателя, использование торсионной подвески, были учтен колоссальный опыт боевых действий, накопленный за долгие годы конфликта. Впоследствии эти наработки применили уже в других, более поздних машина Т-54 и Т-62.

Получила свое развитие и линейка ИС. Последняя разработанная модель носила наименование ИС-8 (Впоследствии, после смерти Сталина, переименованная в Т-10). Танк имел отличное бронирование, высокую подвижность, орудие 122-мм калибра. В башне располагалось самые современные средства управления огнем.


Конец эре средних и тяжелых танков положили разработанные в ходе войны кумулятивные боеприпасы и общее развитие в области средств борьбы с бронированный техникой.

Наращивать броню используя только металл было нецелесообразно. Увеличивалась масса и габариты, снижалась маневренность и возможности по транспортировке.

В ФРГ даже отказались от противоснарядного бронирования на танках линейки «Леопард», поставив все на высокие динамические характеристики и СУО. Для дальнейшего развития требовался прорыв, новая идея и концепция защиты.

В Советском Союзе таким чудом стал танк Т-64, разработанный и воплощенный в металле на территории Харьковского завода.

Между двумя слоями танковой стали размещалась прослойка, которая гасила кумулятивную струю. Это не только повышало защищенность, но и уменьшало вес танка Т 90.

На Т-64 был применен многослойный принцип бронирования.

Комбинированные бронирование стало не единственной прорывной особенностью данной машины. В ходе конструкторских работы было принято решение отказаться от заражающего и использовать для боепитания пушки автомат заряжания «карусельного» типа, способного производить перезарядку в полигонных условиях за 8 с.

Были и еще интересные нововведения, но статья про Т-90, а не про Т-64. Стоит лишь отметить, что это был уже не средний танк, а ОБТ (Общий боевой танк).


Танк Т-64, предшественник Т-90

Позже на вооружение Советского союза, кроме Т-64, стали такие машины, как Т-72 и Т-80. Все они имели свои особенности и цели применения. К началу 90-х годов СССР пришел, имея три ОБТ, которые производились на разных заводах и почти не имели унифицированных узлов.

История создания танка Т-90

В середине 80-х годов на Тагильском заводе началось серийное производство танка Т-72Б. Боевая машина получилась не особо современной. Одним из главных недостатков являлась СУО, которая была хуже, чем на танках стран НАТО и более продвинутых Советских танках, вроде Т-80.

Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил.

Стоит однако отметить, что Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил и в первую очередь они планировались, как дешевый способ задавить противника, не считаясь с потерями в технике.


Танк Т-80, еще один пример отечественного танкостроения

После старта производства Т-72Б руководство немедленно издало распоряжении о проведении глубокой модернизации машин, этой линейки. Для повышения огневой мощи установили комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш». До этого он использовался только на танках Т-80.

В качестве средства противодействия вражеским ПТУРам, установили КОЭП (Комплекс оптико-электронного подавления) «Штора» , придававший оснащенным им танкам инфернальный вид.

Владимир Поткин. Главный конструктор Т-90

В 1989 году начались многочисленные полигонные тесты. Они проводились на территории всего СССР. Самым жестким испытанием подвергся танк в Средней Азии. Песок, грязь и жара - одни из самых опасных противников для техники.

Все испытания завершились в 1992 году. Почти сразу началось производство машины, которой присвоили название - Т-90. Есть у этого танка и другое имя - «Владимир». В честь главного конструктора Владимира Поткина, трагически погибшего от сердечного приступа в 1989 г.

Начиная с 2011 года танки этой серии перестали закупаться вооруженными силами РФ.

Описание ТТХ Т-90

Танк не отличается уникальностью в своей конструкции и расположению внутренних узлов. Внутренне пространство условно разделено на три отсека.

В задней части корпуса располагается МТО (Моторно-трансмиссионный отсек). В середине - боевое отделение с расположенными в нем местами для командира танка и наводчика. Первый - слева, второй - справа от орудия.

В передней части машины - отсек управления. Там находятся органы управления бронемашиной и место механика-водителя.


Защищенность

Весь танк выполнен из брони на основе композитных материалов. Бронелисты соединяются путем сварки. Передняя лобовая деталь выполнена по принципу бутерброда и состоит из нескольких слоев.

Для дополнительной защиты на внешней стороне корпуса закреплена динамическая защита. В последних модификациях - это «Реликт». Предусматривается установка «Шторы-1». Имеется система для постановки дымовой завесы.


Вооружение и СУО

В передней части башни установлено 125-мм гладкоствольное орудие, способное поражать цели на расстоянии до 5 км. Для повышения эффективности ведения огня предусмотрены установка современной СУО «Калина».

Имеется двухплоскостной стабилизатор, позволяющий, не снижая скорости движения танка, поражать цели. В ночное время суток или в условиях низкой видимости применяются тепловизоры.


Боеукладка расположена в центральной части танка. Часть снарядов храниться в автомате заряжания и готова к немедленному использованию, остальные находятся в нишах. Общее количество выстрелов - 43.

В состав БК входят: подкалиберные, осколочно фугасные, калиберные снаряды. Отдельно стоят управляемые аналоги. По праву их можно назвать особенностью Советского и Российского танкостроения. На западе подобные системы появились только в 90-х.


В спарке с пушкой находится7,62-мм пулемет ПКТ. Его боекомплект рассчитан на 2 тысячи выстрелов. Для ведения зенитного огня, на башне установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет «Утес» или «Корд» . Ими можно удаленно управлять, не покидая боевого отделения.

Подвижность

На первых вариантах Т-90 устанавливался четырехтактный дизельный двигатель, обладающий 12-ю цилиндрами. Его мощность не превышала показатель в 840 л.с. В последствии на более поздних модификациях установили новую силовую установку, имеющую турбокомпрессор и форсированную до 1000 л.с.

За свои характеристики Т-90 получил прозвище «Летающий танк».

Динамика танка находится на приемлемом уровне, а его вес и скорость разгона стали поводом для присвоения ему прозвища - «Летающий танк». Максимальный расход топлива танка Т-90 составил 450 л на каждые 100 км пробега по бездорожью. Подвеска Т-90 почти полностью аналогична танку Т-72, но обладает меньшим весом.

Перспективы модернизации

По своей сути танк Т-90 и так является модернизацией Т-72. Да, на нем сменили СУО, поставили другой двигатель, поменяли орудие и навесили современной динамической защиты. Но база осталась прежней и те же Т-72Б3 не сильно хуже последних вариантов Т 90, расход топлива у которых был значительно выше. Модернизация достигла апогея и уперлась в потолок. Это не позволяет рассчитывать на дальнейшие работы в этом направлении.


Именно из-за такого тупика сейчас ведутся активные испытания Т-14 «Армата». Его можно назвать новым витком отечественного танкостроения. Экипаж в бронекапсуле, приличное СУО, высокосильный двигатель - все это позволяет назвать данную платформу танком будущего. Картину портит только один факт: все эти наработки были уже частично использованы в СССР.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-90

В Википедии про Т-90 указаны следующие характеристики.

Габариты и масса:

Танк Т-90 — технические характеристики подвижности:

Вооружение:

Т-90 — характеристики защищенности:

Положительные и отрицательные качества

  • высокая подвижность;
  • надежный двигатель и ходовая;
  • небольшие габариты (спорный плюс, современные средства наведения нивелирую его.);
  • возможность вести огонь ПТУРами из орудия;
  • приемлемый уровень защищенности.
  • низкая скорость заднего хода;
  • экипаж танка Т 90 состоит из трех человек, близко расположенных к боеукладке и емкостям с топливом;
  • первые Т-90 оснащались устаревшей СУО.

Модификации


Т-90С Экспортный вариант
Т-90СК Командирский вариант Т-90с
Т-90К Командирский вариант линейного Т-90

Т 90 А Модернизированный вариант стандартного танка. Отличается сварной башней, новым АЗ и силовой установкой
Т-90АК Командирский вариант Т-90А
Т-90АС Экспортный вариант Т-90А
Т-90АКС Командирский вириант предыдущей машины
Т-90АМ Самая последняя модификация Т-90 (экспортный вариант t 90). Ее отличительные особенности расписаны в статье.

Видео про Т-90

-16

в Избранное в Избранном из Избранного 0

The whole truth about the Russian main battle tank T-90

Под закат СССР ГАБТУ было решено, что единым основным боевым танком сухопутных войск Советского Союза обязательно станет танк Т-80УД Береза — один из самых совершенных советских танков.

После упразднения СССР в России появилась уникальная возможность сделать танк Т-80УД единым ОБТ российской армии. Тем более, что харьковские танки Т-80УД были постоянно на виду, состоя в штате придворных Кантемировской и Таманской дивизий.

Но Уралвагонзавод со складывающейся ситуацией мириться ни как не собирался, сделав всё возможное чтобы этого не случилось, в следствии проторив дорожку своему инициативному танку Т-90.

Изрядно устаревший нижнетагильский танк Т-72 является экспортной глубоко переделанной копией секретного советского танка Т-64 из серьёзно урезанным СУО, бронированием и ходовыми возможностями. Т-90 продолжает дальнейшею линию до развития боевых возможностей танка Т-72.

Танк Т-90 из себя представляет переименованный Уралвагонзаводом в маркетинговых целях на скорую руку танк Т-72БУ (Т-72Б улучшенный образца 1991 г.). Т-90 незначительно превосходит своего родоначальника — нижнетагильский танк Т-72 и обладает сходными боевыми возможностями сравнимыми из характеристиками советских основных боевых танков — Т-64 и Т-80.

Принятие Т-90 на вооружение стало самым большим преступлением против обороноспособности Российского государства. На вооружении российской армии поступил ещё один танк с характеристиками сопоставимыми с танкам Т-64, Т-72 и Т-80.

Вот таким образом с распадом Советского Союза осуществилась сокровенная и до этого самая не сбыточная мечта Уралвагонзавода — после устранения конкурентов, нижнетагильский танк Т-90 наконец то стал основным боевым танком Российского государства, а самое слабое советское танковое КБ УКБТМ стало ведущим в России разработчиком бронетехники. Всё перевернулось с ног да на голову…

Согласно нижнетагильской философии присвоения новым танкам персональных индексов УКБТМ всегда старалось присвоить своим разработкам индексы обязательно заканчивающиеся на цифры 2 или 5 , например: Т-55 , Т-62 , Т-72 , Т-95 (объект 195 ).

Для танка, Т-72Б улучшенного образца 1991 года выпуска, УКБТМ при присвоении нового индекса не придержалось своей исконной традиции, тем самым косвенно лишь подтвердив, что модернизированный танк Т-72БУ обр.1991 не имеет легитимного права носить настоящий нижнетагильский индекс «Т-92 ». И в конечном итоге вместо индекса «Т-92», УКБТМ остановилось на переходном индексе «Т-90», ранее не свойственному нижнетагильским машинам.

Т-90 мог так и остаться чисто российским танком. Только благодаря тому, что украинский танк Т-80УД Береза выиграл пакистанский тендер, Индия вынуждена была в быстром порядке предпринимать ответные шаги и обратилась к России, чтобы закупить российские танки. Но так как Россия к концу 90-х полностью утратила возможность производить самый продвинутый российский танк Т-80У, Индии не оставалось другого выбора как остановить свой взор на нижнетагильском танке со скудными боевыми возможностями. По этому Индия выбрала именно уральский Т-90 чтоб хоть каким то образом нивелировать подавляющее превосходство украинских танков Т-80УД пакистанской армии над самыми современными на то время индийскими танками Т-72М1.

An Indian soldier atop T-72 Ajeya tank waits during the rehearsal for the Republic Day parade in New Delhi on January 17, 2012. India will celebrate its 63rd Republic Day on January 26 with a large military parade. AFP PHOTO / Prakash SINGH (Photo credit should read PRAKASH SINGH/AFP/Getty Images)

Как показала жизнь принятие индийской армией российского танка Т-90 на вооружение, для Индии стал наибольшим индийским оборонным просчетом современности.

Российский танк Т-90 принятый на вооружение Индии не смог качественно усилить боевые возможности индийской армии, став её главным разочарованием.

Самыми низкими боевыми возможностями в индийской армии обладают танковые и механизированные соединения вооруженные именно российскими танками Т-90. Так как российские танки Т-90 подвержены частым поломкам и отказам — СУО, оружия и других ключевых систем танка.

Во время проведения индийской армией учений из строя из-за неисправности танковой системы управления огня выходило от 80 до 90 танков Т-90. И это только на время одних учений! А что тогда говорить, если вдруг возникнуть боевые действия? Если на время только одних учений, индийская армия, не смогла наскрести танков Т-90 на один полноценный танковый батальон!

Проведенные индийской армией недельные сравнительные испытания в разных климатических зонах Индии танков Т-90 и Arjun показали, что индийский танк Arjun превосходит российский танк по всем ключевым боевым параметрам.

Танки Т-90C за его низкие боевые и эксплуатационные возможности не даром в Индии прозвали «ночными бабочками» и «ржавыми ведрами». Прозвище «ночной бабочки» российские танки Т-90 от индийских военных получили за то, что эти танки просто не возможно применять в дневное время, так как аппаратура танковой СУО на жаре выходит часто из строя. И этот дефект танков Т-90 индийцы как ни пытались так и не смогли в конечном итоге устранить.

Прозвище «ржавые ведра» танки Т-90 получили за то, что их уже давно нужно было списать на металлом для последующего разделки. Индийские военные эксперты таким образом обращают внимания, что отправив танки Т-90 на металлом, от них в конечном итоге можно было бы выручить хоть какую то пользу для экономики и народного хозяйства Индии.

Сделав в прошлом такую серьёзную ошибку, теперь военное руководство Индии вынуждено ломать голову над сложной непростой дилеммой: как дальше поступить с танками Т-90 уже в достаточном количестве принятыми на вооружение индийской армии?

Рассмотрим возможные варианты. Первый. Взять индийской армии и организовать модернизацию танков Т-90? Это значит, что индийская армия на неопределенное время вынуждена будет перевести боевые части в резерв вооруженные танками Т-90, а значит серьёзно ослабить спорные приграничные танкоопасные районы на границе с Пакистаном. Такой вариант даже для такой большой и экономически мощной страны как Индия — очень затруднителен и неблагоприятен.

Следующий рассматриваемый вариант. Танки Т-90 полностью снять с вооружения и потом отправить на переплавку? Но даже всех индийских производственных возможностей не хватит, чтобы вовремя и в полном объеме все соединения вооруженные российскими танками Т-90 взамен переоснастить на отечественные индийские танки Arjun Mk.1.

Следующий возможный вариант. Закупить за границей совсем другие новые танки? Начинать проводить тендер? Для этого нужно потратить уйму времени. А открыто и честно признаться, что экстренная покупка под конец 90-х годов, российских танков Т-90 оказалась глупой ошибкой — это значит нанести непоправимый удар по всем тем политическим властным кругам которые тогда одобрили этот опрометчивый пагубный шаг. Никто в сегодняшнем, действующем правительстве Индии даже не захочет брать на себя, во-первых, смелость за такое решение, а во-вторых нести ответственность. Ведь, как ни как, постоянно под пристальным прицелом находятся политические рейтинги.

Следующий вариант. Закрыть глаза на недостатки закупаемого российского танка и дальше в таком же темпе продолжать ослаблять индийские танковые войска, выкидывая много миллиардные финансовые средства индийского государства на ветер? То есть и дальше продолжать в таком же духе делать России в лице Уралвагонзавода медвежью услугу? В то время когда в Индии каждый день от голода и недоедания умирает по 3000 индийский детей и ежедневно голодает до 2-х миллионов индийских граждан?

Вот таким образом индийское военное руководство со дня на день постоянно мучается в своих сомнениях, над проблемным танком Т-90, ища верный путь к единоправильному приемлемому знаменателю.

На сегодняшний день завод HVF в Авади, Индия, прекратил производство по лицензии танков Т-90С Bhisma. Новый заказ от армии Индии на эти танки не поступал.

Кроме Индии в танках Т-90 очень разочарована и сама Россия. Сегодня современной российской армии танки Т-90А попросту не нужны. Российская армия не хочет закупать устаревшие и никому не нужные танки Т-90. Министерство обороны Российской федерации не горит желанием отдавать бешеные деньги за танк, не так уж и сильно отличающийся по боевым возможностям от имеющихся в наличии танков Т-72 ещё советского выпуска. Российская армия заинтересована в том, чтобы проводить модернизацию дешевых строевых Т-72, чем покупать новые но сверх дорогие танки Т-90А. Уралвагонзавод для министерства обороны России никак не может окончательно сложить цену на неоправданно дорогой танк Т-90. Стоимость Т-90А оценивается в 71 миллион 915 тысяч деревянных российских рублей.

Главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Александр Постников заявил, что за те деньги, которые требует Уралвагонзавод за новый танк Т-90А, проще было бы купить три немецких Леопарда.

Адекватную оценку танкам Т-90А дал генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко назвав выпускаемую своим же предприятиям продукцию не иначе как «телегами УВЗ» и при этом очень точно и лаконично подметил: «Уже все это надоело: эти безумные комплекты, шланги… Уже в танк не зайдешь. Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь, как если не в Mercedes, то в Volkswagen. В наш залезешь — ну просто артерии какие-то везде торчат…»

Российский основной боевой танк T-90А явно уступает самым передовым западным танкам — американскому М1А2 SEP V2 Абрамс и немецкому Леопард 2А6, отставая от них на целое поколение.

Российские танкисты мягко говоря не уважают танк Т-90 за то, что он обладает худшими характеристиками чем летающий газотурбинный танк Т-80У.

Подвеска российского основного боевого танка Т-90А обладает недостаточной плавностью хода из-за больших ускорений тряски при езде по мелким неровностям при большом сопротивлении гидроамортизаторов, пробоев подвески (жестких ударов балансира в упор на корпусе), при малом сопротивлении гидроамортизаторов.

Следствием этого являются, кроме недостаточного уровня комфортности экипажа, ограничения на ведение стрельбы с ходу при движении по большим неровностям из-за больших колебаний корпуса.



Основными недостатками российских танков Т-90 являются: низкая живучесть из-за плохого перекрытия элементами динамической защиты; устаревшая система управления огнем; расположение баков с горючим и боекомплекта в одном объеме с экипажем; устаревшая неавтоматизированная трансмиссия, разработанная ещё для танка Т-72, работающая на пределе своих возможностей; наличие рычагов вместо штурвала, делающие управление танком неудобным; низкая скорость движения задним ходом, всего 4,8 км/ч.

Применяемое на нижнетагильских танках Т-72 и Т-90 моторно — трансмиссионное отделение — архаичное и своими корнями походит от старого советского танка Т-54.

В танка Т-90 отсутствует автоматизированная коробка передач в то время когда для его зарубежных аналогов это давно уже стало обыденной нормой.

Установленные на танках Т-90 уральские дизельные двигатели серии В при температуре выше + 34 градусов за Цельсием стремительно теряют на жаре до 30% своей мощности. Большая часть мощности двигателя танка Т-90 тратится на систему охлаждения, редуктор и на энергоемкую подвеску.

Российский самый современный танк Т-90 не обладают возможностью быстрой смены двигателя. Для смены двигателя на танке Т-90 требуется от одной до двух суток времени. Смена двигателя в танков — немецкого Leoparda 2А6 и украинского Т-84 БМ Оплот занимает по времени не больше 2-х часов. Разница конечно на лицо.

Танк Т-90 с двигателем В-84МС по ходовым возможностям хуже танка Т-72Б обр. 89 г. В Т-90 первых серий установлен двигатель В-84МС мощностью 840 л.с. и на Т-72Б образца 1989 года стоит двигатель суммарной мощностью также 840 л.с. Но в чем же кроется главный секрет? За того, что в танка Т-72БУ он же Т-90 возросла при его модернизации (переименовании) масса, в следствии на коробку передач подается только 600 л.с., а в того ж Т-72Б обр. 89 г. доходит до коробки передач 640-645 л.с. По этому ходовые качества Т-72Б обр. 89 г. немного лучше чем в более позднего танка Т-90 обр. 1992 года.

Т-90А образца 2004 года с двигателем В-92 мощностью 1000 л.с. по ходовым качествам пребывает на уровне танка Т-72Б обр. 89 г., так как на коробку передач танка Т-90А попадает 720-730 л.с. Таким образом Уралвагонзаводу по ходовым возможностям удалось только за следующие 14 лет догнать танк Т-72Б обр. 89г. То о каком новом танке с названием Т-90, может идти речь? Мы только на одном этом приведенном примере убедились, что хваленный танк Т-90 не является новым танком. Утверждение « Т-90 — новый танк» — это всего лишь сущая рекламная профанация…и пустое замыливание мозгов от разработчика танка Т-90.

Реальная мощность двигателя В-84МС танка Т-90 при температуре выше + 50 градусов за Цельсием в тени падает из 840 л.с. до 420 — 450 л.с. При этом выше пятой передачи выжать невозможно из-за нехватки мощности двигателя.

На плохую подвижность танка Т-90 влияет то, что в него как и у его старшего собрата танка Т-72 вентиляторная система охлаждения идет с приводом от гитары. Алжирцы закупив российские танки Т-90СА из двигателями В-92С2 при эксплуатации этих танков столкнулись из серьёзными проблемами. В Алжире двигатели В-92С2 от силы еле нарабатывали гарантированный производителем моторесурс в 300 моточасов. По этому алжирцы вынуждены были приостановить приёмку танков Т-90СА до устранения российской стороной недостатков по системе охлаждения.

Не все просто и с электроникой в танке Т-90. На основном боевом танке Т-90А также отсутствует бортовая система (БИУС), сообщающая об обстановке на поле боя и показывающая местоположение других бронемашин своего подразделения. А прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С Т-90 и вовсе не отвечает никаким современным требованиям.

Изготавливаемые Россией для Индии Т-90С снабжаются относительно современными французскими тепловизорами и целым рядом импортных электронных компонентов. Россия вообще не имеет возможности производить современной танковой электроники и вынуждена её закупать в основном во Франции, или Беларуси.

По сравнению из самыми современными западными танками российский танк Т-90 имеет относительно небольшой угол склонения и возвышения орудия.
Российская танковая промышленность за последние годы частично утратила технологии изготовления качественных пушечных стволов. Ресурс самых современных российских танковых пушек 2А46М5 не превышает 450 выстрелов, что более чем в два раза ниже чем в немецких, французских и американских танковых пушек. А если стрелять управляемой ракетой то ресурс российского танкового орудия 2А46М5 устанавливаемого на танк Т-90А падает всего до 50 выстрелов! Танковое орудие 2А46М5 танка Т-90А обладает низкой баллистикой и плохой износоустойчивостью канала ствола.

Применение в арсенале Т-90А древних советских снарядов значительно снижает его огневую мощь. В автомате заряжания танка Т-90А невозможно применение относительно новых российских бронебойных оперенных подкалиберных снарядов ЗБМ60 Свинец-2 из увеличенной длиной сердечника. Из-за того что они просто не влезают по размеру в нижнетагильский автомат заряжания использованный на Т-90А, который на него по наследству полностью без изменений перекочевал из уральского танка Т-72.

В самом «современном» российском танке Т-90А по-прежнему отсутствует защита экипажа от взрыва боезапасов. Если снаряд пробивает башню или борт корпуса Т-90, то от детонации боеприпасов расположенных в автомате заряжания танка, гибнет весь экипаж. Экипаж в боевом отделении танка Т-90, размещается сразу над бронеперегородкой под которой в горизонтальном положении находится боеукладка автомата заряжания со снарядами и их пороховыми зарядами.

Танк Т-90А поставляемый российской армии имеет ослабленную зону «дыру» в ВЛД башни не перекрытую встроенной динамической защитой Контакт-V.



Проблему недостаточного перекрытия элементами динамической защиты лобовой брони башни нижнетагильским конструкторам удалось решить на экспортных Т-90С, где отсутствуют прожекторы системы постановки оптико-электронных помех. В российские сухопутные войска поступает танк со снятыми элементами динамической защиты, место которых заняли электронные компоненты Штора.

Несколько лет назад в Германии был протестирован современный немецкий РПГ Panzerfaust-3 на динамических защитах — российской Контакт-5 и польской ERAWA-2 (которая уступает ERAWA-3). В конечном итоге польская динамическая защита ERAWA-2 выиграла сравнительные испытания.

Через некоторое время, только уже в Польше, дополнительно были проведены такие же сравнительные испытания с двумя динамическими защитами. И полученные результаты снова показали, что польская динамическая защита ERAWA-2 лучше держит выстрелы немецкого РПГ Panzerfaust-3 чем её российский собрат.

По оценкам НИИ Стали, башня танка Т-90А с динамической защитой «Контакт-V», легко пробивается современным американским бронебойным оперенным подкалиберным снарядом М829А3 на дистанции до 1 километра.

Современной динамической защиты в России до сих пор не разработано.

Относительно новая разработка НИИ Стали динамическая защита Реликт с трудом справляется с современными бронебойными оперенными подкалиберными снарядами.

Зарубежные БОПС DМ43, DМ53 (ФРГ), М829А3 (США) способны как по маслу преодолевать самую современную российскую динамическую защиту «Реликт» (установленную на танк-демонстратор Т-90МС Тагил) без возбуждения её детонации.


Высокая бронепробиваемость зарубежных 120-мм БОПС позволит передовым западным и китайским танкам легко уничтожать российские танки Т-90А. При этом вероятность поражения танка Т-90А, американским снарядом М829А3 при обстреле лобовых зон на дальности 2 км будет составлять 0,8–0,9.

Сегодня классическая компоновка самого современного российского танка Т-90А не только практически исчерпала возможности радикального повышения параметров его неуязвимости, но и привела к кризису конструкторской мысли Уралвагозавода в плане совершенствования защиты бронированния этих танков со стороны верхней полусферы.

Толщина брони крыши танка Т-90А не превышает 40 мм и на ней размещается навесная динамическая защита (ДЗ). Благодаря чему танки Т-90А могут без проблем поражаться натовскими противотанковыми снарядами, ПТУР и минами, которые при подлете к танку атакуют его с верхней полусферы.

Для днища российского основного боевого танка Т-90А характерная толщина брони составляет всего 20–30 мм. Что дает противнику легкую возможность поражать танк Т-90 с помощью бортовых магнитных мин.

Места экипажа танка Т-90 не эргономичные и очень не удобны. В следствие такое ограниченное пространство приводит к скованности, быстрой утомляемости экипажа, что в негативную сторону сказывается на его боевых и эмоциональных возможностях.

В дальнейшем на танке Т-90 не возможно провести серьёзную модернизацию, из-за его стесненной и очень плотной компоновки.

Танк Т-90 как и танк Т-72 давно исчерпал все свои возможности для дальнейшей модернизации. Например самый секретный советский танк Т-64 на данный момент времени на много куда более проще модернизировать чем нижнетагильские танки линейки Т-72 и Т-90 (Т-72БУ).

Время всем ещё раз прекрасно доказало и показало, что гусеницы впервые использованные на советском танке Т-64 в последствии из конструктивными улучшениями были применены на танке Т-80. На начало 2000-х годов нижнетагильские конструкторы осознав свое заблуждение, также начали на них плавно переобувать свои танки Т-72 и Т-90 (Т-72БУ).

На российских танках серии Т-90 и Т-72 не возможно преодолевать водные преграды шириной больше 1 километра, так как в этих танков при длительном преодолении водной преграды останавливается двигатель и в результате танки остаются неподвижными, то есть тонут вместе с экипажами.

Вентиляторная система охлаждения танков серий Т-72 и Т-90 имеет ограничения по времени работы под водой. Чтоб снять это ограничение, нужно радиаторы размещать в отдельном от двигателя отсеке, который при движении под водой должен затапливаться забортной водой и привод вентилятора должен быть отключаемым, чего на танках серии Т-72/90 нет.

На украинских танках Т-64 БМ Булат и Т-80УД Береза такой проблемы не существует. Танки Т-64 БМ Булат и Т-80УД могут преодолевать по дну водные преграды (реки) с неограниченной шириной, потому что их радиаторы при подводном вождении без проблем омываются забортной водой. При омывании забортной водой с радиаторов украинских танков БМ Булат и Т-80УД осуществляется очень интенсивный теплосъём, за счёт этого двигатели и не перегреваются. По этому для двигателей танков Т-64 и Т-80УД нет ограничений по продолжительности работы при подводном форсировании рек с шириной более одного километра.

Очень красноречивым является факт конкурентной привлекательности танка Т-90, когда Иран не один раз с 2004 по 2008 год обращался к Российской федерации, чтобы закупить самый современный российский танк Т-80У. Но Россия просто не могла заключить выгодную для обоих сторон сделку, потому что утратила к этому времени полный цикл производства газотурбинных танков. Взамен танков Т-80У Россия не один раз предлагала Ирану закупить нижнетагильские танки Т-90, но Иран прекрасно будучи осведомлен о их реальных боевых характеристиках, каждый раз отказывался от такого счастья. И это в то время когда перед Ираном, остро на повестке дня стоял вопрос обновления изрядно устаревшего танкового парка иранской армии!

Ни в одной уважающей себя стране мира танк Т-90 не принят на вооружение.

За все свое время, кроме Индии и России, танк Т-90 на экспорт поставлялся только в авторитарные страны из плохим демократическим климатом — Алжир, Казахстан и Туркменистан.

Эти страны покупая, танк Т-90, обращают внимание на его слабые боевые характеристики, только в самую последнюю очередь. Для таких стран боевые возможности танка не самое главное. Главное чтоб танк был новым, можно его было выкатывать раз в год на парад в честь юбилея по прославлению достижений лидера страны.

Российские танки Т-90 также покупают для того, чтобы иметь очень эффективный инструмент для разгона мирных демонстраций несогласных, требующих как воздух, демократических перемен. Чтобы самим видом танков запугивать население, держа его в покорном страхе.

Танк Т-90 стал своего рода инструментом гарантии и кристаллизации власти антинародных режимов на долгие годы вперед. Для авторитарных режимов Т-90 на ровне из золотом и бриллиантами стал выгодным вложением капитала, награбленного десятилетиями в простого народа.

Например такие страны из высоким уровнем соблюдения демократии и демократических свобод, как: США, Германия, Франция и Великая Британия никогда не допускают поставок такого тяжелого дестабилизирующего вооружения, как танки в страны которые попирают принципы демократии и людских свобод. Как уже видно только на этом примере, Российской федерации из танком Т-90 в этом списке — нету. Ведь деньги не пахнут…

Так Уралвагонзаводу удалось поставить танки Т-90СА в Алжир, только благодаря тому, что Россия списала Алжиру половину государственных долгов. В случае не списания долгов, Алжир в сторону танка Т-90СА даже и не посмотрел бы.

За набор скудных характеристик Т-90 не был приглашен на самые великие в мировом масштабе танковые тендеры современности, проводимые в Швеции, Греции и Турции.

В Малайзии Т-90 уступил польскому танку РТ-91 Twardy. Во время испытаний Т-90 умудрился застрять в джунглях Малайзии.

В Перу и Марокко Т-90 проиграл не отвечающему современным требованиям китайскому экспортному танку MBT-2000 с ещё более скудными характеристиками чем в российского танка!

Стагнация технического уровня Т-90 при одновременном увеличении его стоимости привела до того, что китайский MBT-2000 сумел обойти Т-90С в марокканском тендере на поставку основных боевых танков. По итогам тендера, министерство обороны Марокко закупило у Китая 150 танков MBT-2000/ VT1A.

В Саудовской Аравии российский основной боевой танк Т-90 уступил современному немецкому танку Leopard 2A6.

В Таиланде Т-90 по всем характеристикам проиграл новейшему украинскому танку БМ Оплот.

Поэтому не удивительно, что нижнетагильский танк Т-90 из-за своей дороговизны и устаревшей конструкции, плохо подающейся модернизации не пользуется большим спросом на мировом рынке вооружений.

В ближайшем будущем большие свои маркетинговые надежды НПО Уралвагонзавод связывает из следующим вариантом модернизации танка Т-90А, танком Т-90МС Тагил, впервые представленным осенью на оборонной выставке REA 2011 проходившей в Нижнем Тагиле, Россия.

Танк-демонстратор Т-90МС Тагил — является ходовым демонстратором последних наработок и передовых достижений в бронетанковой сфере НПО Уралвагонзавода и белорусского предприятия Пеленг, собран кустарным путем, выполнен в единичном экземпляре, не прошел государственных испытаний и не может быть принят на вооружение российской армии.

Несмотря на то, что суммарный боевой потенциал танка-демонстратора Т-90МС Тагил в сравнении из серийным танком Т-90А хоть и незначительно вырос, но даже такой рост его боевых возможностей не может в полной мере удовлетворять требованиям предъявленным министерством обороны Российской федерации.

Если только взять во внимание, что в последние годы была прекращена программа разработки перспективного танка-долгостроя Т-95 (объект 195) из-за не возможности НПО Уралвагонзавода довести опытный танк до ума, а также непрекращающиеся бесконечные доводки сырого танка-демонстратора Т-90МС Тагил до оптимального состояния, — свидетельствуют только о том, что Россия утратила былой статус великой танкостроительной державы и на сегодняшний день не имеет возможности самостоятельно разрабатывать и серийно производить конкурентные, востребованные как на внутреннем так и на внешнем рынке вооружений, современные танки.

Для того чтобы Россия смогла в будущем хоть на половину возродить свой утраченный бронетанковый потенциал, — путь остается только один — нужно по скорее за рубежом закупать самую современную бронетехнику и параллельно на своих оборонных предприятиях пытаться и учиться по лицензии её воспроизводить. Чем скорее это произойдет тем лучше будет для российской армии и России в целом.

Танки Т-90, Т-84 "Оплот" (Украина), "Леопард" (Германия) и "Абрамс" (США) с некоторых пор стали своего рода раздражающим фактором для многочисленных специалистов в области оружия вообще и бронетанковой техники в частности. Особенно эта ситуация обострилась после проигрыша российского танка Т-90 украинскому Т-84 "Оплот" в таиландском тендере.">

18:26 / 26.08.11

Танки Т-90, Т-84 "Оплот", "Леопард" и "Абрамс": эмоции и реалии

После победы украинского танка Т-84 "Оплот" в тендере и закупки Таиландом 200 этих боевых машин на сумму в 230 млн. долл., в СМИ появилось множество статей "за" и "против" российского танка . Отрицательное для России решение, по странному совпадению, было принято всего через две недели после нелестного высказывания Главкома российскими Сухопутными войсками Александра Постникова в адрес отечественного танка.

Как слабое для нас утешение можно рассматривать тот факт, что в этом же тендере среди проигравших был и германский танк "Леопард". Однако, даже если высказывание Постникова относительно российского Т-90 и немецкого "Леопарда" с решением Таиланда не связано, в совокупности эти факты стали весьма неприятными для отечественного танкостроения фактами.

Одних они заставили делать определенные выводы, другие встали на защиту "чести мундира", третьи просто злорадствовали и т.д. Но, при широком разбросе мнений и выводов относительно этих танков, напрашивается еще один - нельзя "почивать на лаврах" даже в той области, где наши позиции всегда были достаточно прочны.

По поводу же возникающих при этом вопросов относительно того, какой из названных выше танков превосходит друг друга, ответить на них возможно либо путем сравнения их характеристик, либо проведением сравнительных практических полевых испытаний. Если второе требует особых условий, то первое может быть реализовано сравнением многократно опубликованных основных характеристик этих боевых машин и их особенностей, которые приведены ниже.

Основные показатели танков Т-84 "Оплот", "

Леопард-2", Т-90А и М1 "Абрамс"

Характеристики

Т-84 "Оплот"

"Леопард-2"

М1 "Абрамс"

Вооружение

Калибр пушки, мм

Дальность стрельбы, м

Обычным боеприпасом

Управляемым

Выстрелов в минуту

Пулеметы, мм

1х7,62; 1х12,7

2х7,62; 1х12,7

Боекомплект пушки, шт

Боекомплект 7,72/12,7-мм

Основные габаритные размеры, мм

Длина с пушкой вперед, мм

Длина по корпусу, мм

Высота по башне, мм

Ширина, мм

Клиренс, мм

Подвижность

Полная масса, т

Мощность двигателя, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

Удельное давление, кг.см.кв

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода, км

Емкость баков, л

Глубина брода, м

Высота стенки, м

Подъем, град.

Крен, град

Особенности танков

ОБТ Т-84 "Оплот" создан по классической компоновке и является дальнейшим развитием танка Т-80УД, от которого отличается: новой сварно-катаной башней; увеличенной мощностью основного двигателя и наличием вспомогательного агрегата питания; усовершенствованными приборы прицеливания и наблюдения; встроенной динамической динамическая защитой с повышенной защищенностью в переднем секторе; системой оптико-электронного подавления "Штора" ("Варта").

Модификации Т-84: Т-84 (базовая) с системой "Штора" на башне; Т-84У "Оплот" - отличается от базовой приборами прицеливания зарубежного производства, конструкцией динамической защиты и увеличенными бортовыми экранами; Т-84-120 "Ятаган" - модификация для участия в турецком тендере (изменена башня с установленной 120-мм пушкой боеприпасы НАТО и кормовой нишей с боекомплектом в автоматизированной боеукладке); "Оплот М" ("Оплот 2") – дальнейшее развитие ОБТ "Оплот" с улучшенной защитой и огневой мощью, визуально отличается измененной формой башни, бортовыми экранами, панорамным прибором наблюдения командира.

ОБТ "Леопард-2" имеет классическую компоновку с командирской башенкой низкого профиля. Корпус и башня сварные из многослойной композиционной брони, борта имеют дополнительные противокумулятивные экраны. Возможно применение встроенной динамической защиты.

Модификации: "Леопард-2А1" (новый наполнитель в комбинированной броне), "Леопард-2А2" (усовершенствованный прицел с тепловизионным канлом), "Леопард-2А3" (новая радиостанция), "Леопард-2А4" (цифровой баллистический вычислитель), "Леопард-2А5" (усиленная лобовая проекция башни), "Леопард-2А6" (модернизированная пушка 56 калибров против 44 и автономный энергоагрегат). Известно, что защита "Леопард-2" наиболее эффективна против классических противотанковых средств, но не с новыми противотанковыми средствами.

И система дымопуска, для противодействия управляемым ракетам с лазерным или полуавтоматическим наведением по лучу лазера. Для поражения целей может использовать бронебойные, подкалиберные, кумулятивные (до 4000 м) и осколочно-фугасные (до 10000 м) снаряды, управляемые ракеты (до 5000 м). ктромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному на Т-72 , но с системой управления в автоматическом режиме с места командира.

Т-90А ("объект 188А1") отличается: наличием современного тепловизора 2 поколения "Эсса" с полностью стабилизированным полем зрения, интегрированным с основным прицелом и его дальномером; усиленной сварной с габаритом брони до 950 мм; 1000-сильным дизелем В-92С2 с установкой в перспективе 1200-сильного дизеля В-99.

Модификации: Т-90 – первый серийный танк;

Т-90К - командирский вариант Т-90 (дополнительная радиостанция Р-163-50К и навигационное оборудование ТНА-4-3);

Т-90А – новая сварная башня, двигателем мощностью 1000 л.с., улучшенное тепловизионное оборудование, новые элементы динамической защиты и др. усовершенствования;

Т-90АК - командирский вариант Т-90А;

Т-90С - экспортный вариант Т-90;

Т-90СК - командирский вариант Т-90С;

Т-90СА - экспортный вариант Т-90А;

Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА;

Т-90АМ - глубокая модернизация Т-90А.

Т-90М – разрабатываемая новая модификации с новой всеракурсной конструкцией башни без ослабленных уязвимых зон и усиленной защитой крыши.

На танк могут быть установлены пушки 2А46М5 и новое орудие с улучшенными баллистическими характеристиками 2А82. На танке может быть установлен новый автомат заряжания с дополнительным боекомплектом в кормовой части башни и др. усовершенствования.

По мощности артиллерийского вооружения Т-90А не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М близки к характеристикам зарубежных аналогов. ОБТ Т-90А, оснащенный КУВ "Рефлекс-М" с ТУР "Инвар" и "Инвар-М" имеют дальность стрельбы в 2-2,5 раза больше дальности ответного огня БПС любых современных танков. Моделирование встречного боя 10 танков Т-90 против 10 танков М1А1 показало, что к дальности 2-2,5 км Т-90 успевают поразить до 50-60 танков противника.

ОБТ М1 "Абрамс" – создан по классической компоновочной схеме, с башней и корпусом сварной конструкции, с использованием в лобовых зонах многослойной композитной брони. Верхний лобовой лист корпуса имеет большой наклон, борта оснащены навесными броневыми экранами.

Модификации:

M1 (1980, базовая модель, 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов);

IPM1 (1984, усилено лобовое бронирование корпуса и башни до уровня M1A1, модернизированная подвеска и трансмиссия, электроспуск);

M1A1 (1985, 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40 снарядов, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером);

M1A1HA (1988, усилено бронирование башни);

M1A1HC (1990, доработки по требованию КМП, боекомплект 42 выстрела);

М1А1НА+ (1991, аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни);

М1А1D (2000, боевая информационно-управляющая система FBCB2);

M1A1AIM (модернизация ранее построенных танков);

M1A2 (1992, независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика, новая командирская башенка, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS, усиленное бронирование);

M1A2SEP (2000, введены тепловизионные камеры 2 поколения, система управления войсками FBCB2, усиленное бронирование, кондиционер);

M1A2TUSK (установлен "танковый городской комплект выживания" - дополнительные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, второй зенитный пулемет М-240, телефон для связи с пехотой).

Как показывает анализ основных характеристик, эти наиболее известные сегодня четыре боевые машины почти не отличаются друг от друга. Именно поэтому очень часто результаты сравнения российского Т-90 с зарубежными ОБТ зачастую противоречат друг другу, а приоритет тому или иному танку отдается с учетом личных пристрастий и предпочтений автора. При этом некоторые специалисты убеждены в том, что теоретическое сравнение танков на основе их характеристик вообще нецелесообразно и не позволяет сделать правильные и объективные выводы.

По их мнению, в реальных боевых действиях результативность танков в большей степени определяется не техническими характеристиками, а тактикой их применения, уровнем подготовки экипажей, качеством технического обслуживания и условиями эксплуатации техники. В этих условиях именно эти показатели и становятся решающими факторами в противостоянии на поле боя. И лишь при условии одинаковой подготовки экипажей исход поединка может быть определен тем или иным техническим преимуществом одного танка над другим.

Поэтому делать выводы о превосходстве того или иного танка над другим неблагодарное занятие. Это в значительной степени относится и к результатам тендеров, где на принятие окончательного решения, помимо технических характеристик, зачастую решающее влияние оказывает комплекс политических воззрений и других причин.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»