Сказка о приключении маленькой капельки и проводим опыт о движении воды в природе
-
НАУЧНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ДЕТЕЙ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПАКЕТЕ"
1. Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии.
2. Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.
3. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду.
4. После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.
Разоблачение фокуса
Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно
Откуда берется дождик и куда девается летом вода в ручьях? Вам наверняка задавал подобные вопросы ваш малыш, а если нет, то еще обязательно задаст. Вы то знаете, что во всем виноват круговорот воды в природе. Но как объяснить такую сложную тему маленькому ребенку? Ведь он и слушать не захочет скучные речи про сложные физические механизмы испарения и конденсации... А вот сказку ваш малыш послушает с удовольствием. Поэтому будем объяснять в форме сказки. Сказка про маленькую капельку - путешественницу. А дело было так...
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали.
День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.
«Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению к земле.
Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивлялась Капелька.
Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды!
Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!»
Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» - прошептала Капелька.
Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька.
В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
После прочтения сказки нужно уточнить, что в мире постоянно миллиарды маленьких капелек то и дело испаряются, осушая водоемы, и падают из тучки дождем, наполняя их. А зимой капельки совсем замерзают, и выпадает снег. Это и называется круговоротом воды в природе.
Рассказывать детям о воде и ее свойствах просто необходимо, ведь вода сегодня является не только дорогим и ценным ресурсом, это ещё очень ограниченный ресурс. Запасы пресной воды на Земле постепенно сокращаются и, если мы не начнем бережно относиться к этому веществу, вполне возможно, что в недалеком будущем нашим детям и внукам серьёзно придется задуматься об этой проблеме. Поэтому очень важно, чтобы с раннего возраста еще в детском саду детям проводили занятия, целью которых будет донесение информации о природе, в том числе и воде, и ее роли для нас.
Также проведение занятий на такие темы необходимо в школах. Ведь в школьном возрасте дети хоть и знают о воде многое, однако не настолько подробно и настолько хорошо как того бы хотелось. Немалую роль в воспитании ребенка занимает и вклад родителей. Ведь дети всё повторяют за взрослыми, и безукоризненно следуют их примеру. Поэтому детей необходимо обучать не только в детских садах и школах, а и дома, на личном примере.
Что рассказывать детям о круговороте воды в природе?
Если Вы планируете рассказать детям дошкольного возраста о круговороте воды в природе, то необходимо постараться разъяснить им эту тему так, чтобы они ее поняли. То есть приводите реальные примеры, или же и вовсе описывайте этот процесс как сказку, пьесу.
В первую очередь необходимо рассказать детям о том, что же такое вода. Расскажите детям, что вода состоит из нескольких элементов, а именно из кислорода и водорода. Понятно, что для детей дошкольного возраста химические термины будут слишком сложными, однако можно объяснить им, что вода — это вещество, своего рода система, которую формируют несколько сказочных персонажей и назовите их именами всем известных элементов. Возможно использование различных , а также с названиями химических элементов.
После этого можно начинать рассказывать и о движении воды в природе. Круговорот воды в природе для детей должен показаться простым, поэтому рассказывать необходимо максимально доступно. Ну, например, скажите детям, что вода путешествует с земли на небо, а потом возвращается обратно. Так, например, если поставить емкость с водой на улице на солнышке и немного подождать, вода испарится и полетит на небо. Там она присоединится к большим тучкам, и будет ждать своего времени. И вот когда соберется много воды на тучках, она наконец-таки снова отправится на землю. В этот момент мы можем видеть дождик, а в холодную погоду — снег.
После дождика на асфальте остаются лужи, и когда снова выглянет солнышко, водичка опять продолжит свое путешествие, и опять вернётся на небо.
Смотреть видео фильм «Круговорот воды в природе для детей»:
Объясните детям, что солнышко играет здесь ключевую роль, своими лучиками оно заставляет воду подниматься высоко к небу. Снег тоже рано или поздно растает, и превратиться в водичку. Здесь даже можно для наглядности показать детям как плавится лед при воздействии на него температуры. Или можно показать детям, как вода испаряется, как пар может оставаться на других предметах в виде росы.
Для того чтобы дети лучше поняли суть процесса, можно организовать небольшой спектакль с участием самих детей. Они будут капельками дождя, которые спустятся на землю и превратятся небольшие лужки. А потом выйдет солнышко, и они снова полетят на небо. Так дети смогут понять суть процесса, наглядно увидят его и точно усвоят этот материал.
Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.
Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы.
Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи?
Разбор природных явлений, описанных в сказке можно провести с помощью рис. 15.
Стихи о воде
Капля
Капля воды вытекает из крана -
Капля очищенной нами воды,
Капля слезы вытекает из глаза -
Капля страданий и боли души.
Капля дождя вытекает из тучи -
Капля надежды и радуги свет,
Капля реки вытекает из устья -
Капля природы и наших побед.
Капля и капля - получится море,
Море плюс море - равно океан.
Море воды наградило нас болью
За причиненный ей нами кошмар.
Трудолюбивая вода
Время ванну принимать.
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется -
Ручки, ножки отмывать.
Спинку вымыть с мылом-братцем
И с мочалкою-сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.
Обижается водица -
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И всё это - только вода.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Пословицы и «крылатые» выражения о воде
· Кран - чистый родник в квартире.
· Хлеб - батюшка, а водица - матушка.
· Если есть хлеб и вода, то уже не беда.
· Не всякая водица для питья годится.
· Много воды - много травы.
· Вода с гор потекла - весну принесла.
· Апрель с водой - май с травой.
· Вода и землю точит, и камень долбит.
· Вода - ценный дар природы.
· Не сохраним природу - не будет Родины.
· Беречь воду - это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.
· Вода - одно из самых главных богатств на Земле.
Загадки
Я - и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода )
Течет, течет -
Не вытечет.
Бежит, бежит -
Не выбежит. (Река )
Без крыльев - лечу.
Без ног - бегу,
Без паруса - плыву. (Облако )
В белом бархате деревья -
И заборы, и деревня.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней )
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро )
Вода из канала
В дом прибежала
И там разбежалась
По этажам. (Водопровод )
Плещет теплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна )
Материалы по теме «Необыкновенное чудо - самая обыкновенная вода»
Девиз : «Мать-водица - всему царица»
Цель : воспитание у учащихся элементарной культуры бережного использования воды.
Задачи :познакомить с водными ресурсами города (села); воспитывать культуру поведения в природе; содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в водосбережение.
Оборудование : загадки от Водяши, картинки для игры «Будь внимательным», бумага, цветные карандаши или фломастеры, краски.
Форма проведения :заочная экскурсия
Ход урока
Введение в тему
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!
Учитель . Ребята, о чем мы сегодня будем вести беседу?
Правильно, о воде. А еще мы познакомимся еще с одним другом Берегоши - Водяшей. Как вы думаете, чему он будет нас учить?
Учитель . Урок будет не обыкновенный, а урок-экскурсия. Мы все вместе отправимся к ближайшему водоему. Прежде чем отправимся в путь, давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Если «можно» - хлопайте в ладоши, а «нельзя» - топайте ногами. Готовы?
Ø Можно ли кричать на лугу или в лесу?
Ø Можно ли срывать цветы, ломать кусты и деревья?
Ø Можно ли ловить насекомых, птиц, зверей?
Ø Можно ли разжигать костер?
Ø Можно ли разбрасывать мусор?
Ø Можно ли слушать тишину?
Молодцы! Вы все ответили верно. Теперь мы можем отправляться в путь.
Заочная экскурсия в природу
Отгадывание загадок
Чтобы нам было веселее в пути, Водяша прислал вам загадки о воде. Отгадав их, вы узнаете, где и в каком виде можно встретить воду в нашей повседневной жизни.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман )
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед )
Из воды родился и в воду превратился. (Снег )
Это интересно знать
Ребята готовят устный журнал «Это интересно знать». Странички журнала:
Вода на Земле бывает разная. Морская вода - соленая. Минеральная вода - самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода - большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете - ледники.
И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.
Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.
Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса - это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.
Самое большое озеро Беларуси - Нарочь. Его длина почти 13 км, ширина около 10 км, а глубина в некоторых местах превышает 24 м. Самое глубокое озеро - Долгое. Его глубина в некоторых местах превышает 53 м.
Беларусь называют «синеокой», страной голубых рек и озер. На территории нашей страны протекает более 20 тыс рек. Наиболее крупные реки: Днепр, Западная Двина, Неман, Западный Буг.
Таково минимальное количество воды (рис. 16), которое требуется на каждого человека для питья, гигиены и выращивания продуктов питания. Этот объем эквивалентен двум пятым объема олимпийского плавательного бассейна