Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд. «Фердинанд» - самая страшная САУ? Какое оборудование поставить на фердинанд

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Ferdinand (Федя) немецкая ПТ САУ 8 уровня

Здарова танкисты! Представляю вашему вниманию

Гайд по немецкой ПТ САУ 8 уровня Ferdinand .

1200 HP Прочность

370м Обзор

710м Дальность связи

840л.с. Мощность двигателя

30/10км/ч Максимальная скорость

26 °/с Скорость ГН

26.25 °/с Скорость ВН

-8…+14°Углы ВН

Бронирование:

Корпус: 200/80/80 (лоб/борта/корма)

Башня отсутствует

Как видите, ТТХ показывают, что бронирование лба составляет аж 20мм. Но на самом деле не всё так круто, 200мм слоем брони обладают толькопара проекций во лбу и рубка остальное на много слабее (см. рис. ) Борта у Ferdinand слабые, всего 80мм., так что на данной ПТ САУ приходится играть максимально осторожно (стараться не подставлять борта ). Желательно избегать бои с лёгкими и средними танками. Даже самый безобидный лёгкий танк объехав ваш танк может без проблем пробить ваши борта и корму и принести вам много проблем. Например, повредить важные внутренние модули, а они на данной ПТ расположены крайне неудобно. Бензобаки и боеукладка расположены вдоль слабобронированных бортов, что приводит к частым повреждениям при попадания в борты. Ferdinand очень хорошо себя проявляет на городских картах. На узких городских улицах лёгким и средним танкам на много тяжелее заехать нам в корму, и мы сможем эффективно использовать свою лобовую броню для сдерживания вражеских сил.

Орудие 12,8см Pak 44 L /55:

Урон: 490/490/630 HP (ББ/БП/ОФ)

Бронепробиваемост:ь 246/311/65 (ББ/БП/ОФ)

Скорострельность: 5выстрелов в минуту

ДПМ(урон в минуту) : 2450

Орудие у Ferdinand достаточно хорошее. Оно способно пробивать даже танки 10 уровня, и при этом наносить 490 единиц урона. Также данное орудие имеет неплохой урон в минуту. И это тоже нужно использовать. Не стоит вести бой с противником выстрел на выстрел. Так вы проиграете многом одноклассникам (8лвл. ), а про 9 уровни я вообще промолчу. Вы должны нагло выкатываться на противника и использовать свой ДПМ, не забывая при этом танковать.

Топовое орудие так же позволяет вести бой и на дальних дистанциях, так как его разброс составляет 0,35,а сведение 2,3с. Значит мы можем отъехать на расстояние (300-450м. ) и вести бой не опасаясь засвета. А на ближней дистанции наша ПТ САУ очень хорошо светится из-за больших габаритов.

Среди минусов данной ПТ САУ могу отметить:

1) Низкая динамика, которая не позволяет вести бой против манёвренных лёгких и средних танков.

2) Крайне неудобное расположение внутренних модулей, что приводит к частым возгораниям баков и повреждениям боеукладки.

3) Большие габариты, что не позволяет вести бой из инвиза.

4) Недостаточный обзор.

Что касается оборудования, то оно может быть разным.

Если вы хотите вести бой на дальних дистанциях, то вам пригодится:

1) Досылатель (он никогда не помешает )

2) Стереотруба (так как обзор у нас недостаточный )

3) Усиленные приводы наводки (для боя на дальней дистанции нужны всем )

Но если вы решите вести бой в первых рядах, то вам понадобится:

1) Досылатель

2) Ящик с инструментами (ваши модули повреждаются часто,а данное оборудование ускорит их починку на 25% )

3) Вентиляция (+5 ко всем навыкам экипажа )

Навыки экипажа:

В первую очередь нужно ставить всемремонт , а командиру шестое чувство .

Вторые навыки вы снова выбираете по своему усмотрению (зависит от вашей тактики игры)

Бои на дальней дистанции: всем маскировка , а командиру ремонт .

Бои на ближней дистанции: всем боевое братство , а командиру ремонт .

Остальные навыки уже выбираете вы. Очень полезными будут виртуоз и король бездорожья (мехвод.), что позволит вам легче вести бой с лёгкими и тяжёлыми танками.

ВЫВОД:

Ferdinand- немецкая ПТ САУ с толстым лобовым бронированием и хорошим орудием, но с слабой подвижностью и недостаточным обзором. Способен вести бой как и на втором плане, так и в первых рядах.

Дополнительную информанию о данном танке вы можете найти в данном видео:

Удачи на полях сражений!

Герои популярных книги и фильма «Место встречи изменить нельзя», работники легендарного МУРа в качестве транспорта используют автобус, прозванный «Фердинанд». Из уст водителя главный герой узнает, что машина названа за сходство силуэта с немецкой самоходкой.

Из этого небольшого эпизода можно узнать, насколько была известна в среде фронтовиков самоходная артиллерийская установка производства Фердинанда Порше. Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, эти установки запали в память всех, кому доводилось видеть их в бою.

История создания

Своим рождением самоходная установка прорыва «Фердинанд» обязана другому, не менее эпичному образцу германского танкового гения. Начало 1941 года ознаменовалось личным заказом Гитлера двум крупнейшим КБ Германии 26 мая на совещании, в присутствии высших чинов инженерного ведомства, относящихся к бронетанковым силам.

В присутствии представителей КБ были проанализированы бои во Франции, выявлены недостатки немецких боевых машин. Фердинанду Порше и Штайеру Хаккеру, директору «Хеншель» были официально сделаны особые заказы. Создать они должны были тяжелый танк, предназначенный для прорыва линий обороны противников Германии.

Еще одна причина заказа в неэффективности большинства германских танков в борьбе с толстокожими английскими «Матильдами» Мк.II. В случае успеха планируемой операции «Морской лев» панцерваффе должны были столкнуться, по разным оценкам, с 5 тысячами таких машин. На этом же совещании фюреру были представлены макеты танков Порше и Хеншеля.

Лето 1941 года двояко повлияло на разработки новых танков.

С одной стороны, конструкторы были заняты доработкой стоящих в серии машин. С другой Вермахт познакомился с танками КВ, произведшими как на генералов, так и на рядовых танкистов громадное впечатление. Осенью 1941го работы по разработке тяжелого танка были продолжены в форсированном режиме.

Управление вооружения, курировавшее создание машины, было на стороне фирмы Хеншель. По их же просьбам разработки возглавил Эрвин Адерс, вошедший в историю как главный конструктор танка-символа Вермахта.


Фердинанд Порше в этот период вступает в серьёзный конфликт с Управлением вооружений из-за технических несоответствий проектируемой и заказанной чиновниками башней проектируемого танка. В последствие это сыграет свою роль в судьбе обоих прототипов.

Гибнет в авиакатастрофе доктор Тодт, единственный союзник Порше в продвижении именно его модели. Однако сам Фердинанд был уверен в успехе своей разработки. Пользовавшийся неограниченным успехом у Гитлера, он разместил на свой страх и риск в фирме Нибелунгенверк заказ на изготовление корпусов для своих машин.

На испытаниях сыграла роль вражда любимчика фюрера и чиновников Управления.

Несмотря не превосходство модели Порше, зафиксированные по ходу испытаний, было рекомендовано принять на вооружение образец Хеншеля, к ужасу техников германской армии. Предложение Гитлера выпускать две машины встретило сдержанный отказ, мотивированный невозможностью выпускать в военное время два дорогостоящих, но равнозначных танка.

Неудача обернулась к Порше лицом, после того как в марте 1942 года стало ясно, что требуемое Гитлером новое мощное штурмовое вооружение, оборудованное 88-мм орудием, невозможно создать на базе PzKpfw. IV, как планировалось первоначально.

Тут и пригодились построенные Нибелунгенверком, 92 единицы шасси, для так и не попавших в серию «Тигров» конструкции Порше. Сам создатель с головой окунулся в новый проект. Увлекшись расчетами, он проработал схему с расположением экипажа в расположенной сзади просторной боевой рубке.

После согласований с Управлением вооружений и доработок завод Нибелунгенверк приступил к сборке корпусов новых самоходок на базе многострадальных шасси. В этот период, неясно кем, был убран заложенный Порше курсовой пулемет. Эта «доработка» сыграет потом свою роль в судьбе САУ.

Начало 1943 года ознаменовалось выходом из ворот первых самоходок и отправки их на фронт. В феврале приходит подарок фюрера создателю САУ – машине официально присваивается имя «фатера», «Фердинанд». По приказу того же «бесноватого» самоходки без приемки идут на Восток. Немало удивлённый Порше вспоминал, что ждал с фронта жалоб на свои недоработанные в спешке машины, но не получил ни одной.

Боевое применение

Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.

Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед.

В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.


Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.

Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.

Мощная контратака советской пехоты 14 июля окончательно расстроило планы по вывозу этой техники.

Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.

В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».

После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.

И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.

Среди танкистов и артиллеристов распространились легенды о громадном числе этих САУ, так как любую немецкую самоходку с дульным тормозом и кормовой боевой частью они принимали за «Фердинанда».

Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.

Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.

Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.

Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».


Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.


Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Движение машины осуществлялось за счёт 2х двигателей фирмы Майбах, работавших на бензине.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».


Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Что бы сменить каток у доктора Порше уходило около 4х часов, эта же операция на «Тигре» занимала около суток.

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.


Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Оптика была представлена монокулярным прицелом, обеспечивающим наведение орудия на дальности 2 км.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Вклад в культуру и историю

Машина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника.

Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз.


Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу.

Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль.

Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.

Часто встречается «Фердинанд» и в компьютерных играх по мотивам Второй мировой.

Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины.

Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей.

Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд».

Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место.

Видео

Купили себе знаменитого Ferdinand. После подвижной и маневренной этот танк покажется вам весьма унылым. Но это только на первый взгляд. Вот именно об этом втором взгляде и будем говорить в обзоре видео-гайда по Ferdinand. Рассмотрим плюсы и минусы «Слона», какие дополнительные модули стоит не него ставить, какие расходники использовать и вообще, как играть на этом звере.

Прежде всего, стоит взглянуть на ТТХ танка Ferdinand. Перечислять все я не буду, а сразу начну с того, что в первую очередь бросится вам в глаза - 200 мм лобовая броня. Это же просто бомба. Теперь можно не бояться всяких там или . Второе, на что стоит обратить внимание, так это на количество ХП «Федора» — аж 1200. Это самая «мясистая» ПТ своего уровня. Так же неплох «Федя» и в стоковом состоянии. У нас есть неплохая пушка, с которой можно кататься вплоть до изучения топовой. Вообще танк очень хороший, но вот одна беда - это его медлительность, которую ничем не исправишь. Но об этом немного ниже.

Плюсы и минусы Ferdinand WOT

Положительные стороны:

  • лобовая броня - теперь мы перешли в класс тяжелых ПТ-САУ;
  • весьма хороший обзор - «далеко гляжу высоко сижу», видит «Федор» врагов на весьма солидном расстоянии;
  • точная и скорострельная пушка;
  • «мясистость» танка (не раз будет выручать вас).

Отрицательные аспекты:

  • медлительность - «Федя» очень медленный. Выглядит он весьма сурово и важно, эдакий себе министр танковых войск. Для меня, например «Федор Иванович» всегда был, есть и будет очень уважаемым танком.
  • маскировка - светится немец, как новогодняя елка и светом своим освещает все поле боя. Заметить его может практически любой.
  • слабая бортовая и кормовая броня - ну, это проблема всех ПТ-САУ.

Дополнительные модули, расходники и перки для экипажа

Вообще набор дополнительных модулей каждый подбирает под свой стиль игры. Но один допмодуль ставить надо обязательно - досылатель. Сила ПТ в высоком ДПМ, а этот модуль именно его и увеличивает. Остальные модули ставить надо, ссылаесь на стиль игры, который всего ближе для вас. Если вы любитель городских сражений, то это - досылатель, ремкомплект и сведение. Если же вы любитель кустовых посиделок - оптика, досылатель, оптика и рога. Есть и смешанный вариант - досылатель, сведение и оптика. Что касается оборудования, то здесь все прагматично - ремкомплект, аптечка и огнетушители. Для экипажа, в первую очередь, стоит качать маскировку ибо «Федя» весьма заметен с его габаритами, потом ремонт, ведь збитая гусля для ПТ - это верная смерть. Ну а дальше уже по вашему вкусу.

Ferdinand зоны пробития

Тактика на Ferdinand

Теперь давайте поговорим о игре на Ferdinand World of Tanks. «Федор» меняет игру на ПТ вообще вкорне. Теперь сидеть в кустах и тихонько себе постреливать или же гонятся за уже не получится. «Федя», как говорилось выше, очень заметен и медлителен. Играя на этом танке вы будете чувствовать себя комфортней на маршрутах ТТ. Лобовая броня танка Ferdinandа позволяет принимать участие в таких стычках. Лучше всего выбирать для своей позиции узкие места, где вас будет трудно обойти с фланга и тыла. Также не стоит забывать о «Боге войны». Эти товарищи ну очень любят «Федора». Если он засветился на открытом пространстве, то это гарантированный фраг для арты. А все из-за той же медлительности. В общем, играть нужно так, словно вы играете на , но только без башни и со слабыми бортами и кормой. Вот и вся премудрость.

Теперь все. Всем пока и удачи на полях сражений.

Уже во время ведения боевых действий на Восточном фронте немецкая армия столкнулась с превосходными советскими танками КВ и Т-34. Они заметно превосходили имеющиеся на то время немецкие аналоги. Поскольку уступать немцы не собирались, в конструкторские бюро многих немецких компаний поступили заказы на создание нового типа техники - тяжелого истребителя танков. Этот заказ впоследствии и стал началом сотворения такой машины, как "Фердинанд", или "Элефант".

История создания машины

Опыт боев на Восточном фронте показал, что многие немецкие танки из серии Pz уступают по своим характеристикам советским боевым машинам. Поэтому Гитлер приказал немецким конструкторам начать разработку новых тяжелых танков, которые должны были сравниться или даже превзойти танки Красной Армии. Этим занялись две большие фирмы - "Хеншель" и "Порше". Прототипы машин от обеих компаний были созданы в кратчайшие сроки и 20 апреля 1942 года представлены фюреру. Ему так понравились оба прототипа, что он распорядился серийно выпускать обе версии. Но в силу ряда причин это было невозможно, поэтому решили выпускать только модель фирмы "Хеншель" - VK4501 (H), которая впоследствии стала известна как Pz.Kpfw VI Tiger. Версию конструктора Фердинанда Порше - VK 4501 (P) - решили оставить как запасной вариант. Гитлер приказал построить всего 90 машин.

Но выпустив лишь 5 танков, "Порше" прекратил их производство по приказу фюрера. Два из них впоследствии переделали в ремонтные машины Bergerpanzer, а три получили стандартное вооружение - пушку калибра 88 мм. KwK 36 L/56 и два пулемета MG-34 (один спаренный с орудием, а второй - курсовой).

Примерно в это же время появилась еще одна необходимость - в истребителе танков. При этом требовалось, чтобы машина имела лобовую броню в 200 мм толщиной и пушку, способную бороться с советскими танками. Имеющиеся на то время немецкие противотанковые средства немцев были либо неэффективными, либо откровенно сымпровизированными. При этом ограничение по весу будущей САУ составляло 65 тонн. Поскольку прототип Порше проиграл, конструктор решил использовать свой шанс. Он попросил фюрера достроить запланированные 90 шасси как раз для использования их как базы будущей установки. И Гитлер дал добро. Именно эта работа конструктора и стала машиной, которая стала известна как танк "Фердинанд".

Процесс создания и его особенности

Итак, 22 сентября 1942 года министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер приказал начать создание необходимой армии боевой машины, которая первоначально носила название 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (Р) SdKfz 184. В процессе работы название меняли несколько раз, пока наконец-то танк не получил официальное имя.

Машину проектировали фирма "Порше" совместно с заводом "Алкетт", расположенным в Берлине. Требования командования были таковыми, что САУ должна была использовать противотанковую пушку Pak 43 калибра 88 мм. Она обладала большой длиной, поэтому Порше составил компоновку таким образом, что боевое отделение располагалось в задней части танка, а двигатель - в средней. Корпус был модернизирован - в него добавили новые станины для двигателя и установили переборку, призванную остановить пожар внутри машины, если будет такая необходимость. Переборка разделяла боевое и силовое отделения. Шасси, как уже говорилось, было взято из прототипа тяжелого танка VK 4501 (P), ведущим колесом являлось заднее.

В 1943 году танк был готов, и Гитлер распорядился начать его выпуск, а также присвоил машине имя "Фердинанд". Танк, очевидно, получил это имя как знак уважения конструкторскому гению Порше. Решили производить машину на заводе "Нибелунгенверке".

Начало серийного производства

Изначально планировалось выпустить 15 машин в феврале 1943 года, еще 35 - в марте - и 40 в апреле, то есть проводилась стратегия наращивания производства. Изначально все танки должен был выпускать "Алкетт", но затем это дело перепоручили "Нибелунгенверке". Это решение было вызвано рядом причин. Во-первых, для перевозки корпусов САУ были необходимы больше железнодорожные платформы, а все они на тот момент были заняты доставкой танка "Тигр" на фронт. Во-вторых, корпуса VK 4501 (P) переделывались медленнее, чем требовалось. В-третьих, "Алкетту" пришлось бы переналадить производственный процесс, так как в тот момент на заводе велась сборка противотанковых машин StuG III. Но "Алкетт" все же поучаствовал в сборке машины, отправив в Эссен, где находился поставщик рубок - завод Krupp - группу слесарей, имевших опыт сварки башен для тяжелых танков.

Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а уже к 8 мая были готовы все запланированные танки. 12 апреля одна машина была направлена на прохождение испытаний в Куммерсдорф. Впоследствии состоялся смотр техники в Рюгенвальде, где и был показан первый "Фердинанд". Обзор танка вышел удачным, и машина понравилась Гитлеру.

Как заключительный этап производства была проведена комиссия Heeres Waffenamt, и вся техника ее успешно прошла. Ее обязаны были пройти все немецкие танки Второй мировой войны, "Фердинанд" в том числе.

Самоходка в бою

Машины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк "Фердинанд" применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта - в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок.

В целом можно сказать, что "Фердинанд" прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк "Фердинанд", фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали.

В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом.

Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но "Фердинанд", танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке.

Из более значительных изменений - провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин.

Успехи машин и результаты сражения

Как уже было упомянуто, на Курской дуге сражались два дивизиона, которые были созданы специально для того, чтобы использовать танк "Фердинанд". Описание боевых действий в отчетах гласит, что оба дивизиона, воевавшие в составе 656 танкового полка, за время боев на Курской дуге уничтожили 502 танка противника всех типов, 100 орудий и 20 противотанковых пушек. Таким образом можно увидеть, что Красная Армия понесла в этих боях серьезные потери, хоть и проверить эту информацию не представляется возможным.

Дальнейшая судьба машин

Всего уцелело 42 "Фердинанда" из 90. Поскольку конструктивные недостатки требовали исправления, их отправили на модернизацию в Сан-Пельтен. Туда же вскоре пришли и 5 поврежденных самоходок. Всего реконструировали 47 машин.

Работы велись на все том же "Нибелунгенверке". До 15 марта 1944 года было готово 43 "Элефанта" - так теперь называли эти машины. Чем же они отличались от своих предшественников?

В первую очередь - удовлетворили просьбу танкистов. В переднюю часть рубки установили курсовой пулемет - танковый MG-34 на шаровидной установке. В том месте, где располагался командир самоходки, установили башенку, которая прикрывалась одностворчатым люком. Башенка обладала семью фиксированными перископами. Усилили дно в передней части корпуса - туда поставили бронеплиту толщиной 30 мм для защиты экипажа от противотанковых мин. Несовершенная бронемаска орудия получила защиту от осколков. Изменилась конструкция воздухозаборников, на них появились бронекожухи. Перископы водителя оснастили солнцезащитными козырьками. Усилили буксирные зацепы в передней части корпуса, на борта поставили крепления для инструментов, которые можно было использовать для маскировочной сетки.

Изменения коснулись и ходовой: она получила новые гусеницы с параметрами 64/640/130. Изменили систему внутренней связи, добавили крепления для дополнительных пяти снарядов внутри рубки, поставили в задней части и на бортах боевой рубки крепления для запасных траков. Также весь корпус и его нижняя часть были покрыты циммеритом.

В таком виде самоходки широко использовались в Италии, отражая наступление союзных войск, а в конце 1944 были переброшены обратно на Восточный фронт. Там они сражались на Западной Украине, в Польше. О том, как сложилась судьба дивизионов в последние дни войны, единого мнения нет. Тогда они были прикомандированы к 4-й танковой армии. Предполагают, что они воевали в районе Цоссена, другие утверждают, что в горных областях Австрии.

В наше время осталось всего два "Элефанта", один из которых находится в танковом музее в Кубинке, а другой - в США, на полигоне Абердина.

Танк "Фердинанд": характеристики и описание

В целом конструкция этой самоходной артиллерийской установки была удачной, отличаясь лишь незначительными недостатками. Стоит внимательнее рассмотреть каждую из составных частей, чтобы оценить боевые возможности и эксплуатационные качества трезво.

Корпус, вооружение и оборудование

Боевая рубка представляла собой четырехгранную пирамиду, усеченную сверху. Она производилась из цементированной морской брони. По техническим требованиям лобовая броня рубки достигала значения 200 мм. В боевое отделение устанавливалась противотанковая 88 мм пушка Pak 43. Ее боекомплект составлял 50-55 выстрелов. Длина пушки достигала 6300 мм, а вес - 2200 кг. Орудие стреляло различными типами бронебойных, фугасных и кумулятивных снарядов, которые успешно пробивали почти любой советский танк. "Фердинанд", "Тигр", поздние версии StuG оснащались именно этим орудием или же его модификациями. Горизонтальный сектор, который мог обстреливать "Фердинанд" без поворота шасси, - 30 градусов, а угол возвышения и склонения орудия был 18 и 8 градусов соответственно.

Корпус истребителя танков был сварным, состоящим из двух отделений - боевого и силового. Для его изготовления использовались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Лобовая броня корпуса изначально составляла 100 мм, позже ее усилили дополнительными бронепластинами. В силовом отделении корпуса находился двигатель и электрогенераторы. В кормовой части корпуса расположили электродвигатель. Чтобы комфортно управлять машиной, место механика-водителя оборудовали всем необходимым: приборами контроля двигателя, спидометром, часами и перископами для осмотра. Для дополнительной ориентации в левой части корпуса имелась смотровая щель. Слева от механика-водителя находился стрелок-радист, который обслуживал радиостанцию и вел огонь из пулемета. На САУ этого типа ставились рации моделей FuG 5 и FuG Spr f.

Задняя часть корпуса и боевое отделение вмещали остальной экипаж - командира, наводчика орудия и двух заряжающих. Крыша рубки имела два люка - командирский и и наводчика - которые были двустворчатыми, а также два небольших одностворчатых люка для заряжающих. Еще один большой люк круглой формы был сделан сзади рубки, он предназначался для загрузки боекомплекта и входа в боевое отделение. В люке была небольшая бойница для защиты самоходки сзади от противника. Следует сказать, что немецкий танк "Фердинанд", фото которого сейчас можно легко найти, очень узнаваемая машина.

Двигатель и ходовая часть

В качестве силовой установки использовались два карбюраторных двигателя с жидкостным охлаждением Maybach HL 120 TRM, двенадцатицилиндровые верхнеклапанные установки мощностью 265 л. с. и рабочим объемом 11867 куб. см.

Шасси состояло из троих тележек двухколесного строения, а также направляющего и ведущего колеса (один борт). У каждого опорного катка была независимая подвеска. опорные катки имели диаметр 794 мм, а ведущее колесо - 920 мм. Гусеницы были одногребневыми и одношкворневыми, сухого типа (то есть траки не смазывались). Длина опорной области гусеницы - 4175 мм, колея - 2310 мм. В одной гусенице было 109 траков. Для улучшения проходимости можно было установить дополнительные антипробуксовочные зубцы. Выполнялись гусеницы из сплава марганца.

Покраска машин зависела от местности, в которой велись боевые действия, а также от времени года. По стандарту их окрашивали оливковой краской, на которую иногда накладывали дополнительный камуфляж - темно-зеленые и коричневые пятна. Иногда использовали трехцветный танковый камуфляж. Зимой применялась обыкновенная смываемая белая краска. Такой тип окраски не регламентировался, и каждый экипаж красил машину по своему усмотрению.

Итоги

Можно сказать, что конструкторам удалось создать мощное и эффективное средство борьбы со средними и тяжелыми танками. Немецкий танк "Фердинанд" не был лишен недостатков, но его преимущества перекрывали их, поэтому неудивительно, что самоходки очень берегли, использовали только в значимых операциях, избегая их эксплуатации там, где без этого можно было обойтись.

Здравствуйте, дорогие гости и постоянные читатели нашего сайта. Сегодня вашему вниманию представляется обзор тяжелого истребителя танков ПТ-САУ Ferdinand. Как правило мы узнаем краткую историю создания и применения боевой машины в годы войны, оценим её достоинства и недостатки, разберем тактику ведения боевых действий на полях сражений World of Tanks.

Историческая справка.

История создания данной ПТ-САУ заносит нас в 1942 год. Именно в этом году немецкое руководство поставило задачу создать тяжелый танк прорыва оборонительных сооружений. За проект взялись два известных конструкторских бюро. Это Хеншель и Порше. Весной 1942 года были продемонстрированы образцы танков, а уже летом было принято решение о серийном выпуске танков компании Хеншель. К тому времени Порше уже успел изготовить несколько десятков корпусов с шасси. Чтобы готовые изделия не пропадали даром, осенью того же года Гитлер отдал приказ на базе этих шасси изготовить тяжелые штурмовые орудия вооруженные мощным 88-мм орудием с длинной ствола в 71 калибр. Для ускорения работ по переделке к проекту присоединилась фирма «Алкетт», которая имела опыт постройки штурмовых орудий. Зимой 1942 года проект был готов и представлен к рассмотрению. В результате переделок пришлось отказаться от двигателей воздушного охлаждения, заменив их уже проверенными Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. В связи со смещением рубки в заднюю часть машины, двигатели разместили посередине, что «отрезало» механика-водителя и радиста от остальных членов экипажа. Масса машины достигала порядка 65 тонн. Поступило указание на выпуск 90 машин и формирования из них двух батальонов. Первые 29 изготовленных Ferdinandов поступили в распоряжение войск в апреле 1943 года, 56 - в мае, а остальные 5 передали в июне того же года. В это время войска полным ходом уже направлялись к линии фронта. Боевое крещение Ferdinand получил на Курской дуге. Однако проявить все свои качества так и не смог из-за некачественной разведки, минных полей и жестокого огня артиллерии, в связи с чем было потеряно большое количество машин. 11 штурмовых орудий было направлено в Италию в 1944 году для освобождения плацдарма от союзных войск, однако на мягком грунте эти огромные машины попросту увязали и вытащить их не было возможности из-за сильнейшего огня артиллерии. На Восточном фронте Ferdinand применялся преимущественно в 44-45 гг в операциях на территории Украины, Польши, Франции. Оставшиеся отремонтированные боевые машины принимали участие в защите Берлина и 1 мая 1945 года были захвачены советскими солдатами на площади Карла-Августа.

Коротко о главном.

Итак, перед нами Ferdinand - штурмовое орудие 8 уровня. Данная ПТ-САУ коренным образом меняется все взгляды о том, как нужно воевать на ПТ. Пересев с маневренной и быстрой Jagdpanther на Ferdinand, чувствуешь себя несколько неловко. Нет всех плюсов и достоинств, которыми она обладала. Однако не стоит отчаиваться. В наших руках оказалась очень и очень достойная боевая единица. Главным достоинством конечно же можно считать превосходное 128-мм орудие Pak 44 L/55 с отличной бронепробиваемостью и просто шикарным уроном! Не стоит забывать и хорошей броне в 200 мм в лобовой части ПТ. Недостатком является НЛД с толщиной листа брони всего в 85 мм. Очень уязвимы борта, корма и верхние листы. Несмотря на внушительный вес Ferdinand, два двигателя, работающие в паре, позволяют развивать скорость в 30 км/ч. Динамика вполне адекватная, что дает на возможность не отставать от атакующих тяжей союзников. Федя, это любимец артиллерии. Если на поле боя несколько ТТ и рядом Федя, то в 90% случаем чемодан прилетит именно в него. Всему беда слабое бронирование верхних листов. Дамаг от арты проходит практически полностью, что иногда чревато ваншотом. Никогда не стоит воевать в одиночку. Один в поле не воин, это про нашего Фердинанда. Иногда даже ЛТ может стать смертельной угрозой, не говоря уже о СТ. Не стоит искать позиций на открытой местности. Ввиду больших габаритов наша ПТ светится с очень больших расстояний. Тот же Патон способен увидеть нас уже с 400-420 метров. Идеальными являются ущелья или длинные улицы, на которых вас никто не обойдет сзади и сбоку. Прочная лобовая броня вполне уверенно будет держать попадания от многих противников до 7 или даже 8 левела. К последним следует применять постановку ромбом или танцы, что приводит к частым рикошетам.

Предложения по тактике на Ferdinand.

Правильная и успешная игра на данной ПТ зависит от ключевых факторов. Это выбор правильного направления для продавливания обороны противника и максимально удобной позиции, которая позволит нам эффективно использовать сильные стороны: урон, бронепробиваемость и лобовую броню. Попадая в топ, мы грозная сила для команды противника. В середине и внизу списка Фердинанд поддерживает ТТ в наступлении. Эффективно проявляет себя орудие при стрельбе на средние и дальние дистанции. Имея отличную бронепробиваемость, мы способны поражать цели с минимальным для нас риском. Очень важно не подпустить к себе ЛТ или СТ. Закружить нас очень просто и в случае, если рядом не окажется союзника, 99% вероятность, что мы отправимся в ангар. В целом можно сказать, что игра на Феде имеет жесткий оборонительно-наступательный характер.

Перейдем к достоинствам данной ПТ-САУ. Здесь можно выделить крепкое лобовое бронирование, мощное 128-мм орудие с прекрасным уроном, пробитием и прочностью и достаточно хороший обзор. Небольшим плюсом можно считать попадание Феди в топ, хотя это происходит и не так часто.

Недостатки не так сладки. Приходится смириться с отсутствием всякого рода маскировки. Замечают нас дальше, ввиду больших габаритов, попадают чаще. Федя достаточно медлителен, из-за чего противник может вести огонь по нам с больших дистанций преимущественно с пробитием. Ну и извечная проблема большинства ПТ это слабо защищенные борта и корма.

При достижении экипажем 100% умений основной специальностью, первым перком для всех предпочтительно выбрать Ремонт. Второй перк индивидуален для каждого: командир - наставник; наводчик - плавный поворот башни; мехвод - король бездорожья; радист - радиоперехват; заряжающий - отчаянный. Далее на своё усмотрение. Можно выучить всем членам экипажа Боевое братство и далее усиливать конкретный параметр ПТ.

В качестве дополнительных модулей можно использовать: просветленную оптику, вентилятор и досылатель.

Набор расходников стандартен: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Расположение модулей.

В передней части ПТ комфортно расположились мехвод и радист. Их защищает плита в 200 мм. Уязвимое место НЛД. В задней части (в рубке) находятся заряжающие, наводчик и командир. Рубка так же хорошо защищена во лбу. По бокам боевого отделения расположили боеукладку.

Двигатель и топливные баки находятся внутри самоходки и разделяют членов экипажа.

Выводы.

Итак подведем итог всего выше сказанного. Докачавшись до Фердинанда, мы получили превосходную сбалансированную боевую единицу, которая в некоторых случаях в умелых руках способна тащить бой и изменять его ход в пользу союзников. Имея достаточно хорошее бронирование лба, мощное орудие с отличной точностью и пробитием, мы способны поражать самые бронированные цели. Причем делать это со средних дистанций с минимальным для себя риском. Позван все прелести этой ПТ-САУ, вы никогда не захотите продать её. Правильная игра и обдуманные действия приносят море удовольствия и позитива. Удачных боев!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»