Расписать аквариум как модель экосистемы. Маленькая искусственная экосистема аквариума. Как работает закрытая экосистема аквариума? и их особенности

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Экосистема как совокупность живых организмов, сосуществующих в определенной среде обитания, взаимодействующих между собой путем обмена веществами и энергией, не смогла в полной мере удовлетворить потребности человека. Ибо не все организмы, по его представлению, полезны. Человек не хочет быть частью системы, он хочет управлять ею, стать вровень с законами природы, получать больше, чем должен энергии и пищи. Так, наряду с природной, а часто и вместо нее, появилась экосистема искусственная или созданная человеком. Ее основной задачей стало изменение видового состава в пользу растений и животных, максимально соответствующих требованиям человека. Со временем он стал менять и условия среды обитания, добавляя в нее те элементы, которые бы способствовали росту и развитию интересующих его живых организмов и соответственно угнетали не интересующие.

Таким образом, характеризуется искусственная экосистема, получившая название агробиоценоз, повышенной урожайностью для растительного мира и продуктивностью для животного, тех сортов и видов, которые заранее определены человеком как приоритетные, культивируемые или культурные. С появлением технических возможностей влияния или управления абиотическими факторами, то есть окружающей средой, система получила более широкое понятие – агробиогеоценоза.

Подвергшись такому активному влиянию, естественные экосистемы, претерпели существенные изменения и превратились в искусственные.

Теперь они не обладают таким широким разнообразием видов, часто количество видов сокращено до минимума – одного или двух. Вследствие чего она перестала саморегулироваться, самовосстановливаться и быть устойчивой. Для того чтобы существовать, ей необходимо постоянное вмешательство человека.

Растения и животные, которым созданы идеальные или оптимальные условия для роста и количественного увеличения, самостоятельно питаться и выживать в борьбе с другими видами не могут. В настоящее время около 10% суши Земли занято агросистемами, на которых ежегодно выращивается до 2,5 млрд. тонн сельскохозяйственной продукции или 90% энергии. В то же время виды и сорта конкуренты угнетаются или уничтожаются, в целях обеспечения комфортных условий для искусственно выращиваемых. Нарушается пищевая или трофическая цепь, а это уже влечет исчезновение растений и животных, которые не являются конкурентами для культивируемых. Экосистема перестает быть системой как таковой и с первой оплошностью или недостаточным вниманием человека, погибает. Примеров тому достаточно.

Для создания и поддержания агроценозов человек применяет определенный комплекс мер и мероприятий. Это: выведение сортов и видов с заранее установленными характеристиками, применение специально разработанных систем и продуктов питания, обработка почвы, ее мелиорация или орошение, внесение удобрений и подавляющих веществ.

Примеры и история возникновения

Как пример, искусственной экосистемы – огород, сад или приусадебный участок; животноводческая ферма; поле, отведенное для выращивания определенного сорта сельскохозяйственной культуры; озеро – для промышленного разведения рыбы и рукотворный водоем для содержания экзотических рыб, моллюсков, ракообразных, растений и животных. Последним является огромный океанариум или обычный домашний аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Моделирование экосистем в искусственном замкнутом водоеме занимается аквариумистика. У нее разные цели и направления – это научное изучение, выращивание культур и разведением живых организмов в коммерческих целях, декоративное и другие.

Заниматься такой деятельностью люди стали с незапамятных времен. Первые бассейны со специально выведенными цветными рыбками были в Египте и Китае. Первые прообразы современных аквариумов появились в 1843 году. Их автором была Жанна Вильпре-Пауэр. Первый аквариум, в котором одновременно содержались рыбы и подводные растения появился в 1841 году.

Основным направлением деятельности всех видов аквариумистики является селекция и выведение новых видов и сортов подводной флоры и фауны. Хотя сохранение и изучение их также имеет большое значение, особенно, в научном ее направлении. Конечно, есть еще коммерческая аквариумистика, основная цель которой – получение прибыли. Но и она способствует целям сохранения, изучения и селекции, хотя незаконная ее часть – браконьерство, имеет, несомненно, отрицательный характер.

Виды и основные характеристики

Экосистема аквариума или прозрачной емкости, заполненной водой и предназначенной для содержания живых организмов, формируется на основании нескольких условий, это объем сосуда и характеристика воды.

По объему аквариумы подразделяют на: домашние – до 1 куб. м. воды и публичные, которые могут быть более 3000 куб. м. К последним, относится емкость в китайском парке развлечений города Чжухай. Ее объем 22,7 тыс. куб. м. Определенных требований к размерам емкости нет. При определении необходимого размера, исходят из природы обитания живых организмов, планируемых разместить в аквариуме. Особенность одна – чем больше объем аквариума, тем ближе созданная в нем экосистема к природной, а, значит, она более устойчива, может саморегулироваться и самоочищаться.

Вторым критерием является характеристика воды. В связи с тем, что экосистема аквариума может состоять из любых видов водной флоры и фауны, то по месту жительства, они различаются на пресноводных и морских. Это могут быть: рыбы, растения, моллюски, ракообразные, рептилии, земноводные, кораллы и так далее.

По составу воды создают экосистемы: пресноводные, солоноватые и морские. Первый вид подразделяется на псевдоморе, который не содержит растений и рыб, имеет жесткую воду и наполняется камнями и цихлидами, за счет чего и напоминает морские коралловые рифы; и голландский, заселяемый растениями. Второй, солоноватый, подразделяется на морской вид и мангровые заросли. Самый сложный в содержании – морской аквариум. Вода должна быть свежей и содержать большое количество морской соли. В емкости должны создаваться искусственные течения. Подразделяют этот вид на рыбный и рифовый.

Емкости для аквариумов должны отвечать ряду требований. Они должны быть прочны и прозрачны. По конструкции они могут быть бескаркасные, каркасные и бесшовные.

Для контроля абиотических факторов, хотя при условии искусственности их создания – по воле человека, скорее можно назвать антропогенными, экосистемы и обеспечения ее правильного функционирования применяют: аэраторы, фильтры, термометры и тому подобное.

Объем емкости, техническое оборудование, состав воды и другое оснащение аквариума зависит от его назначения. Оно бывает декоративным и специальным.

Флора и фауна

Животный и растительный мир, формирующий в аквариуме маленькую искусственную экосистему, составляется по приоритетам и желаниям человека и задачами перед ним ставящимися.

Рыбы наиболее распространенные обитатели аквариумов всех типов, видов и направлений. Их сортовое разнообразие достигает нескольких тысяч видов. Наиболее известны и популярны: харациновые, карповые, пецилиевые, лабиринтовые и сомовые. Из рептилий в аквариумах содержат водных черепах. Земноводных представляют аксолотли, шпорцевые лягушки и тритоны. Моллюски – это, конечно, улитки, но могут содержаться и перловицы. С развитием технологий и следуя моде, в настоящее время, в аквариумах все чаще можно встретить ракообразных. Таких как: флоридские красные и австралийские синие раки, а также креветок – Амано и вишневых.

Каким бы ни был по величине огромный океанариум или комнатный аквариум – это маленькая искусственная экосистема, агроценоз, в котором ограниченное количество видов растений и животных, что не дает ему возможности самостоятельно существовать, обновляться, регулироваться, а, значит, он очень уязвим и подвержен гибели. Это же правило относится к любой искусственно созданной системе. Ее гибель полностью на совести того, кто ее создал.

Видео — Экосистема аквариума

Экосистема как совокупность живых организмов, сосуществующих в определенной среде обитания, взаимодействующих между собой путем обмена веществами и энергией, не смогла в полной мере удовлетворить потребности человека. Ибо не все организмы, по его представлению, полезны. Человек не хочет быть частью системы, он хочет управлять ею, стать вровень с законами природы, получать больше, чем должен энергии и пищи. Так, наряду с природной, а часто и вместо нее, появилась экосистема искусственная или созданная человеком. Ее основной задачей стало изменение видового состава в пользу растений и животных, максимально соответствующих требованиям человека. Со временем он стал менять и условия среды обитания, добавляя в нее те элементы, которые бы способствовали росту и развитию интересующих его живых организмов и соответственно угнетали не интересующие.

Таким образом, характеризуется искусственная экосистема, получившая название агробиоценоз, повышенной урожайностью для растительного мира и продуктивностью для животного, тех сортов и видов, которые заранее определены человеком как приоритетные, культивируемые или культурные. С появлением технических возможностей влияния или управления абиотическими факторами, то есть окружающей средой, система получила более широкое понятие – агробиогеоценоза.

Подвергшись такому активному влиянию, естественные экосистемы, претерпели существенные изменения и превратились в искусственные.

Теперь они не обладают таким широким разнообразием видов, часто количество видов сокращено до минимума – одного или двух. Вследствие чего она перестала саморегулироваться, самовосстановливаться и быть устойчивой. Для того чтобы существовать, ей необходимо постоянное вмешательство человека.

Растения и животные, которым созданы идеальные или оптимальные условия для роста и количественного увеличения, самостоятельно питаться и выживать в борьбе с другими видами не могут. В настоящее время около 10% суши Земли занято агросистемами, на которых ежегодно выращивается до 2,5 млрд. тонн сельскохозяйственной продукции или 90% энергии. В то же время виды и сорта конкуренты угнетаются или уничтожаются, в целях обеспечения комфортных условий для искусственно выращиваемых. Нарушается пищевая или трофическая цепь, а это уже влечет исчезновение растений и животных, которые не являются конкурентами для культивируемых. Экосистема перестает быть системой как таковой и с первой оплошностью или недостаточным вниманием человека, погибает. Примеров тому достаточно.

Для создания и поддержания агроценозов человек применяет определенный комплекс мер и мероприятий. Это: выведение сортов и видов с заранее установленными характеристиками, применение специально разработанных систем и продуктов питания, обработка почвы, ее мелиорация или орошение, внесение удобрений и подавляющих веществ.

Примеры и история возникновения

Как пример, искусственной экосистемы – огород, сад или приусадебный участок; животноводческая ферма; поле, отведенное для выращивания определенного сорта сельскохозяйственной культуры; озеро – для промышленного разведения рыбы и рукотворный водоем для содержания экзотических рыб, моллюсков, ракообразных, растений и животных. Последним является огромный океанариум или обычный домашний аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Моделирование экосистем в искусственном замкнутом водоеме занимается аквариумистика. У нее разные цели и направления – это научное изучение, выращивание культур и разведением живых организмов в коммерческих целях, декоративное и другие.

Заниматься такой деятельностью люди стали с незапамятных времен. Первые бассейны со специально выведенными цветными рыбками были в Египте и Китае. Первые прообразы современных аквариумов появились в 1843 году. Их автором была Жанна Вильпре-Пауэр. Первый аквариум, в котором одновременно содержались рыбы и подводные растения появился в 1841 году.

Основным направлением деятельности всех видов аквариумистики является селекция и выведение новых видов и сортов подводной флоры и фауны. Хотя сохранение и изучение их также имеет большое значение, особенно, в научном ее направлении. Конечно, есть еще коммерческая аквариумистика, основная цель которой – получение прибыли. Но и она способствует целям сохранения, изучения и селекции, хотя незаконная ее часть – браконьерство, имеет, несомненно, отрицательный характер.

Виды и основные характеристики

Экосистема аквариума или прозрачной емкости, заполненной водой и предназначенной для содержания живых организмов, формируется на основании нескольких условий, это объем сосуда и характеристика воды.

По объему аквариумы подразделяют на: домашние – до 1 куб. м. воды и публичные, которые могут быть более 3000 куб. м. К последним, относится емкость в китайском парке развлечений города Чжухай. Ее объем 22,7 тыс. куб. м. Определенных требований к размерам емкости нет. При определении необходимого размера, исходят из природы обитания живых организмов, планируемых разместить в аквариуме. Особенность одна – чем больше объем аквариума, тем ближе созданная в нем экосистема к природной, а, значит, она более устойчива, может саморегулироваться и самоочищаться.

Вторым критерием является характеристика воды. В связи с тем, что экосистема аквариума может состоять из любых видов водной флоры и фауны, то по месту жительства, они различаются на пресноводных и морских. Это могут быть: рыбы, растения, моллюски, ракообразные, рептилии, земноводные, кораллы и так далее.

По составу воды создают экосистемы: пресноводные, солоноватые и морские. Первый вид подразделяется на псевдоморе, который не содержит растений и рыб, имеет жесткую воду и наполняется камнями и цихлидами, за счет чего и напоминает морские коралловые рифы; и голландский, заселяемый растениями. Второй, солоноватый, подразделяется на морской вид и мангровые заросли. Самый сложный в содержании – морской аквариум. Вода должна быть свежей и содержать большое количество морской соли. В емкости должны создаваться искусственные течения. Подразделяют этот вид на рыбный и рифовый.

Емкости для аквариумов должны отвечать ряду требований. Они должны быть прочны и прозрачны. По конструкции они могут быть бескаркасные, каркасные и бесшовные.

Для контроля абиотических факторов, хотя при условии искусственности их создания – по воле человека, скорее можно назвать антропогенными, экосистемы и обеспечения ее правильного функционирования применяют: аэраторы, фильтры, термометры и тому подобное.

Объем емкости, техническое оборудование, состав воды и другое оснащение аквариума зависит от его назначения. Оно бывает декоративным и специальным.

Флора и фауна

Животный и растительный мир, формирующий в аквариуме маленькую искусственную экосистему, составляется по приоритетам и желаниям человека и задачами перед ним ставящимися.

Рыбы наиболее распространенные обитатели аквариумов всех типов, видов и направлений. Их сортовое разнообразие достигает нескольких тысяч видов. Наиболее известны и популярны: харациновые, карповые, пецилиевые, лабиринтовые и сомовые. Из рептилий в аквариумах содержат водных черепах. Земноводных представляют аксолотли, шпорцевые лягушки и тритоны. Моллюски – это, конечно, улитки, но могут содержаться и перловицы. С развитием технологий и следуя моде, в настоящее время, в аквариумах все чаще можно встретить ракообразных. Таких как: флоридские красные и австралийские синие раки, а также креветок – Амано и вишневых.

Каким бы ни был по величине огромный океанариум или комнатный аквариум – это маленькая искусственная экосистема, агроценоз, в котором ограниченное количество видов растений и животных, что не дает ему возможности самостоятельно существовать, обновляться, регулироваться, а, значит, он очень уязвим и подвержен гибели. Это же правило относится к любой искусственно созданной системе. Ее гибель полностью на совести того, кто ее создал.

Видео — Экосистема аквариума

«Проектирование лабораторной работы в 11 классе в условиях реализации ФГОС ООО по теме « Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) »

Лабораторная работа

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Цель . На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Методические рекомендации . Работа выполняется и как лабораторная, и как практическая. Наблюдения за жизнью аквариума предполагает развитие навыков самостоятельного их исследования. Практическая часть работы совершенствует умение обучающихся строить схемы, графики, закреплять теоретические представления. Работа выполняется в группах (4-6 человек) , возможен вариант заранее проведённой индивидуальной домашней работы.

Оборудование : аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Задачи .

    Обучающие : создать условия для знакомства учащихся с искусственным сообществом аквариума, с растительным и животным миром этого биоценоза, о приспособленности организмов к совместному обитанию.

    Развивающие : создать условия для развития умения обобщать, систематизировать, сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учащихся, умение составлять схемы простейших пищевых цепей, приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

    Воспитательные : формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; ответственность за содержание обитателей искусственного водоёма.

    Здоровьесберегающие : создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности, формы и методы обучения, обратить внимание на показатели влияния аквариума на организм человека.

Основные понятия и термины : экосистема, природные и искусственные сообщества,цепи питания, экологическая пирамида, абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, продуценты, редуценты, консументы.

Планируемые результаты.

    Личностные : формирование познавательных интересов, направленных на изучение искусственного водного сообщества, его изменений; осознание и осмысление блока новой информации.

    Метапредметные : умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, выделять кратко главное, структурировать учебный материал, овладение компонентами исследовательской деятельности, анализ и обобщение полученной информации.

    Регулятивные : умение работать по инструкции,планировать время работы; развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные : умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками в групповой работе.

    Предметные : характеризовать и выделять существенные особенности природных и искусственных водных биоценозов; распознавать по живому и наглядному материалу особенности организмов по приспособленности их к жизни в сообществе влияние антропогенного фактора на развитие искусственной системы.

Ход работы .

    Опишите аквариум как экосистему, укажите абиотические, биотические факторы среды, компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты) ,сравнить с природным пресным водоёмом.

    Составьте пищевые цепи в аквариуме.

    Какие изменения могут произойти:

а) если в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;

б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампами накаливания 25 вт, а другую-75 вт;

в) если в аквариуме обитает большое количество рыб.

    Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

    Заслушать выполнение домашней лабораторной работы (в течение месяца) по влиянию факторов среды на развитие экосистемы (пример: «Влияние температурного режима воды на содержание мальков меченосцев и их развитие».

Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Цель : рассмотреть аквариум как пример искусственной экосистемы и проследить изменения, происходящие под воздействием окружающей среды.

Оборудование : аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник 10-11 классов, справочная литература, ксерокопии растительных и животных организмов аквариума.

Ход работы.

1.Определите,какие организмы живут в аквариуме(наблюдения, рисунки)..

2. Составьте возможные пищевые цепи в аквариумной системе (продуценты-консументы-редуценты), используйте конкретные организмы аквариума и ксерокопий.

Объясните, почему исключение из экосистемы аквариума моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению её равновесия (простейшие-корм для дафний, моллюски способствуют самоочищению аквариума).

3. Сравните аквариум с естественным водоёмом. Заполните таблицу.

Черты сходства

Черты отличия

ест. водоём

аквариум

Экосистема

Структура

Видовое разнообразие

Цепи питания

Устойчивость системы

Действующий отбор

Отбирающий фактор

4. Выполните задания по влиянию условий окружающей среды на состояние аквариума.

а). какие изменения могут произойти, если только в одну из двух ёмкостей с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;(в банке без ряски дафнии погибнут, т.к не будет кислорода).

б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампой накаливания 25 вт, а другую-75 вт;

измерьте длину листьев, запишите данные в таблицу, определите среднюю величину длины по формуле М=Е (v P) / n , где n -общее число вариант (выберите 20-30 растений) , v – варианта, P –частота встречаемости вариант.

Лампа 25 вт

Лампа 75 вт

Сделайте вывод о изменчивости растений в связи с разной освещенностью, её влиянии на экосистему.

5).если в аквариуме обитает большое количество рыб

6).Для чего регулярно кормят аквариумных рыбок

7).Как вы думаете, с какой целью в аквариумах применяют компрессор и фильтр.

Сделайте общий вывод о изменениях искусственной экосистемы аквариума под воздействием условий окружающей среды.

Обратите внимание!

Специалисты Пенсильванского университета (США) провели ряд исследований, их результаты:

При наблюдении за аквариумом в течение 10-15 минут снижается давление крови, повысившееся за время наполненного умственной деятельностью трудового дня;

Аквариум довольно эффективно служит стрессовым протектором, отвлекает человека от навязчивых и тревожных мыслей; людям с неустойчивой психикой увлечение аквариумом может принести только пользу;

Человек ни в коем случае не может быть заражён «рыбьими» болезнями, т.к. мы не имеем общих возбудителей заболеваний; может возникать аллергическая реакция на сухой корм, можно не пользоваться им,кстати, это и для рыб будет полезно;

Согласно санитарно-эпидемиологическим данным оптимальная величина влажности воздуха в жилых помещениях при температуре 18-20 должна быть 30-60%, но на самом деле воздух гораздо суше, особенно в зимнее время.И здесь в качестве увлажнителя воздуха может пригодиться аквариум.

Да и вообще. аквариум - это источник здоровья и радости,при правильном его содержании, а не болезней!

Подготовила:

Мищенко Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №106

г.Санкт-Петербурга

  • Аквариум - это экосистема. Ведь именно так мы называем сообщество животных и растений, существующее в определенных условиях.

  • Как и другие экосистемы, аквариум включает в себя несколько основных групп организмов, между которыми происходит непрерывный обмен веществ. Все подобные сообщества обладают определенным сходством.


ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМЫ

  • 1. Организмы экосистемы самодостаточны и могут существовать неограниченно долгое время, если условия остаются постоянными.

  • 2. В каждой экосистеме можно выделить следующие составляющие:

  • производители

  • потребители

  • разрушители


Аквариум, по сути, тоже является уменьшенной моделью гидро-экосистемы. Между аквариумом и природным водоемом, разумеется, существует множество различий, однако основные законы протекания всех процессов для них общие.

Особенности

  • При подборе обитателей домашнего водоёма, необходимо научиться следить за тем, чтобы физические особенности и жизненные потребности одних питомцев не наносили ущерб другим.

  • К примеру, нельзя совмещать в одном аквариуме одновременно и водные растения, и рыб, которые их поедают.

  • То же касается рыб и хищников, которые на них охотятся.

  • Кроме того, нельзя совмещать рыб с разными требованиями к среде обитания: освещению, температуре, составу воды.

  • Таким образом, важным условием продолжительного здоровья экосистемы является уравновешенный и разумный подбор обитателей аквариума по их функциональному назначению.


ГРУНТ КИСЛОРОД

  • Грунт – почва, образующая дно водоёма. Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Грунт – это крупный песок. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.


ОСВЕЩЕНИЕ

  • Аквариумные растения и рыбки нуждаются в правильном освещении . Свет, которым освещена комната, для них недостаточен. Вот почему для освещения аквариума используют люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами более яркие и потребляют меньше электроэнергии.

  • При слабом освещении растения плохо растут, при слишком ярком - их угнетают водоросли.


ОБИТАТЕЛИ

    Живородящие рыбки. Это, пожалуй, самые распространенные питомцы аквариумистов, неприхотливые, разнообразные по форме и расцветкам, плодовитые. Мальки этих рыбок развиваются в организмах самок, появляясь на свет примерно через 30 дней. Новорожденные рыбешки тотчас после рождения могут питаться мелкими циклопами и умеют спасаться от врагов в зарослях растений. (Гуппи, Меченосцы)


ОБИТАТЕЛИ

  • Аквариумные растения - в основном выходцы из тропических и субтропических стран, приспособленные к температуре от 18 до 35° С. В наших природных водоемах практически нет растений, пригодных для домашнего аквариума.


    Растения в аквариуме выполняют различные функции необходимые как для рыб, так и для аквариума в целом. Живые растения в аквариуме - это прежде всего активный потребитель нежелательных в аквариуме органических веществ, таких как нитраты. При помощи растений в аквариуме устанавливается биологическое равновесие. Это источник кислорода для рыб, кроме того, многие виды рыб используют растения как укрытия и субстрат для нереста, например: скалярии, расборы и многие другие. Кроме того, хорошо растущие и развивающиеся растения - это несомненное украшение аквариума, придающее ему более естественный и привлекательный вид.



Вставь подходящие по смыслу слова

  • Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________.

  • Источником кислорода для рыб являются ______________________________________________ _______________________________________________

  • Разделы: Начальная школа

    Класс: 3

    Вид урока: комбинированный урок

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
    • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
    • развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
    • научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    • схема экосистемы поля, аквариума;
    • иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
    • учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
    • медиапроектор;
    • карточки с тестом.

    Базовые понятия урока:

    • экосистема,
    • цепь питания,
    • три "профессии",
    • аквариум,
    • растения аквариума,
    • животные аквариума,
    • значение аквариумов.

    Определение понятий урока:

    Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

    Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.

    Три профессии:

    • Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
    • Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
    • Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

    Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.

    План урока:

    Этапы урока

    Виды и формы работы

    1. Орг. момент Приветствие
    2. Проверка знаний учащихся Блиц-опрос

    Тест “Экосистема поля”

    Развитие навыков самоконтроля

    3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) Блиц-опрос

    Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей

    4. Совместное открытие знаний Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

    Объяснение нового материала.

    Работа с учебником.

    Сообщения детей.

    5. Физкультминутка Комплекс упражнений
    6. Этап закрепления изученного Обучение способам самостоятельного применения знаний

    Работа с учебником

    7. Подведение итогов Рефлексия.

    Составление модели “Экосистема аквариума”

    8. Домашнее задание Дифференциация
    9. Релаксация Просмотр видеофильма

    ХОД УРОКА

    Слайд 1

    1. Орг. Момент
    2. Проверка знаний учащихся

    1. Блиц-опрос

    2. Тест “Экосистема поля”

    Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах )

    1. Поле – это…
    1. природная экосистема;
    2. искусственная экосистема.
    1. Культурные растения – это…
    1. одуванчик, вьюнок, осот;
    2. подсолнечник, лён, рис.
    1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
    1. сорняки;
    2. яркие цветы.
    1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
    1. ядохимикатов;
    2. живых помощников.

    Проверьте свою работу.

    Подведём итог:

    Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная )

    Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай )

    Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.

    1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

    1. Блиц-опрос

    Учитель Дети
    - Вспомним ещё раз основные понятия темы На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы )

    ЭКОСИСТЕМА

    КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

    ЦЕПИ ПИТАНИЯ

    НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

    ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

    ПРОИЗВОДИТЕЛИ

    ПОТРЕБИТЕЛИ

    РАЗРУШИТЕЛИ

    ПРИРОДНАЯ

    ИСКУССТВЕННАЯ

    - Что такое экосистема? ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
    - Назовите составные части экосистемы?
    - Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”)
    - Что такое искусственная экосистема? Экосистема, созданная человеком.
    - Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

    2. Постановка проблемы

    Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

    Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.

    Этот дом не деревянный, щелчок
    Не из камня этот дом. щелчок
    Он прозрачный, щелчок
    Он стеклянный, щелчок
    Нет и номера на нём … щелчок
    И жильцы в нём не простые, щелчок
    Не простые, золотые. щелчок
    Эти самые жильцы
    Знаменитые пловцы.

    1. Совместное открытие знаний

    1. Эвристическая беседа

    - Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. Рассматривают рисунок.
    - Какую экосистему создала Лена? Лена создала экосистему – аквариум.
    - Какая она – природная или искусственная? Почему? Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек.
    - Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом.
    - Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).

    2. Объяснение нового материала.

    Слайд 9 (Просмотр презентации)

    В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

    Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)

    Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

    Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

    Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.

    Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

    Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.

    Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип ), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип ). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

    В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

    Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.

    Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

    Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

    Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.

    Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

    У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

    Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

    Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

    3. Работа с учебником

    Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.

    Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители )

    4. Сообщения учащихся

    Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.

    1. Физкультминутка.
    2. Первичное закрепление изученного материала.

    1. Беседа

    Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком )

    Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

    2. Выполнение задания 4 на стр.76.

    Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок. )

    Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений. )

    Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум )

    Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см) )

    3. Выполнение задания 5 на стр.76.

    Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.

    Слайд 24, щелчок

    Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

    Слайд 25, щелчок

    Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).

    Слайд 26, щелчок

    Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).

    Слайд 27, щелчок

    Родина скалярии – Южная Америка.

    Слайд 28, щелчок

    Барбус родился в Южной Азии (Индия).

    Слайд 29, щелчок

    Родиной львиноголовки является Китай.

    1. Подведение итогов. Рефлексия.

    Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. )

    Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)

    Что нового узнали на уроке?

    Что запомнилось?

    О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?

    1. Домашнее задание.

    2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77

    3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию )

    1. Релаксация

    Видеофрагмент “Коралловый рай”

    Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»