Пути общественно-политического развития австрии. Социально-экономическое развитие австрии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Страница 1 из 2

Австрия (Osterreich) - государство в Центральной Европе.

В начале 19 века владения династии Габсбургов представляли собой пестрый конгломерат различных земель - собственно австрийских, чешских, венгерских, итальянских. Австрия в это время являлась активной участницей антинаполеоновской коалиции. Во время войн с Францией она потерпела ряд сокрушительных поражений и лишилась своего влияния в Германии.

В связи с созданием Наполеоном Рейнского союза в 1806 г. император Франц II был вынужден заявить об упразднении Священной Римской империи. За два года до этого, 10 августа 1804 г., он принял титул «император Австрии» - Франц I.

Владения Габсбургов наконец получили единое название - Австрийская империя. После всех потрясений и потерь, связанных с периодом наполеоновских войн, Австрия стала в 1815 г. в результате решений Венского конгресса одной из ведущих великих держав Европы. Она играла главную роль в созданном на развалинах Священной Римской империи Германском союзе, ей принадлежало Ломбардо-Венецианское королевство в Италии, в сфере влияния Габсбургов были и другие итальянские государства.

Сложившаяся после 1815 г. в Австрии система управления часто называется «меттерниховской», по имени канцлера К. В. Меттерниха. В основе этой системы лежала идея порядка и стабильности. Альтернативой порядку, как полагал Меттерних, могла быть только революция, ведущая к хаосу и террору. Главную задачу своей политики он видел в том, чтобы не допустить революции. Меттерних сознавал опасность распада многонациональной разнородной империи. Боясь развития национального и либерального движений, он отвергал идею введения конституции и создания парламента в стране. Усиливая полицейский контроль, правящие круги империи надеялись избежать революционных потрясений. Однако под влиянием европейских революций 1830 г. в Австрии оживилось либеральное движение, оппозиция все чаще выступала против политической системы в целом. В связи с ускорением индустриализации обострялись и социальные проблемы. С начала века в стране разворачивался промышленный переворот, сословное общество «старого порядка» преобразовывалось в буржуазное: формировался рабочий класс и буржуазия. Причем в различных землях империи начиналось становление национальной буржуазии, чьи интересы нередко приходили в противоречие с интересами находившейся в привилегированном положении австро-немецкой буржуазии. После 1830 г. в стране возрастает социальная и политическая напряженность, ускоряется политизация общества, все более широкие круги населения вовлекаются в политику, формируются различные политические течения, которые во весь голос заявили о себе в 1848 г.

Революция 1848-1849 гг. в Австрийской империи свергла ненавистный меттерниховский режим, однако она не решила всех стоявших перед страной проблем. Правящим кругам империи удалось консолидировать свои силы и перейти в наступление. Революция была подавлена, во главе империи встал новый император Франц Иосиф I, который восстановил абсолютизм. В то же время революция поставила на повестку дня необходимость определенной модернизации государства.

Политика неоабсолютизма (1851-1859 гг.) была направлена на создание сильного централизованного государства с общими финансами, единой таможенной системой и военной организацией. При проведении этой политики правительство опиралось на армию, чиновничество и католическую церковь. Однако стремление к централизации и германизации обширной империи наталкивалось на сопротивление растущих национальных движений. Особенно резкий протест эта политика вызывала в Венгрии .

Назревавшие в течение десятилетия экономические, социальные и национальные проблемы встали во весь рост после поражения империи в австро-итало-французской войне 1859 г. Неудачный исход войны, в результате которой Австрия потеряла часть своих итальянских владений (Ломбардию), дал повод для открытого проявления недовольства политикой правительства.

Финансовый кризис, активизация оппозиционных выступлений либеральной буржуазии и подъем национальных движений в различных землях империи заставили правящие круги сделать попытку найти выход из кризиса на пути реформ. В 1861 г. в стране была принята конституция, на основе которой был созван парламент, просуществовавший до 1865 г. Но централистская конституция вызвала широкую оппозицию в венгерских и славянских землях империи. Национальный вопрос оставался самым острым вопросом политической жизни. Положение в Венгрии было угрожающим. «Пассивное сопротивление» Венгрии делало невозможным эффективное управление страной и осложняло финансовое положение империи. Кроме того, все более широкие круги общественности начинали понимать, что без урегулирования конфликта с Венгрией невозможны подлинно либеральные реформы и в невенгерских землях (Цислейтании).

Австрия в XX веке

Первая мировая война.

Известие о начале войны было встречено с энтузиазмом. Опасность наступления русской армии сплотила австрийцев, войну поддержали даже социал-демократы. Официальная и неофициальная пропаганда внушала волю к победе и в значительной мере притушила межнациональные противоречия. Единство государства обеспечивалось жесткой военной диктатурой, недовольных заставляли подчиниться. Только в Чехии война не вызывала особого восторга. Все ресурсы монархии были мобилизованы на достижение победы, однако руководство действовало крайне неэффективно.

Военные неудачи в начале войны подорвали дух армии и населения. Потоки беженцев устремились из районов военных действий в Вену и другие города. Многие общественные здания были переоборудованы в госпитали. Вступление Италии в войну против монархии в мае 1915 усилило военный пыл, особенно среди словенцев. Когда территориальные претензии Румынии к Австро-Венгрии были отвергнуты, Бухарест перешел на сторону Антанты.

Именно в тот момент, когда румынские армии отступали, умер восьмидесятилетний император Франц Иосиф. Новый правитель, молодой Карл I, человек с ограниченными способностями, отстранил людей, на которых опирался его предшественник. В 1917 Карл созвал рейхсрат. Представители национальных меньшинств потребовали реформирования империи. Одни добивались автономии для своих народов, другие настаивали на полном отделении. Патриотические настроения заставляли чехов дезертировать из армии, а чешский бунтовщик Карел Крамарж был приговорен к смерти по обвинению в государственной измене, но затем помилован. В июле 1917 император объявил амнистию политическим заключенным. Этот жест примирения снизил его авторитет среди воинственно настроенных австро-немцев: монарха упрекали в чрезмерной мягкости.

Еще до вступления Карла на трон австрийские социал-демократы разделились на сторонников и противников войны. Лидер пацифистов Фридрих Адлер, сын Виктора Адлера, в октябре 1916 убил австрийского премьер-министра, графа Карла Штюргка. На суде Адлер выступил с резкой критикой правительства. Приговоренный к длительному тюремному заключению, он был освобожден после революции в ноябре 1918.

Конец Габсбургской династии.

Низкий урожай зерновых, снижение поставок продовольствия в Австрию из Венгрии и блокада со стороны стран Антанты обрекли рядовых австрийцев-горожан на лишения и тяготы. В январе 1918 рабочие военных заводов объявили забастовку и вернулись работу только после того, как правительство обещало улучшить условия их жизни и труда. В феврале вспыхнул бунт на военно-морской базе в Которе, участники которого подняли красный флаг. Власти жестоко подавили беспорядки и казнили зачинщиков.

Среди народов империи росли настроения сепаратизма. В начале войны за границей были созданы патриотические комитеты чехо-словаков (во главе с Томашем Масариком), поляков и южных славян. Эти комитеты вели агитацию в странах Антанты и Америки за национальную независимость своих народов, добиваясь поддержки от официальных и частных кругов. В 1919 государства Антанты и США признали эти эмигрантские группы в качестве правительства де факто. В октябре 1918 национальные советы внутри Австрии один за другим объявляли о независимости земель и территорий. Обещание императора Карла реформировать австрийскую конституцию на основе принципов федерализма ускорило процесс распада. В Вене австро-немецкие политики создали временное правительство Немецкой Австрии, а социал-демократы агитировали за республику. Карл I отрекся от власти 11 ноября 1918. На следующий день была провозглашена Австрийская Республика.

Первая Австрийская республика (1918–1938).

По условиям Сен-Жерменского договора (1919), новое австрийское государство имело небольшую территорию и немецкоязычное население. Районы с немецким населением в Чехии и Моравии отошли к Чехословакии, а Австрии было запрещено объединяться с только что созданной Германской (Веймарской) республикой. Значительные территории в южном Тироле, населенные немцами, отошли к Италии. Австрия получила от Венгрии восточную землю Бургенланд.

Конституция Австрийской Республики, принятая в 1920, предусматривала введение поста президента с представительными функциями, двухпалатного законодательного органа, нижняя палата которого должна была избираться всем взрослым населением страны. Правительство во главе с канцлером несло ответственность перед парламентом. Новая Австрия фактически являлась федерацией, население города Вены и восьми земель избирали земельные собрания (ландтаги), пользовавшиеся широкими правами самоуправления.

Вторая республика.

Освободившись от нацистского ига, австрийцы стремились к независимости и восстановлению исконного названия страны – Австрия. С разрешения оккупационных властей была создана Вторая республика. Для руководства процессом восстановления демократического строя канцлером временного правительства был назначен ветеран социал-демократии Карл Реннер. Опытный, уважаемый всеми политик, Реннер на посту канцлера, а затем и президента республики немало способствовал установлению в стране порядка и стабильности. В апреле 1945 он сформировал временное правительство, в которое вошли представители его собственной Социалистической партии (бывшей Социал-демократической), Народной партии (так стала называться Христианско-социальная партия) и коммунистов. Был восстановлен конституционный строй, существовавший до диктатуры Дольфуса. Полномочия и законодательная власть нового австрийского правительства шаг за шагом расширялись. Было введено обязательное участие в выборах, а отказ от голосования мог наказываться штрафом или даже тюремным заключением.

На выборах в ноябре 1945 Австрийская народная партия (АНП) получила 85 мест в парламенте, Социалистическая партия (СПА) – 76, а коммунисты 4 места. В последующем это соотношение сил мало изменялось, коммунисты потеряли все свои места в 1959. В 1949 была создана правоэкстремистская группа – Союз независимых (в 1955 преобразован в Австрийскую партию свободы, АПС).

Возрождение экономики.

В 1945 экономика Австрии пребывала в состоянии хаоса. Разрушение и обнищание, вызванные войной, наплыв беженцев и перемещенных лиц, переход военных предприятий на выпуск мирной продукции, сдвиги в мировой торговле и наличие границ между зонами оккупации союзников – все это создавало казалось бы непреодолимые препятствия на пути восстановления экономики. В течение трех лет большинство жителей австрийских городов отчаянно боролись за выживание. Оккупационные власти помогали в организации снабжения продуктами. Благодаря хорошему урожаю 1948 нормирование продуктов было смягчено, а два года спустя все ограничения на продукты были сняты.

В западных зонах оккупации помощь по плану Маршалла и другим программам дала быстрые результаты. Национализация трех крупнейших австрийских банков и почти 70 промышленных концернов (угледобывающих, сталелитейных, энергетических, машиностроительных и в сфере речного транспорта) в 1946–1947 дала значительные экономические преимущества. Доходы от государственных предприятий были направлены на дальнейшее развитие промышленности. АНП предложила допустить элементы частной собственности в национализированном секторе экономики, продав часть акций мелким владельцам, в то время как социалисты призывали к расширению сферы государственной собственности.

Радикальная денежная реформа стабилизировала и ускорила восстановление экономики. Появились иностранные туристы – жизненно важный источник государственных доходов. Разрушенные в ходе бомбежек железнодорожные станции были восстановлены. B 1954 объем выпускаемой заводами и шахтами продукции превысил уровень 1938, урожаи на полях и виноградниках, заготовка леса практически вернулись на прежний уровень.

Возрождение культуры.

С восстановлением экономики началось и возрождение культуры. Театры, музыкальные представления и развитие искусств в городе и провинции теперь финансировались государством, а не богатыми меценатами. В Вене основные усилия были сосредоточены на восстановлении собора св. Стефана, а в 1955 были вновь открыты оперный театр и «Бургтеатр». Второй оперный театр, в Зальцбурге, был открыт в 1960.

Возобновили свою деятельность австрийские школы всех уровней, очищенные от влияния нацистов. В дополнение к университетам в Вене, Граце и Инсбруке в 1964 был основан Зальцбургский университет. Вновь стали выходить газеты, журналы, издаваться книги.

Государственный договор.

Оккупационные войска союзников были размещены на территории Австрии в течение 10 лет. В 1943 на встрече в Москве руководители Советского Союза, Великобритании и США объявили о своем намерении воссоздать Австрию как независимое, суверенное и демократическое государство. До 1948, когда Югославия была исключена из советского блока, Москва поддерживал притязания Югославии на пограничную часть австрийской территории. В марте 1955 Кремль изменил свою позицию и пригласил австрийское правительство направить делегацию в Москву для определения сроков заключения Государственного договора, который был подписан уже 15 мая 1955 Государственный договор был подписан в Вене в атмосфере большого ликования.

Государственный договор восстановил независимость и полный суверенитет Австрии. Он вступил в силу 27 июля 1955, после чего войска союзников были выведены из страны. 26 октября 1955, вслед за выводом последних иностранных воинских частей, правительство утвердило федеральный конституционный закон, провозгласивший постоянный нейтралитет Австрии и исключавший возможность присоединения к каким-либо военным союзам или создание иностранных военных баз в Австрии.

Австрия приняла на себя тяжелые экономические обязательства. Наиболее ценной «нацистской собственностью» были нефтяные месторождения и нефтеперегонные заводы, объем производства на которых при советском управлении значительно возрос. Хотя по условиям договора оборудование и сооружения перешли к Австрии, она была обязана ежегодно отправлять в Советский Союз один миллион тонн нефти вплоть до 1965. Австрия согласилась также восстановить довоенные позиции британских и американских фирм, которые те занимали в нефтяной промышленности до прихода нацистов. Кроме того, Австрия должна была в течение шести лет поставлять в Советский Союз товары на сумму в 150 млн. долл.

Поскольку для поддержания австрийского нейтралитета были необходимы вооруженные силы, была создана армия, насчитывавшая чуть более 20 тыс. солдат. В декабре 1955 Австрия была принята в члены ООН. Два года спустя Вена была избрана местом постоянного пребывания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Экономический рост.

В момент подписания Государственного договора Австрия переживала экономический подъем. В 1954–1955 валовый национальный продукт – денежное выражение всех произведенных благ и услуг – увеличился почти на 20%; в последующем темпы роста сократились, но общая тенденция сохранилась. Вдобавок к уже освоенным гидроэнергетическим ресурсам был разработан ряд новых долгосрочных проектов с привлечением финансовых средств из-за рубежа. Эти проекты позволяли экспортировать электроэнергию в соседние страны. Электрификация железных дорог и улучшение качества автодорог, таких как великолепный автобан Вена – Зальцбург, ускорили сообщение между районами республики.

Рекордный объем экспорта и туризм поддерживали в равновесии платежный баланс Австрии. Финансовые обязательства в пользу СССР, в соответствии с соглашением 1955, оказались менее обременительными, чем казалось вначале. СССР постепенно шел на сокращение объема платежей. Последнюю партию своих поставок по репарациям Австрия отправила в 1963.

Сохраняя по политическим соображениям нейтральный статус, Австрия решила в 1960 войти в состав Европейской ассоциации свободной торговли, а не ее конкурента – Общего рынка. Однако, поскольку более половины всей торговли приходилось на страны Общего рынка, Австрия стала его ассоциированным членом в 1973.

Внешнеполитические проблемы.

Когда советские войска подавили венгерское восстание в 1956, из Венгрии в Австрию прибыли почти 170 тыс. беженцев. Большинство венгерских беженцев фактически нашли здесь постоянное место жительства. Такая же ситуация последовала после вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию, когда в 1968–1969 почти 40 тыс. чехов бежали через австрийскую границу и ок. 8 тыс. из них нашли убежище в Австрии.

В Австрию постоянно проникали нелегальные иммигранты из Югославии. Время от времени югославское правительство заявляло протест против нарушений прав словенского и хорватского меньшинства, проживающего в южной части Австрии.

Проблема Южного Тироля.

Эта болезненная для Австрии проблема служила предметом постоянного спора с Италией. Речь шла о людях австрийской национальности, живущих в небольшом альпийском районе, который австрийцы называли Южным Тиролем, а итальянцы – Трентино Альто Адидже. Корни проблемы восходят к соглашению 1915: в соответствии с ним, Италии был обещан этот регион в обмен на ее вступление в Первую мировую войну на стороне Антанты и объявление войны Австрии.

По Сен-Жерменскому договору, эта территория с 250 тыс. жителями, говорящими по-немецки, была включена в состав Италии. 78 тыс. жителей покинули регион после 1938.

В конце войны австрийцы высказывались за включение территории Южного Тироля в состав Второй республики. Победившие державы отклонили это требование, хотя специальное итальянско-австрийское соглашение 1946 предусматривало введение на этой территории внутреннего самоуправления. Австрия заявила, что немецкое меньшинство подвергается дискриминации. Время от времени там вспыхивали демонстрации и бунты. Италия в ответ обвинила Австрию в поддержке пангерманских и нацистских элементов. Нападения террористов, которые, как заявляла Италия, были организованы на австрийской территории, продолжались в Южном Тироле на всем протяжении 1960-х годов. В конце 1969 Италия и Австрия достигли соглашения, по которому регион получал права расширенной автономии, возрастало влияние тирольцев на национальную политику в провинции, немецкий язык получал соответствующий статус и признавалось немецкое название территории – Южный Тироль.

Коалиционные правительства, 1945–1966.

АНП и СПА cформировали коалиционный кабинет после выборов 1945. Жестокий опыт Первой республики подсказал обеим партиям, что компромисс – это та цена, которую необходимо заплатить за демократическое возрождение. Трудовая коалиция распалась после выборов 1966, и новое правительство было сформировано исключительно из членов АНП. СПА, руководимая Бруно Крайским, бывшим министром иностранных дел, перешла в оппозицию.

В эти годы пост президента неизменно занимали социалисты. Бургомистр Вены, «красный» генерал Теодор Кёрнер, был президентом Австрии в 1951–1957. Его сменил опытный управленец Адольф Шерф (1957–1965). Еще один бывший бургомистр столицы, Франц Йонас, занимал президентский пост в 1965–1974, Рудольф Кирхшлегер продержался на этом посту два шестилетних срока. Пост канцлера занимали члены АНП: Юлиус Рааб, умеренный сторонник развития частного предпринимательства, занимал его в 1953–1961, его сменил Альфонс Горбах, который ушел в отставку в 1964. Следующим канцлером стал Йозеф Клаус, который затем возглавил в 1966 однопартийный кабинет АНП, пока в 1970 не уступил свое место Бруно Крайскому. Министерские и политические посты в коалиционные годы распределялись между двумя главными партиями.

Социалистическое правительство в 1970-е годы.

Выборы 1970 дали СПА большинство голосов, и Крайский сформировал первый чисто социалистический кабинет в австрийской истории. Социалистическое правительство взяло курс, в первую очередь, на создание новых рабочих мест и выделение субсидий. ВВП рос в среднем ежегодно на 4,3%, что опережало темпы наиболее развитых стран; уровни инфляции и безработицы были значительно ниже мировых. Такая политика вызвала быстрый рост государственного долга, но Австрии удавалось избежать последствий больших затрат на выплату долга за счет рекордно быстрого развития экспорта и больших денежных поступлений от туризма.

1980-е годы.

Крайне правые вновь заявили о себе на политической сцене как третья сила в австрийской политике. В 1983 СПА получила 48% голосов на федеральных выборах; АПС набрала 5%, и СПА пригласила ее принять участие в формировании правительства.

В 1986 АНП выдвинула кандидатом на пост президента Курта Вальдхайма, который в 1972–1982 был генеральным секретарем ООН. Расследование выявило, что в 1942–1945 он, будучи лейтенантом германской армии, принимал участие в нацистских злодеяниях на Балканах, а затем скрыл факты о своем прошлом. На выборах в ноябре 1986 число голосов АПС удвоилось до 10%; СПА и АНП вместе набрали 84%, и Франц Враницкий сформировал «большую коалицию», напоминавшую коалицию 1945–1966.

Проведение налоговой реформы и частичной денационализации придали импульс дальнейшему развитию экономики. Этому способствовало и увеличение торгового обмена с бывшими коммунистическими странами после 1989.

1990-е годы.

Несмотря на скандалы, в которых были замешаны многие известные социалисты, СПА, вновь принявшая название Социал-демократической партии, получила относительное большинство голосов на выборах 1990. АНП добилась самых низких результатов с 1945 – 32%, в то время как доля голосов, поданных за АПС, возросла до 17%. Большая коалиция во главе с Враницким продолжила свою работу. С объединением Германии в 1990 Австрия стала отходить от политики нейтралитета, внеся поправки к Государственному договору, которые позволяли развивать сотрудничество с германскими вооруженными силами. Австрия была единственным нейтральным государством, разрешившим пролет над своей территорией самолетов союзников во время войны в Персидском заливе. Она официально одобрила решение о разделении Югославии и одна из первых признала новые государства – Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину. С крахом коммунистических режимов в Восточной Европе Австрия столкнулась с растущей иммиграцией из этого региона и в 1990 ввела ограничения на въезд для иностранных рабочих, что затронуло в первую очередь румынских иммигрантов. Опасаясь новой волны иммиграции из бывшего Советского Союза и подстрекаемое агитацией со стороны лидера АПС Йорга Хайдера, правительство в 1993 ужесточило законодательство о предоставлении политического убежища. Новая политика подверглась критике со стороны международных правозащитных организаций и австрийских либералов.

В 1992 был разрешен давний спор по поводу автономии немецкоязычного населения в Южном Тироле. Правительства Австрии и Италии приняли и ввели в действие пакет мер по обеспечению автономии.

Вальдхайма, оказавшегося в международной изоляции, уговорили отказаться от переизбрания после истечения срока его полномочий в 1992. На последовавших выборах Томас Клестиль (АНП), получив поддержку со стороны АПС, набрал 57% голосов, победив кандидата от социал-демократов Рудольфа Штрейхера.

Объединение Германии, рост эмиграции из стран восточной и юго-восточной Европы и пропаганда со стороны правых экстремистов, поддерживаемых лидером АПС Хайдером, способствовали усилению ксенофобии. В конце 1993 неонацисты разослали по почте бомбы политикам и другим выдающимся личностям, участвовавшим в «полемике об иностранцах». При этом был серьезно ранен Хельмут Цильк, популярный бургомистр Вены. Насилие достигло апогея, когда при взрыве бомбы были убиты пять человек, в том числе четверо цыган. Левые экстремисты ответили на это серией нападений на правых лидеров в начале 1995.

В июне 1994 на всенародном референдуме две трети избирателей проголосовали за присоединение страны к ЕС, несмотря на оппозицию со стороны Хайдера и «зеленых». 1 января 1995 Австрия, наряду с Финляндией и Швецией, стала членом ЕС.

На парламентских выборах 1994 поляризация политических сил приобрела открытый характер. Она знаменовала собой радикальное изменение в политике послевоенной Австрии. АПС получила 22,5% голосов, АНП – только 27,7% голосов, практически утратив свои традиционные позиции второй по величине партии страны. Вместе СПА и АНП получили всего 62,6% голосов. Количество голосов, поданных за зеленых, более чем удвоилось по сравнению с 1990: они собрали 7,3%. Новую политическую партию, «Либеральный форум» (ЛФ), отколовшуюся от АПС, поддержали 5,5% избирателей.

СПА и АНП после выборов 1994 вновь сформировали коалицию, но их союз почти сразу же распался из-за разногласий по вопросам экономической политики. Обе партии разошлись во мнениях о том, каким образом добиться снижения дефицита государственного бюджета и удовлетворить критериям, необходимым для вступления Австрии в Европейский экономический и валютный союз. АНП выступила за резкое сокращение расходов на социальные нужды, в то время как СПА предлагала повысить налоги. Разногласия в конце концов привели к распаду коалиции, и в декабре 1995 были проведены новые всеобщие выборы. Их результаты снова показали, что население поддерживает ведущие исторические партии: СПА и АНП добились лучших результатов, чем 1994, в то время как позиции АПС, переименованной Хайдером в 1995 в партию «Свободников», несколько ослабли.

В начале 1996 было сформировано новое коалиционное правительство СПА и АНП. Обе партии согласились принять план жесткой экономии, в котором предусмотрены сокращение расходов на социальную сферу и дальнейшая приватизация государственных предприятий. Промежуточные выборы отразили рост недовольства среди населения: «Свободники», выступающие против ЕС, выиграли на выборах 1996 в Европейский парламент и в городской парламент Вены.

В январе 1997 канцлер Враницкий внезапно ушел в отставку, сославшись на возраст и усталость после 11-летнего пребывания на посту главы правительства. Новым федеральным канцлером и председателем партии СПА стал министр финансов Виктор Клима.

На парламентских выборах в октябре 1999 с небольшим отрывом от соперников победила СПА. «Свободники» и НПА набрали примерно равное количество голосов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.europa.km.ru/

Средства нередко использовали непроизводительно, проживали, не думая о завтрашнем дне. ТЕМА 48. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО II ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА. 1. Основные политические принципы николаевского царствования Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как "николаевская эпоха" или даже "эпоха николаевской реакции". Важнейшим лозунгом Николая I, пробывшего на...

Австро-венгерская империя образовалась в 1867 году на основе соглашения между правящими верхушками двух стран.

В состав Австрийской империи вошли Чехия, Моравия, Галиция и Буковина, а в состав Венгрии - Словакия, Хорватия и Трансильвания.

В этом же году была принята новая конституция империи. Согласно ей, общим правителем империи был император Австрии. Император являлся представителем династии Габсбургов. Эта династия возглавляла империю с 1867 по 1918 годы. Во время формирования империи императором был Франц Иосиф II.

В Австрии императорская власть была официально ограничена Рейхстагом, а в Венгрии - Сеймом. Следовательно, Австро-венгерская империя являлась конституционной монархией.

После создания империи были сформированы 3 общеимперских министерства: 1. Внешних дел. 2. Военно-морское. 3. Финансовое. Остальные министерства функционировали самостоятельно для каждой из двух частей империи. Венгрия имела свой парламент, исполнительную власть, политическую и административную автономию. Большинство населения империи состояло из покоренных славянских народов.

Экономическое развитие Австро-Венгрии

В последней четверти XIX века Австро-Венгрия была одной из самых отсталых стран в Европе. Сохраненные пережитки феодализма в стране вели к замедлению темпов промышленного прогресса по сравнению с передовыми странами Европы.

В 90-е годы городское население составляло только одну треть всего населения Австро-Венгрии. Даже в Австрии, самой развитой части империи, большинство населения было сельским.

Австро-венгерское соглашение, заключенное в 1867 году, стало определенным толчком для экономического развития Венгрии. На основе угольной базы Венгрии начала развиваться металлургическая отрасль промышленности. Но основной промышленной отраслью Венгрии по-прежнему оставалась пищевая отрасль. В 1898 году Венгрия производила половину пищевой продукции империи.

В индустриальных районах страны - Нижней Австрии и Чехии - быстрыми темпами шел процесс концентрации производства и формирования монополий.
К началу XX века ссудный капитал концентрировался в основном в нескольких крупных банках Вены. Возросла роль финансовой олигархии в жизни страны.

Еще одной характерной особенностью прогресса империи стал рост ее зависимости от иностранного капитала. Банки Франции, Бельгии, Германии наводнили Австрию своим капиталом путем инвестирования промышленности. Такие отрасли промышленности Австро-Венгрии, как металлургия, машиностроение, электротехника и т. д., в финансовом отношении обеспечивались со стороны германских фирм. В текстильных и машиностроительных предприятиях положение немецкого капитала было очень прочное. Немецкий капитал ворвался и в сельское хозяйство. 200 ООО гектаров земли Австрии принадлежали немецким помещикам.

Социальное движение

Трудящиеся империи вели борьбу за свои права. Например, в 1869 году в столице империи Вене была проведена массовая демонстрация рабочих. Демонстранты требовали предоставления демократических свобод.
В ответ на это правительство обвинило в предательстве руководителей рабочего движения. Суд приговорил их к длительному заключению.
Правительство Австрии, взяв пример с Бисмарка, в 1884 году ввело «чрезвычайный закон» против рабочего движения. Закон разрешал ужесточение полицейского террора против рабочего движения. К концу 80-х годов были распущены профсоюзы, приостановлена публикация рабочих газет. Несмотря на это, рабочие продолжали борьбу. Например, в 1889 году была создана Австрийская социал-демократическая партия (АСДП). В программе партии были такие положения, как предоставление политических свобод, принятие закона о выборе парламента путем общего, равного, прямого и тайного голосования, отделение церкви от государства, школы от церкви, сокращение рабочего дня.
Из-за активизации рабочего движения в 1907 году правительство было вынуждено принять закон о реформе выборов. Избирательные права получили мужчины с 24-х лет.

Национально-освободительное движение

Шовинистически настроенные силы, стремящиеся к сохранению колониального положения славянских народов,создали свои политические партии. Одна из этих партий называлась Пангерманский союз, а другая - Христианская социалистическая партия.

Деятели Христианской социалистической партии, большинство которых являлись австрийскими католиками, вели пропаганду идеи «Великой Германии» вместе с агитацией классового мира, призывом к решению всех общественных противоречий «в духе содружества и любви» и пропагандой антисемитизма. Но господствующие круги не смогли остановить национально- освободительное движение славянского народа.

Чешская оппозиция требовала предоставления Чехии политических прав. Правительство в ответ на это усилило репрессии. В 1868 году в Чехии даже было введено блокадное положение. Но и это не сломило чешскую оппозицию. Борьба продолжалась.И, наконец, в 1880 году в Чехии ввели двуязычие для ведения судебных и административных дел. С 1882 года в Пражском университете началось обучение на двух языках (немецком и чешском).

Украинское население в Галиции тоже находилось под национальным гнетом. Австрийское правительство, заключив с господствующими классами Галиции соглашение, предоставило им руководство краем.

В последние десятилетия XIX века еще больше возросло национальное угнетение. Украинское население в Закарпатье было «венгеризовано». Хорватия постоянно была на военном или чрезвычайном положении, народное недовольство подавлялось.

На национально-освободительное движение Хорватии правительство ответило в 1912 году роспуском Сейма Хорватии и приостановлением конституции.

Экономическим кризис

В 1912 году в Австро-Венгрии наступил тяжелый экономический кризис. В результате крупные промышленные и торговые предприятия обанкротились. Резко снизился экспортный потенциал империи. Правящие круги империи еще больше усилили национальное угнетение, в результате чего обострилась экономическая и национально-освободительная борьба.
Несмотря на тяжелое положение, правящие круги империи начали активное участие в захватнической политике Австрии на Балканах. Армия была преобразована. Это означало, что империя готовится к войне. В столице Венгрии - Будапеште была проведена многотысячная демонстрация против объединения страны, национального угнетения и подготовки к войне.

Общее недовольство привело к массовым забастовкам рабочих. Против демонстрантов были отправлены полицейские силы. В итоге Будапешт заполонили баррикады. Но силы были не равны, и рабочие были вынуждены приостановить забастовку.

Социальное движение и национально-освободительная борьба славянских народов, входящих в состав империи, ознаменовали вступление Австро-венгерской империи в глубокий кризисный период.

В правящих кругах страны и в политических организациях стала широко распространяться идея триализма. Идея триализма означала превращение империи в федерацию, включающую в себя Австрию, Венгрию и земли славянских народов, входящих в состав империи, объединяющую все три страны на равноправной основе. Но правящие круги, опасающиеся укрепления славянской части федерации, отклонили идею триализма.

Это стало причиной обострения внутренних противоречий империи накануне Первой мировой войны.

Федерация (лат. foederatio - союз, объединение) - единое союзное государство, состоящее из государственных образо-ваний, имеющих определенную и политическую самостоятельность в территориальном отношении.
Ссуда - предоставление чего-либо на условиях гаранта, возврата предоставляемого и уплаты

Внутриполитическая ситуация в Люксембурге отличалась большей стабильностью. Однако на фоне событий 60-70-х годов общественно-политические круги этой страны также заняли принципиальную позицию и осудили эскалацию напряженности в международных отношениях и кризисные тенденции в экономике, экологии, социальной сфере. В 1979 г. римско-католические епископы Люксембурга и граничащих с ним епархий Метц (Франция) и Тревир (ФРГ) выступили с совместным заявлением, где, в частности, говорилось: «Человек перестал распоряжаться экономикой, она распоряжается им. Самые существенные проблемы, возникающие в связи с теперешним кризисом, касаются всех людей и их совести. Речь идет о будущем человека, о будущем общества».

Австрия и Швейцария во второй половине XX века. Не менее заметную роль в послевоенной истории Европы сыграли и другие «малые страны» - Австрия, Швейцария. Сравнительно мало пострадавшие в годы войны, эти страны быстро восстановили темпы экономического развития. Стабильной оставалась и внутриполитическая ситуация. В Австрии была воссоздана партия политического католицизма, получившая название Австрийская народная партия. Отказавшись от преемственности с ХСП, связанной с австрофашистским режимом, АНП сохранила ориентацию на идеи солидаризма, патриотизм и христианские ценности. Тем не менее ведущей политической силой послевоенной Австрии стала социалистическая партия. Президентом республики в 1945 г. был избран ее известный лидер Карл Реннер. СПА перешла на позиции классической социал-демократии, не пытаясь больше вернуться к революционным принципам австромарксизма. Политика СПА, направленная на создание системы «социального партнерства» на производстве, эффективной модели государственного регулирования экономики, развитой системы социального обеспечения, оказалась достаточно результативной, и Австрия менее болезненно, чем многие страны Запада, пережила тяжелые кризисы 70-х-80-х годов.

Развития индустрия туризма, стабильная банковская система, устойчивое положение на международном рынке труда обеспечили экономическое процветание и социальное спокойствие в послевоенные годы и Швейцарии. Особенности конституционного устройства Швейцарии предопределили большую важность местных органов управления, кантональных институтов и, соответственно, значительную степень децентрализации политической жизни страны. В течение всего послевоенного периода на правительственном уровне существовала коалиция четырех ведущих партий: христианско-демократи-ческой, социал-демократической, радикально-демократической и партии крестьян и ремесленников. Такая ситуация не только предопределила отсутствие серьезной оппозиции в стране, но и обеспечила необходимую преемственность внутри- и внешнеполитического курса. В сочетании с постоянно действующей практикой общенациональных и кантональных референдумов сложившийся в Швейцарии государственный механизм стал одним из наиболее примечательных примеров конституционного творчества в XX в.

Столкнувшись с обострением международной обстановки в условиях « холодной войны » правительственные круги Швейцарии и Австрии попытались, в отличие от стран Бенилюкса, сохранить принципиальный нейтралитет. Так, например, Швейцария даже не стала членом ООН. Дистанцировались они и от складывания западноевропейских интеграционных структур. Причиной стало опасение внешнего политического влияния в рамках ЕЭС. В качестве альтернативы Общему рынку в 1960 г. была создана Европейская ассоциация свободной торговли, в состав которой наряду с Великобританией, Ирландией, Норвегией, Швецией, Финляндией вошли Австрия, Швейцария, Лихтенштейн. В отличие от ЕЭС ЕАСТ являлась чисто экономической организацией без каких-либо влиятельных наднациональных институтов.

«Малые страны» Европы в современной системе международных отношений. Традиции нейтралитета, конструктивная позиция по самым острым проблемам развития мирового сообщества позволили «малым странам» Европы занять видное место в современной системе международных отношений. Страны Бенилюкса уже во второй половине 70-х-80-е годы активно включились в Хельсинкский процесс в Европе, поддержали советско-американские инициативы по разоружению и укреплению международной безопасности. С середины 80-х годов Бенилюкс - один из «локомотивов» нового этапа европейской интеграции. Бельгия, Нидерланды и Люксембург активно поддержали подписание Маастрихтского договора. Символично, что одной из ключевых фигур в жизни Сообщества на ближайшие годы стал бывший премьер-министр Люксембурга Жак Сан-тер, сменивший в 1995 г. представителя Франции Жака Делора на посту председателя Европейской комиссии. Ключевая идея Сантера - переход от выдвижения грандиозных проектов к выполнению обещанного ранее, возвращение доверия избирателей, последовательная реализация коллегиального принципа в деятельности органов ЕЭС, укрепление влияния в Сообществе «малых стран» объединенной Европы.

С конца 80-х годов больший интерес к проблемам европейской интеграции стали проявлять и Австрия, Швейцария. Активизировалось их участие в деятельности Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития. Договор 1991 г. между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства проложил дорогу тесному сотрудничеству стран обеих организаций. И если референдум о вступлении Швейцарии в европейское экономическое пространство принес отрицательный результат, то Австрия в январе 1995 г. вместе с Финляндией и Швецией стала полноправным членом Европейского сообщества. Швейцария демонстрировала в эти годы готовность к участию скорее в программах по укреплению международной безопасности, стремясь сохранить свой нейтральный статус. В 1986 г. население этой страны вновь проголосовало против вступления в ООН. Стремление сохранить в неприкосновенности собственный конституционный механизм заставляет правительственные круги Швейцарии настороженно относиться даже к международному сотрудничеству в гуманитарной и правовой сферах. Лишь после тяжелейших дискуссий в 1992 г. парламент ратифицировал Международный пакт 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах человека. А вот подписанную правительством в 1994 г. Европейскую конвенцию по защите прав национальных меньшинств парламент так и не ратифицировал.

Вопросы и задания

1. Каковы особенности внутриполитической ситуации, сложившейся в «малых странах» Европы после второй мировой войны?

2. Подготовьте сообщение «Проблемы развития стран Бенилюкса на современном этапе».

3. Какую роль играют Австрия и Швейцария в современной системе международных отношений?

Глава 4. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ, ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ

§ 1. Скандинавские страны

Скандинавские страны после второй мировой войны. Вторая мировая война нанесла относительно небольшой ущерб странам Скандинавского региона. Исключение составила Норвегия, потерявшая треть национального богатства и более 10 тыс. чел. убитыми. В политическом отношении Северная Европа также оставалась оплотом стабильности. Довоенная политико-правовая система почти не подверглась изменениям. В Финляндии и Исландии утвердился республиканский строй. В Швеции, Дании и Норвегии по-прежнему сохранялись монархии. Хокон VII Норвежский и Кристиан X Датский пользовались большим личным авторитетом после событий второй мировой войны. Однако последний период их правления совпал с дальнейшим уменьшением политических функций. При их преемниках Улафе V и Маргарите II, а также с восшествием на шведский престол Густава VI скандинавские монархии окончательно были ограничены чисто представительскими функциями (при сохранении, впрочем, неизменно высокого морального авторитета правящих династий и их значительной роли в общественной жизни).

Партийная система Скандинавских стран подверглась минимальным изменениям по сравнению с довоенным периодом. Потерпели поражение и ушли с политической арены наиболее радикальные националистические движения. Ведущие же партии - социал-демократическая и народная в Швеции, социал-демократическая и венстре в Дании, Норвежская рабочая партия - еще более упрочили свои позиции. В Финляндии важную роль, наряду с социал-демократической партией и Аграрным союзом, стал играть образованный в 1944 г. Демократический союз народа Финляндии, представлявший левую часть политического спектра. Схожая партийная структура сформировалась и в Исландии, добившейся независимости в 1944 г. Отличительной чертой политической жизни послевоенной

Скандинавии стало не только сохранение прежнего влияния социал-демократических и аграрных партий, но и явное сближение программных установок всех ведущих политических сил и как следствие преемственность государственной политики, устойчивая стабильность общественно-политической обстановки.

Социально-экономическое развитие. «Шведская модель». На протяжении послевоенных десятилетий Скандинавские страны существенно выравнялись по уровню экономического развития. Впечатляющий рывок был совершен в этот период Норвегией, где в 50-60-е годы осуществлялось массированное инвестирование гидроэнергетики, судостроения, рыбоконсервной и электрометаллургической промышленности. В итоге уже к 70-м годам Норвегия вышла на третье место в Европе по величине валового национального дохода на душу населения (после Швейцарии и Швеции). По этому же показателю в число наиболее развитых стран мира неожиданно вошла и отсталая прежде Исландия (что, впрочем, достаточно объяснимо с учетом низкой плотности населения). И все же эти успехи «догоняющего развития» остались в тени «шведской экономической модели», ставшей символом не только специфики социально-экономического развития всего Скандинавского региона, но и едва ли не особого пути общественного развития в лоне западной цивилизации. Особые черты социал-реформистской модели ГМК начали складываться в Швеции уже в 20-30-е годы. Они оказались чрезвычайно созвучны стратегии «государства всеобщего благосостояния», предполагавшей создание механизма перераспределения общественных благ для уменьшения социальной поляризации общества. При этом за счет налоговых поступлений обеспечивается проведение социальных государственных программ в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, борьбы с безработицей. Однако в условиях «шведской модели» подобные действия государства оказались столь значительными и масштабными, что приобрели качество некоего «капиталистического социализма».

Государственные расходы, обеспечиваемые прежде всего налоговой системой, достигли в Швеции невиданного для Запада уровня - до 70 % валового национального продукта. Эти колоссальные средства позволили сформировать систему социального обеспечения, охватывающую все население страны. При этом социальные льготы охватили все слои населения вне зависимости от классовой принадлежности и уровня доходов. Все шведы имеют равный доступ к пенсиям (выплачиваемым с 66 лет). Существуют отдельные программы социальной поддержки молодежи, женщин, престарелых людей. Большая часть социальных льгот распространяется не только на шведских граждан, но и на выходцев из других стран, легально поселившихся в Швеции. В целом на нужды министерства здравоохранения и социального обеспечения в 50-70-е годы приходилось более четверти государственного бюджета, министерства образования - почти седьмая часть, тогда как на министерство обороны - двенадцатая часть.

Важной составной частью «шведской модели» стала так называемая солидарная политика в области трудовых отношений. Государство добивается таких условий, когда в любом секторе производства рабочий получает одинаковую заработную плату за одинаковый труд, и, соответственно, конкурентоспособность предприятий не повышается за счет условий эксплуатации трудящихся. Налоговая же система построена таким образом, чтобы после уплаты всех налогов разница между окончательными доходами разных категорий населения не превышала соотношения 1: 2. В Швеции была достигнута почти полная занятость. Причем приоритетным направлением для государственной политики стала не материальная помощь лишившимся работы, а обеспечение права на образование, финансовая поддержка различных категорий учащихся, создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров (если в развитых странах Запада на пособия по безработице идет до 70 % соответствующих ассигнований, то в Швеции лишь 30 % , тогда как остальное инвестирование ориентировано на систему переподготовки профессиональных кадров). Наконец, важную роль играет регулирование трудовых конфликтов. Массовые забастовки, как и массовые увольнения, возможны лишь в период перезаключения коллективных трудовых договоров и проводятся с предварительным предупреждением. Таким образом, от борьбы наемных рабочих и работодателей за более выгодные условия труда интересы производства практически не страдают.

В 60-70-е годы опыт Швеции и других стран региона внимательно изучался экономистами и политиками всего мира. Скандинавская модель стала одним из образов для моделирования «третьего пути» развития капитализма. Однако панацеей от всех проблем западной цивилизации она не стала. Более того, в 80-е годы Скандинавским странам пришлось столкнуться с усиливающимися кризисными явлениями в социально-экономической сфере, падением производства, замедлением роста уровня жизни. Все большую критику стала вызывать «уравнительная политика», приводящая к ослаблению «стимулов интенсивно работать и экономить». Идеология «шведской модели» стала проигрывать состязание с неоконсервативной стратегией, получившей распространение на Западе в 80-х годах. И хотя отказаться от прежнего ощущения стабильности и гарантированности для большинства жителей Скандинавских стран чрезвычайно сложно, необходимость корректировки многолетней политики, учета опыта развития ведущих стран мира стала очевидна.

Скандинавские страны в современной системе международных отношений. Схожая эволюция прослеживается в истории послевоенной внешней политики Скандинавских стран. Первоначально определяющее значение имели традиции политики нейтралитета, попытки сохранить в условиях «холодной войны» конструктивные отношения с противоборствующими сторонами, найти собственное место в системе международных отношений. Для Швеции и Финляндии такая стратегия стала основой внешнеполитической доктрины. Причем Финляндия, стремясь сохранить свой нейтральный статус, предпочла даже отказаться от инвестиционной помощи по американскому плану Маршалла. Официально объявила о проведении политики «свободы от союзов» и Швеция. Дания, Норвегия, Исландия, напротив, предпочли в 40-е годы солидаризироваться с позицией ведущих стран Запада, приняли участие в плане Маршалла и вступили в НАТО. Однако впоследствии членство в Атлантическом альянсе ограничивалось лишь вопросами национальной безопасности и фактически не отразилось на внутриполитической жизни этих стран, не переживших приступы антикоммунистической истерии и « охоты на ведьм». Норвегия и Дания не раз прибегали к открытым дипломатическим демаршам, протестуя против наиболее жестких действий США на мировой арене.

Стремление ограничить внешнее влияние и зависимость от конъюнктуры мировой политики предопределило двойственность отношения Скандинавских стран к интеграционным процессам. Практически все они приветствовали развитие международных связей в правовой, гуманитарной сферах, вопросах безопасности, прямого экономического сотрудничества. Скандинавские страны стали активными участниками Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития. Чрезвычайно большой вклад внесли они в организацию Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первое заседание СБСЕ состоялось в 1975 г. в Хельсинки. Однако планы западноевропейской интеграции, первоначально предполагавшие активное строительство наднациональных политических структур, вызвали у Скандинавских стран негативную реакцию. В качестве альтернативы еще в 1952 г. был создан Северный совет - консультативная региональная организация, объединившая Данию, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию. Северный совет распространил свою деятельность на сферы экономики, культуры, социальной политики, коммуникации, права. Вместе с Великобританией многие скандинавские страны приняли участие и в формировании еще одной альтернативной Европейскому сообществу организации - Европейской ассоциации свободной торговли.

На фоне углубления экономических проблем в 70-е годы стратегия скандинавской дипломатии в интеграционных вопросах начала меняться. В 1972 г. после жарких дебатов Дания вошла вместе с Великобританией и Ирландией в ЕЭС. Тогда же приглашение получила и Норвегия, однако референдум принес победу противникам интеграции. Спустя двадцать три года Норвегия, Финляндия и Швеция приняли решение в присоединении к Европейскому союзу, но норвежские избиратели вновь высказались против такого решения. Швеция и Финляндия с 1 января 1995г. стали полноправными членами ЕЭС, хотя и в этих странах интеграция в «Единую Европу» вызывает неоднозначную реакцию. Разочарование в универсальности «шведской модели», понимание невозможности развития вот-рыве от мировых процессов, надежда на новые источники роста и процветания делают «европейскую политику» привлекательной для стран Скандинавского региона. На другой чаше весов - опасения потерять политическую самостоятельность, оказаться в тени «европейских грандов», утратить преимущества протекционистской экономической политики. Сложность выбора предопределила не только колебания новых членов ЕЭС, но и жесткость позиции датской дипломатии по вопросам углубления интеграции (достаточно вспомнить отрицательный результат первого референдума в Дании по утверждению Маастрихтского договора). Поиск своего места в стремительно меняющейся системе мировой политики, оптимального сочетания традиционализма и самобытности с открытостью для культурного и политического диалога, широкого экономического сотрудничества - важнейшая задача Скандинавских стран в преддверии третьего тысячелетия.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете термин «шведская модель»?

2. Подготовьте сообщение на тему «Проблемы развития Скандинавских стран на современном этапе».

§ 2. Восточная Европа

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Участие во второй мировой войне принесло народам Восточной Европы огромные лишения и жертвы. Этот регион являлся основным театром военных действий на европейском континенте. Восточноевропейские страны стали заложниками политики великих держав, превратившись в бесправных сателлитов противоборствующих блоков или объекты открытой агрессии. Их экономика оказалась серьезно подорвана. Чрезвычайно сложной была и политическая обстановка. Крах профашистских авторитарных режимов, широкое участие населения в движении Сопротивления создавали предпосылки для глубоких изменений всей государственно-политической системы. Однако в действительности политизация масс и их готовность к демократическим преобразованиям носила поверхностный характер. Авторитарная политическая психология не только сохранилась, но и даже укрепилась в годы войны. Для массового сознания по-прежнему было свойственно желание видеть в государстве гарант социальной стабильности и силу, способную в кратчайшие сроки «твердой рукой» решить стоявшие перед обществом задачи.

Поражение национал-социализма в глобальной войне общественных систем поставило лицом к лицу других непримиримых противников - коммунизм и демократию. Сторонники этих победивших в войне идей получили преобладание в новой политической элите восточноевропейских стран, но это обещало в будущем новый виток идеологического противоборства. Ситуация осложнялась также возросшим влиянием национальной идеи, существованием даже в демократическом и коммунистическом лагерях националистически ориентированных течений. Национальную окраску получили и возрожденная в эти годы идея аграризма, деятельность по-прежнему влиятельных и многочисленных крестьянских партий.

Преобразования периода народной демократии. Разнородность партийного спектра и высокий накал идеологической борьбы первоначально не привели к жесткой конфронтации политических сил, преобладавших в послевоенной Восточной Европе. Уже в последние месяцы войны в подавляющем большинстве восточноевропейских стран начинается процесс консолидации всех бывших оппозиционных партий и движений, образования широких многопартийных коалиций, получивших название национальных или отечественных фронтов. По мере освобождения их стран эти коалиции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 г. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 г. - в Чехословакии и Польше. Исключение составили лишь страны Балтии, оставшиеся в составе СССР и подвергшиеся уже в годы войны полной советизации, и Югославия, где полное преобладание сохранил прокоммунистический Народно-освободительный фронт.

Причиной столь неожиданного на первый взгляд единения совершенно разнородных политических сил было единство их задач на первом этапе послевоенных преобразований. Коммунистам и аграриям, националистам и демократам было совершенно очевидно, что наиболее насущными проблемами является формирование основ нового конституционного строя, ликвидация авторитарных структур управления, связанных с прежними режимами, проведение свободных выборов. Во всех странах был ликвидирован монархический строй (лишь в Румынии это произошло позже, после утверждения монопольной власти коммунистов). В Югославии и Чехословакии первая волна реформ касалась также решения национального вопроса, формирования федеративной государственности. Первоочередной задачей являлось и восстановление разрушенной экономики, налаживание материального обеспечения населения, решение насущных социальных проблем. Характер проводимых преобразований позволил охарактеризовать весь этап 1945-1946 гг. как период «народной демократии».

Первые признаки раскола правящих антифашистских блоков проявились в 1946 г. Крестьянские партии, наиболее многочисленные и влиятельные в тот момент (их представители даже возглавляли первые правительства в Румынии, Болгарии, Венгрии) не считали необходимой ускоренную модернизацию, приоритетное развитие индустрии. Они выступали также против расширения государственного регулирования экономики. Основной задачей этих партий, в целом выполненной уже на первом этапе реформ, было уничтожение латифундий и проведение аграрной реформы в интересах среднего крестьянства.

Демократические партии, коммунисты и социал-демократы, несмотря на политические разногласия, были едины в ориентации на модель «догоняющего развития», стремлении обеспечить рывок своих стран в индустриальном развитии, приблизиться к уровню ведущих стран мира. Не имея большого перевеса в отдельности, все вместе они составили мощную силу, оттеснив от власти своих оппонентов. Изменения в высших эшелонах власти привели к началу крупномасштабных реформ по национализации крупной промышленности и банковской системы, оптовой торговли, вводу государственного контроля над производством и элементов планирования. Однако если коммунисты рассматривали эти преобразования как первый этап социалистического строительства, то демократические силы видели в них лишь процесс усиления государственного регулирования рыночной экономики. Новый виток политической борьбы был неизбежен, и итог его зависел уже не только от расклада внутренних политических сил, но и от событий на мировой арене.

Восточная Европа и начало «холодной войны». После своего освобождения восточноевропейские страны оказались на авансцене мировой политики. США и их союзники предпринимали самые активные действия по укреплению своих позиций в этом регионе. Однако уже с последних месяцев войны решающее влияние принадлежало здесь СССР. Оно основывалось как на прямом советском военном присутствии, так и на большом моральном авторитете СССР как державы-освободительницы. Понимая свое преимущество, советское руководство долгое время не форсировало развитие событий и подчеркнуто уважительно относилось к идее суверенитета восточноевропейских стран.

Ситуация в корне изменилась к середине 1947 г. Провозглашение «доктрины Трумэна», объявившей начало крестового похода против коммунизма, положило начало открытой борьбе сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке земного шара. Восточноевропейские страны ощутили изменение характера международной обстановки уже летом 1947 г. Официальная Москва не только отказалась от инвестиционной помощи по американскому плану Маршала, но и жестко осудила возможность участия в этом проекте любой из восточноевропейских стран. СССР предложил щедрую компенсацию в виде льготных поставок сырья и продовольствия. Быстро расширялись масштабы технической и технологической помощи странам региона. Но главную задачу советской политики - искоренение самой возможности геополитической переориентации Восточной Европы - могла обеспечить лишь монопольная власть в этих странах коммунистических партий.

Образование социалистического лагеря. Оформление коммунистических режимов в странах Восточной Европы происходило по схожему сценарию. Еще с конца 1946 г. началось складывание левых блоков с участием коммунистов, социал-демократов и их союзников. Эти коалиции провозглашали своей целью мирный переход к социалистической революции и, как правило, получали перевес при проведении демократических выборов (слово «социализм» тогда еще отнюдь не означало следование его советскому образцу). В 1947 г. новые правительства, пользуясь уже открытой поддержкой советской военной администрации и опираясь на органы государственной безопасности, создававшиеся под контролем советских спецслужб на основе коммунистических кадров, спровоцировали серию политических конфликтов, которые привели к разгрому крестьянских и буржуазно-демократических партий. Состоялись судебные политические процессы над лидерами венгерской партии мелких сельских хозяев З.Тильди, польской народной партии С.Миколайчика, Болгарского земледельческого народного Союза Н.Петкова, румынской партии цэранистов А.Александреску, словацким президентом Тисо и поддержавшим его руководством словацкой демократической партии. Логичным продолжением разгрома демократической оппозиции стало организационное слияние коммунистических и социал-демократических партий с последовавшей дискредитацией, а впоследствии и уничтожением лидеров социал-демократии. В итоге к 1948-1949 гг. практически во всех странах Восточной Европы был официально провозглашен курс на построение основ социализма.

Новая история зарубежных стран в мировой историографии» следующие: 1. Рассмотреть...

В начале 19 века владения династии Габсбургов представляли собой пестрый конгломерат различных земель - собственно австрийских, чешских, венгерских, итальянских. Австрия в это время являлась активной участницей антинаполеоновской коалиции. Во время войн с Францией она потерпела ряд сокрушительных поражений и лишилась своего влияния в Германии. В связи с созданием Наполеоном Рейнского союза в 1806 г. император Франц II был вынужден заявить об упразднении Священной Римской империи. За два года до этого, 10 августа 1804 г., он принял титул «император Австрии» - Франц I.

Владения Габсбургов наконец получили единое название - Австрийская империя. После всех потрясений и потерь, связанных с периодом наполеоновских войн, Австрия стала в 1815 г. в результате решений Венского конгресса одной из ведущих великих держав Европы. Она играла главную роль в созданном на развалинах Священной Римской империи Германском союзе, ей принадлежало Ломбардо-Венецианское королевство в Италии, в сфере влияния Габсбургов были и другие итальянские государства.

Сложившаяся после 1815 г. в Австрии система управления часто называется «меттерниховской», по имени канцлера К. В. Меттерниха. В основе этой системы лежала идея порядка и стабильности. Альтернативой порядку, как полагал Меттерних, могла быть только революция, ведущая к хаосу и террору. Главную задачу своей политики он видел в том, чтобы не допустить революции. Меттерних сознавал опасность распада многонациональной разнородной империи. Боясь развития национального и либерального движений, он отвергал идею введения конституции и создания парламента в стране. Усиливая полицейский контроль, правящие круги империи надеялись избежать революционных потрясений. Однако под влиянием европейских революций 1830 г. в Австрии оживилось либеральное движение, оппозиция все чаще выступала против политической системы в целом. В связи с ускорением индустриализации обострялись и социальные проблемы. С начала века в стране разворачивался промышленный переворот, сословное общество «старого порядка» преобразовывалось в буржуазное: формировался рабочий класс и буржуазия. Причем в различных землях империи начиналось становление национальной буржуазии, чьи интересы нередко приходили в противоречие с интересами находившейся в привилегированном положении австро-немецкой буржуазии. После 1830 г. в стране возрастает социальная и политическая напряженность, ускоряется политизация общества, все более широкие круги населения вовлекаются в политику, формируются различные политические течения, которые во весь голос заявили о себе в 1848 г.

Революция 1848-1849 гг. в Австрийской империи свергла ненавистный меттерниховский режим, однако она не решила всех стоявших перед страной проблем. Правящим кругам империи удалось консолидировать свои силы и перейти в наступление. Революция была подавлена, во главе империи встал новый император Франц Иосиф I, который восстановил абсолютизм. В то же время революция поставила на повестку дня необходимость определенной модернизации государства.

Политика неоабсолютизма (1851-1859 гг.) была направлена на создание сильного централизованного государства с общими финансами, единой таможенной системой и военной организацией. При проведении этой политики правительство опиралось на армию, чиновничество и католическую церковь. Однако стремление к централизации и германизации обширной империи наталкивалось на сопротивление растущих национальных движений. Особенно резкий протест эта политика вызывала в Венгрии.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»