Профессия «Учитель». Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя. Мудрые мысли о педагогах

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Профессия «Учитель»
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка...

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»
(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает...»
(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить...»
(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...»
(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы...»
(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...»
(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников...»
(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...»
(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного...»
(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...»
(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»
(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться...»
(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами...»
(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...»
(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»
(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»
(С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...»
(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)

Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.

Школа – это мастерская, в которой учителя ежедневно создают будущее человечества.

Каждого из нас сотворили не только наши родители, но и учителя, сформировавшие наши характеры и судьбы.

Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого учителя.

– Кто дал тебе право так вести себя на уроке? – Простите, молодой, горячий… – И дерзкий.

У каждого в шкафу свои скелеты. А у учителей биологии еще и школьные.

Если вы подшучивали над учителем на занятиях, то справедливости ради позвольте ему посмеяться хотя бы на экзамене.

Все мы посвятили школе большой отрезок своей жизни, и лишь учителя ежедневно посвящают ей всю свою жизнь!

Учителя говорили нам, что знания пригодятся в университете. В университете взамен нам дали знания, которые пригодятся в специальности. Приходишь на работу, а тебя опять переучивают. Где-то вообще дают знания на будущее?

Экзамены не нравится ни ученикам, ни учителям, однако первым они хотя бы приносят пользу, у вторых же лишь отнимают время.

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

Учитель труда: – Сегодня на уроке будем делать гроб. – Зачем? – Схорониться мне надо…

Быть маленького роста не всегда хорошо, мне учителя уже не раз “н” ставили.

учителя всегда двойки рисовали в десять раз больше чем пятерки чтоб сцуко было видно))))

При изучении наук примеры полезнее правил.

рассказывает, заставляя копать картошку на своей даче.

Учитель попросил у учеников написать сочинение на тему – Лень. У Вовочки на первой страницы ничего не было, и на второй, и на третьей тоже было пусто. На четвертой странице была надпись – “Вот, что такое лень” 😀

Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат. Уинстон Черчилль.

Чтобы воспитать достойных учеников, учитель должен развить в них дух соперничества, и их главным соперником должен стать он сам.

Нельзя научить тому, во что не веришь сам.

Учитель одна из самых многогранных профессий, ведь он сочетает в себе исследователя и ученого, писателя и творца, психолога и стратега.

На фильм Звонок в кинотеатр пришли только учителя, потому что звонок - для учителя.

Спасибо Вам – учителя. Нам больно, нам больно до слез.Мы всех Вас любим и будем помнить.

Только первый учитель навсегда остается в памяти.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.

Учитель как актер, часто должен играть разные роли, сохраняя доверие к каждой из них.

Все-таки приятно, когда тебя уважает учитель!

Учиться – значит открывать то, что ты уже знаешь. Делать – значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь.

Учитель учит не только науке, но и жизни, становясь примером для учеников, поэтому выбирая учителя, подумайте о том, хотите ли вы что бы ваши дети стали такими же.

Учителя летом учат расшифровку иероглифов. Потому что с начала года, в каждой тетрадке написаны вроде русские слова но на каком-то непонятном языке 😀

Сижу на уроке, читаю статусы. Че то замечталась и не заметила как подошел учитель. Наорал, забрал мой телефон и читает на весь класс статус: просто заткнись и не мешай ребёнку мечтать. :О

Хороший учитель тот, кто любит то, чему учит и тех, кого учит.

Подвыпивший мужчина покупает чекушку водки и с досадой говорит: – На зарплату учителя не очень-то разгуляешься… – Вы учитель?! – удивляется продавщица. – Моя жена – учитель

Лишь наставник может научить применять знания на практике, чего не скажешь о книгах.

Учитель должен гордиться не оценками учеников, а их достижениями и победами.

Вот почему когда учителя говорят тебе серьезные вещи так хочется ржать?

Когда же учителя поймут, что списывали, списывают и будут списывать всегда!

Банальный ответ ученика на фразу учителя: -Почему ты забыл дневник???!!! Голова твоя тоже дома?! -Ага пойди найди!

Учитель должен дать понять ученикам, что важно не знает все на свете, а знать тех, кто знает.

Только учителя облают истинной властью.

Выражение Сапожник без сапог актуально и для учителей, ведь гораздо проще обучить чужих детей, но не собственных.

у нас учитель постоянно цитирует нам какие нибудь мульты, а потом утверждает, что он их не смотрит, что это типа его дети, но мы то всё знаем!

Учителя – воплощения идеалов и совершенства, но в наше время этот идеал столь не привлекателен, что мало кто к нему рвется.

Почему надо вставать, когда входят учителя, если они всё равно все говорят сидите, сидите?

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.

Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи.

Расстались с парнем 3 года назад, но я каждый год поздравляю его с Днем Учителя, ведь он научил меня любить…)*

Когда учитель спрашивает вас почему вы не сделали Д.з. смело отвечайте: “А зачем всёравно скоро конец света” 😀

Учитель тот, кто сам учится каждый день.

Часто учитель должен пожертвовать своим честолюбием и достоинством и позволить ученикам превзойти его.

Студентка тонет на экзамене по истории. Учитель задает наводящий вопрос: -А Вы не помните, какие документы Ленин подписывал не глядя? Студентка молчит. Профессор печально: – Эх, девушка, – мандаты… Возмущенная студентка: – Сам ты хер старый!

Учитель: Ты когда-нибудь нормальная бываешь? Подруга: Она всегда такая в полнолуние))

Вот учителя. на нас орут, что мы не помним что учили в прошлом году, а сами каждую контрольную все забывают.

Настоящий учитель не только тот, кто преподает, а тот, кто изучает свою науку и старается обогатить ее новыми открытиями

Учиться дозволено и у врага.

Учителя письма и грамматики, могут смело работать дешифраторами: ведь каждый день они расшифровывают мысли и почерк учеников.

Лучшие учителя наших детей – это наши внуки.

Научиться может каждый, учить – единицы.

Вот бывает пишу я домашку на листочках или реферат, доклад и потом скрепляю скрепками… мне работы мои возрващают, только где скрепки… я блин запастись ими не могу хД бедные наши учителя!)

Не все, кто старается научить, достоин звания учителя.

Основная цель учителей научить учиться.

Крепостное право отменили в 1861 году, но учительница истории нам об этом не

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.

Никогда не влюбляйтесь в учителей: учитель, как и врач – существо бесполое.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

Тот, кто так озабочен просвещением других, никак не выберет времени для собственного просвещения.

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.

Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души.

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.

Мудрые слова и афоризмы об учителе

Воспитатель сам должен быть воспитан.

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется.

Созидательные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя.

Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости.

Ученик как ножницы - надо знать, с какой стороны взяться.

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица.

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Больше всего учеников было бы у Диогена с бочкой вина.

Педагог, не знающий Корчака, столь же нелеп, как физик, не ведающий Эйнштейна.

Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал.

Сколько его не учили, он все равно считал себя образованным.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Говоришь людям: учитесь! А они привычно, вместо учения, зубрят учебники.

Суфий, давая наставления своему ученику, спросил его: - Понял ли ты? - Понял, - ответил ученик. - Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоём , а не твой ответ.

Доброхотные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Проговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. "Почему?" - задал вопрос удивленный ученик. "Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как молчать и слушать".

Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор.

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.

Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим.

Вчерашний день - учитель при сегодняшнем.

Школьный учитель, безусловно, получает слишком мало в качестве няни, но слишком много в качестве учителя.

Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем.

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.

Если коней научить смеяться, то ржать они все равно не престанут.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других.

Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна.

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Вечно учиться; но не вечно получать уроки.

Обязательные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

Желаю вам не оказаться рядом с человеком, всю жизнь стремившимся образовывать других. До чего узок горизонт этих людей! До чего утомляют они и нас, и, должно быть, самих себя, до бесконечности повторяя и пережевывая одни и те же мысли!

Пороки усваиваются и без учителей.

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Хочешь добиться расположения наставника? Дай ему время от времени исправить твою ошибку.

Найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика еще труднее.

Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.

Каждый настоящий учитель - это я сам в маске.

Для школьного учителя тот учебник истории, которым он сам пользуется, и есть Священное писание.

На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть.

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.

Истинный учитель должен держать дистанцию от своих учеников. Чтобы они не могли до него доплюнуть.

Качество учителя не определяется размерами толпы.

Учитель также является тем человеком, который вытаскивает на дневной свет хорошие черты характера мюрида ученика, тщательно избегая любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и средства для подпитки слабых ростков.

Отяготительные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

Гипотезы - это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.

Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает её сам.

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.

Учить не мыслям, а мыслить.

В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.

Животным можно родиться. Человеком - только стать.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат.

Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Час работы научит больше, чем день объяснения.

Вечно ты плетёшься в хвосте! - говорила ракета носителю.

Университетский преподаватель - это человек, разговаривающий в чужих снах.

Хочу предложить небольшую подборку таких высказываний:

«Учитель и ученик растут вместе.» (Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.» (Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами.» (Л. Сенека)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику.» (З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.» (М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.» (Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает.» (Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить.» (Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.» (Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы.» (И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» (А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников.» (М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.» (В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка.» (В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного.» (Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.» (Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» (К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.» (К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» (Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.» (Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» (Д. Менделеев)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.» (Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (А. Чехов)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.» (Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность.» (П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» (Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики.» (Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.» (С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» (Ш. Амонашвили)

В 1994 году случилось событие, которое задело и российских учителей: ЮНЕСКО ввела празднование Международного дня учителя 5 октября. Россия немедленно присоединила празднование «своего» Дня к этой дате, поэтому с 1994 года День учителя в России отмечается 5 октября.
Раз День учителя стал всемирным праздником, то прислушаемся, что думают об этой профессии во всем мире. Конечно, это будут полушутливые высказывания, тем не менее, ставшие афоризмами:


Norman Rockwell.

Знаменитый оратор Сократ говорил, что нет более сложного дела на земле, чем воспитать настоящего человека.
Его преданный ученик – Платон – замечал, что воспитание личности начинается с самого рождения человека и заканчивается только после его смерти.
Самый известный ученик Платона – мудрец Аристотель (который был наставником грозного Александра Македонского) – говорил, что сначала необходимо давать детям знания, а потом уже развивать в них необходимые навыки. Также Аристотель просил своих учеников запомнить, что в деле воспитания важно помнить три вещи: способности или дарования, знания и постоянные упражнения.



Henri Jules Jean Geoffroy (1853-1924)

Не менее известны афоризмы об учителях, принадлежащих перу римских мыслителей. Например, Катон любил повторять, что истинным учителем может называться лишь тот человек, чьи дела и слова совпадают, а Сенека – известнейший мудрец эпохи заката римской империи – добавлял, что призвание учителя очень трудное, поэтому если тебя хотят наказать боги, они сделают тебя учителем.


Нelen Аllingham

Обращали внимание на дело воспитания и образования и восточные мудрецы.
Восточные афоризмы об учителях полные тонкого юмора и умелого наставничества. Например, основатель буддизма – принц Гаутама, ставший Просвещенным Буддой, говорил, что учитель обязан отдать своим ученикам все свои знания, не оставив себе ничего.


Ефим Чепцов Переподготовка учителей (1925).

Китайский мудрец – великий Конфуций, имя которого до сих пор священно для любого представителя этой нации, полагал, что призвание учителя – это высшее призвание на Земле.
При этом он отмечал, что не поддаются учению лишь глупцы или чрезмерно обремененные знаниями люди.
Существуют восточные афоризмы об учителях, которые рассматривают их труд как тяжелый долг. Так, известна персидская пословица, звучащая примерно следующим образом: «Если бы Бог прислушался ко всем молитвам детей, на земле бы все учителя погибли», при этом в том же персидском фольклоре существует еще одна пословица, согласно которого строгий учитель лучше доброго отца.


Thomas Brooks - The New Pupil, 1854, oil on canvas

Афоризмы об учебе и учителях принадлежали перу наиболее знаменитых мыслителей и педагогов. Как полагал Мишель Монтень, учителям требуется много ума, чтобы учить детей, даже больше того, чтобы им было нужно, если бы они учились сами. Томас Фуллер, обращаясь к педагогам, пафосно восклицал: «Владея знаниями, не скупитесь на то, чтобы от вашего факела дети зажигали свои свечи!»
Прославился своими высказываниями, обращенными к педагогам, и Жан-Жак Руссо. В частности, он призывал педагогов не вдалбливать в головы детей определенные знания, а стремиться к тому, чтобы эти знания дети получили самостоятельно.


Francesco Bergamini A Present for Teacher

Об этом же писал Иммануил Кант, который, обращаясь к педагогам, призывал их: «Учите своих детей не заучивать мысли, а мыслить».
Похожее высказывание принадлежит и знаменитому педагогу Адольфу Дистервегу, который писал, что плохой учитель может научить только запоминать истину, а хороший помогает детям найти ее самим. Тот же Дистервег не без иронии замечал, что истинным учителем нельзя стать, освоив определенное количество наук, им можно только родиться.


Richard Redgrave, 1844.

Среди европейских афоризмов новейшего времени о педагогах особенно ярко можно выделить следующие:
Как отмечает Сэмюэл Батлер, есть два типа среди учителей: первые учат очень многому, а вторые – вообще ничему не учат.
Генри Адамс говорит о том, что каждый учитель в своем труде прикасается к вечности.
Ричард Олдингтон полагает, главная задача учителя – показать своему ученику верный путь в жизни и в мире людей.

По словам Карла Крауса, ученики питаются тем, что переварили для них учителя.
Современный писатель Пауло Коэльо отмечает, что роль учителя в мире огромна. Только тот, кто выдержал испытания на духовном пути, обрел терпение и мужество принимать все события в своей жизни без осуждения, может обрести как дар от небес настоящего учителя.

Русские афоризмы о школе и учителях разнообразны.
Все мы знаем слова А.С. Пушкина, замечавшего, что «мы все учились понемногу… чему-нибудь и как-нибудь….».
Среди русских философов и писателей такими афористичными высказываниями о педагогике прославился Лев Толстой.

В частности Толстой писал, что педагогом может быть только человек, обладающий определенными чертами характера и призванием к этой области труда.
Также Толстой с помощью афоризма выводит формулу настоящего учителя, он говорит, что такой учитель любит своих детей как родитель, и так же он любит свое дело.
При этом философ замечает, что учителю может быть и легко учить своих воспитанников, однако им, как правило, всегда тяжело дается эта учеба.


Раздрогин Игорь Александрович «Сельская учительница» 1957

Характерным для русской педагогической мысли является обращение к значению личности педагога в деле воспитания. На это указывает Дмитрий Писарев, замечая, что все в воспитании детей зависит от личности самого воспитателя.
Ему вторит Василий Ключевский, замечающий, что чтобы стать хорошим преподавателем, важно любить своих учеников и любить свою науку.


Николай Богданов-Бельский

Теперь можно подвести итоги вышесказанному об учителях:


Albert Anker(* 1831 * 1910)

Известны слова Р. Эмерсона о том, что учитель – это человек, умеющий превращать трудные вещи в легкие.
Константин Кушнер иронично и красиво замечает, что педагогическая нагрузка, которая лежит на учителе, так тяжела, что может сравниться только с космической перегрузкой.

В. Вильсон полагает, что прежде, чем воспитывать, учитель должен помнить о том, что в каждую истину, которую он раскрывает перед детьми, он должен верить сам.

Есть высказывание, которое приписывают Отто фон Бисмарку о том, что выигрывают все войны не генералы и не их армии, а учителя.

И, наконец, У. Черчилль когда-то позволил себе заметить, что у школьного учителя всегда больше власти, чем у премьер-министра. Это парадоксальное и красивое высказывание понравилось его избирателям и стало афоризмом.

Афоризмы о педагогах предлагаются самые разные. Юмористичные, реалистичные, риторичные – но самое главное в этих высказываниях – это понимание той величайшей роли, которая принадлежит учителю в мире людей.


Morgan Weistling



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»