Оксана Ляскина
Из опыта работы «Экологическое развитие детей младшего возраста»
Экологическое развитие детей младшего возраста
(из опыта работы )
В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии . Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родной области, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания . Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения.
Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания – умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. Но, получив необходимую сумму знаний и имея желание поступать правильно, человек не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.
В результате исследований Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н, Николаевой, А. М. Федотовой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте . Установлено, что в дошкольном возрасте возможно сформировать дифференцированное представление о живом и неживом. Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом.
Часто из – за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей .
Основная цель моей работы :
Создание благоприятных условий для .
Для достижения цели наметила следующие задачи :
1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях , животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.
5. Воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе;
Работу по экологическому воспитанию надо начинать с младшего возраста . Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические и физиологические особенности детей данного возраста . Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что – то новое.
Первый уровень ознакомления детей с природой является самым низким. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями. Только на первом уровне процесс обучения строится в группах младшего возраста . Это объясняется как малым жизненным опытом , так и особенностями мышления детей , которое в этом возрасте является наглядно – действенным.
За основу своей работы взяла общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой и парциальную программу, по которой работает наше дошкольное учреждение «Люби и знай свой край» .
Из программы я выбрала разделы, с учетом возрастных особенностей детей , которые способствуют расширению у детей элементарных экологических знаний .
В каждом разделе я выбрала темы наиболее знакомые детям этого возраста . С учетом возрастных особенностей разработала конспекты занятий , план работы с родителями . А итогом нашей работы были экологические досуги , развлечения , создание тематических альбомов и продуктивная деятельность детей .
Работа по экологическому воспитанию проводится в разных формах : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная форма занятий, прогулки, дидактические игры экологического содержания . Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является ИГРА .
В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании .
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой . Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников , применением новых видов игровой деятельности.
В ходе экологического воспитания детей младшей группы использую различные методы : наглядные (наблюдение, демонстрация) ; практические (игра, труд) ; словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт ) .
Для поддержания интереса детей к деятельности я использую :
Стихи и загадки;
Игровые приемы;
Иллюстративно – наглядный материал;
Метод моделирования;
Игры «Хорошо – плохо» ;
Сказки познавательного характера, потому что сказки более приятны и доступны детям для развития познавательных способностей.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию , но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого- развивающая среда – это понятие , которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе детей .
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого- развивающая среда в детском саду должна способствовать :
познавательному развитию ребенка ;
эколого-эстетическому развитию ;
оздоровлению ребенка;
формированию нравственных качеств;
формированию экологически грамотного поведения;
экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого- развивающую среду , необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно- развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты : уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей . Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками» . Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима : ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Маленький ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю.
В группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком . Так же, при помощи родителей собрано много материала на развитие тактильных ощущений ; жёлуди, шишки, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений.
Познакомить детей с природой , воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством с удовольствием поливают цветы в соответствии с обозначениями на горшках (на горшках наклеены знаки о мере потребности растения в солнце, воде, правилах ухода) наблюдают, ухаживают за ними. Дети нашей младшей группы стараются запомнить трудные названия растений, правила ухода.
Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях , развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Для закрепления материала был сделан лепбук по теме «Комнатные растения»
На подоконнике расположен мини огородик, где в пластиковых нарядных бутылках растут лук, петрушка, укроп, фасоль. В нашем природном уголке также есть макет «Деревушка Коровкино» , в котором расположены макет деревянного домика, забора и фигурки домашних животных. Наши дети с увлечением играют с фигурками животных, обыгрывают различные ситуации. Хотя бы такое общение очень важно для ребенка. Поэтому в образовательной деятельности я широко использовала наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.
С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания.
Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми младшего возраста .
Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром , развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память , внимание.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка , для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры : дидактические, экологические , настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей . Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.) . Самые первые наблюдения я организовывала с детьми : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую , как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры , посещение открытых мероприятий)
Мой опыт работы показал , что работу всегда надо начинать с проведения анкетирования, индивидуальных бесед. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей , поэтому все работы детей вывешиваются , выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами , поделками, рисунками других детей . Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей , воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.
Результатом моей работы по формированию экологических представлений у младших дошкольников явились положительные результаты. Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей ; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой. Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Родители принимали активное участие в создании условий для экологического воспитания детей : оформление и разбивка цветников на участке; приобретение растений в уголок природы, развивающих игр .
Опыт моей работы показывает , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию младших дошкольников , в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.
Список литературы :
1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2005.
2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей / Н . Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003-240 с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог . Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 -4 лет . - /Мозаика- синтез, 2010.
4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми младшего возраста . Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.
5. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. -2000.
6. Рыжова Н. А. Экологические игры в детском саду . - М. ; Изд. Дом «Карапуз» , 2001 - 432 с.
Морские выдры во сне держатся лапками друг за друга, чтобы их не разделило течением.
Детям об экологии
«Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд»
из сказки Бориса Заходера «Про все на свете».
Экология – молодая наука. Хотя о жизни животных и условиях их обитания писали еще древние индийские трактаты.
Эта наука развивается так быстро, что ученые затрудняются сказать, где ее границы.
Эта наука такая нужная! Она рассказывает, как живут существа в своих «домах» – экосистемах.
Эта наука говорит о том, что есть незыблемые законы, которым подчиняемся и мы, и наши соседи – животные, птицы, растения. Эти законы описывают и наши условия жизни – землю, воздух, воду и камни.
Девочка в городском дворе.
Все мы связаны, зависим друг от друга, нужны друг другу. Если меняется что-то вокруг нас, начинает меняться и все остальное. Например, в камнях жили одни звери, а люди убрали камни, распахали поля – и вот в полях стали жить другие животные и птицы; если поля пересохнут, станут жить новые виды живых существ.
Нам здесь лучше, чем в каменных джунглях.
Экология – точная наука. Благодаря ее формулам можно рассчитать, например, сколько километров леса нужно дикому волку, чтобы он не беспокоил фермерских животных, и многое другое.
Cколько нам надо парков?
Шмель на цветке
Не только человек меняет пространство вокруг себя – это делают и муравьи, и термиты, и пчелы. Это делают птицы и рыбы, огромные медведи и маленькие дождевые червяки. Но только человек так меняет все вокруг себя, что на десятилетия на планете Земля остаются безжизненные места – там нет ни птиц, ни червяков, ни медведей. И люди селятся там неохотно.
Асцидии - морские животные. Правда, очень красивые?
Даже просто хозяйствуя на Земле, люди каждый день уничтожают живое, и не просто живое – целые виды живых существ. Навсегда.
Подумаешь, пропадут микробы какие-нибудь, слизни, медузы, цветочки, червячки – да кому они нужны! – скажешь ты. Мало, что ли, их осталось? Каждый год новые виды находят – медуз, рыб, крабов там всяких или червячков.
Но ведь даже самое крошечное существо на земле кормит кого-то покрупнее. И если мы забудем об этом, страшно подумать, что мы натворим в конце концов и к чему это приведет!
Сегодня я все-таки хочу рассказать тебе о хорошем: о том, как мы, люди, используем богатства природной кладовой.
Ученые-бионики – слышали о такой науке? – изучают, как устроены растения, животные, насекомые. Дело в том, что в живой природе все сделано удивительно экономично, красиво и удобно. Эти законы и секреты природы ученые открывают, а потом – применяют в технике.
Ты, наверное, знаешь, что множество лекарств было создано благодаря растениям. Так и хочется сказать – нет бесполезных растений, есть неизученные!
Розовый землекоп в своем доме
Но больше всего меня поражают животные, которых изучают, чтобы узнать их тайны. Первым в моем списке идет, конечно, розовый землекоп. Живет он в жарких душных пещерах, где никто, кроме него, жить не может! А вот он – живет! Как? Почему? Почему он не болеет? Что позволяет розовому землекопу выжить?
На нашей планете есть существа, которые прячут тайну бессмертия – аксолотли, кишечнополостная гидра, и другие. А морские звезды и асцидии – морские животные – пока не раскрыли нам секрет вечной молодости.
Как же мы будем изучать тайны и секреты, находить лекарства и совершать удивительные открытия, если вокруг будет только изученный мир? Вернее – если все не изученное будет убито мусором, нефтяными пятнами, вырубками?
Каждый год ученые открывают множество новых видов живых существ, а исчезает их в 2 раза больше! Мы сами, люди, позволяем засыпать мусором и убивать наши природные богатства, наших неведомых спасителей, наших неизвестных защитников.
Чему могут научиться люди, глядя на эту красоту?
В сказке Бориса Заходера написано об экологии – но так просто и понятно! И называется она просто – «Сказка про всех на свете». Родители могут помочь тебе найти мультик, который был снят по этой сказке.
Фото Аллы Мутелики, Марины Лидис
Прежде, чем рассказать детям об экологии , надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы.
В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
У Бориса Заходера есть замечательные стихи:
Все на свете,
На свете нужны,
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское.
Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.
Помни простые правила поведения в природе:
- Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
- Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
- Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
- Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
- Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
- Не ломай веток на деревьях.
- Не оставляй за собой мусор на природе.
Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков.
Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озерах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.
Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.
Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.
Экология – не детская проблемаМожно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.
Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.
Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.
Экологичность ребенкаРебенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.
Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.
Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.
Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.
Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.
А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.
Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию , красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.
Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.
Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.
Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».
Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.
Несколько фактов о детях и экологии- Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
- Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
- В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
- У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.
Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.
Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.
Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.
Купите собачку, котенка, попугая…Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.
С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.
Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.
Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей , вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.
Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.
И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.
Малышковый возраст, пожалуй, самый любопытный возраст, когда мир кажется большим, широким, просторным, а в нём помещается столько удивительных вещей.
Книги издательства «Самокат» познакомят малыша с разными экосистемами. Из них ребеночек сможет узнать, что за пределами его густо населенного места обитания есть и другой мир. Вернее, миры, ведь экокнижек от Катрин Вилле целых четыре!
Данная серия от «Самоката» – прекрасная новость для тех родителей, которые очень пекутся о сохранности окружающей среды. И всё дело в том, что серия иллюстраций от Катрин Вилле – это 100% экопродукт. Издатели с гордостью рассказывают нам, что тираж одной только книжки позволил спасти от уничтожения целых 11 больших деревьев.
Мой маленький сад. Катрин ВиллеКатрин Вилле в своих книгах знакомит маленького читателя с четырьмя экосистемами. Давайте, сначала заглянем в лес.
Чтобы мы не заблудились среди могучих сосен и дубов, с нами в ознакомительное путешествие отправляются целых три провожатых: лиса, белка и барсук.
Первым делом зверята рассказывают, где они живут – вооон среди этих деревьев и мхов. Белки живут, например, в дуплах, лисы и барсуки – в глубоких норах.
В лесу очень-очень интересно, потому что каждый уголок этого места – разный. В лесу можно встретить и дубы, и клены, и акации, и ели, и можжевельник, и ольху. Попробуй, разгадай, что это за листья, от какого оно дерева? Родители могут пояснить, как важны нам деревья. Но ведь не только нам – плодами и семечками, которые дают деревья, питаются разные звери и птицы.
А что звери кушают ещё? Правильно, грибы и ягоды. Но, исследуя мир, нужно быть очень внимательным, ведь как грибы, так и ягоды могут приносить не только пользу и наслаждение, они бывают и опасными для здоровья, ядовитыми.
Вместе с белкой мы отправляемся в небольшое лесное путешествие дальше и замечаем большую шишку! Посмотрите, как белка рада встрече – она обнимает шишку, чьи семечки – её любимое лакомство. Помимо шишек в лесу можно найти и желуди, и шиповник, и каштаны.
Но, чшш.. что это за шум? Кто это говорит оттуда, со следующей страницы? Ага… целый отряд невиданных зверьков и насекомых! Малышу будет очень интересно познакомиться с зайцем и енотом, с совой и летучей мышью. И ещё узнать много интересных вещей со страниц экологической книги.
Это не конец текста, жмите на цифру 2, чтобы перейти к просмотру следующей страницы.