Про редакторскую политику. Нечто абсурдное, противоречащее логике, здравому смыслу. Синтаксические нарушения Нечто абсурдное

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Абсурд

В логике под абсурдом обычно понимается внутренне противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно, как, скажем, в высказывании «Русалки существуют, и русалок нет».

Абсурдным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Например, в высказывании «Иван Грозный был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и нет соответственно явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторая женщина является матерью, и она же не является матерью».

Абсурдное как внутренне противоречивое не относится, конечно, к бессмысленному. «Разбойник был четвертован на три неравные половины» - это, разумеется, абсурдно, однако не бессмысленно, а ложно, поскольку внутренне противоречиво.

Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременного утверждения и отрицания. Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона.

Понимание абсурда как отрицания или нарушения какого-то установленного закона широко распространено в естественных науках.

Согласно физике к абсурдным относятся, например, такие, не согласующиеся с ее принципами утверждения, как «Космонавты долетели с Юпитера до Земли за три минуты» и «Искренняя молитва преодолевает земное притяжение и возносит человека к Богу». Абсурдны с точки зрения биологии высказывания: «Микробы зарождаются из грязи» и «Человек появился на Земле сразу в таком виде, в каком он существует сейчас».

Никакой особой определенности в употреблении слова «абсурд», разумеется, нет. Даже в логике понятия «бессмысленное» и «абсурдное» употребляются как взаимозаменимые. В обычном языке абсурдным называется и внутреннее противоречивое, и бессмысленное, и вообще все нелепо преувеличенное, окарикатуренное и т.п.

В логике рассматриваются доказательства путем приведения к абсурду: если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.

Есть также художественный прием - доведение до абсурда, имеющий, впрочем, с данным доказательством только внешнее сходство.

Синтаксические нарушения

Каждый язык имеет определенные правила построения сложных выражений из простых, правила синтаксиса. Как и всякие правила, они могут нарушаться, и это ведет к самому простому и, как кажется, самому прозрачному типу бессмысленного.

Скажем, выражение «Если стол, то стул» бессмысленно, поскольку синтаксис требует, чтобы во фразе с «если..., то...» па местах многоточий стояли некоторые утверждения, а не имена. Предложение «Красное есть цвет» построено в соответствии с правилами. Выражение же «есть цвет», рассматриваемое как полное высказывание синтаксически некорректно и, значит, бессмысленно.

В искусственных языках логики правила синтаксиса формулируются так, что они автоматически исключают бессмысленные последовательности знаков. В естественных языках дело обстоит сложнее. Их синтаксис также ориентирован на то, чтобы исключать бессмысленное. Правила его определяют круг синтаксически возможного и в большинстве случаев позволяют обнаружить то, что, нарушая правила, выходит из этого круга.

В большинстве случаев, но не всегда. Во всех таких языках правила синтаксиса весьма расплывчаты и неопределенны, и иногда просто невозможно решить, что еще стоит на грани их соблюдения, а что уже перешло за нее.

Допустим, высказывание «Луна сделана из зеленого сыра» физически невозможно и, следовательно, ложно. Но синтаксически оно безупречно. Относительно же высказываний «Роза красная и одновременно голубая» или «Звук тромбона желтый» трудно сказать с определенностью, остаются они в рамках синтаксически возможного или нет.

Кроме того, даже соблюдение правил синтаксиса не всегда гарантирует осмысленность. Предложение «Квадратичность пьет воображение» является, судя по всему, бессмысленным, хотя и не нарушает ни одного правила синтаксиса русского языка.

Поэт В. Шершеневич считал синтаксические нарушения хорошим средством преодоления застылости, омертвения языка и конструировал высказывания, подобные «Он хожу». Внешне здесь явное нарушение правил синтаксиса. По только контекст способен показать, отсутствует ли в этой конструкции смысл и так ли непонятна она собеседнику. Ведь она может быть выражением недовольства стесняющими рамками синтаксиса. Может подчеркивать какую-то необычность или неестественность походки того, кто «хожу», или, напротив, сходство се с манерой ходить самого говорящего («Он ходит, как я хожу») и т.д. Если отступление от правил не является простой небрежностью, а несет какой-то смысл, улавливаемый слушателем, то даже это, синтаксически заведомо невозможное сочетание, нельзя безоговорочно отнести к бессмысленному.

И потом, нет правил без нарушений. Синтаксические правила важны, без них невозможен язык. Однако общение людей вовсе не демонстрация всемогущества и безусловной полезности этих правил. Мелкие, непроизвольные отступления от них в практике живой речи явление обычное.

Нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу .

  • В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет никакого смысла в рамках данной теории или системы , принципиально несовместимый с ней. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой.
  • В повседневном обиходе - бессмыслица, небылица, бред, чушь, гиль.
    • Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их».
    • Абсурд отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Например, высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмысленно, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно. Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания.
    • Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. В логике рассматриваются доказательства путем reductio ad absurdum («приведения к абсурду»): если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.
    • Абсурд надо отличать от семантически сумбурных предложений, например, следующих «автомобиль является рассказывает», «окно открылось высоко».
    • В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и всё нелепо преувеличенное.
    • В Словаре Ожегова: «нелепость, бессмыслица». В «Словаре иностранных слов»: бессмыслица, нелепость. Пустые и бессодержательные определения.
    • В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. Альбер Камю определяет абсурд как «невозможное». Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.
    • В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик.
    • Мышление персонажа, склонного к буквальному прочтению метафор (отождествлению означаемого и означающего), Вольф Шмид называет абсурдным («Проза как поэзия»). Среди абсурдно мыслящих персонажей он называет Адрияна Прохорова, главного героя повести А. С. Пушкина «Гробовщик».
    • В случае «приведения к абсурду» персонаж с его «правильными» и безупречными построениями вводится автором в максимально приближенную к исторической художественную реальность. Возникает логический тупик, несоответствие, какая-то загвоздка, разрешить которую, не отказавшись от идеи, нельзя. Таков, по мнению О. Л. Чернорицкой, метод Ф. М. Достоевского и некоторых других писателей.
    • Пьесы «Лысая певица » Э. Ионеско () и «В ожидании Годо » С. Беккета () ознаменовали рождение театра абсурда в качестве жанра или центральной темы. В драме абсурда обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а «фабула» строится исключительно вокруг проблемы коммуникации. Здесь можно выделить несколько типов абсурда: нигилистический абсурд, не содержащий даже минимальных сведений о мировоззрении и философских импликациях текста и игры; абсурд как структурный принцип отражения всеобщего хаоса, распада языка и отсутствия связного образа человечества; сатирический абсурд, используемый в отдельных формулировках и интриге и достаточно реалистично описывающий мир.

    См. также

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Абсурдизм - развитие философии экзистенциализма .
    • Абсурдные законы

    Литература


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Абсурд" в других словарях:

      - (от лат. absurdus нелепый, глупый) нелепость, противоречие. В логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия… … Философская энциклопедия

      Абсурд - Абсурд ♦ Absurde Не отсутствие смысла. Например, слово «затмение» ничего не означает, но ничего абсурдного в нем нет. И наоборот, то или иное высказывание может быть абсурдным лишь при условии, что оно что то означает. Воспользуемся… … Философский словарь Спонвиля

      - (лат. absurditas, от ab от и surdus глухой). Нелепость, бессмыслица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБСУРД [лат. absurdus нелепый] 1) бессмыслица, нелепость, нонсенс; 2) лит. драма а. одно из… … Словарь иностранных слов русского языка

      См. нелепость... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. абсурд абсурдность, бессмыслица, абракадабра, бред, нонсенс, нелепость, тарабарщина, вздор, ерунда, чепуха, чепуховина,… … Словарь синонимов

      абсурд - а, м. absurde m. 16 в., Монтень. Рей 1998. Нелепость, бессмыслица. Уш. Переписывал изъяснение слова Farce, взятого из Энциклопедии и перевел l absurde et l obscène нелепое и безчинное; кажется, что сие пойдет в представление к комедии. 1787.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      Понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными… … Энциклопедия культурологии

      - (от лат. absurdus нелепый) бессмыслица, нелепость … Большой Энциклопедический словарь

      - (лат. ad absurdum исходящий от глухого) термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В истории философии понятие «А.» стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика… … Новейший философский словарь

      АБСУРД, абсурда, муж. (лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      АБСУРД, а, муж. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда. Театр (драма) абсурда течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    Слив фактов. Какой-то ад в последние дни установился в топе ЖЖ.

    Сейчас мы уберем этот мусор!

    Набор новостей поражает: Украинская пропагнда, заказуха выведеная ботами в топ (об этом писал vmenshov ) Даже почитать нечего. СУП что у вас там происходит?

    Прочитал запись sharla_tanka о том, как редакция Живого Журнала лихо модерирует топ. На первых местах всегда можно видеть срачи про Украину и похожие посты. Уникальный и безобидный контент блогеров убирают сразу.

    Мои посты с мои фотографиями убрали сразу:

    Рубрика другое , я так понимаю существует, что бы не захламлять топ ЖЖ и показывать самые интересные записи.
    Но почему я вижу одни украинские посты? Про Боинг, про ополченцев, про Киев. Вы в конец сошли с ума? Что за манипуляция сознанием пользователей?

    Пост с нашей кошкой жестко поставили под фильтр
    Причем я знаю у редакции есть свой блогер, который ведет копипастную рубрику с котиками, но по каким-то причинам не убирают в другое, а своих наоборот всячески поощряют.

    Техподдержка молчит. Непонятно почему не отвечает - Господин молчаливый директор ЖЖ dimson , игнорирует все сообщения пользователей у себя в блоге.

    Как-то я спрашивал господина Дронова ( igrick бывший глава ЖЖ) про рубрику ЖЫР, ответ меня поразил:

    Сейчас у руководства видимо нет слов вообще.


    Как видим, новое руководство совсем некомпетентно.

    Абсурд - термин, обозначающий нелепость, бессмысленность какого-либо явления. Этимология слова «абсурд» отсылает нас к латинскому absurdus - неблагозвучный, несообразный, и surdus - глухой. Абсурд в таком значении - это отсутствие «звучащего» смысла.

    Вероятно, осмысление абсурда следует начинать не с него самого, а с тех ситуаций, в которых он себя проявляет. Осмыслить абсурд напрямую - что означало бы снятие абсурдности - попросту невозможно. Перед нами только «следы», оставленные абсурдом на поле смысла.

    Можно выделить два уровня явленности абсурда сознанию. Метафизический уровень и уровень обыденной жизни. Здесь вполне применима также антитеза сакрального и профанного.

    Говоря о нелепости или бессмысленности какого-либо явления, нужно помнить, что эти дефиниции, описывают, скорее, то, что мы ощущаем по отношению к феномену, чем сам феномен. Абсурден не феномен, абсурдно со-бытие феномену. Абсурд всегда возникает на границе. Как отмечал Камю: «Во всех этих случаях, от простейшего до самого сложного, абсурдность будет тем разительнее, чем сильнее разница между двумя членами моего сравнения. [...] Следовательно, я в праве сказать, что чувство абсурда рождается не из простого рассмотрения единичного факта и не из отдельного впечатления, а высекается при сравнении наличного положения вещей с определённого рода действительностью, действия - с превосходящим его миром.

    По сути своей абсурд - это разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения.


    Какими же свойствами должно обладать явление, чтобы восприниматься как абсурдное, нелепое? Можно выделить два типа феноменов, столкновение с которыми порождает чувство абсурда:
    1. Смысл, который не вмещается в построения человеческой логики , в структуру нашего мышления. В этом случае мы имеем дело с тем, что можно обозначить как «абсурдный избыток смысла».
    2. Структура, лишё нная смысла . В этом случае мы сталкиваемся с «абсурдом пустоты». Если согласиться с определением, что абсурд - это бессмысленность феномена или явления, то этим мы утвердим не только отсутствие смысла, но и наличие некоего объекта. Это «нечто» лишённое смысла, а не просто «ничто». Именно включение пустоты в некую структуру порождает абсурд.
    Оба типа феноменов являются агентами абсурда. Первый являет ослепительное сияние смысла, второй - ослепляющее зияние пустоты.

    Абсурд - это некая диспропорция формы и содержания, означаемого и означающего.

    Намек на подобную классификацию агентов абсурда мы находим и у Ролана Барта. Он пишет: «...целостный образ исключает возникновение мифа или, по крайней мере, вынуждает мифологизировать только саму его целостность. [...] Этот миф противоположен, но симметричен мифу абсурда: во втором случае форма мифологизирует „отсутствие“, в первом - чрезмерную полноту».

    Абсурд с точки зрения метафизики предстает либо как превосходящий человека смысл, либо как зияющая пустота.

    В связи с первым значением необходимо вспомнить знаменитое выражение, приписываемое Тертулиану: "Credo quia absurdum est" (верую, ибо абсурдно). Очевидно, что ощущение абсурда в этом случае возникает у человека от соприкосновения с областью Божественного. Поскольку разум человека не может вместить духовной реальности, сама встреча переживается им как нечто абсурдное.

    Для Тертулиана абсурд - это явленность Бога этому миру. Так в трактате «О плоти Христа» он пишет: «Будет явно неразумно, если мы станем судить о Боге, руководствуясь нашим здравым смыслом, [...] что будет столь же „глупо“, как веровать в Бога рождённого, и притом от Девы, и к тому же во плоти, Который „погряз“ во всех этих бесчестиях природы? [...] Есть, конечно, и другие „немудрые“ вещи, которые относятся к поношениям и страстям Господним. Или, может быть, скажут, что распятый Бог - это рассудительно? [...] Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно».

    Сфера инобытия - это область, где искажаются пространство и время. Однако искривление пространственно-временного континуума воспринимается человеком как нечто абсурдное, нарушающее каузальность событий.


    Примечательно, что искажение пространства и времени становится художественным приёмом в жанре волшебной сказки. Один час, проведенный героем в ином мире, может быть равен году в мире реальном. Картина потустороннего мира моделируется через введение иного хронотопа. Это характерно не только для волшебной сказки. Фактически, вся средневековая литература, пропитанная религиозным восприятием действительности, может служить примером существования героя в двух измерениях. В исследованиях, посвящённых рыцарскому роману, М. М. Бахтин отмечал, что хронотоп рыцарского романа - это чудесный мир в авантюрном времени. Инобытие вторгается в человеческий мир, меняет течение времени, каузальность событий, верх и низ, право и лево. «Появляется сказочный гиперболизм времени, растягиваются часы, и сжимаются дни до мгновения, и самое время можно заколдовать; появляются характерные для сновидений специфическое искажение временных перспектив. [...] Этой субъективной игре со временем, этому нарушению элементарных временных соотношений и перспектив соответствует в хронотопе чудесного мира и такая же субъективная игра с пространством, такое же нарушение элементарных пространственных отношений и перспектив».

    Чувство абсурда порождается в религиозном сознании не только из-за столкновения с божественной реальностью. Метафизическая реальность зла также становится агентом абсурда. Однако если «божественный» абсурд являет переизбыток смыла, то абсурдность зла - это смысловой коллапс.

    Самым ярким образом такого абсурда является ад. Еврейское слово «шеол», переводимое на русский как ад, означает пустоту, эфемерность.

    Согласно христианскому учению, после смерти люди либо попадают на Небеса и обретают истину во всей полноте, либо, отвернувшись от Бога, оказываются в пустоте ада и сами становятся внутренне опустошёнными.

    В аду вместо человека остаётся один грех, гримаса без лица (собственно, поэтому, в аду не лица, а личины). Рассуждая об аде, К. С. Льюис писал: «Потому и трудно понять ад, что понимать почти нечего, в прямом смысле слова. Но и на земле так бывает: [...] сперва ты злишься, и знаешь об этом, и жалеешь. Потом, в один ужасный час, ты начинаешь упиваться злобой. Хорошо, если ты снова жалеешь. Но может прийти время, когда некому жалеть, некому даже упиваться. Сварливость идёт сама собой, как заведённая».

    Не только метафизическая реальность способна породить чувство абсурда. Сама «заброшенность» человека в этот мир осмыслялась многими мыслителями ХХ века как нечто абсурдное. Однако при отсутствии метафизической перспективы, человек приходит только к абсурду пустоты.


    Описывая ситуацию, в которой оказался человек, А. Камю отмечает: «Он испытывает желание быть счастливым и постигнуть разумность жизни. Абсурд рождается из столкновения этого человеческого запроса с безмолвным неразумием мира. [...]
    Иррациональность, человеческая ностальгия и абсурд, вытекающий из их встречи, - таковы три действующих лица той драмы, которая неминуемо должна покончить со всякой логикой, на какую бытие способно».

    Собственно, для Камю именно человек становится неким «инобытием» в этом мире. Он в мире, но не от мира, и в этом драма его существования. «Когда мир поддаётся объяснению, хотя бы и не слишком надёжному в своих доводах, он для нас родной. Напротив, человек ощущает себя чужаком во вселенной, внезапно избавленной от наших иллюзий и попыток пролить свет на неё. И это изгнанничество неизбывно, коль скоро человек лишён памяти об утраченной родине или надежды на землю обетованную. Разлад между человеком и окружающей его жизнью, между актёром и декорациями и даёт, собственно, чувство абсурда».

    Ощущение бессмысленности, бесцельности существования, отраженное в культуре ХХ века, связано не только с утратой метафизической перспективы и секуляризацией. Усилению чувства абсурда способствовал также научный прогресс. Появилась новая форма искажения пространства и времени, связанная с развитием технологий. Современный человек получает информацию из самых недоступных мест за чрезвычайно короткое время. Объекты, отдалённые от нас в пространстве, стали близкими благодаря новым средствам коммуникации.

    Всё это, как отмечает Маршал Маклюэн, приводит к ощущению абсурдности происходящего. Он пишет: «Эту современную дилемму западного человека - дилемму человека действия, оказывающегося изолированным от процесса действия, - исчерпывающе воплощает опыт театра абсурда. Таковы происхождение и притягательность персонажей Сэмюэла Беккета».

    Ощущение абсурда действительно, прежде всего, отражается на искусстве. На разные лады в литературной, живописной, театральной форме обыгрывается структура, обрамляющая пустоту.


    По словам Клюева, для литературы абсурда характерна именно гиперструктурированность. «„Cемантический скандал“, учиняемый абсурдным текстом, уравновешивается - и тем самым фактически сводится на нет - абсолютным „структурным покоем“, или „структурным комфортом“. [...] Что же касается абсурдных стихов, то их отличает не просто наглядно, но до маниакальности скрупулёзно организованная структура».

    Действительно в литературе абсурда можно наблюдать феерию структур лишённых смысла. Однако абсурд в сфере искусства является зачастую только отражением абсурда в общественных образованиях. Похоже, что социальные структуры имеют тенденцию к выхолащиванию смысла. И чем меньше смысла в социальной структуре, тем больше возрастает её структурированность.

    В художественной литературе административный абсурд часто является одним из символов абсурдности существования вообще. В качестве иллюстрации можно вспомнить хотя бы «Замок» Кафки. Примечательно, что бюрократический аппарат чаще всего воспринимается как чуть ли не главный агент абсурда. Но это справедливо для любых ситуаций, когда человек попадает в положение зависимости от чьей-то власти, становится объектом, обезличивается.

    Ф. Г. Юнгер отмечает: «Там, где человек воспринимается, предполагается, утверждается не как личность, а как составная часть, происходят коренные изменения. Человек становится рукой, ногой, движением, он становится винтиком, вентилем, выключателем, он становится одной из функций функционирующего механизма. Понятие человека сводится к понятию функции. Бесчувственность составляющих элементов чувствуется во всём: в административных учреждениях, на заводах, в пунктах управления, в транспорте и в том языке, на котором там говорят».

    Механизм - это апогей структурированности, но вместе с тем это и что-то в высшей степени абсурдное, так как механизм бездушен.


    Превращение человека в механизм - это апофеоз абсурда. Дальше структуре уже некуда развиваться, она поглотила собой всё живое. Абсолютно механизированное общество - это общество являющее собой абсолютный абсурд.

    С социальной точки зрения абсурд - это ситуация, в которой человек лишается смысла своего существования, теряет человеческое лицо. Человеческая речь также утрачивает в подобной ситуации своё назначение как средство коммуникации. Слова, продуцируемые в ситуации абсурда, пусты, бессодержательны. Это речевые штампы и лозунги, за которыми ничего не стоит.

    Здесь мы можем найти массу примеров в недалёком советском прошлом. Но и западное общество изобилует подобными примерами. Ролан Барт в своей статье «Удовольствие от текста» отмечает: «Между прочим, энкратический язык (тот, что возникает и распространяется под защитой власти) по самой своей сути является языком повторения; все официальные языковые институты - это машины, постоянно пережевывающие одну и ту же жвачку; школа, спорт, реклама, массовая культура, песенная продукция, средства массовой информации безостановочно воспроизводят одну и ту же структуру».

    Ситуация человека, столкнувшегося с абсурдностью некоторых бюрократических правил и установок, интуитивно понятна каждому. Но это ситуация внешняя по отношению к самому человеку. Более интересен вопрос - что происходит с бюрократом? Почему человек становится «носителем» абсурда?

    Очевидно, здесь уместно вспомнить такое психологическое понятие как «профессиональная деформация личности». Социальная роль полностью поглощает человека. В итоге остаётся только функция; некая маска, за которой уже ничего нет. Как отмечает Р.М. Грановская, «бюрократы выдают форму за содержание, а содержание за нечто формальное. [...] Бюрократ, который мыслит себя как воплощение определённых должностных функций и государственных интересов, деформирован, поскольку ничего кроме этого его „Я“ не содержит».

    Административный абсурд стремится подчинить себе всё человеческое существование, регламентировать не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь. Структура стремится проникнуть внутрь, чтобы произвести из человека свое полное подобие, сделать его воплощением абсурда.

    Однако выхолащивание смысла возможно не только через бюрократию. «Общество массового потребления» также является механизмом порождающим чувство абсурда. Как показал Герберт Маркузе, репрессивная десублимация является инструментом для производства «одномерного человека», лишённого подлинного смысла существования.

    Жиль Липовецкий отмечает, что утрата смысла в современной культуре связана с нарциссизмом, замкнутостью на себя.

    «Подобно тому, как общественная сфера эмоционально опустошается вследствие избытка информации, роста потребностей и эмоций, наше „Я“ утрачивает свои ориентиры и свою целостность благодаря избытку внимания: „Я“ стало расплывчатым. Повсюду исчезновение весомой реальности, налицо десубстанциализация, окончательная утрата территории, свойственная постмодерну».

    Противостояние обессмысливанию жизни в европейской культуре ХХ века осуществляется преимущественно благодаря искусству, вскрывающему неподлинность, пустоту. Подобной способностью к «разоблачению» обладает театр абсурда, литература абсурда, живопись абсурда и т. д. Борьба против абсурда заключается здесь в демонстрации пустых структур, лишённых содержания.

    Иван Голль пишет: «Прежде всего необходимо разбить внешнюю форму, рациональный, условный, моральный порядок, - все формализованные характеристики нашего существования. Человека и вещи нужно показывать в возможно более обнажённом виде, причём для достижения наибольшего эффекта ещё и через увеличительное стекло». Таким увеличительным стеклом для Голля является маска. Отметим, что маска - сама по себе - это тоже пустая структура. Однако в театре она может быть использована для радикального разоблачения социальной действительности.

    «Искусство в той мере, в какой она хочет образовывать, улучшать, быть сколько-нибудь действенным, должно подавлять обычного человека, пугать его - как маска пугает детей. [...] Искусство должно вновь превратить человека в ребёнка. И самый простой способ этого добиться - „гротеск“, - в той, однако, мере, в какой он не вызывает смеха. Однообразие и глупость людей столь велики, что их можно исцелить лишь чем-то огромным. [...] Вот почему новая драма будет прибегать ко всем техническим средствам, которые сегодня заменяют маску, например, к фонографу, который изменяет голос, к световой рекламе или к громкоговорителю».

    Подобные творческие интенции можно обнаружить и у Эжена Ионеско. Театр Эжена Ионеско - это борьба против пустоты, критика пустых людей и пустых структур.

    «Речь идёт, прежде всего, о мелкой буржуазии во вселенском масштабе, поскольку мелкий буржуа - это человек воспринятых им идей, лозунгов, всеобщий конформист: такой конформизм, конечно же, - это его автоматический язык, который и разоблачает человека. Текст „Лысой певицы“ или учебника английского языка (или русского, или португальского), составленный из готовых выражений, из самых избитых клише, раскрыл мне тем самым автоматизм языка, поведения людей, „разговора, ведущегося чтобы ничего не сказать“, разговора, ведущегося, потому что человек не может сказать ничего личного, он раскрыл мне отсутствие внутренней жизни, механицизм повседневности, человека, погружённого в свою социальную среду, не отличающего себя больше от неё. Смиты, Маргариты не умеют больше говорить, поскольку они больше не умеют мыслить, а не умеют мыслить потому, что они больше не умеют чувствовать, не имеют больше страстей, они не умеют больше быть, они могут „стать“ кем угодно, чем угодно, поскольку, не существуя на самом деле, они суть всего лишь другие, суть мир безличного. [...] Комические персонажи - это люди, которых не существует».

    Театр и литература абсурда разоблачают абсурд в социальной сфере. В какой-то мере они являются индикаторами состояния общества.


    Всплеск произведений с абсурдной тематикой указывает на то, что общество находится в состоянии аномии. Полное отсутствие произведений абсурда (в силу их запрещенности) указывает на то, что абсурд в социальной сфере стал тотальным.

    Список литературы

    1. Барт Р. Мифологии. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
    2. Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1989
    3. Бахтин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000.
    4. Бергсон А. Смех. Сартр Ж. - П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и Л. Андреева. - М.: Панорама, 2000. - 608 с.
    5. Голль Иван. Сверхдрама. // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. - М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
    6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - 3-е изд., с изм. и доп. - СПб.: Свет, 1997.
    7. Ионеско Эжен. Трагедия языка. // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. - М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
    8. Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 352 с.
    9. Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. - М.: Изд-во УРАО, 2000.
    10. Липовецки Жиль. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - Спб.: «Владимир Даль», 2001.
    11. Льюис Клайв С. Расторжение брака. Клин: Фонд «Христианская жизнь» / пер. Н. Тауберг. - 2003.
    12. Маклюен Маршал . Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. - 1994. - № 2. С. 67-74.
    13. Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
    14. Стафецкая М. Феноменология абсурда // Мысль изреченная. М., 1991
    15. Тертулиан. О плоти Христа // Тертулиан. Апология / Тертулиан. - М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Северо-Запад Пресс», 2004.
    16. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. - СПб.: «Владимир Даль», 2002.

    В логике под абсурдом обычно понимается внутренне противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно, как, скажем, в высказывании «Русалки существуют, и русалок нет».

    Абсурдным считается также выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие. Например, в высказывании «Иван Грозный был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и нет соответственно явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторая женщина является матерью, и она же не является матерью».

    Абсурдное как внутренне противоречивое не относится, конечно, к бессмысленному. «Разбойник был четвертован на три неравные половины» - это, разумеется, абсурдно, однако не бессмысленно, а ложно, поскольку внутренне противоречиво.

    Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременного утверждения и отрицания. Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона.

    Понимание абсурда как отрицания или нарушения какого-то установленного закона широко распространено в естественных науках.

    Согласно физике, к абсурдным относятся такие, например, не согласующиеся с ее принципами утверждения, как: «Космонавты долетели с Юпитера до Земли за три минуты» и «Искренняя молитва преодолевает земное притяжение и возносит человека к Богу». Биологически абсурдны высказывания: «Микробы зарождаются из грязи» и «Человек появился на Земле сразу в таком виде, в каком он существует сейчас».

    Никакой особой твердости в употреблении слова «абсурд», разумеется, нет. Даже в логике «бессмысленное» и «абсурдное» нередко употребляются как имеющие одно и то же значение и взаимозаменимые. В обычном языке абсурдным называется и внутренне противоречивое, и бессмысленное, и вообще все нелепо преувеличенное, окарикатуренное и т. п.

    В логике рассматриваются доказательства путем «приведения к абсурду»: если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.

    Есть также художественный прием - доведение до абсурда, имеющий, впрочем, с данным доказательством только внешнее сходство.

    О носе американской актрисы Барбары Стрейзанд один рецензент сказал: «Ее длинный нос начинается от корней волос и кончается у тромбона в оркестре». Это - абсурдное преувеличение, претендующее на комический эффект.

    И еще пример - из армейской жизни, интересный не столько сам по себе, сколько комментарием к нему.

    Новобранец-артиллерист неглуп, но мало интересуется службой. Офицер отводит его в сторону и говорит: «Ты для нас не годишься. Я дам тебе добрый совет: купи себе пушку и работай самостоятельно».

    Обычный комментарий к этому совету таков: «Совет - явная бессмыслица. Купить пушку нельзя, к тому же один человек, даже с пушкой, не воин. Однако за внешней бессмысленностью проглядывает очевидная и осмысленная цель: офицер, дающий артиллеристу бессмысленный совет, прикидывается дураком, чтобы показать, как глупо ведет себя сам артиллерист».

    Этот комментарий показывает, что в обычном языке «бессмысленным» может быть названо и вполне осмысленное высказывание.

    Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

    Абсурд и человеческая ситуация Существенная разница между повседневной жизнью и философией состоит в том, что в первой абсурдные происшествия случаются время от времени, а вторая изучает ситуации абсурда, который, пронизывая все человеческое существование, является

    Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

    АБСУРД АБСУРД (лат. absurdus - нелепый, от ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие "А."

    Из книги Философия одиночества автора Хамитов Назип Валентинович

    Глава 6 Любовь и абсурд: одиночество Сальвадора Дали 1Безумный Дали был слишком влюблен в Галу, чтобы любить ее. Поэтому в его творчестве бесконечное доминирует над вечным, а высокое - над возвышенным. В его работах очень много пространства, но почти совсем нет времени, ибо

    Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

    АБСУРД В логике под абсурдом обычно понимается внутренне противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно, как, скажем, в высказывании «Русалки существуют, и русалок нет».Абсурдным считается также выражение, которое внешне не

    Из книги Спиноза автора Соколов Василий Васильевич

    Из книги Сегодня я увидела… автора Гусман Делия Стейнберг

    … абсурд Сегодня я увидела абсурд… Конечно, за свою жизнь я не раз сталкивалась с ним, но бывают моменты, когда какие-то явления или события видятся особенно ясно.Каким я увидела абсурд? Он был словно тугая и неестественно скрученная пружина, готовая выстрелить при первом

    Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

    Абсурд (Absurde) Не отсутствие смысла. Например, слово «затмение» ничего не означает, но ничего абсурдного в нем нет. И наоборот, то или иное высказывание может быть абсурдным лишь при условии, что оно что-то означает. Воспользуемся несколькими традиционными примерами. «На

    Из книги Мир образов автора Менегетти Антонио

    Абсурд (Доказательство От Противного) (Absurde, Raisonnement Par L’-) Рассуждение, доказывающее истинность того или иного утверждения путем показа явной ложности по крайней мере одного из следствий противоположного утверждения. Чтобы доказать, что нечто есть «р», строят гипотезу,

    Из книги автора

    Абсурд (Сведение К Абсурду) (Absurde, Reduction А L’-) Своего рода отрицательная разновидность доказательства от противного и одновременно его начало. Сведение к абсурду доказывает ложность утверждения путем демонстрации ложности по крайней мере одного из его следствий,

    Из книги автора

    Введение в «Абсурд» образов как путь обретения критерия реальности Имагогика – сознательный и добровольный опыт прочтения активных образов, отражающих целостность индивидуального существования на сознательном и бессознательном уровнях.Сновидение – это



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»