Православные истории. Какая разница между формальной и живой исповедью

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Начало, основание и вершина духовной жизни в Православии – сугубое покаяние. Это тот самый трудный и узкий путь, по которому нам завещал идти Спаситель. На этом пути возникает у нас множество препятствий, преткновений, недоумений.

И вот – прославленный русский , глубокий и тонкий знаток человеческой души, сам прошедший скорбный путь покаяния и теперь молящий Бога о нас, грешных, преподает нам бесценные уроки.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащения. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: «от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания» (). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал , когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва – душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему ().

Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего. В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных , обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1318

Какая разница между формальной и живой исповедью?

Дмитрий , Москва, Россия
27/04/2004

Снова здравствуйте отец Олег!
Я хотел бы исповедаться и у меня есть вопрос, нужно ли отвечать на все вопросы, которые даны в разделе "Исповедь"?

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Димитрий.

Отвечать на все вопросы не надо, но лишь на те, которые касаются твоих конкретных грехов. Ненужные вопросы просто опускай.

В отношении исповеди есть нужда указать на большой недостаток, который есть у большинства исповедников.
Представлю его в форме письма к условному духовному чаду.

Допустим, что мое чадо духовное нашло вариант исповеди, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым, использовало его за основу своей исповеди и направило мне. (Надо отметить, что у святителя Игнатия исповедь представлена в общих словах).

Отец Олег: Мне этот тип исповеди не нравится. Это отменный образец формальной исповеди, в котором вроде бы перечислены все основные виды грехов, имеющие отношение к каждому из нас, но нет конкретности. По этой причине им легко прикрываться при проверке своей совести. Мол, это я делал, и к этому причастен, и это мне не чуждо. Но, в реальности нет ничего конкретного моего. Это схема или общий образец, которую ты должен оживить реальным наполнением, а не только чувством согласия своей сопричастности к названию указанных типов и видов грехов. В нем нет реального указания конкретных твоих грехов. В таком случае очень легко "каяться" в общих грехах и исповедовать их, в общем. Намного труднее сказать с покаянным чувством, что согрешил, например, не просто воровством, а именно взял у соседки Прасковьи Ивановны ведро в ее отсутствии, и присвоил себе.

Чадо: Все время чувствовал себя неловко, когда исповедовался из-за того, что казалось, делаю это не подобающим образом.

Отец: И продолжаешь это делать, меняя варианты.

Чадо: А тут у Святителя Игнатия Брянчанинова встретил образец Богоугодной Исповеди.

Чадо: Если не возражаете, батюшка Олег, возьму за правило использовать этот дивный образец человеческого смирения, для своего покаяния.

Отец: Я возражаю против механического использования чужих образцов чужого смирения. Надо его для себя приспособить, творчески оживить и наполнить реальным и конкретным содержанием от своей жизни и деятельности.

Чадо: Вернулся после исповедания грехов к началу письма. Знаю Ваше строгое отношение, батюшка Олег, к формальной исповеди. Поверьте, каждое написанное ниже слово нашло отклик в совести моей и вызывало желание покончить с тем, что я написал.

Отец: Верю что так, но нельзя оставить воровство в принципе или в общем. Можно оставить конкретное воровство семечек на рынке, булочек в местной булочной, огурцов у соседки в огороде и т.д.

Пройдусь комментарием с замечаниями по твоей "исповеди".

Чадо: Исповедаю аз многогрешный р.Б. Имярек

Отец: «Многорешный» говори только тогда, когда это чувство испытываешь на самом деле. Если не испытываешь, то пиши правду: понимаю, что многогрешный, но, увы, не чувствую сего от сердца.

Чадо: Исповедую Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеях во все дни живота моего,

Отец: Не надо писать исповедь на прекрасном церковно-славянском языке. Он хорош для церковных молитв. Исповедоваться лучше всего на привычном для тебя современном русском языке, со свойственным тебе строем, стилем и особенностями.

Не надо каждую исповедь повторять: во все дни живота моего. Это ложь и формализм. Ведь на самом деле в дальнейшем изложение этого не последует. Поэтому говори правду, что исповедуешь те грехи, которые заметил (именно заметил, ибо далеко не все грехи мы и замечаем то) за собой со дня последней исповеди, а также те, которые пришли на память от прежде соделанных и не исповеданных по забвению.

Чадо: яже помыслих даже до сего дне. Согрешил: пред Господом маловерием

Отец: Как? В чем оно конкретно проявилось или проявляется?

Чадо: и замедлением в помыслах, от врага, всеваемых против веры и св. Церкви;

Отец: Ты должен объяснить, что значит, по-твоему, замедление в помыслах? Почему указываешь только один вид помыслов - против веры и Церкви? Остальные, что, не принимаешь? А против отца духовного? А против ближних? А сребролюбия? А блуда? А гнева? и т.д.

Чадо: неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния,

Отец: Какой неблагодарностью? Неблагодарностью в молитвах своих; или в чувстве своем? Или забываешь благодарить? Или не всегда и не всякий раз благодаришь? Или благодаришь не искренно и не от сердца, а лишь повторяя чужие слова формально?

Чадо: призыванием имени Божия без нужды - всуе.

Отец: А мы призваны к непрестанному молению именем Божьим, а не только по нужде. У нас нужда призывать Его имя непрестанно. Другое дело, что призывал Его имя всуе, т.е. без должного внимания, без контроля, для связки слов, в суетных делах и попечениях, без должного памятования о Нем, без ощущения предстояния пред Ним, без должного благоговения, веры и любви.

Чадо: Согрешил: перед Госпожой Пресвятой Богородицей неблагодарностью за милость, скорую помощь в обстояниях и покров множества немощей.

Отец: Это как же и каким образом? Надо раскрыть конкретно.

Чадо: Согрешил: не имением к Господу любви, ниже страха, не исполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; стыдился креститься и исповедовать Господа.

Отец: Опять общая вода. Разъясни, что значит в твоем случае «не любишь Господа». Что значит «не боишься Его». Что значит «не исполняешь святую волю Его». Как это не исполнение у тебя происходит, в чем именно? Как ты это замечаешь и почему не исправляешь?

Например, ты должен был сказать так: "Господь повелевает через святых отцов нести нелицемерное послушание своему духовному отцу и стараться ничем не огорчать его. Я же окаянный ослушался отца своего в том, что принял помысел от беса или от своего падшего естества и поехал без благословения и разрешения отца (а значит и Бога) посетить то-то и то-то. При этом еще, о горе мне безумному и помраченному, подбил других людей ехать со мной в не благословенное дело, чем и их втянул в грех непослушания и подставил под удар. Прости мне это Господь милосердный и ты, честный отче прости мне дерзость эту".

Видишь разницу между образцом живой конкретной исповеди и общим упоминанием, в общем!

Чадо: Согрешил: любви к ближнему не сохранил,

Отец: Какой любви? В чем конкретно не сохранил? В чем проявил нелюбовь? Перечисли конкретно все замеченные случаи и по ним определи страсть или страсти, уводящие тебя от любви и ее дел.

Чадо: не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных;

Отец: Чадо, от этого твоего употребления общих слов меня просто уже коробит! Ну, как же так лицемерно можно говорить?

Каких это алчущих людей ты не накормил? Укажи имена, адреса, конкретного ненакормления или прохождения мимо голодных. Без этого твое заявление не имеет силы. Это все равно, что потерпевший от вора человек придет в милицию писать заявление и укажет лишь, что его в принципе обокрали, но не укажет, что именно взяли, когда и при каких обстоятельствах. Будет ли кто расследовать просто "воровство" в принципе?

Чадо: Закону Божию

Отец: Какому закону? В чем именно? В каких пунктах Закона, и каким образом?

Чадо: и св. Отцов преданиям

Отец: Чадо, каким преданиям?

Чадо: от лености и небрежения не поучался.

Отец: Это как? Лежит, мол, на столе книга святого отца, ты имеешь время, силы и возможность прочитать ее, но ленишься и предаешься неге - продолжаешь лежать в постели или на траве и смотреть в потолок или на небо, думая о земном.

Чадо: Согрешил: домашнего правила неисполнением,

Отец: Это как? Что, ты вообще не исполняешь правила (кстати, какого именно)? Или несколько раз оставлял? Если так, то сколько раз? И по какой причине не исполнял?

Чадо: оставлением утренних, вечерних и других молитв;

Отец: Конкретно, сколько раз, почему и каких других молитв? Если другие молитвы не входят в правило, то ты волен их оставлять по своему усмотрению.

Чадо: в домашней службе - согрешил не достодолжной подготовкой к службе

Отец: Конкретно о чем речь? В чем проявлялась эта не достодолжная подготовка? Какая должна быть достодолжная?

Чадо: по лености и нерадению,

Отец: Как это, конкретно?

Чадо: невниманием к чтению, рассеянностью ума,

Отец: Каким невниманием? Как это проявлялось и почему? Что мешало вниманию? Какая страсть?

Чадо: забвением, что предстою пред Господом.

Отец: Неужели ты совсем не помнил пред Кем стоял и Кому молился? Или не было полного чувство осознания этого? И переживания ощущения Бога на молитве, что есть дар Божий.

Чадо: Согрешил: не почитанием праздников Божьих;

Отец: Как? Каких? Когда? каким образом? Что делал взамен почитания?

Чадо: своей воли и разума исполнением,

Отец: Каким образом, когда, при каких обстоятельствах, по каким причинам, что именно и т.д.

Чадо: самонравием,

Отец: Как конкретно это у тебя проявлялось? В чем? Сколько раз?

Чадо: самочинием

Отец: В чем? Сколько раз? Причины?

Чадо: и самооправданием;

Отец: В чем конкретно? Каким образом? Сколько раз? Причины? Что намерен предпринять (это указывать в каждом случае)?

Чадо: не должным почитанием родителей,

Отец: О чем конкретно речь? Плюнул в лицо? Не дал денег при нужде? Не поздравил с праздником? Нагрубил при встрече? Не поблагодарил за конкретную помощь? Плохо говорил о них при жене? и т.д.

Чадо: не должным воспитанием детей в православной вере.

Отец: Как именно? Что есть не должное и как должно? Как намерен исправить не должное и на что?

Чадо: Согрешил: неверием,

Отец: Во что или Кому (кому)? В чем конкретно?

Чадо: суеверием,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: сомнением,

Отец: В чем конкретно? Сколько раз?

Чадо: отчаянием,

Отец: В чем конкретно? Как? Как проявлялось? Что предпринимал или не предпринимал, хотя должен был?

Чадо: унынием,

Отец: Почему предался унынию? В какой мере? Как это проявлялось? Что предпринимал против уныния?

Чадо: кощунством,

Отец: Это как? что конкретно?

Чадо: сплетнями.

Отец: Какими сплетнями? О ком? Как? Сколько раз?

Чадо : Согрешил: гордостью,

Отец: Как именно? Как это проявляется? Как замечаешь ее проявление у себя? В чем? Как противостоишь?

Чадо: самомнением,

Отец: Что мнишь о себе? Почему? Что предпринимаешь против?

Чадо: высокоумием,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: самолюбием,

Отец: В чем конкретно проявлялось оно у тебя?

Чадо: честолюбием,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: завистью,

Отец: В чем проявлялась? К кому конкретно? Как проявлялась зависть?

Чадо: превозношением,

Отец: Над кем и как?

Чадо: подозрительностью,

Отец: В отношении кого или чего?

Чадо: раздражительностью.

Отец: В отношении кого или чего? Как проявлялась? Сколько раз? Что предпринимал?

Чадо: Согрешил: укорением,

Отец: Кого, как, когда, в чем и при каких обстоятельствах?

Чадо: лукавством,

Отец: В чем и как конкретно?

Чадо: леностью,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: спорами,

Отец: С кем, в чем и как? Почему?

Чадо: упрямством,

Отец: В чем? Как видишь греховность этого?

Чадо: нежеланием уступить и услужить ближнему;

Отец: Какому ближнему? В чем конкретно не желал уступить и в чем услужить?

Чадо: согрешил злорадством,

Отец: По какому поводу и в отношении кого?

Чадо: оскорблением,

Отец: Кого, как, чем, каким образом, почему? Просил ли прощения?

Чадо: надсмеянием

Отец: Над кем насмехался? и зачем?

Чадо: человекоугодием.

Отец: Кому угождал, в чем конкретно?

Чадо: Согрешил: празднословием,

Отец: Когда замечал? В чем? Как проявлялось? Почему не остановил?

Чадо: смехотворством,

Отец: По какому случаю, поводу?

Чадо: слушанием и воспоминанием мирских песен,

Отец: Каких именно песен, и как видишь, что это греховно и почему?

Чадо: вольностью,

Отец: В чем?

Чадо: дерзостью,

Отец: В чем, в отношении кого? Как проявлял?

Чадо: потворством духу времени и мирским обычаям,

Отец: Как конкретно и каким именно обычаям?

Чадо: противным вере православной.

Отец: Понятно, что противным. В чем они противны?

Чадо: Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств;

Отец: Каких чувств? Как не воздерживал их? Как это проявлялось?

Чадо: услаждением и медлением в нечистых помыслах,

Отец: Почему? Как долго медлил?

Чадо: пристрастием,

Отец: К чему конкретно? Как проявлялось? Как заметил?

Чадо: сладострастием,

Отец: В чем именно? и как?

Чадо: нескромным воззрением на жен.

Отец: Это как? Каких жен? Где? А если скромно, то, что, можно смотреть?

Чадо: Согрешил: люблением удобств жизни сей,

Отец: Каких удобств и каким именно люблением? Как знаешь, что это греховно?

Чадо: пленением ума

Отец: Чем и как?

Чадо: Окаменением сердца,

Отец: Как? Почему?

Чадо: не понуждением себя на всякое доброе дело.

Отец: Почему? На какие добрые дела?

Чадо: Согрешил: невниманием к внушениям совести своей,

Отец: Как это? Почему? Как глушил совесть?

Чадо: нерадением,

Отец: В чем и как?

Чадо: Леностью к чтению слова Божия

Отец: Как это проявлялось конкретно?

Чадо: нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы.

Отец: Как? Почему? Что препятствует?

Чадо: Согрешил любостяжанием,

Отец: Чего конкретно хотел стяжать или как проявлялось (например, в помыслах иметь то-то)?

Чадо: сребролюбием,

Отец: Укажи конкретные проявления.

Чадо: неправедным приобретением,

Отец: Чего и каким образом? Как исправил?

Чадо: воровством

Отец: Что именно украл, у кого, каким образом, при каких обстоятельствах? Что подвигнуло украсть? Вернул ли украденное? Если нет, то почему?

Чадо: скупостью,

Отец: В чем и как это проявлялось?

Чадо: привязанностью к разного рода вещам

Отец: Каким именно вещам и какой привязанностью?

Чадо: и людям.

Отец: Каким людям и какой привязанностью?

Чадо: Согрешил: осуждением и ослушанием отца духовного

Отец: В чем конкретно осуждал и в чем конкретно ослушался? Почему?

Чадо: не исповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Отец: Какие грехи - по ложному стыду - конкретно? Какие грехи - по нерадению?

Чадо: Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди,

Отец: Причина этого?

Чадо: Умалением своих грехов,

Отец: Каким образом? Каких грехов? По какой причине?

Чадо: обвинением ближних, а не себя осуждением.

Отец: Кого, за что и как конкретно обвинял?

Чадо: Согрешил: против Животворящих и Св. Таин Христовых, приступая к Ним без должного приготовления,

Отец: Какого приготовления? В чем оно должно было проявляться и почему не делал этого?

Чадо: без сокрушения и страха Божия.

Отец: Почему? Просил ли этого?

Чадо: Согрешил: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их.

Отец: Это истинно так.

Чадо: Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощью Божиею обещаюсь блюстись.

Отец: Как же можно блюстись от абстрактных грехов, рассказанных абстрактно по чужому и общему образцу, без конкретного приложения к себе?

Теперь, надеюсь, ты уяснил для себя разницу между формальной исповедью (т.е. общей, лукавой, не бьющей конкретно по страстям и грехам, замеченным за собою) и живой, конкретной и творчески усвоенной к себе. Такая исповедь, помимо покаянных чувств и ненависти к грехам по виду, позволяет отслеживать их в их конкретном проявлении, определять главенствующую на сегодня страсть и другие мучащие страсти. Она помогает правильно поставить задачу по борьбе со страстями и в преодолении конкретных греховных проявлений, навыков, помыслов или чувств, подобрать нужные средства против них и т.д. Видишь, как трудно правильно, полезно и Богоугодно исповедаться? И как легко обмануть себя механическим перечислением отдельных общих видов греха, с внутренним чувством сопричастности к каждому из них: как-то, в какой-то мере, каким-то образом и т.д. Одно дело сказать: "согрешаю вообще блудом", и совсем другое, например, так: "согрешил, отче на прошлой неделе блудной страстью: посмотрел 10 минут порнографического фильма и разжег себя; в автобусе заметил приятного вида молодую особу и впялился глазами в ее фигуру, стать, лицо и услаждался этим, при этом допускал помыслы о блудном с нею совокуплении, что прервал лишь ее уход на остановке. После этого не остановил себя, но искал новый объект для удовлетворения живущей внутри меня блудной страсти; увидел подходящую девушку, мысленно раздевал ее, думал о постыдном с ней совокуплении и услаждался этими помыслами и блудными чувствами. По приходу домой накинулся на жену по причине предварительного блудного саморазжигания, чтобы удовлетворить "законно" свою беззаконную блудную похоть. При этом о жене и ее чувствах не думал, а поступил как грубое животное. Ночью во сне имел блудные сновидения, в которых совокуплялся с различными лицами женского пола, согрешил при этом во сне истецением (семяизвержением) и осквернением. Сожалею о допущенном. Каюсь и прошу Бога помочь мне и умалить мучащую меня страсть и блудную похоть. Намерен предпринять против нее то-то и то-то. Прошу также совета у Вас и святых молитв.

И т.д. и т.п. по каждому греху и каждой страсти.


Малопонятными словами и пафосными фразами очень легко маскируется реальный грех.

Как вы готовитесь к исповеди? Скорее всего, берёте ручку, листок, вооружаетесь книжкой-пособием – и вперёд. А как иначе? Без книжки никуда… В церковных лавках брошюрки «в помощь кающимся» пользуются заслуженным и стабильным спросом. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому выбор подобной литературы весьма широк.

Я, кстати сказать, ничего против таких книжек не имею. Даже напротив – сам нередко их рекомендую, особенно в тех случаях, когда у аналоя оказывается «праведник», пришедший «запричаститись, бо треба» и за минувший с последней исповеди год согрешивший «делом-словом-помышлением» вкупе с «повседневными грехами». Поскольку всё остальное, что из такого горе-кающегося удаётся вытащить – это сплошные общие фразы, бессвязные и пустые, то и приходится предлагать: вы-де возьмите книжечку, почитайте-подумайте, а уж потом и приходите.
Но что-то в последнее время я стал замечать, что отдельные пособия совсем не способствуют ни мыслительному процессу, ни покаянию. Чем, например, объяснить патологическую любовь неизвестных авторов таких книжек к архаичным выражениям, пафосным оборотам и непонятным славянизмам? Какой, например, смысл называть одалживание денег под проценты «лихоимством», если это слово не употребляется ни в разговорной речи, ни в литературе уже добрую сотню лет? А «мшелоимство», «многоглаголание», «скверноприбытчество» и ещё десяток подобных? Ведь этих слов нет даже в словарях!
Я понимаю, что церковные люди, знакомые со славянским языком и регулярно на нём молящиеся, такие слова выпаливают скороговоркой, ни разу не запнувшись. Но ведь на исповедь-то приходят не только такие. Видели бы вы, сколько труда прилагают некоторые, чтобы просто членораздельно произнести то, что бездумно списали из книжки. А какие словесные уроды рождаются в итоге! «МногоглаголАние», «пчелоимство», «обклеветиние»… И в этих условиях священник во что бы то ни стало должен сохранить самообладание, а кающийся – покаянный настрой… И ладно, если бы имела место насущная необходимость, так ведь нет! Кто видел хоть раз, чтобы обязательное употребление устаревших церковнославянских слов и фраз способствовало раскаянию и деятельному изменению жизни? Я тоже ни разу не видел.

Равно как не видел никакой пользы и от сентиментальных вступлений с пафосными концовками, занимающих нередко больше времени, чем сама исповедь. «Исповедую аз многогрешный…», «от всех сих обещаю блюстися…» К чему всё это? Разве покаяние в витиеватых словах заключается? Из своего опыта могу сказать – самые глубокие, искренние и осознанные исповеди начинаются, как правило, простым «согрешил» и заканчиваются обычным «каюсь».
Зато малопонятными словами и пафосными фразами очень легко маскируется реальный грех. Произнося их, не так стыдишься и не в столь неприглядном свете предстаёшь. А уж если разок-другой пожёстче себя обругать, с непременным пафосом, конечно, например, «согрешил похотливым невоздержанием». Добавить с десяток общих фраз – «согрешил нарушением заповедей», «обетов крещения не сохранил» – и заполнить оставшееся время словесным мусором вроде «разноядения» и «не себя осуждения», то выйдет целая поэма в прозе. Покаяния, правда, во всём этом – кот наплакал. Зато отметились, «галочку» поставили в проделанной работе, отчитались и покрасовались в придачу.
Как же тогда исповедоваться, спросят некоторые. Отвечу одним словом – просто. Называя вещи своими именами. Лень, враньё, обжорство, ростовщичество, подлость, накопление ненужных вещей, жадность и лицемерие – вещи неприглядные, отвратительные и для христианина недопустимые. О них нужно не бояться говорить, их следует бояться совершать. И маскировать их высокопарными словесами – не многим лучше, чем их творить. А если уж согрешили, говорить об этом честно и прямо – как есть. Чтобы бегали глаза, потели ладони и краснели кончики ушей. Чтобы исповедь напоминала холодный душ, а на священника было стыдно поднять взгляд.
Это нелегко, но в то же время просто. В этой простоте и совершается Таинство, прощаются грехи и очищаются души. Братья и сестры, не пренебрегайте простотой!

Как правильно исповедоваться? Какой грех является самым страшным? Есть ли грех, который Бог никогда не простит? Как подготовиться к Исповеди?

Как часто у нас болит душа… Тревожно, предчувствие плохое, совесть мучает. От осознания своих греховных проступков и неправильной жизни порой разрывается сердце и, кажется, что нет выхода. Но выход есть всегда — обратиться за помощью к Богу! И на вопрос: «Что же делать, когда болит душа?», Православная Церковь отвечает — принести покаяние. Господь простит нам любой грех, если мы в нем раскаялись и больше его не повторяем. Ведь нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Исповедь исцеляет душу, дает необыкновенное ощущение свободы и легкости, словно у души крылья появляются и Небо становится ближе…

Если мы начинаем видеть свои грехи и исправляться — это первый признак исцеления души, и мы на правильном пути! Покаяние творит чудеса. И даже краткая молитва «Господи, помилуй» — это тоже своего рода покаяние. Но прощение грехов нам дается только в таинстве Исповеди, ведь Сам Господь наделил священников такой властью. Исповедь, словно душ для души, смывает наши грехи, очищает душу от всякого зла, совершенного в делах, словах и мыслях.

ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ ИСПОВЕДИ


  • К Исповеди нет какой-то специальной подготовки. Нужно просто вспомнить все, что грузом лежит на душе и не дает покоя совести, отказаться от зла и принять решение больше не повторять прежних грехов. Сердечное раскаяние и обращение к доброй жизни — это самое главное, что мы можем сделать для своей души и Господа.

  • Подготовку к таинству Покаяния стоит начать с анализа святых заповедей (см. Приложение) и соответствия им вашей жизни. Нужно помнить, что Покаяние — это таинство изменения ума, перерождения души, а не формальный отчет о согрешениях.

  • Исповедоваться можно хоть каждый день, на каждой Литургии, вне зависимости от того, собираетесь вы причащаться или нет.

  • Кто-то исповедуется вслух, кто-то записывает свои грехи на бумаге — это не имеет принципиального значения. В каждом храме своя традиция Исповеди.

  • Не переживайте о том, что кто-то вас услышит. Во-первых, можно говорить с батюшкой шепотом, во-вторых, как и у вас, у всех свои мысли и переживания в этот момент.

  • Общая Исповедь нередко проходит в храмах, где очень много причастников и мало священников, или при других обстоятельствах. В этом случае батюшка зачитывает и объясняет грехи, а пришедшие к Исповеди каются в них. Затем священник дает общее разрешение от грехов и благословение на Причастие. Если какой-либо грех беспокоит вашу совесть после общей Исповеди, лучше подойти к батюшке и исповедоваться лично.

  • Генеральная Исповедь (раскаяние в грехах, совершенных с раннего детства до настоящего времени) бывает один раз в жизни и чаще для тех, кто пришел к вере в осознанном возрасте. Чтобы совершить ее, лучше попросить батюшку назначить время для отдельного разговора, до или после службы, так как такая беседа может быть продолжительной по времени.

  • После того как священник прочитает разрешительную молитву, можно попросить его помолиться о вас и спросить благословение на Причастие, если вы к нему готовились.

В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ


  • «Не стыдитесь исповедоваться, а стыдитесь грешить» — советуют нам святые отцы. Стыд каяться на Исповеди — ложный и неуместный, его внушают темные силы, чтобы оставить нас в состоянии греховной тяжести, которое приводит к печали и унынию. Поэтому на Исповеди ничего не скрывайте и старайтесь искренне во всем покаяться.

  • Если вдруг покажется, что батюшка может осудить ваши грехи или Бог не простит вас, — сразу отбросьте эти мысли: они также навеяны силами тьмы, которые хотят сбить нас с истинного пути. Будем помнить слова святителя Тихона Задонского: «Сколько бы грехов у нас ни было и как бы они ни были велики, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна...» А что касается батюшек — за свою священническую практику они исповедуют сотни людей, у которых, в принципе, одни и те же грехи, суть их не изменилась за тысячелетия истории.

  • В жизни никого, ничего и никогда не надо бояться, кроме греха. Ведь только совершенное нами зло отравляет нашу жизнь и губит душу. Храните душу в чистоте и берегите себя от зла.

  • Святые отцы советуют исповедоваться и причащаться как можно чаще, потому что другого пути, к земному счастью, спасению души и вечному блаженству не существует.


«Православие учит, что спасение даруется людям не за количество молитв, добрых дел, подвигов, соблюдение постов и всех правил, как об этом говорят иные религии, но за осознание своей греховности и искренность покаяния. Именно по этой причине первым в Рай вошёл разбойник, который покаялся на кресте. Христос прямо сказал: “Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Мф 9:13; Мк 2:17; Лк 5:32). В этом удивительном учении лежит открытый вызов всем религиям мира, в которых получают спасение только исполнившие все предписания».

«Мы должны стремиться не только к внешней красоте и нравственности, но, в первую очередь, к чистоте духовной. Но надо понять, что в одиночку мы со злом никогда не справимся. Слишком сильный у нас соперник и враг-искуситель — дьявол. Нужно звать на помощь Господа нашего Иисуса Христа! Ведь только Он, по Своей неизреченной милости и любви к нам, через участие в таинствах Исповеди и Причастия дарует нам Свою помощь и силу, любовь и энергию. Ведь что такое духовная сила? Это, прежде всего, умение противостоять злу, это свобода от грехов и пороков. И только сердечное искреннее покаяние открывает бесконечно светлый и радостный мир веры, полный любви, свободы и Божественной благодати!»

(Из лекций А. И. Осипова)

ИСПОВЕДНЫЙ ЛИСТ

Многие священники в разные века составляли исповедные листы в помощь кающимся, чтобы никакой грех не ускользнул от внимания готовящегося к Исповеди. Вот один из таких примеров:

Исповедаю аз многогрешный [имя] Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил(а): обеты Святого Крещения не соблюдал, но во всем солгал и непотребное пред Богом сотворил.

Согрешил(а): пред Богом маловерием и неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Господа всуе.

Согрешил(а): неимением ко Господу любви и страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием святых икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедовать Господа.

Согрешил(а): любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных, не помогал нуждающимся; Закону Божию и святых отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Согрешил(а): церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы согрешил празднословием, смехом, невниманием к богослужению, рассеянностью ума, нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Согрешил(а): непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и тунеядством; своей греховной воли исполнением, самонравием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, невоспитанием детей и крестников в православной вере, проклинанием, предательством и желанием зла ближним.

Согрешил(а): неверием, суеверием, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, курением, пристрастием к алкоголю и азартным играм, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, пересудами.

Согрешил(а): гордостию, самомнением, самолюбием, завистию, осуждением, превозношением, подозрительностью, раздражительностью, гневом.

Согрешил(а): злословием, сквернословием, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, обманом, лицемерием, спорами, нежеланием уступить и добром послужить ближнему, злорадством, зложелательством, оскорблением, насмешкой над людьми и человекоугодием.

Согрешил(а): леностию, расслаблением, многоспанием, невоздержанием душевных и телесных чувств, нечистотой душевною и телесною; нечистыми помыслами, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, блудом, прелюбодеянием, рукоблудием, сладострастными мечтаниями, бесстыдными телодвижениями и прикосновениями, чтением и смотрением развратных книг и видео, растлением.

Согрешил(а): нетерпением болезней и скорбей, люблением праздности, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Согрешил(а): нерадением, леностию к чтению Слова Божия (Библии) и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы, любостяжанием, сребролюбием, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода материальным вещам и людям.

Согрешил(а): осуждением и ослушанием духовника, ропотом и обидой на него и неисповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Согрешил(а): немилосердием, презрением и осуждением нищих, убогих; хождением в храм Божий без благоговения, уклонением в ересь и сектантские учения.

Согрешил(а): тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству; проводил время в пустых разговорах и праздных занятиях и других постыдных грехах, совершенных делом, словом, помышлением.

Господи, прости и помилуй нас!

ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ

«Если исповедуем грехи наши, то Господь, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1: 9).

«В чем нам каяться? Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».

(Святитель Иоанн Златоуст)

«Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога. Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным; при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь».

(Святитель Тихон Задонский)

«Благо исповедание грехов, когда следует за тем исправление. Но что пользы открывать врачу болезнь и не употреблять целительных средств?»

(Блаженный Августин)

«Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить: “Прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “А Я осуждаю”».

(Святитель Феофан Затворник)

«Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Таин, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают».

(Преподобный Амвросий Оптинский)

«Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в церковных таинствах исповеди и святого причастия, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия».

(Старец Паисий Святогорец)

«Не говори: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра».

(Из «Добротолюбия»)

Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня. Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил. Прости нас, Милосердный Господи (для народа).

Прости мя, честный отче (для одиноких). Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды - всуе. Прости мя, честный отче. Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа. Прости мя, честный отче. Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче. Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы - согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению. Прости мя, честный отче. Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися. Прости мя, честный отче. Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче. Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных. Прости мя, честный отче. Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию. Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением всех людей - живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием. Прости мя, честный отче. Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным; осквернением, невоздержанием в супружеской жизни. Прости мя, честный отче. Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело. Прости мя, честный отче. Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Прости мя, честный отче. Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху - детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах. Прости мя, честный отче. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче. Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением. Прости мя, честный отче. Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

* Данный текст читается священником перед исповедью и приводится здесь, как один из образцов исповеди, в целях лучшей подготовки верующего к этому таинству, а так же лучшего осознания своей греховности и возбуждения покаянных чувств при домашней молитве.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»