Практическое исследование памятника затопленным кораблям. Памятник затопленным кораблям в Севастополе (фото)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Памятник затопленным кораблям - одна из самых известных достопримечательностей Севастополя, увековеченная на эмблеме города. Воздвигнут он был более ста лет назад в честь событий, который произошли в начале XIX века. Несмотря на давность событий, связанных с установкой памятника, история возникновения данного монумента и очертания данного памятника известны не только жителям города, но и всем, кто хотя бы раз побывал здесь.

В 23 метрах от Приморского бульвара посреди моря установлена искусственная 9-метровая гранитная скала, на которой возвышается восьмигранный пьедестал. На его вершине стоит триумфальная колонна, капитель которой украшает обращенный в сторону моря двуглавый орел, увенчанный большой императорской короной. Расправив могучие крылья, он держит в своих клювах венок с якорем в честь кораблей, которые были затоплены в бухте, а также моряков, храбро сражавшихся на берегу.

Данный монумент был установлен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя для того, чтобы увековечить скорбный и героический эпизод прошедшей эпохи. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». После поражения в 1854 году русских войск на реке Альме положение Севастополя было крайне тяжелым. Для того чтобы предотвратить атаку с моря, русское командование приняло решение о затоплении части устаревших парусных судов. Береговые батареи и затопление кораблей делало Северную бухту неприступной для вражеских кораблей, что помогло выдержать суровую осадную зиму. Команды затопленных кораблей пополнили ряды защитников севастопольских бастионов и продолжали доблестные сражения и оборону на берегу.

Для того чтобы заградить вход неприятельским кораблям на рейд и тем самым спасти Севастополь, изначально были затоплены семь кораблей. После разрушительных зимних штормов, которые частично разрушили установленную для вражеских кораблей преграду, были затоплены еще три корабля. Вторая линия заградительной линии была создана при затоплении еще шести судов. Таким образом, в общей сложности 16 затопленными кораблями были образованы две защитные линии, между которыми расположили боновое заграждение.

Огонь береговых батарей и установленные заградительные сооружения сделали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота, благодаря чему город был спасен. Долгое время автор памятника оставался неизвестным, а сам монумент после установки имел несколько названий. Благодаря проведенным исследованиям удалось выяснить, что в создании этого монумента принимали участие архитектор В.А.Фельдман и военный инженер О.И.Энберг. Изображение этого величественного и гордого памятника в 2000 году появилось на флаге города Севастополь, а сам монумент является одним из самых почитаемых для самих жителей этого города и его гостей.

В Севастополе считается одной из самых узнаваемых достопримечательностей — этот монумент вы встретите в любом путеводителе. Объект имеет глубокое символическое значение, поскольку связан с проявлением мужества матросов Черноморского флота. Интересный факт: в 2016 году памятник Затопленным кораблям попал на рисунок российской банкноты 200-рублевого номинала. Севастопольская достопримечательность одержала уверенную победу в ходе всенародного голосования.

Расположен монумент в непосредственной близости от площади Нахимова и Приморского бульвара — оттуда открывается самый лучший обзор на оригинальное сооружение. В центре Северной бухты возвышается рукотворный утес, на котором установлена гигантская белая колонна — монумент сразу бросается в глаза. На самой набережной находится мемориальная доска с информацией об объекте. А вот GPS-координаты утеса: 44.618345, 33.524362.

История затопления

Сразу отметим, что история памятника Затопленным кораблям в Севастополе тесно связана с первой фазой Крымской войны. Альминское сражение оказалось для россиян неудачным, и над городом-героем нависла угроза оккупации. Князь Меншиков, верховный главнокомандующий, решил защитить внутренний рейд любой ценой. Так было принято решение избавиться от устаревших парусных судов, а заодно перегородить неприятелю вход в бухту. В 1854 году на траверзе двух артиллерийских батарей (Александровской и Константиновской) произошло затопление нескольких парусников:

  • «Силистрия»;
  • «Варна»;
  • «Уриил»;
  • «Селафаил»;
  • «Флора»;
  • «Сизополь»;
  • «Три святителя».

Наступила осень, и шторма частично разрушили заграждение, поэтому городские власти были вынуждены укрепить сооружение корветом «Пилад» и кораблем «Гавриил». На этом процесс не остановился — вскоре (1855 год) на дно отправились два фрегата («Мессемврия» и «Кагул»), а также парусники «Святослав», «Ростислав» и «Двенадцать апостолов». Фрегат «Мидия» стал последним «кирпичиком» во второй заградительной линии.

Стоит отметить, что погибшие суда имели свои команды, которые оставили родные палубы и пополнили собой ряды защитников Севастополя. За два года до описываемых событий был проведен эксперимент: устаревший купеческий бриг отправили в свободное плавание под огнем береговых батарей. Выяснилось, что корабль получил мизерные повреждения — после этого и начались разговоры о возведении дополнительных преград.

Идея затопления принадлежала капитану Зорину — оригинальную мысль тут же поддержал адмирал Нахимов. Севастопольская бухта была ключом к молниеносной победе вражеской коалиции — рейд нужно было срочно защищать всеми доступными способами. Впоследствии решение боевых командиров вызвало неоднозначные высказывания историков — многие полагали, что затопление не являлось острой необходимостью. Однако факты говорят о том, что защита Севастопольской бухты помешала коалиции захватить весь полуостров, выполнив свой первоначальный план.

В Севастополе памятник Затопленным кораблям, фото которого мы здесь разместили, воздвигнут не просто так. Почти год плохо укрепленный и не подготовленный к длительной осаде город успешно сдерживал неприятельские армады. Силы коалиции были измотаны до предела, и вскоре их оккупационным планам пришел конец. О героизме и доблести севастопольских защитников слагались легенды. Поэтому ничего удивительного в появлении мемориального комплекса нет.

Как появился монумент

В 1905 году севастопольцы праздновали пятидесятилетнюю годовщину успешной обороны своей малой родины. Городские власти решили построить искусственный остров и увековечить давний подвиг моряков оригинальным способом. Сооружение было воздвигнуто в 23 метрах от набережной, оно состояло из утеса, восьмигранного пьедестала и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками. В начале прошлого века по Российской империи ходили многочисленные черно-белые открытки с изображением достопримечательности.

К сожалению, торжественного открытия горожане не дождались — в 1905 году состоялась первая русская революция. А в 1917 году царский режим пал — по всей стране начали массово разрушаться памятники, так или иначе связанные с самодержавием. Но вот памятник Затопленным кораблям, фото которого впечатляли гостей города еще в прошлом веке, большевики решили пощадить. Правда, революционно настроенные чиновники стали предлагать свои варианты реконструкции. Вот несколько примеров:

  • переименование (это происходило с монументом около десяти раз);
  • смена символики (звезда вместо императорской короны);
  • подводка электрического освещения;
  • снятие бронзового креста (это в итоге и было сделано).

Крест был демонтирован в 1927 году, после чего о монументе на долгое время забыли. Таинственным образом памятник Затопленным кораблям выстоял в период ВОВ, хотя и находился в эпицентре событий. В 1941 году неподалеку от достопримечательности разорвалась мина, но объект не пострадал. Еще одну мину сумели обезвредить водолазы — это произошло сравнительно недавно, в 2005 году. Снаряды пролетали мимо объекта, бомбы не падали в его окрестностях — многие севастопольцы расценивают это как чудо.

В 1944 году передовые советские отряды достигли набережной Севастополя. К удивлению солдат, монумент стоял на месте, а чуть поодаль пылал «Продромос» — один из немецких танкеров. На старых фотоснимках запечатлен дымный шлейф и остов разрушенного взрывом немецкого корабля. В 1969 году достопримечательность перекочевала на герб Севастополя. Еще один интересный факт: памятник Затопленным кораблям описанием так и не обзавелся. В архивах и краеведческих центрах содержится очень мало сведений об этом объекте.

Чем памятник Затопленным кораблям заинтересует туристов

С набережной открывается прекрасный вид на старинную достопримечательность — можно рассмотреть не только сам утес, но и пьедестал со всеми декоративными элементами. Собственно, проектировщики (архитектор Фельдман и Академик Адамсон) так и задумали. Монумент включает следующие компоненты:

  • искусственная гранитная скала (высота достигает 9 метров);
  • восьмигранный пьедестал (выдается в сторону набережной);
  • триумфальная колонна;
  • капитель;
  • двуглавый орел.

Высота памятника (общая) составляет 16,7 метра, при этом семь метров приходится на триумфальную колонну. Особого внимания заслуживает навершие, состоящее из Андреевской ленты, императорской короны и двуглавого орла. Могучие крылья орла расправлены, клювы удерживают якорь и лавровый венок с вкраплением дубовых листьев. Грудь орла украшена щитом, на котором красуется барельеф Георгия Победоносца.

Основным материалом для скульптурной композиции послужила бронза — из нее выполнена капитель, база колонны и двуглавый орел. Если смотреть на монумент с набережной, можно увидеть бронзовый барельеф у самого навершия пьедестала — именно там изображены отправленные на дно парусники. Сохранилась и подпись академика Адамсона, создателя барельефа, датированная 1904 годом. Вершина скалы украшена датами «1854» и «1855», а к стене набережной прислонена пара якорей, снятых когда-то с погибших фрегатов.

Символическое значение монумента выражено в каждой детали — всё продумано до мелочей. Лавровые листья ассоциируются с триумфом, славой и очищением, дубовые — со стойкостью и силой. Орел повернут к морю обеими головами с умыслом — это грозный страж бухты, приготовившийся к противостоянию с захватчиками. А вот о создателях памятника известно не так уж много. Вот несколько интересных фактов, о которых вам не расскажут экскурсоводы:

  • Адамсон прибыл в Севастополь в 1904 году, но о цели его визита нигде не написано (есть версия, что он контролировал монтаж бронзовых элементов, отлитых в Петербурге);
  • Фридрих Энберг руководил технической стороной возведения монумента;
  • некоторые путеводители утверждают, что памятник Затопленным кораблям в Севастополе содержит секретную карту с отмеченными линиями затопления парусников;
  • есть исторические источники, согласно которым авторство Адамсона было подтверждено лишь в 1949 году (странно, что до этого никто не обращал внимания на подпись в нижнем углу бронзовой картины);
  • раньше со стороны моря виднелась закрепленная бронзовая мачта. выступающая из волн (потом этот элемент бесследно исчез);
  • в 1927 году Крым пострадал от мощного землетресения, но памятник остался на прежнем месте — еще один факт, будоражащий умы любителей мистицизма.

Как вы уже поняли, объект овеян многочисленными легендами, слухами и домыслами. Есть сведения о том, что подлинная длина колонны превышает 19 метров. Дело в том, что колонна является стержнем всей композиции и частично уходит под воду (и даже под землю). Диоритовые плиты понадобились для закрепления шпиля — всего было потрачено 48 двухметровых элементов, сцепленных между собой прочными скобами. Мы привыкли называть монумент гранитным, на самом же деле он диоритовый.

Существует легенда, согласно которой в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль Нахимова. Некоторые энтузиасты проверяли этот миф, фотографируя памятник Затопленным кораблям с разных ракурсов. Выяснилось, что контур, визуально напоминающий фуражку Нахимова, — всего лишь самообман.

Старожилы еще в советские времена рассказывали о том, что революционеры намеревались демонтировать орла вместе с короной. Около 300 человек собралось на набережной. Обвязали навершие тросами и начали тянуть — но символ царской России не поддался. Впоследствии от попыток уничтожения достопримечательности власти отказались.

Как добраться

Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.

Выходить можно на площадях Нахимова и Лазарева, но перед отправлением уточните, движется ли троллейбус или маршрутка к центру. Дальше ваш путь будет пролегать по Приморскому бульвару в направлении набережной. Хорошим решением будет пешая прогулка от площади Лазарева — вы сможете насладиться видом старого Севастополя и подышать морским воздухом. По дороге вам встретятся Дворец детского творчества и театр Луначарского.

Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

Памятник затопленным кораблям воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы спасти город Севастополь от атак противника с моря во время Первой Крымской войны. Этот памятник - настоящий символ города, расположенный на красивейшей набережной и привлекающий тысячи туристов

Рассказу об этом монументе я решил посвятить отдельный пост, так как он является лицом города Севастополя. Итак, начнем…

В паре метров от набережной Приморского бульвара, на утесе высотой в три метра, возведенном из грубых гранитных плит, высится острая коринфская колонна. Её украшает орел из бронзы с распростертыми крыльями, держащий лавровый венок. На памятной плите надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Полная высота монумента - 16,66 метров. Напротив от памятника затопленным кораблям, на стене набережной, находятся якоря с тех самых кораблей, которые были затоплены

Воздвигнутый в 1905 году к 50-летию первой героической обороны города, памятник напоминает об одном из печальных, но героических моментов той битвы:

После высадки в сентябре 1854 года войск союзников в Евпатории и разгрома русской сухопутной армии в сражении под Альмой, в Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной для вице-адмирала трагедией. Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.

У семи буйков, обозначивших точки последних стоянок, стали на якорь ветераны флота: корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, второй к южному - расположились фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли стояли строго с севера на юг, находясь между Константиновской и Александровской батареями. Все тяжелые корабельные орудия и порох сняли с кораблей и отправили на берег - все это могло пригодится при дальнейших сражениях. Ночью 11 сентября 1854 года корабли были потоплены. Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища. После этого команды затопленных кораблей, сошли на берег, пополнив оборонительные ряды севастопольских бастионов

Вот фото фарватера где были затоплены корабли


В приказе В.А. Корнилова от 11 сентября 1854 года утверждалось: "…печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но надобно покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла…"

14 ноября началась буря, давшая этой истории продолжение. Прежде всего, из Англии был отправлен в Севастополь пароход «Принц» с секретным арсеналом, минами и группой опытных водолазов для подрыва кораблей. Однако этот пароход во время ноябрьского шторма сам пошел ко дну у скал Балаклавы и, лежа на дне Чёрного моря, оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. Во-вторых, утонувшие в сентябре корабли были потревожены штормом, подводное заграждение было сильно нарушено – это послужило причиной создания второй линии кораблей, от Михайловской до Николаевской батареи. Поэтому в феврале 1855 года еще шесть старых суден - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - отправились на дно бухты. Остальные корабли были задействованы для артиллерийской поддержки сухопутных войск, часть из них перебазировались в госпитали.

Где располагались вышеописанные батареи? Константиновская батарея в форме подковы и по сей день находится на Северной стороне, у самого входа в Севастопольскую бухту. Каждый день ровно в 12 часов отсюда раздается, следуя старой морской традиции, пушечный выстрел:


Михайловская находится также на северной стороне бухты, немного подальше от входа в неё:


Некоторые батареи не сохранились: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а самая большая в то время в Европе Николаевская распростерлась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара. В августе 1855 года, когда русские войска по специально устроенному понтонному мосту перебрались через бухту с Южной стороны на Северную, на рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота… От истории сражений перейдем к истории самого памятника. Автор памятника длительное время оставался неизвестным. Только в 1949 году в Центральном историческом архиве Ленинграда был найден список творений знаменитого эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с назначением его членом Академии художеств. В этом списке находится и Памятник затопленным кораблям . Исследования доказали участие в создании этого памятника также архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Энберга. Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Если вы попадете на набережную Приморского бульвара, обязательно полюбуйтесь на памятник затопленным кораблям в . Он установлен на искусственной скале из гранита в нескольких метрах от берега. Сооружение представляет собой колонну, на вершине которой восседает двуглавый орел из бронзы, увенчанный короной, размах его крыльев 2,67 м. Смотрит величественная птица в сторону моря.

Авторы: скульптор Амандус Адамсон, архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг. С 1969-го года изображение достопримечательности красуется на гербе города-героя, а с 2000-го – и на флаге Севастополя.

Напротив памятника на берегу установлены два якоря от затопленных кораблей и памятная доска, сообщающая, что в 1905 году здесь царскими войсками были расстреляны матросы крейсера «Очаков». Поэтому и стена называется «расстрельной».

История памятника затопленным кораблям

Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины .
События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.

Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.

В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.

Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

Выдержал революцию, войну и землетрясение

После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.

Памятное сооружение устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

Как добраться до памятника затопленным кораблям?

Место это знаковое, сердце Севастополя. Здесь полно исторических и памятных мест, всегда много людей. Поэтому общественный транспорт ходит активно, а вот найти место для парковки автомобиля довольно сложно. Чтобы посмотреть памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, необходимо добраться до центра города. Затем от площади Нахимова нужно пройти пешком в сторону моря. При среднем темпе ходьбы вам понадобится всего несколько минут.

Близ памятника затопленным корабля находится драконий мостик (мост влюбленных), солнечные часы, мемориал «С пользой и во славу России». Всего в нескольких минутах ходьбы от берега расположены такие популярные достопримечательности Севастополя как.

Памятник затопленным кораблям - мемориальный памятник в городе Севастополь (Крым). Является одним из главных символов города и его популярных достопримечательностей.

Монумент находится в Севастопольской бухте и посвящен героической, Первой обороне Севастополя. Сооружен в 1905 г. в честь 50-летия обороны города в период с 1854 по 1855 гг. во время Крымской войны. Тогда в бухте для сдерживания англо-французского флота по указу выдающегося адмирала Павла Степановича Нахимова было затоплено более 10 судов, а после того, как обороняющиеся покинули Южную бухту, был затоплен весь оставшийся флот.

Памятник представляет собой мемориальную колонну, которая возвышается на небольшом каменном острове в 20 м. от набережной. Высота памятника вместе с постаментом - 16,7 м. На вершине колонны установлена фигура двуглавого орла, в клюве которого - траурный венок с якорем. На груди орла изображен щит со святым Георгием Победоносцем. На постаменте памятника барельеф с затопленными кораблями.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»