Муса джалиль самые. Мусе джалиль

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

МУСА ДЖАЛИЛЬ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ПОДВИГА ПОЭТА

В Казани в связи с 70-летием Великой Победы Национальный музей выставил уникальный раритет - Моабитские тетради, исписанные мелким почерком татарского поэта Мусы Джалиля в застенках берлинской тюрьмы Моабит. Сперва в СССР после войны Джалиля, как и многих побывавших в плену, считали предателем, но вскоре благодаря тщательному расследованию, выяснилось, что Джалиль был одним из руководителей подпольной организации. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Но в биографии Мусы Джалиля до сих пор остается много белых пятен. «Совершенно секретно» решила приоткрыть завесу судьбы великого советского поэта.

В апреле 1945 года, когда советские войска штурмовали Рейхстаг, в пустующей берлинской тюрьме Моабит среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки бойцы нашли клочок бумаги, на котором по-русски было написано: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян…»

В этом же году в лагере Вустрау под Берлином среди документов был обнаружен список из 680 фамилий бывших советских военнопленных, подавших прошение о выдаче паспорта иностранца. Этот паспорт тогда давал право на жительство в Германии. Проще говоря, всех этих людей можно было назвать перешедшими на сторону Гитлера. В списке имелись и данные Джалиля: «Гумеров (так поэт назвал себя немцам, когда попал в плен. - Прим. ред.) Муса. 1906 года рождения. Оренбург. Вне подданства. Служащий Министерства оккупированных восточных областей. Женат». Как видно, данные разнились…

ТАТАРСКИЙ «НАЦМЕН»

Родился Муса Джалиль (Залилов) в Оренбургской области, деревня Мустафино, в 1906 году шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы, но сам Муса не проявлял особого интереса к религии - в 1919 году он вступил в комсомол. Начал писать стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников.

Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов»: «Муса Залилов был маленького роста, хрупкого сложения. Муса был татарин и как всякий «нацмен» принимался в Москве более чем приветливо. Достоинств у Мусы было много. Комсомолец - раз! Татарин - два! Студент русского университета - три! Литератор - четыре! Поэт - пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца».

Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека - он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань - заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан.

Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

«Когда идет война, я предпочитаю укрываться за броней танков», - вспоминают слова Мусы его друзья.

«ИЗМЕНИЛ ДРУГ-ПИСТОЛЕТ»

13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Сперва его направили на курсы политработников. Затем - Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом.

«Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев», - напишет он в письме домой.

«На днях вернулся из десятидневной командировки по частям нашего фронта, был на передовой, выполнял особое задание. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», - пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года.

Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта - в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»

Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил.

Как Джалиль оказался в плену? Исследователи приводят разные версии. Но сходятся на том, что поэт был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда он пришел в себя, вокруг уже были немцы. Судя по всему, Джалиль пытался покончить с собой, чтобы не сдаться живым, но ему это не удалось.

Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»:

«Последний миг - и выстрела нет!

Мне изменил мой пистолет…»

ПО ЭТАПАМ

Сначала - лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области. Затем - предполье старинной Двинской крепости, где располагался печально известный лазарет: немецкий доктор изготовлял из кожи военнопленных абажуры, сумки, перчатки и прочие сувениры, имевшие в Германии большой спрос. Новый этап - пешком, мимо разрушенных сел и деревень - Рига. Потом - Каунас, форпост № 6 на окраине города. Казармы, грязь, голод, побои. Частые перемещения не позволяли Мусе продумать и осуществить план побега.

В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Фашисты обнесли крепость несколькими рядами колючей проволоки, установили сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. Морозы тогда достигали 10-15 градусов, но прибывших загоняли в нетопленные крепостные казематы - без нар, без постелей, даже без соломенной постилки. Каждое утро похоронная «капут-команда» подбирала 300-500 окоченевших раненых.

В этой беспросветной ситуации стихи о Родине, которые читал Джалиль татарским пленным (к слову, каждый десятый на фронте был татарином. - Прим. ред.), после работы по вечерам, ночью, воспринимались ими близко к сердцу - их учили наизусть, переписывали.

В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. Курмаш был одним из руководителей подпольной организации в Демблине, в которую вскоре вступил и Джалиль. Вокруг Джалиля и Курмаша сколачивалась группа наиболее надежных, проверенных людей.

Среди них были интеллектуал Абдулла Баттал, товаровед Зиннат Хасанов, экономист Фуат Сайфульмулюков, юный учитель Фарит Султанбеков. В группе насчитывалось 10-15 человек. Вечерами они думали о том, как вырваться из плена. Но побег был крайне труден. С трех сторон крепость омывала река Висла, с четвертой был прорыт глубокий ров, заполненный водой. До линии фронта - тысячи километров.

ГОСУДАРСТВО ИДЕЛЬ-УРАЛ

В конце ноября 1942 года в лагере Демблин начались перемены. Баланду стали давать регулярно, а не с перерывом в два-три дня. Конвоиры стали реже бить пленных. Раз в десять дней пленных водили в баню. Это был ледяной душ на каменном полу, но выдавался кусочек мыла. Кроме того, военнопленных стали сортировать по национальности. Русских, украинцев, грузин, армян развозили по своим лагерям. В Демблин же собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья - татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

Что это значило? Подробно на этот вопрос отвечает в своей книге Рафаэль Мустафин, который проделал огромную работу для восстановления шаг за шагом биографии Джалиля и его соратников в фашистском плену. Согласно гитлеровской доктрине, всю Восточную Европу вплоть до Уральского хребта предполагалось очистить от значительной части местного населения и заселить немецкими колонистами. Те же немногие, которые останутся жить, обязаны будут работать лишь в качестве сельскохозяйственных и промышленных рабочих, то есть новых рабов. Территорию между Волгой и Уралом предлагалось разделить на несколько рейхскомиссариатов и колонизировать. Ни о какой независимости населяющих этот район малых народов речи не могло и быть.

Однако провал планов молниеносной войны и разгром фашистских войск под Москвой привели к тому, что немецкая армия стала ощущать недостаток в живой силе. И тогда рейхсминистр оккупированных территорий Востока Альфред Розенберг предложил свой план: вбить клин между народами России, натравить одну нацию на другую и использовать военнопленных разных национальностей для борьбы против собственной Родины.

И уже к середине 1942 года фашистская пропаганда заметно меняет тон. Газеты твердят, что фашизм призван освободить азиатов, «угнетенных большевиками, нью-йоркскими жидами и лондонскими банкирами». И на свет вытаскиваются всевозможные националистические прожекты и планы, в том числе и не осуществившийся в свое время проект татарского идеолога Гаяза Исхаки о создании между Волгой и Уралом государства Идель-Урал. Теперь немцы обещают татарам подарить им такое государство в случае победы над СССР, и даже назначают будущего президента Идель-Урала - некоего эмигранта Шафи Алмаса. Этот человек до революции был богатым купцом в России и имел личные счеты с советской властью.

Уже весной 1942 года Гитлер подписал приказ о создании грузинского, армянского и азербайджанского, туркестанского и горского легионов. Приказ о создании татарского легиона «Идель-Урал» был подписан в августе. Командные посты в формируемых легионах заняли, разумеется, немцы.

В спешном порядке из военнопленных начали сколачивать военные подразделения. Медицинская комиссия сортировала людей в зависимости от состояния здоровья. Сильных и молодых - в строевую зону, пожилых и больных - в рабочую. Строевых уже не гоняли на работу, их кормили намного лучше, и чистое белье выдавали, и медпомощь оказывали. Затем отобранных грузили в эшелоны и отвозили на станцию Едлино, где располагались части татарского легиона.

Вначале подпольная организация Демблинского лагеря, в которой был Джалиль, хотела бойкотировать легионы и вести среди пленных усиленную агитацию против вступления в них. Однако позднее они решили сменить тактику. Они прислушались к мнению легионеров, которые рассуждали так: воспользоваться случаем, набраться сил, получить в руки оружие и… перейти к советским партизанам.

ИДЕЙНАЯ «ПРОСЛОЙКА»

Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные. Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты.

В январе 1943 года Джалиля в числе других отобранных «вдохновителей» привезли в лагерь Вустрау под Берлином. Этот лагерь был необычным. Он состоял из двух частей: закрытой и открытой. Первая представляла собой привычные пленным лагерные бараки, правда, рассчитанные только на несколько сот человек. Вокруг открытого лагеря не было ни вышек, ни колючей проволоки: чистые одноэтажные дома, выкрашенные масляной краской, зеленые газоны, клумбы с цветами, клуб, столовая, богатая библиотека с книгами на разных языках народов СССР.

Всего через Вустрау с осени 1941 по февраль 1945 года прошло около 2 тыс. пленных. Всем прибывшим туда говорили, что собираются использовать их для работы по специальности. На самом же деле была поставлена задача готовить административный и пропагандистский аппарат для оккупированных территорий. Прибывших сначала помещали в закрытый лагерь, строго по национальному признаку.

Их так же гоняли на работы, но по вечерам проводились занятия, на которых так называемые учебные руководители прощупывали и отбирали людей. Отобранных помещали на вторую территорию - в открытый лагерь, для чего требовалось подписать соответствующую бумагу. В этом лагере пленных вели в столовую, где их ожидал сытный обед, в баню, после которой выдавали чистое белье, гражданскую одежду. Затем в течение двух месяцев проводились занятия.

Пленные изучали госструктуру Третьего рейха, его законы, программу и устав нацистской партии. Проводились занятия по немецкому языку. Для татар читались лекции по истории Идель-Урала. Для мусульман - занятия по исламу. Окончившим курсы выдавали деньги, гражданский паспорт и другие документы. Их направляли на работу по распределению Министерства оккупированных восточных областей - на немецкие заводы, в научные организации или легионы, военные и политические организации.

В закрытом лагере Джалиль и его единомышленники продолжили подпольную работу. В группу уже входили журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Все они для вида согласились сотрудничать с немцами, по выражению Мусы, чтобы «взорвать легион изнутри».

В марте Мусу и его друзей перевели в Берлин. Муса числился служащим Татарского комитета Восточного министерства. Никакой конкретной должности он в комитете не занимал, выполнял отдельные поручения, преимущественно по культурно-просветительской работе среди военнопленных.

ВОССТАНИЕ ЛЕГИОНЕРОВ

В конце февраля 1943 года немцы решились первый раз отправить легионеров на Восточный фронт. Для этого был подготовлен первый (по немецким данным, 825-й. - Прим. ред.) батальон Волго-татарского легиона. Но легионеры вместо того, чтобы сражаться против соотечественников, перебили немецких офицеров и перешли к белорусским партизанам. Из тысячи отправленных на фронт легионеров вернулось только человек семьдесят, а из сотни немецких офицеров в живых осталось только несколько человек.

Немцы считали это провалом. Больше легионеров на фронт не отправляли и оружие им не выдавали. Максимум - использовали как строительно-саперные подразделения. Но легионы все же не распустили. Слишком много сил уже было затрачено - созданы национальные комитеты, подобраны правительства, организованы редакции и печатные органы на национальных языках.

Встречи подпольного комитета, или джалильцев, как принято среди исследователей называть соратников Джалиля, проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. В целях конспирации подпольная организация состояла из небольших групп по 5-6 человек каждая. Среди подпольщиков были те, кто работал в татарской газете, выпускаемой немцами для легионеров, и перед ними стояла задача сделать работу газеты безвредной и скучной, препятствовать появлению антисоветских статей. Кто-то работал в отделе радиовещания Министерства пропаганды и наладил прием сводок Совинформбюро. Подпольщики также наладили выпуск антифашистских листовок на татарском и русском - печатали на машинке, а потом размножали их на гектографе.

Джалиль использовал поездки по лагерям для развертывания подпольной работы. Он разыскивал нужных людей, устанавливал новые связи. Гайнана Курмаша поэт устроил режиссером в Едлинскую капеллу, которая выступала раз в неделю перед легионерами и поднимала их боевой дух, исполняя народные песни, песни татарских композиторов.

Один из подпольщиков, Фарит Султанбеков, вспоминает, что при вступлении в подпольную организацию нужно было вслед за Джалилем повторить такие слова: «Вступая в подпольную организацию, я обязуюсь бороться с ненавистным врагом до последнего дыхания, беспрекословно выполнять все задания старшего группы, всемерно помогать родной Отчизне. Даю слово, что если потребуется, я без колебания отдам жизнь для блага Родины. Клянусь, что если буду схвачен врагом, то, несмотря ни на какие муки и страдания, не скажу о подпольной организации, о друзьях ни слова. Если же я нарушу эту торжественную клятву, считайте меня врагом Родины, лакеем фашистов».

Деятельность джалильцев не могла не быть замечена. Сейчас, когда немецкие архивы тщательно изучены, ясно, какая разветвленная и мощная сеть тайных осведомителей, доносчиков, провокаторов, платных агентов гестапо противостояла подпольщикам. В июле 1943 года далеко на востоке грохотала Курская битва, закончившаяся полным провалом немецкого плана «Цитадель». В это время поэт и его товарищи еще на свободе. Но на каждого из них в Управлении имперской безопасности уже имелось солидное досье.

Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11 августа всех «культурных пропагандистов» вызвали в солдатскую столовую - якобы для репетиции. Здесь все «артисты» были арестованы. Во дворе - для устрашения - Джалиля избили на глазах у задержанных.

На фото: ФРАГМЕНТ МОАБИТСКИХ ТЕТРАДЕЙ


«ПИСАТЬ, ПИСАТЬ, ПИСАТЬ…»

Арестованы были не только джалильцы. В подпольной работе подозревались многие легионеры и военнопленные. Но всю вину на себя взяли 11 человек - Гайнан Курмаш, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

После месяца страшных пыток джалильцев перевезли в тюрьму Моабит в Берлине, где их разместили по разным камерам. У Джалиля - страшный кашель, перебиты почки, сломана рука. Как вспоминает бывший заключенный М. Иконников, помимо физических пыток, немцы применяли моральные. Например, испытание пищей: пленного долго не кормили, затем приводили на допрос и ставили перед ним вкусную еду. Также пыткой были поездки из Моабита в гестапо на легковой машине. Машина останавливалась около метро, чтобы узник из окна мог увидеть мирную жизнь, вспомнить семью, чтобы он захотел выжить во что бы то ни стало и решился на сотрудничество с немцами.

Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Тем удивительнее тот факт, что перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах - не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, - лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,

он лепестков души не потревожит.

Улыбкой гордою опять сияет взгляд,

и, суету мирскую забывая,

я вновь хочу, не ведая преград,

писать, писать, писать, не уставая».

В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс - бельгийский патриот, арестованный фашистами. Если советским пленным не полагалось иметь личных вещей и писать письма (им разрешали только читать книги), то пленным других государств, благодаря заступничеству посольств, это позволяли. Тиммерманс делился с поэтом бумагой. Также Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты.

На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Смертный приговор джалилевцам вынесли в феврале 1944 года. Казнили их только в августе. Шесть месяцев заключения Джалиль тоже писал стихи, но ни одно из них до нас не дошло. Сохранились лишь два блокнота, в которых содержится 93 стихотворения. Первый блокнот из тюрьмы вынес Нигмат Терегулов. Он передал его в Союз писателей Татарии в 1946 году. Вскоре Терегулов был арестован и погиб в лагере. Второй блокнот вместе с вещами переслал матери Андре Тиммерманс. Через советское посольство он тоже был передан в Татарию в 1947 году. Сегодня настоящие Моабитские тетради хранятся в литературном фонде казанского музея Джалиля.

25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи рейха, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18. За час до казни немцы устроили встречу татар с муллой. Сохранились записанные с его слов воспоминания. Мулла не нашел слов утешения, и джалилевцы не хотели с ним общаться. Почти без слов он протянул им Коран - и все они, положив руки на книгу, прощались с жизнью. Коран в начале 1990-х привезли в Казань, он хранится в музее.

До сих пор не известно, где находится могила Джалиля и его соратников. Это не дает покоя ни казанским, ни немецким исследователям. Последние предположения не утешительны: нередко из тюрьмы Плётцензея тела забирал анатомический институт.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал»,-

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня».

В СССР в послевоенные годы существовала версия, что Джалиль жив и работает в Западном Берлине. Розыскное дело открыли в 1946 году. Его жену приглашают на Лубянку на допросы. Имя Мусы Джалиля исчезло со страниц книг и учебников. Сборников его стихов не стало в библиотеках. Когда исполнялись по радио или с эстрады песни на его слова, то обычно говорилось, что слова - народные.

Закрылось дело лишь после смерти Сталина за неимением улик. В апреле 1953 года впервые были опубликованы шесть стихотворений из Моабитских тетрадей в «Литературной газете» - по инициативе ее редактора Константина Симонова. Стихи получили широкий отклик. Затем - Герой Советского Союза (1956), лауреат (посмертно) Ленинской премии (1957) …В 1968 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Из предателя Джалиль превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. В 1966 году у стен Казанского кремля был установлен созданный известным скульптором В. Цегалем памятник Джалилю, который стоит там и сегодня.

В 1994 году рядом, на гранитной стенке, был открыт барельеф, представляющий лица его казненных десяти товарищей. Уже много лет дважды в год - 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. Сбылось то, о чем писал поэт в одном из своих последних писем с фронта жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над чувством страха. Когда приходит мысль о смерти, думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет.

А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь - «жизнь после смерти».


поделиться:

Муса Джалиль родился в деревне Мустафино Оренбургской губернии в многодетной семье 15 февраля 1906 года. Его настоящее имя - Муса Мустафович Залилов, свой псевдоним он придумал в учебные годы, когда издавал газету для своих одноклассников. Его родители, Мустафа и Рахима Залиловы, жили бедно, Муса был уже шестым их ребёнком, а в Оренбурге тем временем был голод и разруха. Мустафа Залилов представлялся окружающим добрым, покладистым, рассудительным, а его жена Рахима - строгой к детям, неграмотной, но имеющей замечательные вокальные данные. Сначала будущий поэт учился в обычной местной школе, где отличался особой одарённостью, любознательностью и уникальными успехами в скорости получения образования.С ранних к нему привилась любовь к чтению, но поскольку денег на книги не хватало, он мастерил их вручную, самостоятельно,записывая в них услышанное им или придуманное, а в возрасте 9 лет начал писать стихи. В 1913 году его семья переехала в Оренбург, где Муса поступил в духовное учебное заведение - медресе "Хусаиния", там он начал более эффективно развивать свои способности. В медресе Джалиль изучал не только религиозные дисциплины, но и общие для всех других школ, как музыка,литература, рисование. В годы учебы Муса научился играть на струнном щипковом музыкальном инструменте - мандолине.

С 1917 года в Оренбурге начинаются беспорядки и беззакония,Муса проникается происходящим и основательно уделяет время созданию стихотворений. Он вступает в коммунистический союз молодёжи,чтобы участвовать в Гражданской войне, однако не проходит отбор в силу астенического,худощавого телосложения. На фоне городских бедствий разоряется отец Мусы, из-за этого попадает в тюрьму, в результате чего заболевает тифом и умирает. Мать Мусы выполняет грязную работу ради того, чтобы хоть как-то прокормить семью. Впоследствии поэт вступает в Комсомол, поручения которого исполняет с огромной выдержкой,ответственностью и отвагой. С 1921 года в Оренбурге начинается голодное время, два брата Мусы умирают, сам он становится беспризорником. От голодной смерти его спасает сотрудник газеты "Красная звезда", который помогает ему поступить в Оренбургскую военно-партийную школу, а затем в Татарский институт народного образования.

С 1922 года Муса начинает жить в Казани, где учится на рабочем факультете, активно участвует в деятельности Комсомола, организовывает для молодёжи различные творческие встречи, много времени уделяет созданию литературных произведений. В 1927 году комсомольская организация направляет Джалиля в Москву, где он учится на филфаке МГУ, заниматся поэтической и журналистской карьерой, управляет литературной областью татарской оперной студии. В Москве Муса обретает личную жизнь, становится мужем и отцом, в 1938 году переезжает с семьей и оперной студией в Казань, где начинает работать в Татарском оперном театре, а через год уже занимает должности председателя Союза писателей Татарской республики и депутата городского Совета.

В 1941 году Муса Джалиль уходит на фронт в качестве военного корреспондента, в 1942 году получает тяжёлое ранение в грудь и попадает в плен к фашистам. Чтобы продолжать бороться с врагом, он становится участником немецкого легиона «Идель-Урал», в которой выполнял функцию отбора военнопленных для создния развлекательных мероприятий для фашистов. Пользуясь случаем, он создал подпольную группировку внутри легиона, а в процессе отбора военнопленных вербовал новых членов своей тайной организации. Его подпольная группировка пыталась поднять восстание в 1943 году, в результате чего более пятисот пленнённых комсомольцев смогли присоединиться к белорусским партизанам. Летом того же года подпольную группировку Джалиля раскрыли,а её основателя Мусу казнили путем отсечения головы в фашистской тюрьме Плётцензее 25 августа 1944 года.

Творчество

Первые известные свои произведения Муса Джалиль создает в период с 1918 по 1921 год. К ним относятся стихи, пьесы, рассказы, записи образцов народных сказок, песен и легенд. Многие из них так и не были опубликованы. Первым изданием, в котором появилось его творчество, стала газета "Красная звезда", куда вошли его произведения демократического, освободительного, народного характера.В 1929 году он заканчивает писать поэму «Пройденные пути», в двадцатые годы также появлется его первый сборник стихов и поэм "Барабыз", а в 1934 выходят в свет ещё два - «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы». Спустя четыре года им написана поэма "Письменосец", которая повествует о совестской молодёжи. В целом, ведущими темами творчества поэта стали революция, социализм и гражданская война.

Но главным памятником творчества Мусы Джалиля стала "Моабитская тетрадь"- содержимое двух блокнотов маленького размера, исписанных Мусой перед смертью в Моабитской тюрьме. Из них сохранились только два, которые содержат в сумме 93 стихотворения. Они написаны различной графикой, в одном блокноте арабской,а в другом латинской, каждое на татарском языке. Впервые стихотворения из "Моабитской тетради" свет увидел после смерти И.В. Сталина в "Литературной газете", поскольку долгое время после окончания войны поэта считали дезертиром и преступником. Перевод стиховорений на русский язык инициировал военный корреспондент и писатель Константин Симонов. Благодаря его основательному участию в рассмотрении биографии Мусы, поэт перестал восприниматься негативно и был посмертно удостоен звания Героя Советского союза, а также Ленинской премии. "Моабитскую тетрадь" перевели более чем на шестьдесят мировых языков.

Муса Джалиль является образцом выдержки, символом патриотизма и несломимого духа творчества вопреки любым лишениям и приговорам. Своей жизнью и творчеством он показал, что поэзия выше и мощнее любой идеологии, а сила характера способна преодолеть любые лишения и катастрофы. "Моабитская тетрадь" - его завещание потомкам, которое говорит о том, что человек смертен, а искусство вечно.

Легендарная жизнь и мужественная смерть Муса Джалиль.
Легендарный поэт Муса Джалиль является поистине выдающимся, талантливым писателем, известным по всей России. Его творчество является базой для современной молодежи, воспитывающейся на основах патриотизма.
Муса Мустафович Залилов (известен как Муса Джалиль) родился второго февраля 1906 года в небольшой деревне Мустафино, в Оренбургской области в бедной семье Мустафы и Рахимы Залиловых. Муса был шестым ребенком в многодетной семье Залиловых, поэтому тяга к труду и уважению к старшему поколению у него проявлялась с ранних лет. Тогда же и проявилась любовь к учебе. Он очень старательно учился, любил поэзию и с необычной красотой выражал свои мысли. Родителями было решено отдать молодого поэта в медресе «Хусаиния» в городе Оренбург. Там талант Мусы Джалиля раскрылся окончательно. Он с легкостью изучал все предметы в медресе, но особо легко ему давались литература, рисование, пение.
В свои тринадцать лет Муса вступает в комсомол, а после того, как заканчивается гражданская война, он создает множество пионерских отрядов, в которых с легкостью пропагандирует идейность пионерии через свои стихотворения. Чуть позже Муса Джалиль становится членом в Бюро Татаро-Башкирской секции Центрального Комитета ВЛКСМ, после чего ему выпадает уникальная возможность отправиться в Москву и поступать в Московский Государственный Университет. В 1927 году Муса Джалиль поступает на этнологический факультет МГУ (далее писательского факультета), попадая на литературное отделение. На протяжении всего обучения Муса пишет очень интересные стихи, участвует в поэтических вечерах, а в 1931 поэт заканчивает университет. После окончания университета Джалиля работает редактором журнала на татарском языке для детей.
В 1932 году Джалиль перебирается в город Серов и работает там над множеством новых произведений, по их мотивам пишутся оперы знаменитого композитора Жиганова. Среди таких оперы «Алтын Чэч» и «Ильдар».
Через некоторое время Муса Джалиль снова возвращается в Москву, где связывает свою жизнь с газетой «Коммунист». Так начинается военный период его творчества, непременно связанный с Великой Отечественной войной. В первый полугодовой период его нахождения в рядах армии, поэта направляют в город Мензелинск, где он получает звание старшего политрука и с легкостью вступает на активную линию Ленинградского фронта, а после и Волховского фронта. Среди вооруженных наступлений, обстрелов и героических поступков, поэт параллельно собирает материалы для газеты «Отвага». В 1942 году, вблизи деревни Мясной Бор, Мусу Джалиля ранят, и он попадает в плен противника. Там, несмотря на тяжелое положение, ужасное отношение к людям со стороны врага, издевательств, татарский поэт находит в себе силы сохранить свои патриотические принципы. В лагере немцев поэт придумает себе подставное имя – Муса Гумеров, обманывая тем самым врага. Но обмануть поклонников ему не удается, даже на вражеской территории, в лагере фашистов, его узнают. Муса Джалиль был заключен в Моабите, Шпандау, Плетцензее, а в Польше вблизи города Радом. В лагере около города Радом поэт решается организовать подпольную организацию против врага, пропагандирует победу советского народа, пишет стихи по этой тематике и краткие лозунги. А потом было организовано бегство из лагеря врага.
Фашисты предлагали план для пленных, немцы надеялись, что народы, проживающие в Поволжье, восстанут против советской власти. Рассчитывалось, что татарская нация, башкирская нация, мордовская нация, чувашская нация сформируют националистический отряд «Идель-Урал» и сформируют волну негатива против советской власти. Муса Джалиль согласился на такую авантюру, с целью обмануть фашистов. Джалиль создал специализированный подпольный отряд, который в дальнейшем пошел против немцев. После такого расклада фашисты отказались от этой неудачной идеи. Роковыми оказались месяцы, проведенные татарским поэтом в Концлагере Шпандау. Кто-то доложил о том, что готовится побег из лагеря, в котором Муса был организатором. Его закрыли в одиночную камеру, долго мучили, пытали, а далее приговорили к смертной казни. 25 августа 1944 года в Плетцензее был убит по приговору известный татарский поэт.
Большую роль в творчестве Мусы Джалиля сыграл известный поэт Константин Симонов. Он выпустил и перевел стихи Джалиля, которые были написаны в «Моабитской тетради». Перед своей смертью Джалиль успел передать рукописи сокамернику Бельгиенцу Андре Тиммермансу, тот по своему освобождению из лагеря передал тетрадь консулу, и ее доставили на родину татарского поэта. В 1953 году были впервые выпущены эти стихи на татарском языке, а спустя пару лет – на русском. На сегодняшний день Муса Джалиль известен по всей России и далеко за ее пределами, его именем называют улицы, о нем снимают фильмы, его произведения любят и дети, и взрослые.

Биография и эпизоды жизни Мусы Джалиля. Когда родился и умер Муса Джалиль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, журналиста, публициста, фото и видео.

Годы жизни Мусы Джалиля:

родился 2 февраля 1906, умер 25 августа 1944

Эпитафия

«Вечная память поэту-борцу!
Помним его и поныне.
Смертью своей доказал он Творцу:
Слово — не призрак в пустыне».
Из стихотворения Игоря Сульги памяти Мусы Джалиля

Биография

Биография Мусы Джалиля - история удивительного человека. Его замечательные стихи стали настоящим свидетельством борьбы и мужества, правда о которых раскрылась лишь спустя годы. Выходец из бедной крестьянской семьи, выпускник филфака МГУ, талантливый поэт и журналист, во время Великой Отечественной войны он пошел на смелый подвиг, рискуя своей собственной жизнью - и лишившись ее.

Когда началась война, у Мусы Джалиля уже была успешная карьера - он редактировал детскую и молодежную литературу, работал ответственным секретарем Союза писателей Татарстана, выпускал сборники стихотворений, писал либретто для опер. Ему было 35 лет, когда он ушел на войну, и уже через год тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен. Тогда он пошел на невероятный шаг - вступил в немецкий легион «Идель-Урал», но вовсе не для того, чтобы воевать на стороне Германии, а чтобы создать подпольную группу. Под видом культурно-просветительской деятельности Джалиль ездил по лагерям для пленных, вербовал новых членов организации и организовывал побеги. Подпольная деятельность Мусы Джалиля продолжалась чуть больше года, пока он не был арестован — всего за несколько дней до подготовленного им восстания. Через год после ареста Джалиль был казнен на гильотине.

Возможно, подвиг Джалиля так и остался бы неизвестным. Долгие годы после войны поэта считали врагом народа, предателем, перешедшим на сторону врага. Но вскоре стали открываться правдивые факты. Бывшие военнопленные, сокамерники поэта, смогли передать советским властям стихи Мусы Джалиля, которые он написал в тюрьме и которые ясно свидетельствовали о том, что он организовывал подпольное движение. Но даже это не сразу помогло реабилитировать поэта, пока тетрадь со стихами Джалиля не попала в руки Константина Симонова. Он не только перевел стихи на русский язык, но и снял с него обвинения в предательстве, доказав подвиг Джалиля. После этого Муса Джалиль был посмертно реабилитирован и по всей стране распространилась слава о великом человеке и патриоте. Спустя 12 лет после смерти Мусы Джалиля ему было присвоено звание Героя Советского Союза. И хотя не было похорон Мусы Джалиля и не существует могилы Джалиля, сегодня по всей стране стоят памятники поэту, а в его родном селе Мустафино действует музей Мусы Джалиля.

Линия жизни

2 февраля 1906 г. Дата рождения Мусы Джалиля (полное имя Муса Мустафович Залилов (Джалилов).
1919 г. Учеба в Татарском институте народного образования в Оренбурге.
1925 г. Выход сборника стихотворений и поэм «Мы идем».
1927 г. Поступление на литературное отделение МГУ.
1931-1932 гг. Редактор татарских детских журналов.
1933 г. Заведующий отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист» в Москве.
1934 г. Выход сборников стихотворений Мусы Джалиля «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы».
1939-1941 гг. Ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР.
1941 г. Уход на фронт.
1942 г. Плен, вступление в немецкий легион «Идель-Урал» с целью продолжения борьбы с врагом.
21 февраля 1943 г. Восстание 825-го батальона легиона «Идель-Урал», присоединение к белорусским партизанам.
август 1943 г. Арест Мусы Джалиля.
25 августа 1944 г. Дата смерти Мусы Джалиля (казнь).

Памятные места

1. Село Мустафино в Оренбургской области, где родился Муса Джалиль.
2. Музей-квартира Мусы Джалиля в Казани в доме Джалиля, где он жил в 1940-1941 гг.
3. Памятник Мусе Джалилю в Санкт-Петербурге.
4. Памятник Мусе Джалилю в Нижневартовске.
5. Памятник Мусе Джалилю в Тосно.

7. Моабитская тюрьма в Берлине, где находился в плену Муса Джалиль.
8. Тюрьма Плётцензее в Берлине, в которой был казнен Муса Джалиль.

Эпизоды жизни

Жена поэта, Амина Джалиль, рассказывала, что ее муж был настоящим трудоголиком. Нередко он приходил с работы в 4-5 утра, а как только просыпался - сразу же шел к письменному столу. За любую работу он брался с охотой и отдавался ей полностью. Печататься поэт начал еще в 13-15 лет - все были убеждены, что его ждет великое литературное будущее.

Первые доказательства подвига Джалиля появились еще в 1945 году, когда советские войска оказались на территории фашистской тюрьмы Моабит, в которой уже никого не было. Один из бойцов нашел листок бумаги с русским текстом - его автором был Муса Джалиль. Он писал о том, что попал в плен к немцам, что его деятельность была раскрыта и что скоро он будет расстрелян. В письме он прощался с семьей и друзьями, но оно, как и следующие рукописи Джалиля, пропали в недрах КГБ, долго не доходя до общественности. Некоторые сборники стихов, которые передавались позже советским властям, так и не были найдены.

В 1947 году в Союз пришла тетрадь со стихами Джалиля - их вынес из тюрьмы его сокамерник, бельгиец Андре Тиммерманс. По рассказам Тиммерманса, Муса Джалиль создал подпольную группировку после того, как муфтий обратился к нему с просьбой убедить военнопленных татар вступить в армию генерала Власова, советского военачальника, перешедшего на сторону Германии. Джалиль согласился этим заняться, но в подпольных листовках призывал совершенно к обратному. В группировке Джалиля было сначала 12 человек, а потом они привлекли тринадцатого, который их и выдал. Тиммерманс также рассказывал, что его удивляло и восхищало спокойствие Джалиля, которое он сохранял даже тогда, когда его деятельность была раскрыта и он понял, что будет казнен.

Завет

«Жить так, чтобы и после смерти не умирать».


Фрагменты из фильма «Моабитская тетрадь» о Мусе Джалиле

Соболезнования

«В нем сочетались будничность, деловитость со способностью думать о большом, с мыслями о смерти и бессмертии. Это рождало спокойную, вселяющую в людей веру, простоту и мужественность характера Джалиля».
Амина Джалиль, жена Мусы Джалиля

«Он был очень спокойный и очень мужественный человек, я всегда уважал его».
Андре Тиммерманс, сокамерник Мусы Джалиля

……………………………………………

8 Память………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………...

Приложение. Стихи…...………………………………………………………

Введение

Наш земляк Муса Джалиль прославил наш край своим творчеством и своим подвигом, который он совершил в годы Великой Отечественной войны, находясь в Моабитской тюрьме (Берлин) в плену у фашистов.

Цель данной работы – создать памятную книгу о жизни и творчестве Мусы Джалиля для школьной выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения поэта.

1 Детство Мусы Джалиля

Вьюжной февральской ночью1906 года в семье мелкого торговца Мустафы Залилова родился сын. Шестой ребенок. В честь новорожденного ребенка устроили праздник, пригласили многочисленную родню. Гости, скрестив ноги, сидели на полу. Они принесли с собой подарки: кто черную бархатную тюбетейку, кто яркую ситцевую рубашонку, кто мотки пряжи, а родители матери Рахимы-апы принесли по обычаю тугой тяжелый сверток отбеленного холста – чтобы жизненный путь новорожденного был долгим и светлым. Наконец, пришел мулла. Все встали. Муллу встретили у порога, помогли снять тяжелую шубу.

Мулла поднес ладони к лицу, и нараспев, полуприкрыв глаза, начал читать молитву. Все притихли. Когда мулла закончил молитву, ему подали туго спеленатого ребенка. Мулла поднял его на вытянутых руках и произнес: “На челе младенца вижу печать мудрости. А потому нарекаю его именем Муса. А имя сие идет от пророка Моисея, мудрейшего из мудрых”.

В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая деревушка Мустафино. Это родина Мусы. Здесь прошло его детство. Детство всех деревенских ребятишек было одинаковым. Зимой катались на салазках с ледяных горок. Когда наступали теплые солнечные дни, ребята играли в бабки, ходили в поход, разжигали костры и пекли картошки. Играли в салки, в прятки, лазили по деревьям. Больше всего Муса любил рыбачить. Река Неть – это любимое место для прогулок. Муса, как и все ребята, собирал весной дикий лук и чеснок, лакомился спелой вишней, пас за речкой телят и гусей, ездил с родителями на сенокос.


Отец Мусы Мустафа Залилов был человеком добрым, мягким. По рассказам односельчан, он был невысокого роста, рыжеватый, несколько суетливый. Его все уважали как человека незлобивого, сметливого и по-крестьянски мудрого.

На фото мать Мусы Джалиля, Рахима. Она была требовательной к детям, не баловала и не потакала их слабостям. То и дело мать повторяла: “Настоящий человек лишь тот, кто в первую очередь думает о других, а не о себе”. Она была по-своему одаренной, талантливой, хотя всю жизнь оставалась неграмотной. В девичестве она была первой певуньей на селе, знала много народных песен. В самые трудные дни в Оренбурге, когда в доме не было ни куска хлеба, ни капли керосина, она собирала вокруг себя детей и пела им старинные татарские песни. Дети, слушая песни матери, хоть на какое-то время забывали о страшном чувстве голода.


Наступил незабываемый день, когда маленький Муса впервые переступил порог школы.

На фотографии – школа, где учился Муса. Учился он легко и с большим желанием. Почти все буквы алфавита были знакомы Мусе (их показал ему брат Ибрагим). Пока его одноклассники с трудом усваивали буквы, Муса уже свободно читал и писал. Он был очень любознательным.

Учитель разрешал ученикам задавать любые вопросы. Муса, пользуясь этим, так и сыпал вопросами: Почему небо синее, а трава зеленая? Почему у лошади четыре ноги, а у человека только две? Откуда берется гром?

Так Муса за один год усвоил программу всех четырех классов.

В 1913 году семья Залиловых переехала в Оренбург. Это были годы жестокой нужды и скитания по постоялым дворам.

Медресе – духовное учебное заведение, где учился Муса в Оренбурге. В школе была библиотека. Здесь Муса впервые прочитал сказки Пушкина.

Чтение было самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Он так увлекся чтением, что решил завести собственную библиотеку. Денег на покупку книг не хватало. Поэтому он решил сделать их сам. Он сшил из тетрадных листов маленькие книжечки. В одну книжечку он записал легенду, услышанную от бабушки. В другую записал сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую книжечки – частушки и народные песни.

Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжечки, собирался дальше писать. Но однажды, когда Мусы не было дома, младшая сестра Хадича раскапризничалась. А матери было некогда. Чтобы как-то успокоить ее, мать дала ей яркие книжечки Мусы. Когда Муса вернулся домой, от книжек остались одни клочки…

Стихи Муса начал писать с девяти лет. Он писал и на уроках, и дома вечерами до поздней ночи. Иногда мать вставала и, отругав сына, гасила лампу. Она жалела керосин, жалела бумагу, но больше всего жалела его самого, боялась, что он испортит глаза. Но на следующий день все повторялось сначала.

Способный мальчик стал писать стихи про гусей и бабочек, про речку Неть он хотел стать таким же поэтом, как Тукай подписывая свои первые стихи - Маленький Муса (Кечкенэ Муса). Поскольку он очень любил свое Мустафино, чистый воздух знакомых и любимых с детства мест, краски увядающего осеннего и пробуждающегося весеннего леса, утренний туман над полями, красочные закаты над рекой – это будет давать ему вдохновение всю жизнь.

Позже, многие его стихи для детей будут посвящены деревенской жизни, животным, природе родной земли. Такие стихи для самых маленьких, как «Петушок», «Кукушка», «Вороватый котенок», «Шакир и Гали», «Мой пес» и многие другие.

Летом 1913 года Мустафа-абзый распродает хозяйство и перевозит свою многочисленную семью в Оренбург. В городе им удалось поселиться в подвале медресе, рядом с которым находилась библиотека «Белек» (Знание). Вот где теперь постоянно будет проводить все свое свободное время семилетний Муса. Вскоре он поступает на дальнейшее обучение в медресе «Хусаиния». В этом учебном заведении основной дисциплиной была, конечно, теология, но кроме этого давали и светское образование. Детей учили литературе, рисованию и пению. Учеба в медресе много дала маленькому поэту, здесь он продолжил развивать свой талант. Годы учебы, конечно, не были легкими, но Муса научился добывать знания. Хорошие способности и прилежность позволили ему поверить в себя и проявить свои лидерские наклонности. Например, он организовал в медресе для своих одноклассников выпуск газеты, и сам редактировал ее и издавал, где и появился в первый раз его псевдоним - Муса Джалиль.

Кроме поэзии и литературы, он увлекался музыкой и хорошо овладел игрой на мандолине.

2 Юность поэта

В начале 1917 года Муса создает стихотворение, в котором говорится о Мировой войне, как о бессмысленном кровавом побоище, уносящем тысячами молодые человеческие жизни. Он посылает его в татарскую газету «Вакыт» («Время»). Оно не было напечатано.

В 1917 году, в ноябре, когда Оренбург в течение двух лет переходит от одних военных властей к другим, в городе царит анархия и бандитизм. Освобождают город от бандитов и белогвардейцев только к 1919-му году. Ко второй половине 1919 года относятся первые поэтические опыты тринадцатилетнего Мусы. Его первые стихи, как и многих поэтов, были наполнены особым романтизмом. Одни названия чего стоят: «Красному знамени», «Красный праздник», «Красное войско». В первых стихах так много красного, что некоторые литературоведы начальный период окрестили «красным». Он характеризуется категоричностью, прямотой, энергией и сжатостью стиха. Чаще всего это страстные, заостренные, в публицистическом плане, призывы, например:

Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход!

Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

«Счастье», 1919 г.

Это одно из первых стихотворений «Счастье», имеющее взрослую тематику. В это опасное и богатое на события время Муса посещал шумные митинги и собрания, а потом, оттачивая свое мастерство писателя, рассказывал обо всем, что видел, в памфлетах и статьях классной самодельной газеты

В это время в окруженном Оренбурге создается первая организация коммунистического союза молодежи, впоследствии – комсомольцев. Муса записался, чтобы попасть на фронт Гражданской войны, но его не взяли, уж очень маленьким и худеньким он был в свои тринадцать.

Отец разоряется и за долги попадает в тюрьму, позже он неожиданно заболевает тифом и умирает. Мать, стараясь прокормить остальных детей, берется за самую черную и неблагодарную работу – убирает и стирает белье в чужих домах за копейки.

17 февраля 1920 года Муса вступил в комсомол. Сельским комсомольцам приходилось нести караульную службу, бороться со спекулянтами, порою задерживать вооруженных бандитов. Любое комсомольское поручение Муса выполнял охотно, с большой ответственностью.

Летом 1921 в Оренбургской области из-за засухи начинается голод, от которого умирают два брата Мусы Джалиля. Чтобы не обременять семью еще одним ртом, он уходит на улицу и пополняет толпу беспризорных голодных детей, наводнивших в то страшное время город и окрестности. В эти несколько месяцев, как пишет он в своем дневнике: «ел, что попало, ночевал, где придется, воровал».

Спас Мусу от голодной смерти на улице один из сотрудников газеты «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), в которой печатались самые первые, еще незрелые его стихи. Сотрудник газеты устроил Джалиля в Оренбургскую военно-партийную школу, а потом на базе медресе, где учился Муса, был создан Татарский институт народного образования, студентом какого и стал юноша.

После окончания Гражданской войны с 1922 года Муса живет в Казани, учится на рабфаке и активно работает в комсомольской организации, занимается самодеятельностью молодежи, пишет стихи, пьесы. Сам он говорил об этом периоде: «Меня вела… окрыляла вера в поэтическую силу». Многие его произведения этого периода посвящены юбилейным датам комсомольской организации и стали любимыми песнями татарских и башкирских комсомольцев. Джалиль организовывает музыкально-поэтические вечера, сам играет на мандолине и читает свои стихи.

Поэт активно действует в области создания первых детских организаций, в последствие названных пионерскими. Богатое переломными событиями время способствовало быстрому взрослению и созреванию будущего литератора. Путь к творческой зрелости Муса, как и многие другие, проходил несколько ступеней. Сам Джалиль не раз говорил, что на новую ступень в своем творчестве он перешел в 1924 году: «В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот». Ушел лишний пафос, более совершенной стала палитра художественных средств.

В этот период Муса пишет много детских стихов и пьес с новым идеологическим содержанием, потому что произведений для детских театров еще не было, а они были крайне нужны для пропаганды новой идеологи, в которую так искренне и горячо верил Муса Джалиль. Много ездит по стране по заданию комсомола, как инструктор. В 1925 работает в Комитете комсомола в Орске, в 1926 – в Оренбурге.

3

Джалиль вынужденно возвращается в Мустафино, где собирает молодежную организацию «Красный цветок», которая потом стала комсомольской ячейкой и выбрала Мусу членом комитета волостного РКСМ и делегатом губернской конференции комсомола.

В 1920-ом он опять возвращается и перерабатывает первоначальный вариант своего стихотворения «На войне» (1920 г.), обостряя степень обличительного пафоса и своего сочувствия массам народа, посылает его в газету «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), которая тогда была органом прессы большевиков Туркестанского фронта. Стихотворение было опубликовано под псевдонимом Маленький Джалиль, как и десяток подобных стихов-лозунгов, прокламаций, наполненных верой в победу, написанных Мусой, начиная с 1919 года.

До наших дней сохранилось несколько тетрадей со стихами, пьесами, рассказами, записями образцов народных сказок, песен и легенд, сделанными и сочиненными Мусой Джалилем с 1918 по 1921 годы. Конечно, большая их часть осталась не изданной, но, благодаря ним, можно получить картину творческого развития таланта Мусы. Первые же строки проникнуты стихийным демократизмом молодого автора. Он плоть от плоти сын своего народа, нахлебавшийся вдоволь унижений и горя, знающий цену трудовому куску хлеба. Он на своей шкуре ощутил высокомерие и ханжество богатых байских отпрысков по отношению к нему, сыну разорившегося торговца, только из милости взятого за казенный счет в медресе. Кому, как ни ему знать о нуждах и чаяниях людей, которым он искренне сочувствовал. Правда, его неокрепшее мастерство не дает пока возможности умело пользоваться художественными средствами, слишком прямолинейно и неуклюже высказывает свои мысли молодой

Жизнь моя для народа, все силы ему,

Я хочу, чтоб и песня служила ему.

За народ свой я голову, может, сложу

Собираюсь служить до могилы ему.

«Слово поэта свободы», 1920 г.

4

В 1927 году Муса Джалиль он избран членом бюро ЦК комсомола от Татаро-Башкирии и направлен в Москву. Он с легкостью поступает в МГУ на филологический факультет, где учится с 1927 по 1931 год. Стихи, которые он писал на татарском языке, переводились его товарищами-студентами и читались по-русски на студенческих литературных вечерах, неизменно пользуясь успехом, что послужило большим стимулом для совершенствования их художественной формы.

В Москве Мусе приходилось не только учиться, он продолжал вести активную комсомольскую и журналистскую деятельность. Его назначили редактором татарского идеологического издания «Кечкенэ иптэшлэр» (Младшие товарищи). А затем, уже в 1928 году он – член редколлегии журнального издания «Яшь эшче» (Молодой рабочий), а также «Ударниклар» (Ударник). Грамотных кадров молодой власти катастрофически не хватало, поэтому способный, творчески мыслящий, молодой татарский поэт был ценным комсомольским работником. С 1927 по 1928 год Муса руководил еще и интернациональным татарским кружком при клубе им. Х.Ямашева и литературным кружком при Центральной библиотеке для детей. Кроме этого, он писал тексты для детских песен, работая в паре с молодым татарским композитором Латыфом Хамиди, который тоже в это время учился в Москве. Все эти занятия требовали много сил и энергии, а еще нужно было и учиться! Времени на личную жизнь абсолютно не было.

В это время он успевает уделять внимание и своему творчеству. С 1924 по 1928 год Муса пишет поэму «Пройденные пути», стихи «О смерти», тема которых – дружба и интернационализм, и многие другие произведения. Распорядок его дня в этот активный период был сложным и насыщенным событиями. Муса, по своей старой крестьянской привычке, вставал очень рано, с восходом солнца, обтершись мокрым полотенцем, на ходу завтракал и убегал в редакцию. Приходил поздно вечером, и опять садился заниматься, готовиться к семинарам, читать и редактировать рукописи. С утра работал в редакции, потом – в типографии, учеба в университете и важные совещания в райкоме комсомола.

В середине тридцатых годов, после окончания университета Муса Джалиль занимал должность ответственного секретаря татарских писателей при Союзе писателей СССР. С 1935 года заведует литературной частью татарской оперной студии при Московской государственной консерватории. Студия была создана для обучения национальных кадров: певцов, дирижеров, композиторов. Он встает у истоков создания татарского национального оперного искусства.


У него семья, жена Амина и маленькая дочь Чулпан. Живут они в Москве в Столешниковом переулке, где теперь постоянно «толкутся» друзья: татарские писатели, поэты, композиторы, студийцы.

Начав работать в оперной студии, Муса начинает глубоко изучать основы музыкальной теории и историю музыки, работает над своим музыкальным развитием. Он регулярно ходит на оперные спектакли, слушает концерты в Большом и Малом зале консерватории. Переводит либретто русских опер на татарский язык, пишет оригинальные либретто на основе татарского фольклора.

Процесс учебы студийцев подходил к концу, национальной оперной труппе требовался соответствующий репертуар. Муса Джалиль не боялся брать на себя огромную ответственность по созданию либретто для первых татарских опер. Этот период его жизни был очень напряженным. Приходилось вести очень большую работу по изучению оперной драматургии, чтобы качественно подготовить либретто новой национальной оперы «Алтынчеч» (Золотоволосая), основанной на красивой старинной татарской легенде. Кроме этого, параллельно писались несколько либретто для опер композиторов-студийцев. Не оставлял он и своего творчества в области переводов. Переводил на татарский язык классические романсы, отдельные оперные арии, песни. Готовил репертуар для своих студийцев – будущих светил татарской оперной сцены.

В 1938 году Муса вместе с оперной студией покидает Москву и увозит семью в Казань, где начинает работать заведующим литературной частью Татарского оперного театра, что сегодня носит его гордое имя.

5 Предвоенное время

Председателем Союза писателей Татарской республики Мусу Джалиля выбирают в 1939 году, как и депутатом городского Совета. Дел хватало, кроме официальных депутатских обязанностей, дел в театре и в союзе писателей были еще и работы почти во всех литературных жанрах: тексты песен, материалы для нового романа о комсомоле, публицистика и пьесы.

За годы существования студии – с 1935 по 1938 год, были подготовлены к постановке два оперных спектакля «Фауст» Ш.Гуно и «Качкын» Н.Жиганова. Именно оперой «Качкын» и ознаменовалось открытие в Казани, в 1939 году Татарского государственного оперного театра. А 24 июня 1941 года в театре состоялась громкая премьера национальной оперы на татарском языке «Алтынчеч» (Золотоволосая), над либретто которой трудился несколько лет, еще со студии, Муса Джалиль. За основу он взял две народные сказки «Золотое перо», «Алтынчеч» и народный эпос «Джик мерген». Пригодились, выходит, Мусе бабушкины сказки.

Муса уже работал над либретто новой оперы «Рыбачка», о рыбаках Каспия.

Война прервала творческие планы поэта. В июле 1941 года он подал заявление в военкомат и пошел добровольцем в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком», как в шутку он называл свою рядовую должность. Но как только военное руководство узнало, что Муса Залилов – это тот самый автор знаменитой оперы «Алтынчеч», его хотели отправить в тыл или демобилизовать. Муса отказался и пошел служить политработником и военкором газеты «Отвага».

В течение первых месяцев войны поэт пишет эмоциональные стихи, призывающие хранить верность клятве воина, вошедшие в сборник «Клятва артиллериста» (1942 г.). Эта мысль в той или иной форме звучит во всех его стихах этого периода. В это же время был написан поэтический цикл «Против врага», призывающий всех людей доброй воли к борьбе против фашистских захватчиков.

6 Подвиг Мусы Джалиля

Наступил 1941 год. Когда немецко-фашистские захватчики зверски напали на нашу страну, Муса Джалиль ушел на фронт защищать родную землю от врагов.

Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах.

Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.

Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где формировался легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н. С. Бушмановым.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, предпринял малоудачную попытку поднять восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (ок. 500-600 чел.) покинула расположение части и присоединились к белорусским партизанам.

Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. Ниже изображен допрос Мусы Джалиля .

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

На фото памятная стена на месте тюрьмы в Берлине, где были казнены патриоты.

7

Несмотря на то, что з а участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но они не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.

Это “Моабитские тетради” Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.

Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе.

К Нигмату Терегулову, военнопленному узнику немецкой тюрьмы Маобит, попала тетрадь, которую ему передали, как человеку татарской национальности. Автор – Муса Джалиль, просил отдать ее Союзу писателей Татарии. Нигмат знал Мусу и очень уважал его, хотя лично они не были знакомы. Муса написал три тетради (хотя, может и больше) тремя шрифтами латинским, арабским и русским, они были отданы трем разным людям: татарам Нигмату Терегулову, Габбасу Шарипову и бельгийцу Андре Тиммермансу, узникам немецкой тюрьмы Моабит, как и он сам.

Нигмат вернулся домой и после проверки в СМЕРШ, оказался в родном доме, с семьей. Перед тем, как выполнить поручение, Нигмат посоветовался с родственниками, те попросили его не спешить передавать тетрадь. Ходили слухи, что против Мусы Джалиля возбуждено дело о предательстве Родины, будто он был на службе у фашистов.

Оба посланца, Нигмат Терегулов и Габбас Шарипов, за передачу тетради Мусы Джалиля были арестованы и брошены в советский лагерь. Тетрадь, которую переправлял Андре Тиммерманс, в 1953 году попала в руки Константина Симонова, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.

В 1956 году посмертно был удостоен званияГероя Советского Союза.

За цикл стихов «Моабитская тетрадь» в 1957 году Джалилю была посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства. В 1968 году о Мусе Джалиле был снят фильм «Моабитская тетрадь».

8 Память

Музей-квартира Мусы Джалиля находится в Казани по адресу: ул. М. Горького, д. 17 кв. 28. Здесь он жил в 1940-1941 гг.

Именем Мусы Джалиля назван посёлок Джалиль в Республике Татарстан.

Памятники в Альметьевске, Мензелинске, Москве (открыты 25 октября 2008 года на Белореческой улице и 24 августа 2012 года на одноимённой улице), Нижнекамске (открыт 30 августа 2012 года), Нижневартовске (открыт 25 сентября 2007 года), Набережных Челнах, Санкт-Петербурге (открыт 19 мая 2011 года), Тосно (Ленинградская область) (открыт 9 ноября 2012 года).


Бюст поэта-героя Мусы Мустафовича Залилова (Джалиль).
(с. Мустафино, Шарлыкского района).Памятник поэту, Герою Советского Союза Мусе Джалилю в с. Мустафино Шарлыкского района был открыт 15 февраля 1976г. Известный татарский поэт-герой родился в этом селе.Бюст героя установлен на площади в центре села, на территории школы.

Памятник "Поэту-герою Мусе Джалилю" в Оренбурге открыт 22 июня 1996 года к 90-летию со дня его рождения. Он расположен в сквере по улице Постникова напротив городского сада "Тополя".

Мемориальная плита татарского поэта-героя Мусы Джалиля открыта в с. Асекеево Оренбургской области. Торжественное открытие мемориальной плиты памяти Мусы Джалиля в с. Асекеево состоялось 28 октября 2005г. в парке напротив спорткомплекса "юность". Рядом находится улица, носящая имя героя. Инициатива создания парка и проекта памятника принадлежит Асекеевской татарской национально-культурной автономии и приурочена к 100-летнему юбилею поэта.

Татарский академический государственный театр оперы и балета в Казани носит имя Мусы Джалиля.

Именем Мусы Джалиля названа школа № 1186 с этнокультурным татарским уклоном образования (г. Москва), где установлен памятник поэту.

Проспекты и улицы Мусы Джалиля есть во многих городах бывшего СССР.

Улица в селе Уленкуль Большереченского района Омской области.

Улица в городе Астрахань.

Улица в д. Матмассы, г. Тюмень.

Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также малая планета (в 1972 году).

Его именем названа библиотека города Ижевск.

Мемориальная доска на здании МОУ СОШ № 15 в Тобольске.

Мемориальная доска на воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия).

Мемориальная доска на здании по адресу ул. Агломератчиков, 9 в городе Серове, где в сентябре 1932 года останавливался Муса Джалиль.

Мемориальная доска на улице Мусы Джалиля в Москве (установлена весной 2004 года).

Подвигу поэта посвящена опера Назиба Жиганова «Джалиль» (1957).

Юности Мусы Джалиля посвящена повесть Сагита Агиша «Земляки» (1964).

Заключение

Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине, ненавистью к врагу, верой в победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник. Вот что говорит сестра поэта Х.Джалилова об этом памятнике: “…стоит Муса, подняв голову, гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль…”.

В одном из стихотворений он писал: “Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать…”. Действительно, даже после смерти поэт продолжает жить, жить в своих бессмертных стихах. Он будет жить в памяти народа, пока будут живы его стихи.

Список использованных источников:

    Бикмухамедов Р. Муса Джалиль.Критико-биографический очерк. - М., 1957..

    Госман Х. Татарская поэзия двадцатых годов. - Казань, 1964 (на татарском языке)..

    Воздвиженский В. История татарской советской литературы. - М., 1965..

    Файзи А. Воспоминания о Мусе Джалиле. - Казань, 1966..

    Ахатов Г. Х. О языке Мусы Джалиля / "Социалистик Татарстан". - Казань, 1976, № 38 (16727), 15 февраля.

    Ахатов Г. Х. Фразеологические обороты в поэме Мусы Джалиля "Письменосец". / Ж. "Советская школа". - Казань, 1977, № 5 (на татарском языке).

    Мустафин Р.А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М.: Советский писатель, 1976.

    Корольков Ю.М. Через сорок смертей. - М.: Молодая Гвардия, 1960.
    Корольков Ю.М. Жизнь – песня. Жизнь и борьба поэта Мусы Джалиля. - М.: Госполитиздат, 1959.

    Сайт Википедия.//ru.wikipedia.org/wiki/Муса_Джалиль

    Биография, история жизни Мусы Джалиля

Приложение

Стихотворение из «Моабитской тетради»

НЕОТВЯЗНЫЕ МЫСЛИ

Мечтал я по-солдатски умереть

В разгуле ураганного огня.

Но нет! Как лампа, синим огоньком

Мерцаю, тлею... Миг - и нет меня.

Осуществления моих надежд,

Победы нашей не дождался я.

Напрасно я писал: "Умру, смеясь".

Нет! Умирать не хочется, друзья!

Уж так ли много дел я совершил?

Уж так ли много я на свете жил?

Прошла б она полезней, чем была.

Я прежде и не думал, не гадал,

Что сердце может рваться на куски,

Такого гнева я в себе не знал,

Не знал такой любви, такой тоски.

Я лишь теперь почувствовал вполне,

Что может сердце так пылать во мне,

Не мог его я Родине отдать,

Ах, как обидно это сознавать!

Не страшно знать, что смерть к тебе идет,

Коль умираешь ты за свой народ.

Но смерть от голода... Нет, нет, друзья,

Позорной смерти не желаю я.

Я жить хочу, чтоб Родине отдать

Последний сердца движущий толчок,

Чтоб я и умирая, мог сказать,

Что умираю за Отчизну-мать.

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Какая вдали земля
Просторная, ненаглядная!
Только моя тюрьма
Темная и смрадная.

В небе птица летит,
Взмывает до облаков она!
А я лежу на полу:
Руки мои закованы.

Растет на воле цветок,
Он полон благоухания,
А я увядаю в тюрьме:
Мне не хватает дыхания.

Я знаю, как сладко жить,
О сила жизни победная!
Но я умираю в тюрьме,
Эта песня моя -- последняя.

Август 1943 г.

РОДНИК

Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела.

Не иссушила в зной меня жара,
Не застудили вьюжные погоды,
И в песнях чистый голос серебра
Летел к друзьям, осиливая годы.

Как путник ловит влажную струю
Губами, пересохшими от жажды,
Так песню задушевную мою
Друзья ловили сердцем не однажды.

Родник и ночью отражает свет,-
Так я светил вам, жил я с вами рядом
И пел друзьям о радости побед,
Пел о любви, что обжигает взглядом.

Как соловей на берег родника
Приходит, чтоб испить воды приветной,
Так ты ко мне, красива и легка,
Мой соловей, приходишь в час рассветный.

Не скрою я, что ты в моей судьбе
Всегда большое место занимала.
И самые нежнейшие тебе
Дарил я песни - и дарил немало,

Когда пройдет, как песня, жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья,--
В сердцах мильонов буду жить всегда я.

Родник в земле похоронить нельзя,
Частицей станет он морской стихии.
Я буду улыбаться вам, друзья,
И петь вам буду, люди дорогие!

1937

СЛЕД

Пламя жадно полыхает.
Сожжено дотла село.
Детский трупик у дороги
Черным пеплом занесло.

И солдат глядит, и скупо
Катится его слеза,
Поднял девочку, целует
Несмотрящие глаза.

Вот он выпрямился тихо,
Тронул орден на груди,
Стиснул зубы: -- Ладно, сволочь!
Все припомним, погоди!

И по следу крови детской,
Сквозь туманы и снега
Он уносит гнев народа,
Он спешит догнать врага.

1942

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных.. .

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня.. .

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз.. .
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.. .
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.. .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»