Можно ли с месячными ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. О так называемой женской нечистоте

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Причащаться при месячных - вопросы, которые вызывают споры у священников и волнуют каждую христианку.

Не зная четкого ответа, при месячных днях прихожанки остаются слушать службу в притворе.

Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете

Церковный притвор находится в западной части храма, представляет собой коридор между храмовым входом и внутренним двором. Притвор издавна служит местом слушания для некрещеных , оглашенных людей, тех, кому запретили вход в храм на определенное время.

Есть ли что-то оскорбительное для христианки на некоторое время быть вне церковного служения, участия в исповедании, причастии?

Менструальные дни - не болезнь, грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность даровать миру детей.

Почему тогда возникает вопрос - можно ли исповедоваться во время месячных?

Ветхий завет много внимания уделяет понятию чистоты при вхождении перед Богом.

К нечистотам относились:

  • болезни в виде проказы, чесотки, язв;
  • всякие истечения как у женщин, так мужчин;
  • прикасание к мертвому телу.

Евреи до выхода из Египта не были единым народом. Кроме поклонения Единому Богу, они многое позаимствовали из языческих культур.

Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело - одно понятие. Смерть - наказание Адаму и Еве за непослушание.

Перед первыми христианками также стояла проблема - можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.

Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.

Отношение православной церкви к:

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.

Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген , Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит - грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

Клементий Римский дал ответ на проблему - можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого .

Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии , может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка , ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.

Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан , которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак. В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения. Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными , Богом созданными.

В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.

Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

Русская церковь раннего периода

Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос - можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит - нет!

Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной . Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают , читая специальную молитву, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика ».

Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.

Если христианка пришла в храм «чистая», а потом у нее случилось кровотечение, она срочно должна была покинуть церковь, иначе ее ждала полугодовая епитимья.

Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.

Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными ?

Современные столкновения в Русской церкви

Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

Современное объяснение этому явлению - усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?

Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.

После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.

Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.

Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.

Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных. Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.

Посмотрите видео о посещении церкви во время месячных

Вопрос: можно ли во время месячных ходить в храм и причащаться, – постоянно задают священникам, и даже среди них существуют разные мнения на этот счет. Поэтому будет лучше, если женщина спросит об этом служителя того храма, который она посещает.

Можно ли посещать церковь во время месячных

Среди большинства прихожан существуют определенные общепринятые правила, согласно которым посещать церковь и молиться женщинам в дни так называемой нечистоты можно, а прикасаться к святыням (Крест, Евангелие, мощи святых) и участвовать в Таинствах нельзя.

Таинств всего 7:


Ранее, женщинам в дни любой нечистоты (месячные, первые 40 дней после родов) запрещалось заходить в Божий храм вообще.

Это было связано с тем, что из-за особенностей одежды менструальная кровь могла накапать на пол и тем самым осквернить святыню.

В наше время благодаря огромному количеству средств гигиены подобные ситуации невозможны, поэтому в церковь ходить женщинам разрешено.

Тем не менее и сейчас традиционно советуют стоять во время службы не в самом храме, а в притворе; если же его нет, что возможно, то тогда – просто недалеко от входа.


Можно ли причащаться во время месячных, — подскажет ваш личный духовник. К нему и следует прислушиваться.

В таблице более подробно отражены разрешения и запреты, касающиеся критических дней.

Обратите внимание! В храм запрещено входить с любой кровоточащей раной, чтобы не осквернить его пролитием крови.

Причащение во время месячных: каноны Ветхого Завета

Можно ли причащаться во время месячных, Ветхий Завет говорит однозначно: «Нет!»

В те времена женщина в период очищения вообще не могла входить в храм. И это было связано не только с гигиеническими особенностями, но и с духовной составляющей.

Считалось, что месячные – это, во-первых, напоминание о поврежденной человеческой природе, а во-вторых, — это неродившийся ребенок , то есть «мертвое тело», что тоже оскверняло святыню.

Кроме того, всякий, прикоснувшийся к женщине в дни менструации, тоже становился «нечистым».

Это интересно! Даже о Деве Марии в Протоевангелии Иакова говорится, что она жила в храме до 12 лет, а потом, после обручения, ее отправили жить к Иосифу, чтобы «святилище Господа» не могло быть осквернено.

Новый завет о причащении во время месячных

В Новом Завете Иисус Христос меняет понимание чистоты и нечистоты человека. Он говорит о важности духовности, присутствия Святого Духа, а не физического состояния.

Он не отверг прикоснувшуюся к нему кровоточивую женщину, а, наоборот, исцелил ее, похвалив за веру. Этим Спаситель дал понять, что важно только то, что в сердце человека: его помыслы и намерения, и осквернить его могут только неправедные мысли и поступки, но никак не естественные телесные вещи.

Апостол Павел также говорит, что «всякое творение Божие хорошо» и ничего нечистого в созданном Господом человеке нет.

Однако, упоминая это, он имел в виду пищу, поэтому сложно понять, только ли о еде хотел сказать апостол или речь все-таки шла обо всех явлениях и вещах, созданных Богом.

Хотя понятие ритуальной нечистоты (обозначенное в Ветхом Завете) и снято, точный вывод о том, как поступать женщинам в такие дни, сделать трудно. Известно, что ранние христиане причащались каждую неделю, и никакого упоминания об исключениях для женщин с определенным недугом нет.

Несмотря на косвенные указания, нигде в Новом Завете четко не сказано, можно ли причащаться во время месячных.

Что говорит Книга Правил Православной церкви о причащении во время месячных

В Книге Правил есть более точные указания относительно причащения при менструации.

Там сказано: «Жена, находящаяся в очищении, не должна причащаться, доколе не очистится».

Однако такое положение является лишь ссылкой на авторитетные мнения святых отцов: Дионисия, Афанасия и Тимофея Александрийских. В частности, у св. Дионисия было сказано, что вряд ли благочестивая женщина сама дерзнет в такие дни принять святыню.

В Русской Православной Церкви XII века правила были гораздо жестче , и ограничения были очень точными. Так, если у женщины менструация начиналась во время ее нахождения в храме, она незамедлительно должна была выйти из него.

В противном случае она получала епитимью на 6-месячный пост с ежедневными земными поклонами (по 50 в день).

Можно ли причащаться во время месячных: мнение современных священников

Что касается современных священников, то здесь мнения абсолютно противоположные.

Есть батюшки, которые требуют от своих прихожан четкого выполнения всех правил подготовки к Причастию (чтение канонов, пост и т. д.) и не допускают к нему женщин во время месячных.

Есть те, которые говорят, что главное – приступить к Таинству с трепетом и действительным покаянием, а все формальности (включая подготовку и телесное состояние) считают лишними.

Хотя, несомненно, сторонников второй точки зрения гораздо меньше. В основном, большинство священнослужителей придерживаются традиционного подхода , то есть все-таки не рекомендуют женщинам подходить к Святой Чаше в дни очищения.

Тем не менее нынешние священники не просто используют эту догму, а стараются найти объяснение.

И среди мнений, помимо распространенных толкований о гигиенической стороне вопроса и духовной, есть еще и мысль о том, что женщины в этот период цикла больше устают и становятся менее собранными , не могут полноценно молиться и участвовать в Литургии и недостаточно хорошо способны подготовиться к Причастию.

Вместе с тем есть такие священнослужители, которые придерживаются мнения о том, что во время менструации женщине, наоборот, больше требуется причащение, потому что этот период и так довольно трудный для нее и в физическом, и в эмоциональном плане.

Обратите внимание! Вопрос о том, можно ли во время месячных причащаться, а также обо всех других ограничениях и позволениях, каждая женщина должна решать только лично со своим духовником (или священником того храма, который она регулярно посещает).

Причащение во время месячных: мнение Запада и Востока

По поводу причащения во время менструации у святых отцов Запада и Востока мнения так же расходятся.

Точка зрения западных епископов – св. Климента Римского и Григория Двоеслова – такова, что женщине позволительно принимать участие в Таинстве в такие дни, ведь эта немощь не зависит от ее воли, и Дух Святой присутствует в ней всегда.

Однако Григорий Двоеслов говорит, что если сама женщина не решится подойти к Причастию, то следует ее похвалить за благочестие.

На Востоке такого единогласия нет:


В каких случаях канон о причащении во время месячных можно нарушать

Разрешается причащаться во время месячных, только если женщина при смерти. Здесь сходятся мнения всех священнослужителей, ведь нельзя дать человеку умереть, не причастившись.

В таких случаях разрешается к тому же причащать того, кто принял пищу (обычно причащение возможно только натощак). То же относится и к роженицам в случае опасности для их жизни.

Патриарх Сербский Павел на этот счет сказал: «…в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Таким образом, несмотря на некоторые различия в мнениях по поводу причащения в период менструации, в основном, складывается такой порядок, что посещать храм при месячных можно, а причащаться не рекомендуется.

Из этого видеоролика вы узнаете, можно ли причащаться во время месячных.

Данное видео ознакомит вас с ответом священника касательно нахождения женщины во время менструации в храме.

Многих православных девушек и женщин волнует, можно ли с месячными ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, не является ли это нарушением канонов. Порой бывают ситуации, когда очень надо посетить храм, назначен важный для семьи обряд, в Пасху либо иной значимый праздник.

Как быть в такой ситуации? Пропустить службу или все же не обращать внимания на критические дни. Этот вопрос вот уже долгие века задают христианки себе и церковнослужителям. Часто ищут ответ самостоятельно в Библии или изречениях святых.

В те далекие времена женщин наряду с чумными людьми ставили на одну планку. В эти дни, по мнению богослужителей, они были нечистыми. Чтобы не стать с ними на один уровень, к ним не следовало прикасаться. Отсюда, посещение девушки во время месячных церковного помещения было строго под запретом, а тем более невозможно было совершать никаких обрядов.

После родов тоже нельзя было сразу приходить в церковь. Срок воздержания от посещений зависел от пола младенца. Если это был мальчик, то в течение месяца, а если на свет появлялась девочка, то дольше — 3 мес. В обще, указывали срок около 40 дней. В те времена говорили, что пока у женщины идет послеродовое очищение, ей нельзя быть на богослужении. То же касалось и состояния женщины после выкидыша. Сегодня эту традицию почти не соблюдают.

По Новому завету: можно ли посещать церковь во время месячных

В последующие века взгляды менялись, но не были однозначными. К примеру, Апостол говорил, что все созданное Богом светло и прекрасно. Женщина тоже Его творение, а менструальный цикл - не какая-то ее вина, а всего лишь природное явление, поэтому запрета на посещение церкви в период менструации быть не должно.

В подтверждении своих слов приводил притчу о болевшей длительное время прихожанке. Она истекала кровью, и не было никакой возможности у докторов ей помочь. Прознав о Сыне Божьем, проходящем мимо, пошла навстречу с мольбой, коснулась легко и с трепетом бледной рукой его одежды. Господь исцелил ее, с одобрением сказав, что это вера болящей помогла ей. Итак, кровоточащую не оттолкнул сам Христос, а значит, посещение храма для нее возможно.

Дионисии Александрийский не был против посещения женщиной в критические дни храма, но действия ее должны быть ограничены:

  • Только молиться и креститься.
  • Запрет на причастие.
  • Запрет на касание к св.мощам.

Исповедоваться и причащаться во время месячных можно ли женщине

Если в наше время обратиться с подобным вопросом к священникам, то получится несколько разных ответов. Кто-то указывает, что женщинам в критические дни делать в церкви можно все, что принято, лишь нельзя касаться храмовых святынь. Другие против, чтобы в эти дни прихожанки принимали участие в Таинствах. Как быть? Прежде всего надо знать те правила, которые существуют в данном храме и следовать им. Этот вопрос можно решить, побеседовав с батюшкой.

Если задумана поездка по святым местам, то женщине требуется благословение, а так же совет духовника. Некоторые служители Русской Православной церкви относятся отрицательно к посещению женщины с менструацией церкви.

Основные причины запрета

  • Главная заключается в том, что по поверьям никому нельзя проливать в храме кровь. Даже если кто-то в древности умудрялся пораниться в храме, должен был его покинуть, чтобы останавливать ее за пределами церковных стен. Это касалось и простых горожан, и священнослужителей. Если все-таки случалось, что кровь окропила пол или икону, ее требовалось заново освящать.
  • В старые времена одежда женщин была иная, и риск, что менструальная кровь попадет на пол был очень велик. По этой причине они и не допускались внутрь. Сегодня это невозможно, так как есть множество полезных средств гигиены.
  • Другая версия — это гибель яйцеклетки, что некоторые считают самопроизвольным абортом. Якобы, данное женщине природой болезненное кровотечение — это наказание за грехопадение Евы в раю.

Причащение и крещение

Первый обряд символизирует единение простого человека с Сыном Божьим, который перед грядущими ему страданиями, как плоть и кровь свою, поделил хлеб и вино с учениками. Причащение — красивое таинство, которое при менструации под строгим запретом. Единственное, что если женщина серьезно страдает от недуга, связанного с сильными кровотечениями, что бывает при опухолях, миомах и пр., тогда она допускается, но обязательно должна быть чиста телесно, насколько это возможно при ее тяжелом состоянии.

Страдающие обязательно должны предупредить батюшку о своем положении. Первая молитва всегда будет о здоровье. Перед ней больные исповедуются и причащаются.

Если неожиданно случилось начало менструации раньше обычного, то запланированное событие, такое как крещение, лучше перенести. Если это произошло у матери, ее в храм не допускают, а младенца все-таки крестят.

Заключение

Опираясь на выше сказанное, можно сделать для себя следующие полезные выводы.

  • Посещение православной церкви в период месячных может разрешить только батюшка.
  • Исповедоваться и причащаться здоровой женщине в критические дни нельзя.
  • Священнослужитель не откажет женщине с кровотечением в исповеди и причастии, если та серьезно больна и будет молиться об исцелении.

Остальным же стоит переждать неблагоприятные дни и молиться дома.

Строка поиска: критические дни

Найдено записей : 28

Добрый день, батюшка. У нас с мужем назначена дата венчания, а у меня могут начаться критические дни. Можно ли венчаться в это время? Благодарю за ответ.

Елена

Нет, Елена, нельзя. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день. Скажите, пожалуйста, можно ли после причастия прикладываться к иконам, или нет? Можно ли женщине в критические дни зажигать дома лампаду и свечи для домашней молитвы? Спасибо!

Наталья

Наталья, после причастия нужно принять запивку, и после этого спокойно прикладываться к иконам. Зажигать лампадку и свечи во время молитвы можно и в критические дни. Нельзя участвовать в таинствах и прикасаться к святыне: Кресту, иконам.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мы уже подали заявление в ЗАГС и после, в этот же день, хотим венчаться. На следующий день хотим уехать в свадебное путешествие. Мечта с детства была, что хочу венчаться невинной. Мой будущий муж - мой первый и последний мужчина. По подсчетам есть вероятность, что в день венчания или раньше пойдут критические дни. Как быть? Отменить венчание? Очень жду вашего совета.

София

София, Вы, как женщина, сами должны решить этот вопрос. Могу только сказать, что участвовать в таинстве в нечистоте нельзя.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! У меня тяжелая ситуация в семье, муж ушел жить на другую квартиру, я осталась с сыном. Пару недель назад первый раз исповедалась и причастилась. Но последнюю неделю очень тяжело, муж ушел от нас 5 дней назад, навязчивые мысли постоянно, тревога, страх. Завтра есть возможность сходить на исповедь и Причастие, но начались критические дни. Как мне быть?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Чтобы Вас потом не уязвляла совесть, исповедуйтесь, но не причащайтесь. Держите в уме какую-нибудь краткую молитву, Иисусову или Мытареву, не занимайтесь самокопанием и самоедством. Пути Господни неисповедимы. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, можно ли купаться в святом источнике в критические дни? Они длительные, и практически идут все время.

Анна

Дорогая Анна, в святой источник в это время не положено погружаться. Если Вы будете соблюдать установленные правила из послушания дисциплине Церкви, то и просто при посещении святого места и молитвы рядом, без погружения, Вы не будете обделены Божиим благословением. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! У меня была небольшая гинекологическая операция.После этого сохраняются выделения в течении месяца. Критические дни прошли, а это остается. Можно ходить на службу, исповедоваться и прикладываться? Или это решает батюшка? Если он не разрешает, можно идти в другу церковь или ждать? Скоро праздник, очень хочется попасть на службу.

Екатерина

Да, можно. Болезнь не является грехом. Наоборот, Вам необходимо участие в таинствах.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Во время крещения младенца (я была крестной) у меня начались критические дни. Как надо было правильно поступить и что делать? Ведь всё это случилось именно во время процесса крещения.

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Ничего не надо, успокойтесь. А для совести своей исповедуйтесь в невольном грехе.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли женщинам в критические дни на Крещение в прорубь окунаться, или это грех? Спасибо.

Оксана

Я не вижу в этом греха. Грех не в физиологии, а в состоянии души. Но безумие я в этом вижу точно: у нас не Израиль, очень холодно, в таком состоянии даже в ванну не лезут по гигиеническим соображениям.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшки. Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Что делать, если я склонна высказывать критические замечания по поводу внешности и одежды окружающих? Это осуждение? Или осуждение - это способность узрить грехи другого человека и произнести это вслух? Как следует обратиться к Богу, дабы грех осуждения не повторялся? Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Грех осуждения по справедливости считается одним из самых душегубительных и опасных для христианина. Осуждение начинается с празднословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37) . Авва Дорофей объясняет, в чём заключается суть осуждения, а также сродных ему грехов: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого - а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни». От осуждения следует отличать обличение. По внешней форме они могут быть весьма сходны, по внутренним мотивам, содержанию и результативности – совершенно различными, едва ли не противоположными. «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18, 15) . И обличающий, и осуждающий исходят из видения недостатков в ближнем. Но тот, кто осуждает, в лучшем случае констатирует сам голый факт недостатка человека, делая это с неприязнью к нему. Обличающий же делает это втайне, исключительно из духовных побуждений, не ища при этом своей собственной воли, а желая ближнему только добра и блага от Господа. Не осуждают ближних те, кто, прежде всего, заботится о своем спасении и смотрит на свои недостатки. Поэтому чтобы не впасть в грех осуждения, лучше всего меньше празнословить и оценивать других, а думать о том, как исправить свои грехи. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Совершила большой грех! Я до сегодняшнего дня не соблюдала Великий Пост! Не взяла благословение у батюшки! Я даже покаяться в церковь не могу сходить, т. к. начались критические дни! Что теперь мне делать?

Екатерина

Екатерина, начните соблюдать пост с сегодняшнего дня. Как сказано в Евангелии «Последние получат столько же, сколько и первые». Начните полноценный пост, и Господь Вам зачтет, как за весь пост. Когда сможете, сходите в церковь, покайтесь на исповеди, попросите благословения у священника, и Господь простит Вам. На будущее - нужно быть посерьезней по отношению к своей душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Как лучше поступать, если идешь в храм в критические дни (в праздник или воскресенье), и священники по окончанию службы стоят в дверях с крестами, чтобы люди могли приложиться (храм переполнен), и выйти и не приложиться не получается (не отстраняться же демонстративно)? Прикладываться или не ходить совсем? Та же ситуация на некоторых праздниках с помазанием. Толпа вносит и выносит, отойти в сторону не получается.

Елена

Елена, сейчас много мнений на данный счет, мое личное мнение – в такие дни Вам лучше остаться дома. Ничего страшного не случится, если один-два раза пропустите богослужение – тем усерднее будете молиться в остальные дни!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Ответьте пожалуйста на такой вопрос, Можно ли женщине в критические дни окунаться в крещенскую купель? Спасибо!

Юлия

Юлия, в дни месячного очищения женщине нельзя прикасаться к святыне. Вода в проруби будет освящена, поэтому в Вашем состоянии Вам нельзя будет в нее окунаться.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, благословите задать вопрос... Я совсем случайно начала воцерковляться с 19 августа, яблочного Спаса. Сначала три дня постилась, потом исповедалась, причастилась и стала поститься среду и пятницу, молиться утром вечером, на всякую потребу, за ребенка, перед едой и после, перед началом дела и после окончания, очень часто на дню просила: Господи, помилуй. Но теперь не всегда могу исполнить молитву утреннюю т. к муж к этому относится с насмешкой и думает, что я чуть ли не ударилась в это, а я просто не знаю, как быть, как молится от души с благоговением, если я едва, пока он в ванной, успеваю одну молитву произнести, и то второпях, а я знаю, что так нельзя, но молиться надо. Как быть, есть, может, какая то короткая молитва утренняя и вечерняя? Помогите. И еще, скажите, пожалуйста, можно ли совершать молитву в критические дни? Спасибо.

Елена

Молиться можно всегда, и критические дни молитве не помеха. Вы можете, вскоре после пробуждения, читать одну короткую молитву, например, Отче наш, а когда муж уйдет на работу, читать остальное. Или Вы можете читать правило преподобного Серафима: 3 раза Отче наш, 3 раза Богородице Дево, радуйся и один раз Символ веры. И еще в течение дня можно читать Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. И за мужа тоже молитесь, чтобы Господь приводил его к вере и был мир в семье.

диакон Илия Кокин

Добрый вечер! Батюшка, подскажите, собралась ехать к Матроне Московской, поездка спланирована давно, взят билет, но как раз в этот период должны прийти критические дни. Что делать? Можно ли ехать, прикладыватся к мощам и к иконе? Спасибо за ответ!

Анна

Здравствуйте, Анна! прикасаться к святыням (мощам, иконам) в нечистоте нельзя. Если есть возможность, перенесите поездку. Или помолитесь у мощей, не прикладываясь к ним.

иерей Владимир Шлыков

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! В критические дни можно ходить в храм, нельзя только участвовать в Таинствах - исповедаться, причащаться и прикладываться к святыням. Благословение брать можно, но к руке священника не прикасаться.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что мне делать. В воскресение собираюсь посетить Покровский монастырь (к святой Матроне), уже куплен билет. Но такое ощущение, что начнутся критические дни, хочу прислониться к мощам, очень хочу ребеночка. Как мне быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Прикасаться к святыне в нечистоте я Вам не советую. Вы можете просто постоять и помолиться у мощей, либо перенести свою поездку, если возможно.

иерей Владимир Шлыков

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Хри-стос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4).

Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавле-нии от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел . Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя .

Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, "аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы", ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой "приключилось обычное женам" причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же "приняла Св. Тайны".

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут "приступать к Святой трапезе" в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью...»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»