Можайское благочиние. Значение фомина неделя. радоница в словаре обрядов и таинств

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

За-ча-ло 14 (140)

[Про-по-ведь апо-сто-лов и чу-де-са; но-вое го-не-ние]

[В те дни] ру-ка-ми апо-сто-лов со-вер-ша-лись в на-ро-де мно-гие зна-ме-ния и чу-де-са. Все они еди-но-душ-но пре-бы-ва-ли в [хра мо-вом] при-тво-ре (пор-ти-ке, га-ле-рее) Со-ло-мо-на. Из по-сто-рон-них же ни-кто не осме-ли-вал-ся при-мы-кать к ним, а на-род их про-слав-лял. Ве-ру-ю-щих в Гос-по-да ста-но-ви-лось всё боль-ше, мно-же-ство муж-чин и жен-щин; так что вы-но-си-ли боль-ных на ули-цы и по-ла-га-ли на ло-жах и кро-ва-тях, чтобы хоть тень про-хо-дя-ще-го Пет-ра осе-ни-ла ко-го-ни-будь из них.

Схо-ди-лось и мно-же-ство на-ро-да из го-ро-дов во-круг Иеру-са-ли-ма, неся боль-ных и одер-жи-мых нечи-сты-ми ду-ха-ми; и все они ис-це-ля-лись.

То-гда пер-во-свя-щен-ник и все его сто-рон-ни-ки из пар-тии сад-ду-ке-ев ис-пол-ни-лись рев-но-сти, на-ло-жи-ли ру-ки на апо-сто-лов и за-клю-чи-ли их в об-ще-ствен-ную тюрь-му. Но ан-гел Гос-по-день но-чью от-во-рил две-ри тюрь-мы и, вы-ве-дя их, ска-зал: «Иди-те, стань-те в Хра-ме и го-во-ри-те на-ро-ду все сло-ва этой жиз-ни!»

Еван-гель-ское чте-ние на Ли-тур-гии

«Гос-подь мой и Бог мой!» - вос-клик-нул Фо-ма. «Ты по-ве-рил по-то-му, что Ме-ня уви-дел? - го-во-рит ему Иисус. - Бла-жен-ны не уви-дев-шие и по-ве-рив-шие!»

Мно-го и дру-гих зна-ме-ний со-тво-рил Иисус пе-ред Сво-и-ми уче-ни-ка-ми, о ко-то-рых не на-пи-са-но в этой кни-ге. А об этом же на-пи-са-но для то-го, чтобы вы уве-ро-ва-ли, что Иисус - это Хри-стос (Мес-сия), Сын Бо-жий, и, ве-руя, име-ли жизнь во имя Его.

«Бла-жен-ны не ви-дев-шие…»

Лу-ка Си-ньо-рел-ли (1445-1523).
Неве-рие Фо-мы

Вче-ра за-вер-ши-лась Свет-лая сед-ми-ца, за-кры-лись вра-та ико-но-ста-са и нам раз-да-ва-ли арт-ос. Но празд-но-ва-ние Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва не за-кон-чи-лось: че-ство-ва-ние это-го ве-ли-чай-ше-го в ми-ро-вой ис-то-рии со-бы-тия про-дол-жа-ет-ся, хо-тя и с мень-шей тор-же-ствен-но-стью, еще 32 дня, т. е. до празд-ни-ка Воз-не-се-ния Гос-под-ня. Каж-дая неде-ля от Пас-хи до Пя-ти-де-сят-ни-цы (Дня Свя-той Тро-и-цы) по-свя-ще-на вос-по-ми-на-нию опре-де-лен-но-го со-бы-тия еван-гель-ской и древ-не-хри-сти-ан-ской ис-то-рии, - со-бы-тия, ко-то-рое и со-об-ща-ет этой неде-ле осо-бое на-име-но-ва-ние в цер-ков-ном ка-лен-да-ре. Раз-мыш-ляя над их со-дер-жа-ни-ем, мы глуб-же осо-зна-ем весь про-ти-во-ре-чи-вый и тра-ги-че-ский смысл тех да-ле-ких лет, дней и ча-сов, - вер-ность и со-мне-ние, лю-бовь и нена-висть, умуд-рен-ность и про-сто-ду-шие. Эти те-мы веч-ны, как ве-чен тра-гизм че-ло-ве-че-ско-го бы-тия, пре-одоле-ва-е-мый, - по сло-ву апо-сто-ла Пав-ла, - «толь-ко ве-рой».

Две бли-жай-шие от Пас-хи неде-ли по-свя-ще-ны вос-по-ми-на-нию со-бы-тий, непо-сред-ствен-но с ней свя-зан-ных; те-мы же трех по-сле-ду-ю-щих воз-вра-ща-ют нас к трём важ-ным эпи-зо-дам еван-гель-ской ис-то-рии, от-но-ся-щим-ся еще ко вре-ме-ни об-ще-ствен-но-го слу-же-ния Иису-са Хри-ста. В этих спа-си-тель-ных де-я-ни-ях - под-го-то-ви-тель-ных сту-пе-нях к бу-ду-ще-му Вос-кре-се-нию! - Он яв-ствен-но от-крыл Своё Бо-же-ствен-ное до-сто-ин-ство и си-лу, но лишь со-ше-ствие Свя-то-го Ду-ха в День Пя-ти-де-сят-ни-цы поз-во-ли-ло Его «невер-ным» уче-ни-кам уяс-нить их ис-тин-ный смысл. Этим и опре-де-ля-ет-ся их ме-сто в ка-лен-да-ре - меж-ду Пас-хой и Тро-и-цей.

Се-го-дняш-няя, вто-рая, «неде-ля» (вос-кре-се-нье) по Па-схе име-ну-ет-ся Неде-лей Фо-ми-ной (пер-вой «неде-лей» счи-та-ет-ся сам День Пас-халь-но-го Вос-кре-се-ния). На Ли-тур-гии чи-та-ет-ся Еван-ге-лие от Иоан-на (20 гла-ва). Первую часть это-го чте-ния мы уже слы-ша-ли во вре-мя Пас-халь-ной ве-чер-ни , и в нём про-зву-ча-ли сло-ва недо-ве-рия и со-мне-ния. Се-го-дня они ещё раз по-вто-ря-ют-ся, за-тем сле-ду-ет на них «от-вет» и уко-риз-нен-ные сло-ва Иису-са Хри-ста апо-сто-лу Фо-ме: «Ты по-ве-рил по-то-му, что Ме-ня уви-дел? Бла-жен-ны (счаст-ли-вы) не ви-дев-шие и по-ве-рив-шие!»

Ра-зу-ме-ет-ся, эти сло-ва об-ра-ще-ны не толь-ко к апо-сто-лу, но и ко всем нам. Они на-по-ми-на-ют, что на-сто-я-щая ве-ра об-ла-да-ет ду-хов-ным зре-ни-ем, про-ни-ка-ю-щим через за-ве-су ви-ди-мо-го и ося-за-е-мо-го. Ка-жет-ся неве-ро-ят-ным, чтобы Фо-ма и его то-ва-ри-щи мог-ли про-яв-лять та-кую невер-ность Сво-е-му Учи-те-лю: ведь Он не толь-ко опре-де-лен-но го-во-рил им (и не раз!) о том, что долж-но про-изой-ти, но да-же при-звал к Се-бе в «сви-де-те-ли» двух са-мых ав-то-ри-тет-ных пра-вед-ни-ков - Мо-и-сея и Илию - во вре-мя зна-ме-на-тель-но-го пре-об-ра-же-ния на го-ре Фа-вор. (Не бу-дем за-бы-вать, что это со-бы-тие, в ко-то-ром Сын Бо-жий явил Се-бя Вла-ды-кой жиз-ни и смер-ти, за-ра-нее уве-ряя апо-сто-лов в том, что близ-кие стра-да-ния - не по-ра-же-ние и по-зор, но по-бе-да и сла-ва, увен-чан-ная Вос-кре-се-ни-ем, - про-изо-шло вес-ной, неза-дол-го до стра-да-ний, а со-всем не в ав-гу-сте!) Но это так: апо-сто-лы в стра-хе бе-жа-ли из Геф-си-ман-ско-го са-да, Петр ма-ло-душ-но от-рек-ся от Учи-те-ля, а разо-ча-ро-ван-ные Лу-ка и Клео-па ухо-ди-ли из Иеру-са-ли-ма, хо-тя уже слы-ша-ли (!) об опу-стев-шем гро-бе ()… Они бы-ли обык-но-вен-ны-ми людь-ми, вос-пи-тан-ны-ми в тра-ди-ции, счи-тав-шей Мес-сию преж-де все-го зем-ным ца-рем-во-и-те-лем, и под-лин-ный смысл Его при-ше-ствия дал-ся им не сра-зу.

С Фо-ми-ным вос-кре-се-ньем свя-за-на ещё од-на тра-ди-ция. В Древ-ней Церк-ви бы-ло при-ня-то, чтобы лю-ди , кре-стив-ши-е-ся в Ве-ли-кую Суб-бо-ту, в Фо-ми-но вос-кре-се-нье сни-ма-ли с се-бя все-на-род-но ту бе-лую одеж-ду (сим-вол ду-хов-но-го рож-де-ния и чи-сто-ты), ко-то-рую они но-си-ли всю Свет-лую сед-ми-цу, и от-да-ва-ли на хра-не-ние в цер-ков-ную риз-ни-цу. По-это-му и сам этот день на-зы-вал-ся на За-па-де «Вос-кре-се-ньем в бе-лых (одеж-дах)», Dominica in albis; а на Во-сто-ке «Но-вым Вос-кре-се-ньем», - в знак то-го, что празд-ник но-во-кре-щён-ных за-вер-ша-ет-ся, и на-чи-на-ет-ся их но-вая и мно-го-труд-ная жизнь в хри-сти-ан-ском зва-нии.

Во втор-ник Фо-ми-ной сед-ми-цы (де-вя-тый день по Па-схе) со-вер-ша-ет-ся пас-халь-ное по-ми-но-ве-ние усоп-ших, ко-то-рым Пра-во-слав-ная Цер-ковь воз-гла-ша-ет ра-дост-ную весть о Вос-кре-се-нии Гос-по-да, по-бе-див-ше-го смерть и тле-ние. Ис-тин-ный Бог - «Бог не мёрт-вых, а жи-вых. Для Него все жи-вы», - на-по-ми-на-ет Хри-стос не толь-ко Сво-им совре-мен-ни-кам, но и всем нам (). По-то-му и день этот име-ну-ет-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре .

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Рус-ский Си-но-даль-ный пе-ре-вод это-го ме-ста неуда-чен: «И не будь неве-ру-ю-щим, но ве-ру-ю-щим», а цер-ков-но-сла-вян-ский го-раз-до точ-нее: «И не бу ди неве-рен, но ве-рен» (). Биб-лей-ско-му по-ня-тию «ве-ра» со-от-вет-ству-ют в первую оче-редь на-ши по-ня-тия «твер-дость», «до-ве-рие», «вер-ность». Это не от-вле-чен-ная «фило-соф-ская» ве-ра в Бо-га (при-зна-ние Его су-ще-ство-ва-ния) , а вер-ность Бо-гу . Ве-рить и быть в со-ю-зе мож-но толь-ко с лич-ным, Жи-вым Бо-гом, но не с аб-страк-ци-ей «Аб-со-лю-та» или «Кос-ми-че-ско-го ра-зу-ма». Ис-тин-ный Бог - это «Бог Ав-ра-ама, Иса-а-ка и Иа-ко-ва, а не Бог фило-со-фов и учё-ных» (Блез Пас-каль). См.: Сло-варь биб-лей-ско-го бо-го-сло-вия / Под ред. Кса-вье Леон-Дю-фу-ра и др. Брюс-сель, 1974, кол. 115-128 (ста-тьи «Ве-ра» и «Вер-ность»).От-ри-цать су-ще-ство-ва-ние Бо-га (или бо-гов) древ-ний че-ло-век мог лишь в од-ном слу-чае (см.: ), а так-же (но та-кая ве-ра не спа-са-ет!).

Гре-че-ское на-зва-ние это-го вос-кре-се-нья в цер-ков-ном ка-лен-да-ре - Ан-ти-пас-ха - бук-валь-но озна-ча-ет «вме-сто Пас-хи»), «по-то-му что этот день - пер-вый из вос-крес-ных дней все-го го-да, в ко-то-рый со-бы-тие Вос-кре-се-ния по-вто-ря-ет-ся » (Ни-коль-ский К., прот. По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995. С. 639-640). Дей-стви-тель-но, мы по-чти-тель-но на-зы-ва-ем каж-дый вос-крес-ный день «ма-лой Пас-хой». При-хо-дит-ся стал-ки-вать-ся с невер-ным по-ни-ма-ни-ем тер-ми-на Ан-ти-пас-ха да-же в свя-щен-ни-че-ской сре-де (греч. анти име-ет несколь-ко зна-че-ний, глав-ное - "вме-сто", "за").

По-дроб-нее см.: Ру-бан Ю. / На-уч. ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2014.

В древ-но-сти кре-сти-ли пре-иму-ще-ствен-но взрос-лых и под-рос-ших де-тей, спо-соб-ных со-зна-тель-но участ-во-вать в та-ин-стве кре-ще-ния. Так бы-ло сна-ча-ла и в Древ-ней Ру-си.

Православный мир продолжает праздновать главный праздникСветлую пасху Христову . Самая радостная – первая неделя после Пасхи, которая называется Сплошная светлая пасхальная седмица .

Когда наступает весенний мясоед

Весенний мясоед – это период в весенне-летнее время между и Великим и Петровом постом. С наступлением Пасхи, как известно, пост прекращается, и верующим не только разрешено, но даже предписано питаться полноценно и разнообразно, чтобы восстановить силы. В этот период разрешается употребление мяса, а по средам и пятницам (которые остаются постными днями) – разрешена рыба.

Церковь рекомендует в это время включать в рацион больше пищи, содержащей полноценный белок: молочные продукты, яйца, белое куриное мясо, по возможности уменьшив количество жирного, сдобного и сладкого и не забывая про витамины. Также церковь решительно выступает против обжорства и чревоугодия в это время.

Антипасха и Красная горка

Эти два праздника справляются практически одновременно – на исходе Сплошной светлой пасхальной седмицы. Православная Антипасха – это последний день Светлой седмицы, а Красная горка – это народно-православный праздник, с которого начинается время свадеб. По православному обычаю венчание под запретом, начиная с Масленицы, и до окончания Сплошной светлой пасхальной седмицы.

В 2017 году Антипасха и Красная горка приходятся на воскресенье, 23 апреля. А во вторник, 25 апреля – Родительский день, или Радоница, которая является «узаконенным» Днем поминовения усопших. Радоницу всегда отмечают во вторник второй недели после Пасхи.

Что такое Антипасха

Антипасха, или неделя обновления, это праздник, который приходит на место Пасхи. Название «Антипасха» не означает противопоставление Пасхе – это как бы новое обращение к светлому празднику, во время которого обновляется память о воскресении Христа. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова воскресения.

В честь какого события празднуется Антипасха

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье (а следом наступает Радоницкая, или Фомина неделя), поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, которого называют Фома-неверующий, или Фома-неверный. Согласно Евангелию, Фома, который опоздал к первому появлению воскресшего Христа перед апостолами, отказывался поверить в чудо Воскресения. «Неверующий» апостол хотел до всего докопаться сам и лично прикоснуться к ранам Христа. «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», – говорил Фома.

И Спаситель исполнил желание своего ученика. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», – говорится об этом в Евангелии.

После этого Фома не только уверовал, но и стал нести христову проповедь на всей земле – он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, там он и принял мученическую смерть по разным источникам либо в 68 году, либо в 72 году нашей эры. Его мощи находились в Индии до IV века.

Фомина неделя и Радоница – 2017

Вся неделя, следующая за Антипасхой, называется Фомина неделя, или Радоницкая неделя. На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, православная церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. В 2017 году Радоница приходится на 25 апреля.

Откуда взялось название «Радоница»

Название содержит слова «род» и «радость»: то есть, христианам, грустя об умерших близких, следует радоваться их рождению для вечной жизни. В праздник Радоницы верующие разделяют с усопшими близкими радость Светлой пасхи – Воскресения Христова.

Что следует делать на Радоницу

В некоторых российских регионах, а также на Украине этот день принято делать нерабочим, чтобы люди могли посетить могилы близких. Власти стараются обеспечить дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища.

В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по усопшим, поэтому с утра многие идут в церковь, чтобы подать поминальные записки. Потом верующие идут на кладбища, где также молятся об усопших, зажигая свечи и иногда приглашая священников. Затем принято убрать и обустроить могилу, украсить ее живыми или искусственными цветами и немного помолчать, вспомнив близкого человека.

Чего не следует делать на кладбище

Церковь не одобряет народную традицию выпивать и закусывать на кладбище, это лучше делать дома во время поминальной трапезы. Особенно отрицательно священники относятся к неистребимому языческому обычаю оставлять на могиле усопшего рюмку с водкой, накрытую хлебом, яйца, конфеты и другие продукты.

Гораздо лучше в этот день накормить голодных, а для усопших «хлеб» – это молитва и память близких.


Фомина неделя. История праздника
Из http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik21

Фомина неделя.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…

Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

В Ярославле открыт свадебный сезон! Именно на Красную горку – народный весенний праздник у восточных славян, или в дни, близкие к православному Фомину воскресенью, десятки молодых пар стремятся узаконить свои отношения. По традиции с этой недели и до октября в отделах ЗАГС горячая пора. Только сегодня в Ярославле сыграли 98 свадеб.
Этой традиции в Ярославле около трёх лет! На Красную горку – первую неделю после Великого поста, в городе – свадебный бум. Только в пятницу Дворец бракосочетания зарегистрировал 30 пар, всего же в Ярославле сегодня свои отношения узаконили 98 пар. Итог всей недели в областном центре – 226 молодожёнов.
Наталия Рыбкина, начальник отдела ЗАГС города Ярославля: «Это обновление для нас тоже, потому что на протяжении последних месяцев мы так активно не работали, всё-таки был пост, до этого была зима долгая и бесснежная. И вот сейчас мы активизируем свою трудовую деятельность. Мы готовы к тому, что к нам будет приходить очень много красивых, весёлых, радостных лиц»
Одними из первых во Дворец бракосочетания сегодня приехали Виталий и Екатерина. Он родом – из Великого Новгорода, она – из Ярославля. Жених вот уже пять лет курсант военно-космической академии имени Можайского. Летом – выпускной. Екатерина за любимым военным готова хоть на край света. Распределения ещё не было, но пара, как и положено, надеется на лучшее. Они познакомились два с половиной года назад по Интернету.
Виталий и Екатерина Андреевы, молодожёны: «Первый раз когда я её увидел, я понял, что это моя любовь, любовь с первого взгляда. Сразу она сердце зацепила. А я когда увидела его, в шоке была, потому что он в форме был. Я шла на меня люди оборачивались. Я под руку его взяла, мы пришли в кафе, все на нас смотрят. Для меня это было необычно очень»
«Ваш брак зарегистрирован! Я торжественно объявляю вас мужем и женой!»
В ярославских отделах ЗАГС настала горячая пора. До октября теперь каждую пятницу и субботу из дверей только одного Дворца бракосочетания будут выходить десятки молодых пар! Каждая – особенная, но есть такие, которые запоминаются надолго!
Наталия Рыбкина, начальник отдела ЗАГС города Ярославля: «На меня очень сильное впечатление произвела свадьба, которая была пока ещё самой возрастной, дело в том, что жениху и невесте было далеко за 70. И это был действительно не брак по расчёту. Это были очень искренние, очень тёплые отношения, выношенные годами»
Следующего свадебного максимума в Ярославле ждут 8-го июля – в день семьи, любви и верности! Это тоже традиция!


Красная Горка Москва

Что такое Антипасха? От греческого, приставка «анти» обозначает не «против», но «вместо». Выходит, что Антипасха – это праздник, дополняющий или в определенном промежутке времени, дополняющий Светлую Пасху.

По церковному календарю Антипасха 2018 выпадает на 15 апреля, первое воскресенье после Пасхи, а последующая Фомина неделя призывает всех верующих вспомнить апостола Фому, не поверившего ученикам, говорившим о чудесном Воскресении Христа. Вот с тех пор и повелось выражение «Фома неверующий».

Антипасха 2018 и Красная Горка 2018 – это один и тот же праздник, первое название закреплено церковью, а второе считается народным, более приемлемым для православных христиан. Получается, что Красная Горка праздник в 2018 также празднуется на 15 апреля и приходится первым днем разрешающим днем после очень длительного говения: Великий пост, и – только после череды всех отказов церковь позволяет молодым венчаться и благословляет их на супружество. Поэтому если ваша семья соблюдает уклады, знает, и живет по заветам предков, запомните, что только после того, как пройдет праздник Красная Горка в 2018 это 15 апреля, можно выходить замуж и жениться.

Красная Горка (Антипасха) – обряды и традиции

В последний день пасхальной недели молодежь планировала огромное количество дел и развлечений! Как правило, земля местами уже освобождалась от снега, особенно на пригорках, и эти проплешины тут же были уставлены качелями, балаганами, лотками и лавками. Гулянья, хороводы, песни, игры – всё это «украшало» пригорки, отсюда пошло название «красный», что значит «красивый, веселый и отрадный» и праздник Красная Горка обязательно проходил весело и игриво.


Интересная традиция «заигрывания» или «закликания» весны. В этот день молодые мужатые бабы и девки запасались вкусностями, выходили на центральную улицу деревни или пригорок, освобожденный от снега, и пели специальные песни-веснянки, призывающие весну. Затем обязательно водили хороводы, куда непременно попадали самые ретивые парни, заводили пляски, и заканчивалось веселье дружным съеданием припасов.

Особенно на Красную горку нужно было постараться незамужним девкам на выданье. Свадьба подружки – тяжелое испытание, если сама не просватана, а значит, надо было показать себя во всей красе. И девушки старались! На пляски и хороводы собирались абсолютно всей деревней, считалось дурной приметой, если парень или девка в возрасте, когда можно уже сватать и жениться/выходить замуж, просидят этот день дома. Лада – богиня любви, весны и крепкого супружества, сильно «наказывала» таких нерадивых отроков и отроковиц, посылая им самую распоследнюю некрасивую жену или мужа-лентяя. Поэтому застать дома молодежь на Красную горку не представлялось возможным.

Сегодня, конечно, таких гуляний уже нет, но зная, какого числа Красная горка в 2018, вы сами можете устроить себе отличный веселый выходной. Поехать за город на пикник и вдоволь наплясаться, нахороводиться и пусть в вашей компании будет много молодежи.

Кто знает, может быть, Лада окажет свое благословение, и ваши детки будут жить долго и счастливо. Не помните праздник Красная горка в 2018 году какого числа? Напоминаем: 15 апреля, в первое воскресенье после Пасхи.

Фомина неделя: дни и значения

За веселыми пасхальными гуляньями следует «неделя обновления», иначе Фомина неделя. Дни Фоминой недели имеют свое значение:

1. Проводы – это понедельник. Принято считать, что в пасхальный период упокоенные души навещают своих родных и дома, справляя свой праздник Пасхи. Нам, живущим в земном бытие, полагается привечать и угощать души усопших, а затем помочь вернуться в Царствие Небесное. Именно эта традиция «проводов» и знаменует понедельник.

2. Вторник – Раданица, Родовница. Праздник пришел из язычества, когда существовала Нава и Радоница (Рожаница). Объединившись, божества заповедали справлять праздник ярко и весело. Рожаница – подательница женского здоровья, хорошего деторождения, считалась одной из самых почитаемых богинь. Правда, сегодня многие христианские ученые склоняются к другой трактовке, считая происхождение «Радоницы» от слова радость. Радость от воскрешения Христа. Народные же обычаи советуют в этот день топить баню для усопших, приготовив им мыло и полотенце, не входить в парную и вообще не мыться. Молодым мужатым бабам советовалось обратиться к Рожанице (Радонице) с мольбой о детках, а девкам – об удачном замужестве.


Также во вторник люди ходили поклониться могилам своих предков. Обязательно стоит захватить выпечку и гостинцы, помянуть прадедов-матерей и остатки поминальной трапезы искрошить на могилы. Печаль в этот день часто переходила в веселье: вечером зажигались костры, водились хороводы и пелись песни, прославляющие жизнь и возрождение. Не зря в народе ходит поговорка: на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером пляшут.

3. Четверг – опаснее, чем все дни Фоминой недели. Усопшие души приходят в свои дома, чтобы посмотреть, как живут их потомки. Чтобы задобрить и накормить предков, нужно оставить в одной из комнат угощение и открыть окна. Хозяевам и детям в комнату входить категорически запрещалось. До рассвета помещение пустовало, но принимались и другие меры защиты: углы дома посыпали маком и перед иконами зажигали страстные свечи. Если в семье случилось несчастье и были утопленники, то обязательно нужно было бросить угощение в реку.

4. Суббота – день изгнания смерти. И снова в дело вступали женщины, ведь именно женщина родит дитя, вынашивает новую жизнь и поэтому только она достойна дать отпор смерти. Собираясь в кучу со всего села, девки, бабы, старухи брали в руки метлы, кочерги и другую увесистую домашнюю утварь, вставали рядом, выкликая «проклятья смертные». Считалось, что чем дольше и веселее страшить призрак, тем дольше Смерть не придет в село. Кроме того, злые подковырки и язвительные выкрики отпугивали болезни. Еще один обычай довольно страшен: с

ножом в руках обежать погост и покричать «Бегите, злые духи! Бегите». Так селяне старались облегчить муки покойников на том свете.

5. Воскресенье – это Красная горка! Какого числа в 2018 году прибудет праздник? Конечно 15 апреля! О традициях даты уже сказано немало, это самый веселый праздник после Масленицы, а еще в этот день считалось очень удачным сыграть свадьбу. Так что торопитесь, до указанной даты осталось совсем немного времени.

Похожие рецепты:

Уважаемые гости!
Вы сомнения отбросьте,
Смело кнопки нажимайте
И рецепт наш сохраняйте.
На страницы в соцсети,
Чтоб потом его найти,
Чтобы в ленте сохранить,
Чтоб друзьям распространить.

Если с этим непонятки,
Добавляйте сайт в закладки.
Нажимайте Ctrl D и найдете нас везде.
Нажмите Ctrl+D для добавления страницы в закладки.
Ну а если вдруг опять
Есть по теме что сказать
Форму ниже заполняйте,


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»