Михаил Лермонтов — Тучи: Стих

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Глава 1. Кто же всех гонит: судьбы ли решение?

Как всуе, не вспомнить стихотворение «Тучи», русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, из советской школьной программы по русской литературе и не оценить вновь его актуальность.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В сфере осознания сегодняшних мировых и российских проблем массового Беженства населения, и не только из Северной Африки в Европу, хочется одного – понимания физиологии этого процесса принудительного странствования. И уже не поэт, и не тучки, и не «с милого севера в сторону южную», а наоборот, «с милого юга да в сторону севера» бредут сотнями тысяч изгнанники. Снова остаются за гранью понимания простые, правомерные человеческие вопросы: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?» Далее по тексту, в современном понимании, возникают два варианта трактовки стихотворных строк:

– как обращение к некоторым слоям состоятельных граждан с утраченным чувством патриотизма, с «удовольствием» меняющих своё гражданство подальше от «бесплодных нив, страстей и страданий» поближе к тёплым пристанищам – «вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания».

– как сострадание людям, находящимся в стадии принудительного изгнания с «плодоносных нив», движущимся в неизвестном жизненном направлении – «вечно холодные, вечно голодные, нет у вас родины, есть лишь страдания».

Бомж – человек (Б) ез (О) пределённого (М) еста (Ж) ительства. В нашей, испокон веков, аграрной стране, статус бомжа обозначает нахождение человека на нижней социальной ступени – бездомный. Ты можешь нищенствовать, предаваться любым порокам, но если у тебя есть хибара или лачуга, твой социальный статус выше статуса бомжа у которого «ни кола, ни двора. Если рассуждать по традиционной логике современного обывателя: Ничего на свете хуже нету, чем ходить-бродить по белу свету.

В середине двадцатого века западная идеология пыталась осчастливить низший социальный статус человека, предложив молодёжи субкультовое движение «хиппи».

Расцвет движения пришёлся на начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Основные постулаты хиппи:

– человек должен быть свободным;

– достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

– поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

– красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого – чисто духовная проблема;

– все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

– духовная община – идеальная форма общежития;

– все, думающие иначе, заблуждаются.

Эксперимент сошёл на нет, движение «сдулось», а дети солнца растворились в истории. Почему беженство не прижилось, в виде счастья полной свободы перемещения по свету, в букете со свободой секса, рок-н-роллом, курением травки и прочими молодёжными удовольствиями?

Вероятно, что состояние беженства – более сложный по организации процесс, чем представляется большинству людей. Есть конечно нации генетически предрасположенные к перемещениям по странам и весям, но всё это в пределах каких-то взвешенных миграционных процессов. Американцу сменить место проживания за несколько сотен долларов прибавки в зарплате, вроде процесс нормальный, но социальный статус американской мечты – осесть в своём уютном домике в любимом штате.

Сегодня мы имеем тревожность, связанную с мировым «половодьем» миграционных процессов. Невольно люди понимают, что этот мир меняется и не в лучшую сторону. Политики, вооружённые средствами массовой информации, по факту эту тревогу только усугубляют. Поэтому попробуем рассмотреть тему беженства с нескольких точек зрения.

Начнём с первого простого вопроса: какой начальный статус имели все святые основных существующих ныне религиозных конфессий мира? Если не ошибаюсь – все культовые святые генерировали свои постулаты в статусе философствующих бедных странников. Однако, достигнув высшего признания со стороны паствы, предпочли храмовое богообрядчество. Ранее царствующие на небесах особы Ра, Ярило, Зевс, Посейдон и другие многие боги прежних цивилизаций остались только в мифологии, а также в развалинах некогда роскошных храмов богослужения. Кто знает, может благодаря беженству, они сейчас где-то в зеркальных цивилизациях исполняют священные миссии: ох, уж это человеческое воображение. В здравствующих ныне религиях прослеживается основополагающая сентенция духовного и интеллектуального превосходства бедных и не отягощённых дворцами странствующих индивидуумов, над сиятельными особами потребительского олимпа власти. Скромность богов, не вдохновляет чемпионов Форбса и это противоречие уже невозможно скрывать.

Многим известно выражение: большое лучше видится на расстоянии. Просвещённые люди понимают смысл этого выражения буквально в физическом смысле размеров объекта. Однако, в этой небольшой по объёму работе, читателю предлагается взглянуть на глобальную проблему беженства, как явления в человеческом сообществе, в рамках временного расстояния «эволюционного» периода от неандертальца до современного человека и заглянуть за занавес будущего.

Времена меняются, с ними меняется состояние общества, меняется осознание окружающего мира, но с опозданием реакции восприятия действительного. Традиционные шаблоны и убеждения нехотя покидают мозг человека. Если разобраться, то сегодня в статусе бомжей находится основная часть человечества. Не только обитатели ипотечных однушек-двушек-трёшек, но и сильные мира всего, при современном подходе к исследованию проблемы – постоянного места жительства не имеют. Дворцы, напичканные сегодня предметами роскоши, имеют статус резиденций, статус собственности, статус имущественно-властного превосходства, но и они, временны и являются местом постоянного проживания одной семьи, лишь небольшой временной отрезок времени. «Остановись мгновенье, ты прекрасно», – раздаются заклинания из золотых джакузи и платиновых унитазов. В ответ только холодное: «Всё пройдёт и это пройдёт».

Единственным, относительно стационарным местом пребывания человека, становится место захоронения тела после его смерти. Однако и оно теряется в пространстве и во времени, в лучшем случае через три-четыре поколения. Память человеческая коротка, даже если остатки праха человека – артефакты.

Поэтому сегодня, когда проблемы постоянного перемещения людей принимают постоянный характер по множеству причин, хотелось обратить внимание читателя на задачу с другой стороны, в более обширном отрезке времени и немного «под другим углом».

Когда, в Европе всё политическое внимание с тревогой обращено на растущий поток беженства, есть желание, просто понять физиологию этого социального явления. Не уверенный я, что стационарный человек-обыватель по экстремальным обстоятельствам, вынужденный резко поменять свой оседлый родовой статус на малой родине на статус беженца космополита, будет сломя голову носиться по Европе с хиханьками хаханьками, гоняясь за местными девчонками. В этой части более вероятно, что бытие определяет сознание, а сознанию, в критичный момент, более предпочтительны другие поведенческие модели в стрессовых состояниях. Какие, хочется попытаться осознать хотя бы теоретическую возможность изобретения вакцины против беженства в современных исторических условиях.

«Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», – писал в 1859 году Карл Маркс в предисловии к «К критике политической экономии».

«То, что определяет бытие – в совокупности определяет уровень сознания, приоритеты действия индивидуальные и общественные», – уточнил бы я и окунулся в индивидуально – общественное бытие под названием жизнь, но…

Глупый телевизор кудахчет практически в каждом жилище современного человека. Щёлкаются пультиками каналы и в процессе возникает, в подсознании ощущение каких-то приоритетов современных проблем. Человеку, склонному к рассуждениям, иногда дано включать своё сознание и уноситься в дебри диалектики за пределы бытового медийного устройства.

Беженцы. Беженцы. Беженцы… Угу – мировая проблема? Мой телик, ты об чём? Но телик существо подневольное, ему что велят, то он и кажет. Только вот, надо людям помогать на местах их исконного обитания, нести мир хижинам, а не трещать двадцать четыре часа, когда на чьи-то жилища по командам из дворцов сыпятся смертоносные бомбы: Караул, Европа пропадает!

Попробуем разобраться в проблеме беженцев. Алё, Википедия, что у вас там про это?

Беженство – массовое оставление жителями своих родных мест, вследствие войны или стихийных бедствий. Маловато, но спасибо и на этом – всезнайка.

– Сами с усами.

– Кто-что?

– Беженцы.

– Что делают?

– В Европу.

– Дома плохо, а там хорошо…

– Всё – стопе. С самого начала. С происхождения.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

«Тучи» Михаил Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории . Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой . Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое . На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»