Ламинарный доспех - Laminar armour. А. Ф. Медведев: К истории пластинчатого доспеха на Руси Древний ламинарный доспех

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Источник - Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX - первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.

Продолжение. - на АРД.

Монгольские панцири из жестких материалов

Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре...»(46). Эти «доспехи... из многослойной кожи... почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). В «Сокровенном сказании» упомянут и доспех из бронзы(48).

По структуре твердый доспех монголов, все виды которого назывались монгольским по происхождению термином «хуяг»(49), был ламеллярным или ламинарным (из сплошных широких полос материала, соединенных между собой ремешками или шнурами).

Ламеллярный железный доспех монголов Плано Карпини описывает так: «Они делают одну тонкую полосу (пластинку.- М. Г.) шириною в палец, а длиною в ладонь, и таким образом они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают 8 маленьких отверстий и вставляют внутрь (под.- М. Г.) три ремня плотных и крепких, кладут полосы одна на другую, как бы поднимаясь по уступам (укладывают внахлест длинными сторонами.- М. Г.), и привязывают вышеназванные полосы к ремням тонкими ремешками, которые пропускают чрез отмеченные выше отверстия; в верхней части они вшивают один ремешок, который удваивается с той и другой стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы вышеназванные полосы хорошо и крепко сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень (ленту из пластинок.- М. Г.), а после связывают все по кускам так, как сказано выше (т. е. как в ламинарном доспехе.- М. Г.). И они делают это как для вооружения коней, так и для людей. И они заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них свое лицо»(50).

(Изображение воина на костяной пластине, обнаруженной под горой Тепсей. IV-VI вв., Хакасия - прорисовка Ю. Худякова; части панциря V—VI вв., найденные в окрестностях с. Филимоново, Красноярский край. НИЧ НГУ(Новосибирск). Предметная научно-историческая реконструкция «раннего» тюркского воина V—VI вв.)

Хотя Плано Карпини описывает только железные доспехи, не приходится сомневаться, что не менее были распространены и кожаные, характерные для Центральной и Восточной Азии с тыс. до н. э. вплоть до XIX в.(51). Отверстий для крепления в пластинках было от 6 до 10 (см. рис. 3, 16, 21, 22), что сближает монгольский доспех с тангутским и доспехом, бытовавшими на территории Синьцзяна (см. рис. 3, 4-7, 9-10), и отличает от чжурчженьского, с большим количеством отверстий (см. рис. 3, 11, 14, 15). Пропорции и размеры пластинок также, конечно, варьировали (см. рис. 3, 16, 21).

Интересны архаичные для XIII - первой половины XIV в. черты монгольского ламеллярного доспеха. Это двойное сплетение пластин через край у верхней кромки, как в тохарском кожаном доспехе III в. н. э.(52) (что, впрочем, имело место и в тибетском доспехе XVII-XIX вв.(53), см. рис. 1, 1), и особенно их соединение в ленту на основе из трех ремней, как в аварско-алеманнском доспехе VII в.(54) (см. рис. 1, 3) или в позднейшем, но явно архаичном" панцире нивхов(55).

Еще одна архаичная для евразийских панцирей данного периода особенность - сферические заклепки (см. рис. 3, 16, 21, 22). Подобные заклепки были характерны для доспехов VIII - XI вв., известных в Прибайкалье (см. рис. 3, 17), Средней Азии (настенные росписи городища древнего Пенджикента)56, печенежско-огузских памятниках Поволжья (Джангала - Бек-бике,19), Подонья (Донецкое городище)(57), Поднепровья (Музей истории г. Киева) и даже в столь удаленных друг от друга городах, как Двин в Армении(58) и Новгород на севере Руси(59), до которых дошла эта восточная традиция.

Вместе с тем монгольские пластины XIII - первой половины XIV в. были относительно вытянутые в отличие от прежних образцов (см. рис. 3, 1, 2, 17), хотя и к XIII в. в Центральной Азии и Приамурье подчас использовались короткие и широкие пластинки (см. рис. 3, 3, 2, 12).

Рис. 3. Панцирные пластины Центральной и Восточной Азии домонгольского периода и евразийских степей XIII - XIV вв.

1 - Оловянная III, погр. 1, Прибайкалье, середина I тыс.;

2 - Соцал, Прибайкалье, середина I тыс.;

3-5 - Сан Пао, Синьцзян, XII - XIII вв.;

6-? - Хара-Хото, XII - XIII вв.;

8-10 - Тангутское погребение № 8, XI - XII вв.;

11 - Шайгинское городище, XII в., Приамурье;

12 - Надеждинский могильник, X - XI вв., Приамурье;

13, 14 - Кулешовский могильник, раскоп V и погр. 87, IX - XI вв., Приамурье;

15- Афрасиаб, большая мечеть, XIII в.;

16 - Новотерское, Чечено-Ингушетия, первая половина XIV в.;

17 - Ломы I, погр. 1, середина второй половины I тыс., Прибайкалье;

18 - могила у с. Зугулай, Прибайкалье, XIV в.;

19 - правобережье Енисея, Хакасия, IX - X вв.;

20 - Новокумакский могильник, кург. 1, 1971 г., первая половина - середина XIV в., Оренбуржье;

21 - Олельково городище (?), XIII в., Киевский исторический музей;

22 - Чернова, кург. 12, первая половина XIII в., Минусинская котловина;

23 - Абаза, р-н Абакана, вторая половина XIII - середина XIV в.

Ламинарный доспех также описан Плано Карпини. Трех-четырехслойные кожаные ленты «связывают ремешками или веревочками; на верхнем ремне (ленте.- М. Г.) они помещают веревочки на конце (т. е. отверстия для шнуров расположены вдоль нижней кромки.- М. Г.), а на нижнем - в середине, и так поступают до конца; отсюда, когда нижние ремни наклоняются, верхние встают и, таким образом, удваиваются или утраиваются на теле»(60).

Такой же эффект, хотя и слабее в силу большей эластичности броневой поверхности, наблюдался и у лент ламеллярного доспеха. Неэластичность монгольского кожаного ламинарного доспеха подчеркнута Рубруком: «Я... видел двоих... вооруженными в выгнутые рубашки из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные»(61).

К сожалению, остатки монгольских ламинарных доспехов пока не найдены. Но об этом доспехе можно судить по ламинарным японским панцирям («танко»), известным с середины VI до XIX в. (см. рис. 1, 2), а также чукотским из твердой моржовой кожи, бытовавшим в XVIII-XIX вв.(62) (рис. 1, 4). Поскольку ленты японских панцирей выкованы из железа, вполне "вероятно, что у части монгольских доспехов они также были железные.

Рис. 4. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «корсет-кираса» и шлемов.

1 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306-1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

2, 3 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

4 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Шираз, 1331 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул;

5 - «Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330 - 1340 гг., б-ка Бод-ли, Оксфорд; 6-8, 10-13, 15, 16 -«Шах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш, собр. Демотта;

14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул.

Обратимся к изобразительным источникам. На иранских миниатюрах первой половины XIV в. очень много изображений ламеллярных (см. рис. 4, 2, 4, 7, 8, 13, 16; рис. 5, 2, 3, 9-14) и ламинарных (рис. 4, 5, 6, 9-12, 14, 15; рис. 5, 4, 15) доспехов.

Судя по тебризским миниатюрам, не менее популярны были и панцири смешанной структуры, в которых ленты ламеллярного набора чередовались с ламинарными, цельными (рис. 4, 1, 3; рис. 5, 1, 5-8, 16).

На ширазских и багдадских миниатюрах панцири только однородной структуры. Ламеллярные панцири на этих изображениях обычно имеют цвет металла - они нарисованы желтой, реже сизой либо золотой краской. На тебризских миниатюрах ламеллярные панцири зеленые, красные, розовые, оранжевые. Скорее всего, так изображались крашеные кожаные пластинки, что соответствует традиции Центральной и Восточной Азии, где их к тому же лакировали для предохранения от сырости(63).

В иранской миниатюре «металлическая» окраска ламинарных доспехов встречается реже - обычно полосы крашены, часто покрыты орнаментом - геометрическим, изредка мусульманским псевдоэпиграфическим и особенно часто растительным, в виде вьющейся лозы с трилистником - излюбленной монголами, но распространенной исключительно широко (рис. 4, 5). Узорной ламинарной полосой часто окантованы и ламеллярные доспехи.

Изображения ламинарного доспеха, хотя и не часто, встречаются в памятниках средне- и центрально-азиатской монументальной живописи(64), причем прототипами им послужили доспехи на статуэтках из северокитайских погребений середины I тыс. н. э.(65), изображающих степных сяньбийских всадников.

В. И. Распопова предположила, что на среднеазиатских и иранских изображениях показан не ламинарный, а ламеллярный доспех, каждая полоса которого оклеена сплошной кожаной лентой(66), но она не приводит никаких доказательств. На самом деле подобное встречается только в японском доспехе примерно с X-XI вв., но здесь сказалась специфика. японского ламеллярного доспеха: в нем с указанного времени стремились сделать и показать, особенно на груди, сплошную монолитную броню.

Достигалось это чрезвычайно плотной стяжкой пластин и проклейкой шнуров, оклейкой лент набора и целых нагрудников полосами и кусками расписной кожи(67). На материке же ничего подобного достоверно не зафиксировано. Данные иранских миниатюр о структуре монгольских панцирей подтверждаются китайскими и японскими изображениями ламеллярных (рис. 6, 1, 3) и ламинарных (рис. 6, 2, 7) доспехов.

Рис. 5. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «халат» и шлемов.

1, 2, 5, 6 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

3, 13, 14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306 - 1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

4, 10 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Багдад (?), 1340 г., Британский музей;

7, 8, 11, 15 - «Щах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш. собр. Демотта;

9 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген;

12 -«Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330-1340 гг., б-ка Бодли, Оксфорд; 16 - лист из альбома, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген.

Одним из основных признаков панциря является его покрой. Плано Карпини подробно описывает покрой монгольского доспеха середины XIII в.: «Латы... имеют... четыре части; одна часть (нагрудник.- М. Г.) простирается от бедра до шеи, но она сделана согласно расположению человеческого тела, так как сжата перед грудью (более узка в верхней части груди.- М. Г.), а от рук (подмышек.- М. Г.) и ниже облегает кругло вокруг тела; сзади же к крестцу они кладут другой кусок (наспинник.- М. Г.), который простирается от шеи до того куска, который облегает вокруг тела (до боковин.- М. Г.); на плечах же эти два куска, именно передний и задний, прикрепляются пряжками к двум железным полосам, которые находятся на обоих плечах; и на обеих руках сверху (с внешней стороны руки.- М. Г.) они имеют кусок, который простирается от плеч до -кисти рук, которые также ниже (с внутренней стороны руки.- М. Г.) открыты, и на каждом колене (бедре.- М. Г.) они имеют по куску; все эти куски соединяются пряжками»(68).

Перед нами скрупулезное описание доспеха типа «корсет-кираса» - основного покроя панциря в Центральной и Восточной Азии, Северной Америке и Океании, известный со II тыс. до н. э. до XIX в.(69) Иранские миниатюры достаточно точно передают панцири этого типа (см. рис. 4), причем иногда до мелких деталей - пряжек, соединяющих нагрудную часть с наплечниками и набедренниками (см. рис. 4, 1).

Карпини описал только один вариант корсета-кирасы - кожаный ламинарный с оплечьями-поручами и набедренниками. На миниатюрах же изображены и ламеллярные (металлические и кожаные), и ламинарные (металлические), и со смешанной структурой корсеты-кирасы. Оплечья доходят до локтя или заканчиваются несколько выше, набедренники достигают середины бедренной кости, либо колена, либо середины голени. Нередки корсеты-кирасы, состоящие только из защиты торса, без оплечий и набедренников (см. рис. 4, 8, 10, 12, 13) или с набедренниками, но без оплечий (см. рис. 4, 5, 11).

Не показаны на рисунках обязательные разрезы и застежки на боках, но такая деталь почти никогда не изображалась в мировом искусстве. Нередко по оси нагрудника и наспинника показан шов, делавшийся для большей гибкости доспеха (см. рис. 4, 8, 9, 12, 14), его стыки иногда прикрыты трапециевидными пластинами (рис. 4, 15, 16). Такие пластины недавно найдены в комплексе доспеха XIV в. в Туве(70).

Примечания

47 Матузова В. И. Английские средневековые источники...- С. 150, 152,153, 175, 182.

48 Козин А. Н. Сокровенное сказание.- § 195.

49 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-С. 256.

50 Путешествия в восточные страны...- С. 50-51.

51 Горелик М. В. Военное дело...; Горелик М. В. Вооружение народов...; Thordeman В. Armour...; Robinson H. R. Oriental Armour.

52 Горелик М. В. Вооружение народов...

53 Thordeman В. Armour...- Fig. 238.

54 Paulsen A. P. Alamannische Adelsgraber...- Taf. 58 u. a.

55 Медведев В. Е. О шлеме средневекового амурского воина // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии.- Новосибирск, 1981.- С. 179.

56 Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента.- М.,1973.- Табл. 23, 25.

57 Медведев А. Ф. К истории пластинчатого доспеха на Руси // СА.-1959.- № 2.- Рис. 2, 1, 2.

58 Калантарян А. А. Материальная культура Двина IV-VIII вв.- Ереван. 1970.-Табл. XXI, 1.

59 Медведев А. Ф. К истории...- Рис. 1, 11, 12.

60 Путешествия в восточные страны...- С. 50.

61 Там же.- С. 186.

62 Stone G. С. A. Glossary of the Construction, Decoration and Use of Armsand Armour in all Countries and in all Times.- N. Y., 1961.- Fig. 71.

63 Robinson H. R. Oriental Armour.- Fig. 62, 67, 68.

64 Распопова В. И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.-П.. 198J3.- Рис. 60; Горелик М. В. Вооружение народов...

65 Robinson H. R. Armour...- Fig. 65, В.

66 Распопова В. И. Металлические изделия...- С. 83.

67 Robinson H. R. Oriental Armour.- P. 173-178.ее Путешествия в восточные страны...- С. 50.

69 Горелик М. В. Военное дело...; Stone G. С. A. Glossary...- Fig. 70, 71,.76, 86, 87.

70 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-Табл. IV.

В котором отдельные чешуйки защиты связаны вместе, образуя единый элемент доспеха. Наиболее известными примерами подобных типов доспехов являются , и недорогие варианты самурайских доспехов (дорогие варианты всегда являлись ламеллярами, или комбинацией ламеллярного доспеха и ). Менее известные образцы ламинарных доспехов существовали в Азии от Ирана до Монголии, включая Центральную Азию, но в 16 веке ламинарные и ламеллярные доспехи были вытеснены кольчато-пластинчаными доспехами на Ближнем Востоке и Средней Азии, оставшись в основном только в Монголии.

Средневековые ламинарные доспехи

Досамурайские доспехи

Самый ранний японский доспех, известный как танко, имел ламинарную конструкцию, и был предназначен только для пешего боя (т.к. он имел тонлеты, не предназначенные для верховой езды). Другой отличительной особенностью было использование танко с ручным щитом. После появления японской конницы, изначально защищенной импортированными из Китая ламеллярными доспехами, и танко был полностью заменен японским ламеллярным доспехом, известным как кейко (позднее эволюционировав в доспех о-ёрой).

Самурайские доспехи

В начале Периода Сэнгоку японские доспехи обычно имели два варианта – дорогой и более дешевый. Обе версии имели одинаковую конструкцию, различие состояло в том, что дорогие версии изготавливались из «настоящих ламеллярных пластин» (известных как hon-ko-zane для узких пластин, и hon-iyo-zane для более широких пластин), в то время как более дешевый вариант изготавливался из «поддельных ламеллярных пластин» (известных как kiritsuke-ko-zane или kiritsuke-iyo-zane , кратко kiritsuke-zane ). «Поддельные» ламеллярные пластины изготавливались из длинных, неразнывных, перфорированных и прошнурованных защитных пластин, имитирующих «настоящие» ламеллярные пластины, собранные на шнуре из небольших защитных пластин (т.к. типовой ламелляр состоял из горизонтальных рядов небольших пластин, собранных в полосы). Таким образом, полосы «поддельных ламеллярных пластин» были очень твердыми, в то время как полосы «настоящих ламеллярных пластин» состояли из двух или трех слов меньших пластин. «Поддельные ламеллярные пластины» обеспечивали лучшую защиту от дробящих ударов, в то время как «настоящие ламеллярные пластины» обеспечивали лучшую защиту от стрел и рубящих ударов, при этом мечи и луки в Японии были распространены намного больше, чем булавы .

В целях лучшей имитации «поддельные ламеллярные пластины» часто сильно перфорировались, но обычно на них делались ребра жесткости, имитирующие углы «настоящих ламеллярных пластин». Что касается других деталей конструкции, то доспехи из «настоящих ламеллярных пластин» и из «поддельных ламеллярных пластин» имели одинаковое строение (фактически, это были ламинарный и ламеллярный доспехи).

В то время как гражданская война становилась все более разрушительной, «поддельные ламеллярные доспехи» становились все менее популярными, в то время как «настоящие ламеллярные доспехи» становились еще более дорогими, в результате чего имитация ламеллярных доспехов ламинарными стала необязательной, вследствие чего ламинарные полосы вместо соединения шнуром техникой «полное связывание» (kebiki-odoshi ) часто соединялись техникой sugake-odoshi .

После почти ста лет непрерывной гражданской войны ламинарная кираса эволюционировала в кирасу окигава-ву, состоящую из горизонтальных защитных полос, соединенных не шнурами, а заклепками (часто с камоном), либо скобами, имитирующими шнуры. Вскоре заклепки и скобы стали необязательными, т.к. металлические полосы доспеха могли быть просто скованы друг с другом кузнечной сваркой. Такие кирасы (которые больше не являлись истинно ламинарными) часто носили с внушительного размера , известными как o-sode, чтобы доспех был похожим на очень престижный доспех o-yoroi (старомодный o-yoroi был ценен не из-за своих защитных качеств, а из-за того, что такой доспех служил доказательством благородного происхождения носящего его, таким образом, даже вновь сделанный o-yoroi высоко ценился как парадный доспех).

Блежневосточные и Центральноазиатские ламилярные доспехи

Согласно Леониду Боброву, до конца 15 столетия самыми популярными доспехами для этого региона, включая Среднюю Азию и Иран, были ламеллярный доспех, и ламинарный доспех. Однако в Иране с 15 века ламеллярные и ламинарные доспехи использовались в основном только на юге, в то время как в то же самое время на севере был распространен кольчато-пластинчатый доспех.

Первоначально (как, например, в Японии) в течение столетий ламинарный доспех был просто дешевле ламеллярного доспеха, но (в отличие от Японии) не старались визуально подражать ламеллярному доспеху при производстве ламинарного. Ламинарный доспех изготавливался из горизонтальный полос защитного материала, скрепляемых схожим с ламеллярным доспехом способом, но без дополнительного плетения и без имитации отдельных пластин ламеллярного доспеха. И наподобие ламеллярному доспеху, эти шнуры могли перерубаться во время боя, и просто изнашиваться и рваться от времени, при недостаточном обслуживании доспеха.

Позднее, в начале 15 века, конструкция ламинарного доспеха значительно изменилась, и вместо крепления отдельных пластин шнурами на новых ламинарных доспехах отдельные пластины крепились заклепками к широким ремням (наподобие лорики сегментаты). В результате ламинарный доспех стал более надежен, чем ламеллярный – скрытые ремни не могли быть перерублены без пробивания доспеха, он не требовал постоянной починки, и был намного более прочным и надежным, чем ламеллярный на шнуровке. Таким образом, ламинарные доспехи стали становится более популярными, чем ламеллярные, и практически полностью их вытеснили к концу 15 века. Истинный ламеллярный доспех стал очень редким, однако различные комбинации ламинарного и ламеллярного доспехов были очень популярны. Причина этого в том, что ламинарный доспех был намного более надежным, чем ламеллярный, но ламинарный доспех был недостаточно гибким, в то время как ламеллярные доспехи были очень гибкими. Ламинарные кирасы могли носиться с ламеллярными наплечниками и тассетами (с отдельными наручами, и шлемами). Менее распространенной была противоположная комбинация ламеллярной кирасы с ламинарными наплечниками и тассетами. Обе комбинации могли дополняться ламеллярным или ламинарным гульфиком и , или укрепляться зерцальными пластинами.

В конце 15 века, когда ламинарный доспех стал более популярным, чем ламеллярный, оба этих типа доспехов стали заменяться кольчато-пластинчатыми доспехами. Изначально кольчато-пластинчатыми были только набедренники, но к началу 16 века кольчато-кольчужные набедренники и наплечники полностью заменили ламинарные и ламеллярные, т.к. они обеспечивали лучшее покрытие тела. Таким образом, типичный ламинарный доспех этого периода представлял собой ламинарную кирасу, которую можно было носить поверх бригандины с рукавами, с добавлением кольчато-пластинчатых набедренников (шлем, наручи и поножи не упоминаются в данном случае, так как они были общепринятыми для данного региона). Рукава подобной бриганды работали как наплечники, и, если бриганда была достаточно длинной, то ее полы выполняли роль тассетов. Другим вариантом было ношение такой ламинарной кирасы без бригандины, но с кольчато-пластинчатыми наплечниками и набедренниками. Обе вариации ламинарного доспеха могли быть усилены зерцалом (даже если ламинарный доспех был достаточен для защиты от холодного оружия, металлическое зеркало носилось как защита от сглаза). Наконец, к концу 16 века ламинарные и ламеллярные доспехи практически исчезли в регионах Ближнего Востока и Средней Азии.

Теория Леонида Боброва

Согласно теории Боброва, кольчато-пластинчатый доспех полностью вытеснил ламинарные и ламеллярные доспехи в результате того, что монгольское вторжение в исламские страны изменило их восприятие обществом, что отразилось на восприятии исламских доспехов. Ламинарные и ламеллярные доспехи дополняли образ «язычников» и «монголов», особенно когда они были сделаны в монгольском стиле, в то время как и кольчато-пластинчатый доспех ассоциировались с «правоверным» образом. В исламских миниатюрах того периода было типичным изображение врагов (неважно, были они язычниками или мусульманами) в ламеллярных и ламинарных доспехах, в то время как «свои» воины изображались в кольчугах.

Ламинарный доспех коренных жителей Аляски и Сибири

Доспехи чукчей и эскимосов имели очень схожую конструкцию, различие же было в том, что у чукотского доспеха был только один огромный наплечник, расширяющийся до талии, используемый в качестве щита , и похожий скорее на крыло, чем на японский o-sode, а у эскимосского доспеха имелись два таких наплечника-крыла. И доспех чукчей, и доспех эскимосов мог быть как ламинарным, так и ламеллярным, в отличие от других регионов, где ламеллярные и ламинарные доспехи обычно имели различные конструкции

Классический ламеллярный доспех изготавливался из твердых материалов (изначально из естественных материалов, таких как кости, клыки, китовый ус, и иногда даже дерева, т.к. наконечники стрел изначально были из кости или камня), в форме короткой кирасы, или даже состоя из одного нагрудника. Ламинарный же доспех обычно изготавливался из укрепленной кожи морских тюленей и был длиной до колена или даже еще длиннее. Однако поздние ламеллярные доспехи изготавливались из металла (железа, стали, или бронзы) и могли достигать длины ламинарных доспехов. Обычно ламинарный и ламеллярный доспехи носили с высоким воротником (защищающим горло и голову), объединенным с одним или двумя ламинарными наплечниками (используемыми скорее в качестве щита, чем наплечника). Этот воротник и наплечники изготавливались главным образом из кожи и дерева.

Таким образом по крайней мере одна часть доспеха (наплечники) была ламинарной. Но иногда наплечник был относительно коротким, и вместо ламинарной конструкции из нескольких деревянных планок имел только одну большую планку, а остальная часть руки была защищена шинным или ламеллярным наручем. Помимо опциональных наручей доспех мог иметь ламеллярный шлем, и шинные либо ламеллярные поножи.

В широких слоях любителей истории существует мнение, что вторгшаяся на Русь монгольская армия представляла собой огромную толпу полудиких дикарей в халатах, на лошадях и с луками. С хорошей дисциплиной и организацией. При этом упускается тот факт, что до Руси Монгольская империя помимо множества народов степи покорила целый ряд государств с мощной экономикой и развитыми ремеслами. Ресурсы покоренных стран и народов были подчинены интересам монгольской военной машины и работали на оборонку. Доспехи для монгольской армии ковали и Корея, и Китай, и государства Средней Азии, и северный Иран, и сами степные народы. В таких условиях обеспеченность воинов защитным и наступательным вооружением просто обязана была быть выше, чем у армий русских княжеств и европейских государств. Хочу отметить, что мастера оружейники покоренных народов делали монголам доспехи не как привыкли, а такие которые требовались госзаказом.

Само монгольское защитное снаряжение достаточно хорошо описано и зарисовано. В частности его подробно описывает посланник Ватикана в Орду Паоло Карпини. Есть и копанина. На середину XIII века было выделено несколько разновидности монгольского доспеха. А именно: доспех из твердых материалов - хуяг, доспех из мягких материалов - хатангу дегель и смешанный. Интересно, что кольчугу на то время монголы применяли слабо.

Хуяг изготавливался из стали/железа или кожи. Во втором случае для получения необходимой прочности кожа склеивалось в несколько слоев. По покрою доспех являлся ламелярным или ламинарным. Ламелярный доспех изготавливался из большого количества небольших металлических пластин, связанных кожаными ремешками или шнурами. При этом пластины располагаются внахлест.

Ламинарный доспех также собирался на ремнях/шнурах, но изготавливался из длинных широких полос. Как правило, у монголов именно ламинарный доспех изготавливали из клееной кожи (могли делать и из стали). Полосы также располагаются внахлест.

Самым известным примером ламинарного доспеха является римская лорика сегментата.

По покрою доспех мог быть изготовлен в виде халата с рукавом до локтя, т.е. единой частью, или собираться из пяти частей - нагрудника, наспинника, двух наплечников и двух набедренников. Наплечники защищали руку до локтя или кисти, набедренники могли доходить до середины голени.

Хатангу-дегель представлял собой тканевую или кожаную основу, с внутренней стороны которой внахлест приклепывались крупные металлические пластины. Придумали такой доспех в Китае в 7 веке как парадный доспех придворных. Чтобы, с одной стороны они оставались хорошо защищенными, а с другой создавался вид, что воины нарядно одеты. Часто поверх такого доспеха надевались дополнительные средства усиления. По покрою хатангу-дегель также как и хуяг мог быть изготовлен в виде халата или в виде отдельных частей.

Интересно, что вскоре после монгольского нашествия подобная конструкция доспеха появилась в Европе под названием бригандины.

Впрочем, хатангу-дегелем также назывался и доспех полностью из мягких материалов. Такой панцирь шился из полотнищ толстой кожи, войлока, или толстой ткани. Обычно в несколько слоев. Простегивался шерстью, ватой, волосом и пр. По современным меркам такой доспех и не доспех вовсе, а поддоспешник.

Монгольский шлемы имели сфероконическую или полусферическую форму. Имел навершие в виде трубочки (куда что-нибудь вставлялось), штырька и пр. По нижнему краю шлем усиливался тульей в виде полосы. Специфическими признаками монгольского шлема является навершие в виде отогнутого назад штырька, выгнутая вперед налобная пластина, науши в виде двух или трех дисков, небольшой козырек. Как правило, монгольские шлема имели бармицу, изготавливаемую из самых различных материалов. Бармица могла быть ламинарной, ламеллярной или кольчужной. Также она могла изготавливаться из нескольких слоев ткани, мягкой кожи или войлока. Бармица могла как закрывать шею только с боков и сзади, так и полностью, включая лицо до глаз.

Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы. Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции. В ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

История названия

Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella - "пластинка", "чешуйка"). Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности. Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

Броня из бронзы

В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

Какая была броня в Древней Руси?

До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

Археологические работы 1948-1958 годов

После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

Русь. Годы монгольского вторжения

В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

Что собой представляет ламеллярная броня?

Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю. После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже. Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем - вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

Описание

Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу. Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм. Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

Способы крепления

С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым. Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью. Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

Форма

Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

Где встречается пластинчатая броня?

При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» - одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

Как сделать ламеллярный доспех?

Стать обладателем этой тяжелой брони можно двумя способами:

  • Воспользоваться услугами мастерских, занимающихся изготовлением таких доспехов.
  • Обзавестись необходимыми чертежами, схемами и материалами, после чего начать изготавливать ламеллярный доспех своими руками. Осуществлять работу можно с привязкой к какому-либо историческому событию. Или же просто изготовить пластинчатую броню по понравившемуся рисунку.

Что понадобится для работы?

  • Стальные пластинки. Они являются самым важным элементом в доспехе и обязательно должны иметь соответствующую схеме сборки форму. Толщина пластин, прошедших закалку, не должна превышать 1 мм. Намного эффектнее будет выглядеть ламеллярный доспех из выпуклых пластинок, которые, в отличие от плоских, стоят дорого. Учитывая размеры корпуса человека, можно предположить, что на броню понадобится не менее 350-400 пластинок размером 3х9 мм.
  • Кожаные ремни. Они необходимы для связывания между собой металлических пластин. Оптимальная толщина поясов должна составлять 2 мм. Опытные пользователи рекомендуют не приобретать уже готовые ремни. Лучше обзавестись листами кожи нужной толщины, а пояса нарезать самостоятельно. Это позволит правильно рассчитать необходимую длину шнуров. Рекомендуется нарезать ремни шириной 0,5 см. Они идеально подойдут для отверстий, диаметр которых составляет 0,3 см. Для работы понадобится 80 м шнура. Для изготовления ремней можно использовать или шелковый шнур. Полосы должны разрезаться вдоль таким образом, чтобы они с трудом могли проходить сквозь отверстия в пластинках.

Как происходит процесс?

  • Приготовленные стальные пластинки должны иметь парные отверстия. Они выполняются сверлом. Каждое отверстие прошивается капроновыми нитками. Перед тем как приступить к прошивке, каждую пластинку следует отшлифовать, после чего толщина ее может несколько уменьшиться. Несмотря на то, что уменьшение толщины особо не заметно, поскольку пластинки ложатся внахлест друг к другу, изначально рекомендуется их толщина не менее 1 мм. При тестировании лямеллярного доспеха с пластинами в 1 мм четыре стрелы, выпущенные с расстояния 20 м при натяжении лука весом в 25 кг, не нанесли серьезных повреждений броне.

  • Отбивка пластин. Процедура необходима для формирования выпуклостей на изделиях. Выполняется данная работа на деревянной основе при помощи трехсотграммового молотка со скругленным бойком.

  • Покраска пластин. Для воронения изделия можно использовать растительное масло. Перед работой изделие подлежит термическому воздействию. Обрабатываются поверхности пластинок с двух сторон. Рекомендуется внутреннюю часть покрывать специальным лаком по металлу, а наружную - просто отполировать, а при необходимости пролудить и покрыть позолотой.
  • Обработка ремней. Перед тем как пропускать шнур через отверстия в пластинах, куски кожи, из которой он изготавливается, должны быть обработаны. Для этого шнуром несколько раз проводят по куску твердого воска. Если ремень полотняный, то он подлежит процедуре вощения. Время от времени ремни рекомендуется протирать тряпкой, смоченной в растительном масле. Это защитит их от возможного пересыхания. Стальные пластинки также рекомендуется обрабатывать маслом. Для окантовки рекомендован исключительно кожаный ремень.
  • Для работы рекомендуется использовать ремни из кожи. Они лучше, чем изделия из шелковой нити, так как способны растягиваться. Это качество особенно важно при создании лямеллярных доспехов, поскольку броня, огибая корпус, изначально должна быть очень тугой, растягиваться спустя некоторое время.
  • На концах пластин в парные отверстия пропускаются ленты, которые в дальнейшем связываются. Необходимо следить за тем, чтобы связывание происходило свободно. Это даст стальным пластинкам возможность двигаться друг над другом по типу сегментной брони.
  • Чтобы на пластинках не образовывалась ржавчина, их нужно обрабатывать при помощи ортофосфорной кислоты. Тусклый металлик - такой цвет приобретает лямеллярный доспех после обработки кислотой.
  • Для изготовления самодельного лямеллярного доспеха можно использовать пластинки из мягкой оцинкованной жести.

Кустарная броня, выполненная в домашних условиях, преимущественно предназначается для красоты, а не для защиты. В основном она используется как сувенир.


Эта короткая заметка очень древняя, писалась она в конце 90-х для моего сайта berteland-chat.ru который мертв уже очень много лет (за прошедшие годы она расползлась по разным игровым сайтам и вот пришло время вернуть ее домой). Тут описан личный опыт изготовления простого и на то время рабочего доспеха. Пусть вас не смущает выбранный для доспеха материал, он смешон только отчасти. При легкой корректировке толщин металла будет работать и сегодня, а для сугубо ролевых мероприятий будет работать и в первоначальном виде.

Задача была такова: нужен простой в изготовлении и сносный в употреблении доспех, требующий минимальных финансовых, временных и физических затрат.

Материал: наиболее доступный и простой в обработке (и конечно самый ненавистный) материал - это оцинкованное железо начиная от самого тонкого в 0.55 мм. до 0.7 мм. Хотя понимая все ваше возмущение (как никак время оцинковки прошло..:)), добавлю - возьмите лист металла около 1 мм.

Суть доспехов такова: из длинных узких горизонтальных полос мы собираем ламинарные доспехи по силуэту похожие на угловатую кирасу (комментарий - изначально я покупал оцинкованные оконные отливы и резал их ножницами по металлу). Крепить полосы мы будем не на кожаные ремни заклепками (хотя это тоже вариант), а прочным шнуром. Длинна доспехов без юбки - до пояса (если сделать длиннее не сможете полноценно согнуться). Две половинки крепятся к друг другу на два широких кожаных плечевых ремня и по два ремня на боках.


Шаг первый. Для начала нам нужно нарезать полосы шириной в сантиметров 7 - 8 и трех разных размеров в длину. Длина первая - это половина объема вашей талии при надетой стеганке плюс еще сантиметра два для нахлеста., такие полосы будут закрывать корпус от пояса до подмышек. Длинна вторая - это ширина грудной клетки между сведенными руками, такие пластины собственно и будут закрывать грудную клетку (очень важно что бы грудные пластины не мешали свободно двигать руками и не врезались в тело.. это очень больно). Длинна третья - примерно на 5 - 7 см длиннее грудных пластин, такие пластины будут закрывать верхнюю часть спины. Количество пластин рассчитываем примерно так: 7 см ширины полосы минус 1.5 см на загибы минус 1 см на нахлест и того 4.5 см., на "пузо" скажем в сорок сантиметров таких полос нужно девять.


Шаг второй. Отступаем по пол сантиметра от "длинных" сторон полосы, загибаем и плотно "плющим" железо. С одной стороны (при сборке она станет нижней) повторяем эту процедуру. Все это делается по двум причинам: во-первых тонкий а значит и острый край железа травмоопасен, во-вторых изначально тонкое железо после подобной обработки будет на порядок надежнее. "Короткие" стороны полос тоже бы неплохо загнуть в один раз, но делать это нужно в первую очередь., или уже после сборки доспеха оббить их толстой кожей.

Шаг третий. На расстоянии в 8-10 мм от края (фактически зразу за внутренним загибом краев) вдоль полосы с двух сторон, через равные промежутки 3 - 5 см. сверлим отверстия под шнуровку. Как бы вы не развальцовывали отверстия, а шнуры все же будут перетираться. Избежать этого можно вставив и расклепав в каждое отверстие хальнитен (стоит он по копейке за штуку и купить его можно в любом магазине галантерейной метало фурнитуры).

Шаг четвертый. В киевских магазинах нынче продается "бельевая веревка" как не странно черного цвета, прочная, круглого сечения в мотках по пять метров. Именно ею мы и будем крепить между собой пластины. Для повышенной надежности шнуровать можно в два захода (только так чтобы крестики шнуровки смотрели во внутрь).

Шаг пятый. Под занавес осталось скрепить две половинки широкими ремнями в плечах. Для удобства перевозки ремень на глухо крепим только к "спине", к "животу" крепим крупную пряжку. По бокам на заклепки садим по два ремня.

Вот и все.. доспех готов. Замечу лишь вот что, если вы собираетесь делать доспех из оцинковки помните - мастера и продвинутые игроки ее жуть как не любят!! Частично решить эту проблему может покраска полос до сборки доспеха.

----------
Пи.Си. Случайно всплыло фото 2000 года (игра "Помпеевка" ПДН, г.Киев) где на мне как раз такой доспех, но более поздней модификации)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»