Кто совершил подвиг бен или дэви. «Отзыв по рассказу Джеймса Олдриджа «Последний дюйм. Характеристика героев. Отец и сын

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Бусел Анастасия Вениаминовна.

ГБОУ СОШ № 216 с углубленным изучением польского языка им. А.Мицкевича

Почему Олдридж назвал свою повесть «Последний дюйм»? (конспект урока литературы в 7 классе, 15 апреля 2016)

Учебник: Литература. 7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина. – 11-е изд. – М. – Просвещение, 2004

Данный урок является завершающим в блоке «Человек растущий». «Человек растущий» - это тема, предметом изучения в которой являются художественные произведения, где главным героем будет подросток или рассказы, помогающие формировать нравственное начало в ученике.

На эту тему отведено 12 уроков, в качестве завершающих занятий проводится семинар и сочинение. Вот поурочное планирование темы.

Человек растущий.

Слово о Л.Толстом. Тема детства в творчестве великого писателя.

Открытие мира главным героем. Психологизм описаний.

Образы взрослых в повести. Детство как нравственный ориентир.

М.Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Образы Алёши, бабушки, Цыганка, Хорошего Дела.

Обучение анализу эпизода произведения.

Чтение и анализ рассказа Л.Н.Андреева «Кусака».

Исследовательское чтение рассказа А.Платонова «Юшка».

«Меня никто не зовет...». «Неизвестный цветок» - сказка-быль

Е.И.Носов «Кукла». Обучение целостному анализу произведения.

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Целостный анализ рассказа.

Почему Олдридж назвал повесть «Последний дюйм»?

Семинар «Литература о подростках и для подростков. 19-20-21 век. Время другое, проблемы те же »

РР. Сочинение

Цели урока: знакомство учащихся с личностью и творчеством Дж. Олдриджа; закрепление знаний и представлений учащихся о разнообразии мировой литературы, в то же время о тематическом и идейно-нравственном единстве; углубление представления учеников о специфике художественной литературы, продолжить работу над понятием композиция, кульминация; воспитание эмоциональной отзывчивости.

На уроке используется презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

    Слово учителя.

Мы уже 11 уроков говорим о человеке растущем, о подростке в литературе. И к сегодняшнему дню вы прочитали повесть Джеймса Олдриджа «Последний дюйм» и подготовили 5 вопросов со словом «Почему?» (так называемых «толстых» вопросов). Мне почему-то кажется, что у каждого из вас есть этот вопрос – тот вопрос, который я вынесла в название урока (см. слайд 1).

Все ваши вопросы я проверю, соберу тетради, надеюсь, почти на все мы ответим. А пока приступим к автору.

Что вы прочитали о нем в учебнике? (годы жизни, основные события)

Посмотрите на слайд (см. слайд 2). Я выписала названия некоторых его повестей и романов. Глядя только на названия, скажите: какого человека описывает Олдридж? Что его интересует в человеке? (человек сильный, мужественный, герой, способный на поступок, подвиг)

Вписывается ли в эту схему «Последний дюйм»?

    Непосредственно работа с повестью. Вопросы аудитории.

    Кто является героями повести?

    Кто такой Бен? Что мы узнаем о нем с первых строк повести?

    Каким предстает перед нами сын Бена? Чьими глазами смотрит на Дэви читатель? (глазами Бена, потому что для него мальчик - обуза)

    Где происходит действие повести? (Красное море, Египет)

    Почему Бен совершенно забыл о сыне, попав в Акулью бухту? Что интересовало Бена в бухте? (работа)

    Почему Бен взялся за эту работу? (после ответа учеников важно отметить, что перед нами на вся повесть и мы не знаем о прежней жизни Бена. Это не первое произведение, данное в учебнике в сокращении – был и «Тарас Бульба». И я подчеркиваю, что всегда неполное произведение нужно осторожно анализировать, поэтому с 8 класса мы будем читать литературу только целиком).

    Почему мальчик боялся бухты и пустыни?

Работа с композицией повести (см. слайд 4).

Мы познакомились с героями, узнали, где происходят события. Это экспозиция повести.

Что же является завязкой повести? (Бен и Дэви прилетели в бухту. Бен опускается в море. Бена кусает акула)

Опишите подводный мир глазами Бена? С кем он сравнивает акул? (см. слайд – выясняем, что подразумевалась не акула-кошка, а тигровая акула)

Что произошло под водой? Какую оплошность допустил Бен?

Почему Бен сумел справиться с ситуацией и выбрался на берег? О чем он думал во время схватки? (о себе, о жизни, им двигала жажда жизни)

И только потом он вспоминает о сыне. Его смерть может повлечь смерть ребенка.

Какая фраза характеризует Бена как умного и опытного летчика и воина? (он должен заставить Дэви самостоятельно думать)

Почему так подробно описывается каждая минута в самолете?

Что происходит в душе Бена? Что ему тяжело сделать? (в нем происходит внутренняя борьба, он должен найти подход к сыну, то есть убрать в себе жесткость, грубость, чтоб не напугать Дэви)

Как отец и сын спасают друг друга7

В какой момент Бен понимает, что Дэви не слабый мальчик, а сильный ребенок? (отец слышит знакомые нотки в голосе, понимает, что Дэви – сын своего отца – сильный, уверенный, и в этот момент, там, в воздухе, происходит взросление мальчика)

Почему Дэви подумал, что никогда не сможет больше заплакать?

Какой эпизод является кульминацией повести? (момент, когда плачет отец, а сын уже не может заплакать – они поменялись местами и внутренне изменились)

О каком последнем дюйме с ужасом думает Бен?

Почему в госпитале Бен резко сдал и не поправлялся?

Что произошло с Дэви? Почему у него не было даже шока?

Прочитаем последний абзац. Что стало важным для Бена? (Бен стал другим отцом, и у них впереди вся жизнь для знакомства друг с другом)

Вернемся к названию урока. Почему же повесть так названа? (сначала высказываются ученики, потом смотрим на слайд, приходим к выводу, что здесь прямой и метафорический смысл – Бен и Дэви прошли последний дюйм и приблизились друг к другу. Последний дюйм – здесь: и между отцом и сыном, и между жизнью и смертью, и между подвигом и бессилием)

    Вывод и рефлексия.

Почти на каждом уроке последние 5-7 минут мы уделяем письменной работе, отвечаем на какой-либо вопрос, связанный с темой, подводим итог. Я не хочу задавать вам сегодня вопросы, я хочу, чтобы вы задали мне вопрос. Вопрос, который возник после урока, или тот вопрос, который вы придумали дома, но мы на него не ответили. НО! Объясните, почему именно этот вопрос вас интересует. Обещаю ответить. (см. слайд 10)

(Было подготовлено и привычное задание (см. слайд 9), но в этот раз ученики сами попросили «что-нибудь новенькое и интересное»)

Вопросы, написанные детьми, были самые разные. Были те, кто повторял вопросы урока (может быть, прослушал вопрос или ответ), были и вопросы, на которые не успели ответить, некоторые ученики написали, что вопросов нет, потому что все разобрали на уроке

Мне понравились следующие вопросы:

    Почему ничего не сказано о матери Дэви? Обычно в критические моменты жизни все вспоминают маму, а Дэви не вспоминал. (Паша С.)

    Почему Бен ничего не рассказывал Дэви о своей службе и работе, ведь обычно отцы беседуют об этом с детьми?

    Как сложится жизнь Бена и Дэви?

PS . Я не отмечала, где нужно зачитывать отрывки текста. Мне кажется это само собой разумеющимся. Еще в ходе урока, естественно, были заданы наводящие вопросы. Все-таки я писала не стенограмму урока, а конспект.

На уроке присутствовала заместитель директора по учебно-воспительной работе Пятибратова Светлана Игоревна.

Список учеников 7 класса (присутствовавших на уроке)

    Асобидинов Шохрух

    Давоян Тенгиз

    Гусарова Юлия

    Кислякова наталья

    Кулекин Павел

    Московский Даниил

    Остапчик Артем

    Мухин Кирилл

    Попович Мария

    Пуденкова Алиса

    Шохова Ольга

    Сапаев Ислам

    Сумин Павел

    Татжиев Алик

    Романенко Владимир

Маргарита
ЗОЛОТАРЕВСКАЯ

«Последний дюйм» Джеймса Олдриджа

Материалы к уроку

П еред чтением повести объясняется значение незнакомых учащимся слов, чтобы облегчить её восприятие.

  • «Остер» - небольшой самолёт;
  • дюйм (от голл. - большой палец) - единица длины в системе английских мер, равна 2,54 см (фут - 30,48 см, равен 12 дюймам);
  • миля - единица длины в английской системе мер, морская миля равняется 1,852 км, сухопутная - 1,609 км;
  • апатия - состояние равнодушного отношения к окружающему миру;
  • авантюра - рискованное дело (не всегда честное), рассчитанное на случайный успех;
  • акваланг - аппарат для дыхания под водой;
  • спидометр - прибор для определения скорости.

Изучение повести начинается с выяснения в процессе аналитической беседы сюжета и композиции, повторения соответствующих теоретико-литературных понятий.

Сюжет - совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и отношение к ним писателей.

В повести «Последний дюйм» отец и сын практически не знают друг друга, не испытывают родства душ, они отправляются на небольшом самолёте в отрезанную от мира бухту Красного моря. Отец вынужден зарабатывать киносъёмкою акул. Занятие это небезопасное. Во время съёмки он был ранен акулами. Ценой неимоверных усилий отец и сын добираются до Каира. Общая цель - выжить! Это сближает их. Они начинают понимать друг друга.

Композиция - это построение литературного произведения, расположение всех его частей в определённой последовательности и взаимосвязи.

Композиция повести включает:

завязку - Бен вынужден взять сына с собой;

развитие действия - полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;

кульминацию - ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;

развязку - успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.

Вопросы и задания для анализа повести

Что сказано о матери мальчика?

(Ненавидела канадское поселение, где они жили. Тосковала по родной Англии. Её охватила апатия. Она покинула семью и вернулась в Англию.

“…Мать им не интересуется…”

“…Пока она не проявила никакого интереса, хотя с того времени, как она уехала из дома, прошло три месяца”.)

Кем был отец Дэви? Проследите отношение отца к сыну до полёта на съёмки.

(Отцу 43 года. Лётчик высокого класса. Утратив работу, Бен, чтобы прокормить семью, берётся за небезопасную подводную съёмку акул.

“Где-то в глубине души Бен понимал, что мальчик чужой им обоим”. Был с ним “резким и немногословным”. Во время одного из очень редких проявлений великодушия Бен попробовал научить мальчика управлять самолётом, и хотя сын оказался очень способным и быстро освоил главные правила, “каждое замечание отца доводило его до слёз…”)

Как чувствует себя Дэви в семье?

(Мальчику десять лет. Он чувствует себя одиноким: отец занят своей работой, мало уделяет ему внимания, не любит отвечать на его детские вопросы. Дэви ощущает превосходство отца над ним.)

Проследите отношения отца и сына во время полёта в бухту.

(Мальчику плохо и от качки, и оттого, что отец говорит с ним “с раздражением”.

“У мальчика был очень несчастный вид”; Он отвечает на вопросы “тихим и застенчивым голосом, не похожим на грубоватые голоса американских ребят”; “Бен не умел утешать сына, но сказал правду”.)

Как проявляются отношения отца и сына в бухте до нападения акулы на Бена?

(Отец не общается с сыном, он занят подготовкой к съёмке акул, только просит выполнять его поручения. Дэви подавлен, молчит, старается не задавать вопросов. Они вместе, но взаимопонимания нет. Но видно, что отец любит сына, заботится о нём.

“Бен <…> когда попал в бухту, совсем забыл о мальчике и время от времени давал ему распоряжения <…> Бен был слишком занят, чтобы обращать внимание на то, что говорит мальчик”.

“- Смотри не подходи к воде! - приказал отец. - Посиди под крылом в тени <…>

- А сюда кто-нибудь когда-нибудь заходит? - спросил его Дэви <…>

Больше вопросов Дэви не задавал. Когда он о чём-нибудь спрашивал отца, голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял, что ему приказывали”.)

- Как ведут себя отец и сын после ранения Бена и во время полёта в Каир?

(Сначала мальчик растерялся, но справился с собой, проявил выдержку и силу воли.

“- Что мне делать? - кричал Дэви. - Видишь, что с тобой случилось! <…>

- Я старался его стащить, - сказал Дэви упавшим голосом <…>

- Нет! - крикнул Дэви с яростью, - я не устал <…>

Неужели можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица? <…>

- Это я не могу, - сказал мальчик, и Бену показалось, что он услышал в голосе сына резкую нотку нетерпения, чем-то напоминавшую собственный голос...

“Хороший парень! - подумал Бен. - Он всё слышит”.

Раненый Бен испугался не за себя, а за сына, понимая, что его не найдут в бухте.

“Если он умрёт, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать. Это ещё хуже, чем его собственное состояние…”

Преодолевая сильную боль, теряя сознание, отец подаёт растерявшемуся ребёнку пример мужества и спокойствия, вселяет в него уверенность в своих силах и надежду на спасение.

Бен только в минуту опасности понял, что не знает своего сына, что, живя вместе, они были одиноки и не понимали друг друга. Теперь он “разглядел” его, то есть увидел, что Дэви хоть и ребёнок, но мужественный человек; отец становится с ним предельно искренним и руководит его действиями, обращается к нему как к равному и с отцовской сдержанной нежностью, хвалит мальчика.

“- Надо стащить, ясно? - прикрикнул Бен, как обычно, но тут же понял, что единственная надежда спастись мальчику и ему - это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен делать <…>

- Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять <…>

Бен не помнил, когда он плакал, но теперь вдруг почувствовал на глазах беспричинные слёзы. Нет, он не намерен сдаваться. Ни за что!

- Расклеился твой старик, а? - сказал Бен и даже получил лёгкое удовольствие от такой откровенности <…> Хорошо. Молодец! Теперь поверни чёрный выключатель около меня. Отлично…”)

Что думает Бен о случившемся, находясь в больнице, что его волнует?

(“Когда привели Дэви, Бен увидел, что это был тот же самый ребёнок, с тем же самым лицом, которое он недавно впервые разглядел. Но дело было совсем не в том, что разглядел Бен; важно было узнать, сумел ли мальчик что-нибудь увидеть в своём отце”.)

Какие черты характера проявились у отца и сына в минуту опасности?

(При помощи учителя ребята делают вывод о том, что эта повесть об отношениях отца и сына, о преодолении непонимания друг друга, о силе духа человека в борьбе с опасностью и о победе над страхом и отчаянием, о взаимовыручке людей.)

Понять идею повести поможет выяснение смысла её заглавия.

В английском языке слово inch (дюйм) входит в состав нескольких фразеологизмов. Например, every inch (с ног на голову), что обозначает: 1) целиком, полностью; 2) во всём - в мыслях, поступках. Фразеологическое сочетание inch by inch (дюйм за дюймом) обозначает “очень осторожно, но старательно”. “Дюйм за дюймом” двигаются друг к другу отец и сын. После трагедии в бухте герои рассказа шаг за шагом, делая неимоверные усилия, идут к победе.

Дюйм - совсем небольшое расстояние, всего 2,5 см, но он иногда превращается в пропасть, которую в продолжение всей жизни люди не могут преодолеть. К счастью, Бен и Дэви сумели с честью пройти испытания и не только остались живы, но и преодолели этот самый важный “последний дюйм”, который сблизил их. Уже во время полёта в Каир, а потом в больнице Бен не перестаёт (every inch - “целиком, полностью”) думать о сыне.

Публикация статьи произведена при поддержке клуба Park & Fly, предлагающего комфортное решение для парковки автомобиля при авиаперелетах. Например, за небольшую сумму вы оставляете автомобиль на перехватывающей стоянке около аэропорта Домодедово , а дальше вас бесплатно отвозит транспорт компании, он же встречает при возвращении. Клубные карты со скидками, великолепный сервис для физических и юридических лиц, круглосуточное бронирование трансфера и охраняемой стоянки близ московских аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево.

На уроке учащиеся познакомятся с сюжетом и композицией рассказа Олдриджа «Последний дюйм», в ходе анализа дадут характеристику главным героям и сделают вывод об основной идее и проблематике рассказа.

Тема: Зарубежная литература ХХ века

Урок: Рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм»

В моих книгах главная тема всегда

одна и та же — выбор, выбор пути,

выбор действия, выбор мировоззрения.

Олдридж Джеймс

Рис. 1. Фото. Дж. Олдридж (1918 г.) ()

Олдридж Джеймс (рис. 1) - английский писатель и общественный деятель. Работа журналиста и военного корреспондента, побывавшего на многих фронтах Второй мировой войны 1939-45 гг., стала для Олдриджа школой жизненного опыта и мастерства. Его художественные репортажи, романы, новеллы отразили героизм народного Сопротивления и те перемены, которые повлекла за собой всемирно-историческая победа над фашизмом.

Олдридж живо отзывается на волнующие проблемы времени. Писателя привлекает судьба простого человека, в драматических обстоятельствах одерживающего победу над отчаянием. Ярким примером тому стал рассказ «Последний дюйм» .

Сюжет. Смысл названия.

Главные герои рассказа - это 43-летний летчик Бен и его 10-летний сын Дэви. Отношения между ними непростые. Бен все время работал, поэтому очень мало времени уделял своему ребенку. Его жена Джоанна была недовольна жизнью в пустынях Аравии и в конце концов бросила мужа с сыном и уехала на Родину, в Новую Англию. Так Бену пришлось самому воспитывать своего сына. Чтобы как-то сблизиться с ним, Бен взял Дэви с собой в полет. Они прилетели в Акулью бухту на Красном море. Здесь Бен должен был вести подводную съёмку для одной телекомпании, которая платила хорошие деньги за видео из жизни морских хищников, акул. Во время съемки акулы напали на Бена, и он еле живой выбрался на берег. 10-летний мальчик сумел оказать отцу первую помощь, но летчик не мог сам вести самолет. Это нелегкое дело легло на плечи Дэви. Сначала это казалось просто невозможным. Однако мальчик не только сумел поднять самолет в воздух, но и долететь до аэродрома, и даже посадить самолет. Таким образом, сын спас отца . В конце рассказа Одридж пишет о том, как изменились отношения отца с сыном.

Таким образом, название рассказа символично: главным героям удалось преодолеть «последний дюйм, который...», по мнению автора, «...разделяет всех и вся».

Дюйм (от нидерл. — большой палец) — единица измерения расстояния в некоторых европейских неметрических системах мер. 1 англ. дюйм = 2,54 см. Исторически — ширина большого пальца взрослого мужчины. Слово «дюйм» введено в русский язык Петром I в самом начале XVIII века.

Композиция рассказа «Последний дюйм»

  1. Экспозиция — рассказ автора о событиях, которые предшествовали полёту в бухту;
  2. Завязка — Бен вынужден взять сына с собой;
  3. Развитие действия — полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;
  4. Кульминация — ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;
  5. Развязка — успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.

Характеристика героев. Отец и сын.

Бену 43 года. Он лётчик высокого класса. В прошлом у него было все: любимая работа, жена, ребенок. Когда Бэн потерял работу, он вдруг остро почувствовал, что и он сам, и его близкие глубоко несчастны. А причина этого в том, что нет семьи, в которой было бы взаимопонимание, любовь, поддержка. «Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим — одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец — посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе».

Все изменилось, когда жена уехала, бросив своего 10-летнего сына. Наверное, только тогда Бен осознал, наконец-то, что он отец, который должен воспитывать своего ребенка, заботиться о нем. Однако оказалось, что это сложно, Бен раздражителен, нетерпелив, и оказалось, что он совсем не умеет разговаривать с сыном. Может быть, чтобы как-то сблизиться, летчик и решил взять сына с собой.

Читая рассказ, понимаешь, насколько безответственно Бен поступил. Отправившись в отдаленный, пустынный район, он даже не сообщил никому о маршруте, и в случае несчастья самолет искали бы долго и вряд ли бы нашли. Кроме того, взяв мальчика с собой, отец даже не запасся питьевой водой, а из напитков взял только пиво. Эти подробности не красят отца, мы осуждаем его за равнодушие, бессердечность. Мы жалеем мальчика. Наблюдая за ним, мы отмечаем его молчаливость, замкнутость, угрюмость. О чем он думает, исподволь наблюдая за отцом? Что чувствует? Ненависть? Любовь? Обиду? Писатель не раскрывает нам этой загадки. Пока не произошли трагические события.

«— Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять. Слышишь? — Бен едва слышал себя сам и на секунду даже забыл о боли. — Тебе, бедняга, придется все делать самому, так уж получилось. Не расстраивайся, если я на тебя закричу. Тут уж не до обид. Не надо обращать на это внимание, понял?

— Да. — Дэви перевязывал левую руку и не слушал его.

— Молодчина! — Бену хотелось подбодрить ребенка, но ему это не слишком-то удалось. Он еще не знал, как найти подход к мальчику, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. Если он хочет выжить. Но все должно идти по порядку…»

Обратите внимание — впервые Бен обратился к мальчику СЫНОК, впервые он всерьез обеспокоен его судьбой. Бен думает не о своей жизни, его задача — спасти сына.

«Единственной надеждой спасти мальчика был самолет, и Дэви придется его вести. Не было ни другой надежды, ни другого выхода. Но прежде надо обо всем как следует поразмыслить. Мальчика нельзя пугать. Если Дэви сказать, что ему придется вести самолет, он придет в ужас. Надо хорошенько подумать, как сказать об этом мальчику, как внушить ему эту мысль и убедить все выполнить, пусть даже безотчетно. Надо было ощупью найти дорогу к объятому страхом, незрелому сознанию ребенка».

Именно в этом моменте происходит перелом в отношении между отцом и сыном . В момент опасности они поняли, как дороги друг другу. Оба прилагают неимоверные усилия ради спасения. Отец старается преодолеть страшную боль от ранений, мальчик преодолевает страх и поднимает самолет в воздух. Героизм мальчика поражает отца, к нему приходит мысль, что он допустил непоправимую ошибку в прошлом: «Неужели можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица? » — думает Бен.

Цитаты , которые показывают, каким увидел Бен своего сына:

«Он, кажется, парень развитой», — подумал Бен, удивляясь странному ходу своих мыслей. Этот мальчик с серьезным лицом был чем-то похож на него самого: за детскими чертами скрывался, быть может, жесткий и даже необузданный характер».

«Славный парень! Он долетит. Он справится! Бен видел резко очерченный профиль Дэви, его бледное лицо с темными глазами, в которых ему так трудно было что-либо прочитать. Отец снова вгляделся в это лицо. «Никто даже не позаботился сводить его к зубному врачу», — сказал себе Бен, заметив слегка торчащие вперед зубы Дэви, — тот болезненно оскалился, надрываясь от напряжения. «Но он справится», — устало и примирительно подумал Бен».

Чувства мальчика :

«Он боялся отца. Правда, не сейчас. Сейчас он просто не мог на него смотреть: тот спал с открытым ртом, полуголый, весь залитый кровью. Он не хотел, чтобы отец умер; он не хотел, чтобы умерла мать, но ничего не поделаешь: это бывает. Люди всегда умирают».

Читая рассказ, задумываешься: неужели должно произойти в жизни что-то страшное, трагическое, чтобы человек понял, как дороги ему самые близкие, самые дорогие ему люди? Для героев рассказа произошло именно так. Хорошо, что у них есть впереди возможность все исправить:

«Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик. Но, глядя в эти темные глаза, на слегка выдающиеся вперед зубы, на это лицо, столь необычное для американца, Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется.Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела. Но быть мастером своего дела — обязанность летчика, а ведь Бен был когда-то совсем неплохим летчиком».

В этих словах заключается главная идея рассказа Олдриджа .

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. ЛитКульт ().
  5. Солнечный ветер. Историко-художественный журнал для всех ().
  6. Яндекс. Видео ().
  1. Составьте цитатный план рассказа Олдриджа «Последний дюйм».
  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Последний дюйм нелегко преодолеть».

На уроке учащиеся познакомятся с сюжетом и композицией рассказа Олдриджа «Последний дюйм», в ходе анализа дадут характеристику главным героям и сделают вывод об основной идее и проблематике рассказа.

Тема: Зарубежная литература ХХ века

Урок: Рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм»

В моих книгах главная тема всегда

одна и та же — выбор, выбор пути,

выбор действия, выбор мировоззрения.

Олдридж Джеймс

Рис. 1. Фото. Дж. Олдридж (1918 г.) ()

Олдридж Джеймс (рис. 1) - английский писатель и общественный деятель. Работа журналиста и военного корреспондента, побывавшего на многих фронтах Второй мировой войны 1939-45 гг., стала для Олдриджа школой жизненного опыта и мастерства. Его художественные репортажи, романы, новеллы отразили героизм народного Сопротивления и те перемены, которые повлекла за собой всемирно-историческая победа над фашизмом.

Олдридж живо отзывается на волнующие проблемы времени. Писателя привлекает судьба простого человека, в драматических обстоятельствах одерживающего победу над отчаянием. Ярким примером тому стал рассказ «Последний дюйм» .

Сюжет. Смысл названия.

Главные герои рассказа - это 43-летний летчик Бен и его 10-летний сын Дэви. Отношения между ними непростые. Бен все время работал, поэтому очень мало времени уделял своему ребенку. Его жена Джоанна была недовольна жизнью в пустынях Аравии и в конце концов бросила мужа с сыном и уехала на Родину, в Новую Англию. Так Бену пришлось самому воспитывать своего сына. Чтобы как-то сблизиться с ним, Бен взял Дэви с собой в полет. Они прилетели в Акулью бухту на Красном море. Здесь Бен должен был вести подводную съёмку для одной телекомпании, которая платила хорошие деньги за видео из жизни морских хищников, акул. Во время съемки акулы напали на Бена, и он еле живой выбрался на берег. 10-летний мальчик сумел оказать отцу первую помощь, но летчик не мог сам вести самолет. Это нелегкое дело легло на плечи Дэви. Сначала это казалось просто невозможным. Однако мальчик не только сумел поднять самолет в воздух, но и долететь до аэродрома, и даже посадить самолет. Таким образом, сын спас отца . В конце рассказа Одридж пишет о том, как изменились отношения отца с сыном.

Таким образом, название рассказа символично: главным героям удалось преодолеть «последний дюйм, который...», по мнению автора, «...разделяет всех и вся».

Дюйм (от нидерл. — большой палец) — единица измерения расстояния в некоторых европейских неметрических системах мер. 1 англ. дюйм = 2,54 см. Исторически — ширина большого пальца взрослого мужчины. Слово «дюйм» введено в русский язык Петром I в самом начале XVIII века.

Композиция рассказа «Последний дюйм»

  1. Экспозиция — рассказ автора о событиях, которые предшествовали полёту в бухту;
  2. Завязка — Бен вынужден взять сына с собой;
  3. Развитие действия — полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;
  4. Кульминация — ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;
  5. Развязка — успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.

Характеристика героев. Отец и сын.

Бену 43 года. Он лётчик высокого класса. В прошлом у него было все: любимая работа, жена, ребенок. Когда Бэн потерял работу, он вдруг остро почувствовал, что и он сам, и его близкие глубоко несчастны. А причина этого в том, что нет семьи, в которой было бы взаимопонимание, любовь, поддержка. «Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим — одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец — посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе».

Все изменилось, когда жена уехала, бросив своего 10-летнего сына. Наверное, только тогда Бен осознал, наконец-то, что он отец, который должен воспитывать своего ребенка, заботиться о нем. Однако оказалось, что это сложно, Бен раздражителен, нетерпелив, и оказалось, что он совсем не умеет разговаривать с сыном. Может быть, чтобы как-то сблизиться, летчик и решил взять сына с собой.

Читая рассказ, понимаешь, насколько безответственно Бен поступил. Отправившись в отдаленный, пустынный район, он даже не сообщил никому о маршруте, и в случае несчастья самолет искали бы долго и вряд ли бы нашли. Кроме того, взяв мальчика с собой, отец даже не запасся питьевой водой, а из напитков взял только пиво. Эти подробности не красят отца, мы осуждаем его за равнодушие, бессердечность. Мы жалеем мальчика. Наблюдая за ним, мы отмечаем его молчаливость, замкнутость, угрюмость. О чем он думает, исподволь наблюдая за отцом? Что чувствует? Ненависть? Любовь? Обиду? Писатель не раскрывает нам этой загадки. Пока не произошли трагические события.

«— Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять. Слышишь? — Бен едва слышал себя сам и на секунду даже забыл о боли. — Тебе, бедняга, придется все делать самому, так уж получилось. Не расстраивайся, если я на тебя закричу. Тут уж не до обид. Не надо обращать на это внимание, понял?

— Да. — Дэви перевязывал левую руку и не слушал его.

— Молодчина! — Бену хотелось подбодрить ребенка, но ему это не слишком-то удалось. Он еще не знал, как найти подход к мальчику, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. Если он хочет выжить. Но все должно идти по порядку…»

Обратите внимание — впервые Бен обратился к мальчику СЫНОК, впервые он всерьез обеспокоен его судьбой. Бен думает не о своей жизни, его задача — спасти сына.

«Единственной надеждой спасти мальчика был самолет, и Дэви придется его вести. Не было ни другой надежды, ни другого выхода. Но прежде надо обо всем как следует поразмыслить. Мальчика нельзя пугать. Если Дэви сказать, что ему придется вести самолет, он придет в ужас. Надо хорошенько подумать, как сказать об этом мальчику, как внушить ему эту мысль и убедить все выполнить, пусть даже безотчетно. Надо было ощупью найти дорогу к объятому страхом, незрелому сознанию ребенка».

Именно в этом моменте происходит перелом в отношении между отцом и сыном . В момент опасности они поняли, как дороги друг другу. Оба прилагают неимоверные усилия ради спасения. Отец старается преодолеть страшную боль от ранений, мальчик преодолевает страх и поднимает самолет в воздух. Героизм мальчика поражает отца, к нему приходит мысль, что он допустил непоправимую ошибку в прошлом: «Неужели можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица? » — думает Бен.

Цитаты , которые показывают, каким увидел Бен своего сына:

«Он, кажется, парень развитой», — подумал Бен, удивляясь странному ходу своих мыслей. Этот мальчик с серьезным лицом был чем-то похож на него самого: за детскими чертами скрывался, быть может, жесткий и даже необузданный характер».

«Славный парень! Он долетит. Он справится! Бен видел резко очерченный профиль Дэви, его бледное лицо с темными глазами, в которых ему так трудно было что-либо прочитать. Отец снова вгляделся в это лицо. «Никто даже не позаботился сводить его к зубному врачу», — сказал себе Бен, заметив слегка торчащие вперед зубы Дэви, — тот болезненно оскалился, надрываясь от напряжения. «Но он справится», — устало и примирительно подумал Бен».

Чувства мальчика :

«Он боялся отца. Правда, не сейчас. Сейчас он просто не мог на него смотреть: тот спал с открытым ртом, полуголый, весь залитый кровью. Он не хотел, чтобы отец умер; он не хотел, чтобы умерла мать, но ничего не поделаешь: это бывает. Люди всегда умирают».

Читая рассказ, задумываешься: неужели должно произойти в жизни что-то страшное, трагическое, чтобы человек понял, как дороги ему самые близкие, самые дорогие ему люди? Для героев рассказа произошло именно так. Хорошо, что у них есть впереди возможность все исправить:

«Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик. Но, глядя в эти темные глаза, на слегка выдающиеся вперед зубы, на это лицо, столь необычное для американца, Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется.Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела. Но быть мастером своего дела — обязанность летчика, а ведь Бен был когда-то совсем неплохим летчиком».

В этих словах заключается главная идея рассказа Олдриджа .

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. ЛитКульт ().
  5. Солнечный ветер. Историко-художественный журнал для всех ().
  6. Яндекс. Видео ().
  1. Составьте цитатный план рассказа Олдриджа «Последний дюйм».
  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Последний дюйм нелегко преодолеть».

Дж. Олдридж «Последний дюйм» написал в характерном для него стиле. Автор считал, что главное для создателя произведения - раскрыть, как формируется человек, поймать тот миг, когда дети превращаются в девушек и юношей. И ему это удалось. В своем повествовании он не просто уловил момент взросления парня, совпавший с нелегким испытанием, а и показал, как двенадцатилетний мальчик удивительным образом перенял характера своего отца.

Дж. Олдридж, «Последний дюйм». Краткое содержание: первый урок

Двенадцатилетний мальчик Дэви приземлился на маленьком самолете вместе со своим отцом, который когда-то был летчиком, на безлюдном египетском берегу. Бен остался без работы, но так как его жена привыкла к обеспеченной жизни, нужно было оплачивать квартиру в Каире и многие другие услуги, он вынужден был остановиться на прибыльном, однако опасном деле - съемке акул под водой. Приземляя самолет, отец одновременно давал сыну первые уроки этого мастерства. Он учил, что при посадке расстояние до земли должно составлять именно шесть дюймов, ни больше ни меньше. На самом деле Бен даже не предполагал, что урок этот вскоре сыну очень пригодится.

Дж. Олдридж, «Последний дюйм». Краткое содержание: ранение отца

Бен готовил киноаппарат для съемок и акваланг. Он был обеспокоен тем, удастся ли снять большого орляка и акулу-кошку. Бен взял с собой приманку из конины и привязал мясо к коралловому рифу. Акулы, конечно же, набросились на нее, получилась удачная съемка. И только сейчас Бен заметил, что кровью от мяса он испачкал свои руки и грудь. Но было уже поздно: прямо на него плыла акула-кошка. Она схватила его за правую руку, прошлась и по левой. Чудом Бену удалось ногами оттолкнуть хищницу и выбраться на песок. На берегу он потерял сознание.

Дж. Олдридж, «Последний дюйм». Краткое содержание: штурвал в руках ребенка

Бен пришел в себя и попросил мальчика разорвать рубаху и перевязать ему руки: правая болталась, а левая походила на кусок мяса. Кровоточили и ноги. Сознание отца постоянно проваливалось в беспамятство. Он как мог сосредотачивал остатки сил на спасении Дэви. Мальчик выполнял команды отца, еще не подозревая, что ему самому придется сесть за штурвал. Бен просит сына на полотенце подтащить его к самолету, навалить камней у правой дверцы и затянуть его в кабину. Тут только закралось подозрение в душу Дэви: почему отец не сел со стороны пилота. Бен сказал мальчику о том, что ему самостоятельно придется вести самолет, только после того, как они оба в него забрались. Он дает сыну указания, как поднять самолет. Сильный ветер очень осложнил их положение. Самолет раскачивался, отцу пришлось кричать. Глаза мальчика были широко раскрыты от ужаса, но воля отца, его мужество передались и сыну: он не выпустил штурвал из рук.

Дж. Олдридж, «Последний дюйм». Краткое содержание: посадка самолета

Когда они добрались до летной дорожки, уже почти стемнело. Место для посадки было занято, но им повезло - большой самолет сразу стартовал. Уворачиваясь от него, Дэви потерял скорость. Это было очень опасно. Приближался последний, разделяющий смерть и жизнь дюйм. В этот момент отец не выдержал и заплакал, потеряв самообладание. Но мальчику удалось удачно Бен успокоился и почувствовал, что будет жить.

Краткий пересказ: Олдридж, «Последний дюйм». Выздоровление отца

Благодаря физической силе, воле к жизни и умению египетских врачей Бен пошел на поправку. Дэви пришел проведать отца, и тот спросил, здорово ли было. Мальчик смог только кивнуть в ответ. На самом деле он еще не думал об этом, его до сих пор не оставил ужас от пережитого. знал, что, когда Дэви повзрослеет, он будет гордиться собственным поступком и будет чувствовать себя более уверенным всю оставшуюся жизнь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»