Какое событие произошло в 1111 г. Хронология событий. Великое княжение Владимира

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

13:24 — REGNUM

Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Начало XIII века

1111 год. 26 февраля русское войско Владимира Мономаха выступает в поход против половцев


Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. В. Васнецов. 1848 год

"...Половцы новым грабительством доказали Мономаху, что он еще не сокрушил гидры и что не все главы ее пали от меча Российского. Уже варвары с добычею и с невольниками возвращались в свою землю, когда Воеводы Святополковы настигли их за Сулою и выручили пленных. В следующий год отважный Боняк, захватив табуны Переяславские, приступил к Лубнам, вместе с знаменитым Вождем Половецким, старым Шаруканом. Великий Князь, Олег, Мстислав, Игорев внук, Мономах с двумя сынами перешли за Сулу и с грозным воплем устремились на варваров, которые не имели времени построиться, ни сесть на коней и, спасаясь бегством, оставили весь обоз свой в добычу победителю. Россияне, гнав их до самого Хороля, многих убили и взяли в плен. - Сии успехи ни возгордили Олега и Мономаха, которые в том же году женили сыновей своих на дочерях Ханских. Омерзение к злобным язычникам уступало Политике и надежде успокоить Государство хотя на малое время. - Мир не продолжался ни двух лет: Россияне уже в 1109 и в следующем году воевали близ Дона и брали вежи Половецкие. Наконец Мономах снова убедил Князей действовать соединенными силами, и в то время, когда народ говел, слушая в храмах молитвы Великопостные, воины собирались под знаменами. Достойно замечания, что около сего времени были многие воздушные явления в России, и самое землетрясение; но благоразумные люди старались ободрять суеверных, толкуя им, что необыкновенные знамения предвещают иногда необыкновенное счастие для Государства, или победу: ибо Россияне не знали тогда иного счастия. Самые мирные Иноки возбуждали Князей разить злобных супостатов, ведая, что Бог мира есть также и Бог воинств, подвигнутых любовию ко благу отечества. Россияне выступили 26 февраля и в осьмой день стояли уже на Гольтве, ожидая задних отрядов. На берегах Ворсклы они торжественно целовали крест, готовясь умереть великодушно; оставили многие реки за собою и 19 марта увидели Дон. Там воины облеклися в брони и стройными рядами двинулись к югу. Сей знаменитый поход напоминает Святославов, когда отважный внук Рюриков шел от берегов Днепра сокрушить величие Козарской империи. Его смелые витязи ободряли, может быть, друг друга песнями войны и кровопролития: Владимировы и Святополковы с благоговением внимали церковному пению иереев, коим Мономах велел идти пред воинством со крестами. Россияне пощадили неприятельский город Осенев (ибо жители встретили их с дарами: с вином, медом и рыбою); другой, именем Сугров, был обращен в пепел. Сии города на берегу Дона существовали до самого нашествия Татар и были, как вероятно, основаны Козарами: Половцы, завладев их страною, и сами уже обитали в домах. 24 марта Князья разбили варваров и праздновали Благовещение вместе с победою; но чрез два дня свирепые враги окружили их со всех сторон на берегах Сала. Битва, самая отчаянная и кровопролитная, доказала превосходство Россиян в искусстве воинском. Мономах сражался как истинный Герой и быстрым движением своих полков сломил неприятеля. Летописец говорит, что Ангел свыше карал Половцев и что головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю: Бог всегда невидимо помогает храбрым. - Россияне, довольные множеством пленных, добычею, славою (которая, по уверению современников, разнеслася от Греции, Польши, Богемии, Венгрии до самого Рима), возвратились в отечество, уже не думая о своих древних завоеваниях на берегах Азовского моря, где Половцы без сомнения тогда господствовали, овладев Воспорским царством, или Тмутороканским Княжением, коего имя с сего времени исчезло в наших летописях".

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006 .

История в лицах

Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку :

В лѣт̑. ҂s҃. х҃. ѳı҃. Идоша веснѣ на Половцѣ. Ст҃ополкъ. Володимеръ. Дв҃дъ. и дошедше Воинѧ и воротишасѧ В лѣт̑. ҂s҃. | х҃. к҃. Идоша на Половцѣ. Ст҃ополкъ. Ӕрославъ. Всеволодъ. Володимеръ. Ст҃ославъ. Ӕрополкъ. Мстиславъ. Дв҃дъ. Ст҃ославичь. с сн҃мъ Ростиславом̑. Ѡлговичь. Дв҃дъ. Игоревичь. и доидоша града Ѡсенева. и Сугрова. вземше вежѣ Половечскъıѣ. и бишасѧ с Половци. на Салнѣ рѣцѣ. мс̑ца. марта. въ. к҃д. дн҃ь. и побѣдиша Половцѣ Русскии кнѧзи Тогож̑ мс̑ца. въ. к҃г. престависѧ єпс̑пъ Черниговьскъıи Іѡа

Цитируется по: ПСРЛ. - Т. 1. Лаврентьевская летопись. - Л., 1927 .

Мир в это время

В 1111 году король Генрих V захватывает в плен папу Пасхалия II, чтобы добиться от него права инвеституры и обещания не отлучать короля от церкви

Генрих IV (слева) и его сын Генрих V (справа). Из хроники Эккехарда. Начало XII века

"Генрих V, король Германии, император Священной Римской империи, Король Немецкий и император "Священной Римской империи" из Франконской династии, правивший, в 1106 - 1125 гг. Сын Генриха IV и Берты Ж.: с 7 янв. 1114 г. Матильда, дочь английского короля Генриха 1 (Род. 1105 г.). Род. 1081 г., ум. 23 мая 1125 г.

При начале правления Генриха Немецкое государство находилось в самом печальном состоянии. Королевская власть ослабла после тридцатилетних смут; королевские имения и доходы были раздарены, захвачены, растеряны всякими способами; вельможи привыкли к междоусобию, измене, непокорству. Государство нуждалось в том, чтобы скипетр перешел в руки такого короля, который имел бы силу характера, необходимую для возвращения могущества короне, для усмирения областных правителей, для сохранения за государственной властью права давать инвеституру епископам и аббатам. Генрих V оказался именно тем государем, какого требовали обстоятельства. Он вырос среди кровавых междоусобий, коварства и измен, и ум его рано возмужал в суровой школе жизни. Качества, какие выказал он в борьбе против отца, - властолюбие, притворство, интриганство, - он сохранил на всю жизнь; но с ними были соединены политическая проницательность, практичность и храбрость. В тяжелой борьбе, наполнявшей все его царствование, он поступал иногда жестоко, нарушал справедливость, жадничал, грабил, но надо принять во внимание, что все отношения были тогда шатки, что у него было много противников, что ему надобно было и побеждать и подкупать. Ему были чужды чувства кротости, сострадания, доброжелательности, которые сохранял его отец во всех бурях жизни, но он был одарен политическим умом, твердой волей и способностью действовать последовательно; благодаря этому он спас многое из государственного устройства, и спас бы гораздо больше, если бы жизнь его была продолжительнее.

Важнейшим делом того времени оставался спор об инвеституре. Гвасталльский церковный собор, собранный в октябре 1106 г. папой Пасхалием II, вновь воспретил государям инвеституру духовных сановников Но, не взирая на это, Генрих продолжал раздавать по своей воле вакантные епископства и аббатства, не спрашивая на то соизволения папы. В 1108 г., он пошел на восток, чтобы вновь покорить поляков, чехов и венгров, сбросивших с себя немецкую зависимость, и заставить их платить дань. Во всех этих странах шли междоусобные войны. В Чехии Генрих выступил было против Святоплука, князя Ольмюцского, но тот подкупил его деньгами. Генрих признал его герцогом Богемским и вместе с ним вторгся в Венгрию, где происходила война между братьями Альмом и Коломаном. Немцы начали осаду Пресбурга, но в это время Болеслав, герцог Польский, напал на Чехию и отвлек Святоплука. В одиночку Генрих не смог продолжать осаду и ушел в Германию. Негодуя на поляков, он в 1109 г., вместе со Святоплуком напал на Польшу. Здесь, как всегда, немцы испытали много трудностей. В стране, покрытой болотами и лесами, подвоз продовольствия был очень затруднен, поляки оборонялись храбро. Все это принудило Генриха отступить.

После своего возвращения из Польши Генрих стал готовиться к коронации, которая, по обычаю, должна была произойти в Риме. Пасху 1110 г. он отпраздновал в Утрехте и здесь же обручился с пятилетней английской принцессой Матильдой, дочерью короля Генриха I. В начале 1111 г. он был уже в Сутри, в двух переходах от Рима. В это время его послы вели трудные переговоры с папой. Сложный вопрос об инвеституре, из-за которого в последние тридцать лет пролилось столько крови, был разрешен совершенно неожиданным образом. "Так как Генрих, - писал папа, - не хочет отступиться от прав инвеституры только на те владения, которые церковь получила от императоров, то есть на города, герцогства, графства, чеканку монеты, таможни, мызы и замки, то пускай все это он возьмет назад; церковь же останется при тех землях и льготах, которыми наделили ее частные люди. Ибо как Божественный закон, так и церковные установления воспрещают духовным лицам заниматься светскими делами; они должны даже во дворец являться единственно за тем, чтобы испрашивать помилование осужденным и подаяние бедным. В Римском же государстве епископы и аббаты до такой степени обременены светскими делами, что из служителей алтаря сделались придворными чиновниками". Таким образом, папа готов был сделать уступку, признав разницу между непосредственной собственностью церкви и отданным ей в пользование имуществом, не принадлежащим ей; прежние папы отрицали эту разницу. Пасхалий соглашался, что имперские (королевские) лены только находятся во владении церкви, и собственником их остается государство. Возможно, суровому Пасхалию, человеку строгой нравственности, вообще претило обогащение духовенства, и отнятием у него земельных владений он хотел возвратить духовенство к первоначальной простоте. Генрих хорошо понимал, что немецкие духовные князья ни за что не захотят расстаться со своими владениями. Тем не менее он принял уступку папы и со своей стороны сделал шаг навстречу. Если прежде светская власть считала принадлежащим себе все церковное имущество, кроме самих храмов (то есть не только недвижимость, но и десятинную пошлину, а также все пожертвования частных людей), то теперь движимое имущество было признано неотъемлемой собственностью церкви; Генрих объявил, что более не претендует на него. После этих взаимных уступок 4 февраля был заключен договор, по которому Генрих обещал объявить в день коронации, что навсегда отказывается от инвеституры, а Пасхалий обещал возвратить империи все церковные владения, отлучить от церкви тех епископов, которые откажутся повиноваться его повелениям об этом, и обязался короновать Генриха императорской короной.

12 февраля Генрих торжественно вступил в Рим. Пасхалий в сопровождении кардиналов и епископов встретил его возле собора святого Петра. Перед коронацией король и папа должны были утвердить свой договор и обменяться его списками. Но прежде чем дело дошло до этого, король объявил, что не желает отнимать у церкви ее права и что принужден сделать это только в ответ на требование папы отказаться от инвеституры. Затем Пасхалий стал читать договор. Когда епископы поняли, какой ценой достигнуто примирение, негодованию их не было предела. Они стали громко возражать против договора и объявили, что никогда не позволят лишить себя владений и ленов, принадлежащих их епископствам. Они прямо упрекали Пасхалия в том, что сделанное им условие несправедливо, что он не имеет никакой власти по своему произволу располагать их имуществом и отнимать у церкви то, что ей пожаловали короли и императоры. Папа, желая успокоить их, напоминал им христианское учение о том, что надлежит отдавать кесарю кесарево и что служащий Богу не должен заниматься мирской суетой. Епископы отвечали, что не оставят своих владений до тех пор, пока сам папа не подаст им примера и не возвратит императору церковные области, которыми также владеет по милости прежних государей. В этих горячих спорах прошел весь день. Наконец, один из рыцарей громко крикнул, что вместо провождения времени в пустых разговорах надлежит венчать Генриха императором, не вводя никаких новостей и не отнимая ничего ни у государя, ни у епископов. Папа отвечал, что не приступит к венчанию до тех пор, пока Генрих торжественной клятвой не откажется от инвеституры. Тогда Генрих велел своим воинам окружить престол, возле которого стоял Пасхалий, и арестовать папу. После этого немцы разграбили все драгоценные вещи, находившиеся в храме, и перехватали многих римлян. Одни из них были убиты, другие заключены в тюрьме, а третьи отпущены после порки.

Когда по Риму разнеслась весть об аресте папы, народ взялся за оружие. На рассвете 13 февраля римляне внезапно атаковали немецкий лагерь возле собора святого Петра. Начался жестокий бой. Генрих вскочил полуодетый на коня и поскакал по мраморным ступеням церковного крыльца. Сразив нескольких врагов, он упал и непременно погиб бы, если бы миланский граф Оттон не уступил ему своей лошади. В течение всего дня римляне мужественно нападали на короля и теснили его солдат, но к вечеру на помощь Генриху подошли свежие силы из-за города. Немцы опрокинули горожан, преследовали их и даже некоторое время осаждали замок святого Ангела. Бой продолжался и на следующий день. Вскоре Генрих понял, что не сможет удержаться в городе. В ночь с 15 на 16 февраля он отступил за стены, уводя своих пленников. С Пасхалия сорвали все папские регалии, связали веревками и погнали вперед ударами копий. Этот позор разделили с папой 16 его кардиналов. На протяжении двух месяцев немцы жестоко разоряли окрестности Рима, а горожане тщетно старались призвать на помощь старых союзников папы - тосканскую маркграфиню Матильду и норманнов из Южной Италии - никто из них даже не сделал попытки освободить Пасхалия. Наконец, упорство папы было сломлено. 11 апреля на реке Анио был заключен новый договор. Папа отказался в пользу короля от инвеституры и обещал никогда не мстить за сделанное ему насилие, не отлучать Генриха от церкви и короновать его по прежнему церемониалу. Взамен король освободил папу и других пленников и согласился просить у него прощения, чтобы восстановить снова честь римской церкви. 13 апреля Пасхалий торжественно короновал Генриха в соборе святого Петра. Вслед за тем, устроив по своему усмотрению церковные дела в Ломбардии, Генрих возвратился в Германию".

Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече, 1999. С.98-101

Два пассажирских авиалайнера столкнулись в подмосковном аэропорту Жуковский. Об этом заявили в пресс-службе Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ММТП).

Инцидент произошел около 10:00 по московскому времени. «По предварительным данным, 7 октября на территории аэропорта Жуковский при заруливании на место стоянки воздушное судно авиакомпании «Икар» соприкоснулось с воздушным судном . В результате столкновения у самолета авиакомпании «Уральские авиалинии» поврежден левый подкрылок и аэронавигационный фонарь, пострадавших нет», — отметили в ведомстве.

В Следственном комитете отметили, что авиакомпании «Икар» выполнял рейс KAR454 — лайнер прилетел в Жуковский из китайского города Гуанчжоу. На борту самолета находились 266 пассажиров и 14 членов экипажа. В результате инцидента никто не пострадал.

Транспортная прокуратура Москвы проведет проверку по факту произошедшего. «В случае выявления нарушений будут приняты меры прокурорского реагирования», — заявили в ведомстве. К выяснению обстоятельств инцидента также подключились следователи — они установят сумму ущерба. Об этом СК заявил в своем твиттере и прикрепил снимки с места происшествия.

В пресс-службе «Уральских авиалиний» сообщили, что на данный момент говорить о предъявлении претензий к «Икару» преждевременно. Там отметили, что авиакомпания ждет заключения компетентных органов.

В свою очередь, в «Икаре» считают, что инцидент в «Жуковском» произошел по вине Airbus A320 «Уральских авиалиний». Эта модель узкофюзеляжного самолета рассчитана на 156 мест — борт выполняет полеты малой и средней протяженности. По данным авиакомпании, аэробус стоял не по разметке, а его хвост выходил за линию ограничения.

«Во время заруливания наш самолет следовал за машиной сопровождения, которая едет перед самолетом и показывает место стоянки. Мы все требования соблюдали, самолет ехал по осевой разметке, но из-за неправильной стоянки «Уральских авиалиний» задел их борт. Наш борт никаких повреждений не получил», — заявил пресс-секретарь авиакомпании «Икар» .

В середине сентября запустил проверку по факту инцидента в аэропорту «Пулково» Санкт-Петербурга. Там утром 14 сентября пассажирский лайнер, выполнявший рейс Москва — Санкт-Петербург, крылом зацепил пожарную машину во время захода на стоянку. В результате происшествия никто не пострадал. Самолет и автомобиль получили незначительные повреждения.

«Ленинградским следственным отделом проводится доследственная проверка столкновения самолета с пожарной машиной в аэропорту Пулково», — сообщили в пресс-службе СК. Ранее соответствующую проверку также запустила транспортная прокуратура.

16 августа еще один инцидент произошел в международном аэропорту О"Хара, расположенном в Чикаго, США. Пассажирский лайнер компании United Airlines отъезжал от выхода С30 и столкнулся с самолетом той же авиакомпании, припаркованным у выхода С28. Об этом сообщал Chicago, ссылаясь на Федеральное управление гражданской авиации США.

В результате происшествия у обоих самолетов была повреждено левое крыло. Пассажиры не пострадали — через некоторое время они вылетели в Портленд другим рейсом.

Еще одно ЧП было зафиксировано 9 августа в международном аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле, сообщало издание Kokpit.Aero. Во время маневрирования на стоянке пассажирской Boeing 787 авиакомпании Royail Air Maroc задел крылом заднюю часть фюзеляжа Boeing 777, принадлежавшего Turkish Airlines. Отмечается, что марокканский лайнер двигался вдоль терминала, а турецкий — ожидал посадки пассажиров у одного из выходов.

После осмотра специалистов выяснилось, что боинги получили повреждения. Известно, что самолет авиакомпании Royail Air Maroc планировал вылететь в Касабланку, а лайнер Turkish Airlines — в Афины. В результате происшествия никто не пострадал. Пассажиров турецких авиалиний были отправлены в греческую столицу другим рейсом.

Это был не первый за текущий год инцидент в стамбульском аэропорту Ататюрка. В мае 2018 года во время руления аэробус A330 южнокорейской компании Asiana крылом задел A321, принадлежащий местной . Никто в результате инцидента не пострадал, однако хвост самолета, на который пришелся удар, был полностью оторван.

Подобные происшествия происходили и в московском аэропорту . Так, в декабре 2016 года аэробус А321 во время буксировки крылом зацепил лайнер такой же модели, который заправлялся и должен был вылететь из Москвы во Владивосток. Оба самолета принадлежат . На тот момент на борту не было пассажиров и членов экипажа, заявляли в пресс-службе Шереметьево.


Битва русских с половцами

1111 год. 26 февраля Владимир Мономах во главе объединенных княжеских дружин выступает из Переяславля в дальний поход на половцев, чтобы разгромив их кочевья в донских степях, искоренить постоянно нависающую над русскими землями угрозу набегов.

В походе участвуют киевский князь Святополк, князь Давыд Святославич, дружины из Смоленска, Чернигова, Новгорода-Северского.

Стремясь сплотить объединенное войско, Владимир Мономах, придает походу характер войны за веру. Отправляясь на войну, князья совершают торжественное крестное целование. С армией следуют священники с иконами и хоругвями. У стен осаждаемых городищ и перед сражениями совершаются молебны. В позднейшей русской историографии эту войну с половцами часто называют «русским крестовым походом»

Владимир Мономах

В походе русскому войску сопутствует успех. Некоторые половецкие «вежи» сдаются без боя, другие легко берутся с хода.

Наступление русских становится для половцев губительным. В конце зимы и ранней весной, припасы кочевников были истощены, и разрушение становищ лишало их всех возможностей выживания. Наконец, 27 марта 1111 года на реке Сальнице состоялось решающее сражение. В кровопролитной схватке половцы были полностью разгромлены. Хану Шарукану всесте с небольшим отрядом приближенных удалось бежать, но изменить это уже ничего не могло.

Битва с половцами на Сальнице

Победа русских дружин была безоговорочной. В течении всего последующего княжения Мономаха половцев на Руси уже больше не опасались.

Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 1. Глава 4. Князь Владимир Мономах.


Владимир опять с князьями предпринял поход, который более всех других облекся славою в глазах современников. Предание связало с ним чудодейственные предзнаменования. Рассказывают, что февраля 11 ночью над Печерским монастырем появился огненный столб: сначала он стал над каменною трапезою, перешел оттуда на церковь, потом стал над гробом Феодосия, наконец поднялся по направлению к востоку и исчез. Явление это сопровождалось молнией и громом. Грамотеи растолковали, что это был ангел, возвещавший русским победу над неверными. Весной Владимир с сыновьями, киевский князь Святополк со своим сыном, Ярослав и Давид с сыном на второй неделе поста отправились к Суле, перешли через Псёл, Ворсклу и 23 марта пришли к Дону, а 27 в страстной понедельник разбили наголову половцев на реке Сальнице и воротились обратно со множеством добычи и пленников. Тогда, говорит летопись, слава о подвигах русских прошла ко всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже до Рима. С тех пор надолго половцы перестали тревожить русскую землю.

С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 2. Глава 3. События при внуках Ярослава I (1093-1125)


Пошли Святополк, Владимир и Давыд с сыновьями, пошли они во второе воскресенье Великого поста, в пятницу дошли До Сулы, в субботу были на Хороле, где бросили сани; в крестопоклонное воскресенье пошли от Хороля и достигли Псела; оттуда пошли и стали на реке Голте, где дождались остальных воинов и пошли к Ворскле; здесь в середу Целовали крест со многими слезами и двинулись далее, перешли много рек и во вторник на шестой Неделе достигли Дона. Отсюда, надевши брони и выстроивши полки, пошли к половецкому городу Шаруканю, причем Владимир велел священникам своим ехать перед полками и петь молитвы; жители Шаруканя вышли навстречу князьям, поднесли им рыбу и вино; русские переночевали тут и на другой день, в среду, пошли к другому городу, Сугрову, и зажгли его; в четверг пошли с Дона, а в пятницу, 24 марта, собрались половцы, изрядили полки свои и двинулись против русских. Князья наши возложили всю надежду на бога, говорит летописец, и сказали друг другу: "Помереть нам здесь; станем крепко!" перецеловались и, возведши глаза на небо, призывали бога вышнего. И бог помог русским князьям: после жестокой битвы половцы были побеждены, и пало их много.

Весело на другой день праздновали русские Лазарево воскресение и Благовещение, а в воскресенье пошли дальше. В страстной понедельник собралось опять множество половцев, и обступили полки русские на реке Салнице. Когда полки русские столкнулись с полками половецкими, то раздался точно гром, брань была лютая, и много падало с обеих: сторон; наконец, выступили Владимир и Давыд с своими полками; увидавши их, половцы бросились бежать и падали пред полком Владимировым, невидимо поражаемые ангелом; многие люди видели, как головы их летели, ссекаемые невидимою рукою. Святополк, Владимир и Давыд прославили бога, давшего им такую победу на поганых; русские взяли полона много - скота, лошадей, овец и колодников много побрали руками. Победители спрашивали пленных: "Как это вас была такая сила, и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?" Те отвечали: "Как нам с вамп биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам". Это ангелы, прибавляет летописец, от бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху возбудить братьев своих на иноплеменников. Так, с божиею помощию, пришли русские князья домой, к своим людям со славою великою, и разнеслась слава их по всем странам дальним, дошла до греков, венгров, ляхов, чехов, дошла даже до Рима.

Мы привели известие летописца о донском походе князей на половцев со всеми подробностями, чтоб показать, какое великое значение имел этот поход для современников. Времена Святослава Старого вышли из памяти, а после никто из князей не ходил так далеко на восток, и на кого же? На тех страшных врагов, которые Киев и Переяславль не раз видели под своими стенами, от которых бегали целые города; половцы побеждены не в волостях русских, не на границах. но в глубине степей своих; отсюда понятно религиозное одушевление, с каким рассказано событие в летописи: только ангел мог внушить Мономаху мысль о таком важном предприятии, ангел помог русским князьям победить многочисленные полчища врагов: слава похода разнеслась по дальним странам; понятно, как она разнеслась на Руси и какую славу заслужил главный герой предприятия, тот князь, которому ангел вложил мысль возбудить братьев к этому походу; Мономах явился под особенным покровительством неба; пред его полком, сказано, падали половцы, невидимо поражаемые ангелом. И надолго остался Мономах в памяти народной как главный и единственный герой донского похода, долго ходило предание о том, как пил он Дон золотым шеломом, как загнал окаянных агарян за Железные ворота.

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 2. Глава 6. Великий князь Святополк-Михаил.


Наконец Мономах снова убедил Князей действовать соединенными силами, и в то время, когда народ говел, слушая в храмах молитвы Великопостные, воины собирались под знаменами. Достойно замечания, что около сего времени были многие воздушные явления в России, и самое землетрясение; но благоразумные люди старались ободрять суеверных, толкуя им, что необыкновенные знамения предвещают иногда необыкновенное счастие для Государства, или победу: ибо Россияне не знали тогда иного счастия. Самые мирные Иноки возбуждали Князей разить злобных супостатов, ведая, что Бог мира есть также и Бог воинств, подвигнутых любовию ко благу отечества. Россияне выступили 26 февраля и в осьмой день стояли уже на Гольтве, ожидая задних отрядов. На берегах Ворсклы они торжественно целовали крест, готовясь умереть великодушно; оставили многие реки за собою и 19 марта увидели Дон. Там воины облеклися в брони и стройными рядами двинулись к югу. Сей знаменитый поход напоминает Святославов, когда отважный внук Рюриков шел от берегов Днепра сокрушить величие Козарской империи. Его смелые витязи ободряли, может быть, друг друга песнями войны и кровопролития: Владимировы и Святополковы с благоговением внимали церковному пению иереев, коим Мономах велел идти пред воинством со крестами. Россияне пощадили неприятельский город Осенев (ибо жители встретили их с дарами: с вином, медом и рыбою); другой, именем Сугров, был обращен в пепел. Сии города на берегу Дона существовали до самого нашествия Татар и были, как вероятно, основаны Козарами: Половцы, завладев их страною, и сами уже обитали в домах. 24 марта Князья разбили варваров и праздновали Благовещение вместе с победою; но чрез два дня свирепые враги окружили их со всех сторон на берегах Сала. Битва, самая отчаянная и кровопролитная, доказала превосходство Россиян в искусстве воинском. Мономах сражался как истинный Герой и быстрым движением своих полков сломил неприятеля. Летописец говорит, что Ангел свыше карал Половцев и что головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю: Бог всегда невидимо помогает храбрым. - Россияне, довольные множеством пленных, добычею, славою (которая, по уверению современников, разнеслася от Греции, Польши, Богемии, Венгрии до самого Рима), возвратились в отечество, уже не думая о своих древних завоеваниях на берегах Азовского моря, где Половцы без сомнения тогда господствовали, овладев Воспорским царством, или Тмутороканским Княжением, коего имя с сего времени исчезло в наших летописях

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ


В год 6619 (1111). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира. Дружина же сказала: "Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни". И послал Святополк к Владимиру, говоря: "Нам бы следовало съехаться и подумать о том с дружиной". Посланцы же пришли к Владимиру и передали слова Святополка. И пришел Владимир, и собрались на Долобске. И сели думать в одном шатре Святополк с своею дружиною, а Владимир со своею. И после молчания сказал Владимир: "Брат, ты старше меня, говори первый, как бы нам позаботиться о Русской земле". И сказал Святополк: "Брат, уж ты начни". И сказал Владимир: "Как я могу говорить, а против меня станет говорить твоя дружина и моя, что он хочет погубить смердов и пашню смердов. Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?". И сказала вся дружина: "Впрямь, воистину так оно и есть". И сказал Святополк: "Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою". И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними. И поднялись со своих мест Владимир и Святополк и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, а в пятницу были на Суле. В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали. А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы. И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы. И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане из города к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: "Здесь нам смерть, да станем твердо". И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны и была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов, наших супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день. И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресенье, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались. В понедельник же страстной недели вновь иноплеменники собрали многое множество полков своих и выступили, точно великий лес, тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком, и, точно гром, раздался треск сразившихся рядов. И битва лютая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон. И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками. И спросили пленников, говоря: "Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?". Они же отвечали, говоря: "Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?". Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам. Это ведь ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль поднять братию свою, русских князей, на иноплеменников. Это ведь, как мы сказали выше, видение видели в Печерском монастыре, будто стоял столп огненный над трапезницей, затем перешел на церковь и оттуда к Городцу, а там был Владимир в Радосыни. Вот тогда-то и вложил ангел Владимиру намерение идти в поход, и Владимир начал побуждать князей, как уже говорили.

Потому-то надлежит воздать хвалу ангелам, как сказал Иоанн Златоуст: ибо они вечно молят Творца быть милостивым и кротким к людям- Ибо ангелы, говорю я, наши заступники, когда мы воюем с противными нам силами, а начальник им архангел Михаил.

А вы помните, что произошло в 1111 году? и получил лучший ответ

Ответ от D-r Theodor Woland[эксперт]
И вот 26 февраля 1111 года сильное войско Владимира Мономаха, Святополка, Давида Святославовича, а также их многочисленных сыновей и племянников выступило в поход. Сначала шли ходко, потом началась распутица, и рать достигла Донца только 14 марта. Быстро были взяты половецкие городки Шурукань и Сугров, а 24 марта у реки Сальницы русские полки встретили войско Шурукана. Шурукан напал первым, развернув наступление по всему фронту, но русские выдержали первый натиск. Стало темнеть. Быстрая конница Шурукана покинула поле боя. Русская разведка донесла, что половцы ждут подкрепления, и наше войско срочно выступило вслед Шурукану, чтобы не дать половцам соединить свои силы.
Русское войско шло всю ночь, и 27 марта 1111 года произошла решающая битва. Шурукану удалось построить свое воинство так, что русские в первые же минуты боя попали в окружение. Тут же половцы обрушили на русских град стрел. Положение стало критическим. Количество русских воинов таяло буквально на глазах. С огромным трудом Владимиру Мономаху удалось навести порядок в наших рядах. Стремительным прорывом русские сумели разорвать кольцо окружения и навязали половцам прямой бой. Половцы отошли, а затем обрушили на русских всю мощь своей конницы. Русским пешцам пришлось крайне тяжко, но, прикрывшись длинными щитами и долгомерными копьями, они сумели выстоять. Владимир Мономах применял излюбленную тактику: он продолжал защищаться, так как, нападая, противник изматывал себя больше, чем обороняющийся русский воин. И вот во время одной из атак половцев, пока пешцы отражали очередной натиск, русская конница сумела обойти их с флангов и ударить в тыл. Русским не хватило сил окружить половцев окончательно, но силы противника были расчленены, и через несколько минут боя в стане половцев началась сумятица. Русские теснили врагов к Донцу. А в это время к другому берегу реки подоспели свежие силы половцев. Но им оставалось только наблюдать за избиением соплеменников из войска Шурукана, так как быстро перебраться через ледяную реку не было никакой возможности. Можно лишь догадываться о том - какие чувства испытывали прибывшие на помощь Шурукану половцы, не имевшие возможности ничем ему помочь и наблюдавшие, как русские воины расправляются с ними на противоположном берегу... После полной победы русских над войском Шурукана половцы, стоявшие за рекой, не стали искушать судьбу и отошли, боясь потерпеть поражение.

Ответ от Глеб красный [новичек]
поход объединненых сил русский


Ответ от Пользователь удален [активный]
Помню!Лично для меня тоже самое произойдет году так в 3333.


Ответ от H@IM [эксперт]
Я тогда еще не родился,поэтому помнить не могу!


Ответ от Alex [гуру]
Поход объединенных сил русских князей на половцев, переломившего ход войны Руси с кочевниками


Ответ от Bkm [гуру]
ага


Ответ от Злая_Фея [гуру]
Тройное отзеркаливание разных временных промежутков. Последний раз подобное происходило в 1111 году, а в следующий раз такая комбинация цифр может повториться в 2112 году, через 110 лет)...

Владимир Мономах продолжил борьбу с недружественными половецкими ханами. Зимой 1109 года против половцев была послана рать под началом воеводы Дмитра Иворовича. Русские войска прошли вдоль Северского Донца, разоряя станы-вежи враждебных ханов. В 1110 году намечался общерусский поход, планировали дойти до Дона. Но сильные морозы вынудили отметить поход.

В 1111 году был организован новый большой поход русских князей против половцев. В марте 1111 г. русская армия под началом великого князя киевского Святополка Изяславича, черниговского князя Давыда Святославича и переяславского князя Владимира Мономаха вышла к половецкому городу Шарукань. Горожане сдали Шарукань без боя, встретили русских мёдом, вином и рыбой. Следующий город, Сугров, попытался оказать сопротивление, и был разрушен.

Половцы отступали, но получив подкрепления от родов с Волги и Северного Кавказа, решили дать бой. 24 марта произошло первое ожесточённое сражение у Донца. Мономах построил полки, призвал: «Здесь смерть нам, станем же крепко». Русские полки стояли крепко, отражая одну атаку за другой, затем сами стали теснить противника. К вечеру половцы потерпели поражение и отступили. Но это была ещё не полная победа. 27 марта на реке Сальнице началось второе, основное сражение. Половцы имели численное преимущество, «как бор великий и тьмами тьмы». Половецкие войска даже окружили русские полки. Рубились с крайним ожесточением, никто не хотел уступать. Однако шаг за шагом русские рати теснили врага. В результате половецкие войска не выдержали скоординированного прямого удара, смешались. Русские захватили много пленных и большую добычу. После этого страшного поражения половцы лишь единожды подступали к границам Руси, в год смерти великого князя Святополка, но узнав, что престол занял Мономах, замирились с ним.

Восстание 1113 года

В апреле 1113 года заболел и умер Святополк Изяславич. Киев раскололся на две партии. Одни ратовали за Владимира Всеволодовича, лучше кандидатуры было сыскать невозможно. Его имя было у всех на устах, он был крупнейшей фигурой на Руси. Однако Мономах по-прежнему не хотел нарушать правил наследования киевского стола. По системе лествицы за Святополком должны были править потомки Святослава – Давыд Черниговский, Олег Северский и Ярослав Муромский. За Святославичей выступали многие киевские бояре, связанные с «хазарской корпорацией». Интересы еврейской общины были тесно связаны с югом, Тмутараканью, и их защищали Святославичи. Для них Олег или Давыд были идеальными кандидатами.

Народ возмутился, многие помнили Олега как зачинателя смут: «Святославичей не хотим!». На этот случай у окружения умершего Святополка и еврейства был другой приемлемый для них вариант – им было выгодно протащить на престол сына великого князя – Ярослава Волынского. При нём они сохраняли прежнее положение, посты, доходы. Он был даже выгоднее Святославичей, при них были неизбежны перетасовки во властных кругах. Да и Ярослав был сыном великого князя от еврейки-наложницы.

Но люди были против и таких поползновений. В итоге накопившаяся ненависть к окружению Святополка и еврея прорвалась. Киевляне разнесли усадьбу тысяцкого Путяты Вышатича, дворы сотских и ринулись в иудейский квартал. Ростовщики спаслись в каменной синагоге, но их дома были разгромлены, все невольники освобождены. Теперь уже киевское боярство и духовенство, семья покойного Святополка в панике воззвали в Мономаху. Они боялись за свои жизни, а также хотели сохранить от разграбления свои дворы и монастыри.

Простой народ также звал Владимира. Поколебавшись, в начале мая Мономах принял приглашение. Как только он и его дружина появилась в Киеве, порядок был восстановлен, бунт прекратился. Население города радостно встречало князя. Все знали о справедливости князя. Святославичи были вынуждены признать главенство Владимира Всеволодовича, противиться желанию народа они не могли.

Великое княжение Владимира

Причины восстания не были секретом для Владимира – корень зла был в разгуле ростовщиков. Киевская администрация была сменена. Долги киевских купцов и ремесленников иудеям были прощены, проданные в рабство за долги освобождены. Но нужно было ликвидировать проблему раз и навсегда, а не только единовременно снять последствия. Великий государь созвал князей и тысяцких из различных земель и городов. Разговор был тяжелым, но киевскому князю удалось убедить политическую верхушку Руси, что ростовщики, закабаляя и разоряя людей, подрывают силы самих князей, всей Русской земли. Было принято важное постановление – всех иудеев обязали покинуть пределы Руси. Они имели право взять с собой своё имущество, но возвращаться не имели права. В противном случае они объявлялись изгоями, лишались покровительства закона. Понятно, что часть еврейства предпочла «замаскироваться», формально принять крещение.

Возник «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах»), который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Он ограничил произвол ростовщиков. «Рост» был ограничен 20% годовых. Если заимодавец трижды взял с должника «третные росты», с лихвой вернул свои деньги выплатами процентов, долг считался погашенным. Устав определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодального строя, облегчал положение должников и закупов. Это несколько уменьшило социальную напряженность в обществе.

На посту великого князя Владимир лично старался контролировать все дела. Сам правил суд, любой человек, который считал себя обиженным, мог к нему обратиться. В быту Мономах был скромен, предпочитал простую одежду и был умерен в еде и питье, при этом гостей угощали хорошо. Это был идеальный правитель – разумный, храбрый и грозный для врагов, справедливый вождь для народа. Княжение Владимира Всеволодовича было периодом последнего усиления Русского государства перед развалом.

Великий князь жестко контролировал государство, не давая прорасти семенам новой смуты. Он забрал своего старшего сына Мстислава из Новгорода, он, как и сам Владимир, был правой рукой отца. Мстислав Владимирович, прозванный Великим, также как и отец был умелым и грозным полководцем. Новгородцы стали своевольничать, сократили выплаты дани в стольный град, начали переговоры с Ярославом Святополковичем. Были готовы принять и Святославичей, если те дадут Новгороду соответствующие льготы. Владимир Мономах в 1118 году вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге, новгородцы обещали полностью выплачивать дань и не искать князей вне Мономахова дома.

Для окончательного усмирения степи великий князь высылал сыновей, к которым присоединялись дружины других князей. Они совершили два похода на Донец и Дон, взяли города Былин, Чешлюев и Сугров, дошли до Северного Кавказа. Здесь был возобновлен союз с ясами, заключенный победителем хазар Святославом. Дочь ясского князя стала женой Ярополка Владимировича. Половцы откочевали от русских границ, часть их поступила на службу к грузинскому царю, другие ушли в Венгрию. Остальные стремились наладить отношения с великим князем. К Мономаху обратились потомки Тугоркана, договорились о союзе. На внучке Тугоркана женился младший сын Мономаха Андрей Владимирович. Дружественные Руси племена половцев получили разрешение селиться вблизи русских рубежей, торговать в русских городах, они могли рассчитывать на помощь в случае опасности. Кроме половцев, в союзные отношения с Русью входили и другие степняки – чёрные клобуки, берендеи. Они выполняли роль пограничной стражи.

Владимир Мономах вспомнил об утраченных Русью позициях на Дунае и попытался продолжить дело Святослава. Византийский император Алексей Комнин при Святополке Изяславиче привык считать Русь своим вассалом, через киевскую митрополию пытался регулировать политику Киева. Владимир Мономах решительно поставил греков на место. Великий князь показал умение вести политические игры. Около 1114 года на Русской земле объявился византийский самозванец Лжедиоген II, который выдавал себя за давно убитого сына императора Романа IV – Льва Диогена. Великий князь из политических соображений «признал» претендента на византийский престол и даже выдал за него свою дочь Марию.

Владимир Мономах помог Льву набрать отряды русских охотников-добровольцев, дал дружественных половцев. В 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» началась последняя война Руси и Византии. Русско-половецкие войска захватили на Дунае Доростол и ряд других городов. Война развивалась успешно для Мономаха. Однако греки смогли подослать ко Льву двух убийц-арабов, царевич был убит. После этого императорские войска смогли выдавить русско-половецкие отряды с Дуная и отбить Доростол.

Такой поворот дел разозлил Владимира. Он решил тряхнуть Византийскую империю как следует. Он планировал продолжить войну – теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II – Василия. В 1119 году Владимир Мономах организовал большой поход, с участием значительных сил с Руси. К этому моменту император Алексей I Комнин скончался и его сын Иоанн II Комнин круто изменил политику Византии. Он был готов любой ценой замириться с Русью. Император Алексей I упредил русский поход и прислал в Киев великое посольство. Византийская империя пошла на небывалые уступки – греки преподносили Владимиру II титул царя, вручали ему скипетр, державу, царские одежды, а также, по легенде, царский венец, т. н. «шапку Мономаха». Византийский басилевс признал русского царя равным себе. Вдобавок внучку Мономаха Евпраксию Мстиславну просили в жены к наследнику престола Алексею.

Великий князь согласился за мир. Правда, в территориальном отношении Русь проиграла. Владимир был вынужден отступиться от притязаний на дунайские земли. Тмутаракань также осталась за греками. По принципу «каждый да владеет отчиной своей» претензии на неё должны были предъявлять Святославичи, а не великий князь, это была их отчина. Однако новгород-северские князья не стали бороться за землю, которую ранее отдал Олег.

Владимир Мономах через своих сыновей полностью контролировал 3/4 территории Руси. Турово-Пинская земля была получена Мономахом по смерти Святополка как киевская волость. В Полоцкой земле началась смута. После смерти Всеслава Брячиславича Полоцкая земля распалась на несколько уделов. Старший брат, Давыд Полоцкий, стал сближаться с Киевом, признал верховную власть Мономаха. Но второй, Глеб Минский, стал буянить. Напал на Давыда, в 1116 году он начал войну с Мономахом, совершил грабительские рейды на Смоленщину, Турово-Пинскую землю, и сжег Слуцк. Владимир пресек это безобразие. Мономах со своими сыновьями, а также с Давыдом Святославичем, сыновьями Олега Святославича, смолянами и новгородцами двинулся на Минск. Армия Мономаха захватила Оршу и Друцк, осадила Минск. Минский князь попросил мира, и великий князь, не желая проливать русскую кровь, согласился на мир и оставил Минск Глебу. Правда, уже в 1119 году Глеб начал новую войну, совершил нападения на Новгородчину и Смоленщину. Мстислав Владимирович захватил разбойника. Глеб снова клялся жить в мире. Но его уже не слушали. Его владения отдали более разумным родственникам, а князя привели в Киев, где он и умер.

Ещё один очаг смуты был подавлен на Волыни. Ярослав Святополчич первоначально старался жить в мире с могущественным киевским князем, даже женился на дочери князя Мстислава Владимировича. Однако постепенно его двор стал «змеиным клубком», где нашли место подручные его отца, лишенные теплых мест и дохода в Киеве, а также изгнанные евреи-«финансисты». На Руси они поддержки не имели, поэтому стали искать внешнюю силу. Желание помочь изъявил венгерский владыка Иштван II, который хотел захватить богатое Прикарпатье. Венгры согласились возвести Ярослава на киевский престол, в обмен на Прикарпатье. Иудейские купцы выделяли деньги на операцию.

Однако шила в мешке не утаишь. Мономах встревожился, вызвал Ярослава для объяснений. Вместо этого волынский князь и венгерский король объявили войну Киеву. Ярослав даже отослал свою жену. Мономах поднял войска и в 1118 году двинул их на Владимир-Волынский. Ярослава из Владимира-Волынского выгнали, волынским князем стал Роман Владимирович, а после его смерти в 1119 году, Андрей Владимирович. Ярослав просил помощи ещё и у Польши. В 1123 году на Русь вступила огромная армия – венгры, поляки, чехи. Враги обложили Владимир-Волынский. Во время осады русские воины подстерегли Ярослава, который ездил на рекогносцировки, показывал врагам слабые места города, и убили его. В итоге операция провалилась. Запад издревле любил иметь «законный» повод для войны. Венгры и поляки пришли защищать «права» Ярослава, а он погиб. Польский король хотел было пойти на штурм города. Но его отговорили. Приближался с войсками Мстислав Владимирович. Неприятельское войско ушло.

Напоминал Мономах о мощи Руси северо-западным, восточным соседям. Сыновья Владимира с новгородцами и псковичами несколько раз ходили в Прибалтику и Финляндию, «напоминали» местным племенам о необходимости выплаты дани. Юрий Владимирович, правивший Ростово-Суздальской землей, 1120 году повел большой поход против Волжской Булгарии (Болгарии). Булгары совершали набеги на русские земли, захватывая людей для продажи в рабство в южные страны. К тому же в 1117 году булгары обманом погубили тестя Юрия, половецкого князя Аепу. Хан и его воины были отравлены. Русская



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»