Какие перки ставить на м4 шерман. Американский танк “Шерман” – одна из легенд Второй Мировой. Снаряжение для M4 Sherman

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Не так давно в мировой кинопрокат вышел очередной голливудский военный блокбастер «Ярость» с Бредом Питтом, который сыграл крутого сержанта-танкиста. Фильм получился довольно неоднозначным и вызвал массу дискуссий, но повседневная работа танкового экипажа в нем показана довольно неплохо. Однако главную роль в этой картине сыграл не Питт, а знаменитый американский танк M4 «Шерман», который в фильме имеет собственное имя Fury – «Ярость».

М4 «Шерман» был основным средним танком американской армии в период Второй мировой войны . Свое название танк получил в честь американского генерала Уильяма Шермана.

Кроме вооруженных сил США, эта боевая машина поставлялась и американским союзникам: Великобритании, СССР, Австралии, Канаде. После окончания войны «Шерманы» стояли на вооружении Израиля, Пакистана, Италии, Франции, Индии, Японии и Югославии.

В рамках программы ленд-лиза СССР получил более 4 тыс. танков «Шерман». Советские танкисты называли эту боевую машину «эмча» (от обозначения М4) и любили ее. Попасть служить на американский танк считалось удачей. Удобство работы экипажей выгодно отличало М4 от любых советских машин. Также советские танкисты отмечали высокий уровень изготовления «Шерманов», отличное качество приборов и мощную рацию. В комплект оборудования каждого американского танка входила кофеварка, этот факт неизменно производил на советских бойцов мощное впечатление.

Начиная с 1943 года, «Шерман» стал основным танком, который приходил из США по ленд-лизу. В значительных количествах эта боевая машина также поставлялась Великобритании.

Танк «Шерман» начал свой боевой путь в Северной Африке, затем была высадка союзников в Нормандии и боевые действия в Европе. Американцы использовали М4 на Тихоокеанском театре боевых действий.

И после окончания мировой войны служба этой боевой машины продолжилась. «Шерман» находился на вооружении армии США до конца 50-х годов, принимал участие в Корейской войне, где он «схлестнулся» с советскими танками Т-34-85 .

Из-за огромного количества изготовленных боевых машин, после войны американцы охотно передавали «Шерманы» армиям освобожденных стран и государствам-союзникам. М4 стояли на вооружении армии Израиля во время войны за независимость и шестидневной войны. Во время индо-пакистанского конфликта 1965 года эти боевые машины использовались как Индией, так и Пакистаном.

M4 Sherman – это один из самых массовых танков в истории, за три года (с 1942 по 1945 гг.) американцы успели выпустить более 49 тыс. этих боевых машин. Более массовыми являются только советские Т-34 и Т-55 .

Многие эксперты – в первую очередь иностранные, конечно, - называют средний танк «Шерман» лучшей боевой машиной Второй мировой войны, ставя ее впереди советской «тридцатьчетверки». Данный вопрос является весьма дискуссионным, но эти два танка точно стоили один другого и сопоставимы по боевой мощи и броневой защите.

Однако прежде чем начинать обзор танка «Шерман», следует несколько слов сказать об истории его создания и модификациях машины.

История создания

Армия США подошла к началу Второй мировой войны, не имея не только танковых войск, но и даже нормального среднего танка в серийном производстве. Обладая серьёзной автомобильной промышленностью и развитым тракторостроением, американские генералы не считали танки чем-то заслуживающим серьезного внимания. Считалось, что вражеские машины будут уничтожаться огнем артиллерии и самоходных установок.

Хотя, серьезные работы в области танкостроения в США проводились: танки американского конструктора Кристи стали образцом для создания английского Крузейдера и советских БТ .

История танка «Шерман» начинается в 1939 году. Американские военные были ошарашены эпичными танковыми сражениями, происходившими в Европе, а также той эффективностью, с которой вермахт использовал танковые войска в своих кампаниях. В это же время армия США обладала несколькими сотнями танков, которые по своим характеристикам, не шли ни в какое сравнение с европейскими аналогами.

Единственным серийным американским танком был М2, вооруженный 37-мм пушкой и восемью пулеметами. Его планировали запустить в крупносерийное производство в 1940 году, но в последний момент приказ был отменен. По сравнению с характеристиками немецких танков, 37-мм пушка выглядела абсолютно жалко и бесперспективно. А установить более мощное 75-мм орудие в существующую башню было невозможно. Тогда-то и родилась идея создать многобашенный танк с 75-мм пушкой в бортовом спонсоне.

Так появился танк М3 «Ли». Однако он также перестал удовлетворять американских военных уже на этапе разработки. М3 «Ли» все-таки был запущен в серийное производство (выпущено более 6 тыс. шт.) и принят на вооружение. Этот «уродец» даже поставлялся в СССР по ленд-лизу и получил у советских солдат заслуженное прозвище «братская могила» (экипаж состоял из семи человек).

Параллельно с работами над М3 началась разработка еще одного танка, который предполагалось вооружить одной 75-мм пушкой, размещенной в башне кругового вращения. В его конструкции планировалось использовать шасси танка М3, его ходовую часть, подвеску, трансмиссию и двигатель, то есть, практически всю нижнюю часть боевой машины. Прототип будущего «Шермана» был готов 2 сентября 1941 года и получил обозначение Т6. Он имел бортовые двери и командирскую башенку, которые были устранены после показа прототипа военному руководству. Были и другие мелкие замечания, после доработки танк был принят на вооружение.

Серийное производство было развернуто в феврале 1942 года. Модификация танка со сварным корпусом получила обозначение М4, а с литым – М4А1.

Изначально танк планировали оснастить новым 76-мм орудием М3, но из-за его неготовности на «Шерман» было установлено старая 75-мм пушка от танка М3 «Ли».

Стоимость одного танка М4 составляла 45-50 тыс. долларов, что было процентов на десять меньше, чем у М3 «Ли».

Прототип танка Т6 был изготовлен на Абердинском испытательном полигоне силами военнослужащих и технического персонала. К серийному производству машины были привлечены десятки частных подрядчиков. Обычно один завод занимался изготовлением того или иного элемента: части ходовой, двигателя или вооружения.

Модификации

«Шерман» имел большое количество модификаций, причем особенностью этой машины было то, что различные варианты танка появлялись не в результате модернизации, а просто имели значительные технологические отличия и выпускались параллельно. Часто они были связаны с особенностями предприятий, на которых боевые машины были сделаны. Так, например, модификация М4А1 формально считается второй, но она была запущена в производство на несколько месяцев раньше, чем М4.

Основными отличиями различных модификаций танка «Шерман» являются способ изготовления корпуса и разный тип силовой установки. При этом разные типы боевой машины периодически подвергались различным усовершенствованиям, но это происходило примерно в одно и то же время. При этом модернизированный танк получал дополнительные буквы в обозначения: W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличались, в их состав входила буква Е и цифра. Например, танк M4A3E8 Sherman.

Вот основные модификации боевой машины:

  • M4. Одна из первых модификаций танка, ее выпуск начался с середины 1942 года и продолжался до января 1944 года. Машина имела сварной корпус и карбюраторный двигатель Continental R-975. Общее количество танков этой модификации – 8389 штук, 6748 из которых были вооружены M3, а еще 1641 – 105-мм гаубицей.
  • M4A1. Самая первая модификация, которая пошла в серийное производство. Этот танк имел литой корпус и двигатель Continental R-975, он почти полностью соответствует прототипу T6. Производство данной боевой машины продолжалось с начала 1942 года по конец 1943 года. Общее количество изготовленных машин – 9677 штук, 6281 из которых были вооружены пушкой M3, а 3396 танков получили новое орудие M1. Первоначально М4А1 имели орудие M2 и два курсовых пулемёта.
  • M4A2. Модификация со сварным корпусом, оснащенная силовой установкой, состоящей из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Ее выпуск продолжался с апреля 1942 года по май 1945 года. Общее количество изготовленных машин этой модификации составляет 11 283 штук, из них 8053 были вооружены пушкой M3, 3230 машин получили орудие M1.
  • M4A3. Модификация со сварным корпусом и бензиновым двигателем Ford GAA. Танк выпускался с июня 1942 года по март 1945 года. Общее количество: 11 424 единиц, 5015 из которых имели орудие M3, 3039 штук (M4A3(105)) были вооружены 105-мм гаубицей, а 3370 штук (M4A3(76)W) орудием M1.
  • M4A4. Модификация, которая имела сварной удлиненный корпус и силовую установку, состоящую из пяти автомобильных двигателей. Всего было выпущено 7499 боевых машин этой модификации. Все они имели на вооружении орудие M3 и отличались несколько другой формой башни, в кормовой нише была расположена радиостанция, а на левой стороне башни был люк для стрельбы из личного оружия.
  • M4A5. Данное обозначение изначально было зарезервировано для канадского танка Ram, но оно так ему и не было присвоено. Эта машина любопытна тем, что, по сути, является значительно модернизированной версией танка М3. Боевая машины имела на вооружении английскую 6-фунтовую пушку, у нее была литая башня и литой корпус с боковой дверью, ходовая часть практически аналогичная M3. Всего было выпущено 1948 машин. М4А5 не участвовал в боевых действиях из-за слишком слабой пушки, но на его основе было сделано несколько бронемашин.
  • M4A6. Модификация со сварным корпусом, аналогичным по форме и размерам M4A4, но с литой лобовой частью. Силовая установка состояла из дизельного двигателя Caterpillar D200A. Всего было выпущено 75 танков этой модели.
  • Grizzly Bear. Это модификация танка М4А1, которая серийно выпускалась в Канаде, машины имели небольшие отличия в ходовой части. Было выпущено 188 танков этой модели.

Кроме модификаций, существовали и специальные танки, созданные на базе этой боевой машины. Например, Sherman Firefly - танки модификаций M4A1 и M4A4, вооруженные английским 17-фунтовым (76,2 мм) противотанковым орудием, или Sherman Jumbo – штурмовой танк, с усиленным бронированием и 75-мм пушкой М3.

Весьма интересными машинами были так называемые ракетные танки: Sherman Calliope и T40 Whizbang, оборудованные установками для пуска реактивных снарядов. На базе «Шермана» были созданы машины для разминирования (Sherman Crab), инженерные (M4 Dozer) и огнеметные танки.

Описание конструкции

Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.

Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.

Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.

Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.

За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.

Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.

Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.

«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.

На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.

Эффективность и боевое применение

Первые «Шерманы» стали поступать в войска в середине 1942 года, но американским танкистам так и не удалось освоить новую технику: вскоре все боевые машины были переданы англичанам. В это время английские части вели тяжелые бои в Северной Африке, и ситуация там складывалась явно не в их пользу. Черчилль лично попросил американского президента о помощи.

В сентябре 1942 года 318 танков «Шерман» прибыли в Египет и почти сразу были брошены в бой. Для немцев появление у противника сотен современных танков стало настоящим шоком. Большинство танков немецкого Африканского корпуса не могли пробить броню американского танка. Можно сказать, что сражение под Эль-Аламейном во многом было выиграно именно благодаря «Шерманам».

Американские танкисты на «Шерманах» впервые вступили в бой во время высадки в Тунисе. Из-за необученности экипажей в первых боях было потеряно много машин, однако позже, отработав тактические приемы, американцы весьма успешно использовали «Шерманы». Вообще, следует отметить, что этот танк прекрасно подходил для условий пустыни. В феврале 1943 года М4 впервые встретился с немецкой новинкой – тяжелым танком PzKpfw VI Tiger. Очень быстро стало понятным, что «Шерман» не может на равных противостоять этой немецкой машине.

Танки М4 и М4А1 принимали участие в высадке войск союзников на Сицилии. Правда, в Италии крупных танковых боев практически не было.

Следующей значительной операцией с участием «Шермана» стала высадка союзников в Нормандии. Американским машинам в Нормандии пришлось трудно. Немцы активно использовали против них новейшие танки «Пантеры », против которых у М4 было мало шансов. К тому же пересеченная местность севера Франции не давала «Шерманам» продемонстрировать свои лучшие качества: скорость и маневренность. Большие потери американские машины несли от «

За девять месяцев боев только 3-я танковая дивизия потеряла 1348 боевых машин.

В ноябре 1942 года первые М4 прибыли в Советский Союз. В СССР наиболее массово поставлялась дизельная модификация танка М4А2, так как бензиновые западные танки не слишком хорошо «переваривали» отечественное топливо. Первыми новые машины получила 5-я гвардейская танковая армия на Северном Кавказе.

М4 активно применялся в кампаниях 1944 и 1945 гг. Наиболее массово «Шерманы» использовались во время операции «Багратион», хотя эти машины воевали по всей линии советско-германского фронта, от Черного моря до Балтики.

Советские танкисты любили американский танк. Он был гораздо более удобен для работы экипажа, чем советские боевые машины. Но, самое главное, обычно он был гораздо надежнее их. Несомненным плюсом «Шерманов» были прицельные приспособления и приборы наблюдения, мощная радиостанция, высокий уровень бронирования и достаточная огневая мощь. Подвеска у М4 была гораздо мягче, чем у Т-34, он гораздо меньше шумел. Пушка американского танка имела стабилизацию, что повышало точность стрельбы во время движения.

В конструкции «Шермана» использовано много узлов и агрегатов серийных автомобилей, что и обеспечило высокую надежность танка.

Среди минусов можно назвать конструкцию траков гусениц, которые были не слишком приспособлены для условий российской зимы. Они обеспечивали слабое сцепление с грунтом, из-за чего танк часто пробуксовывал. К недостаткам «Шерманов» можно отнести слишком высокий силуэт и своеобразную форму корпуса. Дело в том, что «Шерман» был высоким и узким, что в совокупности с неудачными гусеницами часто приводило к опрокидыванию машины.

75-мм пушка М3 примерно соответствовала советскому орудию Ф-34, 76-мм пушка М1 позволяла «Шерманам» уверенно поражать немецкие Pz.IV, но для поединка с «Тиграми» и «Пантерами» необходимо было использовать подкалиберные снаряды.

«Шерман» vs Т-34

Много споров вызывает вопрос, какой из танков был лучше Т-34 или «Шерман». Эти танки неоднократно сталкивались в бою, но уже после Второй мировой войны. Во время Корейской войны основным противником «Шермана» стали советские Т-34-85, которыми управляли корейские и китайские танкисты. Чаще всего противостояния советских и американских танков заканчивались в пользу последних.

Т-34 и «Шерман» были машинами одного класса: они не уступали друг другу в бронировании, американская 76-мм пушка за счет баллистики и боеприпасов лучшего качества как минимум не была хуже советской 85-мм ЗИС-С-53, схожей была и подвижность этих танков. Однако «Шерман» имел преимущество за счет большего удобства работы экипажа, точности стрельбы и скорострельности орудия. Более высоким качеством отличались и прицельные приспособления «американца».

Еще одним важным преимуществом М4 была его надежность. Качество сборки «тридцатьчетверки» военного времени очень часто оставляло желать лучшего.

Учитывая состояние танковое промышленности США в начале войны и практически полное отсутствие опыта в этой сфере, следует признать, что создание «Шермана» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Этот танк, запущенный в серийное производство в 1942 году, вскоре стал основным, которым были вооружены бронетанковые войска не только США, но и Англии. Танк "Шерман" поставлялся по ленд-лизу также и в СССР. От серии M3 он отличался главным образом конфигурацией корпуса и компоновкой вооружения. Схема силовой передачи, ее компоновка и конструкция основных агрегатов остались прежними, что обусловливалось стремлением при переходе на новый тип машины сохранить высокие темпы производства.

Стремясь улучшить боевые характеристики, американские конструкторы в течение 1942 и 1943 годов разработали семь модификаций М4, из которых четыре были приняты на вооружение: М4 (базовый вариант), М4А1, М4A3 и М4А4. Машины различных модификаций отличались друг от друга технологией изготовления (например, лобовая деталь корпуса изготовлялась целиком методом литья или собиралась на болтах из трех литых деталей, или сваривалась из литой и катаной деталей), вооружением (пушки калибром 75-мм и 76,2-мм, 105-мм гаубица), двигателями, конструкцией ходовой части и силовой передачи. Как наиболее удачные оцениваются два варианта модификации М4A3: М4A3Е2 и М4A3Е8. Первый вариант отличается усиленной броневой защитой: толщина брони башни увеличена до 152-мм, установлена экранировка спереди и по бортам, благодаря чему толщина брони увеличена до 77-мм. Второй вариант, М4A3Е8 имеет усиленное за счет установки длинноствольной 76,2-мм пушки вооружение и усиленное на 15 - 20-мм бронирование. Этот вариант выпускался с 1945 года в качестве основного среднего танка. Всего в годы второй мировой войны было выпущено более 48 тысяч танков М4 всех модификаций.

В апреле 1941 года Рок-Айлендский арсенал представил командованию бронетанковых войск пять эскизных вариантов танка М4. В итоге выбрали наиболее простую схему с использованием элементов M3 при совершенно новом литом или сварном корпусе. 75-мм пушку разместили в башне, на крыше которой в башенке, установили пулемет. Как и в M3, предусмотрели люки в бортах корпуса. Макет машины, обозначенной как Т6, построили в мае 1941 г., а прототип с литым корпусом и некоторыми изменениями конструкции (без башенки) собрали и на Абердинском полигоне 19 сентября 1941 г.

Глядя на канадский танк "Рэм" можно было предположить, что Т6 оказал на него влияние. Однако документы и хронологическое сопоставление событий опровергают это. Первый серийный "Рэм", построенный заводом "Монреаль Локомотив", испытывался на Абердинском полигоне с июля по октябрь 1941 года и в отчетах он сравнивается с танком M3, а не с Т6.

После германского вторжения в Россию в июне 1941 года, по личному заказу президента Рузвельта планировавшийся на 1942 г. уровень производства - 1000 средних танков в месяц удвоили. Для этого требовалось привлечь новые предприятия: "Пасифик Кар энд Фаундри", "Фишер", "Форд" и "Федерал Мэшин энд Уелдер". В октябре 1941 г. Т6 приняли на вооружение под обозначением М4 и запланировали его массовое производство, в том числе на 11 заводах, выпускавших M3 в 1942 г. В сентябре 1941 г. фирме "Фишер" предложили организовать вторую линию в Гранд Блэнк, штат Мичиган. Строительство Танкового арсенала в Гранд Блэнк, ориентированного на производство М4, началось в январе 1942 г., а изготовление машин - в июле того же года, хотя в то время "Фишер" уже выпускала М4 на одном из своих заводов.

Прототип М4, построенный "Лима Локомотив" в феврале 1941 г., отличайся отсутствием бортовых люков. В следующем месяце фирмы "Лима", "Прессд Стил" и "Пасифик Кар энд Фаундри" выпустили первые машины М4А1 с литым корпусом. К осени 1942 г. все заводы, вовлеченные в программу, развернули серийное производство, а в октябре британские М4 впервые вступили в бой под Эль-Аламейн. Танки М4 были наиболее массовыми в войсках союзников в годы Второй мировой войны. Хотя он не обладал сильным бронированием и вооружением по сравнению с германскими и советскими танками, М4 удачно сочетал простоту обслуживания, надежность, скорость хода, прочность и несложную конструкцию. Это способствовало развертыванию массового производства машин на коммерческих предприятиях, не имевших в мирное время опыта выпуска военной продукции. По критерию стоимость/эффективность М4 был оптимальным для своего времени, и это отразилось на производстве в 1942-46 гг. 40000 танков М4 (и машин на его шасси).

М4 имел такое же шасси, что и M3. Однако кроме самых ранних модификаций тележки подвески были изменены: поддерживающие ролики крепились позади ни не посередине. Корпус мог быть сварным, литым или сварным с лобовой частью, собранной из литых и катаных деталей, в то время как 75-мм пушка устанавливалась в простой литой башне и оснащалась гироскопическим стабилизатором, как на танке M3 . Первоначально танк оснащался радиальным двигателем "Континенталь" воздушного охлаждения, но их постоянная нехватка (они использовались и в авиапромышленности) заставляла применять иные варианты силовых установок, что увеличивало количество серийных модификаций. М4 "Шерман" имел экипаж из 5 человек, мог вести огонь бронебойными снарядами.

Ранние машины имели собранную на болтах из трех частей носовую часть корпуса и смотровые лючки (позднее убранные) для механика-водителя и его помощника. Они имели узкую маску орудийной установки М34. На следующих машинах применили цельную литую носовую деталь корпуса и орудийную установку М34А1 с широкой маской. На машинах последних партий (с конца 1943 г.) лоб корпуса изготавливался из литых и катаных деталей.

М4 выпускались фирмами:

  • "Прессд Стил" (1000 танков, с июля 1942 г. по август 1943 г.)
  • "Болдуин" (1233, с января 1943 г. по январь 1944 г.),
  • "Америкам Локомотив" (2150, с февраля но декабрь 1943 г.),
  • "Пульман" (689, с мая по сентябрь 1943 г.),
  • Детройтским арсеналом (1676, с августа 1943 г. по январь 1944 г.).

Всего - 6748 танков.

М4А1 - тот же М4, но с литым корпусом. Машины первых партий имели тележки ходовой части, аналогичные M3, 75-мм пушки М2 с противовесом надульной части ствола и спаренные неподвижные курсовые пулеметы в лобовом листе корпуса. Эти пулеметы, как и смотровые лючки в лобовом листе, вскоре устранили, а после выпуска нескольких машин стали устанавливаться 75-мм пушки M3. Носовую часть корпуса, собранную из трех деталей, заменили одной литой деталью, а на машинах следующих партий ставились орудийная установка М34А1, крылья и противопылевые экраны гусениц.

М4А1 выпускались фирмами :

  • "Лима" (1655, с февраля 1942 г. по сентябрь 1943 г.)
  • "Прессд Стил" (3700. с марта 1942 по декабрь 1943г.)
  • "Пасифик Кар энд Фаундри" (926, с апреля 1942 г. по ноябрь 1943 г.).

Всего - 6281 танк.

М4А2 . Вторая серийная модификация отличалась от М4 установкой двух дизелей "Дженерал Моторз" из-за нехватки двигателей "Континенталь". Носовую часть корпуса из литых и катаных броневых деталей эта модификация так и не получила.

М4А2 выпускались фирмами

  • "Фишер"/"Гранд Блэнк" (4614, с апреля 1942 г. по май 1944 г.),
  • "Пульман" (2373, с апреля 1942 г. по сентябрь 1943 г.),
  • "Америкэн Локомотив" (150, с сентября 1942 г. по апрель 1943 г.),
  • "Болдуин" (12, с октября по ноябрь 1942 г.),
  • "Федерал Мэшин энд Уэлдер" (540. с декабря 1942 г. по декабрь 1943 г.).

Всего - 8053 танка. Использовались только армией США. Большинство шло на поставки по ленд-лизу (включая СССР).



Как известно, во время Второй мировой войны выпускалось несколько модификаций самого массового американского среднего танка М4 «Генерал Шерман». Следует подчеркнуть, что все они по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т.д. С февраля 1942 по июль 1945 года в серийном производстве состояли шесть основных модификаций танка М4. главными отличительными особенностями которых были тип силовой установки и способ изготовления корпуса. Так, модели М4 и М4А1 оснащались звездообразными карбюраторными двигателями Continental R-975 и имели соответственно сварной и литой корпуса На танках варианта М4А2 устанавливались дизеля General Motors 6046, М4АЗ - карбюраторные двигатели Ford GAA, М4А4 - блоки из пяти карбюраторных автомобильных моторов Chrysler А57 и, наконец, на М4А6 - дизеля RD-1820. Все эти модификации имели сварные корпуса.

С точки зрения компоновки силового отделения наиболее удачными оказались двигатели General Motors 6046 и Ford GAA. Однако первый, представлявший собой спарку автомобильных дизельных моторов, не соответствовал требованиям армии США, в которой стандартным считался карбюраторный двигатель. Поэтому танки М4А2 в основном поставлялись союзникам Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции и лишь в незначительных количествах поступили на вооружение корпуса морской пехоты США. Что же касается второго, то он стал «сердцем» самой массовой модификации «Шермана».

Первый экземпляр нового танка, получившего обозначение М4АЗ, изготовила фирма Ford Motor Company в конце мая 1942 года. Серийные машины раннего выпуска еще имели смотровые щели в лобовой части корпуса, но крышка трансмиссионного люка была уже цельнолитой, а верхний лобовой лист корпуса, в отличие от других моделей, сваривался из меньшего числа деталей. Выпуск первой серии М4АЗ с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой завершился в сентябре 1943 года, а в феврале 1944-го к производству этих танков, но уже с мокрой боеукладкой (модель M4A3(75)W) приступил завод Fisher Tank Arsenal. Танки с 76-мм пушкой начали покидать цехи завода Detroit Tank Arsenal, входившего в концерн Chrysler, в марте 1944 года. До конца сентября было изготовлено 1400 M4A3(76)W, имевших еще вертикальную подвеску и гусеницы шириной 421 мм. Но уже с августа стали выпускать вариант M4A3(76)W HVSS с горизонтальной подвеской, в производстве которого с сентября по декабрь 1944 года принимал участие и завод Fisher Tank Arsenal, изготовивший 525 единиц. Выпуск M4A3(76)W HVSS в Детройте завершился в июне 1945 года, когда из ворот завода вышел последний 1217-й танк этой модификации. Таким образом всего было вылущено 1742 танка M4A3(76)W HVSS.

При этом сразу стоит оговориться, что официальный индекс, присвоенный Военным департаментом, - M4A3(76)W HVSS, содержавший в себе в зашифрованном виде все основные этапы модернизации танка М4АЗ («76» - 76-мм пушка, W - мокрая боеукладка, HVSS - горизонтальная система подвески), в войсках не прижился. Более простой вариант индекса - M4A3E(J, которым этот танк обозначался на стадии испытаний, напротив, завоевал широкую популярность. Так эту машину называли все - от солдата до генерала. Букву «Е» в индексе, которую в американской системе обозначений получают опытные образцы, солдаты расшифровали по-своему, присвоив полюбившемуся им танку прозвище Easy Eight - «удобная восьмерка». На этой машине, заслуженно считающейся лучшей версией М4АЗ, имеет смысл остановиться поподробнее.

Корпус танка М4АЗЕ8 сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали, служившей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа толщиной 108 мм, располагавшегося под углом 56° к вертикали. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка 7,62-мм пулемета Browning М1919А4. Борта корпуса были вертикальными и имели толщину 38 мм.

Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10°...12°) листов - верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов. В передней части крыши корпуса над отдепением управления находились овальные посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся поперек корпуса и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения Мб; между люками - вытяжной вентилятор. В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой.

На крыше литой башни Т23 имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками «триплекс» и перископическим прибором наблюдения Мб, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения Мб, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения. Стенки башни имели толщину 63,5 мм, крыша - 25,4 мм. В передней части башни в маск-установке М62 (толщина броневого щита - 90 мм) размещалась 76-мм пушка М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Ствол орудия оснащался двухкамор-ным дульным тормозом. Вертикальная наводка была возможна в пределах от -10° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Рядом с пушкой в маске устанавливался спаренный пулемет Browning М1919А4, а на крыше башни - 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ. В левой передней части крыши башни размещался 2-дюймовый дымовой гранатомет МЗ. Наведение орудия в цель осуществлялось с помощью телескопического прицела M71D и перископического М4А1 со встроенным телескопическим прицелом М47А2. Пушка была стабилизирована в вертикальной плоскости наведения. Стабилизатор «Вестингауз» относился к типу гироскопических стабилизаторов с индикаторными маятниковыми гироскопами и силовой гидравлической следящей системой.

Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на 360° за 15 с. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика.

Боекомплект танка состоял из 71 артвы-стрела, 600 патронов калибра 12,7 мм, 6250 патронов калибра 7,62 мм и 12 дымовых фанат. Танк М4АЗЕ8 имел боеукладку так называемого мокрого типа, о чем свидетельствует буква W в его обозначении (W - wet - мокрый). Боекомплект хранился в двух ящиках, расположенных на днище корпуса и залитых водой. Дабы вода зимой не замерзала, в нее добавляли этиленгликоль. Размещение боекомплекта на полу боевого отделения повышало живучесть машины, а заливка водой помогала спасти его от детонации.

В силовом отделении устанавливался 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Ford GAA максимальной мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин. Емкость топливных баков составляла 635 л бензина с октановым числом не меньше 80.

Крутящий момент от двигателя, располагавшегося в кормовой части, с помощью карданного вала, проходившего под вращающимся поликом башни, передавался на размещенные в отделении управления в носовой части танка двухдисковый главный

фрикцион сухого трения, коробку передач, двойному цилиндрическому дифференциалу и бортовым передачам Коробка передач пятискоростная, механическая с..осозубы-ми шестернями постоянного зацепления с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода

Ходовая часть танка М4АЗЕ8 применительно к одному боту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три баланоирные тележки подвешенные на двух горизонтальных буферных пружинах каждая, трех одинарных и двух удвоенных поддерживающих катков обрезиненного направляющего колеса ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) В каждой гусенице имелось 79 одногребневых тоаков шириной 584,2 мм (23 дюйма) шаг трака - 152 мм. Траки металлические или резинометаплические с сайлент -блоком. В каждой тележке подвески устанавливался гидравлическии амортизатор

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли 33,7-т боевой машине развивать максимальную скорость по шоссе 42 км/ч Запас хода при этом составлял 160 км

На всех танках устанавливались радиостанции SCR 508, 528 и 538 Радиостанция SCR 506 имелась только на командирских танках.

Танки М4АЗЕ8 начали поступать в американские войска в Европе i декабре 1944 года - в разгар немецкого контрнаступления в Арденнах. В частности, 4-я танковая дивизия 3-й американской армии с успехом использовала их в тяжелых боях у Бастони в конце декабря - .начале января 1945 года От предшествующего варианта - М4A3(76)W - эти танки отличались только ходовой частью, но и этого оказалось немало. Широкие гусеницы облегчала новым танкам движение по снегу и раскисшему грунту за что они сразу полюбились танкистам. И немудрено - //тельное давление у М4АЗЕ8 составляло 0,77 кг/см2 против 1 кг/см2 у М4А3! Использование сальных гусениц Т66 с развитыми грунтозауепами еще больше улучшало проходимость. Оценили экипажи и характеристики горизонтальной подвески - она оказалась существенно мягче вертикальной. При движении по пересеченной местности танк избавился от продольной раскачки, а на шоссе по комфортабельности хода стал сравним с автомобилем. Возросшая плавность хода положительно отразилась и на точности стрельбы, снизив нагрузки.на стабилизатор наведения пушки. Все эти преимущества М4АЗЕ8 в сочетании с традиционными для «шерманов» надежностью и простотой в эксплуатации, по-видимому, и стали причиной возникновения его прозвища.

В войсках «удобные восьмерки» никаким переделкам и доработкам не подвергались, за исключением, пожалуй постоянного желания экипажей хоть как го усилить их броневую защиту И не то чтобы она была слишком слабой - - лобовая броня «Шерманов» превосходила как минимум соответствовала таковой у других среднич. танков тех лет советского Т-34-85 и немецкого Pz.IV. С последними М4АЗЕ8 вообще мог сражаться на равных! Но у немцев были еще «Пантера» и 88-мм пушка Рак 43 - самый страшный кошмар американских танкистов И та и другая с.лёгкостью «протыкали» американский танк на дистанции 1000 м и даже больше, Фактически с момента высадки в Нормандии американские танкисты начали навешивать на борта боевых машин гирлянды гусеничных траков В 14-й Taнковой дивизии пошли еще дальше и навари на борта рамочные конструкции заполнявшиеся мешочками с песком. Но пожалуй, наиболее профессионально и основательно подошли к решению этого вопроса в 3-й армии генерала Джорджа Паттона После окончания боев в Арденнах здесь на корпуса М4А3Е8 начали наваривать броневые листы. вырезанные из подбитых американских и немецких танков. Причем на наклонный побовои лист наваривался точно такой же, что удваивало его толщину На литую крышку трансмиссии бopтa корпуса и башни крепили листы потоньше Очень быстро в 3-й армии поняли, что силами одних армеиских ремонтных мастерских с такой работой cправиться не удастся Поэтому в февралe 1945 года к усилению бронезащиты танков были привлечены бельгийские предприятия в Бастонм До конца месяца на них переоборудовали 106 танков М4АЗЕ8 для трех танковых дивизий - 4-й, 6-й и 11-й. Таким образом каждая получила по 36 машин.

Работы по усилению бронирования танков оказались очень популярны у экипажей Так наппимер. по отзывам танкистов из 6-й танковой дивизии, танки с дополнительной броней свободно выдерживали обстрел 75-мм пушки танка «Пантера». В итоге в марте 1945 года добронирование боевых машин продолжилось Примеру 3-й армии последовали отдельные соединения 7-й и 1-й армий. В некоторых например в 3-й танковой дивизии, дополнительную брониировку осуществляли пс обращу разработанному в армии генерала Патона, в других создавали свои схемы.

Тем временем в 3-й армии, ридимо не удовлетворившись одним добронированием, занялись довооружением «удобных восьмерок» На части машин спаренный 7.62-мм пулемет за иенили на крупнокалиберный - 12,7-мм При этом его ствол заметно выступал за габариты маск-установки Зенитный крупнокалиберный пулемет переместили вперед приварив его кронштейн перед люком заряжающего Ну а перед командирской башенкой разместили кронштейн нештатного 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 При таком довооружении возможности пВО возросли незначительно, поскольку стрелять по самолетам сразу из обоих пулеметов было нельзя - они просто мешали друг другу Зато для боя в населенном пункте, для обстрела рерхних этажей зданий, где могли засесть немецкие «фаустники». два пулемета были как нельзя кстати

Танки М4АЗЕ8 как, гпрочем, и «шерманы" других модификаций воевали вплоть до свершения Второй мировои воины, а затем состояли на вооружении батальоноь средних танков танковых дивизий до середины 1950-х годов. Эти боевые машины активно применялись в войне в Корее

Надо сказать что положение с танковыми частями р США к лету 1950 года было плачееным Многочисленные американские бронетанкорые воиска после окончания Второй мгровой воины были почти полностью демобилизованы. На территории страны нахочились всего три (!) танковых батальона 6-й (танки М26", 70-й учебный в Форт-Ноксе (М4АЗ и М26/ и 73-й в пехотной школе в Форт-Бениинге (М26; В этих условиях командовачие 8-и армии, Воиска. которой находились р Японии и Южной Корее, сняло с хранения и отремонтировало 54 танков М4АЗЕ8 и сформировало из них 89-й батальон, который прибыл на Пусанский плацдарм в конце июля 1950 года, а 2 аргуста вступил в бой. Рота «шерманов» атаковала серерокорейские позиции близ Масана, «напоролась» на позиции взвода 45-мм противотанковых пушек потеряла 8 танков и отошла

Танковых боев в Корее было мало. Основные потери стороны несли от огня артиллерии, «базук» и противотанковых ружей Поотив Kopeйских танков Т 34-85 американцы стремились использовать свои М26 и М46, превосходившие советскую машину как по огневой мощи, так и по броневой защите. Пеовое же столкновение Т-34-85 и М4АЗЕ8 пооизошло в конце сентября 1950 года, когда американские войска, высадившиеся у Инчхона пробивались навстречу войскам с Пусанского плацдарма Десять тридцатьчетверок атаковапи «шерманы» 2-го взвода роты «С» 70-го танкового батальона Три М4АЗЕ8 были подбиты в считанные секунды. Затем один Т-34-85 «проутюжил» транспортную колонну, разнеся в щепы 15 грузовиков и джипов, и был подбит выстрелом в упор из 105-мм гаубицы. Еще четьпе Т-34-85 стали жертвами огня «базук», а дра серерокореиских танка подбили с тыла подошедшие основные силы 70-го танкового батальона

В конце 1950 года американские войска в Корее насчитывали 1326 танков, 679 из которых были М4АЗЕ8 Войска китайских народных добровольцев перешедшие в наступление в октябре 1950 года, сначала вообще не имели танков. Однако, бросив 31 пехотную дивизию против 18 американских китайцы к началу 1951 года оттеснили их за 38-ю параллель. К середине января в 8-й армии осталось 670 танков, из них 317 М4АЗЕ8 и М4АЗЕ5). В апреле активные боевые действия на сухопутном фронте в Корее закончились Одновременно практически закончилась и боевая карьера «удобной восьмерки».

В другие страны они поставлялись мало - там хватало «шерманов» других модификаций, оказавшихся в избытке в США Великобритании и Франции после Второй мировой войны Судя по всему, наибдолее поздний и заметный боевой эпизод с их участием связан с Кубой. Семь М4АЗЕ8 находились на вооружении режима Батисты и использовавались против повстанцев. В декабре 1958 года в г. Санта-Клара партизаны без боя захватили пять «шерманов» - Че Гевара сагитироовал танкистов и они перешли на сторону повстанцев. 1 января 1959 года восстала Гавана, режим Батисты был сметен. А 8 января в город вступила Повстанческая армия. Фидель Кастро приветстрорал ликующих гаванцер, стоя в открытом люке удобнои восьмёрки».

М. Барятинский,
«Моделист-конструктор» № 3"2006

В этой серии псто я расскажу о основных серийных модификациях, особенностях эксплуатации и историю разработки и применения сего заморского агрегата. (всего планирую 3-4 части. В первой части о основных модификациях производимых в США)

M4 «Шерман » - основной средний танк США периода Второй Мировой, ну или чуть ли не основной танк вообще ибо модификаций под разные задачи они напилили туеву хучу и я решил раскопать всю эту кучу во имя Сатаны человечества.

История создания (кратко, нет серьезно, очень кратко):

К началу Второй мировой войны США подошли, не имея в производстве и на вооружении ни одной адекватной модели среднего или тяжёлого танка, была лишь горстка "средних" "танков" М2. Разработаный в авральном порядке танк М3 "Ли" считали устаревшим по конструкции уже на этапе разработки, потому уже появились требования к танку который придет ему на замену... Решили (не безосновательно) что использовать узлы и агрегаты танка "Ли" будет хорошей идеей- потому и началась разработка 1 февраля 941, прототип появился уже 2 сентября того же года.

Танк унаследовал ходовую, нижнюю часть корпуса и орудие предшественника, однако отказались от упоротой конструкции с пушкой в фюзеляже корпусе и запихнули её в башню. Правда габариты остались примерно прежними. Танк получил обозначение M4 , и в феврале 1942 года было начато его серийное производство. M4 оказался проще, технологичнее и дешевле в производстве, чем M3.
На этом историю создания можно заканчивать и начинать разбирать по тихоньку- какие же они были, "Шерманы"?

Т6 Sherman Prototype

Модификации:

Тут будут лишь серийные американские машины, канадские, английские и инжинерные машины я опишу в другом псто. Различия будут указаны только ключевые, заклепочники могут даже не писать ничего в каментах

Для начала стоит сказать, что собенностью производства M4 стало то, что практически все его варианты не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. То есть отличие M4A1 от M4A2 не значит, что M4A2 обозначает более поздний и более совершенный вариант, это лишь значит, что данные модели производились на разных заводах и имеют различия в конструкции (о чем будет ниже). Модернизациям, таким как изменение боеукладки, оснащение новой башней и пушкой, изменение типа подвески, все типы подвергались в целом в одно и то же время, получая армейские обозначения W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличаются, и включают букву E и числовой индекс. Например, M4A3(76)W HVSS имел заводское обозначение M4A3E8.

Число в скобках указывало на орудие установленное на танк, если числового обозначения нет- то установленно стандартное 75мм орудие а к примеру в маркировке М4А1(105) ясно, что это "Шерман" со литым корпусом и 105мм гаубицей.


М4 (а так же М4А1, различие которого лишь в наличии литого корпуса)


Литой корпус. М4А1 (пожалуй самый привычный для меня внешний вид, когда представляешь себе самый первый М4 "Шерман")


Сварной корпус танка М4


Пожалуй самая интересная версия с завода в Детройте: М4 Сomposite Hull (литой лобовой лист с остальными сварными частями)

По сути танк практически полностью отвечал прототипу Т6 Prototype (в варианте литого корпуса) Различалось лишь орудие (на прототипе стояло орудие М2) и отсутствием двух неподвижных и нахрен никому не нужных пулеметов. Его основным вооружением была американская танковая пушка 75 mm M3 с длинной 37,5 калибров. Пушка позволяла бороться с большинством танков противника на момент принятия на вооружение, хотя танк в целом рассматривался как машина поддержки пехоты потому фугасное действие снаряда было важнее.

Изюминкой танка М4(и последующих модификаций с "обычным" орудием а не гаубицей)- был стабилизатор вертикальной наводки, довольно примитивный однако он сокращал время до полной стабилизации орудия после остановки (этому способствовала и довольно мягкая подвеска). Так же- танк М4 вооружали 105мм бабахалкой гаубицей М4 и оказался несколько эфективнее как танк поддержки пехоты, но потерял противотанковые свойства и стабилизатор вертикальной наводки.

В ходе войны, ВНЕЗАПНО, оказалось что у немцев появились как новые модели танков, так и усовершенствованные старые, потому в 1944 году на танки стали устанавливать 76 мм орудие М1 с длинной ствола 55 калибров. Правда для установки орудия пришлось вкарячить новую башню (от опытного танка Т23), но это всяко проще и дешевле чем пилить новый танк. (На сколько я понял, стабилизатор на этом орудии остался, но я могу ошибаться). По противотанковым свойствам она была на уровне с 85мм пушкой Т-34-85, уступая 75мм пушке "Пантеры" и 88мм пушки "Тигра", превосходя Панцер 4 поздних модификаций.


М4А1 с 76мм пушкой

Двигатель на танке был 350-сильным звездообразным, бензиовым. Он в целом отвечал требованиям по подвижности, хотя и немного повышал пожароопасноть машины.
Бронирование составляло 51/38/38мм, лобовой лист установлен под углом в 56 градусов.

M4A2


M4A2(76)W. Пускай из всех выпущеных М4А2 их была только 1\3- но пикча тут для разнообразия. (к стати тут можно увидеть дульный тормоз на 76мм пушке. А так же на заднем плане можно увидеть то ли СУ-85М то ли СУ-100. Отсюда мы можем понять что это советские ленд-лизовские машины)

По сути модификация А2 отличалась лишь спаркой дизелей общей мощностью 375 поней коней (к стати танк вполне мог двигаться с одним двигателем, об этом будет немного позже в рассказе про "Шерманы" в СССР). Именно М4А2 поставлялся в СССР по ленд-лизу так как одно из требований к танку было наличие дизельного мотора. Танк производили только в его сварном варианте, производство литого корпуса было более трудоемким и не имело преимуществ перед сварным. Бронирование идентично М4

М4А3 (и его модификации)


M4A3E8 "Easy Eight" ( "Easy Eight" - новый тип подвески, о которой чуточку позже)


М4А3

Снова таки- по сути тот же М4 со сварным корпусом, но изюминкой танка является 500сильный, 8-ми цилиндровый V- образный бензиновый мотор фирмы Ford, что при примерно той же массе заметно повышало подвижность. Вооружение как и на предыдущих модификациях варьировалось от 75-76мм до 105мм орудий. Бронирование идентично М4.

Отдельно стоит отметить модификацию М4A3E2 "Sherman Jumbo" и M4A3E8 "Easy Eight" .

М4A3E2 "Sherman Jumbo" отличался он от "простого" "Шермана" усиленным лобовым бронированием в 100мм лобовом листе и толстой литой башней, так же увеличили бортовую броню до 76мм, однако из-за того что модификация задумывалась как штурмовая то выбор орудий пал на 75мм и 105мм пушку а от 76мм пушки отказались из-за слабого фугасного воздействия снаряда (как бы это не странно было, но 75мм фугасный снаряд был мощнее чем 76мм). Позже по многочисленным просьбам военных было поставлено некоторе количество 76мм пушек для борьбы с танками и на танк, практически без сещественных доработок установили длинноствольную пушку. За повышение бронезащиты Джимбо расплатился значительным снижением подвижности. Макс скорость по пересеченке составляла всего 22км\ч. По шоссе же скорость осталась практически прежней Так же выросло и удельное давление на грунт что снизило его проходимость.


М4A3E2 (на фото мы можем наблюдать 76мм пушку М1)

M4A3E8 "Easy Eight"- Отличался от М4А3 наличием новым, горизонтальным типом подвески. В конце марта 1945 года подвеска была модернизирована, катки стали двойными, пружины горизонтальными, была также изменена форма и кинематика балансиров, введены гидравлические мортизаторы. Подвеска получила более широкие, 58 см, гусеницы . Танки с такой подвеской (получившей название Horisontal Volute Spring Suspension, «горизонтальная») имели аббревиатуру HVSS в обозначении. «Горизонтальная» подвеска отличается от «вертикальной» меньшим удельным давлением на грунт, и даёт модернизированным танкам несколько бо́льшуюпроходимость . Кроме того, эта подвеска более надёжна и менее требовательна к обслуживанию. Из-за несколько меньшего давления на грунт они и получили прозвище "Easy Eight"

М4А4


М4А4(76)W

Отличается упротой двигательной установкой состоящей из 5 бензиовых двигателей общей мощностью 470 лошадей. Корпус пришлось удлиннить что бы это чудо влезло что немного сказалось на росте массы танка. Так же (как видно на фото выше) место Механика-Водителя и его помощника было защищено дополнительными бронелистами из-за того что они расположены под меньшим углом наклона при той же толщине.
В основном машину использовали в английской армии под индексом Sherman V и шел на переделку под Шерман Файрфлай (о котором в другом псто)

М4А6


M4A6
Отличается многотопливной моторной установкой. Подобен по конструкции к М4А4. Выпущено было всего 75 штук, потому особо информации о нем нет. М4А6 участие в боях не принимали и использовались для подготовки экипажей в 777-м танковом батальоне в Форт-Нокс

На этом с основными модификациями я закончу. О инжинерных машинах и машинах зарубежного производства- в следующем псто

P.S. прощу прощения за некоторые нестыковки с М4А3Е2, все пофиксил прочитав кое какую дополнительную инфу

Американский средний танк M4 Шерман активно использовался в нескольких войнах и стал по-настоящему массовым, уступив в количестве лишь Т-34 вместе с Т-54. Своё название он получил в честь генерала Уильяма Шермана, причём его дали британцы и, лишь со временем, оно закрепилось окончательно, хотя в СССР его привыкли называть "эмча".

Появившись в 1942 году, М4 Шерман попал на вооружение нескольких стран и получил 8 модификаций, а также послужил основой для ещё большего числа специальных машин и САУ .

Создание

Когда началась Вторая мировая война, Америка не имела на вооружении современных средних танков. Поэтому инженеры попытались создать новую машину на базе М2, позже получившую название М3 Ли. Однако, ещё во время разработки, стало ясно, что он не подходит армии, поэтому пришлось разрабатывать новый танк.

2 сентября 1941 года был разработан прототип Т6, в котором решили использовать узлы М3 и новую компоновку.

Очень быстро прошли испытания и в середине февраля следующего года первый Шерман был выпущен под индексом М4.

Конструкция

Как уже говорилось, танк много позаимствовал у своего предшественника. Например, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и основное вооружение. В то же время он получил совершенно новый корпус традиционной для США и Германии компоновки с трансмиссией спереди и вооружением во вращающейся башни, избавившись таким образом от основного недостатка М3.

Экипаж машины составлял 5 человек, механик-водитель вместе со стрелком-радистом располагались в передней части корпуса, а остальные 3 - в башне.

Весил Шерман около 30 тонн.

Корпус

Как уже говорилось, компоновка стала более традиционной по сравнению М3, с трансмиссионным отделением спереди, боевым посередине и моторным сзади.

Несмотря на то, что вооружение оказалось в башне, корпус остался очень высоким из-за того, что в него вертикально устанавливался звездообразный двигатель, разработанный для авиации.

Такая особенность повлияла далеко не лучшим образом на Шерман, снизив возможности его маскировки и устойчивость.

Корпус всех модификаций кроме М4А1 изготавливался из катанных бронеплит, соединённых между собой с помощью сварки, поскольку литьё оказалось слишком сложным для серийного производства.

Верхняя лобовая деталь составлялась из 7 частей, поэтому сварка производилась очень качественно, а нижняя из 3, но соединённых между собой болтами. Позже НЛД стали сразу делать цельной.

Толщина верхней лобовой брони у Шерманов первой серии составляла 50 мм под углом 47° но была ослаблена лючками смотровых приборов. Чуть позже их убрали, но изменили и угол наклона, ставший равным 56°.

Борта корпуса получили толщину 38 мм и располагались вертикально, корма получила такую же толщину, но при этом угол наклона около 10°, а днище - 13-25 мм.

Особенностью брони стала её вязкость, немного снижающая прочность, но значительно уменьшающая число осколков внутри танка.

В днище корпуса имелся люк, повышающий шансы на спасение экипажа из подбитого танка.

Ещё один люк, механика-водителя, находящийся на крыше корпуса, оказался очень неудачной конструкции, поскольку откидывался наверх, из-за чего его могло задеть орудие и буквально прихлопнуть им механика-водителя, свернув тому шею. Позже этот недостаток устранили, сделав люк сдвижным в сторону.

Часть боекомплекта располагалась по бортам корпуса, из-за чего пороховые газы легко возгорались при попадании снаряда в корпус.

Позже, примерно в середине 1944 года, появилась новая боеукладка, перенесённая на пол боевого отделения и с водой между гнёздами для боеприпасов, что значительно повысило её защиту.

Башня

Литая башня получила цилиндрическую форму, кормовую нишу и пистолетную амбразуру слева. Толщина её лба составила 76 мм, а угол наклона 60°, дополнительной защитой служила маска орудия толщиной 89 мм. Борта и корма башни получили одинаковую толщину 51 мм.

Поворот осуществлялся с помощью электрогидравлического или электрического привода в зависимости от модификации Шермана, также имелась возможность ручного привода, причём всего за 15 секунд производился поворот на 360°.

Внутри слева расположили место заряжающего, а с другой стороны находились наводчик и командир за ним.

На крыше башни ранних модификаций имелся один люк, позже появился второй для заряжающего, а на крышке командирского - турель зенитного пулемёта.

Часть боезапаса располагалась на полике башни, а ещё одна часть в задней части корзины.

Вооружение

В роли главного орудия первой серии танков оказалась 75 мм пушка M3 L/37,5, устанавливаемая на М3, чуть позже, в октябре 1942 года, на Шерман установили улучшенную маску пушки, спаренный пулемёт и телескопический прицел для наводчика.

У вооружения было несколько интересных особенностей, а именно вертикальная стабилизация с помощью гироскопа, установка пушки, с поворотом на 90° для того, чтобы управлять затвором в горизонтальной а не вертикальной плоскости и большие углы наводки от -10° до +25°.

В целом, такое орудие по своей эффективности примерно соответствовало Ф-34, устанавливаемой на советский Т-34 и было способно поражать всю раннюю немецкую технику, лишь поздние версии PzKpfW VI были относительно защищены от неё.

Позже, с появлением среднего танка Пантера и тяжёлого Тигр , пришлось устанавливать длинноствольную нарезную пушку M1 калибром 76,2 мм и длиной ствола 55 калибров. Она также получила несколько вариантов, например, с резьбой для съёмного дульного тормоза, со смещёнными цапфами или изменённым шагом нарезов.

Пользующаяся Шерманами английская армия устанавливала свои 17 фунтовые пушки MkIV, не требующие переделки башни.

Американские танки, использующиеся для артиллерийской поддержки пехоты, получили нарезную 105 мм гаубицу М4 и лишились стабилизатора из-за плохого баланса орудия.

Боекомплект разных орудий сильно различался, например, для М3 он составлял 90 снарядов, для MkIV 77, для гаубицы М4 66.

В качестве вспомогательного вооружения на Шерман устанавливалось несколько пулемётов.

Наводчик имел спаренный с пушкой M1919A4 калибром 7,62 мм с электроспуском, стрелок-радист такой же, установленный в шаровой установке на ВЛД, их общий боекомплект составлял 4750 патронов.

На командирском лючке находилась турельная установка с зенитным пулемётом M2H калибром 12,7 мм и боезапасом 300 патронов.

В июне 1943 года Шерман получил 51 мм дымовую мортиру М3 на крыше башни слева с казённой частью под бронёй и управляемую заряжающим.

Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, большую высоту корпуса танк получил из-за вертикальной установки звездообразного авиационного двигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Помимо него, Шерман получил ещё 4 варианта силовой установки, в итоге появилось 6 модификаций.

М4 и М4А1 получили описанный выше двигатель, а вариант М4А2, использующийся в СССР по ленд-лизу, пришлось установить спарку шестицилиндровых двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с., поскольку советские войска привыкли использовать дизельное топливо.

М4А3 получил мощный V8Ford GAA, развивающий 500 л. с., а М4А4 интересную силовую установку Chrysler A57 multibank мощностью 470 л.с., собранную из 5 автомобильных бензиновых двигателей L6 и заставившую разработчиков удлинить корпус.

Последним вариантом стал М4А6 с дизельным двигателем Caterpillar RD1820 мощностью 450 л.с., но заказ на него вскоре аннулировали, поскольку дизель отличился низкими эксплуатационными характеристиками.

Для прогрева двигателя и зарядки аккумулятора на Шерман установили вспомогательную одноцилиндровую силовую установку, позволившую обойтись без запуска основного двигателя.

Расположенная спереди трансмиссия дополнительно защищала экипаж, но, в случае пробития, могла обжечь раскалённым маслом и повышала риск обездвиживания даже без пробития.

На танк установили механическую пяти ступенчатую коробку передач с задней передачей, а повороты осуществлялись за счёт двух раздельных тормозов, управляемых рычагами с сервоприводами.

Момент передавался с помощью карданного вала и двойного дифференциала Cletrac.

Особым изменения трансмиссия не подвергалась, разве что её защита стала полностью литой, а управление стояночным тормозом изменили с ручного на ножное.

Ходовая часть

Подвеску позаимствовали у М3 с минимальными изменениями, поэтому с каждой стороны танк получил привычные три опорные тележки к которым крепились два обрезиненных опорных катка и две буферные пружины, установленные вертикально.

Эта подвеска получила название VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), то есть "вертикальная", в марте 1945 года она прошла модернизацию, получив двойные катки и горизонтальные пружины вместе с гидравлическими амортизаторами, более широкие гусеницы и обозначение HVSS (Horisontal Volute Spring Suspension), то есть "горизонтальная".

Она дала Шерману лучшую проходимость и надёжность вместе с ремонтопригодностью.

В целом подвеска оказалась удачной, обеспечив более плавный ход и меньшую шумность по сравнению с Т-34, что позволило пехоте, располагающейся на броне, вести огонь на ходу.

Боевое применение

Этот танк активно участвовал во Второй мировой, позже в Корейской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах.

Впервые Шерман попал в бой 23 октября 1942 года в составе британской армии. Сражение произошло под Эль-Аламейном, в ходе которого новым танкам пришлось столкнуться с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. Здесь была продемонстрирована удачная конструкция, имеющая разумное сочетании защиты, огневой мощи и подвижности.

С ноября он начал поступать в СССР, где оказалось, что он весьма схож с Т-34, имеет более слабую защиту бортов, но значительно превосходя в комфорте, но Т-34-85 начал превосходить американский танк в защищённости и огневой мощи.

Армия США применила Шерманы чуть позже, 6 декабря того же года в Тунисе, их неопытность привела к большим потерям, однако сам танк показал себя с хорошей стороны.

Радость военных прекратилась 14 февраля следующего года, когда новые PzKpfw VI Тигр показали, что Шерман не способен им противостоять.

6 июня 1944 года, когда началась известная высадка в Нормандии, американцы в очередной раз столкнулись с Тиграми и Пантерами, потеряв за 10 месяцев боёв 1348 Шерманов и ещё 600 танков по иным причинам.

Окончательно стало понятно, что у Шерман плохо подходит для противотанковой борьбы или городских боёв из-за слабой защиты и вооружения, однако имеет отличную подвижность и хорошие условия для экипажа.

В Корее Шерманы получили 76 мм орудие, что позволило им сравняться с советским Т-34-85 по огневой мощи, превосходя их при этом по обзору, комфорту, имея стабилизатор и более опытные экипажи.

Эпилог

М4 Шерман был произведён в количестве более 49000 единиц, став самым массовым американским танком. Его с удовольствием использовали в других странах, например, в СССР и Великобритании, поскольку он получился вполне удачным.

Шерман имел чрезмерную высоту корпуса, его первые версии легко возгорались, броня не слишком хорошо защищала, мощности орудий первых версий часто не хватало, а сама конструкция не принесла ничего революционного или нового, но была вполне современной и оставляла большое пространство для модернизации.

Конструкторы приложили много усилий для удобства экипажа, ремонтопригодности, надёжности и облегчения серийного производства, а это многого стоит на войне.

Его вооружение соответствовало Т-34 или PzKpfw IV, уступая Пантере с Тигром, бронирование также было на уровне средних танков, уступая лишь тяжёлым.

Весомыми преимуществами оказались мобильность, надёжность, неприхотливость невысокий уровень шума, позволившие применять танк в любых операциях. Единственным недостатком в этом плане оказался высокий расход топлива, ограничивший дальность хода 190 километрами, но хорошая система обеспечения вполне решала эту проблему.

М4 Шерман не даром многие называют одним из лучших танков Второй мировой войны, ведь он удачно совместил в себе все необходимые черты среднего танка, не получив при этом сильных недостатков.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»