Как животные готовятся к зиме в лесу. Как животные готовятся к зиме? Как готовятся к зиме ежи

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Инструкция

Раньше всего готовиться к холодам начинают грызуны: , мыши, сурки, хорьки и другие. Еще летом они собирают запасы зерен и орешков по всему лесу и откладывают в кладовых своих нор. Это позволяет им спокойно пережить зиму, не высовываясь наружу. Практически все зимовье они проводят и прерывают это спокойное занятие лишь за тем, чтобы подкрепиться. Если запасов будет вдосталь, и никакие хищники их не потревожат, грызуны спокойно переживут даже самые сильные морозы.

Бобры, живущие семьями, заранее стоят себе хатки из веток вблизи водоемов. Свой домик они утепляют мхом и илом, а вход в него делают под водой. Рядом с домом они складывают свое зимнее пропитание – веточки деревьев. Помимо них, бобры корнями водных растений. Белки также не впадают в спячку, хотя во время холодов проводят довольно много времени в своем , которое они строят внутри деревьев или в опустевших гнездах птиц. На зиму белка запасает грибы, желуди, орешки и прячет их у корней деревьев или пней. А еще этот грызун меняет свою шубку с рыжей на серенькую – для маскировки.

Заранее обустраивают свое жилище и . Они устраивают в естественных пещерах, оврагах или углублениях у корней деревьев, в которые натаскивают ветки, траву, мох, а потом застилают все пушистыми еловыми ветками. Выпавший снег служит медведю добрую службу – он отлично маскирует берлогу и сохраняет внутри нее относительное тепло. В отличие от грызунов, этот зверь не делает запасов пищи, однако с наступлением осени он начинает очень много есть, чтобы накопить на зиму большое количество жира. Тогда он сможет спокойно проспать до весны.

Зимой животные согреваются по-разному. Их греют мех, шерсть, прослойки жира, защищающие от переохлаждения кожу и внутренние органы. Также в зимний период обмен веществ у зверей, не впадающих в спячку, становится более интенсивным, увеличивая выработку тепла в организме и компенсируя теплоотдачу.

Видео по теме

С наступлением зимы и приходом холодов жизнь в лесу замирает. Многие животные, чтобы сберечь столь ценные ресурсы в морозное и голодное время, впадают в спячку. И лишь весной, когда солнце начинает прогревать землю, снег тает, и появляется пища, они просыпаются.

Инструкция

Спячка – это период, во время которого все процессы в организме животного сильно замедляются. Снижается интенсивность сердцебиения и дыхания, падает температура и кровяное давление, уменьшается скорость метаболизма, тормозится деятельность нервной системы. Животные к спячке, как правило, готовятся – накапливают запасы жира, ищут надежные убежища, где они смогут переждать неблагоприятные условия и не быть съеденными бодрствующими хищниками.

Самое известное животное, обитающее на территории России, которое засыпает – это бурый . Однако его состояние нельзя назвать полноценной . Температура тела уснувшего не слишком отличается от бодрствующего. Восстанавливается животное весьма быстро. Аналогично зимой засыпают барсуки, еноты и енотовидные собаки. При необходимости их сон может быть с легкостью прерван.

Холоднокровные животные, такие как лягушки и змеи, засыпают зимой. В условиях низких температур они не в состоянии поддерживать нормальное функционирование своего организма. Поэтому им приходится ждать весны, когда солнце прогреет воздух настолько, что температура станет приемлемой для их жизнедеятельности. Зимнее оцепенение земноводных анабиозом.

Считается, что птицы не впадает в спячку. Большинство из них улетают зимовать в теплые края, оставшиеся же перебиваются тем, что сумеют найти в заснеженном лесу, или перебираются ближе к человеческому жилищу. И лишь козодой способен зимой засыпать. За это он и получил прозвище «дремлюга».

Видео по теме

Источники:

  • какие животные родились зимой

Сложно приходится диким животным зимой. С наступлением холодов образ жизни лесных обитателей существенно меняется. Но и в зимние месяцы активность в лесу не прекращается, хотя морозы и глубокие сугробы затрудняют добывание пищи. Еще труднее добраться сквозь снег и лед до воды.

Зимняя жизнь животных

В зимнее время лесные животные стараются прятаться от пронизывающего ветра и холода. Некоторые зверушки используют для этого норы или естественные укрытия. Древесные обитатели устраиваются на зимовку в дуплах, которые отыскивают в стволах толстых деревьев. А вот , например, почти на всю зиму заваливается спать в берлогу, поэтому для него проблема обеспечения кормом и водой не является насущной.

Как хищные, так и травоядные животные стараются меньше времени проводить на открытом пространстве. Но время от времени голод все же заставляет зверей покидать укромные места и отправляться на поиски пропитания. Сложно приходится хищникам, которые вынуждены в погоне за добычей преодолевать . Да и мелким животным трудно бывает докопаться сквозь толщу снега до вкусных стеблей кустарников.

Чаще всего травоядные довольствуются корой и молодыми побегами растений.

Что лесные животные пьют зимой

Когда устанавливается устойчивый снежный покров, лесным животным становится все сложнее добраться до воды. Выход из положения они находят в буквальном смысле этого под ногами. Чтобы утолить жажду, звери лижут или поедают снег. Такой способ, конечно, не назовешь очень удобным, но он помогает зверям восполнить недостаток жидкости в организме.

Некоторым животным достаточно лишь той влаги, которая поступает в организм вместе с растительной и другой пищей.

Сложнее всего зимой приходится кабану. В летнее время представители этого вида пьют чаще и больше других животных. Кабаны по этой причине летом стараются держаться ближе к водоемам. Потребность в воде заставила их использовать в пищу самые сочные и богатые жидкостью корма. Даже в зимнее время дикие свиньи восполняют недостаток воды, отыскивая под слоем снега сочные корневища. Вместе с таким кормом кабаны, подобно другим животным, активно поедают снег.

К счастью для лесных зверей, не все водоемы в зимнее время покрываются коркой льда. Почти всегда животные могут отыскать полыньи или другие открытые места, где течет вода. Очень часто к местам такого водопоя животные прокладывают настоящие тропы, хорошо видимые на снегу. Этим признаком нередко пользуются охотники, которые в поисках дичи ориентируются на те места в лесу, где имеется доступ к открытой воде.

В тех лесах, где развито охотничье хозяйство, очень часто егеря и охотники стараются принимать меры для того, чтобы в трудные для жизни времена обеспечить животных водой искусственным способом. С этой целью на водоемах проделывают проруби, а в лесных массивах устанавливают поилки. В подкормку животных также стараются включать сочные корма, которые содержат в себе какое-то количество воды.

Видео по теме

Тема: Как звери к зиме готовятся.

Цель:

Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

Тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

Материалы к занятию:

Картина «Времена года»;

Картинки с изображением диких животных;

Карточки-модели;

Дидактическая игра «Когда это бывает»;

Музыкальное сопровождение;

На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

Клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах,
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт.
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Как заяц спасается? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

Она шубку поменяла на более теплую.

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

«Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

7. Рефлексия.

    Какие признаки осени вы знаете?

    О каких диких животных мы говорили?

    Что нового узнали?

    Вам понравилось занятие?

Елена Мозговая

Открытое занятие по теме:

«Как звери готовятся к зиме»

в старше-подготовительной группе

Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой:

Рассказ педагога: (звучит музыка)

Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Битюг. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.

Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?

Дети -осенью, кораблики- осенние листья.

А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?

Дети –листопад.

II. Актуализация знаний:


По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Скажите, о каком времени года это стихотворение?

Дети- об осени.

Использование мнемотехники

Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе.

1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.

2. День - короче, а ночь -длиннее.

3. Листья на деревьях пожелтели.

4. Дует сильный ветер.

А какие изменения происходят в живой природе?

5. Птицы улетели в теплые края.

6. Звери готовятся к зиме.

Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?

Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду.

Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

III. Мотивация к занятию:


Письмо из лесу:

Ой, ребята! Что это?

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (лиса)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (заяц)

Скажите, как можно назвать всех этих животных?

Дети - лесные, звери, дикие.

Почему животных называют дикими?

Дети - сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.

Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Дидактическое упражнение "Подбери определения"



Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

А у диких зверей есть дети.

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

Дидактическая игра «Найди пару»

(сложить в пару маму и детёнышей)



А в этом письме ещё написано….

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

Дикие животные приглашают нас в гости в лес.

Кто из вас был в лесу?

IV. Путешествие в осенний лес:

Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.



Вот мы и оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети-не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

V. Встреча со зверями:



Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?

Дети - да, конечно, это заяц.

Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?

Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…

Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….


Игра «Скажи ласково»

Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

А как же зайчик готовится к зиме?

Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)

Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?

Дети - ёжик наедается- грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.


Давайте найдем его норку.




А где же мишка?

Дети - медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где он спит?

Дети - он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.

А почему говорят, что медведь сосёт лапу?

Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

Давайте найдём его берлогу.




Посмотрите, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть? Дети – белка.

Как вы узнали?

Дети - грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве.

Давайте найдём белочку.


Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.

Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка?

Дети – в дупле.

Как она подготовилась к зиме?

Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

VI. Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Ребята, а кто же зайчика мог напугать?

Дети - лиса и волк.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.



А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети - конечно, нужно. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.

Как называется период, когда животные меняют свой мех?

Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.

Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Давайте скажем, как звери готовятся к зиме…

Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

А сейчас вам зайчик предлагает отдохнуть и поиграть.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок

VII. Возвращение в группу.

Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты. Что не нужно для природы.


Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей.

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе окажись.

VIII. Создание коллажа.

Какое время года наступит после осени.

Дети- зима.

Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес. (Делимся на 2 подгруппы)

1. Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.





2. А здесь предметные картинки - домики для диких животных. распределите их по своим жилищам.







Клей набираем аккуратно, промазываем всю фигурку животного. Когда наклеили, придавливаем салфеткой. Кто уже наклеил, аккуратно положите кисточку на розетку.

(Работа сопровождается музыкальным этюдом)

IX. Рефлексия:

Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:

Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?

Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?

Дети- лиса, еж, волк, заяц.

А какие не обитают в нашем краю?

Дети- белка, медведь.

Для занятия вам потребуется:

  • животные - фигурки, или мягкие игрушки, или их изображения;
  • игра "найди тень" - распечатать;
  • вата - "снег";
  • загадки (распечатать можно ниже);
  • рассказ "Как звери к зиме готовятся" (распечатать можно ниже).

Расставляем на ковре игрушки лесных животных (которые есть дома). Можно мягкие игрушки, можно резиновые или пласмасовые фигурки животных, можно также использовать картинки.

Проводим наблюдение за природой (через окошко):
На дворе осень - на улице пасмурно, ветрено, небо затянуто серыми облаками, с деревьев облетели последние листочки, вспоминаем, что на улице почти нет насекомых - они все попрятались от холода. Скоро придет зима, выпадет первый снег и на улице станет еще холоднее и меньше корма для животных. Предлагаем ребенку пойти в лес и узнать, как готовятся животные к зиме.
Приходим на "полянку", где расставлены животные леса - ежик, лиса, заяц, медведь, волк и др.

Предлагаем ребенку отгадать загадки и узнать, какие дикие животные живут в лесу. Ребенок показывает отгадку - игрушку-животное.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - …
(Медведь)

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт?
(Белка)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)

Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у … .
(Бобра)

В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке гриб нашел.
А грибы - я вам скажу -
Очень нравятся....
(Ежу)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

Из коробочки разбрасываем "снег" - вату, рассказывая стихотворение "Первый снег" И. Бурсова или любое другое:

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Вот и выпал первый снег! Скоро наступит зима. Звери вы готовы к зиме? Кто как готовился?
Читаем сказку из "Лесной книжки":



Проводим беседу по сказке. использую игрушки животных:
- Как готовится белочка, заяц к зиме?
- Как будет спасаться от холода ежик, медведь?
- Что будут делать зимой лиса и волк?
и т.д.

Затем проводим пальчиковую гимнастику:

Мальчик-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)

Играем с игрушками или их изображениями в игру "Что изменилось?":
Расставляем игрушки в ряд, просим ребенка закрыть глаза и убираем одну игрушку. Ребенок открывает глаза, говорим, что одно животное убежало, просим вспомнить кто.
Играем 4-5 раз.



Дане так понравилось, что он решил поиграть еще, только на этот раз должна была угадывать кто спрятался мама):



Затем можно поиграть в игру "Найди тень":



Я думала на этом мое занятие и закончится, но Дане хотелось чего-то еще, поэтому мы решили сделать норку для ежика. Но если ваш ребенок устанет, лучше сделать норку в следующий раз.
Для этого нам потребуется: картон (у нас он из-под баночек детского пюре), ножницы, клей или скотч, ну и конечно сам ежик.

Склеиваем картон в виде тунельчика, хорошо бы сделать еще заднюю стенку, но я делала на скорую руку, поэтому у нас норка с 2-мя выходами.
Облепляем картон пластилином - размазываем его (а это отличная тренировка нашим пальчикам).



Облепив картон пластилином - прилепляем листочки, веточки, крышечки от желудей, ягодки рябинки (к сожалению, все что у нас осталось от природного материала, это немного листиков, хотелось конечно сделать еще красивее, но больше украшать было нечем, потому что на улице уже грязь и выпал первый снег, поэтому как-то так).
Вот и всё! Норка ежика готова и он может всю зиму спать спокойно.



И тут Даня решил, что пошёл снег).

- Все животные готовы к зиме: кто шубку с летней на зимнюю поменял, кто запасы сделал, а кто спать будет. А у ежика даже норка готова.
Прощаемся с животными и "уходим".

Добрый день, дорогие читатели!

Осенью вы часто с детьми гуляете в парке, лесу. Проведите беседу, расскажите детям, как животные готовятся к зиме.

Пусть ребенок вспомнит, каких животных называют дикими. Малышам можно показать картинки диких животных, загадать загадки, прочитать стихи. Детям постарше предложите решить логические задачи, прочитайте им рассказы о животных осенью.

Покажите взаимосвязь в окружающем мире -стало холодно, насекомые спрятались, птицы улетают в теплые края, потому что для них нет корма.

Зайчик меняет зимой серую шубку на белую, чтобы его не съели хищники, он на снегу будет не так заметен.

В процесе беседы дети обогащают свой словарный запас.

Повторяют существительные: медведь, волк, лиса, заяц. еж, белка, берлога, дупло, логово, нора;

прилагательные: косматый, лохматый, злой, голодный, ловкий, сильный, хитрая;

глаголы: воет, скачет, прыгает, прячется, зимовать, впадает в спячку.

Дети должны знать : названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лиса, заяц, лось, еж, бобр, белка;

Что дикие животные сами добывают себе пищу и строят жилища;

— повторить, кто меняет к зиме цвет шубки (заяц, белка);

Знать, где живут:

медведь (в берлоге)

волк (в логове),

лиса (в норе).

Беседа с детьми »Как животные готовятся осенью к зиме»

Наступила поздняя осень: грустная, дождливая и холодная. Не за горами и зима. Зима для животных -самая тяжелая пора. Они мерзнут и не могут добыть себе пищу.

Одни будут спать до самой весны в своих домиках (медведь, еж), другие звери не спят, а делают на зиму запасы, утепляют свои норки, меняют летнюю шубку на зимнюю.

Кто первый?

Большинство животных начинают готовиться к холодам с осени, некоторые запасают еду уже летом. Это мыши, бурундуки. Они собирают семена, зерна, семечки и носят в свои норки. А потом в них и зимуют.

Поговорим с детьми, как заяц готовится к зиме, медведь, еж, белка, лиса и волк, лось.

Расскажите сначала о 2-3 животных, покажите картинки, поиграйте в игры, чтобы ребенок лучше запомнил, как звери к зиме готовятся.

Медведь — хозяин леса

Его дом — берлога. Устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. Носит туда мох, листья. Зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем.

Медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. Едят и накапливают жировой слой. В ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую.

В берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. Они очень маленькие.

Лисы и волки

Серый, злой, зимой холодной

Бродит по лесу голодный. (Волк)

Эти хищники зимой не спят. Они тоже меняют свой наряд, утепляются. У зверей начинается линька, а потом отрастает густой мех, который помогает выдержать холода.

Волки зимой объединяются в стаи, охотятся на кабанов, зайцев, косуль.

Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. Подкрадываюся к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. Лиса нюхает снег и ищет мышей.

Дом лисицы? (нора ).

Дом волка? ( логово) .

Еще один житель леса- белка.

Кто по соснам и по елям

Ловко скачет, ветки гнет,

Видит, шишки где поспели,

И себе в дупло несет. (Белка)

Летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой.

Где живет белка? (в дупле)

Как белка готовится к зиме?

Летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. Грибы нанизывает на ветки.

Гнездо белка делает на высоких соснах и елях. Белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть.

Лось

Большое животное, лесной красавец, носит на голове украшение — большие рога.

Питается лось растениями, а зимой гложет кору деревьев. Трудно зимой лосям, поэтому часто лесники подкармливают лосей и оленей.

В конце осени лось сбрасывает рога. к весне отрастают новые.

Ежик

Тем в лесу я знаменит,

Что иголками покрыт.

А врагов я не боюсь —

Фыркну и в клубок свернусь. (Еж)

Рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. Носит в нее листья, мягкий мох. У ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. Поэтому ежик впадает в спячку.

Зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть.

Бобры

Спросите детей, знают они, где живут бобры.

Водяные мастера
Строят дом без топора,

Дом их хвороста и тины,

И плотину. (Бобры)

Бобры — удивительные животные. У них очень острые зубы, котрыми они перегрызают деревья. А шубка у бобров не промокает в воде.

Бобры ухаживают за своей шубкой: расчесывают ее передними лапками, коготками. А спинку помогают расчесывать другие бобры.

Осенью бобры заготавливают много веток, складывают их недалеко от домика-хатки . Это и будет их еда на зиму.

Зимой бобры не спят. Вход в домик у них под водой.

Как заяц к зиме готовится

Летом серый.

А зимой белый. (Заяц)

Зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. Зачем? Чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам.

Зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. а также грызут кору.

Постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами.

Осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. Это происходит во время листопада. Зайчат так и назыают, листопадничками.

Зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. Молока хватает на 3 дня. Потом зайчиха возвращается или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, дае чужих.

Игры на тему » Как животные готовятся к зиме»

После беседы с детьми о том, как животные к зиме готовятся, можно поиграть.

Для деток старшего дошкольного возраста и младшего школьного проведите викторину.

1.Что делают звери, чтобы уберечься от морозов?

а) улетают в теплые страны.

б) меняют летнюю шубку на зимнюю.

2. Кто из зверей зимой спит?

а) лисица,

в) барсук.

3. Кто не меняет шубку?

4. Что нужно зверям, впадающим в спячку?

а) жировые запасы,

в) тишина.

5 Чем питается зимой заяц?

а) морковкой,

б) капустой,

в) корой и ветками деревьев.

Игра » Кто здесь лишний?

Наевшись за лето, медведь, барсуки, мыши, ежи, впадают в спячку. (Мыши в спячку не впадают. Они просто находятся в норах под снегом).

В поисках добычи бродят по лесу хищники: волк, лисица, лось. (Лось не хищник, а травоядное животное)

Лоси, кабаны, зайцы зимой едят ветки деревьев, кору, корешки и свежие листья. (Нет свежих листьев зимой).

Упражнение »Назови ласково»

Белка — белочка,

Лиса — лисичка,

заяц — зайчишка,

медведь — медвежонок.

Д/упражнение »Подбери определение»

Волк (какой?)- серый, злой, сердитый, голодный…

медведь (какой?)-бурый, большой, косолапый..

лиса (Какая?) — рыжая, хитрая, пушистая. красивая…

еж (какой?) — колючий, маленький…

заяц (какой?) — пугливый, белый, длинноухий…

Игра » Кто где живет?»

В берлоге живет? (медведь).

В норе живет (кто?) -лиса.

В логове живет? — волк.

В дупле живет? — белка.

Малышам предложите назвать семью зверей.

Мама, папа, детеныши.

Медведь, медведица, медвежата.

Волк, волчица, волчата,

Заяц, зайчиха, зайчата.

Игра » Кто лишний и почему?»

Белка, волк, корова, лисица. (Корова — домашнее животное).

Ежик, медведь, заяц, собака (Собака — домашнее животное).

Лиса, кошка, заяц, волк (кошка- домашнее животное).

Вот так можно интересно провести время с детьми: провести беседу, как животные готовятся к зиме, поиграть в словесные игры, посмотреть картинки.

В результате обогащается словарный запас, расширяется кругозор детей, воспитывается любовь к природе.

В. Бианки »Как звери к зиме готовятся»

Г. Скребицкий »Кто как к зиме готовится»

Видео

Сегодня мы поговорили с детками, как звери к зиме готовятся.

Пишите комментарии, делитесь информацией с друзьями.

С уваженим, Ольга.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»