Как всё устроено: Моряк на подводной лодке. Механик субмарины Командир дивизиона боевой части

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
дурные приметы:

а) утратить корабельное имущество

"Ночью случилась потеря. Вчера вечером наши рыбаки подвесили за борт переносной прожектор – рыбу на свет выманивали. Рыба не выманилась, а вот прожектор булькнул… Как-то странно пропал прожектор: крепление было надежным, металлическая скоба на двух болтах. Петля на конце целая, скобы в ней нет. Полтергейст, да и только…" И далее описываются сбои в работе бортовой аппаратуры сразу двух боевых частей – электромеханической и штурманской, ремонт требует отключения электропитания, за попытку произвести ремонт без отключения электропитания один из корабельных специалистов-электриков расплачивается травмой. Разрешение отключить на корабле электропитание может дать только командование флота. Командир корабля "бьет" телеграмму оперативному дежурному флота, просит соответствующего разрешения. "Но оперативный на берегу тянет волынку, не решается дать "добро". Ответа нет пять, десять, двадцать, сорок минут… (Командир корабля) плюется (Должиков С., № 9, 2002, с. 21). Отметим для себя принадлежащие просторечию единицы "бить / отбить телеграмму", "рыба не выманилась", "тянет волынку", (командир) "плюется" (характерный жест, выражающий чувства возмущения и досады). Единицами военного и военно-морского жаргона являются:

оперативный – оперативный дежурный (в штабе флота), в другом месте повести находим в том же значении опер

"давать добро" (давать разрешение, возможно, от буквенного сигнала "Д" военно-морского свода сигналов, означающего среди прочего "Да, согласен, разрешаю" - Словарь морского жаргона Н.А. Каланова);

б) приютить на борту сову

Старший мичман Ш. рассказывает о том, как моряки одного корабля, на котором он служил, поймали прилетевшую на корабль сову и поместили ее в клетку накануне издохшего корабельного попугая. Вслед затем начались нескончаемые злоключения экипажа корабля: в нейтральном порту на базе флота команде не выдали положенной валюты, но приказано было взять на борт "груз 200". В открытом море "полетел" один из главных двигателей, а одним двигателем "выгрести" против ветра не могли, корабль "поволокло" на скалы какого-то греческого острова, едва починили и спаслись. Через сутки – новый шторм, до девяти балов, от ударов волн "повело" надстройки, в каюте у старпома палуба "волнами" пошла. Концовку рассказа моряка приведем полностью: "Но и на этом злоключения экипажа не закончились. Сидят немногим позже в кают-компании, обедают. Прибегает моряк из БЧ-5, докладывает: товарищ командир, ВРШ (винт регулируемого шага) поломался! Командир не выдержал, как бахнет по столу: "Да выбросьте, наконец, вы эту сову за борт!" Докладывают, товарищ командир, сова выброшена. И тут же "маслопуп" метется: товарищ командир, ВРШ сам собой стал в строй! Вот и не верь после этого в приметы" (Должиков С., № 10, 2002, с. 11). Попытаемся прокомментировать лексический состав рассказа моряка. Непосредственность устного повествования достигается за счет использования образности словосочетаний – "полетел" двигатель" (вышел из строя двигатель), "поволокло на скалы" (понесло на скалы), "выгрести" против ветра" (выгребают веслами, здесь же речь идет о том, что оставшемуся в строю двигателю недостает мощности для того, чтобы обеспечить кораблю движение против ветра), "повело" надстройки" (были деформированы конструкции надводной части корабля), "бахнул по столу" (ударил кулаком по столу – энергичный жест, выражающий крайнее возмущение). Кроме того, рассказ моряка изобилует лексикой военного и военно-морского жаргона:

"груз 200" – и кодовое наименование и эвфемизм. "Груз 200" – это и погибший (умерший) военнослужащий и его останки, помещенные в запаянный цинковый гроб, который в свою очередь погружается в объемный дощатый ящик. Вес такого скорбного сооружения значителен, для его переноски привлекаются от 6 до 8 человек;

"БЧ-5" (бэ-чэ-пять) – кодовое наименование, выраженное с помощью аббревиатуры инициального типа для "боевая часть (номер) 5", в словаре Н.А Каланова имеется расшифровка всех боевых частей корабля, в частности БЧ-5 – это электромеханическая боевая часть;

ВРШ (вэ-эр-шэ) – аббревиатура инициального типа наименования одного из важнейших механизмов регулирования скорости корабля. Автор всякий раз приводит расшифровку – винт регулируемого шага;

"маслопуп" – машинист, трюмный, моряк из БЧ-5, отметим также заимствованное из жаргона криминальной среды "метется" – прибегает.

Одна из форм бытования и изустной передачи единиц военно-морского жаргона – их закрепление в субкультуре военных моряков. Приведем несколько примеров:

абырвалг – сбивчивый доклад дневального матроса при появлении высокого начальства. "…Как-то приходит этот самый начальник проверять один из кораблей. Спускается в кубрик – а тамошний дневальный, завидев высокое начальство, дар речи потерял. Силится что-то доложить, но получается только "абырвалг", как говорят на флоте" (Должиков С. , № 9, 2002, с. 30);

банка – пост дневального. Среди многочисленных значений слова находим "предмет мебели, на котором можно сидеть (стул, табурет) (Коровушкин, 2000). С. Должиков воспроизводит военно-морской фольклор: "Я на баночке стою / И во все глаза смотрю. / Как идет какой начальник - / Открываю свой хлебальник" (Должиков С. № 8, 2002, с. 10). "Стоять на баночке" на флоте означает то же, что и "стоять на тумбочке" в армейских подразделениях –исполнять обязанности дневального во внутреннем наряде, например, быть дневальным по казарменному помещению. Наш консультант, капитан первого ранга А.Г. Кузнецов, вспоминая свои курсантские годы на флоте, рассказал нам об известной ему процедуре посвящения в моряки – нанесении нескольких ударов плашкой "банки" (казарменного табурета) по обнаженному месту ниже спины. Словари В.П. Коровушкина и Н.А. Каланова свидетельствуют о том, что в описанной выше инициации используется ременная бляха;

дучки драить – производить уборку в корабельном туалете (на флотском жаргоне – в гальюне илив.к. (от англ. water closet ). В.П. Коровушкин регистрирует иное написание: дючка , -и, ж. Очко в туалете. Слово, по его данным, использовалось в 1980-90 гг. в одном из военных училищ г. Полтавы. С. Должиков размышляет о различной социальной значимости этого жаргонного по своей сути фразеологизма, в зависимости от того, кто и по отношении к кому его использует. Одновременно обратим внимание на принадлежащее флотскому жаргону словечко "указка ", не регистрируемое словарями В.П. Коровушкина и Н.А. Каланова, которое используется "годками " (старослужащими на флоте) в практике неуставных отношений. "Странная все же штука – военная служба. Если бы К. прибирал гальюн по чьей-то "указке", это было бы происшествием, почти преступлением. А если его "дучки драить" отправил командир отделения – это "дисциплинарная практика" называется, достойная всякого поощрения" (Должиков С., № 9, 2002, с. 41. "Дисциплинарная практика" – применение положений дисциплинарного устава к подчиненным. Одно из наказаний – наряд вне очереди на уборку, в т.ч. туалета – Б.Б.);

ихтиандра кликать – извергать содержание своего желудка. Поясним выпиской из повести С. Должикова: "На обед борщ и котлеты. Готовят вкусно. На столе – майонез в масленице, соления, горка зубочков чеснока. После обеда боевая работа кончилась: укачало с непривычки. Адмирал Нельсон, говорят даже во время боя мог "ихтиандра кликать" и потому постоянно держал рядом с собой парусиновое ведерко" (Должиков С.№ 8, 2002, с. 13). Словари В.П. Коровушкина и Н.А. Каланова не регистрируют этого эвфемизма, в них находим известное еще со времен парусного флота "травить ". В одной из картин"Фрегата "Паллады" И.А. Гончарова (книга вышла первым изданием в 1879 г.) находим пояснение глагола "травить": "Вскоре обнаружилась морская болезнь у молодых и подверженных ей или не бывших давно в походе моряков… вот молодой человек, гардемарин, бледнеет, опускается на стул; глаза у него тускнеют, голова клонится на сторону. Вот сменили часового, и он, отдав ружье, бежит опрометью на бак. Офицер хотел что-то закричать матросам, но вдруг отвернулся лицом к морю и оперся на борт… "Что это, вас, кажется, травит ?" – говорит ему другой. (Травить, вытравливать – значит выпускать понемногу канат). Едва успеваешь отскакивать то от того, то от другого…" (Гончаров, 1976, 17. Курсив принадлежит И.А. Гончарову – Б.Б.);

мужик с топором подкрался –фраза, видимо, вырастает из образности глагола "вырубить" (кого-л.), иначе, "ввести кого-л. в состояние шока, потери сознания (о физическом или эмоциональном воздействии" - Мокиенко, Никитина, 2000). Некий мифический "мужик с топором" подкрадывается сзади к борющемуся со сном вахтенному и ударяет несчастного по затылку, "вырубает" его. Человека смаривает, он буквально проваливается в сон. С. Должиковвыписывает из тетрадки стихов самодеятельного поэта: "Сидишь на вахте, пухнут ушки, / Приходят мысли о подружке, / А в это время за плечом / Мужик крадется с топором. / Ты не гони его с испуга, / А рядом посади как друга, / Налей сто грамм и дай понять, / Когда нас нужно "вырубать…" (Должиков С., № 11, 2002, с. 29; "пухнут ушки" от головных телефонов, в просторечье – наушников, в которых радисты несут вахту – Б.Б.);

"Тащ…" – стяжение уставного обращения, включающего "товарищ" плюс наименование соответствующего воинского звания, например, "Товарищ капитан-лейтенант". С. Должиков подслушал это упрощенное обращение к себе и другим офицерам: "Тащ, а можно мне взять немного льда?", "Тащ, угостите сигаретой" (Должиков С., № 9 и 11. 2002, с. 41 и 30 соответственно);

шило –спирт.С. Должиков поясняет: Издавна на флоте спирт носит странное жаргонное название – "шило". Это название – целая история. Когда-то, еще на парусном флоте, водку, по чарке которой непременно наливали матросам перед обедом (кто не пил – ому к жалованью каждый день пятачок добавляли), хранили в кожаных бурдюках. Завязки как-то там особо опечатывались, чтоб было видно, если кто покусится на святое. Так вот самые ушлые матросы наловчились бурдюки прокалывать Добытое таким образом спиртное называлось "шильным" или "шилом". Ну, и до наших ракетных времен название дошло, хотя спирт давно уже в бурдюках никто не хранит – держат его сейчас в специальных нержавеющих бочонках (Должиков С.,№ 9, 2002, с. 23);

шкрябка – приспособление, с помощью которого металл перед окраской очищают отржавчины. "Шкрябка", как назвал этот нехитрый инструмент какой-нибудь боцман, наверное, еще на заре парового флота, это небольшая изогнутая железка с заточенными концами. Ею обдирают и "обстукивают" старую краску, зачищая надстройки и борта до металла" (Должиков С., № 11, 2002, с. 17.);

шхеры – (шв. sk ä r ) различные щели, узости, шире – укромные места, где можно хранить различные вещи и даже укрыться для неспешной беседы с товарищем по нелегкой морской службе: "Крепись, браток, наступит время - / Не будет "лычек" и погон, / И где-нибудь в укромной "шхере" / Глушить мы будем самогон"(Должиков С., № 11, 2002, с. 23).

Завершением речевого портрета отдельного подразделения военных моряков и военных моряков в целом могла бы послужить выборка всего того, что в целом характеризует русскую разговорную речь, правда, в ее "олитературенном" варианте: "въехать (во что-л.)" (понять что-л.), "сухарь" (сухое вино), "растрясти (кого-л. на что-л.)" (заставить кого-л. потратиться), "купить (кого-л.)" (удачно подшутить над кем-л.), "накалывать (кого-л. на что-л.)" (обмануть кого-л., заполучив у него что-л.), "прикол" (шутка над кем-л.), "сброситься на что-л." (собрать деньги на что-л.), "немеряно" (очень много), "поговорить за жизнь" (поговорить по душам) и т.п.

Приведенные нами материалы подтверждают наличие стереотипов в речевой практике военных моряков, отражающих коммуникативные потребности общества и в своей совокупности образующих социально-речевой портрет представителей названной социальной группы (Крысин в: Современный русский язык, 2003, 535).

Литература

Боровик А.Г. Встретимся у трех журавлей. – В кн.: Боровик А.Г. Спрятанная война. – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2000. С. 9-88.

Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в двух томах. М.: "Сов. Россия", 1976.

Должиков С. Дни и ночи морского спецназа. Документальная повесть. - "Воин России", №№ 8-11.

Каланов Н.А. Словарь морского жаргона. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2002. Коровушкин В.П. Словарь русского военного жаргона. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

Коровушкин В.П. Словарь русского военного жаргона: нестандартная лексика и фразеология вооруженных сил и военизированных организаций Российской империи, СССР и Российской Федерации XVIII – XX веков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета //Русский язык в научном освещении. № 1. 2001. С. 90-106.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – 2-е изд. доп. – М.: Рус. яз., 2000.

Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. – СПб.: "Норинт", 2000. Экспозицией в журналистике именуется краткий текст, предпосылаемый основному тексту публикации. В одних случаях это мини-реферат, в других – изложение центральной идеи публикации. Здесь экспозиция выполнена в классической форме издательской аннотации: она содержит сведения об авторе и общую оценку повести, смысл которой заключается в привлечении внимания читателя.

В своей совокупности лексика военного и военно-морского жаргона образует экспрессивную составляющую обобщенного речевого портрета современных военных в целом и военных моряков в частности. При анализе материала мы опираемся на текст повести, упомянутые выше словари военного и морского жаргонов, консультации капитана первого ранга А.Г. Кузнецова, наш собственный более чем тридцатилетний опыт службы в вооруженных силах, из которых три года в лейтенантских погонах мы имели счастье служить в среде военных моряков.

1.1. Общие положения

Современный боевой корабль - это:

Ø сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплек­сов;

Ø ядерная энергетика, газовые и паровые турбины большой удель­ной мощности, позволяющие развивать большие скорости хода;

Ø самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения, способные поражать на больших дально­стях морские, воздушные и наземные цели противника;

Ø радиотехнические средства и средства управления с использова­нием ЭВМ, аналоговых и моделирующих устройств.

Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назна­чается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Чтобы с наибольшей эффективностью применять оружие и исполь­зовать технические средства в бою и в повседневных условиях, руково­дить личным составом, необходима четкая, тщательно отработанная ко­рабельная организация,

Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.

Образцовая организация - одно из решающих условий успешного выполнения кораблем поставленных задач. Многовековой опыт отечест­венного флота, опыт Великой Отечественной войну подтверждают это положение. Так, на рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия веро­ломно напала на Советский Союз. Однако внезапное начало войны не за­стало флот врасплох. Корабли, части и соединения Северного и Черно­морского (с 1965 г. Краснознаменных) флотов, Краснознаменного Бал­тийского (с 1965 г. дважды Краснознаменного) флота, заранее приведенные в полную боевую готовность, организованно отразили первые удары врага, не потеряли ни одного боевого корабля и самолета. Не уда­лось фашистам достичь и другой цели: постановкой мин в районах наших баз воспрепятствовать выходу кораблей в море. Этому способствовала высокая боевая готовность и организация службы на кораблях. Современная военно-политическая обстановка в мире предъявляет еще более высокие требования к организации службы на кораблях, к их постоянной боевой готовности.

Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. Поэтому корабельная организация строится в соответствии с его боевым назна­чением и определяется штатом корабля - документом, который уста­навливает численность личного состава корабля по специальностям, во­инским званиям и должностям, определяет структуру корабля.

Корабельная организация предназначена обеспечить:

1) высокую боевую готовность оружия, технических средств и ко­рабля в целом;

2) непрерывное и бдительное наблюдение за окружающей обстанов­кой в целях предупреждения внезапных атак противника и обеспечения безопасности плавания корабля;

3) непрерывное и надежное управление кораблем и его подразделе­ниями, их четким взаимодействием в целях эффективного применения оружия и использования технических средств;

4) надежную связь с командованием и взаимодействующими кораблями, бесперебойную внутрикорабельную связь;

5) высокую живучесть корабля и безопасность личного состава.

Для обеспечения боевой и повседневной деятельности личного соста­ва корабельная организация подразделяется на боевую и повседневную.

По боевой организации весь личный состав корабля расписывается по командным пунктам и боевым постам, определяются его обязанности, порядок подчиненности и взаимодействия в боевых условиях.

По повседневной организации весь личный состав корабля распре­деляется по соответствующим организационным звеньям (подразделе­ниям), определяются обязанности и порядок подчиненности в повсед­невных условиях (например, для поддержания установленной боевой готовности, содержания оружия и технических средств в исправном со-, стоянии и т.п.) - Повседневная организация полностью согласуется с бое­вой и по отношению к ней занимает подчиненное положение.

Рассмотрим назначение, структуру и основные задачи повседневной и боевой организации корабля,

1.2. Повседневная организация корабля

Назначением повседневной организации корабля является обеспе­чение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение бое­вой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж. Во главе кораб­ля стоит командир корабля, который является прямым начальником всего личного состава. В помощь командиру корабля назначаются стар­ший помощник, являющийся первым заместителем командира корабля, заместитель по политической части и помощник, определяемые штатом корабля.

В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы,

К боевым частям относятся:.

· штурманская - БЧ-1;

· ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

· минно-торпедная - БЧ-З;

· связи - БЧ-4;

· электромеханическая - БЧ-5

· авиационная - БЧ-6;

· управления - БЧ-7.

к службам относятся:

· радиотехническая - Сл-Р;

· химическая - Сл-Х;

· медицинская - Сл-М;

· снабжения - Сл-С.

БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.,

БЧ-2 предназначена для. применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Лич­ный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др. обслуживают ракетные и артиллерийские установки, приборы уп­равления стрельбой и др.

БЧ-3 предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводнодиверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных, работ. Личный состав БЧ-3 (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внеш­ней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частя­ми, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслужи­вает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной свя­зи и др.

БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности ко­рабля, живучести технических средств. На ПЛ, кроме того, БЧ-5 обеспе­чивает погружение, дифферентовку и всплытие. Личный состав БЧ-5 (элек­трики, мотористы, машинисты; турбинисты, и др.) обслуживает корабель­ную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы й устройства и др.

БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авиа­несущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базировать­ся летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы. , (

БЧ-7 предназначена для обеспечения командира корабля расчетами * и Данными для выполнения маневров, применения оружия, корабельной авиации и средств радиоэлектронной борьбы. Личный состав БЧ-7 - офи­церы управления и специалисты по вычислительной технике, БЧ-7 соз­дается на корабНях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

Сл-Р предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспеченияцелеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектрон­ной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для обеспечения корабле­вождения, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлек­тронной борьбе, снижения радиолокационной заметности. Личный состав Сл-Р (гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем и др.) обслуживает гидроакустические, радиолокационные, телевизион­ные, инфракрасные и другие средства.

Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от ра­диоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, де- / ^активацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. На ПЛ, кроме того, Сл-Х руководит использованием средств газового контроля, регенерации и очистки воздуха. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического, контро­ля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.

Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, по­раженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обес­печения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами пи­тания и снабжения корабля имуществом и материалами по установлен­ным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

Боевые части и службы в. зависимости от ранга корабля подразде­ляются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе БЧ, дивизионов, групп (ба­шен, батарей) стоят их командиры, а во главе Сл - начальники. На кораб­лях 2, 3, 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более БЧ (Сл).

Первичными организационными подразделениями личного состава корабля являются отделения, объединяющие личный состав одной спе­циальности. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

Для обеспечения повседневной деятельности НК 2 и 3 ранга созда­ются боцманские команды и команды обслуживания авиационного обо­рудования, а на НК 1 ранга, кроме того, - команда писарей и оркестр. Эти команды не входят в состав БЧ и Сл корабля и подчиняются помощ­нику командира корабля. Функции боцманской команды на ПЛ выпол­няет команда рулевых-сигнальщиков.

В качестве примеров на рис, 1, 2 приведены схемы повседневной ор­ганизации надводного корабля 1 ранга (варианты).

1.3. Боевая организация корабля.Для ведения боевых действий личный состав корабля распределя­ется по командным пунктам (КП) и боевым постам (БП)Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих БЧ (Сл), расписывается на БП других БЧ и Сл. С момента объявле­ния боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников.




“от мест отойти” возвращается в подчинение начальников, под руковод­ством которых несет повседневную службу.

Распределение личного состава по КП и БП производится в соответ­ствии с табелем нумерации КП и БП.

Командный пункт - это место, оборудованное необходимыми сред­ствами управления, откуда командир руководит действиями Подчинен­ных ему подразделений, применением оружия, использованием техни­ческих средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими частями и подразделени­ями. КП командира корабля является главным командным пунктом и именуется ГКП (как правило, располагается на ходовом мостике), а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт, - КП.

На ПЛ в зависимости от ее положения относительно поверхности воды ГКП располагается в центральном посту - ЦП (подводное положение), в боевой рубке (на перископной глубине), на ходовом мостике (в надводном положении),

Расположение и оборудование КП определяется при конструирова­нии корабля с таким расчетом, чтобы с ГКП было удобно наблюдать за обстановкой, управлять кораблем, его оружием и техническими средст­вами, а с КП БЧ и Сл - управлять, оружием и техническими средствами. "

На случай выхода из строя КП создаются запасные командные пунк­ты (ЗКП), которые оборудуются дублирующими средствами управле­ния кораблем (БЧ, Сл) и связью.

На любом КП должны быть:

В- средства внутренней связи с КП старшего начальника, с КП под­чиненных командиров подразделений, с БП подразделений;

· контрольно-информационные приборы и приборы для управления оружием и техническими средствами подразделений;

· средства борьбы ^а живучесть."

Для обеспечения непрерывной связью КП и БП на кораблях имеются несколько каналов внутрикорабельной связи: громкоговорящая, телефонная, звонковая связь, переговорные трубопроводы. 4

Каждый командный пункт возглавляет офицер, занимающий опре­деленную командную должность: командир корабля, старший помощник командира, помощник командира, командиры БЧ (начальники служб), дивизионов, групп (башен, батарей). На КП для обслуживания техни­ческих средств расписываются матросы и старшины.

На определенных проектах кораблей для сбора, обработки и анализа данных обстановки и своевременного доклада их командиру создается центральный командный пост (ЦКП), который располагается внутри корпуса корабля и возглавляется старшим помощником командира ко­рабля. -

Все КП имеют определенное наименование и порядковый номер. На НК нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и плат­формам. На ПЛ нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по по­рядку номеров с носа в корму.

Для сокращенного обозначения КП в схемах, расписаниях и т.п. ус­тановлен порядок записи в виде дроби: в числителе указывается сокращенное обозначение КП, а в знаменателе номер БЧ или буква, обозначающая службу.

Сокращенное обозначение КП и БП наносится краской на входную дверь (люк) в помещение, где расположен тот или иной КП (БП).

Боевой пост - это место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назна­чение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет. командир БП, а управление им осущест­вляется с КП. На-БН-возлагаются как боевые функции, так и функции по обеспечению боевых действий. Например: ведение огня по противнику, управление рулевым устройством, обслуживанием механизмов и т.п.

На БП должны быть размещены средства связи с КП и взаимодейст­вующими БП, устройства, приспособления и средства для исправления повреждений оружия и технических средств, для борьбы с пожарами и поступлением воды в отсек, помещение, на БП, для защиты личного соста­ва от отравляющих и радиоактивных веществ, для ликвидации послед­ствий заражения БП, для оказания первой помощи раненым и поражен­ным.

Каждому БП присваивается наименование и порядковый номер.

На НК нумерация БП производится в каждой БЧ (Сл, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстрой­кам * палубам и платформам. Сокращенная запись БП имеет вид дроби: в числителе указывается номер БП, а в знаменателе - принадлежность к БЧ (Сл).

Нумерация БП на НК 4 ранга производится по командам (отделе­ниям) в общем порядке номеров по кораблю.

Номера БП на ПЛ состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые-Цифры (одна или две) указывают номер отсека, где расположен

БП, а последний знак (цифра или буква) - принадлежность БП к БЧ или Сл.

БП в зависимости от их принадлежности к БЧ (Сл) присваиваются следующие знаки (цифры или буквы) :

· В БЧ-1 цифра 6 присваивается БП управления рулями, цифра 7 - БП электронавигационных приборов;

· БП БЧ-2 присваиваются номера 20, 30, 40 и т.д., начиная с носа ПЛ, независимо от расположения их в отсеке;

· БП БЧ-3 присваивается цифра 3;

· БП БЧ-4 присваивается цифра 4;

· БП БЧ-5 присваиваются цифры 5,8;

· БП Сл-Р присваиваются цифры 2,9 и буква Р;

· БП Сл-Х присваивается буква X;

· БП Сл-С присваивается буква С;

· БП Сл-М присваивается буква М. _

Присвоенные БП цифры и номера не должны повторяться в одном и том же отсеке.

Номера БП вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсека. Например: БП-4-БП обслуживания вспомогательных механиз­мов четвертого отсека. ^ 1 ,

БП, расположенные на мостике, обозначаются цифрой, присвоенной БЧ (Сл), с добавлением нуля перед ней. Например: БП-04-БП зритель­ного наблюдения и связи.

Свои места на БП и КП личный состав занимает по сигналу ’’Боевая тревога”. С прибытием на БП личный состав готовит свое заведование согласно боевой инструкции и докладывает о готовности командиру БП.

В качестве примера на рис. 3, 4 приведены схемы боевой организа­ции надводного корабля 1 ранга (варианты).

Боевой номер. В соответствии с боевой организацией корабля мич­манам, старшинам, матросам присваиваются боевые номера в целях удоб­ства составления корабельных расписаний, работы с ними и распределе­ния обязанностей личного состава. Боевые номера заносятся в табель нумерации личного состава.

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) определяет принадлежность мич­мана, старшины или матроса к БЧ (Сл) согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер БП;

Щ- третья часть (две цифры) указывает на принадлежность мичмана,

старшины, матроса к боевой смене: первая цифра обозначает номер бое­вой смены, а вторая - порядковый номер в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1,5,7;

Второй боевой смене - 2,4,8;

Третьей боевой смене - 3,6,9.

При наличии на боевом посту до 9 человек для обозначения боевых смен используются цифры 1, 2, 3; при налипши на БП более 9 человек - цифры 4, 5,6; при наличии на БП более 18 человек - цифры 7, 8,9.2-3-11 боевой номер старшего специалиста-оператора БЧ-2 ПЛ, который по боевой тревоге расписан на БП-30 в первой боевой смене первым по списку;

Р-7-24 - боевой номер радиометриста Сл-Р НК, который по боевой СП 7

тревоге расписан на БП7/Р во вторую боевую смену четвертым по списку. Присвоенные личному

составу боевые номера заносятся в табель нумерации.

У курсантов, Мичманов, старшин и матросов, проходящих практику на кораблях, перед первой цифрой (буквой) боевого номера ставится ноль, например: 0Р-2-13.

Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности. Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности.

Высота цифр и букв номера, нашиваемого на рабочую одежду, долж­на быть 30 мм.

Книжка ’’Боевой номер” . Для того чтобы матрос, старшина, мичман, прибыв на корабль, мог быстро изучить свои обязанности по всем кора­бельным расписаниям, каждому из них выдается книжка ’’Боевой номер”. Она представляет собой выписку из корабельных расписаний для одного лица. В ней указывается: боевой 4 номер, место и обязанности но всем корабельным расписаниям, должность, номер закрепленного личною оружия, противогаза (индивидуального дыхательного аппарата подвод­ника), номер кубрика (отсека), койки, шкафчика и т.п. Все записи в книжке ведутся от первого лица, четко и аккуратно. В заполненном виде книжка ’’Боевой номер” является документом строгой отчетности. При убытии владельца книжки из расположения части (например, в уволь­нение) книжка ’’Боевой номер” сдается лицам дежурной службы при получении увольнительной записки и возвращается при сдаче увольни­тельной записки.


1.4. Корабельные расписания

В целях распределения личного состава корабля по KП и БП для применения оружия и использования технических средств, а также для выполнения систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ составляются корабельные расписания.



В расписаниях указываются место действия (КП, БП, отсек* поме­щение, часть корабля), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные.

Боевые расписания. Боевые расписания предназначены для обеспе­чения твердой организации, четких и согласованных действий по приме­нению оружия и использованию технических средств в условиях боевой обстановки.

К боевым расписаниям относятся: j 7

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1);;

; - расписание по боевой готовности № 2;

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу; / расписание по борьбе за живучесть корабля;

; расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС);

Ш-"расписание по приему и сдаче боеприпасов; расписание корабельной подрывной команды; расписание по специальной обработке корабля.

а) лаа надводных кораблях:

V~ расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппа­рату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных ле­тательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и уборке тралов и охранителей;

Расписание по приготовлению и постановке мин;

^ - расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения;

б) на подводных лодках:

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополне­ния воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте.

В качестве примера рассмотрим некоторые боевые расписания. Расписание по боевой тревоге.

Это расписание является основным документом, определяющим ор­ганизацию корабля в бою. В нем указываются места и обязанности всего личного состава корабля в бою, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов, заместители (фамилии личного состава й их партийность записываются карандашом).

Распределение личного состава по КП и БП производится с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств.

Уставом предусматривается, что каждый офицер корабля должен иметь двух заместителей. Это положение относится к мичманам и старши­нам, выполняющим особо ответственные обязанности, а остальные мич­маны, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю.

Расписание по боевой тревоге дополняется схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обста-

3 Зак. 3016новкой, табелями КП, БП и нумерации личного состава и утверждается командиром соединения.

На ПЛ составляются два расписания по боевой тревоге:.

а) для подводного положения (основное расписание),

б) для надводного положения.

По сигналу ’’Боевая тревога” личный состав согласно расписанию занимает свои места на КП и БП и действует в соответствии с боевыми инструкциями, а корабль переводится в боевую готовность № 1, при кото­рой все оружие, технические средства и средства защиты от оружия мас­сового поражения (ОМП) изготавливаются к немедленному действию.

Расписание по боевой тревоге является основой всех других кора­бельных расписаний.

Расписание по боевой готовности №2. По боевой готовности № 2 оружие* технические средства и средства защиты от ОМП приготавливаются к бою, на всех КП и БП выставляется вахта в две или три смены.

В этом расписании указываются места и функции личного состава, назначаемого на вахту на КП и БII, а также должности офицеров, долж­ности и боевые номера мичманов, старшин и матросов каждой боевой смены. Боевая готовность № 2 устанавливается по команде ’’Боевая го­товность № 2. Такой-то боевой смене заступить”.

На ПЛ составляются два расписания по боевой готовности № 2: для подводного положения (основное расписание) и надводного положения,

К ним прилагаются схемы технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

Расписание по приготовлению корабля к бою и п о х о д у. Это расписание определяет места и обязанности всего личного состава по приготовлению корабля к боевым действиям. На ПЛ в этом расписании, кроме того, указываются обязанности личного состава по при­готовлению к погружению, при погружении и всплытии ПЛ. Расписание вступает в силу по сигналу ’’Корабль к бою и походу приготовить”.

Повседневные расписания определяют обязанности и места личного состава корабля при повседневной деятельности, а также при выполнении систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ,

К повседневным расписаниям относятся:

· расписание по заведованиям, по осмотру и проворачиванию ору­жия и технических средств;

· расписание по постановке (съемке) на якорь (швартовы, бочку); расписание по буксировке;

· расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопас­ных грузов на ходу;

· расписание по каютам и кубрикам для жилья;

· расписание по приборкам;

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках:

· расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергети­ческой установки (ГЭУ);

· расписание по зарядке аккумуляторных батарей; _

· расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях:

· расписание по затемнению;

· расписание по спуску и подъему плавсредств.

В качестве примера рассмотрим расписание по заведованиям, по ос­мотру и проворачиванию оружия и технических средств. Оно определяет заведование каждого матроса, старшины, мичмана и офицера на корабле, которое может состоять из устройств, вооружения и механизмов, участ­ков палубы и надстроек, помещений и т.п. В соответствии с расписанием личный состав корабля производит ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств, уход за заведованием, еженедельный и ежемесячный планово-предупредительные осмотры и ремонты. При состав­лении данного расписания соблюдается принцип включения в заведование членам экипажа той материальной части, которая используется (обслу­живается) ими согласно расписанию по боевой тревоге, а также, тех или. иных помещений и устройств, обслуживаемых в повседневных условиях.

Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний. Кроме того, в нее должны быть внесены:

1. Корабельная боевая схема, где на продольном разрезе корабля показываются расположение всех КП, БП, отсеков и других помещений корабля, а также расположение средств и линий внутрикорабельной связи.

2. Схема боевой организации корабля, на которой показываются только КП и БП с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

3. Схема повседневной организаций корабля.

4. Схема расположения и нумерация пожарных рожков,-огнетушите­лей, клапанов систем противопожарной и водяной защиты.

5. : 5. Маркировка водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий.

6. Схема расположения газонепроницаемых помещений корабля.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций, в ко­торых подробно излагаются обязанности личного состава по боевой тре­воге, по применению оружия и технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению. Кроме того, в них указыва­ются дополнительные обязанности по герметизации ^ корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, но химической тревоге и радиационной опасности, по специальной обработке корабля, санитар­ной обработке личного состава и по оказанию медицинской помощи ране­ным и пораженным. Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.

Боевая тревога - для ведения боя или фактического повы­шения боевой готовности.

Учебная тревога - для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге; при выполнении корабельных боевых упражнений и практическом применении оружия; для проведения корабельных бое­вых учений и тренировок на БП, в том числе по борьбе за живучесть с участием всего личного состава корабля; при погрузке и выгрузке бое­припасов; при выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкос­тей, плавании в сложных условиях; для экстренного приготовления кораб­ля к бою и походу. В остальных случаях - по решению командира кораб­ля. Одновременно с объявлением тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель.

В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкостей, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Аварийная тревога при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и в других аварийных ситуациях.

Химическая тревога - при угрозе или обнаружении хими­ческого или бактериологического заражения.

Радиационная опасность - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Боевая часть корабля

Боевая часть корабля

основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Боевая часть корабля" в других словарях:

    Авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и эксплуатации авиационно технических средств корабля и… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Боевая часть. Боевая часть наряду со службой, основное организационное подразделение экипажа кораблей советского и российского Военно Морского Флота, в ведении которого сосредоточены боевые… … Википедия

    Боевая часть (БЧ) корабля - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определённых задач и использования технических средств в бою и в повседневной жизни (штурманская БЧ, ракетно артиллерийская, минно торпедная, связи и т. д.).… … Словарь военных терминов

    БОЕВАЯ ЧАСТЬ - (БЧ), осн. организационное подразделение экипажа корабля, предназнач. для выполнения определ. задач и использования техн. средств в бою и в повседнев. службе. В зависимости от ранга и класса корабля м. б. БЧ: штурман. (БЧ 1), ракет. (ракетно арт … Энциклопедия РВСН

    Часть экипажа корабля, несущая вахту на командных пунктах и боевых постах. Обычно весь личный состав корабля разбит на три боевых смены EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    Боевая тревога в военном деле сигнал (команда), по которому подразделение (часть, корабль, соединение) немедленно приводится в полную боевую готовность. Подается для немедленного вступления в бой или повышения уровня боевой готовности.… … Википедия

    Боевая смена - часть личного состава корабля (мичманы, старшины, матросы), находящаяся в соответствии с его боевой организацией на КП и боевых постах и выполняющая обязанности согласно объявленной боевой готовности в течение установленного времени. На корабле… … Словарь военных терминов

    Остойчивость корабля - ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ, способность его плавать на водѣ въ прямомъ положеніи и возвращаться въ него послѣ прекращенія дѣйствія внѣшн. причины, измѣнившей первонач. положеніе равновѣсія судна. Различаютъ поперечную О. при наклоненіяхъ вокругъ… … Военная энциклопедия

    АВ авианосец. АВ арктический воздух. кАВ континентальный арктический воздух. мАВ морской воздух. АВТР авиатранспорт. АГ агентурная разведка. АКС английская кубическая сажень. AM аэродром морской авиации. АОМ морской оперативный аэродром. АПП… … Морской словарь

    Вице адмирал Кулаков … Википедия


Нет на корабле человека, лучше знающего корабль, его корпус, механизмы, двигатель или силовую установку, основные и вспомогательные корабельные системы, все, что называется «устройство корабля». Этот человек – командир электромеханической боевой части, «дед», «стармех».

Интересно, что на гражданских судах малого и среднего водоизмещения иностранных флотов к категории «офицеры» относятся два члена команды – капитан и старший механик.

На военном корабле должность командира БЧ-5 почетна, уважаема, но и обязывает ко многому.

Во-первых, от механиков зависит, даст ли корабль ход и в каких пределах; погрузится ли на заданную глубину подводная лодка и как долго сможет эту глубину выдерживать; в сколь комфортных условиях будет находиться экипаж; достаточно ли будет пресной воды, электроэнергии.

Во-вторых, командир электромеханической боевой части несет прямую ответственность за эксплуатационную безопасность корабля, а в случае получения кораблем повреждений он со старпомом возглавляет борьбу за живучесть корабля. От его знаний, опыта, решительности зависит судьба корабля и жизнь экипажа.

В-третьих, он возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда, как правило, входят три дивизиона (движения, живучести и дизель-электрический) и множество групп, команд, отделений.

Все молодые офицеры, сдавая зачеты на допуск к управлению подразделением, вахтой, отсеком проходят через суровый экзамен стармеха по устройству корабля. И редко кому удается миновать этот экзамен с первого «захода»: у «деда» припасено много «заковыристых» вопросов. А мудрый и рассудительный, суровый дед может внезапно «схохмить», и приходится лейтенанту вечера коротать в практическом изучении и того или иного отсека или механизма. Недобро поминается при этом «дед», но зато добром вспомнится пройденная наука в экстремальной ситуации, когда нет времени на раздумья, перелистывание схем и чтение учебников.

Во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля, эксплуатации корабельных систем, командир БЧ-5 – начальник для всего личного состава корабля.

Командир боевой части (начальник службы) корабля

Командир боевой части (службы) корабля подчиняется командиру корабля, является прямым начальником всего личного состава боевой части (службы) и отвечает:

За боевую готовность боевой части (службы), успешное выполнение поставленных задач, сохранность и эксплуатацию оружия, технических средств, средств борьбы за живучесть, средств связи, секретных документов и имущества боевой части (службы);
- за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава;
- за подготовку личного состава боевой части к борьбе за живучесть корабля, оружия и технических средств, выполнению мероприятий ядерной, радиационной и химической безопасности;
- за снабжение корабля (боевой части, службы) соответствующими видами довольствия, их учет, законное и экономное использование;
- за организацию специальной дежурной и вахтенной служб в части касающейся;
- за поддержание внутреннего порядка в боевой части (службе);
- за ведение эксплуатационной и отчетной документации в боевой части (службе).

Командир боевой части (начальник службы) обязан:

Знать оружие и технические средства боевой части (службы), управлять боевой частью (службой) при выполнении боевых задач, совершенствовать свои знания по специальности;
- организовывать эксплуатацию оружия, боеприпасов, технических средств и имущества своей боевой части (службы), лично проверять один раз в месяц их состояние и учет;
- руководить боевой подготовкой, проводить частные и общие учения в боевой части (службе), занятия с подчиненными офицерами, мичманами и старшинами;
- организовывать подготовку руководителей занятий и учений, проверять знания и практические навыки подчиненных, готовить их к несению корабельной и специальной дежурной и вахтенной служб;
- руководить приемкой запасов, контролировать их наличие, правильность хранения и расходования согласно установленным нормам;
- поддерживать внутренний порядок в боевой части (службе), контролировать содержание находящихся в заведовании боевой части жилых и служебных помещений;
- контролировать расстановку личного состава боевой части (службы) по корабельным расписаниям и докладывать старшему помощнику командира предложения о необходимых изменениях;
- контролировать выполнение личным составом боевой части (службы) требований безопасности при проведении занятий, учений и работ с оружием и техническими средствами;
- составлять ремонтные ведомости и рекламации, контролировать ход ремонта, проводимого ремонтными предприятиями и руководить ремонтом, производимым силами личного состава; организовывать ведение документации в боевой части (службе);
- ежедневно обходить объекты заведования боевой части и в назначенное командиром корабля и флагманским специалистом время докладывать старшему помощнику командира и флагманскому специалисту соединения о выполнении суточного плана, наличии секретных документов (техники), происшествиях за день и о планируемых мероприятиях в боевой части (службе) на следующие сутки; руководить приготовлением боевой части (службы) к бою и походу;
- осуществлять отбор кандидатов на военную службу по контракту и для поступления в военно-учебные заведения; своевременно проводить мероприятия по метрологическому обеспечению оружия и технических средств боевой части (службы).

Командир боевой части (начальник службы) при обнаружении неисправности оружия, технических средств, недостачи секретных документов (техники), немедленно доложить командиру корабля и флагманскому специалисту соединения и принять все зависящие от него меры к ликвидации неисправностей (поиску).

При аварии корабля командир боевой части (начальник службы) руководит борьбой за живучесть корабля в своем подразделении.

При принятии командиром корабля решения о оставлении корабля он определяет очередность прекращения работ и оставления личным составом командных пунктов и боевых постов.

Во время постройки (модернизации) корабля командир боевой части (начальник службы) изучает сам и организовывает изучение подчиненными оружия и технических средств боевой части (службы).

Командир боевой части (начальник службы) выполняет указания флагманского специалиста своего и вышестоящего соединений, касающиеся боевой подготовки, воспитания, поддержания воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, организации службы, боевого использования и эксплуатации оружия и технических средств. О полученных указаниях он обязан доложить командиру корабля.

Командир боевой части, исполняющий по совместительству обязанности флагманского специалиста соединения, от выполнения своих служебных обязанностей на корабле не освобождается.

Специальные обязанности командиров (начальников) и других должностных лиц боевых частей (служб) предусматриваются правилами организации службы соответствующих боевых частей (служб).

Кажется, что невозможно одному человеку освоить все корабельные инструкции, описания, чертежи, схемы, правила эксплуатации и многое другое; а «деду» это удается. При этом он становится чуточку волшебником – любой «отказавший» механизм, стоит к нему прикоснуться «деду», оживает, прилаживается к работе и работает – по крайней мере, до прихода в базу.

Но и в базе командиру БЧ-5 нет покоя – корабельные механизмы продолжают функционировать, пусть и в режиме «по-швартовому», или «по-якорному», или по другим корабельным написаниям. Главную энергетическую установку надо привести в безопасное состояние, запустить в работу и проверить вспомогательные механизмы. «БЧ-люкс отпустят раньше, как обычно. БЧ-5 отпустят позже, как всегда…», - поется в одной флотской песенке. Вот почему «для механика - что война, что не война, все едино!».

Но и среди «механических» специальностей существуют определенные градации: так, на кораблях, оснащенных атомными силовыми установками, сложнее всего приходится командиру дивизиона движения, ведь он ответственен за ядерный «котел», да и за все остальное «железо», которое крутит винты. А вот командиру дизель-электрического дивизиона полегче – его заведование считается вспомогательным, да и не столь объемным. Командиру дивизиона живучести трудно всегда – цистерны, отливные и осушительные, трюмные и прочие магистрали, спасательные устройства – на его плечах.

Командир дивизиона боевой части

Командир дивизиона боевой части подчиняется командиру боевой части и является прямым начальником всего личного состава дивизиона.

Командир дивизиона боевой части отвечает:

За боевую готовность дивизиона, выполнение поставленных задач, за сохранность и эксплуатацию оружия и технических средств;
- за строгое соблюдение правил пользования секретными документами дивизиона и их сохранность;
- за боевую и специальную подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава, за внутренний порядок в дивизионе.

Командир дивизиона боевой части несет ответственность за отработку действий военнослужащих, приходящих из других боевых частей и служб для выполнения обязанностей на боевых постах дивизиона.

Командир дивизиона обязан:

Знать оружие и технические средства дивизиона;
- руководить боевой подготовкой и воспитанием личного состава дивизиона;
- лично проводить занятия с офицерами, мичманами и старшинами дивизиона, проверять их знания и практические навыки; проводить общие учения дивизиона, контролировать проведение частных учений его подразделений и организовывать индивидуальную подготовку в дивизионе;
- обеспечивать сохранность и организовывать эксплуатацию оружия, боеприпасов, технических средств, средств борьбы за живучесть и имущества дивизиона, лично проверять два раза в месяц их состояние и учет;
- составлять ремонтные ведомости, контролировать ход ремонта, проводимого ремонтными предприятиями, и руководить ремонтом, выполняемым личным составом дивизиона;
- руководить содержанием находящихся в заведовании дивизиона жилых и служебных помещений и ежедневно обходить их;
- контролировать соответствие корабельных расписаний дивизиона фактическому наличию личного состава и о всех необходимых изменениях и дополнениях докладывать командиру боевой части;
- обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности при проведении занятий, учений и работ с оружием, техническими средствами и имуществом, соблюдения правил обращения с секретными документами (техникой);
- при обнаружении неисправности оружия, технических средств, недостачи секретных документов и техники немедленно докладывать командиру боевой части и принимать все зависящие от него меры к ликвидации обнаруженных неисправностей (поиску);
- организовывать подготовку подчиненных к несению службы корабельных нарядов;
- руководить приготовлением дивизиона к бою и походу;
- своевременно проводить мероприятия по метрологическому обеспечению оружия и технических средств дивизиона.

Командир дивизиона при аварии корабля руководит борьбой за живучесть в своем подразделении.

Командир дивизиона, освоивший «смежные» специальности, сдавший необходимые зачеты и получивший допуск к самостоятельному исполнению вышестоящей должности, назначается «старшим механиком», «дедом».

На подводных лодках существовала традиция: командир электромеханической боевой части носил на кителе командирскую «лодочку» - нагрудный знак, свидетельствующий о допуске к самостоятельному управлению подводной лодкой. Этим подчеркивалось особое уважение к должности и обязанностям «деда».

Посвящаю Галине Северинчик (Муковоз),
вдове командира БЧ-5 подводной лодки

Одним из самых близких моих сослуживцев на подводной лодке Б-63 был командир БЧ-5 Абдрахман Сайпулаев. Как занесло на флот этого уроженца Дагестана, мне неведомо. Он никогда об этом не рассказывал. Но вот на Дальний Восток уж его точно послало командование. Как и многие офицеры, он снимал квартиру во Владивостоке, проживая с молодой женой. Когда в их семье наметилось пополнение, они получили квартиру в малосемейке для офицерского состава недалеко от бухты Малый Улисс. Незадолго до того, как я пришел служить на эту лодку, у Сайпулаева родился сын. Он назвал его Гамзатом, в честь популярнейшего в Дагестане поэта Расула Гамзатова.

В том 1971 году на подводную лодку, которая после 15 лет эксплуатации заканчивала почти трехлетний ремонт в 178 заводе Владивостока, пришло сразу 4 молодых офицера. Я, начальник медицинской службы, приехал первым, потом добрались и остальные, два торпедиста и механик, непосредственный подчиненный Сайпулаева, лейтенант Володя Белов. Он полностью соответствовал своей фамилии – был блондин со светло-голубыми глазами, которые становились совершенно бесцветными, когда он выпивал. Был он невысокого роста, как и его командир БЧ-5 Сайпулаев. Тот тоже был коренастым, с черными волосами и с бородкой. Командир БЧ Сайпулаев и командир группы движения Белов были полной противоположностью не только внешне. Темпераментный, юркий как ртуть Абдрахман и меланхоличный Владимир. Эта медлительность подчиненного часто вызывала раздражение у Сайпулаева. Но подчиненных, как Родину и родителей, не выбирают, с ними работают, воспитывают.

Мне, как и всем прибывшим на службу офицерам, надлежало в месячный срок сдать зачет на самостоятельное управление службой или боевой частью. Надо было очень много знать и обо всем рассказать членам комиссии. И устройство подводной лодки, и всякие наставления по борьбе за живучесть, и уставы, и еще много всяких разных руководящих приказов и наставлений. И это помимо знаний, связанных с оказанием медицинской помощи. Но последнее касалось только меня. Для всех других офицеров, которые 5 лет учились в стенах военных училищ, все это было знакомо. А вот для меня, выпускника гражданского медицинского института, это была тайна за семью печатями. И её надо было узнать.

Ну кто, как не командир электро-механической боевой части, мог лучше всех рассказать устройство подводной лодки? Недаром у него на кителе есть значок в виде маленькой подводной лодки со звездой. Это знак того, что он имеет право командовать подводной лодкой и знает, как это делать. Но я боялся к Сайпулаеву подойти. И не потому, что он мне отказал в чем-то. Наоборот, он сразу понравился своей доброжелательностью и улыбчивостью. Просто он был самый занятый в нашем экипаже человек. То он шел куда-то вместе со строителем (так называют инженера, которые отвечает за ремонт объекта, т.е. нашей лодки), то с военпредом, то отвечал на вопросы каких-то рабочих или инженеров, то подсказывал матросам и старшинам, как лучше сделать то или другое. И всем он был нужен в каждую минуту. И я решил, что буду иногда, когда он делал обход подводной лодки, ходить за ним следом и мотать на ус. Так и начал делать. Кое-что узнавал из разговоров Сайпулаева с людьми, кое-что он мне мимоходом пояснял, что-то показывал. Ведь все многочисленные трубопроводы на дизельных лодках видны, они в большинстве своем проходят через все отсеки лодки. Ну а дизель от электромотора я мог отличить и сам.

Со временем Абдрахман привык к моему присутствию за спиной, и даже звал с собой, когда считал, что я узнаю что-то новое по устройству подводной лодки. А когда нашу лодку поставили в плавучий док и стали снимать наружную обшивку, чтобы часть заменить новыми листами, я смог увидеть и то, что обычно скрыто за обшивкой легкого корпуса субмарины. И по-прежнему гидом для меня был Сайпулаев. Я первый сдал на самостоятельное управление службой среди всех пришедших в это лето в 4-ю бригаду подводных лодок, и во многом благодаря помощи моего старшего товарища Абдрахмана Сайпулаева.

Получив в первый раз денежное довольствие, все молодые офицеры должны были «прописаться» в экипаже. Т.е. повести всех офицеров в ресторан «Зеркальный» недалеко от нашей береговой базы, на площади Луговой во Владивостоке. Нас было четверо, поэтому вся эта процедура растянулась на 4 месяца. Не все офицеры могли пойти в ресторан, по-моему, лишь один раз ходил на «прописку» командир лодки Сергиенко В.К. Но Сайпулаев ходил на все. В то время денежное довольствие на флоте выдавали 14 числа, и лишь подводникам на день раньше – 13. Поэтому в этот вечер в ресторанах Владивостока «гудели» только подводники. У остальных флотских денег на ресторан не было. И это было хорошо, всегда можно было заказать столики для всех своих офицеров. Обычно в ресторанах рядом сидели гражданские моряки, пришедшие с морей с толстыми пачками денег, и швыряли ими направо и налево. Это очень не нравилось Сайпулаеву, и почти каждый раз все заканчивалось дракой. Ему, горячему представителю Дагестана, где все виды борьбы известны и популярны, ничего не стоило спустить гражданского моряка со второго этажа ресторана «Зеркальный», где был зал.

Однажды Абдрахман пригласил нас с Володей Беловым на день рождения своего сына, которому исполнился 1 годик. Забавный черноволосый и черноглазый малыш, красивая, восточного типа жена, которая приготовила сказочное угощение. В основном были традиционные блюда дагестанской кухни, очень неожиданные и удивительно вкусные. Я, как уже имеющий опыт отец, взял на руки Гамзатика, как его звал Абдрахман, и посюсюкал, сделал козу, как обычно делается в русских семьях. Видимо, в Дагестане так не принято, поэтому и ребенку, и его родителям это очень понравилось. Вечер прошел замечательно, и наши отношения с Сайпулаевым стали еще ближе.

Подводная лодка закончила ремонт, начались заводские испытания. Наш очень молодой и некрепко сколоченный экипаж, где большинство молодых матросов и старшин не выходили в море, вызывал беспокойство и у командира, и у Сайпулаева. Ведь от того, как будут действовать его подчиненные, зависит, сможет ли субмарина отойти от пирса, отдифферентоваться, дать надводный ход под дизелями и подводный ход под электромоторами. Погрузиться и всплыть, наконец. Чувствовалось его волнение. Я ощущал это по его командам, когда он проводил «подготовку корабля к бою и походу» вместо традиционного утреннего «проворачивания оружия и технических средств». Голос звучал как-то громче и четче обычного. Я, как командир второго отсека, стоял у динамика общекорабельной связи и, получая команду из центрального поста, повторял её подчиненным в отсеке. А по выполнению приказа докладывал в центральный. Но тревоги Сайпулаева были напрасны. Несколько пришедших с других подводных лодок опытных старшин на должности трюмных, дизелистов и электриков помогли ему сделать из вчерашних салаг более-менее умелых матросов.

Сайпулаев был знающий и требовательный офицер. Как коммунисту, ему поручили проведение политзанятий среди личного состава. И он очень умело это делал. Мне наш замполит рекомендовал поучиться у Абдрахмана, когда и меня назначили пропагандистом. Но вот его непосредственный подчиненный Володя Белов доставлял ему больше хлопот, чем все подчиненные БЧ-5, вместе взятые. Бывают такие неудачливые люди. Не буду перечислять все, что за первый год службы случилось с моим сослуживцем Беловым, мы с ним были более близки, чем с другими офицерами. Видимо, нас сближал Абдрахман, который часто просил меня оказать ему помощь в перевоспитании своего командира группы движения. Общими усилиями нам это удалось. Белов стал более собранным и ответственным, к нему стало меньше замечаний и от командира лодки, и от Сайпулаева. Взрослел офицер.

В эту пору среди механиков подводных лодок было популярно стихотворение, написанное курсантами училища подводного плавания в городе Пушкине под Ленинградом. Там писалось о тяжелой доле командиров БЧ-5. Я уже не помню много слов из этого стихотворения, лишь самое начало и конец. Начиналось оно так: «В древней солнечной Элладе, а точней в Афинограде, на заре античных лет жил мудила Архимед. Как-то раз он поднабрался, еле до дому добрался. И в бассейн тут наш мудрец, освежиться что б, полез. Смотрит он в хмельном бреду философски на елду. На земле она свисает, а в воде наверх всплывает. С криком «Эврика» вскочил и такой закон открыл: «На погруженное тело, как оно бы не хотело, давит сила по подъему, равная его объему». Сей закон довел людей до подводных кораблей».

Стихотворение длинное, там упоминаются и Джевецкий, и Якоби, и другие создатели «потаенного» судна. И все не очень добрыми словами. В заключение несколько последних строк из него: «Только лег поспать тут малость, так и есть, опять сломалось. То пожарчик, то вода, то другая ерунда. И куда не оглянись, хоть убейся, хоть топись! А виновник этих бед был мудила Архимед». Мне трудно было судить о художественной ценности этого стихотворения, но что у механиков на подводной лодке нелегкая доля, я полностью согласен. Недаром командир БЧ-5 имел звание лишь на 1 ступень меньше командира подводной лодки, в то время как другие офицеры на 2-3 ступени.

Мы, офицеры из других боевых частей и служб, должны знать устройство подводной лодки в общих чертах, и чуть лучше свой отсек. Командир БЧ-5 должен знать на лодке все! Где и как проходят разные трубопроводы, где есть клапана, вентили, рычаги и другие устройства, как они устроены, как можно их отремонтировать в случае поломки. И не только знать, но и донести эти знания до каждого своего подчиненного, отработать у них до автоматизма все действия, как в штатных ситуациях, так и в аварийных. Авария на субмарине может развиваться стремительно, и минутное промедление может привести к трагедии. И главное – довести до каждого матроса, что мелочей на подводной лодке не бывает, каждое неправильное действие чревато серьезными последствиями. На моей памяти было два таких случая, когда молодые матросы не выполняли команды старшего или проявляли ненужную самостоятельность.

Первый случай произошел в первый год моей службы, во время ходовых испытаний. Чтобы вечером не идти в базу, а на утро опять выходить в море, лодка вставала на якорь в проливе Босфор Восточный, который отделяет остров Русский от материка. Утром проводилось «проворачивание оружия и технических средств». Я, как обычно, находился у динамика общекорабельной связи. И вдруг после одной из команд услышал испуганный голос Сайпулаева, который даже выматерился, что на него было не похоже. Когда все закончилось, и я вышел в соседний, третий отсек, где находится центральный пост, то увидел Сайпулаева, на котором лица не было. На мой вопрос, что случилось, он ответил, что чуть мы не пошли на корм рыбам. Оказалось, что молодой матрос, который по штатному расписанию находится в трюме третьего отсека и отвечает за несколько механизмов, отрапортовал, что открыл клапан вентиляции цистерны быстрого погружения, а на самом деле этого не сделал. А Сайпулаев дал в эту цистерну сжатый воздух. И не низкого давления, а высокого, 200 атмосфер, как положено. Хорошо, что сработал аварийный клапан, и давление ушло в атмосферу. Лодка после ремонта, и клапан не закис. А так подводная лодка могла быть разорвана на две части и пошла бы ко дну.

Второй случай не мог в обычных условиях привести к трагедии, но во время войны или аварийной ситуации запросто. Молодой матрос, штурманский электрик, впервые нес вахту в боевой рубке. Ему за шиворот капала вода из-под верхне-рубочного люка. Он взял что-то тяжелое и затянул потуже кремальеру люка. Капать перестало. Но потом, когда лодка всплыла, и на люк снаружи перестало действовать давление воды, командир открыть люк не сумел. Пришлось погружаться на глубину, отдавать кремальеру и снова всплывать. А если бы в лодке заканчивался запас кислорода для дыхания или сжатого воздуха для продувания цистерн? Можно только догадываться, что бы произошло. И вот за всех своих многочисленных подчиненных нес ответственность командир электро-механической боевой части, т.е. Абдрахман Сайпулаев.

Мы были очень рады, когда Сайпулаеву в положенный срок присвоили очередное звание капитана 3 ранга. Как обычно, отметили это событие в «Зеркальном». На этот раз Абдрахман обошелся без драки. Все же он стал уже старшим офицером, «кап-три». Остепенился. Но только на людях, среди подчиненных. А так он оставался простым мужиком из дагестанского аула, очень доброжелательным ко всем. Умелым командиром БЧ-5, механиком, которые провел нашу субмарину через все трудности плаваний, в том числе и во время несения боевой службы, так называемой «автономки».

P.S. Через много лет после увольнения в запас я услышал знакомую фамилию Сайпулаева из уст одного гражданского моряка, выпускника Дальневосточного инженерного мореходного училища. Случилось это при следующих обстоятельствах. Мои друзья пригласили меня покататься на яхте, которая принадлежала как раз этому учебному заведению. Небольшая яхта «Командор Беринг». У трапа нас ждал крепкий мужчина примерно моих лет в форменной куртке моряка с множеством лычек на погонах. Оказался, что это проректор училища прибыл проводить нас в плавание и дать напутствия экипажу яхты. В разговоре я упомянул, что три года плавал на подводной лодке. И когда сказал номер её, проректор заулыбался. Оказалось, он за год до меня проходил на лодке практику, будучи курсантом училища, и Сайпулаев был его наставником. Мы очень тепло вспомнили этого горячего дагестанца, военного моряка, подводника. Как тесен мир, и в нем бывают самые неожиданные встречи. Жаль, что ни с самим Абдрахманом, ни с его сыном Гамзатом случай меня так и не свел.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»