Как установить связь слов в предложении. Виды связи слов. Морфологические методы связи предложений

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

У КОСТРА.

2. Федя несёт из леса хворост .
3. Ванюша смотрит на огонь.
4. Вася рассказывает товарищам о поездке в пионерский лагерь.

Несёт что? - Несёт хворост. Откуда несёт? - Несёт из леса .

Упражнение 133. Укажите при помощи вопросов, какие слова связаны между собой по смыслу в 3-м и 4-м предложениях статьи "У костра".

Упражнение 134. Спишите и обозначьте дугами, как дано у образце, связь слов между собой по смыслу.
Ставьте от одного слова к другому вопросы.

Солнце золотило
золотило верхушки
верхушки деревьев.

2. Утренний ветерок веял прохладой.
3. Густой туман поднимался над рекой.
4. На траве серебрилась роса.
5. Звонко пели жаворонки.
6. Колхозники выехали в поле.

Упражнение 135. Из данных слов составьте предложения; слова, обозначающие действие предмета, придумайте сами по смыслу.

Мальчики, костёр, у ручья.
Наташа, бельё, речка.
Дедушка, пчельник, ульи.
Ваня, огород, грядки.
Дети, гора, салазки.
Листья, с деревьев, осенью.
Пастух, на лугу, стадо.
Пионеры, на лыжах, по лесу.
Школьники, на экскурсию, в музей.

Упражнение 136. При помощи вопросов установите, с каким другим словом связано каждое слово в данных предложениях.

1. Собака побежала по аллее сада. 2. Белка спрыгнула с дерева на землю. 3. Настя опустила письмо в почтовый ящик. 4. У стены стояла длинная скамейка. 5. Сегодня идёт мелкий дождь. 6. С поля приехал тракторист. 7. Сестра учится в медицинском институте. 8. Колхоз собрал богатый урожай.

Упражнение 137. Перепишите каждое предложение отдельно и дугами обозначьте, какие слова связаны между собой но смыслу.

Месяц тихо плыл над землёй.
В избах засветились яркие огоньки.
Стальная птица легко оторвалась от земли.
Плотники строили дом.
По реке плыл пароход.

Упражнение 138. Прочитайте и объясните какие слова с какими связаны в данных предложениях по смыслу. Выпишите слова парами и поставьте вопросы от одного слова к другому.

Золотые полосы протянулись по небу.
В оврагах клубятся пары.
Жаворонки звонко поют.
Подул предрассветный ветер.
Тихо всплывает багровое солнце.
Стадо потянулось из деревни.
Чибисы с криком вьются над болотом.

10. Нераспространённое предложение.

Дождь кончился. Выглянуло солнце. Трава высохла.
Запели птицы. Зажужжали насекомые.



Назовите в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Упражнение 139. Составьте и запишите простые нераспространенные предложения, в которых подлежащим были бы следующие слова:

1. Весна. Деревня. Улица. Дети. Берёзы. Скворец.
2. Вечер. Солнце. Заря. Туман. Роса. Стадо. Хозяйка. Звёзды.

Образец: Птицы поют.

Упражнение 140. Составьте по картинке несколько предложений из двух слов: подлежащего и сказуемого.

На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?

Упражнение 141. При списывании к данным подлежащим подберите сказуемые.

Почки... , листья..., цветы..., (распустились, набухли, развернулись ).
Пчёлы... , бабочки..., муравьи... (ползут, жужжат, порхают ).
Ласточки..., вороны..., грачи..., воробьи..., лягушки... (зачирикали, закричали, закаркали, заквакали, защебетали ).

Упражнение 142. Прочитайте рассказ "Дедушка" и выпишите из него нераспространённые предложения.

Настало лето. Дедушка повеселел. Манит его летом тенистый лес. Любит дедушка бродить по лесу. Все там ему нравятся. Птицы поют. Деревья шумят. Знает он, где какой гриб родится, где какая ягода растёт. Ещё до восхода солнца встанет дедушка, перекинет через плечо лукошко и зашагает к лесу.

Упражнение 143. Составьте нераспространённые предложения, в которых сказуемыми были бы следующие слова;

шумит, качаются, скрылось, полил.

Упражнение 144. Спишите и подчеркните в предложениях подлежащие.

Солнце село. Зажглись звёзды. Наступила ночь. Восходит луна. Вдали мелькают огоньки деревни. Подул лёгкий ветерок.

Упражнение 145. Спишите и подчеркните в предложениях сказуемые.

Настала осень. Над рекой стелется туман. Дует резкий ветер. Над садами кричат галки. Мокрый снег кружится в воздухе. Люди надели тёплую одежду.

Упражнение 146 . Спишите и перед каждым подлежащим поставьте вопрос кто? или что?

Поднялась страшная вьюга. Деревья гнулись под тяжестью снега. С одной горы сорвалась огромная снежная глыба. Раздался сильный грохот. Глыба быстро неслась вниз.

Упражнение 147. Спишите и перед каждым сказуемым Поставьте по смыслу вопрос.

Пришли дети в лес. Иней посеребрил деревья. Вот стайка синиц разместилась на берёзе. Скачут по веткам зяблики. Белка сидит на ветке сосны. Издали доносится стук дятла.

Упражнение 148. Спишите и дугами соедините подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Ярко светит солнышко. Снег оседает. Ожили мухи за окном. Чернеет дорога. На вербе набухают почки. Воробьи занялись устройством гнёзд. На бугре у речки появилась первая проталинка.

Упражнение 149. Из каждого предложения данной статьи выпишите подлежащее вместе со сказуемым.

Под горою раскинулось озеро. Падает роса на траву. В избах на берегу засветились огоньки. Рыбаки разожгли костер у самой воды. Вспорхнула испуганная пташка. Зазвенел от ветерка камыш. Рыбка всплеснулась в воде. Над озером встаёт белый туман. Даль темнеет.

11. Распространённое предложение.

Ученики сидят (где?) в классе .
Колхозник поехал (куда?) в город .
(Когда?) Сейчас мы читаем .
Я читаю (к а к?) вслух .
Учитель спрашивает (кого?) ученика.
Наступило (к а к о е?) жаркое лето .
Созрел (какой?) обильный урожай .

Как называются выделенные слова?
Какие члены предложения они поясняют?

С гор (откуда бегут?) - второстепенный член
бегут (ручьи) -сказуемое
проворные (какие ручьи?) - второстепенный член
ручьи (бегут) -подлежащее

Упражнение 150. Прочитайте рассказ. Что значат выражения: Заря запылала пожаром и Воздух наливается мглою ? Выпишите из рассказа сначала нераспространённые, а потом распространённые предложения.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Наступает вечер. Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни.

Упражнение 151. Данные нераспространённые предложения сделайте распространёнными при помощи вопросов.

Дровосек рубит (что? где? чем?)... .
Волк утащил (откуда? кого? какого?)... .
Рыбаки ловят (что? чем? где?)....
Стадо пасётся (где?)... .
Ребята побежали (куда? с чем?)... .

Упражнение 152. Распространите следующие предложения, добавляя новые слова, какие подойдут. Запишите эти предложения.

Туча пронеслась.Затих ветер. Повеселели деревья. Зазеленела трава. Запели птицы.

Упражнение 153. Разберите предложения; укажите в них главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены.

Наступило лето. Кончились учебные занятия. Пионеры выехали в лагерь. Он находится в живописной местности. Весело живут ребята. Целый день звучат громкие песни. Часто помогают пионеры соседнему совхозу.

Упражнение 154. Прочитайте предложения и поставьте вместо точек вопросы какой? какая? какое? какие? к второстепенным членам, поясняющим подлежащее.

1. У костра сидела (...) большая собака. 2. В вазе было (...) сладкое варенье. 3. В саду растёт (...) стройный тополь. 4. На берегу реки стояла (...) ветхая избушка. б. За деревней было (...) большое озеро. 6. В корзинке лежали (...) вкусные яблоки. 7. Прибыл (...) вечерний поезд. 8. В саду росла (...) высокая (...) густая трава. 9. На Красной площади колыхались (...) красные флаги. 10. На стене висит (...) красивая картина.

Упражнение 155 . Прочитайте предложения и укажите второстепенные члены, поясняющие сказуемые и отвечающие на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о ч ё м?

1. Дети прочитали сказку о лисе. 2. Мама подарила Тане игрушку. 3. Двор покрылся снегом. 4. Пожарники залили огонь водой. 5. Товарищ принёс Коле книгу, 6. Дедушка работает сторожем. 7. Ученики писали сочинение о зиме. 8. Мастер починил станок.

Упражнение 156. Спишите предложения и ставьте вместо точек вопросы к второстепенным членам: где? куда? откуда? когда? как?

1. Лодку спустили (...) на реку. 2. Вася учится (...) отлично. 3. Орёл летает (...) быстро. 4. Птенчик упал (...) из гнезда. 5. Смуглый мальчик сидел (...) у окна. 6. Мы идём (...) в кино. 7. Отец приедет (...) завтра. 8. Серёжа выпустил чижа (...) на волю. 9. Дети возвратились (...) из школы.

Упражнение 157. Прочитайте и разберите данные предложения; укажите в них второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Юные натуралисты собираются на экскурсию.
Тёмные тучи заволокли небо.
Глухо стонет тёмный лес.
По оврагу вьется небольшой ручеёк.
У лесной опушки рссла стройная берёзка.
Задумчиво шумят могучие сосны.

Упражнение 158. Разберите данные предложения и укажите в них второстепенные члены, поясняющие сказуемое, а также относящиеся к другим второстепенным членам.

Старик ловил неводом рыбу. Народ идёт по широкой улице. Качусь я в санках по горе крутой. На солнце искрится снежок. Гурьбой ребятишки на речку бегут. В роще поют птицы.

Вопросы для повторения.

Какие члены предложения называются главными?
Какие члены предложения называются второстепенными?
Какие предложения называются нераспространёнными?
Какие предложения называются распространёнными?
На какие вопросы отвечает подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечает сказуемое? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое? Приведите примеры.

12. Повторительные упражнения на пройденное
о распространённых и нераспространённых
предложениях.

Упражнение 159. Нераспространённые предложения сделайте распространёнными, добавив второстепенные члены.

Наступает весна. Солнце светит. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет трава.

Упражнение 160. Распространите данные предложения и запишите их.

Взошло солнце. Блестит роса. Белеет туман. Идёт стадо. Трактор гудит. Звенят жаворонки. Мелькают ласточки.

Упражнение 161. Прочитайте и укажите, какие из данных предложений нерапространённые и какие распространённые; укажите в распространённых предложениях главные и второстепенные члены.

а) Настало утро. Пробудился бор. В золото оделись вершины снежных гор.
б) Ревела буря. Дождь шумел. Во мраке молнии блистали. Беспрерывно гром гремел. Ветры в дебрях бушевали.
в) Солнце заходит. Белеет туман над рекою. Медленно мгла покрывает окрестность.
г) Пришла зима. Ударили сильные морозы. Завыли метели.

Упражнение 162. Спишите рассказ и вставьте вместо вопросов в скобках недостающие второстепенные члены.

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ.

Ребята пошли (куда?). Они взяли (что?). Вот каждый закинул (что?). Скоро у Пети поплавок погрузился (куда?). Петя быстро поднял (что?). Окунь блеснул (где?), но сорвался (с чего?) и упал (куда?).

Упражнение 163. Прочитайте предложения и ответьте. Какие члены предложения поясняют выделенные слова.

1. Я пишу новым пером .
2. Пошёл старик к синему морю.
3. Отец купил Васе новые коньки.
4. Ребята слепили снежную бабу .

Упражнение 164. Прочитайте предложения о весне в левом н правом столбиках. Какая между ними разница? Какие предложения полнее?

Грамматический разбор.

Мальчик ведет лошадь к водопою.

1. Определите, какое это предложение: нераспростронённое или распространённое?
2. Какие слова в данном предложении связаны по смыслу?
3. Найдите главные члены.
4.Что поясняют второстепенные члены: подлежащее или сказуемое?

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

  • формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Учитель: Ломакина Г.М.

Класс: 2 –б МБОУ СШ №5 г. Архангельск

Тема: «Связь слов в предложении».

Цель темы : учить детей устанавливать связь слов в предложении

Тип урока : открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

На основе имеющихся знаний систематизировать информацию о предложении; учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.

Познавательные УУД:

общеучебные – Выделять и формулировать познавательную цель, осознанное и произвольное строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексировать способы и условия действий, выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД : Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Воспитывать коммуникативную культуру при работе в микрогруппах.

Высказывать свое мнение, уважать мнение других.

Самоопределение.

Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.

Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.

Оборудование:

    Учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

    Печатная тетрадь (часть №1).

    Карточки:

Я"БЛО КО (буквы О закрыты яблочком);

СИ"ВЕ РКО;

- опорныеслова к предложению по теме;

Парная работа;

Групповая работа: осенние листочки со словами (составить предложения );

Оцени себя.

    Карточки для физкультминутки: (изобразить фигуру)

    На стенах магнитные буквы (С, В, Я, З, Ь).

    Осенние листочки для рефлексии (желтые, зеленые, красные).

    Мячик тряпичный.

8. Магнитофон с музыкой для релаксации («Осенняя песенка » П.И.Чайковский)

9 . Мешочки с горохом.

10. Увеличитель.

11. М узыкальная физкультминутка.

12.

Этапы урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

1). Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Работа начинается…

2). Создание психологического и эмоционального комфорта:

Настал новый день. Улыбнулись друг другу и нашим гостям, поздоровайтесь.

3). Наполним лёгкие кислородом - дыхательная гимнастика:

Свежий воздух: вдох - выдох, вдох – выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.

4). Сели красиво.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которая:

Пришла без красок и кистей,

И перекрасила все листья. (Осень)

И посвятим наш урок этому прекрасному времени года.

Настроимся на работу пальчики:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, прохладный ветерок!

Здравствуй, осенний листок!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Откройте тетради. Записать число и классная работа.

II. Актуализация знаний

Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания ОСЕНИ.

1). Словарная работа:

Небольшой зверек из отряда грызунов с длинными ушами и длинными задними ногами.

Водится и в наших лесах. (З АЯЦ)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (В ЕТЕР)

На Севере холодный резкий ветер, даже и не с севера. (С ИВЕРКО)

Первый месяц осени? (СЕНТЯБРЬ )

Отгадайте загадку:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Я "БЛ О К О )

Какая орфограмма в слове? (буквы закрыты яблочками)

2). Минутка чистописания (подготовка руки к работе ). Мешочки с горохом.

а). Найдите буквы, которые мы выделили из загадок, на стенах класса - магнитные буквы .

Запишите по одной букве . Будьте внимательны.

З В С Ь Я

Посоветуйтесь с соседом и составьте из этих букв слово. Запишите его справа от букв. (СВЯЗЬ)

б). - Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то; какие-то отношения)

СЛОВАРИ: С.И.Ожегов – трактуется слово СВЯЗЬ – отношение взаимной зависимости.

Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники; обучаемся все в СШ №5 г.Архангельска)

Сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира «Связь живой и неживой природы».

в). Назовите однокоренны е слова к слову СВЯЗЬ.

А у меня получились такие слова:

связ но"й свя"з ь связа"ть скрепить связ и"ст

Какое слово надо исключить? (скрепить) Почему? (корень другой)

Спишите, поставьте ударение, выделите корень.

3). Чтобы попасть в мир предложений, нужно прочитать (на магнитной доске) предложение:

Осень – красивое время года

- Что заметили? (нет знака в конце) Какие можно поставить?

Прочитайте его разными способами по цели высказывания.

(повествовательное, вопросительное, восклицательное)

- ЗАПИШИТЕ восклицательное предложение.

А что такое предложение? (слово или слова, связаны по смыслу и выражают законченную мысль)

- Что всегда есть в предложении? (грамматическая основа)

Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)

Как долго длится жизнь листьев?

4). Игра «МЯЧ». Подберите слова, обозначающие действие листьев .

III. Постановка учебной задачи и темы:

1). Работа над предложением (на карточке напечатаны слова для доски)

КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬ, РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯД, РАННЯЯ

Можно ли эту группу слов назвать предложением?

Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)

- ТЕМА урока : будем устанавливать СВЯЗЬ слов в предложении.

- Составьте предложение (в парах – на карточках).

Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение?

(вставили предлог, исправили окончание слова)

Запишите предложение в тетрадь (можно с комментированием):

Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Какое слово показывает наше отношение к листьям?

Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)

Значит, оно по цели высказывания повествовательное .

По интонации невосклицательное .

- Наша цель: формировать умение, как установить связь слов в предложении? (по смыслу и с помощью вопросов)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (изобрази фигуру). Под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песенка».

IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

ПРОВЕРИМ? Разбор предложения. Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)

Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?

С помощью чего? (вопроса)

Поставим вопросы от главного члена предложения – подлежащего:

НЕТ

Поставим вопросы от главного члена предложения - сказуемого.

КРАСУЮТСЯ (когда?) осенью…

Стрелкой установите связь.

КРАСУЮТСЯ (в чём?) в нарядах…

Установите связь между второстепенными членами предложениями.

ОСЕНЬЮ (какой?) ранней….

В НАРЯДАХ (каких?) разноцветных….

Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.

Слова в предложении связаны по смыслу.

С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте прочитать предложение. (При чтении значок ставится над каждым словом.)

Состав предложения менялся? (нет )

А что менялось? (интонация)

Слова в предложении связаны по интонации .

Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы )?

Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.

Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 37 . Прочитайте вывод.

ВЫВОД: Слова в предложении связаны по:

- ФОРМЕ - СМЫСЛУ - ИНТОНАЦИИ

- МЫ поставили перед собой цель : чему мы должны научиться на уроке? (ХОРОМ читают на карточке)

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….

- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)

IV. Закрепление знаний и способов действий:

1). Работа по карточкам в группах. Работа с деформированным предложением.

- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждая из групп должна сложить свое предложение.

(Каждая группа получает листики разных цветов. Составление предложения по опорным словам, написанных на них.)

а) В ЗОЛОТИСТЫЕ ПЛАВНО ЛИСТИКИ ОСЕННЕМ КРУЖАТСЯ ВОЗДУХЕ

б) КОВРОМ ЛИСТЬЯ ПЁСТРЫМ УСТИЛАЮТ ЗЕМЛЮ

в) ЛИСТОЧКИ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ БАГРЯНЫЕ ЖАЛОБНО

- Выделите грамматическую основу в ваших предложениях. Найдите словосочетания. Прочитать предложения.

ФИЗУЛЬТМИНУТКА музыкальная, проводит ученица.

2). Прочитайте ВСЕ предложения, которые мы составили и записали.

Осень – красивое время года! Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Плавно кружатся в осеннем воздухе золотистые листики. Пестрым ковром листья

устилают землю. Жалобно багряные листочки шуршат под ногами.

Какая красота кругом!

Что получилось у вас? (текст ).

Какова главная мысль нашего текста? (осень)

- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени или ваше отношение к осени. Запишите понравившегося предложения.

3). Осенью есть период, который называют Бабье лето…

Что такое «БАБЬЕ ЛЕТО»?

«Только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно» (народная пословица). Бабье лето в природе - это период по-летнему тёплой погоды в преддверии настоящей осени. По народным приметам, в средней полосе России бабье лето начинается 14 сентября , на день Симеона - летопроводца. В разных странах и губерниях нашей страны бабье лето называют по-разному. В словаре В.И.Даля написано, что бабье лето - Марфино лето - начинается в Семен-день (14 сентября) и заканчивается на Аспосов день (21 сентября ), или в день Воздвиженья (28 сентября).
В период бабьего лета заканчивались полевые работы, устраивались праздники. Женщины превращали лён в нити и ткали. Считалось, что во время бабьего лета нужно со всеми
помириться и уладить имеющиеся конфликты .
В старину говорили, что на
бабье лето даже собаки добреют. Радуга на бабье лето предвещала долгую и тёплую осень…. (Материала много в интернете)

4). Печатная тетрадь №1 (если позволит время).

Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи.

V. Итог урока

Что вы чувствовали, когда слушали?

Какие виды работ особенно понравились на уроке?

Эти виды заданий помогут развивать нашу речь, формировать умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.

Эту тему урока мы продолжим изучать и дальше, а тему «Осень» мы расширим при написании сочинения завтра и при изучении темы «Люблю природу русскую. Осень» на уроках литературного чтения.

- Вспомни цель урока, которую мы ставили перед собой?

Оцени свою деятельность по алгоритму (карточки на партах):

Я научился… Я познакомился... Я узнал…

Я справился … Я ставлю себе отметку…..

Спасибо всем за работу. Дома расскажите о нашем путешествии родителям.

V I . Рефлексия учебной деятельности :

В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег…. И есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды из различных цветов красок – листопад. УСТРОИМ наш листопад!

Возьмите листок на столе у учителя (крепят на доску ):

Если вам было интересно и легко, то ЖЕЛТЫЙ,

Если вам было немного сложно, то ЗЕЛЕНЫЙ,

А если было трудно, то КРАСНЫЙ.

VII. Д/З 1) Стр.37, правило, упр. 45.

2) Понаблюдать с родителями за красотой осени, подышать ее запахом.

Спасибо за работу на уроке!

Тема : Как установить связь слов в предложении?

Цель: научить задавать вопросы к словам в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

Личностные:

    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

    Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Работать в паре и группе

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

Учитель настраивает детей на работу.

Самостоятельная работа

Минутка чистописания

К К К

Н Н Н

Ю Ю Ю

Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.

Повторяют написание элементов букв, букв, слогов.

    Актуализация знаний

Самостоятельная работа

Орфографическая минутка

Мягкий знак – хитрый знак:

Не произнести его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Для чего в слово просится мягкий знак?

Выборочный диктант

Учитель читает предложения, дети выписывают только слова с мягким знаком.

м/л с. 53 № 17

Проверка.

Словарная работа

ЯБЛОКО, ЯБЛОЧКО, ЯБЛОЧНЫЙ.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Для обозначения мягкости согласных.

Дети сверяют с образцом на доске.

    Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

Составьте нераспространенное предложение со словом яблоня.

Найдите и подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

От какого слова мы задавали вопрос?

Какой вопрос задали?

Слова в предложении связаны по смыслу, и от одного слова к другим можно задавать вопросы.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Дети предлагают свои варианты, одно предложение записывают.

От слова яблоня.

Что делает?

4. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 37

Прочитайте тему урока.

Упр. 43 – по заданию учебника

Правило.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Учащиеся выполняют упражнение: делят все предложения на две группы, объясняют свое решение.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа

Работа по учебнику, с. 37 – 38.

Упр. 44 – по заданию учебника

Работа в парах

Упр. 45 – по заданию учебника

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

Учатся задавать вопросы.

Составление предложений.

6.Рефлексия

Самостоятельная работа

На доске записаны слова:

Желтая, сбрасывает, листья, березка.

Составьте предложение. Подчеркните основу предложения.

Выпишите пары слов: подлежащее и второстепенный член, который его поясняет; сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.

Самопроверка по образцу.

Самооценка.

Р2. Оценивать свои достижения.

Ученики составляют предложения.

Проверяют по образцу.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

7.Итог урока

Фронтальная работа

Чему учились на уроке?

Кто может сказать, как нужно ставить вопросы в предложении?

Кому еще трудно?

Кому нужна помощь учителя?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Ответы детей.

8.Домашнее задание

С.39, упр. 46 (уч).

Л3, 4; Р2; П3.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»