Как написать эссе и какие есть секреты? Как написать эссе. Чем отличается от сочинения? Секреты написания эссе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Любой текст, будь то дипломная работа, реферат, статья, рассказ или эссе, должен иметь четкую структуру. Даже запись в бложике, самом ядерном «лытдыбре», имеет свою структуру. Что уж говорить об эссе.

От многих других студенческих работ эссе отличается «свободой творчества». Увы, все мы знаем: чем больше свободы, чем больше ответственности. Получая эту самую свободу, вы должны продумать структуру будущего эссе самостоятельно . Структура во многом зависит от целей, формы, типа, объема работы. Эссе-повествование начнется с завязки, эссе-иллюстрация – с одного или нескольких тезисов. Эссе типа «причинный анализ» придется выстраивать в соответствии с законами логики. И никак иначе.

Структуру можно просто продумать. Но лучше взять лист бумаги и набросать примерный план. План – «скелет» текста, на который вы в последующем будете наращивать «плоть». План нужен любому тексту, эссе он нужен в первую очередь.

Составляем план

Любая письменная работа, любой текст имеет:

  1. Введение

Под «введением» и «заключением» можно подразумевать первый и последний абзац. Формально относиться к этим элементам текста не следует. Первый абзац или первая часть текста вводит читателя в курс дела, подводит его к проблеме, которой посвящено эссе. Не нужно долгого вступления – одного-двух абзацев будет вполне достаточно.

  1. Основную часть

Основная часть требует наибольшего внимания. Особенно при составлении плана. Она может иметь разную структуру:

  • Тезис-аргументация, тезис-аргументация, тезис-аргументация и т.д. В этом случае сначала фиксируем мысль, затем ее доказываем;
  • Обратная структура (факты-вывод). Описываем ситуацию или приводим факты, делаем вывод. И так – несколько раз.
  • Тезис и несколько аргументов (фактов). В данном случае одну мысль подтверждаем несколькими иллюстрациями. Тезис может быть как в начале, так и после этих иллюстраций.

Под «тезисом» мы подразумеваем короткую законченную мысль, которую хочет донести автор до читателя эссе. Под аргументом – некое доказательство тезиса. Это может быть ситуация из жизни, новость, мнение ученого, научная теория или доказанный наукой факт.

В идеале один тезис должны подтверждать два аргумента. Одно читателю может показаться неубедительным, а три перегрузят текст. Впрочем, вы вольны приводить к своему тезису любое количество аргументов – многое зависит от самой мысли, логики повествования, объема, плана текста. Важно сохранить логичность, лаконичность и образность текста.

  1. Заключение

В заключении, как правило, резюмируют все, о чем было сказано в эссе. Автор вместе с читателем подводит итоги. Важно, чтобы выводы не были надуманными и не возникали «ниоткуда». В заключении – только то, к чему должен прийти читатель, ознакомившись с основной частью вашей работы.

Структура основной части текста

Важно, чтобы основная часть была построена по законам логики. Можно идти от простого к сложного, можно проводить анализ или синтез, использовать метод дедукции и индукции. Для того, чтобы построить логичный текст:

— зафиксируйте тезисы;
— подберите к каждому тезису несколько аргументов;
— выстройте тезисы в логической последовательности: одна мысль должна вытекать из другой.

Перед вами будет уже подробный план. Останется «нарастить» на него текст – и ваше эссе будет почти готово. Но перед тем, как начинать работать над текстом, проверьте, выстроены ли тезисы в логической последовательности и достаточно ли убедительны доказательства.

С чего начать?

Лучше всего – с основной части текста. Введение и заключение проще дописать после – после того, как вы убедитесь, что основа вашего эссе логична и понятна читателю. Если вы позаботились о подробном плане, можно писать и по порядку – будет просто.

Бывает и так, что писать эссе лень, нет времени или желание. В этом случае можно его . Несколько часов – и все будет готово.

Что такое эссе?

Французский глагол "essayer" означает "пытаться", а " le essai" - это попытка. Эссе пишется ради того, чтобы попытаться что-то понять.

Что понять? Этого вы пока не знаете, а потому не можете начать с тезиса, ибо его у вас нет и может никогда не быть. Эссе начинается не с законченной мысли, а с вопроса. В истинном эссе вы не станете выбирать позицию, а потом ее защищать. Вы видите приотворенную дверь, распахиваете ее и входите, дабы увидеть, что же там за нею.

Если ваша задача - в чем-то разобраться, зачем вообще нужно что-то писать? Почему бы просто не сесть и не подумать? Ага, в том-то и заключается великое открытие Монтеня. Выражая идеи, вы помогаете им формироваться. Не то слово - помогаете; подавляющая часть моих эссе состоит из мыслей, пришедших мне в голову после того, как я начал писать эссе. Именно поэтому я их и пишу.

В школьных сочинениях, в теории, вы всего лишь объясняете свои идеи читателю. В подлинном эссе вы пишете для себя, вы думаете вслух.

Но это не совсем так. Подобно тому, как ожидание гостей мотивирует вас прибрать в доме, написание чего-то, что другие люди будут читать, заставляет вас хорошо подумать. Получается, аудитория важна. Когда я пишу исключительно для себя, получается не очень-то хорошо. Такие сочинения чахнут.

Одной постановки вопроса недостаточно – в эссе следует предложить ответы . Конечно, это не всегда происходит; иногда начинаешь с многообещающего вопроса, но ни к чему не приходишь. Только подобные эссе не надо публиковать, они как эксперименты, не принесшие значимых результатов.

Грэм, Пол «Век сочинения – как писать эссе» (оригинал: Paul Graham. The Age of the Essay (September 2004))

Как писать эссе?

Работу над эссе можно разбить на несколько этапов:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ → ОБДУМЫВАНИЕ → ПЛАНИРОВАНИЕ → НАПИСАНИЕ → ПРОВЕРКА → СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО

От чего зависит качество эссе?

От исходного материала , который Вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы (книг и статей), лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

От качества обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

От аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами);

От ясности итогового текста.

Каков объем и структура эссе?

Эссе – это 10-12 страниц машинописного текста (исключая титульный лист и список литературы), 14 кегль, 1,5 интервал, шрифт Times New Roman.

Текст эссе состоит из Введения , Основной части (ее можно разбить на главы или параграфы) и Заключения . Перед текстом помещают Титульный лист и Содержание , после – Список литературы .

Сколько книг/статей нужно прочесть?

Лучше прочесть внимательнее меньшее число книг/статей, чем «нахватать» обрывочных сведений из многих.

Сначала определитесь с понятиями , которыми Вы будете пользоваться в эссе. Для этого используйте учебники по курсу или специализированные научные словари (с осторожностью пользуйтесь Википедией).

Затем следует прочитать две или три ключевые статьи или главы книг , принадлежащие перу признанных ученых (признанным ученым можно считать того, кого упоминают учебники; того, кто написал много книг и статей; того, на кого ссылаются другие авторы). В ключевых текстах Вы найдете изложение теории, анализ работ предшественников, сторонников и противников точки зрения автора. Иногда в ключевых текстах приводятся обобщающие эмпирические данные.

И, наконец, несколько (3 и больше) статей , отражающих отдельные стороны темы, представляющих результаты конкретных исследований.

Как искать книги/статьи?

В библиотеках Вам поможет тематический каталог. В научных журналах принято печатать полные списки статей за год в последнем номере. При использовании поиска на портале http://ecsocman.edu.ru/ , обращайте внимание на контекстные ссылки («См. также: »).

Нужно ли конспектировать тексты?

Если Вы работаете с электронными версиями, то используйте функции выделения маркером, подчеркивания и т.д. Если у электронного текста нет официальной печатной версии, всегда сохраняйте ссылку на интернет-ресурс.

Вы всё прочли. Как начать писать?

Начните с плана-конспекта : на 1-й (или 0,5) странице напишите в свободном стиле то, что Вы думаете о теме. Отложите на день. Прочтите, поищите недостатки (отсутствие логики, тематические пробелы и пр.). Устраните их.

Теперь у Вас есть краткий вариант , добавив в который те идеи, которые Вы «держите» у себя в голове и данные из прочитанных книг/статей, вы получите полный текст .

Что писать во Введении?

Введение = о чем будет это эссе .

Введение нужно для того, чтобы задать вопросы, на которые Вы будете отвечать в основной части эссе (это можно сделать также в виде формулировки задач). Во введении Вы также можете подчеркнуть особенности темы, и пояснить основные термины, которыми Вы будете пользоваться в основной части («Под социальной презентацией я понимаю…»).

p.s. Чтобы Введение соответствовало содержанию эссе, его переписывают на чистовик после того, как сделан Основной текст.

Что писать в Заключении?

Заключение = что нового в итоге можно сказать о теме эссе

Заключение нужно для того, чтобы сформулировать итоговые выводы, а также указать на то, что Вы сознательно пропустили в эссе (какие-то необычные подходы, парадоксальные исследования и пр.).

Осторожно: данные

При написании эссе важно то, как используются эмпирические данные и другие источники.

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени (до 3-6 лет) и месту (как правило, страна). Вы можете пользоваться более старыми данными, но всегда подчеркивайте это.

Когда Вы ссылаетесь на данные исследований/статистики, всегда указывайте: кем, когда и как (метод) они были получены.

Осторожно: интеллектуальная собственность

Не выдавайте чужие выводы за свои – это плагиат! Чтобы избежать обвинений в плагиате (и снижения оценки за эссе), пользуйтесь следующими приемами:

Цитирование (всегда берите чужой текст в кавычки и давайте ссылку на источник (включая номер страницы);

Если Вы используете критику одного ученого другим, то указывайте фамилию критикующего автора: («Историк А. Фанфари критикует теорию М. Вебера, указывая на ее неполную историческую достоверность…»).

Как оформить сноски и список литературы?

Нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения указываются в полном объеме. Если он цитируется в дальнейшем, то дается лишь его краткое описание.

Пример :

3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. С. 89.

10 Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 117.

Список литературы имеет сквозную нумерацию источников. Сначала монографии, затем научные статьи и другие источники (справочники и проч.).

Принцип расположения остальных источников – алфавитный порядок фамилий авторов (отдельно на русском и английском языках). Сначала указывается фамилия автора, затем его инициалы. Если в список включаются несколько работ одного и того же автора, то в случае монографических публикаций работы располагаются по хронологическому принципу, а затем идут работы в соавторстве.

Описание источников в списке литературы (по российскому стандарту):

Пример описания монографий :

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

Социология группы: хрестоматия / сост. О.Л. Лейбович. – Пермь: ЗУУНЦ, 1994.

Пример описания статей :

Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социс. 2009. № 8. С. 3-13.

Бест Д. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности – II. Хрестоматия. 2-е изд. – Казань: Изд-во казан. ун-та, 2001. С. 164-174.

Оформление электронных ссылок :

Кумель Л. Образование в эпоху Хрущева: оттепель в педагогике?: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www . nz - online . ru / index . phtml ? aid =5010160 .

По каким критериям будет оцениваться эссе?

    умение правильно поставить проблему;

    характер привлекаемой литературы;

    уровень анализа привлекаемой литературы;

    самостоятельность в изложении материала;

    оригинальность в изложении материала;

    умение поставить проблему в более широкий контекст;

    степень решения поставленных в эссе целей и задач;

    умение сделать четкие и понятные выводы;

    аккуратность в оформлении и сдаче работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников, соблюдение временного режима).

Значимость критериев оценки эссе:

    Своевременная сдача эссе – 10%

    Наличие всех элементов структуры эссе и правильность оформления (в т.ч. цитат и ссылки) – 10%.

    Качество списка литературы – 10%.

    Корректное и достаточное использование результатов исследований, социологических фактов – 30%.

    Обоснование выводов, качество аргументации – 30%.

    Стиль, ясность, грамотность текста – 10%.

Приложение. Электронные ресурсы на русском языке

(список не полный и не окончательный)

Социологические журналы:

    Социологические исследования (Социс) - http://www.isras.ru/socis.html (в 12-м номере каждого года – тематический указатель статей; полные тексты статей выкладываются через 4 месяца после выхода журнала)

    Социология - (полные тексты статей - до 1-го номера 2009 г.)

    Социология: методология, методы и математическое моделирование" (Социология: 4М) - http://www.isras.ru/4M.html (полные тексты статей - номера 1-25)

    Экономическая социология (электронный журнал) - http://ecsoc.hse.ru/

    Журнал социологии и социальной антропологии - http://www.jourssa.ru/archive.html или http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/volumes.html (полные тексты статей - с 1998 по 2009 гг.)

    Мир России - http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/volumes.html (полные тексты статей - до 2009 г. включительно)

    Социология . Ж урнал Российской социологической ассоциации http://journal.socio.msu.ru/ (полные тексты статей – до 2009 г. включительно)

    Социологическое обозрение - http://sociologica.hse.ru/

    Социо-Логос (альманах Российско-французского центра социологии и философии ИС РАН) - http://sociologos.net/

    Социологический журнал - http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html

Другие журналы:

    Полис (Политические исследования) - http://www.politstudies.ru/

    Власть - http://www.isras.ru/authority.html

    НЛО (Новое литературное обозрение. Независимый филологический журнал) - http://magazines.russ.ru/nlo/

    НЗ (Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре) - http://magazines.russ.ru/nz/

Фонды общественного мнения, регулярно проводящие опросы населения, исследовательские центры:

      ФОМ (Фонд общественного мнения): http://fom.ru/

      ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения): http://www.wciom.ru

      Левада-центр: http://www.levada.ru

      ЦНСИ (Центр независимых социологических исследований): http://cisr.ru/publications

http://ecsocman.edu.ru/

http://www.libertarium.ru/libertarium/library

http://www.urban-club.ru/

http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

http://books.atheism.ru/philosophy/

Начинать эссе непросто даже опытным писателям. Если работа застопорится в самом начале, то возникнет риск сорвать сроки или вообще не закончить эссе. Для успеха необходимо понять, как организовать свои идеи, сформулировать тезис и введение, а также продолжать работу.

Шаги

Часть 1

Как понять задание

    Правильно читайте задание. Многое зависит от человека, который написал текст задания, однако большинство инструкций содержат сходную информацию. На первый взгляд они могут устрашать, особенно при большом количестве информации, но вам будет проще расшифровать текст, если вы знаете, что нужно искать.

    Убедитесь, что вы полностью поняли задание. Четкое представление об ожиданиях учителя станут первым шагом к успешному выполнению работы. Прочитайте задание сразу, как только получите.

    Узнайте критерии оценивания. Узнайте, есть ли четкие критерии оценки эссе, и попросите показать вам такие требования заранее, чтобы иметь представление, как будет оцениваться ваша работа. Так вы сосредоточитесь на самом важном.

    Придумайте хотя бы две идеи. Если задание не ограничивает вас и можно выбрать свою тему, придумайте несколько идей и выберите наиболее подходящую: возможно, это будет не первая идея, которая придет вам в голову.

    • Хорошая тема для эссе будет достаточно широкой, чтобы вам было о чем писать, но не такой широкой, когда нечего было написать по существу. Тема о «влиянии Шекспира» будет слишком широкой, поскольку на такую тему можно написать десяток книг. Тема о «влиянии Шекспира на современные постановки» будет более узкой, но достаточно масштабной для размышлений.
  1. Используйте предварительное письмо. Лучший способ начать эссе - изложить все свои идеи в свободной форме. Существуют разные варианты предварительного письма, которые оставляют место для экспериментов и оптимального выбора.

    Учитывайте свою аудиторию. В процессе работы подумайте, что бы вы стали искать в тексте на месте читателя. Какой контекст необходим для вашей темы в историческом эссе? Какие сведения помогут вам ощутить дух события в повествовательном эссе?

    Поймите, что предварительный текст не должен быть идеальным. Одна из основных причин творческого кризиса - стремление к совершенству еще до начала работы. Не нужно критиковать предварительный текст. Избегайте негативных мыслей вроде: «В этом нет смысла», - или: «Мне не удается выразить свою мысль». Просто пишите!

    Напишите традиционный план. При использовании одного из предложенных выше вариантов подготовки пересмотрите материал и добавьте подробности с помощью плана. Традиционный план - это отличный способ развернутого изложения идей и организации всего эссе.

    • Начинайте каждый пункт плана с главной идеи. Нумеруйте каждый пункт римскими цифрами (например, I. Щенки очень милые. II. С щенками весело играть).
    • Используйте хотя бы два подпункта для каждой главной идеи. Обозначайте каждый подпункт заглавной буквой (например, А. Щенки мило выглядят, Б. Щенки мило ведут себя).
    • Указывайте хотя бы две детали для каждого подпункта. Для обозначения используйте цифры (например, А- 1. У щенков милые мордочки, 2. Щенки небольшие и забавные. Б- 1. Щенки всегда игриво бегают и веселят людей, 2. Щенки очень ласковые и облизывают своих хозяев).
    • Подпункты каждого последующего уровня следует сдвигать на один отступ вправо.
  2. Перечитайте свой план. Убедитесь в логичности структуры плана и в случае необходимости пересмотрите или поменяйте пункты местами. Каждый пункт должен содержать примерно одинаковое количество подпунктов. Затем расширьте пункты с недостаточным количеством подпунктов.

Часть 3

Как сформулировать тезис

    Определите тип эссе. На тезис повлияет характер работы - эссе может быть аналитическим, аргументационным или описательным. Обдумайте глаголы из задания и цель эссе, чтобы выбрать самое подходящее направление.

    • Тезис аргументационного эссе должен выражать позицию (сторона спора) и вводить тему.
    • Тезис описательного эссе вводит явление, которое будет объясняться в работе.
    • Тезис аналитического эссе вводит тему и помещает причины для анализа в контекст.
  1. Осознавайте задачу тезиса. Ваш тезис должен давать ответ на вопрос «И что?». Задумайтесь, как ваш довод или анализ поможет читателю разобраться.

    Подумайте, что вы хотите выразить. Создание тезиса - это важная часть работы. Если пытаться написать тезис до размышлений или исследования темы, подобная инициатива вряд ли принесет успех.

    • Вернитесь к предварительным заметкам и попытайтесь понять отношения между идеями.
    • Думайте о задании и идеях, которые вы хотите выразить больше всего: тезис наверняка будет располагаться где-то посередине.
  2. Используйте «рабочий» тезис. Если вы испытываете сложности с данным этапом или чувствуете, что стремление сформулировать идеальный тезис мешает начать работу, используйте «рабочий» тезис. Осознание, что вы всегда сможете вернуться и изменить тезис, позволит вам сдвинуться с мертвой точки.

    Напишите тезис. Помните, что формулировку всегда можно будет изменить, поэтому не нужно тратить много времени на подбор точных слов.

    • Ваш тезис должен давать ответ на вопрос из задания (при наличии задания).
    • Обычно тезис становится последним предложением введения, но также может оказаться самым первым предложением эссе.
    • Не формулируйте тезис в формате вопроса.
  3. Не используйте «тройной» тезис. В качестве примера обычного тройного тезиса можно привести фразу «Щенки хорошо влияют на здоровье людей, поскольку они милые, любвеобильные и недорогие». Проблема в том, что подобный тезис может значительно ограничить ваши возможности. Иногда автор испытывает необходимость рассмотреть каждый из трех элементов в отдельном абзаце и недостаточно развивает свои идеи.

Часть 4

Как написать введение

    Пишите введение в последнюю очередь. Если вы застряли на введении и не можете написать оставшуюся часть работы, то на данном этапе введение можно пропустить. Напишите свой тезис в верхней части листа и приступайте к основным абзацам.

    • Многим проще написать введение после завершения всего эссе, когда ваша мысль полностью высказана.
    • Гораздо важнее «попасть в рабочую струю», чем писать абзацы по порядку.
  1. Держите в уме цель введения. Введение знакомит читателя с темой, излагает довод и помещает читателя в контекст. Если предложения во введении не позволяет достичь таких целей, тогда они наверняка лишние.

    Придумайте «наживку». Обычно «наживка» - это самое первое предложение эссе, которое поможет вам завладеть вниманием читателей. Существует распространенные приемы, которые полезны для начинающих писателей, но некоторые преподаватели могут считать их слишком избитыми. Рассмотрите такие варианты.

Вы узнаете, что такое эссе и каковы его особенности. Расскажу, как пишется материал в таком жанре и каких форматов бывает. Также не обойдемся и без примеров. Разберем как хорошие, так и плохие образцы.

Эссе (от фран. essai «попытка», «проба», «очерк» ) — это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую трактовку темы.

Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме.

Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга «Опыты » как раз состоит из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.

Продолжателями традиции были Дени Дидро, Вольтер и Андре Моруа. Но это классики.

Андре Моруа

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Быков

Юрий Олеша

Эссе — это также художественно-публицистический жанр, который находит широкое применение в современном мире, печати и литературе.

Вместо фактов на передний план выходит оригинальность мышления автора. Вам теперь не нужно бегать по интернету в поисках темы и информационного повода. Здесь повод тоже присутствует. Но это скорее просто мысль, какая-то тема, за которую вы ухватились и решили порассуждать.

Тут вы показываете свой интеллект и эмоции. Это вариант показать свой слог, потому как вы не ограничены конкретным стилем. Можно использовать любые выражения и все краски языка.

Тут нет никаких рамок!

Это прекрасная форма чтобы показать свой интеллект и начитанность. Это один из идеальных форматов для блога. Если посмотреть на блоги и сайты, то чаще всего они состоят из статей и эссе.

Форма и виды эссе

Существуют определенные виды эссе и ее формы. Вот небольшая классификация данного жанра.

Основные типы:

  • Субъективное (личностное ) — раскрывается определенная сторона личности автора
  • Объективное — относится к какой-то идее или предмету описания. Например, какой-то специалист пишет материал на определенную тему.
  • Духовно-религиозное
  • Философское
  • Художественное-публицистическое
  • Литературно-критическое
  • Художественное
  • Историческое и прочее

По литературной форме:

  • Письмо
  • Страничка из дневника
  • Лирическая миниатюра
  • и прочее

Еще бывает:

  • Аналитическое
  • Описательное
  • Критическое
  • Повествовательное
  • Рефлексивное и так далее

Как писать эссе

Теперь поговорим о том, как писать эссе правильно и интересно.

Для начала, давайте рассмотрим критерии данного жанра:

  • Небольшой объем и конкретная тема
  • Личностный подход к раскрытию, субъективность
  • Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
  • Свободное использование лексического состава языка
  • Атмосфера доверия, беседа
  • «Я в мире» и «мир во мне»

Объем эссе и тематика

Объем эссе для научных материалов составляет в пределах 2 — 3 тысячи знаков. Как правило, это для студентов и специалистов. Больше встречается редко. В может быть только еще меньше.

Исключение составляет лишь литературный жанр. В нем размер эссе может быть любой потому как, это свободный жанр. Оно может состоять как из одной фразы, так и целой книги.

Размер должен быть такой, чтобы можно было высказаться. Чтобы успеть сказать самое главное, пока читателю не стало скучно.

Следующий признак, это конкретная тема.

Мы не пишем эссе на тему «мир во всем мире ». Не нужно чтобы получались дневники деревенского философа после бутылки самогона. Нужно ограничить себя какой-то конкретной темой и проблемой.

Подход и композиция

Это еще и личностный подход к раскрытию темы. То, что вы лично думаете по этому поводу. Какие ваши эмоции и ощущения. Субъективность — это признак эссе.

Следующее, это свободная композиция.

Тут нет правил с чего начать и чем закончить. Вы не только описываете свои впечатления. Но также можете описать воспоминания и ассоциации.

Например, вы пишите о том, как пошли в московскую булочную. На улице увидели, как молодой человек решил помочь пожилому мужчине перейти дорогу.

Это натолкнуло вас на размышление о морали современной молодежи. На ваши воспоминания о Москве не сегодняшнего дня, а 1943 года. Тогда вы были ребенком и тоже наблюдали похожую ситуацию.

То есть в жанре эссе можно уйти во время и пространство. Что-то вспомнить и рассказать о каких-то ассоциациях. Это будет свободная композиция.

Фразы для эссе

Еще признак, это свободное использование лексического состава языка. Это все те фразы для эссе, которые программа Word нам подчеркивает.

Microsoft Word — это редактор для документов. Поэтому он часто подчеркивает слова с яркой экспрессивной окраской. Сюда подпадают старорусские и экспрессивные слова (треснул, шмякнул, разглагольствовал ).

При написании эссе, это вас не должно волновать! Ведь в таком жанре можно использовать все богатство лексического языка.

Атмосфера и правила написания эссе

Еще здесь сохраняется атмосфера доверия. Это такая задушевная беседа с читателем за чашкой чая на кухне.

В эссе мы стараемся показать себя в мире и мир в нас. Это две грани жанра. То, что вы видите и как ощущаете. А также, какое место занимаете по отношению к этому событию.

Правила написания эссе:

  1. Писать о том, что интересно
  2. О то, что думаешь или ощущаешь
  3. Писать так, как хочется

Получается, что писать в таком жанре — это значит стараться быть свободным. Но писать свободно, это не значит, как попало.

Чтобы написанное было интересно другим людям, нужно все оживлять своим интересом. Учиться писать вкусно и увлекательно. Обучаться свободному полету.

Эссе на тему

Многие сталкиваются с такой проблемой, как написать эссе на тему, которая подходит именно для меня. Как правило, не было бы темы, было лишь желание.

Скажу, что для каждого из нас припасено бесконечное количество тем. Все они запрятаны в нашем собственном невнимании.

Поэтому в первую очередь нужно научиться замечать удивительное в неприметном — такое, о чем захочется написать.

Еще одна важная часть, это суметь сберечь найденную тему. Поэтому лучше заранее ее записать, чем пытаться просто запомнить.

В общем, тут очень легко подобрать тему.

Можно написать о том, что сейчас пришло в голову. Или о том, что вам наиболее интересно в жизни. Можно даже написать о своем страхе или мечте.

События

Темой могут послужить события. Это то, что происходят вокруг нас. Крупные, мелкие и даже еле заметные. В каждом из них скрыта своя тема. А если сам участвуешь в этом событии, то можно разглядеть его изнутри.

Очень полезно написать о событии по горячим следам.

Если что-то произошло недавно, то можно вспомнить подробности, которые потом начинают забываться. А если к событию, добавить фантазию, то оно может стать прекрасной темой для сказки.

Ситуации

Тема кроется и в ситуации. Всякое привычное положение дел постепенно перестаешь замечать. Но в любую ситуацию можно всмотреться заново если найти новую точку зрения.

В литературе такой прием называется «остранение » от слова «странный ».

Взгляни на привычное глазами марсианина, который в первый раз прилетел на Землю. Еще можно посмотреть на ситуацию глазами ребенка и даже кота.

Впечатления

Из новых впечатлений тему добыть вроде бы легче. Но и в старых можно обнаружить что-то важное, чему раньше не придавали значения.

Если что-то вбилось в память, значит было из-за чего. Поэтому лишний раз проработайте все свои впечатления. Уверен, найдете что-то интересное для себя.

Переживания

Это еще более плодоносный слой, чтобы написать эссе на нужную тему. Каждое переживание погружает тебя в некоторую тему.

Переживания — это внутренние события. Они еще глубже внешних и любых других впечатлений. Нужно только подумать — какой жанр лучше подходит чтобы написать о том или ином переживании.

Люди

Каждый из тех людей, кто рядом с нами, это тоже сокровищница тем. У другого человека свои события, впечатления и переживания. Поэтому нужно пообщаться с такими людьми. Расспросить их или выслушать.

Разговаривая с людьми, можно узнавать про удивительные повороты в жизни. Да и сам человек — это тоже особая тема.

Попробуйте вглядеться в незнакомого человека, который находится недалеко от вас. Представьте, кем он работает и какой у него характер. Что необычного случалось в его жизни.

Предметы

Еще для тем служат предметы. Можно написать сочинение эссе на тему от случайно доставшегося вам предмета. Кажется, что любая вещь хочет, чтобы ее разгадали.

К примеру, с виду обычный камень.

Но если прикоснуться к нему своим воображением, то он может стать метеоритом. Еще может быть волшебным камнем алхимика или сувениром из далеких земель.

Структура и план эссе

Теперь давайте разберем, каким должен быть план эссе и что сюда писать. Вот структура написания материала:

  1. Вступление
  2. Основные причины
  3. Дополнительные причины
  4. Развязка
  5. Заключение

Возможно, некоторые из вас не знают, как начать эссе. Но не переживайте! Тут ничего сложного нет. В первой части (введении ) достаточно обозначить то, как собираетесь решать проблему.

Особо тут не расписывайте!

Размер вступления должен быть небольшим. Просто опишите в общих чертах решение проблемы. Или же можно сразу задать вопрос читателю, а уже в других частях его раскрывать.

Еще лучше будет, если в начало эссе вы заложите интригу. Это очень хорошо подогреет интерес к материалу. Особенно это полезно для каких-то специфических и сложных тем.

В частях 2 и 3 вы должны продемонстрировать читателю, что разбираетесь в теме. Тут нужно показать, что все сбалансировано.

К примеру, во второй части будут причины, поддерживающие то, что в четвертой части. Это будет «За». А в третьей части будут причины против того, что в четвертой части.

Но это лишь условное деление.

Во второй части у вас могут быть самые сильные причины «за» и «против». А в третьей части какие-то дополнительные причины.

Главный способ написать хороший материал — это писать по плану. Но он не должен быть слишком подробным. Были схемы, где прописывали от и до. Но сочинения в таких случаях получались не самыми хорошими.

План написания эссе — это понимание того, чего вы не должны рассказывать в самом начале. Это умение оставить свою главную идею именно для развязки. То есть для четвертой части.

Развязка — это то, что вы утверждаете и очень четко заявляете. Это должно быть что-то из второй или третьей части. Добавляете какую-то информацию от себя лично. Она важна именно для вашего эссе и утверждения. Поэтому четвертый пункт — это развязка.

Как правило, это будет самая объемная часть всего материала. В ней вы снова перечисляете факты, поддерживаемые цитатами. Понятно, логично и по порядку только то, что имеет отношение к вопросу.

Параграф 5 , как и 1 должен быть небольшими. Он логически выводится из четвертого пункта. Это вывод из всего сказанного ранее.

Примеры эссе

Давайте посмотрим на некоторые примеры эссе. Заодно разберем ошибки, которые допускают многие авторы. Чтобы лучше закрепить тему, вам будут предоставлены как хорошие варианты, так и плохие.

Плохие варианты

Начнем с плохих материалов. Вот лишь небольшая часть материала.

Это была попытка эссе на тему концерта.

Сам мир не показан. Идут только эмоции, которые захлестывают автора. Но мы их не разделяем потому что сами не поняли, что это было за событие. Мы ничего не увидели. Поэтому нам это не интересно.

Вот второй пример по тому же информационному поводу.

Тут только событие. Это может быть уместно в , как начало. Еще такой пример может подойти для рассказа или статьи.

Но это вовсе не эссе!

Почему? Потому что тут вообще, нет эмоций. Здесь только показан мир. А наша задача, это сохранить баланс.

Хороший образец эссе

Давайте рассмотрим хорошие примеры. Первый образец эссе, это материал Авдотьи Смирновой «Прощание Славянки ». Он посвящен теме духовности.

Во-первых, здесь ехидный и доверительный тон. Использованы фразы и образы, которые были бы явно неуместны в статье.

Давайте посмотрим только на завершение материала. То есть, как автор обращается к менеджерам, бухгалтерам, депутатам и так далее.

Видно, что это достаточно, вольный стиль и ассоциации.

В самом начале текста было обращение к читателям (оно не обязательно ). Это просто как способ создания эффекта беседы.

Тут есть отражение нашей действительности 90-х и эмоции автора по данной теме. Согласитесь, читать такой материал было интересно.

Еще один хороший пример эссе .

Здесь уже не так едко и образно, как в предыдущем образце.

Видно, что где-то это похоже на

(оценок: 4 , среднее: 4,75 из 5)

В мире бытует мнение, что сочинение либо эссе является в буквальном смысле тем, что вы пишите в школе на тему, которая не интересует никого, кроме вашего учителя. На первый взгляд, в словаре нет ничего, что бы могло смягчить это значение. Самое первое определение – «это короткое литературное сочинение на заданную тему, обычно в прозаической форме и, как правило, аналитического, оценочного и пояснительного характера».

На самом деле эссе может быть чем-то намного большим, чем это. В нем можно писать о чем угодно. И в этом случае словарь приходит нам на помощь. Второе определение эссе: «это всё, что напоминает сочинение». Так что эссе – это письменные сочинения обо всем.

К сожалению, они также могут быть раздражающими, скучными, утомительными и вовсе отвратительными. Будь-то сочинение в средней школе, научная статья в колледже или даже важная служебная записка на вашей новой работе – в любое время есть высокая вероятность того, что вы, наверное, предпочли бы ничего не писать. И тот факт, что вы ДОЛЖНЫ сделать это только усугубляет положение.

В вашей голове одновременно находятся двадцать разных мыслей: Как правильно написать сочинение? О чем я пишу? Как поддерживать импульс? Как начать писать сочинение? Мне нужна хорошая оценка или повышение С ПРИБАВКОЙ, от этого многое зависит!

Успокойтесь. Создание блестящей письменной работы, обалденную докладную, выдающееся эссе – на любую тему – это не просто возможно, это просто. Поэтому приготовьтесь узнать, как правильно написать сочинение по литературе.

В чем мой секрет написания сочинений?

Эссе во многом похоже на военную операцию. Оно требует дисциплины, дальновидности, исследовательской работы, стратегии и, если всё сделано хорошо, заканчивается окончательной победой. Вот почему я украл свою формулу у спартанцев (тех, что из фильма «300 спартанцев»). Эта тактика была любимой для великих генералов Брасида и Ксенофонта (ученика Сократа) и была успешно введена в действие в сражениях бесчисленное количество раз. Я полагаю, что, если одна уловка способна защитить десятитысячный поход по враждебной территории, страна за страной, она, вероятно, будет работать с чем-то настолько слабым и временным, как письменная работа или эссе.

Мы будем использовать эту тактику как метафору – тоже отличный термин для использования в ваших эссе – для структурных элементов нашего сочинения. Это позволит нам забыть скучные учительские подсказки и узнать, как хорошо написать сочинение. Забудьте «Комментарий/Конкретные детали/Комментарий/Конкретные детали» и весь этот нонсенс.

Вот что говорит Ксенофонт о своей тактике в «Анабасисе»:

Для нас было бы безопаснее передвигать войска с гоплитами, формируя каре (боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата – прим. Lifeinbooks), чтобы багаж и основная группа людей внутри была более защищенной. Таким образом мы сейчас сказали, кто должен находиться на передовой каре, кто – организовывать передовые отряды, кто должен быть на обеих флангах, а кто – отвечать за тыл.

Их тактика была следующей: для успешного похода или отступа генерал соединяет свои войска в наружную часть квадрата, с провиантом и раненными в середине и сильными войсками спереди и сзади. Если бы они отступали, рядовые солдаты защитили бы свою сторону, выходя за контур квадрата лишь немного, чтобы сразиться с нападающими, а затем сразу же вернуться в безопасный квадрат. И, таким образом, они были полностью непроницаемыми, могли плавно путешествовать, а также медленно деморализовать атакующую армию. Как писал Ксенофонт, идея была в том, чтобы каре было подготовлено заранее, «мы не должны планировать [всё связанное с защитой], когда враг приближается, нам нужно немедленно воспользоваться теми, кто был специально проинформирован о схеме работы».

Вы спросите, а как же правильно написать эссе и причем здесь всё это?

Мой метод работает так же. Обдумайте свое введение как создание формы, а потом последующие абзацы, которые и составляют каждую сторону. Они могут выйти наружу, когда это нужно, но никогда окончательно не бросают безопасность формирования. Это процесс постоянной перестройки, который любой ценой сохраняет форму квадрата. С точки зрения «написания», вам нужно всего лишь создать несколько оригинальных предложений для всего эссе: тезис, тема, мини-тезис, из которого начинается каждый абзац, и заключительную фразу, обозначающую, что всё это значит. Все остальное – это в некотором роде вариации из этих четырех предложений. Вместе они создают квадрат, и это служит точкой возврата… Идея состоит в том, чтобы защитить читателя, как войско, движущееся внутрь и наружу квадрата, чтобы обеспечить безопасность середине и всему квадрату. Далее я расскажу подробнее, как начать писать сочинение и приведу несколько примеров для структуры эссе.

Приступая к работе над сочинением

Например, вы – ученик средней школы на уроке английского языка, или студент колледжа, и вам нужно написать сочинение. Это просто факт жизни, и вместо того, чтобы бороться с ним, давайте сделаем его как можно проще.

Схема, которую я собираюсь вам дать, проста, и она поможет вам узнать, как написать красивое сочинение. По сути, формат требует всего шесть оригинальных предложений, а всё остальное – не что иное, как повторение и подкрепление идей в этих оригинальных предложениях. Так же, как в тактике Брасида, вы придумываете элементарную форму с введением и тогда всё, что остается – оборона: все (каждое слово) знают свою работу.

Решительно сформировав свои собственные правила и пути, вы сможете достичь совершенства, просто следуя им. Вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищаясь от сомнений и возражений по мере их возникновения.

Вот примерная схема письменной работы на пять страниц:

Введение

  1. Начните с обширной, убедительной «зацепки». Это будет мета-темой статьи. Вот пример из письменной работы о «Великом Гэтсби»: «Когда граждане проявляют вопиющее пренебрежение моралью и законом, общество быстро разрушается».
  2. Тезис. Он должен определить и систематизировать «зацепку» в отношении инструкции / субъекта. Пример: «Атмосфера, показанная в «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – с вопиющим упадком и нелегальной деятельностью – в конце концов, кажется, замещает всё, но она несовместима с значением воплощения американской мечты».
  3. Одно предложение, служащее основой для первого абзаца основной части. (Это мини-тезис для каждой точки зрения, которую вы будете аргументировать.) Пример: «Хотя Гэтсби был контрабандистом, им руководила надежда и любовь, а не жадность, которая мотивировала его одержимых статусом гостей».
  4. Одно предложение для второго абзаца основной части. (Так же, как то предложение, которое вы только что сделали)
  5. Одно предложение для третьего абзаца основной части.
  6. Сформулируйте по-другому «зацепку» и тезис в одно переходное предложение в первом абзаце. «1920-е годы, время воплощения излишества и реакционности, символизирует собой разрыв в американской традиции; тот, на который никто, казалось, не обратил внимания».

Примечания / Советы: Некоторые говорят, что тезис должен идти в нижней части введения, а не сверху, но я думаю, что это огромная ошибка. Суть эссе или сочинения в том, чтобы сделать утверждение, а затем подкреплять его. Вы не можете поддержать мысль, пока не выразите ее.

Основная часть # 1

  1. Перефразируйте тезис для первого абзаца основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис фактами и анализом.

Примечания / Советы:

  • Начинайте с самых весомых аргументов.
  • Вводите цитаты / мысли таким образом: Обобщенные->Конкретные->Анализ/ Вывод
  • Всегда используйте цитату, пытаясь включить элемент анализа в том же предложении. Лучше не использовать более 5-7 слов автора. Можно даже меньше: «Это был Джей, который, несмотря на общий упадок вокруг него, с нетерпением ждал того, что можно описать как «разнузданное будущее».

Основная часть # 2

  1. Перепишите тезис второго параграфа основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Основная часть # 3

  1. Перепишите тезис для третьего абзаца основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Заключение

  1. Перефразируйте зацепку / мета-тему.
  2. Уточните ее, еще раз перефразировав тезис.
  3. Напишите одно предложение для каждого абзаца основной части, предполагающее его смысл.
  4. Перепишите «зацепку» и тезис в заключительных предложениях.
  5. Последнее предложение должно переходить к общим фразам о человеческой природе: «Американская мечта – и все высшее стремления – требует общества, которое смотрит в будущее и далее, а также придерживается стандартов поведения».

И всё. Серьезно. Это работает в сочинении из 300 слов так же, как в исследовании из 300 страниц. Сочинение создается, усиливается само по себе, служит путем вашей самореализации. Разве можно представить что-либо лучшее?

Так же, как великие полководцы, формируя квадрат заранее из ясных, упорядоченных линий, вы сможете изолировать себя от хаоса импровизации. Вы обозначаете границы сейчас, чтобы не делать этого позже, и совершенство достигается просто путем заполнения их вашими предложениями. Каждый абзац имеет особую цель, он обязан выполнять только одну задачу. Как я уже сказал ранее, с этой структурой вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищая от сомнений и возражений в меру их возникновения. Теперь вы знаете, как написать хорошее сочинение.

Раян Холидей, отрывки из книги «Как написать отличное эссе» (Bookhacker, 2013)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»