Изображение человека в средневековье. Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички. Как в эпоху Возрождения дети снова стали красивыми

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Средневековье - это уникальный исторический период. Для каждой страны он начинался и заканчивался в разное время. К примеру, в Западной Европе Средневековьем считается период с V по XV вв., в России - с X по XVII вв., а на Востоке - с IV по XVIII вв. Рассмотрим далее, какое духовное наследие оставили нам творцы той эпохи.

Общая характеристика

Каким было средневековое искусство? Кратко говоря, в нем соединились духовные искания живших в то время мастеров. Основные темы их творений определялись церковью. Именно она выступала тогда в качестве главного заказчика. Между тем история средневекового искусства связана не только с христианскими догматами. В народной памяти того времени все еще оставались признаки языческого мироощущения. Это можно увидеть в обычаях, фольклоре и обрядах.

Музыка

Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.

Романский стиль

Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х - XII вв. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Романский стиль соединил в себе меровингские и позднеантичные сюжеты, компоненты периода Великого переселения. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Архитектура также была культовой. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.

Зодчество

Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности. Они господствовали над окружающим, воплощая в себе подобие "града Господня" или выступая в качестве наглядного выражения могущества феодала. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Романские здания представляли собой системы стереометрических простых объемов: призм, кубов, параллелепипедов, цилиндров. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Эти элементы ритмизировали массивность стен, но не нарушали при этом их монолитной целостности.

Храмы

В них развивались унаследованные от раннехристианской архитектуры типы центрической и базиликанской церкви. В последнем неотъемлемыми элементами были башня или фонарь. Каждую главную часть храма создавали как отдельную пространственную конструкцию. И внешне и внутри она четко отделялась от остальных. Общее впечатление было усилено сводами. Они были преимущественно крестовыми, цилиндрическими или крестово-реберными. На некоторых храмах устанавливали купола.

Отличительные черты декора

На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала К концу XI - началу XII вв., когда конфигурация стен и сводов стала сложнее, в храмовый декор вошли монументальные рельефы. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. В позднем романском стиле на смену плоскому рельефу приходит более высокий и насыщенный эффектами света и тени, но сохраняющий органическую связь с поверхностью стены. Центральное место в живописи и скульптуре занимали темы, выражавшие грозное и безграничное Божье могущество. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Что касается повествовательных циклов на евангельские и библейские темы, то они приняли более динамичный и свободный характер. Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.

Готика

Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Готическое искусство считалось "варварским". Расцветом романского стиля считается Х - XII вв. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Она выступала преимущественно культовым искусством по религиозным темам и своему назначению. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами.

Особенности формирования

Искусство средневекового витража, скульптура, зодчество в готический период унаследовали от романского стиля множество элементов. Отдельное место занимал собор. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. В тот период начинали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города, стали выдвигаться светские силы - торговые, ремесленные, городские, придворно-рыцарские круги. По мере становления общественного сознания, совершенствования техники стали расширяться возможности для эстетического осмысления окружающего мира. Начали складываться новые архитектурные направления. Широкое распространение получило градостроительство. В городских архитектурных ансамблях присутствовали светские и культовые сооружения, мосты, укрепления, колодцы. Во многих случаях на главной площади города возводились дома с аркадами, складскими и торговыми помещениями на цокольных этажах. От нее отходили главные улицы. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Королевские и стали постепенно превращаться в целые комплексы, включающие культовые, дворцовые и крепостные сооружения.

Скульптура

Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.

Индия

Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции. Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот.

Каменная скульптура

Она служила в качестве украшения архитектуры. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. В них все фигуры были тесно связаны. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Это обусловлено влиянием на развитие скульптуры искусства танца, которое было широко распространено в Индии с самой древности. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. На их верхушке сооружали зонт-лотос. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Внутри помещения были темными и низкими. Они именовались святилищами. Войти в них мог далеко не каждый человек. Дворы храмов украшались скульптурами, изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо.

Классические произведения

В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма "Рамачарита". В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей - рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование "Кадамбари". Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе "Приключение 10 принцев" высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги.

Расцвет

Он приходится на IV-VI вв. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства, и науки. В настоящее время она символизирует величие духа древности. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.

Обычно, когда произносят словосочетание «Средние века», перед глазами встают мрачные готические замки, все темное , запущенное, унылое... Это стереотип, который почему-то выработался в сознании людей. Живопись данного периода доказывает обратное - она не только не уныла, но и очень колоритна.

Искусство Средневековья: особенности и тенденции

Средневековье представляет собой период с пятого по семнадцатый век . Сам термин возник в Италии; считалось, что время это являлось культурным упадком, Средние века постоянно сравнивали с Античностью - и сравнение было не в пользу первых.

Особенностей искусства Средневековья несколько, и все они тесно связаны с господствовавшими в то время в обществе устоями и традициями. Так, сильны были церковь и религиозные догмы - именно поэтому религия стала чем-то обыденным для тогдашней культуры. Помимо этого, характерными чертами ее являлись аскетизм, отказ от античных традиций и при этом приверженность к старине, внимание к внутреннему миру человека и его духовности.

Эпоху принято подразделять на несколько периодов: раннее Средневековье (до одиннадцатого века), развитое (до пятнадцатого) и позднее (до семнадцатого века). Каждый из этих промежутков, опять же, имеет свои тенденции. Как пример - раннее Средневековье отличалось полным отказом от античных традиций, скульптура канула в небытие, процветало деревянное зодчество и так называемый звериный стиль. Человека, как правило, не изображали, а искусство было «варварским». Особое внимание уделялось цвету.

Развитое Средневековье, напротив, концентрировалось на прикладном искусстве - в моде были ковры, литье, книжные миниатюры.

В эпоху позднего Средневековья стали господствовать романский и готический стили, в частности, преобладали они в архитектуре, которая и являлась основным видом искусства в данный период.

Вообще же, общепринятой считается следующая периодизация искусства Средневековья: кельтское, раннехристианское, искусство периода переселения народов, византийское, дороманское , романское искусство и готическое. Далее более подробно остановимся на жанрах, стилях, приемах и сюжетах средневековой живописи. Вспомним и знаменитых мастеров.

Живопись эпохи Средневековья

В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства - то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы , темы и перспективы для творчества. Так, например , несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины - бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья . На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.

Распространились книжные миниатюры - таким образом пытались усовершенствовать и украсить книги, делая их более привлекательными для потенциальных покупателей. Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей - это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений. Все это произошло уже после тринадцатого века - прежде живописи не уделялось столь пристального внимания, она играла скорее второстепенную роль, не считалась чем-то важным. Картины не писали - их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.

С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен - это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Как правило, каждая картина имела своего заказчика, и заказы эти совершались исключительно с какой-то целью - полотна покупали для знатных домов, для церквей и так далее. Характерно, что многие художники Средневековья не подписывали свои работы - это было для них обычным ремеслом, таким же, как производство булочек для пекаря. Зато живописцы того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно; игнорировать реальные размеры - для придания большего эффекта; изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине.

Иконопись

Фламандцы

Пятнадцатый век принес славу Фландрии - именно в этой области появился новый уникальный прием , оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах - цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.

Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы - Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен , который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.

Выдающиеся художники

Живопись Средневековья подарила миру множество замечательных имен . Уже упомянут выше Ян ван Эйк - прекрасный портретист, чьи работы отличаются от прочих интересной игрой света и тени. Характерной особенностью его полотен являются тщательно прописанные самые мелкие детали. Еще один фламандец, Рогир ван дер Вейден , не был так внимателен к мелочам, однако он выписывал очень четкие контуры и акцентировал внимание на красочных, ярких оттенках.

Среди итальянских мастеров, помимо указанных выше, стоит отметить Дуччо и Чимабуэ , основоположников реализма, и Джованни Беллини. Также большой след в искусстве оставили испанец Эль Греко , нидерландец Иероним Босх , немец Альбрехт Дюрер и другие.

  1. Слово «миниатюра» происходит от minium - так называется по-латински сурик, которым в Средние века писали заглавные буквы в текстах.
  2. Натурщиком для картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи стал обычный пьянчужка.
  3. В каждом новом столетии на натюрмортах количество еды увеличивалось.
  4. Картина Тициана «Любовь земная и Любовь небесная», прежде чем получить такое название, сменила их четыре раза.
  5. Художник Джузеппе Арчимбольдо составлял свои полотна из овощей, фруктов, цветов и так далее. До нас дошли очень немногие из его работ.

Живопись Средневековья, как и вся культура этого периода, представляет собой уникальный пласт, который можно исследовать веками. Кроме того, это поистине шедевральное наследие, сберечь которое для потомков - наша прямая обязанность.


Искусство эпохи Средневековья – несколько странное и порой весьма неоднозначное. Им принято восхищаться, но при этом даже искусствоведы порой стыдливо умалчивают о том, что происходило в то время. О реалистичности изображений речь не шла, а многие из художников были просто скучающими монахами, которые рисовали на полях книг, чтобы как-то скоротать время. Что и говорить, этот период радикально отличается от всего того, что происходило в искусстве позже.

1. Кролики-убийцы


Средневековые монахи создавали «иллюминированные рукописи» - книги, в которых каждая страница была заполнена красочными произведениями искусства (миниатюрами и орнаментами). Иногда они заполняли страницу красивыми изображениями цветов и плюща. Бывало монахи рисовали иллюстрации к самой книге, а иногда они зачем-то рисовали кроликов, бьющих людей по голове. Кролики, истязающие людей, - это на удивление распространенная тема в средневековом искусстве. Современные историки искусства пока не нашли ответ на этот вопрос.

Есть изображения кроликов, рвущихся в бой, увечащих рыцарей, ворующих женщин, избивающих людей дубинками и рубящих их топорами - причем подобные рисунки никогда не имеют никакого отношения к тому, о чем идет речь в книгах. Основная теория гласит, что такие рисунки делали на полях скучающие монахи, которым просто хотелось развлечься. Они считали, что идея о кроликах, мстящих людям, которые охотились на них, была забавной. Но это всего лишь теория.

2. Кошки, вылизывающие пятую точку


Изображения котиков стали популярны намного раньше, чем появился Интернет. Средневековые художники рисовали их довольно часто. Единственным исключением было то, что они не концентрировались том, чтобы картинка вызывала положительные эмоции и приступы милоты.

Средневековые художники почему-то считали, что есть только один момент, достойный быть увековеченным в произведении искусства: момент, когда кошка изгибается и вылизывает собственный анус. После средневековой эпохи осталась странно обширная коллекция мурлык, вылизывающих свой зад или тестикулы. Иногда эти изображения весьма реалистичными, но чаще всего кошку изображали согнутой в полный круг, с языком в районе пятой точки.

3. Женщины верхом на Аристотеле


Греческий философ Аристотель попадал на картины весьма часто. Но в течение короткого периода в начале эпохи Возрождения, его почему-то начали изображать в одной и той же странной и специфической позе. В течение нескольких лет художники рисовали на картинах одного из самых уважаемых философов, стоящего на четвереньках, с женщиной, сидящей на нём верхом.

Иногда у Аристотеля была уздечка во рту. В других случаях женщина била его. А иногда это была бы откровенная картина обнаженной женщины, шлепающей отца научной мысли. Источником подобных картин была популярная история о жене Александра Великого, которая обманом заставила Аристотеля прокатить ее на себе, как на пони.

Мораль истории заключалась в том, что женщины являются злыми соблазнительницами, и все должны воздерживаться от плотских потребностей. Так средневековые художники демонстрировали миру, что они «выше похоти».

4. Рыцари, сражающиеся с улитками


Одной из самых странных вещей, которую монахи любили изображать на полях книг, являются эпические битвы между рыцарями и улитками. Между XIII и XIV веками по непонятным причинам это стало весьма популярной темой.

«Их можно встретить повсюду на полях готических манускриптов, - сказал один ученый. - Они буквально везде и никто не знает, почему». Некоторые считают, что это аллегория социальной борьбы, дискриминации или отчаянной борьбы человека против неизбежной смерти, другие же списывают все на скуку монахов.

5. Моисей с рогами


В течение длительного времени у людей была странная привычка рисовать изображения Моисея с рогами на голове. Это весьма странно - изображать столь демонически выглядящую деталь на человеке, который вывел евреев из Египта. И все же, подобных примеров много (даже Микеланджело рисовал подобное).

Есть мнение, что средневековые художники и не думали потешаться над Моисеем. Они действительно считали, что у того были рога. В большинстве переводов Библии говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо было «озарено лучами света». Но оригинальное еврейское слово «keren» может означать либо «луч света», либо «рог».

Таким образом, в Библии на самом деле могло утверждаться, что у Моисея были рога. В средневековую эпоху была даже напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с горы с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди и до сих пор думают, что именно это правильный перевод.

6. Мария Магдалина, покрытая волосами


Когда готические художники рисовали Марию Магдалину, они делали ее похожей на «экспонат» из цирка Барнума. Они рисовали женщину, которая ниже шеи была полностью покрыта густым волосяным покровом. Причем, это не был какой-то странный средневековый фетиш, а именно так, по их мнению людей в то время, должна была выглядеть святая. В то время история Марии Магдалины закончилась тем, что она заросла шерстистыми волосами, что сделало ее похожей на козу.

Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных благ после смерти Иисуса. Она перестала купаться и менять одежду, и, в конце концов, ее одежда полностью износилась и порвалась. Чудом, которое спасло Марию от блуждания по миру голой, стали волосы, выросшие по всему телу. После этого в течение всей оставшейся жизни Мария ходила голой и волосатой.

7. Убийство беззаботных людей


Большая часть средневекового искусства была жестокой. Но, насколько бы ужасной не была чья-то смерть, жертве всегда было скучно. Есть картины людей, которых топчут всадники, которым вонзили нож в череп или которых изрубили топорами. Тем не менее, на каждой картине жертва выглядит так, будто она изо всех сил пытается сдержать зевок. Теория гласит, что все это связано со средневековой концепцией Ars moriendi - искусством умереть хорошо. Смерть, по мнению людей в то время, была моральным испытанием.

Это было время, когда человек должен был предстать перед божественным судом, и то, как он реагировал на это, говорило о его характере. Если человек во время смерти плакал, кричал и ругался, это означало, что он, вероятно, попадет в ад. А если последний вздох был встречен с улыбкой, то человек попадал на небеса. Все эти скучающие мертвые люди могли просто демонстрировать свою стоическую готовность отправиться на Небеса. Либо средневековые художники просто плохо умели рисовать мимику.

8. Люди, в «космических кораблях»


По какой-то причине многие примеры средневекового искусства показывают, что люди летают на маленьких машинах, которые выглядят странно похожими на «Спутник-1». Подобное обычно встречается на всех картинах Иисуса. Средневековые картины показывают важные моменты в жизни Христа, такие, как тот момент, когда его мать Мария взяла младенца первый раз на руки, или тот момент, когда он умер на кресте.

В углу картины в небе неизменно изображен маленький человек в «кабине маленькой белой ракеты», улетающий в космос. Есть несколько теорий относительно того, что обозначают эти изображения. Наиболее академическая теория заключается в том, что изображения призваны символизировать «чуждое присутствие Бога». Это всего лишь теория, а единственное объяснение, источником которого является сам средневековый художник, звучит полностью фантастически.

На гравюре Ганса Глейзера изображено небо над городом, заполненное трубами и сферами. Глейзер подписал гравюру, заявив, что это картина того, что он видел происходящим в небе над Нюрнбергом: битву между неизвестными летающими объектами. Сохранились записи о том, что битва закончилась тем, что сферы и несколько «стержней» улетели в солнце, а несколько других объектов рухнули на землю в облаке дыма.

9. Демоны с лицами на промежности


Средневековые художники любили рисовать демонов. Их искусство было переполнено ужасающими монстрами, которые собирались забрать души невинных. И по каким-то причинам у многих из демонов были два глаза, нос и большой рот прямо на их промежности. Эти картины были странно сексуальными.

Часто лицо промежности у демона извергало какой-то странный фаллический огонь прямо между ног. Иногда эти лица не просто прикрывали промежность, а находились на кончиках их гениталий. Это был способ показать зло беспричинного сексуального соблазна. Демоны должны были символизировать опасности похоти, и лица на промежности были способом показать, где спряталось истинное лицо зла.

Некоторые люди были так обеспокоены опасностью похоти, что демоны были самым популярным предметом искусства в эпоху средневековья. По-видимому, другие люди были менее обеспокоены, потому что второй по популярности темой были люди, занимающиеся плотскими утехами.

10. Вещи, торчащие из зада


Похоже, что когда средневековые художники не рисовали животных-убийц и демонов с лицами на промежности, они заполняли свои книги иллюстрациями, которые очень странно выглядели рядом со словом Божьим: изображениями людей с различными вещами, торчащими из их анусов.

Обычно это была трубы, однако существуют и другие примеры. Некоторые страницы были украшены красивыми узорами из цветов и листьев, которые вылезали из человека, наклонившегося вниз задом к читателю. Также довольно часто встречались изображения того, как люди пускали стрелы в круглые красные цели, нарисованные на ягодицах друг друга. Почему рисовали подобное - загадка.

Тема искусства средних веков и сегодня интересна многим. Ведь не зря в сети появился шуточный проект . Ранее мы публиковали 15 картин с современными саркастическими подписями, которые в него вошли.

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

Улыбающийся ангел - олицетворение рая.

Статуя портала Реймского собора. XIII в. 1.

Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI-XIII веков называют романскими (от «Рома» - Рим). Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершающаяся пирамидой. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи - на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в раз резе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания,

представления на религиозные „ „

Собор в Реймсе. Западный фа-

темы, слушали лекции профес- сад %ранция. хш _ начало Xivв.

соров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощу-

Схема готического храма в Интерьер готического собора в разрезе Бурже. Франция. XIII в.

щением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

(имера. Фрагмент Ьасада собора 1отр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники. 2.

Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и пре-

Іотомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая ідно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них рыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были раз- .ушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает ка- ими сооружениями... Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах одобного рода, столь бесформенных... (Дж. Вазари, итальянский живопи- ец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У іеня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч тдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и осхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гё- ?, немецкий писатель. XIX век.)

и 1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С по- ощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое оттор- ение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готи- іский»? Уточните, прав ли он.

3. В чём вы лично согласны или не согласны с)едставленными здесь мнениями? имущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Маркграф Экке- хард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Герма ния. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров - грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества - сказок, басен, песен.

Христос благословляющий.

Статуя собора в Амьене. Франция Около 1220 г.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие - вот главная мысль средневекового искусства.

Сохранилось множество изображений Богоматери - Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

Ентральный вход собора Шартре. Франция. Конец XII в

Фрагмент юртала собора і Шартре 3.

Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи - картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры - «Кален- дарь герцога Беррийского».

Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лим- бургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Изображения людей в

минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с

природой, передача света, использование светотени - таковы были новшества в книжной миниатюре.

«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV-XV веков.

1.На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Э1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика - дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Искусство Средневековья наиболее адекватно отразило переход в менталитете средневекового человека от внешнего к внутреннему, интериоризацию его духовной жизни. Средневековой собор принимал верующего в себя и воздействовал на него внутренним убранством и сосредоточенными в храме произведениями скульптуры и живописи.

В развитии архитектуры Средневековья выделяют два стиля: романский (ХI-ХII вв.) и готический (ХIII-ХVвв.). Романский стиль характеризуется массивностью сооружений: феодальный замок, городские укрепления, соборы. Ясность, монолитность, внушительность – характеристика романского зодчества. Фантасмагория скульптурных композиций, литературные аллегории, ужас и стыд человеческого греха перед перстом беспощадного Бога – образы раннего средневекового искусства.

Готика – стиль многоголосия как в музыке, так и в архитектуре, появление которого в Европе связано с ростом общественного сознания, ростом уверенности человека в свои силы. Готический собор – стройный и высоко возносящийся над головой лес сводов, огромные, узкие и цветные стекла, на постройку и украшение которого уходили десятилетия и столетия. В соборах совершались богослужения, читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления, и даже заседал парламент.

Культурным достижением эпохи являются появление монументального художественного стиля, синтезирующего другие виды искусства.

3. Взгляд на искусство в эпоху Возрождения

Искусство Ренессанса – это эпоха европейского гуманизма, антропоцентризма и формирование ценности человеческой личности. Урбанизация Италии, специализация городов выдвинула Флоренцию в центр художественной культуры и эстетической мысли того времени. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений.

При всей сложности и неоднозначности эстетики Возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизацию человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления пропорций, симметрии, перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира.

Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической учености предшествующих эстетических теорий.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры.

Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным. Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания божественный. Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто Микеланджело Буонаротти.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа Проторенессанс конец XIII - I половина XIV века, Раннее Возрождение XV век, Высокое Возрождение конец XV века первые три десятилетия XVI века, Позднее Возрождение середина и вторая половина XVI века.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»