Из какой русской народной сказки веретено. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено». Фея ручья и веретено: Сказка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Светлана Заикина
Конспект занятия «Золотое веретено». Знакомим детей с веретеном и прялкой

Цель :Познакомить детей с предметами обихода : веретеном и прялкой .

Задачи :

Воспитывать у детей любовь к Родине , к ее традициям и народной культуре.

Расширять знания детей о предметах старины , их назначении.

Активизировать в речи слова : прялка , веретено , шерсть, кудель.

Развивать двигательную активность.

Побуждать высказываться о поступках героев сказки.

Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.

Средства : Убранство русской избы; прялка , веретено , корзина с клубками ниток разного цвета; аудиозапись с русской народной музыкой.

Предварительная работа :

Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба» ; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях ; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки.

Ход занятия:

Под звуки тихой русской народной музыки дети заходят в «избу» . Их встречает Хозяйка.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!

Хозяйка приглашает всех присесть на скамью, дети садятся.

Хозяйка : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Дети : Да, всем.

Хозяйка : Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце . В каждом деревенском доме имелась прялка . Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку –подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца , на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку ) . К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено . Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

Дети рассматривают веретено , трогают руками, пробуют покрутить его.

Хозяйка : Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено . Повернитесь вокруг себя, как веретено .

Дети кружатся вокруг себя.

Хозяйка : «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь» . Молодцы, настоящие «веретенца » ! Присаживайтесь на скамью, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка ?

Дети : Чтобы прясть пряжу.

Хозяйка : Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети высказывают свои предположения.

Хозяйка : Есть такая пословица : «Не велико веретено , а всех одевает оно» . Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.

Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.

Хозяйка : Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни :

Позолочена прялица ,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.

Хозяйка : Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено » .

Хозяйка рассказывает сказку. Затем обсуждает с детьми поступки сестер : Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям . Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.

Хозяйка : Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

А что вам больше всего понравилось?

Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Хозяйка : Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети : Тепло.

Хозяйка : Вот это тепло мы подарим друг другу. Пора прощаться, буду ждать вас в гости снова. До свидания.

Дети прощаются с Хозяйкой и уходят в группу.

Русская народная сказка :

Золотое веретено”

Жил старик со старухой, у них была дочка Аннушка. Скоро старуха умерла и оставила дочь Аннушку старику. Старик же женился на другой, у которой тоже была дочь Машенька. Невзлюбила мачеха падчерицу и всячески старалась принести ей какой-нибудь вред. Один раз она посылает ее прясть на колодец. Аннушка послушалась матери, пришла, села на край колодца и стала прясть да про свою долю вполголоса петь. Но вдруг беда : она уронила веретено в колодец , достать она его никак не достанет. Нечего делать, пошла она со слезами к матери и думает, что вот сейчас ее будут ругать, а может быть, и бить. Пришла Аннушка домой и говорит про свое горе матери, а мать рассердилась на нее и говорит :

Поди доставай веретено , а без него и домой не ходи! Заплакала Аннушка и пошла опять к колодцу. Пришла, слезла в колодец, ищет веретено и никак не найдет . Вдруг она видит старика : бел как снег. То был хозяин воды в этом колодце. Аннушка спросила его, что не видал ли он ее веретено , а он ей в ответ сказал, что оно у Бабы-яги, и сказал Аннушке дорогу к ней.

Пошла Аннушка по указанной дороге : встретила ручей; он и говорит :

Девочка, девочка, попей моей водицы. Аннушка нагнулась к ручью, попила и пошла дальше.

На дороге она встретила березку; та тоже говорит ей :

Девочка, девочка, перевяжи меня ленточкой. Аннушка взяла из косы ленточку, перевязала и пошла дальше. Встретила она еще коней, те ей тоже говорят :

Девочка, девочка, возьми у нас из хвоста по волоску. Взяла она по волоску у каждого коня и пошла дальше.

Вдруг она увидела : перед ней дом стоит, а в дому Баба-яга сидит и ее веретеном прядет ; вошла Аннушка к Бабе-яге и спрашивает :

веретена ? А Баба-яга и говорит :

Поди сначала истопи баню, воды в нее носи решетом, вымой меня, причеши, тогда дам тебе и веретено .

Пошла Аннушка, истопила баню, замазала глиной решето и наносила воды. Пришла за Бабушкой-ягой и привела ее в баню, а Баба-яга и говорит :

Парь меня головней, мой золой , чеши бороной, а тащи домой за волосы.

Но Аннушка была умная : парила она Бабу-ягу веником, мыла водой, чесала гребешком, а домой вела за руку. Пришли домой, Баба-яга и говорит :

Спасибо тебе за твою доброту, поди на чердак, бери сундучок, там твое веретено , да смотри - дорогой не открывай.

Аннушка послушалась, взяла сундук и пошла старой дорогой. Встретила она тех же коней. Они взяли у ней сундук и помогли ей его нести, березка, чтобы не мешать, подняла ветви вверх. Ручей тоже, чтобы не утопить, сделался уже, и так кое-как Аннушка добралась до дому, открыла сундук. И что ж? В нем лежало золотое веретено да золото .

Видя это, мачеха послала свою дочь Машутку на колодец и научила, как это делать. Машутка пришла к колодцу, да нарочно и бросила веретено-то . И, не спросясь матери, спрыгнула в колодец и пошла по той же дороге, по которой шла и Аннушка.

Когда она подошла к ручью, то он попросил попить его водицы, но она ему сказала :

Не видала, что ли, я твоей воды-то! - и пошла дальше.

Береза ее попросила, чтобы она ее перевязала ленточкой, но Машутка ответила :

И ниточкой не перевяжу, не только ленточкой! Пошла дальше. Встретила лошадей и им так же грубо ответила, как березке и ручью.

Вдруг она видит перед собой избушку, в избушке Бабу-ягу, взошла Машутка к ней и говорит :

Бабушка, не видала ли ты моего веретена ? А та ей и говорит :

Оно у меня, поди сначала истопи баню, воды наноси решетом да вымой меня, а потом уже и веретено получишь .

Закапризничалась было Машутка, да делать нечего; пошла, истопила баню, воду стала носить, да никак в решетето не нацедит, бегала, бегала, да так без воды и осталась.

Пришла за Бабой-ягой, привела ее в баню, а Баба-яга тут ей и говорит :

Парь меня головней, мой золой , чеши бороной, домой за волосы тащи.

Машутка начала Бабу-ягу парить головней, мыть золой , вымазала ее как следует, стала зубом от бороны чесать, причесала и потащила за волосы домой.

Баба-яга, видя это, рассердилась, но не сказала ничего, велела только Машутке сундучок взять. Машутка обрадовалась, взяла сундучок и пошла домой старой дорогой.

Дошла до коней, а они ей не помогли, а было еще хотели истоптать, говоря :

Ты у нас по волоску не выдернула.

Дошла до березы. Она тоже стала ее хлестать и не пропускать, говоря :

Ты меня ниточкой не перевязала, а Аннушка перевязала ленточкой, нет тебе дороги!

Пробралась и тут кое-как Машутка, а там глядит : ручей всю дорогу затопил, и пришлось ей идти по воде. Вышла кое-как на дорогу и думает : «Ну ладно, как ни плохо было идти, да зато сколько золота принесу , вишь как тяжело».

Пришла Машутка домой, мать выбежала ее встречать, и наскоро раскрыли сундук : и что же? Вместо золота и золотого веретена сундук был полнехонек жару да простое тлеющее веретено . Мачеха так и ахнула, да нечего делать, надо было и с этим мириться. А Аннушка нашила себе приданое да вышла замуж, и живет себе поживает, да добра наживает.

Веретено,сказки про него.Пряхи-Елена Прекрасная,нимфа Калипсо,Пенелова,императрица Елизавета. Проклятие Марины Мнишек. Весь мир - театр.

Веретено,сказки про него.Пряхи-Елена Прекрасная,нимфа Калипсо,Пенелова,императрица Елизавета. Проклятие Марины Мнишек. Весь мир - театр.

Весь мир - театр.

ru.wikipedia.org
Веретено - приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

В мифологии

Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и иллюзией существования времени (см. Multiverse); соотносится с луной - символом, выражающим переходность жизни. Поэтому божества, воплощающие характеристики луны, земли или растительности, обычно изображаются с помощью веретена или прялки (примером могут служить славянская Мокошь или месопотамская Инанна-Иштар). М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева (скандинавские норны, прядущие нить судьбы у подножия ясеня Иггдрасиля).

Символика веретена связывается с символикой прядения в целом. Веретено выступает в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие мойры, римские парки, скандинавские норны), которые сматывают на него нити человеческих жизней. Связь веретена с символикой судьбы отражена в языке: слова, обозначающие судьбу в германском (wurd), староскандинавском (urdh), англосаксонском (wyrd), сближаются с латинским vertere, «вращать». С другой стороны, веретено может отождествляться с осью мира (как у древних греков, которые считали такое веретено атрибутом богини необходимости Ананке).

Спящая красавица

Интересные факты

В 1605 году Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия. Они аргументировали это следующим образом: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявол.

"Ложкой -что неводом,вилкой-что удою."

Другой причиной, по которой Лжедмитрия заподозрили в переходе в католичество, был отказ от походов в баню. Для русского человека того времени баня всегда была неотъемлемой частью жизни (вспомним легендарный рассказ из Повести временных лет о посещении апостолом Андреем русских земель). Лжедмитрий же с супругой в баню не ходили, что в России вызывало возмущение.

Пущкинский сюжет "Сказка о царе Салтане"-

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир“.
„Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна“.
„Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря“.

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,-
Так он играет роль. Шестой же возраст -
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса - кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы -
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
В.Шекспир
Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку "Фея ручья и веретено (Ирландская сказка)" тебе будет интересно и увлекательно. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: дружба, сострадание, мужество, отвага, любовь и жертвенность. Сказка "Фея ручья и веретено (Ирландская сказка)" читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

У одной вдовы было две дочери; одна из них была хороша собой и прилежна, другая – дурна лицом и ленива. Но она больше любила дурную, потому что та была ее собственной дочерью, чем красивую падчерицу, на которой лежала вся черная работа в доме. Бедная девушка эта должна была каждый день садиться на большой дороге у ручья и так много прясть, что кровь выступала у нее из-под ногтей.
Вот случилось однажды, что все веретено было у нее в крови; она наклонилась к воде, чтобы обмыть его, а оно выскочило у нее из рук и упало на дно глубокого ручья. Бедняжка заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей про свою беду.
Та разбранила ее и закричала:
– Сама уронила, сама и достань, а до тех пор мне и на глаза не показывайся!
Девушка со слезами пошла опять к ручью, да с отчаяния и бросилась в него доставать свое веретено. Тут впала она в забытье, и когда очнулась и снова пришла в себя, то увидела, что лежит на прекрасной лужайке, усеянной множеством чудных цветов и ярко освещенной солнцем.
Пошла она по этой лужайке и дошла до печки, в которой много, много насажано было хлебов. Хлебы закричали ей:
– Вынь нас, девушка, вынь поскорей, не то сгорим: мы уж давно испеклись.
Она подошла и все хлебы из печи повынимала. Потом пошла она далее и дошла до яблони, на которой было много, много яблок. Яблоня сказала ей:
– Потряси меня, девушка, потряси скорей: яблоки на мне уже давно поспели.
Оно подошла к дереву, обтрясла все яблоки и сложили их в кучку.
Наконец, пришла она к избушке и в окне ее увидела старуху с такими большими и длинными зубами, что испугалась и хотела уже бежать от нее, когда та обратилась к ней и ласково сказала:
– Чего ты, милая, испугалась? Останься у меня: ведь если ты будешь хорошо у меня в доме работать, так тебе здесь будет хорошо. Только ты главнее всего должна тщательно взбивать мою перину, когда будешь стелить постель, – так, чтобы перья летели во все стороны, потому что от этого на земле снег идет. Зовут меня старуха Холле.
Девушка согласилась остаться у нее и поступила к ней в услужение. Она верно служила своей госпоже, угождала ей во всем и зато уж ни ра-зу не слыхала от нее дурного слова, а всякого кушанья, питья и лакомств получала от нее вдоволь.
Как ни было ей хорошо жить у старухи, однако же вскоре захотелось вернуться домой и повидаться со своими. Она сказала старухе:
– Меня одолела тоска по своим домашним, и хоть мне у тебя хорошо, однако же я чувствую, что не в силах жить вдали от своих близких. Старуха похвалила ее за привязанность и прибавила:
– Ты мне служила верно, а потому я и хочу наградить тебя по заслугам.
Тут взяла она ее за руку и подвела под большие ворота: едва только подошла она под их свод, как на нее пролился обильный золотой дождь, и все золото к ней пристало и покрыло ее с головы до ног.
– Это тебе на память от меня за прилежание твое, да вот, кстати, захвати и веретено свое, что в ручей-то упало.
После того ворота захлопнулись, и девушка очутилась на земле, невдалеке от дома своей мачехи, которая на этот раз приняла ее ласково, потому что видела, какое она несла с собой богатство.

Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».

Цель :

Познакомить детей с предметами обихода : веретеном и прялкой.

Задачи :

Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.

Активизировать в речи слова : прялка, веретено, шерсть, кудель.

Развивать двигательную активность.

Побуждать высказываться о поступках героев сказки.

Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.

Средства : Убранство русской избы; прялка, веретено, овечья шерсть, корзина с клубками ниток разного цвета; аудиозапись с русской народной музыкой.

Предварительная работа :

Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба» ; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; проведение русских народных игр («Заря – заряница» , «Горелки» , «Каравай» , «Пузырь» и др.).

Ход занятия:

Под звуки тихой русской народной музыки дети заходят в «избу» . Их встречает Хозяйка в русском народном костюме.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!

Хозяйка приглашает всех присесть на скамью, дети садятся.

Хозяйка : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Дети : Да, всем.

Хозяйка : Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку) . К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.

Хозяйка : Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.

Дети кружатся вокруг себя.

Хозяйка : «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца» ! Присаживайтесь на скамью, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?

Дети : Чтобы прясть пряжу.

Хозяйка : Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети высказывают свои предположения.

Хозяйка : Есть такая пословица : «Не велико веретено , а всех одевает оно» . Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.

Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.

Хозяйка : Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни :

Позолочена прялица ,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.

Хозяйка : Не хотите поиграть, позабавиться?

Дети : Да, хотим.

Хозяйка : Становитесь в круг.

Проводится игра «Звонарь» . Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает :

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая :

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие, приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Хозяйка : Вам понравилась игра?

Дети : Да.

Хозяйка : Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется « Золотое веретено » .

Хозяйка рассказывает сказку. Затем обсуждает с детьми поступки сестер : Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.

Хозяйка : Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

А что вам больше всего понравилось?

Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Хозяйка : Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети : Тепло.

Хозяйка : Вот это тепло мы подарим друг другу. Пора прощаться, буду ждать вас в гости снова. До свидания.

Дети прощаются с Хозяйкой и уходят в группу .

Русская народная сказка:
“Золотое веретено”

Жил старик со старухой, у них была дочка Аннушка. Скоро старуха умерла и оставила дочь Аннушку старику. Старик же женился на другой, у которой тоже была дочь Машенька. Невзлюбила мачеха падчерицу и всячески старалась принести ей какой-нибудь вред. Один раз она посылает ее прясть на колодец. Аннушка послушалась матери, пришла, села на край колодца и стала прясть да про свою долю вполголоса петь. Но вдруг беда: она уронила веретено в колодец, достать она его никак не достанет. Нечего делать, пошла она со слезами к матери и думает, что вот сейчас ее будут ругать, а может быть, и бить. Пришла Аннушка домой и говорит про свое горе матери, а мать рассердилась на нее и говорит:

Поди доставай веретено, а без него и домой не ходи! Заплакала Аннушка и пошла опять к колодцу. Пришла, слезла в колодец, ищет веретено и никак не найдет. Вдруг она видит старика: бел как снег. То был хозяин воды в этом колодце. Аннушка спросила его, что не видал ли он ее веретено, а он ей в ответ сказал, что оно у Бабы-яги, и сказал Аннушке дорогу к ней.

Пошла Аннушка по указанной дороге: встретила ручей; он и говорит:

Девочка, девочка, попей моей водицы. Аннушка нагнулась к ручью, попила и пошла дальше.

На дороге она встретила березку; та тоже говорит ей:

Девочка, девочка, перевяжи меня ленточкой. Аннушка взяла из косы ленточку, перевязала и пошла дальше. Встретила она еще коней, те ей тоже говорят:

Девочка, девочка, возьми у нас из хвоста по волоску. Взяла она по волоску у каждого коня и пошла дальше.

Вдруг она увидела: перед ней дом стоит, а в дому Баба-яга сидит и ее веретеном прядет; вошла Аннушка к Бабе-яге и спрашивает:

Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А Баба-яга и говорит:

Поди сначала истопи баню, воды в нее носи решетом, вымой меня, причеши, тогда дам тебе и веретено.

Пошла Аннушка, истопила баню, замазала глиной решето и наносила воды. Пришла за Бабушкой-ягой и привела ее в баню, а Баба-яга и говорит:

Парь меня головней, мой золой, чеши бороной, а тащи домой за волосы.

Но Аннушка была умная: парила она Бабу-ягу веником, мыла водой, чесала гребешком, а домой вела за руку. Пришли домой, Баба-яга и говорит:

Спасибо тебе за твою доброту, поди на чердак, бери сундучок, там твое веретено, да смотри - дорогой не открывай.

Аннушка послушалась, взяла сундук и пошла старой дорогой. Встретила она тех же коней. Они взяли у ней сундук и помогли ей его нести, березка, чтобы не мешать, подняла ветви вверх. Ручей тоже, чтобы не утопить, сделался уже, и так кое-как Аннушка добралась до дому, открыла сундук. И что ж? В нем лежало золотое веретено да золото.

Видя это, мачеха послала свою дочь Машутку на колодец и научила, как это делать. Машутка пришла к колодцу, да нарочно и бросила веретено-то. И, не спросясь матери, спрыгнула в колодец и пошла по той же дороге, по которой шла и Аннушка.

Когда она подошла к ручью, то он попросил попить его водицы, но она ему сказала:

Не видала, что ли, я твоей воды-то! - и пошла дальше.

Береза ее попросила, чтобы она ее перевязала ленточкой, но Машутка ответила:

И ниточкой не перевяжу, не только ленточкой! Пошла дальше. Встретила лошадей и им так же грубо ответила, как березке и ручью.

Вдруг она видит перед собой избушку, в избушке Бабу-ягу, взошла Машутка к ней и говорит:

Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А та ей и говорит:

Оно у меня, поди сначала истопи баню, воды наноси решетом да вымой меня, а потом уже и веретено получишь.

Закапризничалась было Машутка, да делать нечего; пошла, истопила баню, воду стала носить, да никак в решетето не нацедит, бегала, бегала, да так без воды и осталась.

Пришла за Бабой-ягой, привела ее в баню, а Баба-яга тут ей и говорит:

Парь меня головней, мой золой, чеши бороной, домой за волосы тащи.

Машутка начала Бабу-ягу парить головней, мыть золой, вымазала ее как следует, стала зубом от бороны чесать, причесала и потащила за волосы домой.

Баба-яга, видя это, рассердилась, но не сказала ничего, велела только Машутке сундучок взять. Машутка обрадовалась, взяла сундучок и пошла домой старой дорогой.

Дошла до коней, а они ей не помогли, а было еще хотели истоптать, говоря:

Ты у нас по волоску не выдернула.

Дошла до березы. Она тоже стала ее хлестать и не пропускать, говоря:

Ты меня ниточкой не перевязала, а Аннушка перевязала ленточкой, нет тебе дороги!

Пробралась и тут кое-как Машутка, а там глядит: ручей всю дорогу затопил, и пришлось ей идти по воде. Вышла кое-как на дорогу и думает: «Ну ладно, как ни плохо было идти, да зато сколько золота принесу, вишь как тяжело».

Пришла Машутка домой, мать выбежала ее встречать, и наскоро раскрыли сундук: и что же? Вместо золота и золотого веретена сундук был полнехонек жару да простое тлеющее веретено. Мачеха так и ахнула, да нечего делать, надо было и с этим мириться. А Аннушка нашила себе приданое да вышла замуж, и живет себе поживает, да добра наживает.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»