Инциденты с ядерным оружием в ссср. Утерянное ядерное оружие. На грани вымирания

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В западной прессе с некоторых пор появился термин loose nukes, под которым понимаются вышедшие из-под контроля государств ядерные боеприпасы, причем имеются в виду не заряды, утраченные в ходе инцидентов с военной техникой. После распада СССР было немало спекуляций на тему возможной утраты контроля над советским ядерным арсеналом со стороны руководства новых независимых государств, прежде всего России. Эти разговоры получили новый импульс после заявления бывшего секретаря Совета безопасности РФ генерала Александра Лебедя. В 1997 году он сказал, что во время пребывания в должности им якобы была создана комиссия по поиску портативных ядерных боеприпасов, имевших вид чемоданчика. По словам Лебедя, часть этих устройств (в разных интервью генерал называл разные цифры) была утрачена и даже, возможно, попала в руки чеченских сепаратистов. На официальном уровне Россия никогда не признавала утрату подобных ядерных средств, хотя это не значит, что переносных зарядов не существовало. Действительно, сообщалось, что начиная с 1960-х годов в СССР создавались носимые ядерные мины, правда, они имели вид ранцев, а не чемоданов. По следам скандальных заявлений Александра Лебедя и бурной реакции мировой прессы в 1998 году по инициативе секретаря Совета безопасности Андрея Кокошина была проведена проверка, в результате которой выяснилось, что ранцевые боеприпасы надежно хранились в одном из арсеналов и в войска не выдавались. К настоящему времени, вероятнее всего, все они уничтожены в рамках инициатив по сокращению тактических ядерных вооружений. Малогабаритные боеприпасы также создавались в США и предположительно в Израиле и Китае.

Террористам, которые задумают сделать бомбу, придется получить немало дополнительных знаний, в том числе в области технологии обработки радиоактивных металлов.

В Соединенных Штатах боеприпасы такого класса имели название SADM (аббревиатура, расшифровывающаяся как «специальный разрушающий атомный боеприпас») и представляли собой ранцы, имевшие минимальный вес 50−70 кг и мощность, эквивалентную 1кт. Они предназначались диверсионным подразделениям, которые могли высаживаться на территории противника в районе побережья, закладывать заряды под стратегические объекты, включать таймер и затем эвакуироваться, например с помощью подводной лодки. Также предполагалось вооружать ранцами инженерные подразделения для постановки заслонов, например в районе Фульдского коридора — двух низин среди гор, по которым ожидался рывок танков Варшавского договора с территории ГДР в направлении Франкфурта-на-Майне. Эти боеприпасы также уничтожены американской стороной в рамках процесса разоружения. В общем, если обвинения России в слабом контроле за ядерными боеприпасами так и не получили весомых подтверждений, факт существования ядерных мин диверсионного класса не подлежит сомнению.

Еще одна ядерная держава, сохранность ядерного арсенала которой вызывает определенное беспокойство, это Пакистан. 6 сентября прошлого года на военно-морской базе в Карачи произошел инцидент со стрельбой. Группа фундаменталистов на лодках попыталась захватить фрегат ВМС Пакистана. Морякам удалось отбить нападение, но в ходе расследования инцидента выяснилось, что в диверсионной вылазке на стороне боевиков участвовали младшие офицеры пакистанской армии. Кроме того, в заговоре могли быть замешаны и более высокопоставленные военные. Состояние вооруженных сил страны, где среди военнослужащих немало людей, симпатизирующих исламистам, вселяет беспокойство за судьбу ядерного арсенала Пакистана, недавно присоединившегося к атомному клубу. Особенно с учетом наличия в стране территорий, где процветает черный рынок оружия: они находятся в международно признанных границах Пакистана, но не контролируются армией и полицией.


Корабль Glomar Explorer, построенный корпорацией эксцентричного магната Говарда Хьюза по заказу ЦРУ, был замаскирован под научное судно. На самом деле в его днище был сделан специальный вырез для подъема на борт погибшей советской подлодки К-129 с ядерным оружием на борту.

Проще, чем мы думали

Однако, если страшный сон о завладении террористами боеприпасов из арсеналов ядерных государств, к счастью, пока не стал явью, то остается другая возможность. По силам ли злоумышленниками изготовить атомную бомбу, так сказать, в домашних условиях?

В разнообразных публикациях на эту тему, например в докладе, подготовленном Институтом контроля за ядерными материалами (Вашингтон, США), был сделан вывод о том, что хоть дело это крайне непростое, бомбу террористы сделать могут. Речь, правда, идет именно о взрывном устройстве, а не о сырье. В качестве сырья в производстве атомного оружия применяется высокообогащенный (то есть содержащий более 90% изотопа U235) уран и оружейный плутоний (Pu239), хотя можно изготовить бомбу (малоэффективную) и из реакторного плутония, загрязненного изотопами Pu240 и Pu242. Обогащение урана — долгий и сложный процесс, детали этой технологии держатся государствами в строгом секрете, плутоний в природе вообще практически не встречается — его получают путем облучения нейтронами урана или нептуния. Также в результате облучения урана-238 плутоний постепенно накапливается в топливных стержнях реакторов АЭС, но отделить его от урана и прочих примесей — весьма трудоемкая задача. Для изготовления бомбы террористы должны будут похитить готовые ядерные материалы или купить уже похищенные на черном рынке.


Этот памятный знак установлен в городе Эурека, штат Северная Каролина — неподалеку от того места, где со своим страшным грузом расстался терпящий крушение B-52. Одна из выброшенных бомб ушла в болото на 50-метровую глубину, да там до сих пор и лежит.

Для того чтобы произошел ядерный взрыв, необходимо перевести массив ядерного материала в сверхкритическое состояние, после чего начинается неконтролируемая реакция деления ядер с излучением нейтронов и выделением энергии. Достичь сверхкритического состояния можно, во‑первых, быстро соединив два подкритических фрагмента ядерных материалов в один или, во‑вторых, резко увеличив плотность подкритической сборки. Бомба Little Boy («Малыш»), что упала на Хиросиму, была построена по первому принципу («пушечная схема»). Внутри нее один фрагмент высокообогащенного урана выстреливался в другой фрагмент, и возникало сверхкритическое состояние. По второму принципу сконструировали бомбу, разрушившую Нагасаки (Fat Boy, «Толстяк»). Там плутониевая сфера равномерно обжималась взрывом (имплозивная схема), за счет чего и создавалась сверхкритичность.


Американский бомбардировщик B-52 не раз фигурировал в инцидентах с ядерным оружием. Громкая история случилась в январе 1966 г, когда этот гигантский самолет столкнулся в воздухе с заправщиком KC-135 неподалеку от испанской рыбацкой деревни Паломарес. Из четырех водородных бомб на борту три упали на землю и заразили местность радиацией, а одна рухнула в море и была найдена лишь два с половиной месяца спустя.

Мы не зря вспомнили бомбы зари атомной эры: большинство экспертов сходятся в том, что если террористы и смогут построить бомбу, то она как раз конструктивно будет напоминать ранние, простые, несовершенные образцы. Наиболее простая схема — пушечная, типа «Малыша», но для ее реализации необходим исключительно высокообогащенный уран в металлической форме. Достать его можно, похитив, например, топливные элементы научно-исследовательских реакторов. Более вероятно, что в руки террористов попадут широко используемые в атомной промышленности порошки оксидов урана или плутония. Ни порошки (из-за низкой плотности), ни даже металлический плутоний (из-за сильного нейтронного фона) для пушечной схемы не годятся. Это только по меркам нашего восприятия выстрел в пушке происходит мгновенно. В реальности же, пока две подкритические массы соединятся в сверхкритическую, нейтроны преждевременно запустят цепную реакцию, что заметно снизит мощность взрыва. Из порошков оксидов можно восстановить металлы, но это будет еще одно непростое звено в технологической цепочке. Есть вариант использовать порошки сами по себе, увеличив их плотность, но для этого понадобится специфический пресс, приобрести который, не привлекая к себе ненужного внимания, затруднительно.

Согласно новым рассекреченным данным, СССР и Запад были ужасающе близки к с применением ядерного оружия из-за компьютерного сбоя, вызванного неисправным компонентом стоимостью всего 46 центов. Рассекреченные документы свидетельствуют о более чем 1000 аварий с в 70-80-х годах, произошедших из-за головотяпства американских военнослужащих.

В том числе пожары, взрывы и случайные сбросы бомб, которые могли стоить жизни сотням миллионов людей. На грани ядерной войны мир оказался в 1979 году, когда глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки в Колорадо доложил о массированном ударе со стороны СССР.

Экраны компьютера на сверхсекретной базе были заполнены точками, обозначающими то, что Москва произвела пуск, и США были готовы нанести ответный удар. Ответный пуск был отменен в последнюю минуту - после тщательного расследования и проверки данных с помощью других радаров. Если бы США отреагировали и нанесли по Советскому Союзу, Третья мировая война была бы неизбежна.

Во время другого инцидента, вызванного неисправностью американской системы раннего предупреждения, США обнаружили пуск сотен советских ракет. Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера, был разбужен в 2:30, чтобы услышать эту тревожную новость. Вскоре выяснилось, что к США направляются 2200 российских ракет. У Бжезинского было всего несколько минут, чтобы решить, следует ли США использовать собственный ядерный арсенал. В то время как он готовился связаться с президентом, ему сообщили, что тревога была ложной, а ее причиной стал сбойный компьютерный чип стоимостью всего 46 центов. Еще один инцидент с ядерным оружием произошел в 1962 году. Тогда команда бомбардировщика Б-52 во время обычного полета случайно уронила ракету с плутонием на Северную Каролину. В то время американские бомбардировщики находились в воздухе 24 часа в сутки, так что США могли мгновенно ответить на любую угрозу.

Самолет нес две водородные бомбы, когда пилот заметил, что появился весовой дисбаланс. Когда экипаж попытался вернуться на авиабазу, самолет начал распадаться, и атомная бомба была случайно выпущена. Не сработало всего одно активационное устройство - бомба упала на землю до того, как был послан сигнал на детонацию. Если бы это последнее устройство было активировано, на американской земле произошел бы полномасштабный термоядерный взрыв.

В свете обострения ситуации о происшествиях, от которых волосы встают дыбом, подробно рассказывается в книге «Контроль и управление: ядерное оружие, дамасский инцидент и иллюзия безопасности», автором которой является американец Эрик Шлоссер. Официальный Пентагон раскрывает 32 инцидента с участием американских ядерных боеголовок. Но Шлоссер, получивший доступ к секретным документам, говорит о более чем 1000 аварий с ядерным оружием в период между 1950 и 1968 годами. Раскрытие конфиденциальной информации демонстрирует, насколько близко Советский Союз и Запад были к во время холодной войны.

В свете обострения ситуации мир может пережить современную холодную войну, считает автор. При этом он предупреждает, что и США, и Россия, по-прежнему используют старые системы . Основной ядерный бомбардировщик США остается неизменным со времен президентства Джона Кеннеди, а главную ядерную ракету наземного базирования все еще используемую сегодня, должны были списать в начале восьмидесятых.

Сегодня во второй половине 2015 года ситуация на арене накалена до предела и любая искра может стать причиной из-за которой начнется Третья мировая война, а инцидент с ядерным оружием может означать гибель всего человечества.

Власти США рассекретили данные о падении стратегического бомбардировщика B-52G Stratofortress с двумя водородными бомбами Mark 39 mod 2 на борту в Северной Каролине в 1961 году. Судя по отчету, составленному еще в 1969 году, одна из бомб практически готова была взорваться, и только чудо спасло большую часть Восточного побережья США от радиационного поражения. Вообще, различные аварийные ситуации со стратегическим оружием происходили в США много раз, причем по меньшей мере в пяти случаях страна подвергалась самой настоящей ядерной угрозе.

Инцидент в Голдсборо

В ночь с 23-го на 24 января 1961 года американский стратегический бомбардировщик B-52G Stratofortress в рамках операции Coverall по отработке повышенной боевой готовности стратегических подразделений вооруженных сил США выполнял патрулирование побережья. Над городом Голдсборо в Северной Каролине бомбардировщик должен был дозаправиться в воздухе, но при сближении с танкером командир самолета обнаружил утечку горючего из топливного бака правой консоли крыла. Было принято решение о прекращении дозаправки.

Наземный центр управления полетом дал указание командиру B-52G взять курс к побережью и находиться в воздухе вплоть до полного исчерпания запасов горючего, но вскоре обнаружилось, что потери топлива увеличились и за три минуты составили 17 тонн. Бомбардировщик получил приказ заходить на посадку на аэродром возле Голдсборо. При снижении самолет начал разрушаться, и экипажу было приказано покинуть падающий бомбардировщик. Пять членов экипажа выжили, один погиб при приземлении с парашютом и еще двое ─ при падении самолета: они не смогли выбраться из B-52G в воздухе.

Разрушение бомбардировщика началось на высоте примерно трех тысяч метров. При этом из него выпала первая ядерная бомба Mark 39 mod 2, а на высоте 610 метров - вторая. Одна из них упала в болотистой местности и глубоко зарылась в грунт, а другая на сработавшем парашюте опустилась на землю без повреждений. За последующие несколько дней район падения тщательно прочесали. От бомбы, упавшей в болотистой местности, нашлись несколько деталей, тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени.

Поскольку место предполагаемого падения бомбы постоянно подтоплялось грунтовыми водами, поиски остатков боеприпаса вскоре пришлось прекратить. Позднее в целях безопасности инженерные войска США выкупили участок, на котором находятся остатки Mark 39 mod 2. Бомбу, опустившуюся на парашюте, оперативно вывезли для обследования и восстановления. В целом это вся информация, которая была известна об инциденте до последнего времени.

20 сентября 2013 года газета The Guardian написала о том, что США рассекретили отчет о расследовании инцидента с бомбами в Голдсборо. Копию отчета получил журналист Эрик Шлоссер, пишущий книгу о гонке ядерных вооружений и развитии ядерного оружия. Документы попали к журналисту в рамках американского закона о свободе распространения информации; с ними можно ознакомиться на сайте The Guardian.

Сперва на сайте британского издания был опубликован лишь материал о падении бомб в Северной Каролине. Он описывал и без того известную последовательность событий, но раскрывал один неизвестный доселе факт. Системы предохранения бомбы, спускавшейся на парашюте, отключались в последовательном боевом порядке. Всего в боеприпасе их было установлено четыре; к моменту приземления три успели отключиться. По данным газеты, для взрыва бомбы мощностью четыре мегатонны должен был сработать последний, низковольтный переключатель, но этого не случилось.

Спустя несколько часов после публикации первого материала The Guardian выложила копию отчета, подготовленного в 1969 году Паркером Джонсом, начальником отдела ядерной безопасности Сандийских национальных лабораторий. Любопытно, но в этом документе утверждается, что бомба была оснащена шестью предохранительными механизмами, пять из которых переключились в боевое положение. Предохранители отключались по мере снижения бомбы, начиная с момента раскрытия парашюта. При этом мощность бомбы в отчете заявлена уже на уровне 24 мегатонн (это в 1200 раз больше мощности бомбы «Малыш», сброшенной на японский город Хиросиму в августе 1945 года).

В заключении Джонс написал: «Один простой низковольтный переключатель оказался между Соединенными Штатами и масштабной катастрофой!» Специалист также отметил, что бомбы Mark 39 mod 2 в силу особенностей их конструкции следует отстранить от участия в операциях по воздушному патрулированию, поскольку при падении B-52 они могут выпасть из бомбардировщика, как при обычном сбросе, а значит, окажутся приведены в боевое состояние. «Еще один вывод: бомба Mk 39 mod 2 могла взорваться», ─ еще раз отметил Джонс.

По оценке военных, в случае если бы ядерный заряд сработал, под радиационное поражение попала бы большая часть Восточного побережья США, включая Вашингтон, Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк. Какой именно информации, обнародованной The Guardian, следует верить, непонятно. Дело в том, что названная Джонсом мощность бомбы - 24 мегатонны - не соответствует ее типу, упомянутому в том же отчете. Бомбы Mark 39 выпускались в США с 1957-го по 1966 год в трех версиях: mod 0, mod 1 и mod 2. Отличия между версиями были только конструктивные: количество систем защиты, а также принцип инициации (в воздухе или при контакте с землей).

Согласно открытым источникам, мощность двухфазных бомб, созданных по схеме Теллера-Улама, составляла 3,8 мегатонны. Упрощенно, схема Теллера-Улама подразумевает детонацию в два этапа: на первом происходит подрыв первичного заряда, энергия от которого по специальному каналу передается вторичному. Детонация вторичного заряда дает наибольший выход энергии. Таким образом, в отчете неверно указаны либо мощность бомб, упавших в Голдсборо, либо их тип. В 1961 году на вооружении США стоял только один тип ядерных бомб мощностью около 25 мегатонн: Mark 41. Они выпускались серийно с 1960-го по 1962 год.

На грани вымирания

Падение бомб в Голдсборо - не единственный случай, когда территория США оказывалась под угрозой ядерного поражения. По официальным данным, с 1950-го по 1968 год в США произошло около 700 различных инцидентов с 1250 американскими ядерными боеприпасами различных типов. При этом, по данным министерства обороны США, с 1950-го года было зафиксировано 32 аварийных происшествия со стратегическим оружием. По меньшей мере пять из них могли закончиться ядерным взрывом.

Речь идет не о банальной потере ядерных боеприпасов в результате аварии, как это, например, произошло в феврале 1958 года в штате Джорджия. Тогда в воздухе столкнулись бомбардировщик B-47 Stratojet и истребитель F-86 Sabre. На борту бомбардировщика, упавшего после столкновения (пилоты катапультировались), находилась бомба Mark 15 mod 0 мощностью около трех мегатонн. Она выпала из самолета в районе острова Тайби-Айленд и так и не была найдена. Позднее, в 1964 году, в Фростбурге в Мэриленде бомбардировщик B-52 с ядерными бомбами на борту попал в зону сильной турбулентности и развалился в воздухе. Бомбы вскоре были обнаружены и вывезены с места падения самолета.

Подобных случаев история американского ядерного оружия знает множество. Однако впервые США оказались перед реальной угрозой ядерного взрыва на своей территории 13 июля 1950 года. Тогда бомбардировщик B-50 Superfortress, вылетевший с авиабазы «Биггс» под Лебаноном в штате Огайо на учения с ядерной бомбой на борту, потерял управление и упал недалеко от места взлета. Обломки самолета загорелись, в огне оказались и снаряженные ядерные бомбы. В 1986 году скупое описание этого происшествия было обнародовано Научно-исследовательским институтом радиобиологических исследований вооруженных сил США (AFRRI).

Второй раз атомный взрыв едва не произошел 22 мая 1957 года, когда бомбардировщик B-36 Peacemaker перевозил термоядерную бомбу с авиабазы «Биггс» на базу «Киртлэнд» в Нью-Мексико. При подлете к конечной точке маршрута бомба, тип которой так и не был назван, выпала из самолета. Боеприпас упал в семи километрах от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы «Киртлэнд» и всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». При падении детонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра. Ядерного взрыва не произошло, но на месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 метра и диаметром 7,6 метра.

Случай, произошедший 27 июля 1956 года, не был связан с перевозкой ядерного оружия. Тогда бомбардировщик B-47 сам упал на хранилище стратегических бомб Mark 6 (эти бомбы выпускались в версиях мощностью восемь, 26, 80, 154 и 160 килотонн). Согласно оперативной сводке ВВС США, при падении обломки самолета разрушили хранилище, сбили со стендов три бомбы. Затем произошел взрыв топлива в баках B-47, которое разлилось по шести бомбам. Один из саперов, работавших на месте происшествия, указал в отчете, что на одной из бомб в момент падения B-47 были установлены детонаторы и «это чудо, что она не взорвалась».

11 марта 1958 года бомбардировщик B-47, вылетевший на патрулирование с авиабазы «Хантер» неподалеку от города Саванна в Джорджии, из-за неполадок в бомбоотсеке случайно сбросил атомную бомбу. Она упала на жилой дом, после чего в бомбе сработало обычное взрывное устройство, служившее запалом для плутониевого ядра. Последнее не детонировало. В результате этого происшествия несколько человек получили ранения. Подробности инцидента неизвестны до сих пор. Это событие произошло спустя всего месяц после столкновения B-47 и F-86 в воздухе над Джорджией.

Перечисленные случаи ─ официально известные факты, когда только чудо отделяло США от далеко не испытательных ядерных взрывов. Обо всех ли подобных инцидентах на сегодня известно общественности, можно только гадать. В последний раз Пентагон официально раскрывал данные о происшествиях с ядерным оружием в 1986 году, причем обнародованные сведения были крайне скупы и подробностей происшествий не содержали.

После падения бомбардировщика B-47 в 1958 году в США было зафиксировано еще множество крупных происшествий с ядерным оружием. Например, в 1961 году неподалеку от Юба-Сити в Калифорнии упал бомбардировщик B-52 с двумя ядерными бомбами на борту. Предохранители на бомбах не отказали; боеприпасы не взорвались несмотря на падение и пожар. В 1980 году в Дамаске в Арканзасе произошел взрыв разлившегося топлива ракеты Titan-II во время ее технического обслуживания. Выброшенная взрывом боеголовка W53 мощностью девять мегатонн упала в 30 метрах от шахты. Но в этих случаях, несмотря на их масштабность, ядерной угрозы для США все же не было.

Во время холодной войны мы постоянно боялись, что США и СССР начнут ядерную войну. Но с гораздо большей вероятностью мы могли погибнуть от собственного ядерного оружия.

Инциденты с ядерным оружием в среде военных имеют множество зловещих названий — Сломанная Стрела, Увядший Гигант, ЯДВСПЫШКА. На самом деле происходили десятки таких случаев, но мы расскажем о пяти серьёзных происшествиях в США.

Авиабаза Тревис, 1950, Сломанная стрела

Во время Корейской войны военные и политики США серьёзно рассматривали применение ядерного оружия. В августе 1950-го, 10 бомбардировщиков Б-29 взлетели с, как её тогда называли, авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии, и направились в Гуам. каждый из бомбардировщиков нёс атомную бомбу Mark IV, которая была в два раза мощнее сброшенных на Японию в конце Второй мировой.

Вскоре после взлёта один из Б-29 сообщил о неисправности двигателя. На борту находился генерал Роберт Тревис. Он приказал самолёту возвращаться на базу, но при посадке у самолёта отказали шасси. Понимая, что самолёт падает, пилот попытался избежать столкновения с населёнными районами вокруг базы, и самолёт упал в северо-западном углу базы. При ударе погибли 12 из 20 бывших на борту, включая и генерала Тревиса. В результате пожара сдетонировали 5000 фунтов взрывчатки, которые являлись компонентом атомной бомбы Mark IV. Этот взрыв убил ещё 7 человек, находящихся на земле. Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой, число жертв, возможно, исчислялось бы шестизначной цифрой.

ВВС США скрыли инцидент, сказав, что для тренировочного полёта были загружены обычные бомбы. Через несколько месяцев после этого, база была переименована в честь генерала Тревиса. Термин Сломанная стрела применяется для обозначения различных ЧП с ядерным оружием, не связанным с началом ядерной войны.

Обогатительный реактор Ферми 1, 1966, Увядший Гигант

Этот инцидент был увековечен под названием «Когда мы чуть не потеряли Детройт», в одноимённой книге Джона Фуллера.

Случившееся на Ферми 1 стало результатом инженерных ошибок, несоблюдения правил техники безопасности, да и просто отсутствия опыта. Инженеры внесли изменения в систему охлаждения, но не вписали это в документацию, поэтому инженеры, которые работали над реактором, не знали что в резервуаре с жидким натрием были дополнительные дисперсионные пластины. Когда в одном из резервуаров заблокировались охлаждающие трубы, ядро реактора перегрелось до 700 градусов по Фаренгейту (ок. 370С; прим. ) и частично расплавилось.

При расплавлении топливо реактора перегрелось сверх того, с чем могли справиться охлаждающие системы. В итоге это привело к расплавлению окружающей инфраструктуры, такой как защитный корпус, системы охлаждения, и в экстремальных случаях основание установки. При полном расплавлении топливо воспламеняется, и поддерживает температуру около 2000 градусов по Фаренгейту (ок. 1000С). Хотя термин не используется с 1966 года, гипотетический (и технически невозможный) шанс того, что расплавленный реактор прожгёт землю насквозь, и доберётся до Китая, дал определение «Китайский синдром».

Ферми 1 вообще-то находится между Детройтом и Толедо, но надо полагать «Когда мы чуть не потеряли Толедо» звучит не так захватывающе.

Тайби Айленд, 1958, — Сломанная Стрела

В Водах недалеко от острова Тайби, Джорждия, на границе штатов Джорджия и Южная Каролина, на глубине около 10 футов (3м) покоится водородная бомба. Находится она там почти 50 лет.

В 1958 году бомбардировщик B-47 «Stratojet» во время учений потерпел крушение. На борту он нёс водородную бомбу Mark 15 — лёгкую бомбу длиной 12 футов, вооружённую 400 фунтами взрывчатки и высокообогащённым ураном. Экипаж терпящего крушение самолёта решил, что при вынужденной посадке им совсем не хотелось бы нести на борту такой опасный груз, и запросил разрешение сбросить бомбу в океан. При ударе об воду она не взорвалась, и никто с тех пор её больше не видел.

Существует некоторое расхождение относительно того, была ли бомба полностью снаряжена. Некоторые отчёты полагают что была, но ВВС в официальном порядке объявили, что внутри была учебная капсула. Были предприняты попытки её найти, но естественная радиация земли чрезвычайно затруднила розыскные мероприятия. Если она была снаряжена, и если бы сдетонировала, то находящийся неподалку город Саванна практически исчез бы с лица земли.

Айдахо-Фолс, 1961 — Увядший Гигант

Это была потенциально серьёзная катастрофа, и населённые районы подверглись воздействию радиоактивного газа. Но инцидент в Айдахо-Фолс стоит особняком в ряду ядерных инцидентов, как самая ужасная катастрофа, однако об этом сравнительно мало известно.

Реактор SL-1 был экспериментальным, и находился в ведении армии недалеко от Айдахо-Фолс. Третьего января 1961 года всех разбудила сирена тревоги. Срочно прибыл находящийся поблизости персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Из-за высокой радиации они не могли пробиться к рубке контроля более полутора часов. Когда им наконец это удалось, они обнаружили двух пострадавших, один из которых ещё подавал признаки жизни (он умер вскоре после этого). Даже после того, как потерпевших вынесли из здания, где находился реактор, тела людей были настолько радиоактивны, что их пришлось похоронить в свинцовых могильниках.

Худшее было ещё впереди. Через несколько дней аварийно-спасательные службы обнаружили третьего оператора. Когда произошёл инцидент он стоял на вершине реактора. Сила взрыва разорвала управляющие стержни, и те, пройдя через его грудную клетку, пригвоздили тело к потолку.

Причиной инцидента стала возможность операторами контролировать скорость реакции. Устойчивая реакция требует, чтобы каждый цикл деления генерировал достаточно нейтронов, чтобы разбивать добавочные атомы, производя следующий цикл деления. Управление осуществлялось при помощи управляющих стержней из материала, безопасно поглощающего нейтроны. Ввод нескольких элементов управляющих стержней в реактор замедляет реакцию. SL-1 проходил техническое обслуживание, при котором требовалось вытащить управляющие стержни на несколько дюймов. Так как конструкция реактора предполагала использование одного большого стержня контроля, то единственная ошибка (вытаскивание стержня почти целиком) привела к мгновенной сверхкритической реакции — циклам деления, которые возрастали по экспоненте.

Массивный скачок выходной энергии испарил охлаждающую воду, и часть самого реактора, в результате вызвав мощный взрыв, приведший к прекращению реакции. Так что можно писать книгу «День, когда мы чуть не потеряли Айдахо-Фолс».

NORAD, 1979 — ЯДВСПЫШКА (почти)

Вот как NORAD научил, что не стоит работать с компьютерным моделированием ядерного нападения Советского Союза, используя системы, которые реагируют на реальную ядерную атаку. Агентство противоракетной обороны получило тревожные показания того, что целая армада советских ядерных боеголовок направляется к США. В воздух подняли боевые самолёты, снаряжённые ядерным оружием. Защищённый самолёт президента также был поднят в воздух (хотя на тот момент он там не находился).

Палец замер над кнопкой. Командиры лётных экипажей ждали приказа атаковать. За шесть напряжённых минут, никто не был уверен, что это не Третья мировая война… и как ни странно, никто не использовал «красный телефон» горячей линии с Советами. Наконец от спутников и Радара раннего оповещения пришёл сигнал, что никакой ядерной атаки не зафиксировано. Виновником переполоха оказалась тренировочная запись, генерирующая фальшивые положительные сигналы, которую случайно включили. На жаргоне военных ЯДВСПЫШКА означает реальный ядерный взрыв, который может привести к ядерной войне.

Если всё вышеозвученное не выглядит достаточно пугающим, то есть ещё несколько десятков подобных инцидентов только в США. Здесь можно вспомнить знаменитый Карибский кризис. Печальная мораль такова, что было бы разумнее менее опасаться явной агрессии, нежели собственной некомпетентности и плохой техники.

Источники

Farmer, James H. «Korea and the A-Bomb.» Flight Journal, Dec. 2010.

История аварий с ядерным оружием так же длинна, как и знакомство с ним.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

Из официального документа (перевод):
"Случайные взрывы ядерного оружия:
Ядерное оружие разработано с большим мерами предосторожности, чтобы взрыв произошел только тогда, когда сознательно применены все меры по снятию предохранительных устройств и оно приведено в боевую готовность и использовано вооруженными силами по команде высшего руководства. Тем не менее, всегда есть вероятность того, что в результате случайных обстоятельств, взрыв может произойти по неосторожности. Хотя применяются все возможные меры предосторожности для предотвращения, несчастных случаев в местах сборки, хранения, в ходе погрузки и транспортировки по земле, или когда во время доставки к цели, например, самолетом или ракетой ".
Комиссия по атомной энергии / Министерство обороны, последствия применения ядерного оружия, 1962".

Происходит множество случаев крушений, столкновения, аварий кораблей или подводных лодок с ядерным оружием на борту в море, или, в некоторых случаях, реакторы атомных подводных лодок становятся нестабильными и, приходится покидать эти лодки. Известно 92 случая потери атомных зарядов в морях и океанах.

Здесь указаны 15 аварий, в которых эти 92 заряда были потеряны.

Если даже предположить, что данные действительно достоверные, то исходя из приведенного списка получается следующий расклад:
Из 92 ядерных зарядов 60 потеряно советскими/российскими военными. На США приходится 32 заряда. То есть, большинство потерь за нами.

У берегов Гренландии 40 лет лежит под водой потерянная американская атомная бомба. Об этой сенсации поведала британская вещательная корпорация BBC.


В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).

31 января 1958 года. Марокко.
Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

Эпизод Паломарес (Palomares) - один из таких инцидентов, в результате которых лицо нашей планеты могло измениться до неузнаваемости. А если точнее, то юго-восточная часть средиземноморского побережья Испании могла превратиться в радиоактивную пустыню.

Во время холодной войны Стратегическое авиационное командование ВВС США проводило операцию «Хромовый купол» (Chrome Dome), в рамках которой в воздухе постоянно находилось какое-то число стратегических бомбардировщиков, несущих ядерное оружие и готовых в любой момент изменить курс и нанести удар по заранее определённым целям на территории СССР. Такое патрулирование позволяло в случае начала войны не тратить время на подготовку самолёта к вылету и значительно сократить его путь к цели.


17 января 1966 года бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) вылетел с авиабазы Сеймур-Джонсон (США) на очередное патрулирование. На борту самолёта находились четыре термоядерные бомбы B28RI (1,45 Мт). Самолёт должен был совершить две дозаправки в воздухе над территорией Испании.

Во время выполнения второй дозаправки около 10:30 по местному времени на высоте 9500 м бомбардировщик столкнулся с самолётом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) в районе рыбацкого посёлка Паломарес, муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора.

В катастрофе погибли все четыре члена экипажа танкера, а также три члена экипажа бомбардировщика, остальным четырём удалось катапультироваться.

Вспыхнувший пожар заставил экипаж стратегического бомбардировщика применить аварийный сброс водородных бомб. Четверо из семи членов экипажа бомбардировщика успели его покинуть. После этого произошел взрыв. В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе...

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.
В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».
Место падения одной из бомб.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии "День, когда всплыла рыба" (The Day the Fish Came Out).

На американском бомбардировщике В-52 в полёте над территорией Гренландии вспыхнул пожар. Экипаж покинул самолет а он, неся на своем борту 130 тонн авиационного топлива, со скоростью 900 км/ч ударился об лед залива приблизительно в 15 километрах от авиабазы США в пункте Туле. Произошел взрыв ВВ в четырех термоядерных бомбах, находившихся на борту В результате делящимися ядерными материалами была загрязнена значительная ледяная поверхность. Согласно выполненным позже исследованиям на месте аварии распылилось 3,8 килограмма плутония и, кроме того, приблизительно в четыре раза больше урана-235.

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек - американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины - две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Все ли факты нам известны? Ну пусть 92 бомбы, пусть 43. пусть 15. Но и одна из них может уничтожить целый город. или отравить океан, море. Мы помним Хиросиму, Нагасаки, Чернобыль, Тримайлайленд. Помним аварии подлодок, инциденты с облучением радиоактивными материалами. А здесь потеряно 92 бомбы!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»