Храм царицы хатшепсут имел подход в виде. Храм Хатшепсут в Луксоре — заупокойный храм царицы в Дейр эль-Бахри. Посмертная судьба женщины-фараона

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.


Вход в храм - со стороны портика Пунта храма Хатшепсут

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Хатхорические колонны

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.


Морские парусники

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Египетские корабли во время экспедиции в Пунт


Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег


Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.


Белые и желтые квадратные блоки - копии рельефов, перевезенных в Каирский музей


Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.


Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль


Общий вид простенка с рельефами


Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля


Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.


Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком


Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.


Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.

Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть... вся жизнь, стабильность и власть...»

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, "плывущую" по "золотому озеру", то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор


Хатшепсут приносит богатые дары Амону


Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут, незадолго до этого сумевшая отстранить от власти своего мужа Тутмоса III и стать, таким образом, первой в истории Египетского царства женщиной-фараоном. Кстати, чтобы подтвердить свой статус фараона, Хатшепсут даже стала демонстративно носить искусственную бороду (символ царской мудрости), ходила с открытым торсом, как подобает представителям сильного пола, и одевалась в мужское платье.

Жрецам волей-неволей пришлось назвать царицу «женским Гором», что, должно быть, повергло в изумление всех жителей страны Нила, ибо подобное явление было фактом неслыханным для династической традиции Египта. После этой метаморфозы слово «величество» обрело совершенно иную форму, а обычаи двора были изменены таким образом, чтобы они могли подходить к правлению женщины. А уж честолюбия Хатшепсут было не занимать. Достаточно увидеть надпись на одном из обелисков царицы, смысл которой сводился к следующему: «Вы (подданные) будете возвещать ее слово, вы будете послушны ее велению. Тот, кто будет воздавать ей поклонение, будет жить, кто кощунственно будет дурно отзываться о ее величестве – умрет».

Итак, после того как партия энергичной царицы обрела могущество, а она сама стала играть ведущую роль в государстве, ею были предприняты грандиозные преобразования, в числе коих оказалось и сооружение ступенчатого храма по проекту, сделанному лучшими архитекторами того времени – фаворитом царицы Сенмутом, его преемником Инени и мастером Тутии, который делал двери из сплава золота и серебра. Особое внимание Хатшепсут уделяла планировке святилища. Она видела в нем настоящий рай Амона, чьи террасы представлялись ей «миртовыми садами чудесной страны Пунт, изначального жилища богов».

Храм поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где высекалось имя и изображение божества. На второй террасе располагалась обширная колоннада, которую можно было увидеть с дальнего расстояния. Все три террасы, или ярусы, соединялись широкими пандусами. Размеренный ритм многократно повторенных светлых колонн особенно подчеркивался на фоне темных скал. Но особое значение придавала Хатшепсут миртовым деревьям, которые следовало высадить на всех просторных террасах. Такие деревья росли только в южной стране Пунт, славившейся богатством, роскошью, экзотическими животными и растениями. Туда и отправила царица экспедицию во главе с приближенным казначеем Нехси, в сундуках которой должны были храниться дары благословенной страны.

Не считая множества меновых товаров, флот из пяти судов вез большую каменную статую царицы, которую предполагалось воздвигнуть в Пунте. Благополучно достигнув одной из южных границ Египта, экспедиция прибыла к месту назначения, где была дружелюбно принята вождем страны и его приближенными. После того как послы вручили им подарки, корабли загрузились щедрыми дарами. Как свидетельствует летопись, среди них были «груды миртовой смолы, свежие миртовые деревья, черное дерево, чистая слоновая кость, ладан, павианы, мартышки и шкуры пантер. Никогда и ничего подобного не привозилось ни одному царю, жившему на севере».

Обозрев привезенные дары, царица тут же принесла часть их в жертву Амону. Огромные груды мирры и внушительные кольца менового золота были тщательно взвешены и употреблены по назначению. Собрав всех своих фаворитов, Хатшепсут напомнила им про оракул Амона, который повелел ей «устроить для него Пунт в его доме и в его саду», и сообщила, что исполнила высочайшее повеление, которое было ей явлено в минуты божественного откровения.

Для всех главных исполнителей нашлось свое место в рельефах на стенах храма. Сенмуту было даже позволено изобразить себя на одной из стел храма молящимся о царице – честь необычайная!

Ступенчатый храм, выстроенный Хатшепсут, надо полагать, не только во славу Амона, представлял собой, по сути, новое явление как в архитектуре, так и в расположении царской гробницы и храма при ней. Дело в том, что к началу Нового царства, которое открыли правления деда Хатшепсут Яхмоса I и ее отца Тутмоса I, фараоны уже понимали, что никакие предосторожности не спасают усыпальницу от разграбления; вот почему к этому времени египетские правители практически перестали сооружать всякие пирамиды – как большие, так и малые. Именно в целях безопасности еще Тутмос I отделил гробницу от стоявшей перед ней молельни, чтобы держать место погребения царя в тайне. Как свидетельствует летопись, тот же архитектор Инени говорил, что он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы его величества, так что «никто не видел и не слышал». По новому расположению усыпальница по-прежнему находилась позади молельни (храма), который продолжал оставаться на востоке от гробницы. Но теперь оба места были разделены скалами. Кстати говоря, долина, которая ныне известна как Долина Царей, за несколько сотен лет заполнилась богатейшими усыпальницами преемников Тутмоса и продолжала оставаться кладбищем не только для царей XVIII, но и XIX и XX династий. В ней было высечено более сорока гробниц фиванских царей.

Расположенное террасами святилище Хатшепсут было, следовательно, ее погребальным храмом, посвященным также и отцу царицы, Тутмосу I. Сама же гробница правительницы была высечена в пустынной долине. С ее восточной стороны сразу позади расположенного храма на скалу круто спускается проход, оканчивающийся рядом покоев, в одном из которых находился саркофаг самой царицы, а в другом – саркофаг Тутмоса I. Впрочем, все эти предосторожности не помогли сохранению царских святынь. Оба саркофага были расхищены еще в древности, и археологи, открывшие их уже в новые времена, не обнаружили никаких останков двух фараонов.

И еще одна уникальная примета ступенчатого храма Хатшепсут. Это великолепные белоснежные колонны, поднимающиеся над нижним ярусом. Зрителей, которые видят их издали, несомненно, поразит удивительное чувство пропорций и естественное расположение этих архитектурных деталей. Кстати, архитектура колоннады храма полностью противоречит утверждению, согласно которому искусством расположения внешних колонн впервые овладели греки, а египтяне умели достигать их гармонии только внутри здания. Общая конфигурация храма свидетельствует и о поразительном умении строителей соединять величие природы с рукотворным материалом.

Кроме колоннады ступенчатого храма, сохранившейся до наших дней, можно увидеть и знаменитые обелиски Хатшепсут – игольчатые стелы, стремительно вознесенные к небу. Царица выбрала для них не совсем обычное место, а именно – зал Карнакского храма возле Фив, где некогда ее муж, Тутмос III, был провозглашен фараоном «по повелению Амона». Эти обелиски, высеченные из цельных каменных глыб, были покрыты драгоценными металлами (над чем потрудился архитектор Тутии) и по тем временам считались величайшими сооружениями, которые когда-либо воздвигались в Египте. Царица с гордостью описывала их красоту: «Вершины обелисков сотворены из лучшего сплава золота и серебра… Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба». Высота обелисков достигала сорока метров, а вес каждого из них составлял около трехсот пятидесяти тонн.

Легендарная женщина-фараон правила страной больше двадцати лет, после чего погибла при невыясненных обстоятельствах. Власть снова перешла в руки ее мужа, Тутмоса III. Восстановив себя в правах, царь сполна рассчитался за былые обиды, отнесясь к памяти покойной супруги совсем уж по-варварски. Имя Хатшепсут было стерто со всех стен ступенчатого храма, уничтожены изображения и рельефы, повествующие о деяниях царицы. Та же участь постигла и приближенных царицы, в том числе архитекторов Сенмута, Инени, Тутии и визиря Ханусенеба, чьи имена украшали гробницы и обелиски.

В какой-то мере Тутмоса III можно понять. Прирожденный воин, мечтавший покорить мятежные азиатские племена и добыть славу Египту, он, будучи отстраненным от управления страной, вынужден был заниматься таким, по его мнению, ребячеством, как воскурение фимиама перед Амоном, или сооружением святилищ в честь властительной супруги. Впрочем, все свои воинственные планы Тутмос III вполне реализовал после того, как снова занял трон.

И все же, как ни старался мстительный супруг, память о Хатшепсут он стереть так и не смог. Свидетельство тому – ступенчатый храм и обелиски, которые, несмотря на обезображенный вид, до сих пор поражают своим величием, неземной красотой и смелостью воплощения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Опала неукротимой царицы и колебания правителя, желающего и в то же время не желающего ее казни Могущественный царедворец против опальной царицы Напомним, что «античная» Мессалина проиграла в борьбе против Клавдия. Влиятельный царедворец Нарцисс, вставший на ее пути,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри Пожалуй, самый известный памятник эпохи Хатшепсут - ее поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив; многие считают этот храм прекраснейшим сооружением Древнего Египта. На основе ниспадающего каскада утесов

Из книги Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта автора Басовская Наталия Ивановна

Наталия Басовская Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта * * *Древний Египет – одна из древнейших человеческих цивилизаций. Ее неугасимый свет очень важен для мировой истории. Египетские пирамиды – это своего рода послание ушедшего мира, адресованное

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Герои русского броненосного флота автора Шигин Владимир Виленович

Бой с «Перваз?Бахри» Отделившись от эскадры контр?адмирала Новосильского, «Владимир» под флагом начальника штаба Черноморского флота, описав дугу по Черному морю, взял курс на встречу с эскадрой Нахимова. 5 ноября с рассветом «Владимир» подошел на вид Анатолийского

автора Мюррей Маргарет

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Храм Хатшепсут (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Хатшепсут занимает одно из важнейших мест среди всех достопримечательностей Египта. Это величественное строение расположено в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри. О значении храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры. Стоит отметить, что внешний вид храма сильно отличался от всех масштабных зданий того времени своей воздушностью и большим количеством скульптур. Храм Хатшепсут не выглядит столь грозно, как многие другие египетские достопримечательности.

О значении египетского храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры.

Женщина-фараон Хатшепсут - это одна из первых известных дам в мировой истории. Помимо того, что Хатшепсут была прекрасным правителем, она еще и понимала ценность искусства и воздвигла огромное количество памятников по всей стране. Кроме того, она восстановила разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамсес II Мериамон. Во время ее правления Египет процветал. Хатшепсут была настолько сильной личностью в прямом и переносном смыслах, что даже лично возглавляла один из военных походов во время своего правления.

Удивительно, но место для храма Хатшепсут было выбрано не случайно, а с помощью точных расчетов. Он находится на оси Карнакского храма Амона и в то же время очень близко от гробницы, которая была предназначена для самой Хатшепсут в Долине царей с другой стороны горы. Над созданием этого храма трудился главный зодчий Сененмут. Сейчас храм Хатшепсут находится практически в пустыне - поблизости нет ни одного дерева, а когда-то эта территория была настоящим садом с экзотическими растениями и бассейном. Фрески на стенах храма рассказывают о времени правления Хатшепсут, происходивших событиях. Здесь можно увидеть и сцены из жизни и изображения богов.

Храм Хатшепсут постепенно стал местом паломничества для многих людей. На его стенах ученые нашли очень много надписей с просьбами об исцелении или о помощи.

В период раннего христианства в храме располагалась коптская церковь. Спустя многие годы строение превратилось в руины. Египтолог Эдуард Навилль в 1891 году первым из всех ученых начал реконструкцию храма. Правда, он не особенно верил в успех: восстановить храм Хатшепсут было крайне сложно, поскольку многие детали достопримечательности были вывезены из Египта. Но благодаря стараниям польских реставраторов храм все-таки удалось возродить. Кстати, работы по восстановлению идут до сих пор.

Практическая информация

Имейте в виду, что храм Хатшепсут расположен практически в пустыне и температура воздуха очень высокая. Комфортнее всего посетить эту достопримечательность зимой, весной или осенью. В любом случае стоит взять с собой побольше воды и одеться в удобную одежду.

Адрес: Desir al-Bahri, Thebes, Luxor

Заупокойный храм царицы Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута.

Факты

  • Храм был разрушен пасынком царицы Хатшепсут Тутмос III (отгадайте почему)
  • Царица Хатшепсут изображалась везде, в том числе на стенах своего храма в мужском облачении фараона, в том числе иногда с накладной бородой
  • Реставрацией храма занимался Говард Картер (тот самый, что в последствии открыл гробницу фараона Тутанхамона)

Царица Хатшепсут и ее велокое творение

Скульптурный портрет Хатшепсут, дочери Тутмоса I, из Дейр эль-Бахри (сейчас находится в Каирском музее). После смерти брата, Тутмоса II, Хатшепсут на 21 год стала регентшей при своем пасынке Тутмосе III, присвоила себе мужской титул Царь Египта и повелела изображать себя с мужскими атрибутами (в частности, с накладной бородой).

Храм Хатшепсут, который носил имя «Джесер-Джесеру», «cвященнейший из священных», в настоящее время является наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Храм, пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции , позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен ему в древние времена.

Строительство храма Хатшепсут заняло 15 лет , но изучение памятника выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных расчетов – храм находился на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (KV 20) с другой стороны горы.

Как и в случае с храмом Ментухотепа II, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу канала, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, с двумя осирическими колоссами по бокам, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) – ритуальные сцены охоты и рыболовства.

Реконструкция храмового комплекса

Фараон-строитель

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя, прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти.

Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона - богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»