Храм царицы хатшепсут. Храм царицы хатшепсут в дейр-эль-бахри. Руины храма Оcириса

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.









Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Храм Хатшепсут (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Хатшепсут занимает одно из важнейших мест среди всех достопримечательностей Египта. Это величественное строение расположено в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри. О значении храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры. Стоит отметить, что внешний вид храма сильно отличался от всех масштабных зданий того времени своей воздушностью и большим количеством скульптур. Храм Хатшепсут не выглядит столь грозно, как многие другие египетские достопримечательности.

О значении египетского храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры.

Женщина-фараон Хатшепсут - это одна из первых известных дам в мировой истории. Помимо того, что Хатшепсут была прекрасным правителем, она еще и понимала ценность искусства и воздвигла огромное количество памятников по всей стране. Кроме того, она восстановила разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамсес II Мериамон. Во время ее правления Египет процветал. Хатшепсут была настолько сильной личностью в прямом и переносном смыслах, что даже лично возглавляла один из военных походов во время своего правления.

Удивительно, но место для храма Хатшепсут было выбрано не случайно, а с помощью точных расчетов. Он находится на оси Карнакского храма Амона и в то же время очень близко от гробницы, которая была предназначена для самой Хатшепсут в Долине царей с другой стороны горы. Над созданием этого храма трудился главный зодчий Сененмут. Сейчас храм Хатшепсут находится практически в пустыне - поблизости нет ни одного дерева, а когда-то эта территория была настоящим садом с экзотическими растениями и бассейном. Фрески на стенах храма рассказывают о времени правления Хатшепсут, происходивших событиях. Здесь можно увидеть и сцены из жизни и изображения богов.

Храм Хатшепсут постепенно стал местом паломничества для многих людей. На его стенах ученые нашли очень много надписей с просьбами об исцелении или о помощи.

В период раннего христианства в храме располагалась коптская церковь. Спустя многие годы строение превратилось в руины. Египтолог Эдуард Навилль в 1891 году первым из всех ученых начал реконструкцию храма. Правда, он не особенно верил в успех: восстановить храм Хатшепсут было крайне сложно, поскольку многие детали достопримечательности были вывезены из Египта. Но благодаря стараниям польских реставраторов храм все-таки удалось возродить. Кстати, работы по восстановлению идут до сих пор.

Практическая информация

Имейте в виду, что храм Хатшепсут расположен практически в пустыне и температура воздуха очень высокая. Комфортнее всего посетить эту достопримечательность зимой, весной или осенью. В любом случае стоит взять с собой побольше воды и одеться в удобную одежду.

Адрес: Desir al-Bahri, Thebes, Luxor

Гиды в Египте бывают разные и если, когда мы ездили на экскурсию в Каир и Александрию, с нами был замечательный молодой человек, который рассказывал об истории и культуре страны с такой любовью и упоением, то поехав в Луксор — в город, считающимся единственным городом в мире, где в одном месте собрано столько исторических и древних ценностей, с гидом нам не повезло.

Большей частью мы были предоставлены сами себе и осматривали достопримечательности самостоятельно. Среди нас была женщина, пенсионного возраста, в руках у неё была книжечка, по которой она сверяла то, что видела вокруг. Я поняла, что прежде чем поехать в страну, она изучила, интересующую её информацию и согруппники толпились вокруг неё, чтобы что-то спросить.

Спустя какое-то время я поняла, что наверное все же интереснее сначала узнать о стране, храме, историческом месте, а потом увидеть. Да, когда читаешь, не представляя себе конкретное место, возможно это не совсем интересно. Но когда в дальнейшем буквы и картинки накладываются друг на друга получаются занимательные вещи.

И тогда не страшно, что ваш гид больше заинтересован тем, чтобы отвести вас на алебастровую фабрику или в магазин папируса. Вот поэтому я хочу кратенько рассказать о том, что представляют собой храмы в Луксоре и люди в честь которых они построены.

Царица Хатшепсут (правила ок. 1489—1468 до н. э.) известна как первая женщина- фараон Нового царства Египта.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмаса I и царицы Яхмес. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей и «супругой бога Амона», что в значительной мере помогло ей впоследствии взять власть в свои руки и стать фараоном.

После смерти отца Тутмаса I, Хатшепсут вышла замуж за единокровного сводного брата Тутмаса II (отцом был фараон Тутмас I, а матерью второстепенная царица Мутнофрет). В этой чете Хатшепсут считалась выше по происхождению, так как была чистокровной царицей. Считается, что и при жизни Тутмаса II, она держала празды правления в своих руках.

Правил Тутмас II неполных 4 года и умер молодым от какой-то болезни. В браке у Хатшепсут родилось две дочери — Нефрура и Меритра, поэтому на престол после смерти Тутмаса II взошёл его сын (матерью была наложница Тутмаса I — Исида) - 12 летний Тутмас III. В одних источниках Хатшепсут, представляют как тетку, отстранившую от власти племянника, в других как мачеху, правившую вместо своего пасынка. Но то, что Тутмас III был сыном её мужа Тутмаса II остаётся фактом.

Правила царица Хатшепсут 20-22 года. При жизни обладала титулами «Великая жена царя», т.е главная жена царя и «жена бога Амона» . Правление Хатшепсут отличалось от правления . Её деятельность была направлена больше на строительство, чем на военные действия, что негативно стало сказываться в конце её правления, так как ранее покорённые народы почувствовав волю, начали избавляться от египетского господства, что начал быстро исправлять после смерти царицы Хатшепсут следующий фараон, отстраненный от правления на 20 лет — Тутмас III, признанный самым воинственным фараоном Египта. Что тоже говорит о незаурядных способностях царицы Хатшепсут, если она могла удерживать власть в своих руках несмотря на такого сильного "противника".

Есть разные мнения о взаимоотношениях Хатшепсут со своим пасынком (кузеном, племянником).

Отступление : учитывая, что в египетских царских династиях присутствовало сильное кровосмешение, то отчасти все указанные виды родства присутствовали между этими двумя фигурами.

Одни источники говорят, что Тутмас III был полностью отстранён от правления страной, другие свидетельствуют о том, что в период правления царицы Хатшепсут, Тутмас так же допускался к управлению страной.

Несмотря на то, что деятельность царицы Хатшепсут было направлено на мирное строительства страны, тем не менее существуют свидетельства, говорящие о том, что по крайней мере два военных похода в её царствования предпринимались, один из которых она возглавляла лично.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала носить мужские одежды и накладную бороду. Все атрибуты присущие фараону присутствовали в её образе. Несмотря на мужской образ, который должна была принять Хатшепсут, царица продолжала себя называть самой прекрасной женщиной и об этом свидетельствуют записи на стенах её храма. Так же царица отказалась от такого царского титула как «могучий бык».

В период правления царицы Хатшепсут Египет был процветающей страной; были восстановлены многие, ранее разрушенные завоевателями, памятники, построен Карнакский храм, особой гордостью являлся храм в Дейр-эль-Бахри, который был построен в течение 9 лет. Страна процветала и в экономическом плане, велась активная торговля, устанавливались классические рабовладельческие отношения.

Царицей Хатшепсут была снаряжена большая экспедиция в страну Пунт (на сегодняшний день точно не известно её место нахождение). С Пунтом Египет и ранее торговал, но затем отношения были прерваны. Царица Хатшепсут восстановила эти отношения и закупала в Пунте большое количество миррового дерева, древесину чёрного дерева, шкуры экзотических животных, ручных обезьян, благовония, золото, рабов и другие вещи.

Умерла Хатшепсут (как на сегодняшний день установили учёные) от болезни (опухоль кости, рак печени, осложненный диабетом), было великой царице более 50 лет, предполагают, что возможно причиной послужило и то, что она пользовалась лекарствами и косметическим средствами в состав, которых входили канцерогенные вещества, которые и отравили организм.

Похоронена Хатшепсут была в долине цариц, но при раскопке гробницы саркофаги, которые могли принадлежать царице были пусты. И только в 2007 году одна из мумий, находящаяся в Каирском музее была идентифицирована как тело царицы Хатшепсут.

Туристы, приехавшие в обязательно посещают Поминальный храм Царицы Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри. Храм этот в древности назывался Джесер Джесеру и означал «священнейший из священных». Храм состоял из трех крупных террас, в котором была аллея сфинксов и колоссальные статуи царицы. В древности вокруг храма был разбит зелёный сад и Т-образные бассейны.

Мощь и красота храма поражает и сегодня, удивительно смотрится храм, высеченный из скалы. На сегодняшний день не всё восстановлено, но даже имеющееся позволяет представить всю грандиозность и масштабы храма Хатшепсут. Храм был построен не только в честь царицы, но и был посвящен Амону-Ра, а так же Анубису, являющемуся проводником в загробный мир и великой защитнице умерших — Хатхор Иментет.

В горах, недалеко от строительства храма располагалось жильё мастеров, ведущих строительство и рабов.

В Арабской Республике Египет, в местечке Дейр-эль-Бахри расположен знаменитый заупокойный храм царицы Хатшепсут , женщины-фараона из XVIII династии, правившей в 1525-1503 гг. до н. э. Его архитектура, история и внешний облик столь же необычны, как и само появление среди владык Древнего Египта правительницы-женщины. За три тысячелетия истории Египта женщин-фараонов, помимо Хатшепсут, было еще три: Тетишери, Аххо-теп II, Яхмос-Нефертари. Но Хатшепсут оказалась среди них самой талантливой и известной.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут являлась сводной сестрой и великой супругой Тутмоса II. Этот царь правил недолго и умер, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от одной из младших жен. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут назначили регентом. Однако вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта, приняв титул Джесер-джесеру - Наивеличайший из Наивеличайших. 15 лет правления Хатшепсут стали одной из ярчайших страниц истории XVIII династии. При ней велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на девятом году правления она осуществила экспедицию в Пунт (земли Восточной Африки) за красным деревом. Настоящий же памятник ее эпохи - гробница в Дейр-эль-Бахри.

Великая стройка храма началась примерно в 1518 г. до н. э. и продолжалась почти 15 лет. Храм возводился под руководством выдающегося зодчего жреца Сененмута, Верховного распорядителя Амона, фаворита и придворного архитектора Хатшепсут. Удачен оказался и выбор места. Храм располагался в долине, которая считалась священной уже более пяти веков и была посвящена Исиде, божественной супруге Осириса, правившего загробным миром. Недалеко от него, но по другую сторону горы, в Долине царей, и выстроили гробницу для Хатшепсут.

Оригинальное сооружение Сененмута не имеет аналогов в древнеегипетской архитектуре. Вместо традиционных массивных пилонов и мрачных, затененных залов - три открытые террасы, поднимающиеся друг над другом по склону горы. Эти террасы служили местом захоронения жрецов Амона. От гробницы начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов Дорога процессий. Она вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, а по бокам - двумя колоссальными статуями царицы. Сейчас это место именуется портиком Обелисков, поскольку его барельефы иллюстрировали перевозку двух высоких гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в Карнакском храме. В северной части размещался портик Охоты, украшенный сценами ритуальной охоты и рыболовства.

По сторонам от портиков находятся небольшие святилища бога Анубиса и богини Хатхор. Оба состоят из 12-колонных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скального массива. Колонны святилища Хатхор украшены капителями в виде лица богини, а на стенах изображена сидящая фигура супруга царицы Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

С внешнего двора наклонный пандус вел на крышу первой колоннады. Она являлась одновременно и внутренним двором. Далее еще одна лестница вела на крышу второй колоннады. В ее глубине находилось святилище бога Амона. От первого двора ко второму и к верхней террасе уходили два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Перила пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма, были украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по перилам. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта богиню Уаджет, помещено изображение Гора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Композиция южного портика второго яруса повествовала об экспедиции в царство Пунт, прославившее царицу. Художники запечатлели египетский флот, особенности ландшафта Восточной Африки с лесами благовонных деревьев. Здесь же представлены царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут: драгоценную древесину, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Отстранив от правления Тутмоса III, Хатшепсут не могла лишний раз не подчеркнуть свое священное право на власть. Потому главным сюжетом рельефов северного портика была история божественного рождения Хатшепсут. По официальной легенде, зафиксированной в росписях, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут - Тутмоса I и вошел в покои ее матери Яхмес. Завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Хатшепсут так и не сумела преодолеть традицию, согласно которой фараоном мог быть только мужчина. Это проявилось в иконографии царицы, изображавшейся в мужском облачении и с накладной бородой. Каждая из колонн портиков украшена статуей царицы в образе Осириса с длинной бородой, в белом одеянии и со скрещенными на груди руками, в которых она держит царские скипетры.

Создатель храма Сененмут не смог удержаться, чтобы не прославить и свое имя. Его изображения встречаются в Дейр-эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми распахивающейся дверью. Кроме того, на территории первой террасы Сененмут начал строительство гробницы для себя, чтобы и после смерти находиться поближе к собственному творению. Ученым неизвестна причина, по которой к концу работ Сененмут попал в опалу. Гробница зодчего так и осталась незаконченной, а все его имена на стенах тщательно уничтожены.

Созданное архитектором творение и сейчас кажется образцом совершенства, олицетворением вечных канонов красоты. Впрочем, Сененмут лишь развил в нем идеи предшественников. Так, слева от храма Хатшепсут обнаружены руины поминального комплекса фараона Ментухотепа II (2055-2004 гг. до н. э.): это сооружение имело сходную архитектуру.

В греко-римское время в святилище Дейр-эль-Бахри рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Xaпу. Надежда избавиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей. Стены храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами о помощи.

В период раннего христианства храм Хатшепсут стал коптской церковью, а позже, примерно в VII в. пришел в упадок и полностью разрушился.

В 1891 г. англичанин Навилль раскопал его и первым начал разрабатывать планы реконструкции. Позже раскопки продолжили известные египтологи Уинлок и Барэз. Многие фрагменты скульптуры и рельефов оказались за пределами Египта.

В 1961 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер поручил реставраторам из Польского национального центра средиземноморской археологии восстановление храма Хатшепсут. Год за годом ученые собирали по крупицам информацию и воссоздавали рельефы, статуи, архитектурные элементы. К началу 70-х гг. XX в. эта кропотливая работа вернула памятнику его первозданный вид.

Слава Хатшепсут оказалась недолгой, вскоре после завершения строительства, в 1503 г. до н. э., ее имя исчезает со страниц египетской истории. Естественная смерть или дворцовый переворот были тому причиной - остается тайной. Пришедший к власти Тутмос III повелел переписать хроники, имя царицы заменили на его собственное или имена предшественников. Все деяния и памятники царицы отныне приписывались лично ему. И тем не менее ее храм до сих пор являлся важнейшим культовым центром Египта.

Продолжаем нашу прогулку по Фиванскому некрополю. Из Мединет Хабу, где находится поминальный храм Рамзеса III, мы отправимся в Дейр эль-Бахри. В этом комплексе находится сразу три храма - Ментухотепа II, Тутмоса III, и самое главное - царицы Хатшепсут, усыпальницы в абсолютно уникальном для древнего Египта стиле.

Дейр эль-Бахри с воздушного шара

Слева на переднем плане мы видим Рамессеум - поминальный храм Рамзеса II. Однако, как я уже упоминал в прошлом посте - , в него мы не заходили, только мимо проезжали. Я сделал пару кадров на ходу из автобуса, и они явно не получились.

Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)

Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри

Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы

Одна из важных гробниц здесь - гипогей Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут

Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.

Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм

Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!

Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор - бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса)

И украшен сфинксами

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами

В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма


А вот и само святилище

Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов

Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут

А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой - чтобы было за что крепить портрет.

Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став "регентшей". Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.

Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма. Это показывает, на мой взгляд, насколько велика была египетская цивилизация - там умели ценить красоту даже если она была произведена твоими врагами.

К сожалению, современный Египет не сохранил великие традиции и отношение к культуре. Когда в конце XIX века сначала Гастон Масперо, а потом американская экспедиция провела раскопки в Дейр эль-Бахри, они обнаружили тысячи скульптур, колонн и прочих артефактов. Они обратились в местное "управление древностей", и спросили - как быть? В Египте не поскупились, и ответили "берите, нам не жалко". Теперь в Метрополитене есть целый отдел (чуть ли не здание) с экспонатами из храма Хатшепсут. А здесь мы видим лишь некоторые останки.

Египтяне вообще народ щедрый. Когда ненормальный Насер начал строить свою плотину, он вообще разрушил пол древнего Египта, и затопил десятки древних храмов (если не сотни). Весь мир пришел в ужас, и организовал операцию по спасению храмов. Насер не поскупился - "все что спасете, то ваше". Теперь целый древний храм стоит в центре Мадрида, а другие находятся в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, и так далее.

От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.

У меня ко всему этому очень двойственное отношение. Я стараюсь не быть колониалистом, но иногда мне кажется что это к лучшему - пусть храмы хранятся в Европе и в Америке, где умеют уважать культуру, и не произойдет то, что случилось в Пальмире, и происходит каждый день в Ираке, Сирии, Египте.

С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.

В заключение к этому хочу просто попросить - давайте с большим уважением и пониманием относится к нашим культурным ценностям. Ведь на самом деле только это у нас и есть.

Ну а теперь вернемся к рельефам

Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.

Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны

И за ними следут сам Анубис

Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам

Мне "ошейник" быка особо нравится

Кроме быков тут есть потрясающие львы

Фараоны в типичных юбочках)

Ну и разумеется соколы

Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта

Сделаем последний наружний обход

Останки храма Ментухотепа II

Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта

Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей

Напоследок - еще один кадр на храм с воздуха

Уходим. Уникальное строение. Все другие храмы в Египте конечно по своему уникальны, но по стилю немного похоже. Этот - совсем особенный. И абсолютно современный. Интересно, повлиял ли он на Ла Корбюзье, и вообще на модернизм и функционализм.

После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»