Глобалисты VS Антиглобалисты. Антиглобализм и его основные цели Примеры антиглобализма

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом , то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.

Более точное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом - альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском Порту-Алегри

Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического актора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.

Для участников антиглобалистского движения актуален вопрос о выработке более или менее консолидированной конструктивной позиции. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный Социальный Форум (ВСФ).

Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых» 1960-х - 1970-х годов.

В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвёртой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента.

Тем не менее, принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.

В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия).

Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких странах как Франция, Германия, Канада и т. д. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

С 2001 года активно набирает обороты Антиглобалистское движение в России. Проводятся различный конференции и собрания, под эгидой Российских Антиглобалистов прошли митинги и пикеты в 11 странах мира(в 26 крупных городах). Вступила в новую фазу и научно-теоретическая деятельность, издаются различные научные труды, формируются интернет ресурсы, выпускается газета и работает интернет радио, интернет телевидение. Представители Антиглобалистского движения России проводят встречи на высшем международном уровне с президентами и послами различных государств.

В последнее десятилетие мир столкнулся с таким явлением как глобализация. Она призвана предложить отдельным государствам концепцию основных контуров их развития в рамках всеобщей модели цивилизационных преобразований. Но, как и у медали есть обратная сторона, так и у глобализации оказалось немало негативных последствий. В общих чертах, негативные процессы глобализации заключаются в усилении власти международных финансовых организаций на фоне кризиса профсоюзного и рабочего движения. Одной из приоритетных целей ВТО, МВФ, Мирового банка и т.п. является сокращение заработной платы, урезание всех трудовых прав и гарантий. Определились эти приоритеты под прямым воздействием деятельности транснациональных корпораций. Приход ТНК в бедные страны обусловлен дешёвой рабочей силой и возможностью прямой эксплуатации сырьевых ресурсов этих стран. Грубо говоря, глобализация является выражением национальных ресурсов «золотого миллиарда» в целом и США в частности.

По закону физики: любое действие рождает противодействие, и возникло движение противников глобализации, названное Альтернативным движением, а его сторонники – антиглобалистами.

Антиглобалистское движение

Антиглобалистское движение – общее название общественных организаций, движений и инициативных групп, которые ведут борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме.

Хотя участники антиглобалистских выступлений часто действуют совместно, само это движение является разнородным. Его активисты исходят из различных, иногда прямо противоположных подходов в понимании глобализации, придерживаются самых разных представлений об альтернативах этому процессу и используют неодинаковые методы и тактику действий. Часть групп, участвующих в антиглобалистском движении, создана специально с целью борьбы против последствий и эффектов глобализации.

Другие в той или иной форме связаны с иными общественными или политическими движениями – пацифистским, экологическим, солидарности со странами или народами «Третьего мира», леворадикальными, анархистскими, коммунистическими и т.д. Некоторые активисты отвергают недемократические и несправедливые механизмы процессов глобализации, другие – капитализм и свободу торговли как таковые, третьи – лишь нелиберальную форму капиталистического общества и т.д.

Однако все они сходятся в критике неолиберального варианта капитализма и международных экономических и финансовых институтов, которые считаются его носителями. Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, международных соглашений о свободе торговли др., а также политических и экономических встреч и конференций (встреч Большой восьмерки, Всемирного экономического форума и т.д.).

Организационные формы антиглобалистского движения

Разнородность групп и течений, принимающих участие в антиглобалистском движении, не позволила до сих пор создать какие-либо четкие и оформленные организационные структуры. Главной формой антиглобалистского движения являются массовые акции и кампании протеста и гражданского неповиновения. Они сопровождаются шествиями и митингами, в которых нередко принимают участие тысячи и даже сотни тысяч людей. Предполагается, что такая нацеленность на конкретные действия должна позволить соединить вместе различные инициативные группы из различных стран для борьбы под общими лозунгами, развить узы солидарности «снизу» и постепенно заложить основу для нахождения консенсуса между участниками. В 1998 в качестве такой децентрализованной сети инициатив сопротивления против «свободной торговли» и Всемирной торговой организации было создано «Глобальное действие народов». В настоящее время марши и акции протеста проводятся обычно коалициями групп. Организуют такие выступления совместные комитеты, образованные из представителей групп; решения принимаются, по возможности, на основе общего согласия. Какой-либо официальный руководящий центр и формальная иерархия при этом отсутствуют. Основные действующие субъекты антиглобалистского движения – это общественные, неправительственные или политические группы и ассоциации. Они могут носить местный, региональный, национальный или международный характер, заниматься конкретной узкой проблематикой или претендовать на решение проблем в масштабе всего общества. Спектр этих организаций достаточно широк. Нередко международные организации антиглобалистов создаются по инициативе политических кругов. Так, в июне 1998 во Франции была образована «Ассоциация за налогообложение финансовых трансакций ради помощи гражданам», или АТТАК. У истоков АТТАК стояла небольшая группа видных деятелей (членов редакций газет, профсоюзных лидеров и общественных организаций), тесно связанных с политическим истеблишментом и левыми партиями Франции (включая социалистов и троцкистов). В последующие годы отделения АТТАК возникли во многих других странах мира. Официальная цель АТТАК – организовать «международное движение за демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами», чтобы препятствовать «неограниченной свободе циркуляции капиталов» и «спекулятивным операциям». Ассоциация выступает за обложение налогом финансовых прибылей, введение санкций против зон «отмывания денег», предотвращение приватизации пенсионной системы, обеспечение гласности в вопросах капиталовложений в зависимые страны, юридическое регулирование финансовых и банковских операций и аннулирование внешнего долга зависимых стран. В антиглобалистском движении официально все участники равны. В действительности, однако, это равенство относительно, поскольку различные группы и ассоциации обладают неодинаковым доступом к финансовым и информационным ресурсам, разной степенью близости к политическому и интеллектуальному истеблишменту, а значит – несопоставимыми организационными возможностями и степенью влияния на общество. Так, АТТАК за несколько лет завоевала прочные позиции в антиглобалистском движении, включив в свой состав многих видных и авторитетных деятелей со всего мира. Важной формой антиглобалистского движения в последние годы стали «социальные форумы». Они проводятся на континентальном и на всемирном уровне, обсуждают важнейшие вопросы мирового экономического, политического и социального развития. В теории эти конгрессы должны сохранять и отражать «освободительное разнообразие» антиглобалистского движения, отсутствие неравенства в его рядах. Однако на практике это выглядит не совсем так. Уже на втором Всемирном форуме в 2002 сказалось неравенство между группами. Многие небольшие инициативы и неправительственные организации не смогли, по финансовым и организационным причинам, принять участие в работе форума, на котором доминировали представители политического и общественного истеблишмента (лидеры АТТАК, бразильской Партии труда, французской Социалистической партии, включая министров, и т.д.). Хорошее описание, дающее представление о том, как проходят конгрессы антиглобалистов, дал один из российских участников: «Заседания форума проходят в старинной крепости и в нескольких больших залах в центре города. Параллельно проходит масса мероприятий – конференции и семинары, на которых обсуждаются различные вопросы, от усиления влияния правых на европейскую политику до продовольственной безопасности слаборазвитых стран, от проблемы беженцев до разучивания революционных песен. Тысячи людей сидят и стоят в уютных, хорошо оборудованных залах и слушают сотни речей. Подискутировать об услышанном нельзя – это не предусмотрено. За одной речью следует вторая, третья, пятая, десятая... В центре же крепости продают партийную прессу... на разных языках, а также майки, нашивки, значки, открытки и прочий радикальный «стафф» (непременным атрибутом которого являются разнообразные популярные изображения Че Гевары, превращенного в настоящего идола антиглобализма). Более радикальные антиглобалисты, недовольные «заорганизованностью» официального мероприятия, организовали собственное – «автономное пространство». Оно выглядело более демократично: «...люди сидят в кругу, смотрят друг другу в глаза, не толкают речи и не делают громких заявлений, а разговаривают друг с другом и договариваются о совместных действиях против капитализма, против войны, против угнетения и неравноправия...».

Антиглобализм - это общественное движение, возникшее на рубеже XXI века и направленное против неолиберальной глобализации, основанной на продвижении свободных рынков и свободной торговли.

Что такое глобализация?

Общей темой, поднятой теоретиками течения Гидденсом, Кастельсом и Харви, является мысль о том, что современные технологии, такие как компьютеры, ускоряют развитие социальных отношений и делают их более гибкими. История современного общества - это история глобализации и технологического ускорения транспорта (данных, капитала, товаров, людей), которые сделали мир меньше. Технологии, сокращая расстояния, все более эффективно опосредуют социальные отношения. Прогресс привел к отделению информации от ее носителей, так как скорость ее распространения росла быстрее, чем скорость перемещения тел. Транспортные и коммуникационные технологии (железная дорога, телеграф, радио, автомобиль, телевидение, авиация, цифровые компьютерные коммуникационные и сетевые технологии) увеличили скорость движения капитала, товаров, продовольствия и информации. Земля превратилась в глобальную коммуникационную сеть, оказывающую влияние на все сферы общества. Информация сегодня не связана с конкретной местностью: ее невозможно ограничить территориально, и она не зависит от расстояний. Наукоемкие технологии способствуют делокализации коммуникации в смысле пространственных и временных расстояний.

Доминирующей формой является неолиберальная глобализация. По мнению критиков, она направлена на создание основы для экономики, которая позволяет повысить прибыль за счет минимизации расходов на инвестиции, сокращения социального обеспечения и проповеди индивидуализма. С появлением неолиберализма в обществе все больше доминирует экономическая логика - логика товаров и накопления финансового капитала.

Против глобализма выступают как правые, так и левые активисты.

Правый антиглобализм: его причины и проявления

Крайне правые группы, такие как Британская Национальная партия, Национал-демократическая партия Германии, Национальный фронт во Франции и Партия свободы Австрии, видят в глобализации угрозу для местной экономики и национальной идентичности. Они утверждают, что каждая страна должна самостоятельно контролировать свою экономику, а иммиграция должна быть строго ограниченной, чтобы гарантировать национальную идентичность, угрозу которой представляют процессы глобализации. Антиглобализм правых нацелен на борьбу с идеологией, продвигаемой сионизмом, марксизмом и либерализмом. В их понимании глобализация представляется как всемирный заговор против национального самосознания, западной культуры или белого человека.

Такие аргументы часто имеют расистский и антисемитский подтекст. Для правых неолиберальная глобализация не является результатом структурной логики капитализма, а скорее, результатом конспиративного политического плана могущественных элит. Консерваторы не выступают за альтернативный глобализм, и антиглобализм их в качестве средства решения проблем, вызванных доминирующей формой глобализации, предлагает национализм и партикуляризм.

Левый аниглобализм

Гораздо более важным по числу активистов и общественного внимания является левый антиглобализм. Он привлек внимание общественности протестами во время собраний Всемирной торговой организации (ВТО) в Сиэтле в ноябре-декабре 1999 года, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка в Вашингтоне в апреле 2000 г. и в Праге в сентябре 2000 г., стран «Большой восьмерки» в Генуе в июле 2001 г., а также благодаря ежегодному Всемирному социальному форуму в Порту-Алегри, который проводится в противовес заседаниям Всемирного экономического форума. Причины антиглобализма левого толка, по мнению идеологов движения, кроются в капиталистической логике, лежащей в основе глобализации - она ведет к асимметричным властным отношениям как внутри страны, так и во всем мире и превращает в товар различные аспекты жизни, включая здравоохранение, образование и культуру.

Альтернативная глобализация

Антиглобализм - это термин, который вносит недоразумение, поскольку движение не является чисто оборонительным и реактивным, а скорее выступает за всемирную демократию и справедливость. Следовательно, его лучше характеризуют такие понятия, как движение за альтернативную или демократическую глобализацию.

Всемирная паутина

Транснациональное протестное движение, которое носит глобальный характер и имеет децентрализованную, сетевую форму организации, формируется в основном благодаря интернету. С его помощью организовываются протесты онлайн и по всему миру, обсуждается стратегия борьбы, освещаются политические события и прошедшие акции протеста. Для этого движения, отличающегося высокой степенью открытости, общедоступности и глобальности, характерны интернет-формы протеста, которые можно назвать киберпротестом или киберактивизмом, списки рассылки, веб-форумы, чаты, альтернативные СМИ и медиапроекты, такие как Indymedia.

Коалиция коалиций

Антиглобализм (и альтерглобализм) отличается плюрализмом и, в определенной степени, противоречивостью. Задействованные группы включают традиционные и автономные профсоюзы, творческие коллективы, безземельных крестьян, коренное население, социалистов, коммунистов, анархистов, троцкистов, борцов за охрану окружающей среды, феминисток, инициативы «третьего мира», правозащитников, студентов, верующих, традиционные левые партии, критически настроенных интеллектуалов со всего мира. Антиглобализм - это глобальная сеть сетей, движение социальных движений, всемирное движение протеста и коалиция коалиций. Он направлен на восстановление общности товаров и услуг, которые все чаще присваиваются путем соглашений, таких как Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Неограниченная сеть

Майкл Хардт и Тони Негри использовали термин «множество», чтобы описать антиглобалистское движение как совокупность индивидуальностей, которые выступают как единый децентрализованный орган, полифонический диалог, составная объединенная сила мировой демократии, контролируемая снизу, открытое общество и прямое демократическое руководство всех для всех. Множество, по мнению промарксистских философов, является широко открытой, неограниченной сетью, которая поощряет работу и жизнь сообща.

Единство в различиях

Из-за своей структуры и разнообразия движение недогматическое и децентрализованное. Им нельзя управлять и возглавить. Единство этого множества возникает путем общей мобилизации против неолиберального обострения глобальных проблем. Различные вопросы и проблемы соответствующих групп связаны тем, что их обуславливает капиталистическая глобализация, и антиглобализм этого движения, его цели и практики не являются однородными. Есть большая разница между реформистским и революционными активистами, между ненасильственными и воинственными методами протеста. Еще одно отличие касается тех групп, которые выступают за усиление регулирования капитализма на местном уровне, и тех, кто стремится вместо национального суверенитета установить мировую демократию.

В качестве коллективной политической силы, которая состоит из множества взаимосвязанных неидентичных частей, движение может в целом рассматриваться как стремление к глобальному народовластию, справедливости и реализации прав человека. Оно пытается привлечь внимание общественности к отсутствию демократии в международных организациях и оказать давление на поддержку демократизации доминирующих институтов.

«Империя»

Антиглобализм - это спонтанное, децентрализованное, сетевое, самоорганизующееся движение, основанное на демократии широких масс. Его мыслители видят такую организационную форму, как выражение изменения организационных особенностей общества, которое все больше превращается в гибкую, децентрализованную, транснациональную, сетевую систему. Капиталистическая глобализация, как они считают, привела к установлению мировой системы господства, которое строго определяется экономическими интересами. Хардт и Негри называют эту децентрализованную гибкую сетевую всемирную капиталистическую систему «империей». Империя является глобальной системой капиталистического господства. Она основана на кризисе суверенитета национальных государств, дерегуляции международных рынков и вмешательстве мировых полицейских сил, а также мобильности, децентрализации, гибкости и сетевом характере капитала и производства.

Низовая самоорганизация

Возникновению децентрализованной глобальной империи, согласно Хардту и Негри, препятствует децентрализованное всемирное протестное движение, которое требует глобального участия и сотрудничества и более демократической, справедливой и устойчивой глобализации. Оно организовано по принципу сетевой самоорганизации. Для многих активистов антиглобализм и его проявления предвосхищают появление формы будущего общества как интегративной и представительной демократии. Движение выражает стремление к обществу, в котором власть не определяет поведение людей. Они сами определяют и организуют себя. Движение направлено против глобализации сверху путем образования самоорганизованных форм снизу.

АТТАС

Наверное, самая известная группа антиглобалистов - АТТАС (Ассоциация за налогообложение финансовых операций и помощь гражданам), которая существует в более чем 30 странах. Организация считает, что финансовая глобализация создает менее безопасные и менее равные условия для людей, отстаивая интересы мировых корпораций и финансовых рынков. Главным требованием АТТАС является введение налога Тобина, налога на иностранные валютные операции. Организация утверждает, что представляет десятки тысяч членов в 40 странах.

Доктор экономических наук, профессор Ю. ШИШКОВ

В декабре 1999 года разъяренные толпы едва не сорвали проводившийся в Сиэтле (США) форум государств - участников Всемирной торговой организации - ВТО. С тех пор почти каждую международную встречу политиков, так или иначе связанную с глобализацией, сопровождают не только многотысячные демонстрации антиглобалистов, но и погромы. Такое повторилось в Праге, Ницце, Гетеборге, Болонье, Зальцбурге, Вашингтоне, Лондоне, Давосе, Квебеке, Генуе, Барселоне. Всюду, где проходят встречи "сильных мира сего", обсуждающих глобальные проблемы, из многих стран съезжаются тысячи протестующих. Однако среди них не только истинные противники глобализации, но, как выяснилось, немало обыкновенных любителей бить витрины магазинов и банков, крушить автомобили и драться со стражами порядка. Это стало чуть ли не традицией. Всякий раз в стране проведения очередной всемирной встречи руководителей бизнеса приходится принимать чрезвычайные меры для поддержания порядка с помощью многих тысяч полицейских. А после сентябрьских событий 2001 года в США появились серьезные опасения, что массовые выступления антиглобалистов могут быть использованы исламскими экстремистами для новых актов террора. Поэтому кроме усиленных мер по традиционной охране правопорядка стали предпринимать шаги иного рода. Так, в марте 2002 года во время Барселонского форума лидеров 15 стран Евросоюза испанские власти привлекли к охране патрульные катера, военный корабль, ракетные подразделения противовоздушной обороны, истребители и даже самолет-разведчик АВАКС. Еще недавно ничего подобного не было. Чем вызвано явление антиглобализма, каковы его движущие силы?

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ АНТИГЛОБАЛИЗМА

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Соотношение уровней валового внутреннего продукта на душу населения стран Запада и остального мира за последние 2000 лет (в долларах США 1990 года).

Доля сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности в материальном продукте развивающихся стран (в % к итогу).

Структура населения развивающегося мира по темпам прироста ВВП на одного жителя в среднем по пятилетиям (в тысячах человек).

Сводить все к хулиганству экстремистской части противников глобализации - явное упрощение (хулиганствующие фанаты есть и в среде спортивных болельщиков). Это лишь видимая часть айсберга антиглобализма, который вобрал в себя и различные националистические организации, и "бритоголовых", троцкистов, коммунистов, ультраправых, анархистов, хакеров и прочих радикалов всех сортов. Антиглобализм неплохо организован в международном масштабе и, несомненно, имеет финансовую подпитку - иначе, на какие средства оплачивалась бы переброска тысяч людей в нужное место и в нужное время, невзирая на расстояния и визовые барьеры. Источники его финансирования не вполне ясны. Известно, правда, что некоторые средства выделяют профсоюзы развитых стран, полагающие, что транснациональные корпорации (ТНК), перенося часть своих предприятий в развивающиеся регионы мира, усугубляют безработицу в собственных странах.

Однако важнее выяснить не столько финансовую, сколько идеологическую (концептуальную) основу антиглобализма. Ведь толпы протестующих наводняют города проведения международных форумов не только ради того, чтобы задаром повидать мир, показать себя или испытать острые ощущения. Многие из них, по-видимому, искренне верят в то, что, протестуя, они делают доброе дело не только для своих стран, но и для всего человечества. Выяснив идеологические корни, легко оценить шансы антиглобалистов на успех, а следовательно, и на историческую перспективу.

Бытует представление, что глобализация выгодна только США и другим богатым странам, а остальным сулит одни лишь несчастья. Литературным воплощением такого мнения стал роман французской писательницы Сюзен Джордж "Рапорт Лугано", рисующий весьма мрачную картину: транснациональные корпорации загнали человечество в застенки "нового мирового порядка". На планете господствует "золотой миллиард" - люди из высокоразвитых стран мира, живущие в скучном капиталистическом раю. А остальные недочеловеки трудятся в поте лица, обеспечивая процветание этим избранным.

Существуют по меньшей мере три основных варианта такого восприятия глобализации. Наиболее радикальный (и самый примитивный) сводится к тому, что все это дело рук США, которые непосредственно или через подконтрольные Вашингтону организации - Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирную торговую организацию и другие - бесцеремонно превращают развивающиеся страны мира в свою неоколониальную вотчину, чтобы получить возможность эксплуатировать их природные и людские ресурсы. Отсюда - неприятие глобализации в любых ее проявлениях, слепая ненависть к США и связанным с ними международным организациям и форумам.

Другая разновидность идеологии антиглобализма исходит из того, что глобализация - процесс в своей основе объективный, обусловленный техническим прогрессом, информационной революцией, развитием международных связей - производственных, торговых, финансовых. Однако выгодами этого процесса могут воспользоваться лишь высокоразвитые страны Запада, тогда как остальной мир обречен на дальнейшее отставание. А коль выгоден он только "золотому миллиарду", то ему нельзя позволить "снимать сливки" с глобализации и еще больше увеличивать свой отрыв от остального мира.

И, наконец, третья версия. Процесс этот не только объективен, но может быть полезен всем странам, хотя и в различной степени. Если развитые страны Запада пользуются его плодами в полной мере, то остальным перепадают лишь крохи с барского стола. Поэтому нужно заставить Запад делиться благами глобализации с другими регионами мира. А так как официальным путем вынудить Запад к этому вряд ли удастся, то следует давить на него с помощью массовых выступлений.

В любом из трех вариантов противники глобализации видят в ней либо прямую угрозу для большей части мирового сообщества, либо, в лучшем случае, косвенное зло. В доказательство приводятся на первый взгляд убедительные и потрясающие факты. Например, ежегодник "Программы развития ООН" ("Human Development Report 1999") сообщает, что разрыв в доходах между пятой частью мирового населения, проживающей в богатых странах, и пятой его частью - в бедных возрос с 30 раз (в 1960 году) до 74 раз (в 1997 году). Более того, верхний "этаж" дает теперь 86% мирового валового продукта, 82% мирового экспорта и 68% прямых зарубежных инвестиций, тогда как доля самого нижнего "этажа" по всем этим показателям не поднимается выше 1%. Подобные сопоставления потрясают. Они рождают впечатление надвигающейся катастрофы и, независимо от намерений авторов, льют воду на мельницу антиглобалистов.

КОГДА И ПОЧЕМУ "СЕВЕР" УШЕЛ В ОТРЫВ ОТ "ЮГА"

Чтобы оценить, правы ли те, кто видит в глобализации причину углубляющегося разрыва между богатым "Севером" и прозябающим в нищете "Югом", важно понять причины и движущие силы этого разрыва, понять его историческую динамику.

Раскол мира на быстро развивающийся авангард и все более отстающий арьергард возник, по историческим меркам, не столь уж давно. Он начался после великих географических открытий в XVI веке, а через три столетия приобрел взрывной характер. Конечно, и в доиндустриальную эпоху отдельные регионы мира различались по уровню жизни. Но различие никогда не было существенным, поскольку абсолютно доминирующей отраслью экономики любой страны тогда было сельское хозяйство. Его эффективность жестко ограничивалась как природными условиями, так и ручным трудом, производительность которого могла повышаться лишь в сравнительно узких пределах. Поэтому даже в период расцвета духовной и материальной культуры отдельных земель Древнего Востока средний уровень жизни в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Средней Азии мало отличался от уровня жизни остального мира. К тому же в доиндустриальную эпоху некоторое превосходство одних стран над другими не закреплялось надолго: оно перемещалось от региона к региону и носило как бы блуждающий характер.

Признанный специалист в истории мировой экономики Ангус Мэддисон рассчитал приблизительный среднедушевой доход (в долларах США 1990 года) в исходном году нашей эры. По его подсчетам, 2000 лет назад уровни валового внутреннего продукта - ВВП на одного жителя Западной Европы и Китая были примерно одинаковы (по 450 долларов в год) и превосходили эти уровни всех остальных регионов мира в пропорции 1,13:1. Через тысячу лет Западная Европа отстала от Китая, Японии и остальной Азии, и опять примерно на такую же величину. Еще через 500 лет Европа вновь вышла в лидеры, обогнав азиатские страны. Такая модель развития мирового сообщества действовала на протяжении тысячелетий. Как видно из приведенного графика, монотонный ход истории, когда нынешний Запад и прочие регионы мира наращивали свои подушевые доходы одинаково черепашьими темпами (порядка 0,05-0,07% в год), сменился быстрым отрывом Запада лишь в конце XVIII века.

Почему такое стало возможным? Что взломало тысячелетиями устоявшиеся ритмы истории и разделило мировое сообщество на авангард и арьергард? Их взорвали промышленная революция и капитализм, не только давшие человечеству принципиально новые средства производства, но и открывшие перед ним необъятное поле деятельности за пределами традиционных отраслей - сельского хозяйства и ремесла. С промышленной революцией почти одновременно произошла социальная революция: на смену прежним, застойным социально-экономическим отношениям пришли капитализм и частная собственность на средства производства, кардинально повысившие личную заинтересованность людей в результатах своего труда и раскрепостившие их творческую инициативу.

Когда в Англии, а потом и в других европейских странах стала набирать силу промышленная революция, начался невиданный рост производства товаров и услуг, а следовательно, и доходов. С 1820 по 2000 год средний объем валового внутреннего продукта на душу населения возрос там более чем в 19 раз, тогда как в остальных регионах мира - лишь в 5,5 раза. Образно говоря, мировое сообщество, долгое время медленно продвигавшееся вперед единой шеренгой, спешно перестроилось в колонну во главе со стремительно бегущим авангардом и ускорившим движение, но все более отстающим арьергардом. Множество стран расположилось между "головой и хвостом" этой колонны. Конфигурация мирового сообщества в корне изменилась.

Причина раскола мира на богатый "Север" и бедный "Юг" состоит вовсе не в том, что первый наживается на эксплуатации второго (хотя элементы такого обогащения существуют как внутри любой страны, так и в отношениях между странами). Суть ее в том, что мощные ускорители экономического, социального и культурного развития - индустриализация и капитализм - первоначально сконцентрировались в узкой группе стран-лидеров, тогда как остальное человечество еще долго прозябало в доиндустриальном и докапиталистическом состоянии. Так возникла разница в скорости развития "Севера" и "Юга".

Естественный и главный вопрос: растущий разрыв в уровнях технико-экономического развития - явление временное и преходящее или же оно необратимо и неизбежно на всю оставшуюся жизнь человечества?

Такие опасения беспочвенны. Вспомним, что главным двигателем стремительного взлета подушевых доходов в странах Запада стала индустриализация. Почти полное отсутствие индустрии в остальной части мира явилось решающей причиной разрыва между "Севером" и "Югом". Но такая ситуация уходит в прошлое. В XX веке, особенно во второй его половине, индустриализация стала быстро растекаться по планете из центра ее зарождения к периферии мировой экономики. Как видно из диаграммы, помещенной вверху этой страницы, доля промышленности в валовом материальном продукте развивающихся стран за последние полвека увеличилась более чем вдвое. Доля же сельского хозяйства упала с 68% (в 1950 году) до 26% (в 2000 году).

Это, конечно, пока значительно меньше, чем в странах "Севера" (там в 2000 году доля сельского хозяйства не превышала 6%, добывающей промышленности - 11,5%, а доля обрабатывающей достигла 81%). Тем не менее индустриализация заметно ускорила темпы роста развивающихся стран мира. За вторую половину ушедшего столетия общий объем их ВВП увеличился в 10,6 раза, тогда как в высокоразвитых странах - в 5,9 раза, то есть за полвека "Юг" опередил "Север" по темпам экономического роста в 1,8 раза. И все же разрыв между ними по уровню доходов на одного жителя все еще велик.

Причины лежат на поверхности. С середины ХХ века на "Юге" начался демографический взрыв, вызванный нарушением баланса между нормой рождаемости и нормой смертности населения. Улучшение условий жизни, современное медицинское обслуживание заметно уменьшили смертность, а высокая рождаемость сохранилась. Прирост населения в таких районах мира достиг беспрецедентных масштабов: в начале 70-х годов XX века он исчислялся почти 70 миллионами человек в год, а к началу 90-х - более чем 80 миллионами. Численность населения в развивающихся регионах растет значительно быстрее, чем в индустриальных странах. Но норма рождаемости постепенно стала снижаться, и упомянутое равновесие восстанавливается. Пик ежегодного прироста населения (82 миллиона человек) был пройден в развивающихся странах в 1990 году, после чего демографический взрыв вступил в фазу затухания.

Идут на убыль и постколониальные межэтнические и территориальные вооруженные конфликты, причиняющие огромный ущерб. (Они существенно тормозили рост благосостояния "Юга" в последние четыре-пять десятилетий.) Сокращаются военные расходы, отнимающие немалые бюджетные средства. Политика изоляции от "империалистических держав" и опоры лишь на собственные силы, показав свою тупиковость, заменяется активным включением в международные хозяйственные связи. Канула в Лету и активно навязываемая Советским Союзом развивающимся странам "социалистическая ориентация" - модель централизованно планируемой, антирыночной экономики. Постепенно все это негативное уходит в прошлое, открывается путь для ускоренного роста жизненного уровня пяти миллиардов жителей планеты.

Более того, этот рост становится реальностью. Разрыв между "Севером" и "Югом" по уровню доходов на одного жителя, достигнув к началу 70-х годов восьмикратной величины, стал постепенно сокращаться. К 2000 году он снизился до семикратного. Правда, подтягивание арьергарда мирового сообщества к его авангарду идет весьма неравномерно. Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Мексика, Чили, Бразилия и некоторые другие страны в последние полтора-два десятилетия сумели удачно вписаться в современную мировую систему и близко подойти к глобальному авангарду. Они образуют растущую группу стран, стремительно сближающихся с индустриальным и постиндустриальным ядром мирового сообщества.

За ними следует внушительная когорта государств, где ВВП на одного жителя увеличивается с 3,75 до 7% в год, что обеспечивает достаточно быстрое сближение с этим ядром. Затем идут страны со среднегодовым приростом этого показателя с 2 до 3,75%, который позволяет сокращать разрыв с ядром, но более медленными темпами. Страны с приростом подушевых доходов ниже 2% в год продолжают отставать. Доля таких стран ощутимо сократилась по сравнению с семидесятыми годами, но все еще остается значительной. Наконец, у наиболее отсталых стран доходы на душу населения продолжают сокращаться. (Их удельный вес стал расти после начала мирового энергетического кризиса в 1973 году, достиг пика в первой половине 80-х годов, а затем с окончанием этого кризиса стал убывать.)

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - ВРАГ ИЛИ СОЮЗНИК "ЮГА"?

Но, может быть, преодоление сложившегося разрыва в технико-экономическом, социальном и культурном развитии "Севера" и "Юга" происходит лишь благодаря усилиям самих развивающихся стран? Может быть, им приходится с трудом пробиваться через помехи, которые создает на этом пути глобализация экономики, и без нее процесс шел бы легче и быстрее? При всех издержках глобализации (о них я рассказывал в статье "Два лица глобализации", "Наука и жизнь" №№ 11 и 12, 2000 г.) она не только не мешает этому процессу, а, напротив, способствует его ускорению.

Страны мирового авангарда не могут ни экономически, ни политически замкнуться в себе, отмахнувшись от остального человечества. Поскольку никакая, даже самая высокотехнологичная промышленность или сфера услуг не существует без постоянного притока растущих объемов энергоресурсов, металлов, других полупродуктов и продовольствия из менее развитых стран. Поэтому каждый шаг вперед индустриальных и постиндустриальных стран предполагает вовлечение дополнительных природных ресурсов из остальных стран мира. Дополнительных не только по объему, но и по ассортименту. Когда-то, скажем, требовались преимущественно железо или медь, потом - марганец и вольфрам, позднее - урановые руды и т. п. И еще. Чем выше производительность труда и капитала в промышленно развитых странах, тем больше им требуется рынков сбыта для своей продукции, объемы которой уже не в состоянии поглотить внутренние рынки. Поэтому развитые страны все активнее вовлекают менее развитые в международное разделение труда, подключая их экономику к собственному воспроизводственному процессу.

Кто-то может увидеть во всем этом сходство с эксплуатацией колоний в недавнем прошлом. Но сходство чисто внешнее. Такой процесс на самом деле позитивен. Участвуя в международном разделении труда, отстающие страны прежде всего повышают эффективность своей собственной экономики, получают экспортные доходы, которые инвестируют в традиционные или новые отрасли производства, поднимая тем уровень благосостояния населения. А потом (что еще важнее) в обмен на свои аграрные продукты, минеральное сырье или топливо эти страны получают все более совершенные готовые изделия и услуги, представляющие собой конечный продукт долгого развития научно-технической мысли, огромных затрат интеллектуального труда и крупных капиталовложений. Сначала это был, скажем, паровоз, потом - автомобиль, телефон, телевизор, компьютер...

Не будь такого обмена, остальные страны не доросли бы до создания у себя подобных товаров и услуг в течение многих десятилетий, а может быть, и столетий. Благодаря импорту "чудес науки и техники", пришедших как бы из иной цивилизации, здесь расширяется круг потребляемых товаров и услуг, а вместе с ним и кругозор местного населения, которое начинает осознавать, что можно жить богаче, комфортнее, содержательнее, чем жили многие поколения их предков. Возникает общественная потребность в повышении уровня образования, растет квалификация рабочей силы и культура производства. Со временем (по историческим меркам довольно быстро) общая грамотность местных кадров, их производственная культура достигают такого уровня, когда становится возможным перенести в данную страну некоторые производства из развитых стран. Тогда сюда начинает притекать инвестиционный капитал, открываются разного рода школы и курсы по подготовке местных работников, поднимается их занятость, оплата труда, иначе говоря - жизненный уровень.

Такое подтягивание отстающих стран до уровня авангарда мирового сообщества - явление неизбежное, и его механизм неотделим от процесса глобализации. Движущим моментом здесь выступает высокая доходность науко- и техноемкой продукции. Если продажа на мировом рынке одного килограмма сырой нефти приносит 2-2,5 цента прибыли, то килограмм бытовой техники дает 50 дoлларов, килограмм авиационной техники - 1000 долларов, а килограмм электроники и информационной техники позволяет заработать до 5 тысяч долларов.

Непрерывное появление в странах Запада все более высоких технологий приносит им на внутренних и мировом рынках постоянно растущие доходы, что повышает общий уровень жизни, а следовательно, оплату труда и социальную защиту наемных работников. Правда, это увеличивает издержки производства и удорожает практически всю массу производимых в данной стране товаров и услуг. И тогда понижается их международная ценовая конкурентоспособность. Если высокотехнологичные товары и ycлyги здесь менее уязвимы, поскольку их конкурентос пособность определяется не столько ценой, сколько качеством, то продукция менее высоких "этажей" производственной пирамиды страдает от этого значительно больше. Выпускать ее в данной стране становится невыгодно.

Тогда высокоразвитые страны выносят нижние "этажи" отечественного производства в менее развитые страны, где рабочая сила дешевле, но уровень ее квалификации уже поднялся настолько, что позволяет освоить перемещаемые сюда промышленные структуры. Это происходит постоянно. Так складываются транснациональные производства все более сложных промежуточных и готовых изделий, стоящих, так сказать, одной ногой в индустриальных странах, а другой - в развивающихся.

В теории такое явление известно как международный цикл производства, когда технически лидирующая страна постепенно передает свои производственные мощности следующим за ней странам. Последние по мере "возмужания" их собственного технологического и кадрового потенциала и повышения уровня оплаты рабочей силы начинают переносить некоторые производственные мощности в страны, следующие за ними по уровню технико-экономического развития... Обычно "вниз" по цепочке передается сначала текстильное производство, затем - химическое, потом - металлургия, за ней - автомобилестроение и, наконец, - электроника.

Все это напоминает конструкцию многоярусного фонтана, когда вода, переполняя верхнюю чашу, стекает на ниже расположенные. Так складывается многоступенчатая лестница, по которой развивающиеся страны одна за другой взбираются к вершинам глобальной технологической пирамиды, повышая свой экономический, социально-культурный уровень и сокращая отрыв от "Севера".

Однако часть стран "Юга" находится в таком состоянии, что при всем желании не может воспользоваться этой лестницей. У них нет ни благоприятных политических, ни правовых условий для привлечения иностранных инвесторов. Нет у них и достаточно квалифицированных кадров, способных освоить новые технологии. Сегодня насчитывается 48 таких стран, в них проживает 10,4% всего населения планеты. Они нуждаются в особой поддержке со стороны мирового сообщества. И ее им оказывают: списывают их внешние долги, предоставляют безвозмездную помощь, от Всемирного банка и Международного валютного фонда они получают льготные кредиты. Кроме того, Запад снижает импортные барьеры в торговле с наименее развитыми странами.

Однако помощь, идущая по всем названным каналам, еще малопродуктивна. Поэтому в последние два-три года преодоление отсталости и нищеты в странах "Юга" объявлено приоритетной задачей ООН, ЮНКТАД, МВФ, ВТО и других международных организаций. Все эти усилия, бесспорно, ускоряют преодоление разрыва между богатым "Севером" и бедным "Югом". В XXI веке социально-экономический ландшафт глобальной экономики станет более сглаженным, расстояние между ее авангардом и арьергардом существенно сократится, однако перестроиться из колонны в доиндустриальную шеренгу международное сообщество уже никогда не сможет.

Доктор экономических наук, профессор Ю. ШИШКОВ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Читатели журнала знают всегда интересные, написанные доступно и увлекательно статьи Ю. В. Шишкова по проблемам мировой экономики. Он - один из ветеранов Института мировой экономики и международных отношений РАН. Его перу принадлежат многочисленные работы по вопросам международных экономических отношений, мировой торговли, региональной интеграции и развития глобальных процессов.

В прошлом году вышла из печати фундаментальная монография Ю. В. Шишкова "Интеграционные процессы на пороге XXI века", в нынешнем - в Лондоне опубликована его совместная с известным английским политологом Дж. Пиндером книга "ЕС и Россия: надежда на партнерство?".

Весной этого года при поддержке частного Благотворительного фонда содействия отечественной науке Президиум Российской академии наук удостоил профессора Шишкова диплома "Лучший экономист РАН" и премии.

транснациональное социальное протестное движение. Идейным родоначальником принято считать американского экономиста Лауреата Нобелевской премии Джеймса Тобина, предложившего взимать хотя бы символический налог на финансовые спекуляции и направлять полученные средства на социальные нужды. Объем финансовых спекуляций во много раз превышает объем мировой торговли. При ставке налога в 0,1 % образуется сумма в сотни миллиардов долларов. В конце 90-х годов во Франции была создана национальная организация «АТТАК» (аббревиатура лозунга « За налог Тобина в пользу граждан). В дальнейшем к ставшей международной организации примкнули профсоюзное, женское, экологическое и другие протестные движения, включая радикальные анархические. Движение выступает против использования преимуществ глобализации лишь в интересах транснациональных корпораций. Антиглобалисты считают, что выгоды от либерализации торговли, прежде всего в рамках Всемирной торговой организации, получает международный торговый капитал. Бурные демонстрации антиглобалистов прошли в Сиэтле, Генуе, Мельбурне, Давосе, Вашингтоне и Праге. Выступления антиглобалистов часто сопровождаются столкновениями с силами порядка, актами насилия и вандализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИГЛОБАЛИЗМ

политическое движение, направленное против той модели глобализации экономики, которую проводит в своих интересах крупный мировой капитал.

Эта модель предполагает при гегемонии ТНК и торгово-правительственных организаций (ВТО, МВФ, Всемирный банк) - глобальное неравенство (рост разрыва в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира»), формирование однополярного мира, доминирование массовой культуры, «стандартизацию умов», распространение ценностей «общества потребления», господство идеологии либерализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, потребительское отношение к природе, вывоз грязных производств в страны «третьего мира» и т. д.

Предшественниками антиглобалистов считаются антивоенные, «левые», экологические и контркультурные движения 1950–60-х гг., идеология которых представляла собой причудливую смесь левых идей - от маоистских и троцкистских до социал-демократических, французского экзистенциализма, неомарксистских теорий Франкфуртской школы (особенно Г. Маркузе), заимствований из восточных религиозно-философских учений, главным образом из духовной практики дзэн-буддизма, призывов к ликвидации традиционной семьи и сексуальной вседозволенности, легализации наркотиков как одного из способов «духовного раскрепощения».

В 1960-х гг. нонконформистский протест вылился в «студенческую революцию» во Франции и других странах, вызвавшую серьезные опасения и даже панику правящих элит Запада. Но в 1970–80-е гг. обозначился серьезный кризис левых идей, движение это практически пошло на спад и угасло, а с крахом мирового социализма исчезла и материальная база для поддержки антивоенных, левых, экологических движений на Западе.

Активные противники буржуазного мироустройства сами стали его частью, и многие из них пополнили элиту (бывший премьер Японии Д. Коидзуми, бывший президент США Б. Клинтон, лидер немецких «зеленых» Й. Фишер и др.). Другие представители молодежной контркультуры вошли в состав экстремистских, террористических организаций, как левацких, так и неофашистских: РАФ («Фракция Красной Армии») в ФРГ, «Красные бригады» в Италии и т. п.

Возрождение массового нонконформистского движения приходится на 1990-е гг. Временем зарождения антиглобализма принято считать 1995 г., когда французский фермер Жозе Бове в предместье Парижа на своем тракторе разгромил закусочную «Макдональдс». Таким образом он протестовал против нашествия американской пищевой промышленности на французский рынок. Образованная Бове «Крестьянская конфедерация Франции» стала инициатором создания организации «Виа кампесина», объединившей крестьянские инициативные группы из различных стран.

Предшественником антиглобалистского движения считают также и мексиканскую организацию «Сапатистская армия национального освобождения», которая выступила против Договора о свободной торговле (NAFTA), подписанного США, Канадой и Мексикой и вступившего в силу в 1994 г.

Одной из старейших международных инициативных групп антиглобалистов является «Глобальное действие народов» - децентрализованная сеть инициативных групп, неправительственных организаций, профсоюзов, конфедераций индейцев и т. д., созданная в 1998 г. для сопротивления «свободной торговле» и ВТО.

Нередко международные организации антиглобалистов создаются по инициативе политических кругов. Так, в 1998 г. во Франции была образована ассоциация АТТАК (Association pour une Taxation des transactions financie?

res pour l`Aide aux citoyens), у ее истоков стояла группа деятелей (членов редакций газет, профсоюзных лидеров и общественных организаций), тесно связанных с политическим истеблишментом и левыми партиями Франции. Главным требованием АТТАК было установление «налога Тобина», названного в честь нобелевского лауреата Дж. Тобина, в 1972 г. предложившего ТНК направлять 0,1% от всех финансовых операций на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того АТТАК выступает за списание долгов развивающимся странам.

Для борьбы с глобализацией антиглобалисты широко используют такой ее атрибут как интернет. В 1999 г. был создан «Независимый медиацентр» (Indimedia) - всемирная система, призванная информировать общественность в обход корпоративных СМИ. Локальные сети «Индимедиа» не только распространяют информацию о деятельности антиглобалистских групп, но и позволяют им координировать свои действия.

Несмотря на рост популярности левых идей после кризиса «нового консерватизма» в начале 1990-х гг., протестное движение антиглобалистов в западных странах в меньшей степени связано с социалистическими идеями, чем организации их предшественников в 1960-е гг.

На взгляды антиглобалистов оказали влияние различные демократические, левые, радикальные и альтернативистские идеи XX в., среди идеологов движения называют канадскую писательницу Н. Клейн, индийского эколога В. Шиву, экономиста А. Сена, философа Н. Хомски и др. Очевидно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться какая-либо цельная и устойчивая идеология.

Взгляды участников антиглобалистского движения часто противоречат друг другу, что не удивительно: в рядах антиглобалистов находятся марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, защитники прав потребителей, националисты и просто «хиппующие» студенты.

К антиглобалистскому движению с теми или иными целями причисляют себя бывший чиновник Всемирного банка Дж. Стиглиц, бывший кандидат в президенты, защитник прав потребителей США Р. Нэйдер, основатель «школы физической экономики» и Шиллеровского института Л. Ларуш и др.

У антиглобалистов отсутствуют централизованные структуры. Один из теоретиков движения И. Валлерстайн объявляет антиглобализм альтернативой старой модели левых политических партий - централизованных и ориентированных на завоевание власти.

Для воплощения в жизнь своих идей антиглобалисты прибегают к массовым акциям протеста и демонстрациям, обычно они приурочены к различным мероприятиям, организуемым транснациональными организациями. Как правило протесты плохо организованы и ориентированы не столько на действие, сколько на зрелищность. Форму борьбы антиглобалистов часто называют «протестным туризмом».

С 2001 г. антиглобалисты ежегодно проводят т. н. Всемирный социальный форум («Анти-Давос»), который является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, проходящему в Давосе, Швейцария. Излюбленным поводом для массового «паломничества» антиглобалистов традиционно является встреча лидеров «Большой восьмерки». В 2001 г. сорвать такую встречу в г. Генуя приехало 200 тыс. антиглобалистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погибли один демонстрант и один полицейский, более 300 человек получили ранения.

Не следует преувеличивать антиамериканскую составляющую антиглобализма. Он направлен не столько против США, НАТО, ЕС, сколько против ТНК, которые реально управляют процессом глобализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»