Франкенштейн. Мифы и правда. Кто был прототипом Виктора Франкенштейна

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Дети Людвиг Франкенштейн [d] и Вольф Франкенштейн [d] Роль исполняет Колин Клайв , Питер Кушинг , Борис Карлофф , Джозеф Коттен , Кеннет Брана , Джеймс Макэвой и многие другие

Виктор Франкенштейн - главное действующее лицо романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей » (1818), а также персонаж (выступающий в том числе под именами Генри Франкенштейн , Чарльз Франкенштейн , доктор Франкенштейн или барон Франкенштейн ) множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.

Характеристика

В романе Виктор Франкенштейн, молодой студент из Женевы , создаёт живое существо из мёртвой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит «научный» способ оживить его, осуществляя концепцию о «создании жизни без женщин»; однако ожившее существо оказывается чудовищем.

Для Франкенштейна как персонажа характерно стремление к познанию, не ограниченному этическими соображениями; только создав чудовище, он осознаёт, что пошёл порочным путём. Однако чудовище уже существует помимо его желания, оно пытается осознать себя и возлагает на Франкенштейна ответственность за своё существование.

Франкенштейн и созданное им чудовище образуют гностическую пару, состоящую из творца и его творения, неизбежно отягощённого злом. Переосмысленная в терминах христианской этики, эта пара иллюстрирует безуспешность попыток человека взять на себя функции Бога, или невозможность познания Бога с помощью разума. Если же рассмотреть ситуацию в рациональном ключе, то она преображается в проблему этической ответственности учёного за последствия сделанных им открытий.

В некоторых источниках выдвигается предположение о том, что прототипом Франкенштейна послужил немецкий учёный Иоганн Конрад Диппель (1673-1734), родившийся в замке Франкенштейн .

В других произведениях

Множественность и неоднозначность трактовок, порождаемых этими образами Франкенштейна и его творения, создали предпосылки для постоянных попыток осмыслить и переосмыслить их в различных художественных формах - сначала в театре , а затем и в кинематографе , где сюжет романа прошёл через несколько стадий адаптации и приобрёл новые устойчивые мотивы, которые в книге отсутствовали совсем (тема пересадки мозга как метафора пересадки души) или были намечены, но не развернуты (тема Невесты Франкенштейна). Именно в кинематографе Франкенштейна сделали «бароном» - в романе баронского титула у него не было, да и не могло быть, хотя бы потому что он - женевец (после Реформации кантон Женева не признавал дворянских титулов, хотя формально оставались благородные семьи).

В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища , которое ошибочно называют «Франкенштейном» (например, в насыщенном образами массовой культуры анимационном фильме «Жёлтая подводная лодка »). Кроме того, образ Франкенштейна породил множество различных продолжений - появились различные сыновья и братья, выступавшие под именами Вольф, Чарльз, Генри, Людвиг и даже дочь Эльза.

Косвенно (а в некоторых сериях и открыто) идея создания живого из неживого, именно как Франкенштейн создал монстра, встречается в фильме «Ох уж эта наука » и сериале-ремейке «Чудеса науки ». Это показывается в самой первой серии, где ребят вдохновил на создание искусственной женщины фильм «

Кто такой Франкенштейн, наверное, знает каждый. Все слышали жуткую, леденящую душу историю, про ученого одержимого идеей победы над смертью. По ученого, который по ночам ходил на кладбище и раскапывал могилы в поисках свежего трупа. А затем, укрывшись ото всех в своей мрачной лаборатории, проводил над трупами чудовищные исследования. И вот однажды ученый добивается успеха: его мертвое создание оживает. А дальше - ужасные последствия этого эксперимента, над которым так трудился Франкенштейн.

Фото с изображениями монстра с болтом в голове, фильмы с одноименным названием, литературный шедевр - все это нам давно и хорошо знакомо. Но все-таки один вопрос не дает покоя. Кто такой Франкенштейн в действительности? Мог ли он существовать на самом деле или это всего лишь чья-то выдумка?

Фантазия писательницы или научный факт

Верится с трудом, но этот зловещий роман сочинила совсем молодая девушка - восемнадцатилетняя писательница Он был написан в 1816 году. Но, как оказалось, доктор Франкенштейн - это не просто воображение юной писательницы. Эта зловещая история имеет вполне реальные корни, а образ ученого - вполне определенных прототипов.

В то время, в 17-18-м вв., были сделаны научные открытия, которые поставили под сомнение давно сложившиеся устои общества и церкви. Было изобретено электричество, благодаря которому общество вышло на более высокий уровень развития. И ученым того времени казалось, что при помощи электричества возможно абсолютно все. Даже бессмертие.

Именно стал вдохновением для юной Мэри Шелли. А во главе этого научного прогресса стояли вполне реальные конкретные личности.

Итак, кто такой Франкенштейн на самом деле?

Луиджи Гальвани

Ученый был очарован молниями и В своих научных трудах он пришел к тому, что животное электричество не похоже на то, которое производится при помощи машин. И тогда ученый загорелся идеей воскрешения мертвых. Он начал проводить опыты на лягушках, пропуская через них ток. Затем в ход пошли, лошади, коровы, собаки и даже люди.

Джованни Альдини

Это племянник Гальвани, который стал широко известен своими чудовищными опытами и представлениями. Благодаря ему в моду вошел гальванизм. Джованни путешествовал по Европе и демонстрировал всем свои эксперименты по «оживлению тел».

Эндрю Ур

Этот шотландский ученый также известен своими шокирующими представлениями. Его «подопечные» двигали различными частями тела, корчили жуткие гримасы и даже могли указать пальцем на перепуганного до смерти зрителя. Эндрю утверждал, что до воскрешения ему осталось всего ничего, и скоро он перевернет весь мир. Но, к сожалению или к счастью, этого не произошло.

Конрад Диппель

Вот кто такой Франкенштейн, так это мистер Диппель. Все в округе считали его настоящим колдуном и алхимиком. Он жил в старом уединенном и зловещем замке. А этот замок прозвали «Бур Франкенштейн». Среди местных жителей ходили слухи, что по ночам Конрад выезжает на местное кладбище и откапывает трупы для своих экспериментов.

Интересно, что бы все-таки случилось, если бы кто-то из ученых сумел «оживить» усопшего? Но этого, как нам всем известно, не произошло. И все-таки их эксперименты принесли современной медицине немало полезного. К примеру, по сей день применяется которая очень эффективна при многих заболеваниях, или дефибриллятор, который действительно может вернуть к жизни.

Виктор Франкенштейн родился в семье самых именитых граждан Женевы. Его отец женился на дочери своего друга Каролине Бофор, и стал отцом «на склоне лет». Виктор был их любимым и долгожданным первенцем, но Каролине хотелось иметь дочь. Однажды, отдыхая на озере Комо, женщина зашла в бедную хижину и увидела прелестную белокурую девочку, сильно отличавшуюся от остальных детей, черноглазых и черноволосых. Она оказалась ребёнком немки и итальянского патриота. Её мать умерла во время родов, отца посадили в тюрьму, и девочка осталась в семье кормилицы. Франкенштейны уговорили крестьян отдать им девочку и удочерили её. В будущем Элизабет должна была стать женой Виктора.

Через семь лет, после рождения второго сына Эрнеста, Франкенштейны отказались от путешествий по Европе и поселились в Женеве, где родился самый младший Уильям. Виктор рос необузданным и порывистым юношей. Его горячий нрав уравновешивала спокойная, сдержанная Элизабет и школьный друг Анри Клерваль, общительный и мечтательный. К пятнадцати годам Виктор начал интересоваться естественными науками, однако вскоре юноша решил, что естествознание никогда не переступит «порога подлинного познания» и принялся за математику. Эта перемена склонностей могла спасти Виктора от его ужасной судьбы, но Рок оказался сильнее Духа Добра.

В семнадцать лет молодой Франкенштейн поступил в университет города Ингольштадта, где снова заинтересовался естествознанием. Перед отъездом Виктора его мать умерла от скарлатины, и семья Франкенштейнов осталась на попечении Элизабет. Виктор усердно взялся за учёбу. Оказалось, что труды средневековых алхимиков, которыми юноша увлекался, безнадёжно устарели, поэтому ему пришлось изучать современное естествознание, и особенно химию, с самых основ. Через два года Виктор достиг больших успехов. Увлёкшись физиологией, он решил определить, «где таиться жизненное начало», и вскоре достиг своей цели - открыл способ оживлять безжизненную материю. Чтобы применить знание на практике, он собрал тело из различных частей, найденных в моргах, склепах и на скотобойнях. Виктор мечтал создать совершенное существо, новую породу людей.

Ненастной ноябрьской ночью Виктор «узрел завершение» своих трудов. Оживлённое им существо огромного роста, с жёлтой кожей, водянистыми глазами и «узкой прорезью чёрного рта» было настолько ужасно, что нервы юноши не выдержали, и он выбежал из лаборатории. Вернувшись под утро, Виктор обнаружил, что монстр исчез, но нервы юноши были окончательно расстроены. Утром в ингольштадский университет приехал Клерваль, чтобы изучать филологию и лингвистику, но приезд друга не успокоил Виктора. Через несколько часов у него началась нервная горячка, продолжавшаяся несколько месяцев. Всё это время Анри ухаживал за Виктором.


Выздоровел юноша только к весне. Клерваль не сообщал семье о болезни юноши, боясь расстроить старого отца. Придя в себя, Виктор прочёл письмо от Элизабет. Не подозревая о болезни жениха, она рассказывала о семейных делах, в том числе и о Жюстине Мориц, доброй и трудолюбивой, но немного легкомысленной девушке, которая жила у Франкенштейнов с двенадцати лет как член семьи.

После выздоровления Виктор оставил свои прежние занятия. Он не мог без содрогания смотреть на свои инструменты и приборы. Весь последующий год Клерваль оставался рядом с другом, поддерживая и развлекая его. Снова пришла весна, монстр бесследно исчез, и Виктор с лёгким сердцем собрался домой, в Женеву. Перед самым отъездом он получил письмо от отца, в котором сообщалось о гибели Уильяма. Мальчик пропал во время прогулки, и вскоре его нашли задушенным.

В Женеву Виктор прибыл вечером, когда городские ворота были уже закрыты. Терзаемый бессонницей, он решил посетить место, где убили Уильяма. Когда Виктор добрался туда, началась гроза. При свете молний он заметил существо гигантского роста и сразу понял, что младшего брата убил созданный им монстр. Дома Виктор узнал, что в убийстве обвинялась Жюстина, у которой нашли медальон Уильяма. Напрасно он утверждал, что девушка невиновна - никто ему не верил. Открыть правду он не смел боясь, что люди сочтут его сумасшедшим. Через несколько дней несчастную Жюстину осудили и казнили.

Виктора терзали муки совести, подрывая ещё неокрепшую после болезни нервную систему. Видя его состояние, Франкенштейны переехали в свой загородный дом. Теперь Виктор искал «облегчения мук в физических движениях и перемене мест». Наняв мула, он отправился в путешествие по Альпам. Месяца через два, пересекая покрытый глубокими трещинами ледник, он лицом к лицу столкнулся со своим созданием. Всё это время монстр следил за ним. Существо выбрало это безлюдное место, чтобы заговорить со своим создателем, и поведало Франкенштейну свою печальную историю.

Первые часы своего существования монстр почти не помнил, он лишь чувствовал холод, голод и жажду. Он пришёл в себя в ингольштадтском лесу, где и прожил некоторое время. Он научился удовлетворять свои основные потребности и даже узнал, что такое огонь, наткнувшись на ещё горящий костёр. Изредка монстр встречал людей, которые убегали от него с криками ужаса. Некоторое время спустя он добрался до деревни, но и там все убегали от него. Наконец он укрылся в небольшой лачуге, пристроенной к бедному деревенскому дому. Сквозь небольшую щель в стене монстр начал наблюдать за обитателями дома. В нём жила небольшая семья - слепой отец с сыном Феликсом и дочерью Агатой. Феликс часто читал отцу вслух. Слушая его, монстр научился говорить. Эти кроткие и красивые люди вызывали восхищение у несчастного и одинокого существа. Они были бедны, и монстр пытался им помочь, собирая по ночам хворост и складывая его у дверей дома. Наступила весна, и к Феликсу приехала невеста, «прекрасная аравитянка» Са́фия. Юноша взялся учить невесту своему языку, не ведая, что на уроках присутствует ещё один ученик. Вскоре монстр понимал всё, что говорят его благодетели, и даже немного читал. Учебником служил труд Вольнея «Руины империи», из которого монстр узнал об устройстве человеческого общества. Он начал понимать, что отличается от остальных людей.

Вскоре монстр узнал, что ещё недавно семья Де Лэси была знатна, богата и жила в Париже. Их беды начались из-за турецкого негоцианта, которого несправедливо осудили на смертную казнь. Феликс влюбился в его дочь Са́фию и помог негоцианту бежать из тюрьмы. Взамен турок согласился отдать ему руку дочери. Французское правительство приговорило семью Де Лэси к изгнанию и конфискации имущества. Неблагодарный турок велел дочери забыть о Феликсе, но девушка покинула отца и вернулась к любимому. Она привезла немного денег и драгоценностей, с помощью которых вытащила Де Лэси из непроглядной нищеты.

Монстр прожил в пристройке до зимы. Найдя однажды в лесу сумку с книгами, среди которых был «Потерянный рай», монстр понял, что он, как и Адам, тоже кем-то создан. В карманах одежды, захваченной из лаборатории Франкенштейна, существо нашло записки Виктора, из которых узнало, кто его создатель. Несчастное создание преклонялось перед Де Лэси, мечтало верно служить им, и получить взамен немного любви. Монстр долго думал, как показаться этим прекрасным людям и не испугать их. Наконец он решил расположить к себе слепого старика, надеясь, что тот уговорит своих детей принять несчастное существо. Он выбрал время, когда старик остался один, вошёл и заговорил с ним, стараясь смягчить свой страшный голос. В это время вернулись остальные члены семьи. Девушки упали в обморок, а Феликс схватил палку и выгнал существо из дома. Затем семья Де Лэси спешно сдала усадьбу в наём и уехала. Той же ночью монстр поджёг дом и отправился в Женеву на поиски своего создателя. Найдя семью Франкенштейнов, монстр убил Уильяма и подложил его медальон в карман Жюстине.

Монстр обвинил Франкенштейна в том, что тот создал его и бросил на произвол судьбы, и потребовал создать существо женского пола. Обретя подругу, он намеревался уйти «в обширные пустыни Южной Америки», подальше от людей. Монстр угрожал погубить семью Виктора, если тот не исполнит его требования. Испугавшись угроз, Виктор согласился. Эта работа была ему настолько противна, что он, как мог, оттягивал её начало. Существо постоянно следило за ним. В конце концов, Виктору в сопровождении Анри Клерваля пришлось уехать в Англию, чтобы приняться за создание невесты для монстра. Вернувшись из Англии, Виктор должен был жениться на Элизабет. Только эта мысль поддерживала его.

Франкенштейн снял хижину на одном из уединённых островков и принялся за дело. Всё было почти готово, когда Виктор осознал, что не имеет права давать жизнь ещё одному созданию, ведь оно может получиться злобным и уничтожить множество людей. Кроме того, у двух монстров могли родиться дети и принести гибель человечеству. При этой мысли Виктор уничтожил все подготовленные материалы. Обнаружив это, монстр сказал: «Я буду с тобой в твою брачную ночь», поклялся отомстить и исчез. Виктор решил, что именно ему грозит опасность в брачную ночь и решил приблизить её.

Виктор сложил все свои инструменты и приборы в корзину, ночью вывез её в открытое море и утопил. Испытав облегчение, он заснул прямо в лодке. Проснувшись, Франкенштейн обнаружил, что его отнесло далеко от знакомого берега. Виктор провёл в море много часов. Наконец он пристал к берегу у маленького городка, где его немедленно арестовали. В городке произошла трагедия - был зверски задушен неизвестный путник, поэтому все незнакомцы арестовывались. Увидев убитого, Виктор узнал в нём своего верного друга Анри Клерваля. Так началась месть монстра.

Виктора снова свалила нервная лихорадка. Через два месяца он очнулся в тюрьме. Ещё через месяц состоялся суд, на котором Виктора оправдали. Приехавший за ним отец отвёз его в Женеву, где сразу началась подготовка к свадьбе. Сразу после церемонии молодожёны отправились в свадебное путешествие. Брачную ночь они должны были провести в уединённой гостинице. Оставив жену в комнате, Виктор вооружился до зубов и принялся ходить по коридору. Он хотел дорого продать свою жизнь и попытаться уничтожить монстра. Вдруг из комнаты раздался ужасный вопль. Ворвавшись туда, Виктор обнаружил, что его молодая жена задушена. В открытом окне виднелось ужасное лицо монстра. Виктор выстрелил, но промахнулся.

В ту же ночь он спешно отправился в Женеву, опасаясь, что монстр его опередит. Он застал отца живым, но старик так ослаб от свалившихся на него несчастий, что вскоре умер на руках у Виктора. Отчаяние его было настолько велико, что Виктора сочли сумасшедшим и на несколько месяцев заперли в одиночной палате. Выйдя из клиники, он отправился к местному судье и рассказал всю правду о монстре, однако судья не поверил Виктору, решив, что тот всё ещё болен.

После этого Франкенштейн отправился в странствия вслед за монстром, мечтая лишь об одном: уничтожить его. Преследуя существо, обладавшее неимоверной силой и выносливостью, он обошёл все материки Земли и оказался вблизи Северного полюса, где его подобрало судно.

Франкенштейн

Франкенштейн
Главный герой повести «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) английской писательницы Мэри Шелли (1797-1851). Виктор Франкенштейн - так зовут молодого швейцарского ученого, который, желая искусственно, в лаборатории, создать живого человека, дал жизнь человекоподобному чудовищу, которое привело в ужас своего создателя. И он же первым пострадал от своего детища - оно убило младшего брата ученого, а потом его невесту и единственного друга.
Обычно употребляется неверно, когда Франкенштейном называют какого-либо монстра, искусственно созданное существо, похожее на человека. Но в повести Шелли у него не было личного имени, и сам его создатель - Виктор Франкенштейн - называл его «чудовищем», «демоном», «великаном».
Иносказательно: о человеке, который вызвал к жизни силы, с которыми не может справиться, которые обернулись против него, от которых он сам же и пострадал. Может служить аналогом известного выражения: Ученик чародея.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Франкенштейн" в других словарях:

    Frankenstein 90 Жанр … Википедия

    - (англ. Frankenstein) герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Написанный под непосредственным влиянием английского готического романа конца XVIII начала XIX века, роман М.Шелли во многом превосходит произведения… … Литературные герои

    ФРАНКЕНШТЕЙН - Эдуард, выдающийся польский виолончелист первой половины 19 го века. Род. в Варшаве, где получил музык. образование и концертировал до своего переезда в СПБ., где пользовался крупным артистическим успехом. В начале 50 х годов Ф. концертировал… … Музыкальный словарь Римана

    Франкенштейн: «Франкенштейн» сокращённое название романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Виктор Франкенштейн главное действующее лицо романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», а также… … Википедия

    Mary Shelley s Frankenstein … Википедия

    Франкенштейн: «Франкенштейн» сокращённое название романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Виктор Франкенштейн главное действующее лицо романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», а также прообраз… … Википедия

    Франкенштейн Frankenstein … Википедия

    Frankenstein: or, The Modern Prometheus … Википедия

    Frankenstein Must Be Destroyed … Википедия

Книги

  • Франкенштейн , Мэри Шелли. Молодой ученый Виктор Франкенштейн дерзнул совершить фантастический научный эксперимент - создать живое существо. Но его творение, обладающее могучим интеллектоми чувствительным сердцем,…

Фотография: Public Domain

Молодой Виктор Франкенштейн, главный герой нетленного произведения Мэри Шелли, имел своих кумиров. Важнейшим из них был, пожалуй, скрывающийся под псевдонимом Парацельс ученый Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, живший на границе Средних веков и эпохи Возрождения.

Парацельс был великим натурфилософом, врачом, который внезапно понял, что химия может служить медицине, и тем самым поспособствовал становлению фармакологии. Конечно, он был и известным алхимиком. Причем создание философского камня его не особо интересовало. По свидетельству одного из современников, он и так им обладал, получив заветное вещество в подарок в Константинополе. А вот сотворение гомункула - искусственного человека - его действительно увлекало. Настолько, что он оставил аж несколько рецептов его создания - в трактатах «Мыслимая природа» и «О природе вещей». Основной способ, предлагаемый им, столь одиозен, что нельзя не привести цитату: «Приступать к этому надо так - положи в пробирку щедро мужскую сперму, запечатай, сорок дней держи в тепле, кое соответствует теплу внутренностей лошади, пока не начнет бродить, жить и двигаться. В ту пору он уже обретет человеческие формы, но будет прозрачен и нематериален. Следующие сорок недель каждодневно с тщательностью надо питать его человеческой кровью и держать в том же теплом месте, на что из него станет настоящий живой ребенок, точно такой же, как и рожденный от женщины, только намного меньший».

Подобный способ создания гомункулуса был не первой идеей об искусственном существе. Он был позаимствован поздними европейскими алхимиками у каббалистов, иудеев. Оживленный для защиты еврейского народа человек, слепленный из глины, звался Големом. А в некоторых алхимических гримуарах XVI века даже существуют рецепты по его созданию.

Йохан Диппель


Фотография: Wikipedia

Другой алхимик, без которого вымышленный доктор Франкенштейн вряд ли бы когда-нибудь смог осуществлять свои увлекательные эксперименты. Йохан Диппель, живший в XVIII веке, считается вероятным прототипом безумного швейцарского ученого. Название замка Франкенштейн, бывшего его основным владением, является одним из главных аргументов в пользу этой версии. Фигурой Диппель был весьма эпатажной. Неоднократный участник крупных теологических споров, критик протестантства, он стал одним из переводчиков Берлебургской Библии, издание которой должно было свести под один знаменатель все тогдашние оккультные и мистические толкования библейского текста. Естественно, лорда Франкенштейнского не раз обвиняли во всех соответствующих его деятельности грехах: в поклонении Сатане, человеческих жертвоприношениях и надругательствах над покойниками. Но самым главным своим достижением сам Йохан считал созданный им из частей тел животных эликсир бессмертия. Судя по тому, что в 1734 году он умер, все-таки зря.

Ладзаро Спалланцани


Фотография: Wikipedia

Среди ученых, занимавшихся непосредственно изучением жизни, имя Ладзаро Спалланцани стоит особняком. Все потому, что он умудрился перевернуть представления о ее зарождении на фундаментальном уровне. Один английский натуралист в XVIII веке был замечен Королевским научным обществом благодаря тому, что он якобы доказал теорию самозарождения жизни. Джон Нидхем, так его звали, нагревал баранью подливку, сливал ее в бутылку, закрывал пробкой и через несколько дней с радостью обнаруживал там микробы, будто бы зародившиеся из неживой материи. Спалланцани хватило небольшого ряда довольно простых опытов, чтобы доказать, что если хорошенько этот бульон прокипятить, то никакой жизни в нем не останется, а если как следует запаять - то она и возникнуть не сможет. Его эксперименты стали настоящим потрясением, ведь теория самопроизвольного зарождения жизни существовала со времен Аристотеля, то есть около двух тысячелетий, хотя христианский креационизм и потеснил ее в Средневековье. Спалланцани практически создал принципы теории биогенеза, подразумевающей, что для создания жизни нужна другая жизнь. Вот только он не ответил на ее главный вопрос: откуда взялась в таком случае та самая первая жизнь?

Эндрю Кросс

Фотография: somersetcountygazette.co.uk Говоря о человеческих попытках примерить на себя роль демиурга, обойти вниманием практически мистическую историю Эндрю Кросса попросту невозможно. Британец, джентельмен, физик, минералог, крупный исследователь электричества был окружен мифами вследствие одного из своих экспериментов. В 1817 году мистер Кросс развлекался попытками выращивания кристаллов с помощью электрического тока, что, как правило, ему удавалось. Но в один прекрасный день вместо кристаллической решетки он обнаружил что-то странное на поверхности камня, с которым работал. Под микроскопом выяснилось, что это органическая жизнь, причем стремительно развивающаяся и представляющая из себя каких-то неизвестных ему насекомых. Сам Кросс убеждал современников, что условия стерильности в лаборатории были безупречны и никаких случайных организмов в контейнер для опыта попасть не могло. Свой эксперимент он считал удачной, пусть и случайной попыткой создать жизнь. Кросса поддержали достаточно авторитетные ученые того времени вроде Майкла Фарадея, но сам Кросс признавался, что этот опыт он повторить так и не мог. Впрочем, как и все ученых после него. Так что история о том, как Эндрю Кросс создал жизнь, до сих пор остается куда в большей степени легендой, чем историческим или научным фактом.

Луиджи Гальвани и Джованни Альдини


Эти два персонажа, также претендующие на звание прототипа Виктора Франкешнтейна, умели проводить одновременно полезные и зрелищные опыты. В честь первого в Болонье даже до сих пор называется одна из площадей. Неудивительно, ведь термин «гальванизм», также используемый и в наши дни, имеет к Луиджи Гальвани непосредственное отношение. Живший в конце XVIII века, по образованию богослов, в середине своей жизни он резко изменил профессию и стал заниматься естественными науками и медициной. И не просто заниматься, а используя весьма новаторский подход, изучая взаимосвязь электрического тока и физиологии. Пропуская ток по телу мертвой лягушки и наблюдая результаты, он пришел к выводу, что любая мышца является своеобразным аналогом электрической батареи. Его племянник, Джованни Альдини, нашел отличный способ зарабатывать на исследованиях своего дяди. Он демонстрировал принципы гальванизма в форме шоу, доступного простым людям. Выступление представляло из себя так называемые электрические пляски: брались тела мертвых животных и отрубленные головы преступников, по ним пропускался ток - и мышцы, естественно, начинали интенсивно сокращаться. Публике обычно казалось, что труп вот-вот оживет. Ассистенты сходили с ума, а зал был в восторге от пугающего и завораживающего зрелища. Подобное, кстати, практиковал и Эндрю Юр, известный шотландский химик и экономист того же времени.


Сергей Брюхоненко

Фотография: Wikipedia Советский физиолог Брюхоненко получил (пусть и посмертно) Ленинскую премию за создание первого в мире аппарата искусственного дыхания. Вот только эксперимент, демонстрирующий работу этого устройства (автожектора), был не менее жутким, чем зрелища Гальвани. В 1928 году автожектор с помощью резиновых трубок подсоединили к только что ампутированной собачьей голове - и та ожила. Причем вела себя довольно активно - реагировала на толпу взбудораженных ученых вокруг и даже грызла предлагаемый сыр. Кстати, несмотря на известность этого эксперимента именно в исполнении Брюхоненко, нечто похожее было проделано еще в XIX веке Шарлем Броун-Секаром. Но Брюхоненко умудрялся возвращать к жизни и целую собаку, в том же году он провел эксперимент, слив из собаки всю кровь и залив ее обратно спустя 10 минут, после чего животное ожило. И, что важно, впоследствии ничем не отличалось от других своих собратьев.

Владимир Демихов


Фотография: РИА «Новости»

Доктор Демихов - основоположник всей современной трансплантации - в первую очередь известен обывателю отнюдь не как светило медицины XX века, а своими достаточно эксцентричными экспериментами. Тоже над собаками. Пересадка внутренних органов, в частности сердца, никому до него не удавалась, а уж имплантация второго, дополнительного сердца - и подавно (правда борзая, с которой это проделали, не прожила больше месяца). В конце 1950-х опыты Демихова стали по-настоящему смелыми: доктор решил создать искусственных сиамских близнецов. Делалось это для того, чтобы понять, сможет ли прожить некоторое время человек (например, в ожидании операции), будучи приживленным к телу другого человека. Так на свет в лаборатории Владимира Демихова стали появляться двухголовые собаки. Голова щенка пришивалась к телу взрослой собаки и за счет искусственным образом объединенных систем дыхания и кровообращения некоторое время чувствовала себя вполне неплохо - ела, смотрела, шевелилась и так далее. Несмотря на всю значимость этих исследований, советское научное сообщество буквально набросилось на Демихова, объявив его опыты аморальными, в то время как из западных стран ему приходили письма с восторгами и поздравлениями от зарубежных ученых.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»