Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, святитель, исповедник (1937). Феодо́сий (Ганицкий), Коломенский

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Отошел ко Господу пребывавший на покое
бывший Омский митрополит Феодосий Працюк.
Последним скандальным его "подвигом" стало то,
что уходя на покой митрополит Феодосий
переписал на себя весь автопарк Омской митрополии и много чего еще.

Моя мини-сага, посвященная одному из самых колоритных
православных иерархов:
.
И один только скрипт из сей мини-саги:

«Титульно печатная витрина
русского православия "ЖМП" –
"Жалкие мысли Питиримовы",
из нумера в нумер
на цветастеньких вклейках
являя отечьих "князей церковных",
запечатленных в ратной борьбе за "миру-мир"
на разного роду, Европа мать, конгрессах
и экуменных радениях,
среди которых своей
вальяжной импозантностью
несколько лет красовался
в средине 80-х
и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский,
Экзарх Средней Европы Феодосий Працюк :
"Переезд деспоты Кирилла из Ленинграда в Смоленск
ещё и потому показался ему предельно уничижительным,
что Феодосия Працюка, восседавшего до него
на Смоленской кафедре,
отправили на представительскую должность
владычествовать в Берлин.
И спрашивается кого?
Западенскую дерёвню и быдло
с уже основательно подмоченной репутацией,
поскольку бывшей отец протоиерей Игорь Працюк
уже тогда в беспрестанно одолевавшем его блудном разжении
кидался на всё, что движется: и на мужской пол, и на женской.
И даже для ставленников и их жён
введя предварительно деспотное –
"право первой нощи":
"И эту, не побоюсь этого слова, мразь,
неспособную ни "бэ", ни "мэ"
без референта вымолвить,
ставят во Среднеевропейския экзархи!»

В экзархах Европейских Хфеодосий Працюк
продержался чуть больше года, когда в 86-м
«в Берлине потом случился скандал,
тот Процюк был ранен –
в него выстрелил прямо в храме военный,
чья жена закрутила роман с этим т.н. "архиепископом".
А п.Пимену была телеграмма из Берлину,
которая начиналась именно такими словами:
"Процюк ранен. Заведено уголовное дело...»

Вот что про сего советского иерарха,
слывшего на гниющем Захиде
визитной карточкой
тогдашнего русского православия,
писал добрый мой сопечальниче die_ante_bellum :
"Да, правда, первосортный выродок. Только помиловали не из жалости...
Нет, он видите-ли, в некотором роде разведчик. Неисповедимы пути разведовательные, и методы тоже. Надо было послать в Берлин именно это существо. А затем надо было его оставить среди архиреев. Ну оченно надо.
В свое время я был полон (тягостных раздумий о судьбах моей Родины))) долго и мучительно размышлял, пытаясь таки понять смысл и логику действий тайных канцелярий.
И в конце концов додумался я до эпохального открытия.))) Тайну составляют не методы и не направления работы - об этом, досужие наблюдатели, читающие шпиенские триллеры вполне овседомлены, и опять-же методы и направления тайных работ вполне логичны и поддаются осмыслению.
Главная тайна тайных канцелярий это именно смысл и логика их действий- это совершенно секретный смысл и совершенно секретная логика. Не умея видеть мир глазами работников "слова и дела" никогда не догадаться, к примеру, зачем вдруг оказывается необходим на роль почтенного архирея, тупой, лживый и развратный дегенерат)".

Дата рождения: 18 июля 1970 г. Страна: Россия Биография:

В 1987 г. закончил среднюю школу. В 1988-1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии.

13 апреля 1995 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры наместником обители пострижен в монашество с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

19 декабря 2005 г. в храме святителя Николая Чудотворца монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев возведен в сан игумена.

В 2008 г. закончил Московскую духовную академию.

15 марта 2011 г. в храме во имя святых Царственных страстотерпцев архиепископом Екатеринбургским Викентием вручен игуменский посох.

В 2011 г. закончил Уральскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция», закреплен соискателем на научную степень.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () избран епископом Бишкекским и Киргизским.

В октябре 2011 г. защитил дипломную работу на тему «Архипастыри Екатеринбургской и Верхотурской епархии (1885-1993 гг.)» на кафедре церковной истории МДА.

Во епископа 25 ноября 2011 г. 4 декабря за Божественной литургией в Большом соборе Донского монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

— Бишкекский и Кыргызстанский.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. () назначен Преосвященным Исилькульским и Русско-Полянским.

Образование:

1994 г. — Московская духовная семинария.

2008 г. — Московская духовная академия.

2011 г. — Уральская государственная юридическая академия.

Епархия: Исилькульская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации: архимандрита Феодосия (Гажу) при наречении во епископа Бишкекского и Киргизского.

Свя-щен-но-ис-по-вед-ник Фе-о-до-сий ро-дил-ся 30 июля 1860 го-да в се-ле Ру-да Ва-силь-ков-ско-го уез-да Ки-ев-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Фе-о-до-ра Га-ниц-ко-го и в кре-ще-нии был на-ре-чен Иоан-ном. По окон-ча-нии Ки-ев-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии Иван Фе-до-ро-вич был на-зна-чен пре-по-да-ва-те-лем За-ко-на Бо-жия при Ак-Шенх-ском на-род-ном учи-ли-ще в Пе-ре-коп-ском уез-де Та-ври-че-ской гу-бер-нии; он пре-по-да-вал здесь с 20 фев-ра-ля 1882 го-да по 25 ав-гу-ста 1890 го-да, ко-гда по-сту-пил бух-гал-те-ром в Ка-зен-ную па-ла-ту, где ра-бо-тал до 17 ап-ре-ля 1899 го-да.
17 ап-ре-ля 1899 го-да в кре-сто-вой церк-ви та-ври-че-ско-го ар-хи-ерей-ско-го до-ма Иван Фе-до-ро-вич был по-стри-жен в мо-на-ше-ство и на-ре-чен Фе-о-до-си-ем. 19 ап-ре-ля то-го же го-да он был ру-ко-по-ло-жен во иеро-ди-а-ко-на и на сле-ду-ю-щий день - во иеро-мо-на-ха и на-зна-чен на-сто-я-те-лем церк-ви при та-ври-че-ском епар-хи-аль-ном свеч-ном за-во-де.
5 мая 1900 го-да иеро-мо-нах Фе-о-до-сий был на-зна-чен эко-но-мом та-ври-че-ско-го ар-хи-ерей-ско-го до-ма, 15 ав-гу-ста то-го же го-да - на-сто-я-те-лем Бах-чи-са-рай-ско-го Успен-ско-го ски-та; кро-ме то-го, 13 ок-тяб-ря - бла-го-чин-ным вто-ро-го бла-го-чин-ни-че-ско-го окру-га Та-ври-че-ской епар-хии и 7 но-яб-ря - вре-мен-но бла-го-чин-ным всех муж-ских и жен-ских мо-на-сты-рей Та-ври-че-ской епар-хии.
17 де-каб-ря 1900 го-да иеро-мо-нах Фе-о-до-сий был воз-ве-ден в сан игу-ме-на и 28 де-каб-ря на-зна-чен на-сто-я-те-лем Ба-ла-клав-ско-го Ге-ор-ги-ев-ско-го мо-на-сты-ря. 6 мая 1902 го-да он был на-граж-ден за усерд-ную служ-бу на-перс-ным кре-стом.
11 ав-гу-ста 1903 го-да игу-мен Фе-о-до-сий был за-чис-лен в брат-ство Мос-ков-ско-го По-кров-ско-го мис-си-о-нер-ско-го мо-на-сты-ря. 10 ап-ре-ля 1904 го-да он был от-ко-ман-ди-ро-ван в ка-че-стве на-сто-я-те-ля по-ход-ной церк-ви от-ря-да Об-щи-ны Свя-той Ев-ге-нии Крас-но-го Кре-ста на те-атр во-ен-ных дей-ствий во вре-мя Рус-ско-япон-ской вой-ны. За про-яв-лен-ное в усло-ви-ях бо-е-вых дей-ствий му-же-ство и за усерд-ную служ-бу в вой-сках игу-мен Фе-о-до-сий был на-граж-ден мно-же-ством на-град. 10 но-яб-ря 1905 го-да он воз-вра-тил-ся в Мос-ков-ский По-кров-ский мо-на-стырь.
12 июля 1906 го-да он был пе-ре-ве-ден в Мос-ков-ский Ка-фед-раль-ный Чу-дов мо-на-стырь и на-зна-чен каз-на-че-ем мо-на-сты-ря. С 25 мая 1907 го-да по 25 июля то-го же го-да во вре-мя пре-бы-ва-ния на-мест-ни-ка оби-те-ли в от-пус-ке отец Фе-о-до-сий вре-мен-но ис-пол-нял обя-зан-но-сти на-мест-ни-ка.
В на-ча-ле мар-та 1909 го-да игу-мен Фе-о-до-сий был на-зна-чен на-мест-ни-ком Мос-ков-ско-го Зла-то-устов-ско-го мо-на-сты-ря и 25 мар-та воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та. 2 июня 1912 го-да он был вклю-чен в со-став стро-и-тель-но-го ко-ми-те-та по со-ору-же-нию в Москве хра-ма во имя свя-то-го бла-го-вер-но-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го в па-мять об от-мене кре-пост-но-го пра-ва. 14 де-каб-ря 1912 го-да ар-хи-манд-рит Фе-о-до-сий был на-зна-чен бла-го-чин-ным мос-ков-ских мо-на-сты-рей.
В 1914 го-ду на-ча-лась Пер-вая ми-ро-вая вой-на, и 13 ав-гу-ста ар-хи-манд-рит Фе-о-до-сий был на-зна-чен пред-се-да-те-лем Во-ен-но-го Бла-го-тво-ри-тель-но-го мо-на-стыр-ско-го ко-ми-те-та Мос-ков-ской епар-хии и чле-ном Мос-ков-ско-го епар-хи-аль-но-го ко-ми-те-та по-пе-че-ния о боль-ных и ра-не-ных во-и-нах. 2 ян-ва-ря 1916 го-да за осо-бо по-лез-ные тру-ды по об-лег-че-нию по-ло-же-ния боль-ных и ра-не-ных во-и-нов ар-хи-манд-рит Фе-о-до-сий был на-граж-ден зо-ло-тым на-перс-ным кре-стом с укра-ше-ни-я-ми.
18 мая 1920 го-да ар-хи-манд-рит Фе-о-до-сий был хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го и Брон-ниц-ко-го, ви-ка-рия Мос-ков-ской епар-хии. Вла-ды-ка по-се-лил-ся в Ко-ломне непо-да-ле-ку от Успен-ско-го со-бо-ра в до-ме со-бор-но-го про-то-и-е-рея Ва-си-лия Про-ба-то-ва. По-чти сра-зу же по-сле при-бы-тия епи-ско-па в го-род со-труд-ни-ки ЧК уста-но-ви-ли за ним внеш-нее на-блю-де-ние: при-сут-ство-ва-ли на всех его бо-го-слу-же-ни-ях в раз-лич-ных хра-мах го-ро-да, а так-же участ-во-ва-ли в об-ще-го-род-ских крест-ных хо-дах, слу-шая и за-пи-сы-вая, что го-во-рит на-род.
Один из су-гу-бо ко-ло-мен-ских крест-ных хо-дов был уста-нов-лен в се-ре-дине ХIХ ве-ка по пред-ло-же-нию ко-ло-мен-ско-го по-движ-ни-ка, мол-чаль-ни-ка и за-твор-ни-ка схи-мо-на-ха Иоан-ни-кия в па-мять об из-бав-ле-нии го-ро-да от эпи-де-мии хо-ле-ры. Во вре-мя этой эпи-де-мии скон-ча-лись ве-ли-кий князь Ни-ко-лай Алек-сан-дро-вич, мо-на-хи и мно-гие жи-те-ли го-ро-да, име-на ко-то-рых с тех пор неиз-мен-но по-ми-на-лись во вре-мя слу-же-ния па-ни-хид и во вре-мя крест-но-го хо-да. Крест-ный ход шел из Бо-го-яв-лен-ско-го Ста-ро-Го-лутви-на мо-на-сты-ря по го-ро-ду в пред-ше-ству-ю-щий Пя-ти-де-сят-ни-це чет-верг, на-зы-вав-ший-ся в на-ро-де «се-ми-ком», ко-гда мно-гие пра-во-слав-ные, сле-дуя пре-да-ни-ям и обы-ча-ям язы-че-ских вре-мен, пре-да-ва-лись нера-зум-но-му ве-се-лью и пьян-ству. Мит-ро-по-лит Фила-рет (Дроз-дов) со-ста-вил пра-ви-ла для это-го крест-но-го хо-да. Пер-вый крест-ный ход со-сто-ял-ся в 1849 го-ду. В день про-ве-де-ния крест-но-го хо-да лю-ди не пи-ли спирт-но-го, по-сти-лись, в этот день пре-кра-ща-лась тор-гов-ля и за-кры-ва-лись ка-ба-ки.
Крест-ный ход с уча-сти-ем епи-ско-па Фе-о-до-сия со-сто-ял-ся 16 июня 1921 го-да. В сво-ем от-че-те о нем со-труд-ник ЧК на-пи-сал: «В Пет-ро-пав-лов-ской церк-ви при мно-го-чис-лен-ной тол-пе мо-ля-щих-ся епи-ско-пом Фе-о-до-си-ем в при-сут-ствии ко-ло-мен-ско-го ду-хо-вен-ства бы-ла со-вер-ше-на ли-тур-гия. Во вре-мя нее епи-скоп Фе-о-до-сий про-из-нес про-по-ведь на те-му: нам пред-сто-ит веч-ность. В ней не бы-ло ни-че-го про-тив со-вет-ской вла-сти, так как он в про-по-ве-ди раз-ви-вал, что все в этой жиз-ни ни-чтож-но: сла-ва, чи-ны и бо-гат-ство в мо-мент смер-ти че-ло-ве-ка отой-дут от него и не бу-дут ему нуж-ны; в этой жиз-ни на-до по-мо-гать неиму-щим, быть ми-ло-серд-ным, сми-рять-ся и тер-петь… Про-по-ведь бы-ла с пол-ча-са и не вы-хо-ди-ла за рам-ки за-гроб-но-го ми-ра» . В этом же до-не-се-нии бы-ло ска-за-но, что со-бор-ный диа-кон по-ми-нал об упо-ко-е-нии усоп-ше-го ве-ли-ко-го кня-зя Ни-ко-лая Алек-сан-дро-ви-ча.
27 июня 1921 го-да со-труд-ни-ки ЧК в при-сут-ствии диа-ко-нов изъ-яли из Пет-ро-пав-лов-ско-го хра-ма лист-ки, по ко-то-рым чи-та-лось о упо-ко-е-нии «на-след-ни-ка це-са-ре-ви-ча, ве-ли-ко-го кня-зя Ни-ко-лая Алек-сан-дро-ви-ча, мит-ро-по-ли-та Фила-ре-та, схи-мо-на-ха Иоан-ни-кия, Мар-ти-на, Иоан-на и всех от гу-би-тель-ной бо-лез-ни скон-чав-ших-ся, зде ле-жа-щих и по-всю-ду пра-во-слав-ных хри-сти-ан» .
В этот же день сле-до-ва-тель до-про-сил обо-их диа-ко-нов и епи-ско-па Фе-о-до-сия.
- Из-вест-но ли вам, что дья-кон Сен-ке-вич во вре-мя за-упо-кой-ной ли-тур-гии про-воз-гла-сил за упо-кой на-след-ни-ка и кня-зя Ни-ко-лая Алек-сан-дро-ви-ча? - спро-сил он епи-ско-па.
- Да что же из то-го, что он про-из-нес про-ше-ние за мерт-вых, где упо-ми-на-лось имя на-след-ни-ка и кня-зя Ни-ко-лая Алек-сан-дро-ви-ча и всех иеро-мо-на-хов и всех по-гиб-ших? - с недо-уме-ни-ем спро-сил вла-ды-ка.
- Слы-ша-ли ли вы, как Сен-ке-вич про-воз-гла-шал ек-те-нию за кня-зя и на-след-ни-ка Ни-ко-лая Алек-сан-дро-ви-ча?
- Да, я слы-шал, но мо-гу ука-зать, что ко-гда он до-чи-тал до этих имен, то ста-рал-ся их снять или умол-чать, как непод-хо-дя-щие в на-сто-я-щее вре-мя для по-ми-на-ния.
По-сле до-про-са с епи-ско-па бы-ла взя-та под-пис-ка о невы-ез-де из го-ро-да, и он был от-пу-щен под по-ру-чи-тель-ство про-то-и-е-рея ко-ло-мен-ско-го Успен-ско-го со-бо-ра - хо-зя-и-на до-ма, в ко-то-ром жил.
5 июля 1921 го-да епи-скоп Фе-о-до-сий вновь был до-про-шен.
- Вы дав-но на-хо-ди-тесь в го-ро-де Ко-ломне, слу-жа в ка-че-стве епи-ско-па?
- С про-шло-го го-да.
- Вы ко-гда-ли-бо слу-жи-ли в церк-ви Воз-не-се-ния в го-ро-де Ко-ломне?
- Да, я слу-жил там в при-де-ле, что по пра-вой сто-роне.
- А слу-жи-ли ли вы ко-гда в церк-ви Свя-той Тро-и-цы в го-ро-де Ко-ломне?
- Да, то-же слу-жил.
- Го-во-ри-ли ли вы в церк-ви Воз-не-се-ния про-по-ведь, в ко-то-рой ука-зы-ва-ли: «Крас-ный ан-ти-христ сво-ей диа-воль-ской си-лой за-гнал пра-во-слав-ный на-род в свои креп-кие це-пи и ду-шит без кон-ца; это по-то-му, что мы про-гне-ва-ли Бо-га; из это-го нуж-но вый-ти, про-сить Бо-га, чтобы Он нас осво-бо-дил из це-пей крас-но-го диа-во-ла», и так да-лее?
- Да, я про-по-ве-ди го-во-рил, но про-по-ве-ди с та-ки-ми вы-во-да-ми я ни-ко-гда не го-во-рил, а го-во-рил на еван-гель-ские и апо-столь-ские чте-ния; я го-во-рил, что по уче-нию Церк-ви вре-мя ан-ти-хри-ста еще не на-ста-ло. Я не мог го-во-рить то-го об ан-ти-хри-сте, о чем ме-ня спра-ши-ва-ют, и «диа-во-ла крас-но-го» ни-ко-гда не на-зы-вал.
- Го-во-ри-ли ли вы в церк-ви Воз-не-се-ния про-по-ведь, в ко-то-рой ука-зы-ва-ли: «Мы со-всем за-бы-ли Бо-га, и греш-ни-ки нам за-ту-ма-ни-ва-ют го-ло-вы, и нам по-ра про-бу-дить-ся и вос-стать про-тив греш-ни-ков на-ших, и Бог по-мо-жет нам, а то мы по-гиб-нем в этой гря-зи, - про-буж-дай-те всех несо-зна-тель-ных греш-ни-ков»?
- В том, что вы про-чли, я не на-хо-жу смыс-ла - ни-че-го по-доб-но-го я не мог ска-зать.
- Го-во-ри-ли ли вы про-по-ведь в церк-ви Свя-той Тро-и-цы сле-ду-ю-ще-го со-дер-жа-ния: «Те-перь все за-бы-ли Бо-га и от-кры-ли борь-бу брат про-тив бра-та, и до-ве-ли стра-ну до го-ло-да и хо-ло-да, и нет рас-ка-я-ния; уби-вая брат бра-та, скинь-те свой греш-ный со-блазн и ста-рай-тесь по-бе-дить вра-га, за-ту-ма-ни-ва-ю-ще-го умы ва-ши»?
- Я мо-гу толь-ко раз-ве-сти ру-ка-ми, слы-ша, как ис-ка-жа-ет-ся моя про-по-ведь с це-лью по-ка-зать, что я за-де-ваю су-ще-ству-ю-щую власть, то-гда как я ни еди-но-го ра-за ее не за-тра-ги-вал не толь-ко в про-по-ве-ди, ска-зан-ной в этом хра-ме, но и во-об-ще во всех сво-их про-по-ве-дях, ска-зан-ных в тех церк-вях, где мне при-хо-ди-лось слу-жить. По-ли-ти-че-ской аги-та-ци-ей с цер-ков-ной ка-фед-ры я не за-ни-мал-ся и не за-ни-ма-юсь, и не на-ме-рен за-ни-мать-ся, ибо счи-таю это недо-стой-ным зва-ния пас-ты-ря. О прав-ди-во-сти мо-их слов ска-жут все слу-ша-те-ли мо-е-го цер-ков-но-го сло-ва, не же-ла-ю-щие его ис-ка-жать и го-во-ря-щие то, что они дей-стви-тель-но слы-ша-ли из мо-их уст…
- Бы-ла ли ва-ми го-во-ре-на про-по-ведь в церк-ви Воз-не-се-ния: «Греш-ни-ки по-кай-тесь, но не толь-ко ис-по-ве-дью, а и де-лом; нуж-но от-ка-зать-ся от всех бес-чинств, тво-ря-щих-ся в на-сто-я-щее вре-мя»?
- Под бес-чин-ства-ми долж-ны слу-ша-те-ли бы-ли ра-зу-меть непо-вто-ре-ние ис-по-ве-дан-ных гре-хов… Я не пом-ню, о чем бы-ла моя бе-се-да в то вре-мя, но по-вто-ряю, что она не бы-ла аги-та-ци-он-но-го ха-рак-те-ра.
На этом до-прос был за-кон-чен, но вла-ды-ка счел нуж-ным к нему сде-лать свое до-бав-ле-ние: «Из всех предъ-яв-лен-ных мне вы-дер-жек, яко-бы за-им-ство-ван-ных из мо-их ре-чей, ска-зан-ных в церк-вях, усмат-ри-ваю яв-ное же-ла-ние об-ви-нить ме-ня в аги-та-ции с цер-ков-ной ка-фед-ры про-тив су-ще-ству-ю-щей вла-сти. Но по со-ве-сти ска-жу, что аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся и не за-ни-ма-юсь, и не на-ме-рен за-ни-мать-ся, а учил сло-ву Бо-жию, и ви-нов-ным се-бя в воз-буж-де-нии хри-сти-ан про-тив вла-сти не при-знаю» .
13 июля вла-ды-ка был еще раз до-про-шен и, вы-слу-шав во-про-сы сле-до-ва-те-ля, ска-зал: «Я в сво-их про-по-ве-дях в церк-вях ни-ко-гда по-ли-ти-ки не ка-сал-ся, а про-сто про-по-ве-дую сло-во Бо-жие, а вы, мо-жет быть, под этим под-ра-зу-ме-ва-е-те аги-та-цию про-тив су-ще-ству-ю-щей вла-сти» .
В тот же день вла-ды-ке бы-ло предъ-яв-ле-но об-ви-не-ние в контр-ре-во-лю-ци-он-ной аги-та-ции, и он был за-клю-чен в ко-ло-мен-скую тюрь-му.
1 ав-гу-ста со-труд-ни-ки Мос-ков-ской ЧК по-ста-но-ви-ли: счи-тать пре-ступ-ле-ние до-ка-зан-ным и на-пра-вить де-ло в Ре-во-лю-ци-он-ный три-бу-нал.
11 ав-гу-ста ве-ру-ю-щие Ко-лом-ны от-пра-ви-ли в ЧК про-ше-ние, в ко-то-ром пи-са-ли: «13 июля се-го го-да аре-сто-ван и за-клю-чен в ко-ло-мен-скую тюрь-му епи-скоп Ко-ло-мен-ский Фе-о-до-сий. Хо-тя до се-го вре-ме-ни к нему ни-ка-ко-го об-ви-не-ния не предъ-яв-ле-но, но, по слу-хам, он аре-сто-ван буд-то бы за контр-ре-во-лю-ци-он-ную аги-та-цию. Мы, ни-же-под-пи-сав-ши-е-ся, сим сви-де-тель-ству-ем, что, по-се-щая неопу-сти-тель-но ар-хи-ерей-ские служ-бы в ко-ло-мен-ском со-бо-ре и во всех церк-вях го-ро-да Ко-лом-ны, мы ни-ко-гда не слы-ша-ли в про-по-ве-дях на-ше-го епи-ско-па Фе-о-до-сия не толь-ко ни-ка-ких рез-ких или оскор-би-тель-ных вы-ра-же-ний про-тив су-ще-ству-ю-ще-го строя и вла-стей, но да-же и про-стых на-ме-ков на совре-мен-ные по-ли-ти-че-ские от-но-ше-ния. Епи-скоп ста-ра-тель-но из-бе-гал все-го, что мог-ло бы воз-бу-дить ка-кие-ли-бо гру-бые и низ-кие стра-сти; он учил лишь ис-ти-нам свя-то-го Еван-ге-лия, ста-ра-ясь от-влечь вни-ма-ние лю-дей от мир-ских дел к во-про-сам выс-ше-го по-ряд-ка, как и по-до-ба-ет пас-ты-рю Хри-сто-вой Церк-ви. По-се-му про-сим вас сде-лать рас-по-ря-же-ние об осво-бож-де-нии на-ше-го епи-ско-па Фе-о-до-сия из-под стра-жи» .
19 ав-гу-ста Ре-во-лю-ци-он-ный три-бу-нал рас-по-ря-дил-ся вер-нуть де-ло сле-до-ва-те-лю для про-вер-ки след-ствен-но-го ма-те-ри-а-ла. Сле-до-ва-те-лю при-шлось то-гда на-пи-сать, что слу-чай с по-ми-на-ни-ем в церк-ви яв-ля-ет-ся недо-ра-зу-ме-ни-ем, так как по-ми-нал-ся дав-но по-чив-ший сын Алек-сандра II и брат Алек-сандра III, и по-это-му де-ло по об-ви-не-нию диа-ко-нов нуж-но пре-кра-тить; что ка-са-ет-ся епи-ско-па, то, по-сколь-ку об-ви-не-ние утвер-жда-ет, что он про-из-но-сил про-по-ве-ди контр-ре-во-лю-ци-он-но-го ха-рак-те-ра, «след-ствен-ный же ма-те-ри-ал по это-му во-про-су не мо-жет быть при-знан удо-вле-тво-ри-тель-ным… де-ло о нем долж-но быть на-прав-ле-но на до-сле-до-ва-ние в МЧК» .
Епи-скоп Фе-о-до-сий в это вре-мя на-хо-дил-ся в ко-ло-мен-ской тюрь-ме, и на ру-ках у сле-до-ва-те-лей бы-ли те же без-гра-мот-ные до-не-се-ния со-труд-ни-ка ЧК; в кон-це кон-цов, сле-до-ва-тель Мос-ков-ской ЧК на ос-но-ва-нии то-го, «что сви-де-тель-ских по-ка-за-ний, ко-то-рые мог-ли бы под-твер-дить аги-та-цию епи-ско-па Фе-о-до-сия, нет, а об-ви-не-ние бы-ло предъ-яв-ле-но на ос-но-ва-нии аген-тур-ных све-де-ний» , пред-ло-жил пре-кра-тить де-ло.
4 ок-тяб-ря 1921 го-да Кол-ле-гия МЧК по-ста-но-ви-ла пре-кра-тить де-ло и осво-бо-дить епи-ско-па, и вла-ды-ка вер-нул-ся к слу-же-нию в Ко-лом-ну.
Вес-ной 1922 го-да епи-скоп Фе-о-до-сий по-лу-чил воз-зва-ние Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на, ка-са-ю-ще-е-ся изъ-я-тия цер-ков-ных цен-но-стей из хра-мов, и рас-по-ря-же-ние раз-дать его ду-хо-вен-ству для про-чте-ния во всех хра-мах го-ро-да. Епи-скоп Фе-о-до-сий, од-на-ко, не дал сво-е-го бла-го-сло-ве-ния на про-чте-ние воз-зва-ния в хра-мах. Ле-том 1922 го-да в квар-ти-ре епи-ско-па в при-сут-ствии пред-ста-ви-те-ля ГПУ и об-нов-лен-ца был про-из-ве-ден обыск и най-де-но это воз-зва-ние. Тем же ле-том, по-сле то-го как об-нов-лен-цы сде-ла-ли по-пыт-ку за-хва-тить цер-ков-ную власть, епи-скоп Фе-о-до-сий от-пра-вил-ся к гла-ве жи-во-цер-ков-ни-ков епи-ско-пу Ан-то-ни-ну (Гра-нов-ско-му) и за-явил ему о сво-ем непод-чи-не-нии жи-во-цер-ков-ни-кам. В сво-их про-по-ве-дях во вре-мя бо-го-слу-же-ний вла-ды-ка рез-ко и на-стой-чи-во по-ри-цал об-нов-лен-цев и, в кон-це кон-цов, в де-каб-ре 1922 го-да был вы-зван вла-стя-ми в Моск-ву и аре-сто-ван по де-лу Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на о со-про-тив-ле-нии изъ-я-тию цер-ков-ных цен-но-стей.
Вес-ной 1923 го-да след-ствие бы-ло за-кон-че-но, и 23 ап-ре-ля 1923 го-да про-ку-рор Мос-ков-ской гу-бер-нии вы-нес по-ста-нов-ле-ние: «За-кон-че-но след-стви-ем де-ло по об-ви-не-нию епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го Фе-о-до-сия (он же граж-да-нин Га-ниц-кий) в рас-про-стра-не-нии воз-зва-ния Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на и в про-ти-во-дей-ствии к сда-че цер-ков-ных цен-но-стей.
Вви-ду на-ли-чия свя-зи это-го де-ла с де-лом Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на, оно на-прав-ля-ет-ся в Вер-хов-ный суд для сов-мест-но-го рас-смот-ре-ния обо-их дел» .
Про-цесс над Пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном, од-на-ко, не со-сто-ял-ся, и в 1924 го-ду вла-сти из-да-ли рас-по-ря-же-ние об ам-ни-стии всем, кто еще на-хо-дил-ся под след-стви-ем по де-лу об изъ-я-тии цер-ков-ных цен-но-стей, а для уже осуж-ден-ных был со-кра-щен срок за-клю-че-ния; вла-ды-ка Фе-о-до-сий был осво-бож-ден и вер-нул-ся слу-жить в Ко-лом-ну.
Бу-дучи сам рев-ност-ным мо-на-хом и мо-лит-вен-ни-ком, вла-ды-ка упо-тре-бил мно-го уси-лий, чтобы вос-ста-но-вить мо-на-ше-скую жизнь в ко-ло-мен-ских мо-на-сты-рях. В 1925 го-ду по бла-го-сло-ве-нию Ме-сто-блю-сти-те-ля мит-ро-по-ли-та Пет-ра (По-лян-ско-го) он по-стриг ко-ло-мен-ско-го свя-щен-ни-ка Ге-ор-гия Бе-ля-е-ва в мо-на-ше-ство с на-ре-че-ни-ем ему име-ни Ни-кон и, воз-ве-дя в сан ар-хи-манд-ри-та, на-зна-чил его на-мест-ни-ком Бо-го-яв-лен-ско-го Ста-ро-Го-лутви-на мо-на-сты-ря.
Вла-ды-ка об-раз жиз-ни вел су-гу-бо мо-на-ше-ский и мо-лит-вен-ный, ма-ло ин-те-ре-су-ясь со-бы-ти-я-ми по-ли-ти-че-ской жиз-ни, од-на-ко, зная, что вла-сти сле-дят за каж-дым его дей-стви-ем и сло-вом, он по-чти каж-дую свою про-по-ведь в те-че-ние неко-то-ро-го вре-ме-ни за-кан-чи-вал сло-ва-ми: «Я кон-чил. На-де-юсь, что вся-кий из вас за-сви-де-тель-ству-ет, что в мо-ей про-по-ве-ди нет ни-че-го по-ли-ти-че-ско-го» . Ко-гда вла-ды-ка слу-жил в со-бо-ре, то про-сил свя-щен-ни-ка, на-зна-чен-но-го про-из-но-сить про-по-ведь, при-но-сить текст про-по-ве-ди ему для пред-ва-ри-тель-но-го про-смот-ра, чтобы неосто-рож-но ска-зан-ное кем-ли-бо сло-во не по-слу-жи-ло при-чи-ной аре-ста для мно-гих.
Вла-ды-ка лю-бил бо-го-слу-же-ние, слу-жил он во всех при-хо-дах Ко-лом-ны, но боль-ше все-го лю-бил слу-жить в Ста-ро-Го-лутви-ном мо-на-сты-ре, и ко-гда слу-жил на при-хо-де, пел обыч-но мо-на-ше-ский хор.
Во вре-мя слу-же-ния епи-ско-па в Ко-ломне во всех хра-мах чи-та-лась мо-лит-ва о бла-го-устро-е-нии Пра-во-слав-ной Церк-ви в Рос-сии: «Гос-по-ди Бо-же наш, ве-ли-кий и мно-го-мило-сти-вый, во уми-ле-нии сер-дец на-ших сми-рен-но мо-лим-ся Те-бе: со-хра-ни под кро-вом Тво-ея бла-го-сти от вся-ка-го зла-го об-сто-я-ния вся пра-во-слав-ныя ар-хи-ереи, даждь им Цер-ковь Рос-сий-скую доб-ре упра-ви-ти, вер-ныя ов-цы Хри-сто-вы негиб-ле-мы со-блю-сти, злыя же вол-ки да-ле-че от-г-на-ти и коз-ни их со-кру-ши-ти. По-мя-ни, Вла-ды-ко, и весь свя-щен-ни-че-ский и мо-на-ше-ский чин, со-грей серд-ца их рев-но-стию о Бо-зе и до-стой-но зва-ния сво-е-го хо-ди-ти ко-е-го-ждо укре-пи. По-даждь, Гос-по-ди, во вла-сти су-щим ра-зум и страх Твой, воз-гла-го-ли в серд-цах их бла-гая и мир-ная о Церк-ви Тво-ей. Со-хра-ни и вся лю-ди Твоя от тле-твор-ных уче-ний, от цер-ков-ных со-блаз-нов, рас-ко-ла, ере-сей и неве-рия. Утвер-ди всех нас в ве-ре пра-вей и во усер-дии ко Пра-во-слав-ной Церк-ви. Вло-жи в серд-ца на-ша дух стра-ха Тво-е-го, дух бла-го-че-стия, дух сми-ре-ния. В на-па-стех - тер-пе-ние по-даждь нам, в бла-го-ден-ствии - воз-дер-жа-ние, к ближ-ним - лю-бовь, ко вра-гом - все-про-ще-ние, в доб-рых де-лех - пре-спе-я-ние. Из-ба-ви нас от вся-ко-го ис-ку-ше-ния, да на всяк день и час бла-го-сло-вим и про-сла-вим все-чест-ное имя Твое, От-ца и Сы-на и Свя-та-го Ду-ха. Аминь» .
По-сле 1927 го-да все бо-лее ста-ла раз-го-рать-ся сму-та, вы-зван-ная де-кла-ра-ци-ей за-ме-сти-те-ля Ме-сто-блю-сти-те-ля мит-ро-по-ли-та Сер-гия (Стра-го-род-ско-го), а так-же неко-то-рой на-стой-чи-во-стью его в во-про-се по-ми-на-ния свет-ских вла-стей, что вы-зы-ва-ло боль-шие раз-но-мыс-лия сре-ди пра-во-слав-ных; слиш-ком бо-лез-нен-ным то-гда вос-при-ни-ма-лось по-ми-на-ние со-вет-ской вла-сти, ко-то-рая ос-нов-ным пунк-том сво-ей по-ли-ти-че-ской про-грам-мы по-ста-ви-ла борь-бу с Бо-гом, с Хри-стом и не скры-ва-ла сво-ей це-ли - уни-что-же-ния Церк-ви. Епи-скоп Фе-о-до-сий вез-де, где ему при-хо-ди-лось слу-жить, по-ми-нал толь-ко Ме-сто-блю-сти-те-ля мит-ро-по-ли-та Пет-ра (По-лян-ско-го) и не по-ми-нал со-вет-ской вла-сти. Неко-то-рая часть ко-ло-мен-ско-го ду-хо-вен-ства, хо-тя и бо-я-лась сле-до-вать в этом во-про-се за вла-ды-кой из опа-се-ния ре-прес-сий, но бо-я-лась и ид-ти ему на-пе-ре-кор, так как ав-то-ри-тет епи-ско-па Фе-о-до-сия сре-ди пра-во-слав-ных был непре-ре-ка-ем и пой-ти во-пре-ки его во-ле озна-ча-ло бы сра-зу же по-те-рять до-ве-рие паст-вы.
По-ло-же-ние со-зда-ва-лось без-вы-ход-ное; вла-ды-ка по-дал про-ше-ние мит-ро-по-ли-ту Сер-гию и 25 сен-тяб-ря 1929 го-да был уво-лен на по-кой, а через два ме-ся-ца, 25 но-яб-ря, он был аре-сто-ван и за-клю-чен в ко-ло-мен-скую тюрь-му. Вме-сте с вла-ды-кой бы-ло аре-сто-ва-но во-сем-на-дцать че-ло-век - боль-шей ча-стью мо-на-хов Ста-ро-Го-лутви-на мо-на-сты-ря, близ-ких к епи-ско-пу, еди-но-мыс-лен-ных с ним свя-щен-ни-ков, а так-же близ-ких к нему ми-рян.
5 де-каб-ря 1929 го-да епи-ско-пу Фе-о-до-сию бы-ло за-чи-та-но по-ста-нов-ле-ние о предъ-яв-ле-нии об-ви-не-ния, в ко-то-ром го-во-ри-лось, что «он изоб-ли-ча-ет-ся в том, что на про-тя-же-нии сво-е-го пре-бы-ва-ния в го-ро-де Ко-ломне с 1924 го-да под при-кры-ти-ем Церк-ви и борь-бы с без-бо-жи-ем за-ни-мал-ся ор-га-ни-за-ци-ей и объ-еди-не-ни-ем ре-ак-ци-он-но-мо-нар-хи-че-ско-го эле-мен-та и лиц, ак-тив-но бо-рю-щих-ся с со-вет-ской вла-стью; вновь стал вос-ста-нав-ли-вать рас-пу-щен-ные в пе-ри-од ре-во-лю-ции мо-на-сты-ри, ко-то-рые ста-ли функ-ци-о-ни-ро-вать неле-галь-но, при-кры-ва-ясь об-щи-ной ве-ру-ю-щих, ру-ко-во-ди-те-ля-ми от-дель-ных ор-га-ни-за-ций. Мо-на-сты-ря-ми, ре-ли-ги-оз-ны-ми об-щи-на-ми под-би-ра-лись и на-зна-ча-лись ли-ца из чис-ла непри-ми-ри-мых вра-гов со-вет-ской вла-сти, уже от-бы-вав-шие за свою контр-ре-во-лю-ци-он-ную де-я-тель-ность ссыл-ку. Под об-щим его, Га-ниц-ко-го, как епи-ско-па, ру-ко-вод-ством и с его ве-де-ния из чис-ла упо-мя-ну-той груп-пы ли-ца ве-ли скры-тую и от-кры-тую контр-ре-во-лю-ци-он-ную аги-та-цию…»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»