Джим Мориарти – идеальный антагонист. Герой Профессор Мориарти Евгений Онегин - характеристика героя

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Профе́ссор Джеймс Мориа́рти (англ. Professor James Moriarty ) - персонаж цикла произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе , антагонист главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Источник

Напишите отзыв о статье "Профессор Джеймс Мориарти"

Ссылки

  • на IMDb

Отрывок, характеризующий Профессор Джеймс Мориарти

Я решила попробовать «растопить лёд» и как можно ласковее спросила:
– Скажите, могу ли я вам чем-то помочь?
Женщина грустно на меня посмотрела и наконец-то проговорила:
– Разве мне можно помочь? Я убила свою дочь!..
У меня мурашки поползли по коже от такого признания. Но девочку это, видимо, абсолютно не смутило и она спокойно произнесла:
– Это неправда, мама.
– А как же было на самом деле? – осторожно спросила я.
– На нас наехала страшно большая машина, а мама была за рулём. Она думает, что это её вина, что она не могла меня спасти. – Тоном маленького профессора терпеливо объяснила девочка. – И вот теперь мама не хочет жить даже здесь, а я не могу ей доказать, как сильно она мне нужна.
– И что бы ты хотела, чтобы сделала я? – спросила я её.
– Пожалуйста, не могла бы ты попросить моего папу, чтобы он перестал маму во всём обвинять? – вдруг очень грустно спросила девочка. – Я очень здесь с ней счастлива, а когда мы ходим посмотреть на папу, она потом надолго становится такой, как сейчас…
И тут я поняла, что отец видимо очень любил эту малышку и, не имея другой возможности излить куда-то свою боль, во всём случившимся обвинял её мать.
– Хотите ли вы этого также? – мягко спросила у женщины я.
Она лишь грустно кивнула и опять намертво замкнулась в своём скорбном мире, не пуская туда никого, включая и так беспокоившуюся за неё маленькую дочь.
– Папа хороший, он просто не знает, что мы ещё живём. – Тихо сказала девочка. – Пожалуйста, ты скажи ему…
Наверное, нет ничего страшнее на свете, чем чувствовать на себе такую вину, какую чувствовала она... Её звали Кристина. При жизни она была жизнерадостной и очень счастливой женщиной, которой, во время её гибели, было всего лишь двадцать шесть лет. Муж её обожал…
Её маленькую дочурку звали Вэста, и она была первым в этой счастливой семье ребёнком, которого обожали все, а отец просто не чаял в ней души…
Самого же главу семьи звали Артур, и он был таким же весёлым, жизнерадостным человеком, каким до смерти была его жена. И вот теперь никто и ничто не могло ему помочь найти хоть какой-то покой в его истерзанной болью душе. И он растил в себе ненависть к любимому человеку, своей жене, пытаясь этим оградить своё сердце от полного крушения.
– Пожалуйста, если ты пойдёшь к папе, не пугайся его… Он иногда бывает странным, но это когда он «не настоящий». – Прошептала девочка. И чувствовалось, что ей неприятно было об этом говорить.
Я не хотела спрашивать и этим ещё больше её огорчать, поэтому решила, что разберусь сама.
Я спросила у Вэсты, кто из них хочет мне показать, где они жили до своей гибели, и живёт ли там всё ещё её отец? Место, которое они назвали, меня чуть огорчило, так как это было довольно-таки далеко от моего дома, и чтобы добраться туда, требовалось немало времени. Поэтому так сразу я не могла ничего придумать и спросила моих новых знакомых, смогут ли они появиться вновь хотя бы через несколько дней? И получив утвердительный ответ, «железно» им пообещала, что обязательно встречусь за это время с их мужем и отцом.
Вэста лукаво на меня глянула и сказала:
– Если папа не захочет тебя сразу выслушать, ты скажи ему, что его «лисёнок» очень по нему скучает. Так папа называл меня только, когда мы были с ним одни, и кроме него этого не знает больше никто...
Её лукавое личико вдруг стало очень печальным, видимо вспомнив что-то очень ей дорогое, и она вправду стала чем-то похожа на маленького лисёнка…
– Хорошо, если он мне не поверит – я ему это скажу. – Пообещала я.
Фигуры, мягко мерцая, исчезли. А я всё сидела на своём стуле, напряжённо пытаясь сообразить, как же мне выиграть у моих домашних хотя бы два-три свободных часа, чтобы иметь возможность сдержать данное слово и посетить разочарованного жизнью отца...
В то время «два-три часа» вне дома было для меня довольно-таки длинным промежутком времени, за который мне стопроцентно пришлось бы отчитываться перед бабушкой или мамой. А, так как врать у меня никогда не получалось, то надо было срочно придумать какой-то реальный повод для ухода из дома на такое длительное время.
Подвести моих новых гостей я никоим образом не могла...
На следующий день была пятница, и моя бабушка, как обычно собиралась на рынок, что она делала почти каждую неделю, хотя, если честно, большой надобности в этом не было, так как очень многие фрукты и овощи росли в нашем саду, а остальными продуктами обычно были битком набиты все ближайшие продовольственные магазины. Поэтому, такой еженедельный «поход» на рынок наверняка был просто-напросто символичным – бабушка иногда любила просто «проветриться», встречаясь со своими друзьями и знакомыми, а также принести всем нам с рынка что-то «особенно вкусненькое» на выходные дни.
Я долго крутилась вокруг неё, ничего не в силах придумать, как бабушка вдруг спокойно спросила:
– Ну и что тебе не сидится, или приспичило что?..
– Мне уйти надо! – обрадовавшись неожиданной помощи, выпалила я. – Надолго.
– Для других или для себя? – прищурившись спросила бабушка.
– Для других, и мне очень надо, я слово дала!
Бабушка, как всегда, изучающе на меня посмотрела (мало кто любил этот её взгляд – казалось, что она заглядывает прямо тебе в душу) и наконец сказала:
– К обеду чтобы была дома, не позже. Этого достаточно?
Я только кивнула, чуть не подпрыгивая от радости. Не думала, что всё обойдётся так легко. Бабушка часто меня по-настоящему удивляла – казалось, она всегда знала, когда дело было серьёзно, а когда был просто каприз, и обычно, по-возможности, всегда мне помогала. Я была очень ей благодарна за её веру в меня и мои странноватые поступки. Иногда я даже была почти что уверена, что она точно знала, что я делала и куда шла… Хотя, может и вправду знала, только я никогда её об этом не спрашивала?..

Мориарти – злодей конца викторианской эпохи, глава одной из самых влиятельных преступных сетей во всей Европе – больше похож на пресвитерианского священника, готового отвесить благословение любому грешнику, нежели тому, кто с легкой руки отправляет неугодных ему людей к праотцам.


Профессор Джеймс Мориарти – заклятый враг Шерлока Холмса (Sherlock Holmes), гениальный преступный элемент, которого лондонский сыщик называет "Наполеоном уголовного мира". Сам же Артур Конан Дойл (Arthur Conan Doyle) использует это выражение, ссылаясь на реального злого гения Адама Уорта (Adam Worth), послужившего одним из прототипов Мориарти.

В оригинальной холмсиане, в рассказе "Последнее дело Холмса" ("The Adventure of the Final Problem"), профессор Мориарти, злодей конца викторианской эпохи, глава одной из самых влиятельных сетей преступников во всей Европе (Europe), падает вместе с детективом со скалы. Шерлок считал, что венцом его деятельности должно было стать устранение Мориарти, чьи злодеяния отравляют общество. Однако читатели, включая саму королеву Викторию (Victoria), были просто возмущены тем, что Мориарти утащил Шерлока за собой в могилу. Дойлу ничего не оставалось, как "воскресить" любимого сыщика.

Мориарти – мстительный, независимый, харизматичный и уверенный в себе мужчина, раскрывающий безжалостные стороны своей личности, как только что-то выводит его из себя. Он уважает интеллект Холмса и говорит, что для него вступать в схватку с людьми такого уровня – настоящее интеллектуальное удовольствие.

Давая характеристику своему злейшему врагу, Шерлок называет Джеймса Мориарти человеком благородного происхождения, с отличным образованием и феноменальными математическими способностями. Выясняется, что в 21 год Мориарти написал трактат о биноме Ньютона, чем прославился на всю Европу. Затем он получил кафедру математики в провинциальном университете и, как полагает детектив, мог бы достичь еще больших высот. Однако гений, в чьих жилах течет кровь преступника, из-за своего больного ума и наследственной склонности к жестокости вскоре стал предметом темных слухов – и был вынужден подать в отставку и убраться в Лондон (London).

В рассказе "Долина ужаса" ("The Valley of Fear") Мориарти назван интриганом всех времен и народов, организатором всей чертовщины и головным мозгом криминального мира, омрачающим судьбы народов. И в то же время сам Шерлок поражен, насколько гениальна тактика его лютого врага, написавшего "Динамику астероидов" ("The Dynamics of an Asteroid"), потрясающую книгу, которую не посмел раскритиковать ни один ученый, несмотря на запятнанную репутацию самого автора. Оскверненный врач и оклеветанный профессор – такова личина Мориарти, и Шерлок называет это гениальным ходом.

Желая раскрыть некоторые подробности внешности "Наполеона уголовного мира", Конан Дойл описывает человека с худым лицом, седой шевелюрой и высокопарной речью. Преступник больше похож на пресвитерианского священника, готового отвесить благословение любому грешнику, нежели тому, кто с легкой руки отправляет неугодных ему людей к праотцам. Мориарти – владелец несметных богатств, тщательно скрывающий свое реальное финансовое положение. Шерлок считает, что деньги профессора раскиданы, по меньшей мере, по двадцати банковским счетам, а основной капитал припрятан где-нибудь во Франции (France) или Германии (Germany).

В рассказе "Пустой дом" ("The Empty House") Холмс утверждает, что Мориарти заполучил мощную пневматику от слепого немецкого мастера, некоего м-ра фон Гердера (von Herder). Это оружие, напоминавшее по виду простую трость, выстреливало револьверные патроны на длинные дистанции и почти не издавало шума, что делало его идеальным для занятия снайперских позиций. Проворачивая свои грязные дела, профессор-злодей предпочитал устраивать "несчастные случаи", будь то инцидент, когда Шерлок чуть не погиб от падения каменной кладки или от несущейся на бешеной скорости конной повозки.

Любители приключений лондонского гения частного сыска предполагали, что прототипом Мориарти мог послужить не только Адам Уорт. Кто-то увидел в вымышленном злодее американского астронома Саймона Ньюкомба (Simon Newcomb). Этот наделенный талантом выпускник Гарварда (Harvard), с особыми познаниями в математике, прославился на весь мир еще до того, как Конан Дойл принялся сочинять свои рассказы. На сравнения наталкивал и тот факт, что Ньюкомб заработал репутацию злобного сноба, пытающегося разрушить карьеру и репутацию своих конкурентов из ученого мира.

Под подозрение также попали преподобный Томас Кей (Thomas Kay), математик и астроном Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauss) и фений Джон О"Коннор Пауэр (John O"Connor Power). Наконец, известно, что Конан Дойл использовал свой бывший Стонихерст Колледж (Stonyhurst College) в качестве вдохновения, когда прорабатывал детали холмсианы. Среди сверстников писателя в этом учебном заведении было два мальчика с именами Мориарти.

Шерлок Холмс - главный персонаж рассказов, сыщик-консультант, использующий «дедуктивный метод ».

Доктор Уотсон

Доктор Уотсон - друг, помощник и биограф .

Майкрофт Холмс

Майкрофт Холмс

Инспектор Лестрейд

Инспектор Лестрейд - детектив Скотланд-Ярда . Чаще всего из полицейских детективов появляется в произведениях Дойля о Холмсе. В сериале Игоря Масленникова роль Лестрейда исполнил Борислав Брондуков .

Инспектор Брэдстрит

Инспектор Брэдстрит - детектив Скотланд-Ярда .

Стэнли Хопкинс

Стэнли Хопкинс - детектив Скотланд-Ярда .

Ирэн Адлер

Ирэн Адлер - женщина, появляющаяся в рассказе «Скандал в Богемии ». Она сумела разгадать замысел Холмса, когда тот под видом нищего проник в ее дом, и сбежала. Холмс считал это дело своим поражением (несмотря на то, что добился своей главной цели), а об Ирэн Адлер говорил: «Эта женщина».

Тобиас Грегсон

Тобиас Грегсон - инспектор Скотланд-Ярда . Появляется в самом первом произведении о Холмсе «Этюд в багровых тонах ». В целом у Дойля Грегсон выглядит более сообразительным, чем Лестрейд. В сериале Игоря Масленникова роль Грегсона исполнил Игорь Дмитриев .

Себастьян Моран

Себастьян Моран (родился в , Лондон) - второй по опасности человек в Лондоне после . Полковник в отставке, бывший офицер Индийской армии её величества. Служил в первом саперном бангалурском полку.

Сын сэра Огастеса Морана, кавалера ордена Бани, бывшего британского посланника в Персии. Окончил Итонский колледж и Оксфордский университет. Участвовал в Джовакской, Афганской, Чарасиабской (дипломатическим курьером), Шерпурской и Кабульской кампаниях.

Убил сэра Рональда Адэра, покушался на жизнь .

Профессор Мориарти

Джеймс Мориарти глава мощной криминальной организации. Гений криминального мира.

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделен феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился двадцать один год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, по всей вероятности, его ожидала блестящая будущность. Но в его жилах течет кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает ее еще более опасной. Тёмные слухи поползли о нем в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Мэри Морстен

Впервые появляется в произведении «Знак четырёх », в качестве клиентки . До семнадцати лет воспитывалась в частном пансионе в Эдинбурге .

Это была совсем молодая девушка, блондинка, хрупкая, изящная, одетая с безупречным вкусом и в безупречно чистых перчатках. Но в ее одежде была заметна та скромность, если не простота, которая наводит на мысль о стесненных обстоятельствах. На ней было платье из темно-серой шерсти, без всякой отделки, и маленькая шляпка того же серого тона, которую слегка оживляло белое перышко сбоку. Лицо ее было бледно, а черты не отличались правильностью, но зато выражение этого лица было милое и располагающее, а большие синие глаза светились одухотворенностью и добротой.

24 июня 2017, 18:56

Каждой сказке нужен старый добрый злодей.

Сэр А. Конан Дойл изобразил в профессоре Мориарти идеального злодея. Он умен, талантлив и невероятно жесток. Как ни странно, лично Мориарти появляется на страницах оригинальных рассказов о Холмсе лишь однажды, в остальных рассказах лишь изредка можно слышать упоминания о «Наполеоне преступного мира». Злодей был описан столь ярко, что впоследствии практически все авторы, решавшие написать продолжение приключений Шерлока Холмса, обращались к этому персонажу.

Непримиримые соперники: Шерлок Холмс и профессор Мориарти. Иллюстрация Сидни Пэджета

«Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделен феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился двадцать один год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, по всей вероятности, его ожидала блестящая будущность. Но в его жилах течет кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает ее еще более опасной. Темные слухи поползли о нем в том университетском городке, где он преподавал, и, в конце концов, он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…»

А. Конан Дойл «Последнее дело Холмса»

«Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо – прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром. Самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада»

А. Конан Дойл «Долина ужаса»

«Проблема с дойлевским Мориарти состояла в том, что этот персонаж был слишком успешен. Практически любой суперзлодей, который появлялся после него, даже говорил почти так же, как он. Они элегантны, внешне вежливы, обходительны, любезны. Если бы мы повторили все это еще раз, то это выглядело бы как клише. Поэтому мы с Марком решили создать по‑настоящему безумного, вселяющего ужас, непредсказуемого Мориарти‑психа…»

Стивен Моффат

«Дойл был первым, он создал суперзлодея. У всех великих героев был свой Мориарти. И нужно очень постараться, чтобы негодяй получился достойным такого сильного положительного героя, или вы получите бледную копию архизлодея. В общем, смысл в том, чтобы рассказывать истории по‑другому»

Марк Гэтисс

«Плохие люди не знают о том, что они плохи. Они считают, что они правы!» (Марк Гэтисс)

Джим Мориарти получился настоящим, стопроцентным сумасшедшим, интеллект которого если не превышает, то, по крайней мере, ни в чем не уступает Шерлоку Холмсу. Впервые зритель его видит только в третьей серии первого сезона. Человек, который спонсирует серийные убийства от рук таксиста, руководит силами китайской мафии, делает из людей живые бомбы… Непобедимый и наводящий ужас на все сущее Мориарти оказывается бойфрендом сотрудницы больницы Молли Хупер. Шерлок поначалу принимает Джима за гомосексуалиста.

«Когда мы снимали пилот, мы все просто влюбились в Молли Хупер и ее безнадежную любовь к Шерлоку. И у меня появилась идея, что мы должны дать ей приз – бойфренда, которого Шерлок сразу отдедуцирует как гея! Это была шутка‑экспромт, но именно она в конечном итоге привела к тому, что мы впервые встречаем Мориарти в таком виде, как человека, которого в буквальном смысле слова вы заподозрите в последнюю очередь»

Марк Гэтисс

Джим:

– Не кончишь соваться – я тебя сожгу. Я тебе сердце выжгу.

Шерлок:

– Из проверенных источников известно, что у меня его нет.

Джим:

– Но мы оба знаем, что это не совсем так

Если честно, то поначалу никто не делал ставку на Мориарти. Моффат и Гэтисс просто хотели создать неклассического Мориарти. Он должен был быть моложе, чем все актеры, игравшие Мориарти до него, должен был быть странным, напоминающим неудачника сумасшедшим. Все. Никто не планировал делать Мориарти одним из главных персонажей сериала, но появление Эндрю Скотта изменило все.

«Проблема в том, что нам необходимо было выбрать актера на роль Мориарти исходя из образа гея Джима, но зная, что он будет нашим Мориарти. Я написал самую идиотскую, самую глупую сцену из когда‑либо кем‑то написанных, – противостояние между Шерлоком и Мориарти, исключительно для прослушивания. В ней было полно самых безумных диалогов. “Я тебе сердце выжгу!” и тому подобная чушь, только чтобы проверить, сможет ли кто‑нибудь произнести всю эту ерунду. И тут появился Эндрю, сыграл эту сцену, и он был великолепен. Я сказал Марку: “Ну что ж, мы не только берем его на роль, но нам теперь придется переписать эту сцену”. Итак, мы изменили всю концовку серии, чтобы добавить противостояние в бассейне – оно никогда не имело особого смысла, будем честны. Зачем? Зачем он это сделал? Почему сейчас? Что он вообще вытворяет? Но вы не возмущаетесь, потому что Эндрю Скотт появляется впервые, и он просто невероятен. Если вы хотите немного развлечься, посмотрите эту финальную сцену, а затем самое начало “Скандала в Белгравии”. Эти несколько минут – самая дурацкая последовательность событий, которую вы когда‑либо наблюдали в жизни. Если вы покажете кому‑нибудь две эти сцены подряд и скажете: “Вот это отличный сериал, у вас спросят: “Что? Что это за чушь? Что вы все употребляете?”»

Стивен Моффат

На пробах Эндрю неожиданно стал манипулировать с высотой голоса, делая его то пугающе высоким, то вновь снижая его до нормального состояния. Эта фишка настолько понравилась Гэтиссу, что он попросил Эндрю все свои реплики произносить именно так. Впоследствии Моффат решил добавить Мориарти ирландский акцент, ведь изначально «Мориарти» – фамилия ирландского происхождения. Впоследствии именно за ирландский акцент фанаты сериала невзлюбили Мориарти.

«С самого начала я сказал Эндрю сохранить его милый ирландский акцент для Мориарти, в конце концов, это ирландское имя, мне казалось, это будет симпатично. И, в качестве кивка в сторону оригинала, я попросил его добавить покачивание головой, отличительную черту, которую описал Конан Дойл. Получился в буквальном смысле кивок»

Стивен Моффат

«Конфиденциальности больше не существует. Она принадлежит мне». (Джим Мориарти)

С появлением Эндрю Скотта на съемочной площадке стало понятно, что Мориарти куда более сложный образ, нежели о нем думали вначале. Человек, который способен сделать все, что угодно, но который не в состоянии договориться с собственной головой. Ему скучно, и только разум Шерлока Холмса приводит его в детский восторг. Марк Гэтисс, создавая образ Джима Мориарти, вспомнил недавно прочитанную биографию Исаака Ньютона и постарался в герое Эндрю Скотта передать всю сложность великого ученого.

«Стоит сказать, что было несколько вещей, оказавших серьезное влияние на создание Мориарти. Одной из них (в равной степени она относится и к Шерлоку) стала история об Исааке Ньютоне. Он был настолько умен и настолько переполнен идеями, что каждое утро, проснувшись, он должен был сидеть некоторое время в изножье собственной кровати, держа голову в ладонях, чтобы “отладить” собственный мозг. Я решил, что это очень захватывающая идея, и мы хотели сделать с Мориарти что‑то подобное. Вторым моментом стали мои воспоминания о том, как в детстве я смотрел интервью с Питером Селлерсом, и он сказал вещь одновременно замечательную и пугающую. Он был таким хамелеоном, таким вместилищем других персонажей и их черт, что он сказал журналисту: “Мне кажется, это мой голос”. Как будто он был потерявшейся душой, которая не знает, кем она является на самом деле. И именно такого пустого человека, наполненного тьмой и ужасом, Эндрю смог воплотить, как никто другой»

Марк Гэтисс


Марк Гэтисс и Стивен Моффат при создании характера Мориарти опирались на образ Исаака Ньютона. «Он был настолько умен и настолько переполнен идеями, что каждое утро, проснувшись, он должен был сидеть некоторое время в изножье собственной кровати, держа голову в ладонях, чтобы “отладить” собственный мозг». (Марк Гэтисс)

На съемочной площадке Эндрю Скотт был полностью погружен в свою роль. Он дико переживал за судьбу Мориарти и практически ни с кем не общался. Спустя пару дней работы к нему подошел Мартин Фримен начал расспрашивать его о роли. Эндрю это так удивило, что он поначалу даже не нашел, что сказать, но уже через минуту взахлеб рассказывал о том, каким он видит своего героя. Впоследствии Мартин Фримен и Эндрю Скотт стали настоящими друзьями.

«Он противостоит щеголеватому Шерлоку, и раз уж он тщеславен, он вряд ли бы смог бы оставить этот момент без внимания. То, что Мориарти не беспокоится о том, чтобы выглядеть ужасающе, в конечном итоге ужасает больше всего. Он начинает игру против Шерлока Холмса и кажется, что ему скучно беспокоиться о ее исходе, он отпускает шуточки ему в лицо – вот что выбивает из колеи. Ему все равно. Я повторяюсь. Он играет, потому что ему скучно – жестокий ребенок без тормозов. Псих, впавший в эйфорию от съеденного сладкого»

Стивен Моффат


«Плохие люди не знают о том, что они плохи. Они считают, что они правы! И он просто веселится. Радуется всему, что может отвлечь его от муторной монотонности бытия. Если ты настолько дьявольски умен, что тебе остается? Эндрю наполнил своего героя жутким ощущением опустошенности и тоски. Будто этот мир слишком мал, слишком обычен, слишком скучен для него. И он ищет что‑нибудь, чтобы развлечься. Шерлок – единственный, кто близок ему по уровню гениальности, и поэтому он может хотя бы ненадолго порадоваться игре с ним»

Марк Гэтисс

«Все дело в уверенности в своей силе. Мориарти абсолютно уверен в том, что он может провернуть любое дело без малейших усилий. Логика – для тех, кто соблюдает осторожность. Люди, которым вообще чужда осторожность, всегда пугают больше всего. Мориарти – человек, который вынуждает Шерлока стать героем. В нашем сериале, как и в оригинале, Шерлок изначально предстает перед нами холодным, аморальным резонером, захваченным игрой ради самой игры, равнодушным к добру и злу. Необходимо, чтобы появился Мориарти, который доведет его до состояния, в котором он готов пожертвовать собой ради любви своих друзей и того, что он считает правильным»

Стивен Моффат

«Звучит как клише: “они две стороны одной медали”, но это истинная правда. Шерлок выбирает другую сторону в игре, потому что хорошим быть сложнее! Хотя в конечном итоге Шерлок осознает, что он отличается от Мориарти. Он беспокоится о людях, несмотря на то, что никогда не хотел бы быть таким, как большинство из нас»

Марк Гэтисс

Эндрю Скотт о Мориарти

Я нужен тебе, без меня ты ничто. Мы одинаковые – ты и я. Только ты скучный. Ты на стороне ангелов.

Поскольку Мориарти очень умен и дурашлив, я должен был полагаться на то дурашливое, что есть во мне. У меня было множество идей, я сотни раз перечитывал сценарий, а потом просто стал ждать и смотреть, что произойдет, что будет делать Бенедикт. Я должен был быть немного непредсказуемым, я пробовал разные приемы, которые иногда работали, а иногда приводили в замешательство. Так что иногда у нас были поводы посмеяться вместе.

«Шерлок и Мориарти во многом похожи. У них одинаковый стиль мышления. Они нуждаются друг в друге». (Эндрю Скотт)

Шерлок и Мориарти во многом похожи. У них одинаковый стиль мышления. Они нуждаются друг в друге. Мориарти и Шерлок просто пошли по разным дорогам. Один нашел себе верного друга, а у Мориарти нет ни одного человека, который бы о нем позаботился. В любви между Шерлоком и Мориарти… Присутствует нечто большее, чем ненависть. Это уважение.

Из книги Елизаветы Бута

"Шерлок. На шаг впереди зрителей"

Наверняка все наши читатели видели популярный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Имеется в виду советская версия с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Одна из колоритных фигур - зловещий профессор Мориарти тоже, конечно, запомнился зрителям. Но мало кто знает, что актёр, сыгравший эту роль, наш земляк. И живет он не в Москве, не в Питере, а в Самаре. Наш корреспондент встретился с заслуженным артистом России Виктором Евграфовым и попросил ответить на ряд вопросов.

Виктор Иванович, что-то давно вы не радовали нас, зрителей, своим появлением в кино. Неужели не приглашают?

Почему же? Приглашают. Дело в другом. Мне не всё равно, кого играть и у кого играть. Терпеть не могу плохое кино и себя в плохом кино. Отказываюсь от некоторых предложений. Но если, читая сценарий, вижу, что получится серьёзная, качественная картина, то соглашаюсь. Например, три года назад мне предложили сняться у режиссёра Николая Досталя в телевизионном сериале «Завещание Ленина». Скажу честно, не жалею об этой работе. Лента, снятая по мотивам произведений Варлама Шаламова, - историческая драма. Это не развлекаловка, а серьёзное философское произведение, заставляющее людей не только переживать но, заглядывая в прошлое, думать о будущем, о добре и зле. Сила киноискусства заключается в том, что она должна вызывать у зрителя потребность задать себе вопросы, которые до этого он либо не задавал вовсе, либо всячески пытался
от них уйти.

Но ведь одна из ваших главных ролей - злодей Мориарти. Тяжело было перевоплощаться?

- Я подошёл к поставленной задаче серьёзно. Начал размышлять о судьбе героя. Почему он такой негодяй, что в нём не так? И придумал! Профессор должен иметь комплексы. Какие? Скорей всего, порождённые физической ущербностью. Придумал себе небольшой горбик, прямой немигающий взгляд. Гримёр Ленфильма Людмила Елисеева, удивительная женщина, мою идею поняла с полуслова и преобразила меня лучше некуда. Увидев, режиссер тут же утвердил меня не в качестве дублёра-каскадёра, а на роль самого Мориарти.

Каскадёра?

Ну да. Изначально роль Мориарти предназначалась Смоктуновскому. Я был приглашён в качестве его дублёра, то есть для постановки драки с Шерлоком Холмсом. Естественно, меня переодевали в тот же костюм, гримировали. Но режиссёру Игорю Масленникову больше понравился мой образ.

А образование у вас актёрское?

Да. Я закончил ГИТИС, курс Владимира Андреева. Правда, поступил туда сравнительно поздно, в 25-летнем возрасте, после службы в армии.

С детства хотели быть артистом?

Нет. Я вырос в семье военного. Отец был летчиком. Естественно, как и большинство мальчишек моего поколения, мечтал об офицерских погонах. Почему всё же выбрал искусство? Много причин. Одна из них - возможность ощутить реинкарнацию при физической жизни. Но актёрство - плодородная почва не только для перевоплощения, но и для самопожертвования: только умирать в кадре мне приходилось 13 раз.

Не страшно?

Мне нравились эти сцены. Ведь работа закончена, я умер в фильме, и она, эта роль, больше не будет меня преследовать. Ведь до этого я жил тем киношным героем, а в жизни реальной образовывалась какая-то пустота.

И чем же она заполнялась?

Еще одним перевоплощением - каскадёрством.

Так все же кем себя больше чувствуете, актёром или трюкачом?

Актёром, безусловно! Каскадёрство - это, скорее, отдушина. Хобби. Впрочем, им я тоже занимаюсь серьезно, профессионально.

Кстати, а почему же вы не служите, как большинство артистов, в каком ни будь театре? Нет желания?

Желание было. Более того, я начинал с питерского ТЮЗа. Будучи студентом очень мечтал работать у Шукшина. Увы, мастер рано ушёл из жизни, а Андреев меня почему-то к себе не взял.

Впрочем, я отвлёкся. Возвращусь к ответу на вопрос. На самом деле актёр театральный и киношный по сути - разные профессии. Профессия киноактёра включает несколько нюансов, которые отсутствуют в театральной профессии. Во-первых, умение мгновенно мобилизоваться и сыграть маленький кусочек от начала и до конца. Это могут быть даже одна реплика, один жест или просто взгляд. Главное - какой!

В кино ты тоже, разумеется, волнуешься, но, в отличие от театрального актёра, делаешь это не на протяжении двух-трёх часов, когда имеешь возможность отладить роль, а перестраиваясь мгновенно. И наконец, если на сцене артист на протяжении нескольких спектаклей может работать над ролью, углублять её, в кино такой возможности у него нет - он может взять дублем, но только сейчас и только здесь.

В ТЮЗЕ кого играть приходилось?

В том-то и дело, что роли мне предлагали даже не второстепенные, а третьестепенные.

А вы, наверное, мечтали сыграть Гамлета?

Представьте себе, да, хотел. Нет, не хотел - мечтал! А кто из артистов не мечтает? Другой вопрос - роль эта не всем под силу, это вершина актёрского мастерства: сыграл принца датского - значит, ты состоялся как артист.

И как, в итоге удалось сыграть этого персонажа?

Нет. Я учил роль, готовился. Очень надеюсь, что кто-то из моих учеников сыграет. Среди ребят, которых я подготовил, есть очень талантливые. Старался им передать то, чему меня в свою очередь учили настоящие мастера. К сожалению, глядя на нынешнее кино, невооружённым глазом видно, что мы утрачиваем великую школу Станиславского.

Что, по-вашему, быть преподавателем?

Это значит вкладывать свою душу в учеников, которые есть продолжение меня самого. Впрочем, актёра нельзя до конца научить. В театральном вузе отношения учитель-ученик строятся на уровне души. Как педагог я, конечно, могу преподать технологию: как говорить, как двигаться на сцене. В сценическом искусстве есть свои приёмы и секреты, но главное - божья искра.

Где вы сейчас преподаёте?

В настоящее время я доцент кафедры режиссуры и массовых представлений Института современного искусства. Готовлю молодёжь по профессии «актёр драматических театров и кино».

А почему молодёжь не идет в театр?

Потому что в так называемые «лихие 90-е» произошла культурная контрреволюция. Всё идёт из детства. А кто занимается детьми? Почти никто. Взять те же школы. Где кружки юных техников, натуралистов, театральные? Дети не хотят сострадать, переживать, они приходят домой, включают телевизор и смотрят какую-то чернуху про убийства. «Шедевры» нашего ТВ - «Камеди клаб» и «Дом-2», которым надо попросту придать статус теленаркотиков. А Букины? Ведь в этом сериале мы видим дискредитацию семейных отношений. У зрителя формируется потребность в том, чтобы его развлекали, чтобы кто-то на экране раздевался, хотя телевидение должно заставлять людей прежде всего думать.

То же происходит из-за многочисленных сериалов в отношении милиции (нынешней полиции) и армии, где людей в погонах пародируют, попросту издеваются над ними. В итоге у современных молодых людей нет примера для подражания, нет героя нашего времени.

Часто ли вам приходилось сталкиваться со стражами правопорядка?

Конечно! Я частый гость в милицейских подразделениях. Меня приглашают на творческие встречи в коллективе. Я выступал в Тольятти, Самаре, Центре профессиональной подготовки ГУВД. Аудитория очень тепло меня принимала. Пользуясь случаем, хочу внести предложение. Сотрудникам, особенно оперативникам, нередко приходится перевоплощаться, играть те или иные роли, причём не только во время разработок, но и при беседах с людьми, а вот актёрского мастерства им порой не хватает. Думаю, какие-то азы этого искусства в учебных заведениях системы МВД преподавать стоило бы.

Действительно, я разработал систему упражнений для восстановления организма. Произошло это не от хорошей жизни. В 1995 году на съёмках совместного советско-американского фильма «Дети капитана Гранта» мне нужно было сделать трюк: прыгнуть с реи парусника. Высота была нешуточная. По ошибке коллеги, второго постановщика трюков, я получил тяжелейшие травмы. Врачи буквально собирали по кусочкам мои поломанные рёбра и позвоночник. Было серьезно повреждено лёгкое. Я начал разрабатывать собственную методику восстановления здоровья. Аналога ей нет. В её основе - многовековые приёмы труда русского крестьянина, которые сохранились в нашей генетической памяти. Когда-то дед, а он был лесничим, демонстрировал мне некоторые приёмы работы с палкой. Суть их заключается в том, что с помощью этого нехитрого приспособления можно целенаправленно развивать те или иные мышцы. Плюс к этому специальный массаж, позволяющий активировать нужные энергетические центры. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

Фото Дмитрия ЛЫКОВА

P.S. Несколько лет назад в Новой Зеландии была выпущена серия монет с героями советского сериала фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Нумизматическое чудо, достоинством в два доллара каждое, существует пока в восьми тысячах экземплярах. На монетах присутствуют изображения следующих персонажей: Шерлок Холмс (Василий Ливанов), доктор Ватсон (Виталий Соломин), сэр Генри Баскервиль (Никита Михалков), профессор Джеймс Мориарти (Виктор Евграфов).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»