Что такое учебная степень. Профессор и доцент: это ученые звания или должности в вузе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Однако в современной Российской Федерации (России) учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий .

Учёные звания в России

Современное состояние

В настоящее время (2019 год) в России присваиваются два учёных звания: «доцент » и «профессор ». Эти термины суть общепринятые укорочения полного наименования званий, указывающего на сферу деятельности: «доцент по такой-то специальности», или «профессор по такой-то специальности», или «профессор РАН / РАО по такому-то отделению». Прочие титулы и понятия, относящиеся к занятым в научно-образовательной сфере лицам (доктор наук , членкор , научный сотрудник , ассистент и другие) учёными званиями не являются.

Изменения последних лет

До конца 2013 года присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре (в основном, работникам высших учебных заведений, в том числе совместителям), доцента по специальности и профессора по специальности (в основном, сотрудникам НИИ, задействованным в подготовке кадров). До 2002 года работники НИИ могли также получить учёное звание старшего научного сотрудника (снс), требования к соискателям которого не включали наличие педагогического опыта; оно теперь соответствует доценту по специальности.

С декабря 2013 года звания профессора и доцента присваиваются только «по специальности», существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трёх лет звания доцента (ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще).

До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом «Минобрнауки » , затем - само министерство. При этом термин «Минобрнауки» изменил смысл в мае-июне 2018 года: если до указанного времени так обозначалось , то 15 мая данное министерство было реорганизовано , а с 18 июня сокращение «Минобрнауки » официально стало относиться к новосозданному Министерству науки и высшего образования РФ .

В 2015 году введено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присуждаемое - с ограничением по возрасту - за заслуги в научной деятельности . Оно присваивается не контрольно-надзорными органами высшей школы, а Президиумом академии . Достижения носителей этого звания как исследователей обычно выше, чем у среднего университетского профессора, однако опыт преподавания может быть небольшим. В 2016 году аналогичное звание появилось в РАО .

История учёных званий в России

Учёные звания в Российской империи

Единственным учёным званием в Российской империи являлось, введённое Уставом 1804 , звание заслуженного профессора , даваемое после 25 лет службы в университете, обычно перед выходом на пенсию. Звание заслуженного профессора обеспечивало пожизненную пенсию.

В научно-образовательной системе Российской империи , устроенной по германскому образцу и оформившейся на рубеже XVIII-XIX вв., существовали преподавательские должности адъюнкта , экстраординарного профессора и ординарного профессора . Позднее, с 1863 года, вместо адъюнктов были введены штатные доценты , в 1884 году переименованные в приват-доцентов . Должность ординарного профессора соответствовала заведующему кафедрой , а экстраординарного - профессору; для занятия этих должностей была необходима докторская степень. Адъюнкты, или доценты, являлись помощниками и заместителями профессоров; изначально адъюнктами становились лица из числа студентов , но с 1835 г. требования к ним были повышены до наличия степени магистра , аналогичной нынешнему кандидату наук .

Как «учёные звания» наименования вышеупомянутых должностей в те годы в России не использовались, кроме разговорного употребления. Вместо этого, роль «званий» университетских преподавателей и исследователей играли определённые чины в рамках единой системы - Табели о рангах . При занятии преподавательской должности и при получении степени доктора присваивался соответствующий чин:

Учёные звания в Союзе ССР

Учёные звания и степени в СССР были вновь введены постановлением Совнаркома в 1934 году . Гратификационная система в части учёных званий была более обширна, чем сегодня , и включала 6 званий, по три для вузов и для НИИ: вузовскому званию профессора в НИИ соответствовало звание действительного члена научно-исследовательского учреждения , званию доцента - старший научный сотрудник, а званию ассистента - младший научный сотрудник. Таким образом, в это время в научных и образовательных учреждениях страны действовала полностью параллельная система из трёх градаций учёных званий: в НИИ - младший, старший научный сотрудник, действительный член учреждения; в вузах - ассистент, доцент, профессор.

Впоследствии перестали присваиваться звания действительного члена учреждения (не упоминается в «Положении о порядке… присвоения учёных званий», утверждённом в 1975 году ), затем младшего научного сотрудника и ассистента (нет в «Положении» 1989 года , введённом в действие с 1 июля 1990 г.) и - уже в постсоветский период - старшего научного сотрудника (отсутствует в «Положении» 2002 года ).

Звания младшего научного сотрудника и ассистента были близки по квалификационным требованиям и не предполагали обязательного наличия у претендента учёной степени. В 30-х годах эти звания присваивались лицам, успешно окончившим аспирантуру и ведущим научную или образовательную работу , но позже требование об окончании аспирантуры было отменено. В отличие от званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника, утверждение в учёном звании ассистента или младшего научного сотрудника оформлялось приказом руководителя вуза/НИИ без участия ВАК СССР , а аттестаты, удостоверяющие присвоение этих учёных званий, не выдавались.

Учёные звания в религиозных учебных заведениях

Иностранные учёные звания

Общая характеристика ситуации

Правила присвоения учёных званий в разных странах различны и часто основаны на национальных традициях, хотя предпринимаются шаги к унификации . В отличие от России и стран бывшего СССР, в большинстве государств отсутствует выраженное разграничение одноименных должностей и званий: например, прием сотрудника на должность профессора в учебном заведении одновременно означает получение титула профессора. Общим является строгое дифференцирование степеней от званий - учёная степень документирует квалификацию сотрудника, а звание отражает его соответствие конкретной научно-педагогической должности.

Наименования званий во многих странах повторяют принятые в России термины доцент и профессор - с различными определениями: «заслуженный», «полный», «ординарный», «ассоциированный» и т. п.. В ряде стран учёными званиями также считаются ассистент, лектор, постдок. При этом «ассоциированный профессор» (associate professor) примерно соответствует российскому доценту, а «ассистент-профессор» (assistant professor) - просто научному сотруднику без звания. Достаточно подробные перечни ученых званий имеются в английском и итальянском разделах Википедии.

Признание иностранных званий в РФ

Неформальное установление соответствия профессионального уровня обладателей званий из разных стран затруднительно, так как в каждой стране есть свои «сильные» и «слабые» институты, а квалификация тоже индивидуальна. Гораздо информативнее в этом смысле Curriculum vitae конкретного ученого.

В юридической плоскости, признание в РФ званий, полученных за рубежом, осуществляется либо в соответствии с международными договорами о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях, либо в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций и научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации». В случае, если иностранные учёные звания не подпадают под условия вышеупомянутых договоров и распоряжения, вопрос о признании иностранных учёных званий решается в индивидуальном порядке (до своей реорганизации в 2018 году этим занималось Министерство образования и науки РФ ).

См. также

Примечания

  1. О порядке присвоения учёных званий (неопр.) . Сайт «Документы Правительства России» (10 декабря 2013). Проверено 1 октября 2017.
  2. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (неопр.) (2012).
  3. Приказ МВД РФ N 1258 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат…" (неопр.) . Российская газета – Фед. вып. № 5687 (14) (2012).
  4. (неопр.) (1992).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Проверено 16 мая 2018.
  6. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
  7. Нормативные документы о звании «Профессор РАН» и о Координационном совете профессоров РАН (рус.) .
  8. Приказ об учреждении почетного звания «Профессор РАО» (неопр.) . Сайт РАО . Проверено 20 февраля 2018.

Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Доцент, профессор, академик, доктор наук. Что это значит?

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ Введение научных степеней в России - Елена Вишленкова

    ✪ РАБОТА В НАУКЕ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Алчность Знаний

    Субтитры

Учёные степени в мире

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Учёные степени в России

История

Присуждение ученых степеней изначально являлось одной из основных привилегий европейских университетов, отличавших их от иных научных и образовательных учреждений. Первой по времени возникновения и главной университетской учёной степенью являлась степень доктора , удостоверяющая высшую квалификацию аттестуемого и дававшая право на чтение лекций в любом университете (право ubique docendi ). К XVIII веку в Европе сложилась развёрнутая система учёных степеней, включавшая начальную и промежуточную степени бакалавра и магистра (присуждалась при окончании определённых ступеней обучения). Сходная иерархия перешла и в Россию с развитием в ней высшего образования по европейским образцам.

В России звания «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.

20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения .

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, степень магистра начала XIX века приблизительно могла соответствовать кандидату наук .

Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса . Первым законодательным актом, вводящим в России учёные степени (1803 г.), устанавливалось соответствие между ними и Табелью о рангах : если на государственную службу поступал кандидат, то он получал чин XII класса (губернский секретарь), магистр - IX (титулярный советник), доктор - VIII (коллежский асессор) .

Принципы и требования к научной аттестации в XIX веке были изложены в законах «Об устройстве училищ» (1803), «Положение о производстве в учёные степени» (1819), «Положения об испытании на учёные степени» (1837 и 1844). В 1864 году появилось «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на учёные степени», сохранившееся в общих чертах неизменным до 1918 года .

До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента , кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора .

Состав и иерархия учёных степеней в XIX веке менялись. Первоначальной, действовавшей в 1803-1884 годы была триада «кандидат» - «магистр» - «доктор». По «Положению о производстве в учёные степени» (1819) триада дополнилась четвёртой (низшей) степенью «действительный студент ».

В настоящее время

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например, кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п. . Рассматривается возможность запрета получения учёной степени по медицинским и ветеринарным наукам лицами, не имеющими профильное образование в магистратуре или специалитете.

Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии (Ph.D.) и многочисленные, приравненные к ней степени. Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой (например, в США и Канаде) учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - габилитированный доктор.

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям (степеням) выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Перечень отраслей наук и учёных степеней

Современные дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах . Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров. Одним из следствий общественной дискуссии можно считать проект «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации», реализуемый Министерством образования и науки РФ .

В этом документе, наряду с положениями о передачи части полномочий ВАКа государственным и частным университетам, предусматривается возможность общественной профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, не связанных с научной и научно-педагогической деятельностью. Предлагается существующий в ряде государств, но официально не утвержденный в России порядок присуждения профессиональных докторских степеней, аналогичных степеням, предусмотренным принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО ). Следует отметить, что эта новая для Минобрнауки РФ модель аттестации практически существует в России с 1998 года .

В феврале 2017 года Минобрнауки предложило разрешить получение учёных степеней по медицинским и ветеринарным отраслям наук только лицам, имеющим квалификацию магистра или специалиста, соответственно, в области медицины и ветеринарии. Начата процедура общественного обсуждения, которая завершится 16 апреля 2017 года .

Надбавка (доплата)

В России предусмотрены, в связи с законодательством , надбавки (доплата) к заработной плате и денежному довольствию при наличии у работника или военнослужащего учёной степени [ ] .

См. также

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (неопр.) . Российская газета (01.10.2013). Проверено 15 ноября 2016.
  2. Hawkins C. F. Write the MD Thesis // How To Do It. - 2-е издание. - London: British Medical Association, 1985. - ISBN 0-7279-0186-9 .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий.

В Россиисистема на данный момент смешанная: частично применяется новая система с выпуском бакалавров (4 года) и магистров (6 лет), частично старая с выпускомдипломированных специалистов(5 лет). Применяется унаследованная отСоветского Союзасистема германского образца, в которой существуют две степени:

    кандидат наук,

    доктор наук.

В настоящее время ученая степень как кандидата, так и доктора наук присуждается диссертационным советом. Однако, если для получения диплома кандидата наук достаточно положительного решения совета, то для получения диплома доктора наук необходимо также наличие положительного заключения экспертного совета соответствующего направленияВысшей аттестационной комиссиейприМинобрнауки России. Лица, которым ученые степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертациюи защитить её на заседании диссертационного совета, созданного привузе,НИИили другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п.

До конца 2013 г. в Российской Федерации присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре в высших учебных заведениях, доцента по специальности и профессора по специальности в научно-исследовательских учреждениях. Учёные звания доцента и профессора по специальности присваивались также лицам, занимающим должности научных сотрудников в высших учебных заведениях (то есть занимающимся в основном научной, а не научно-педагогической деятельностью). Учёное звание доцента присваивают, как правило, кандидатам наук, а учёное звание профессора - как правило, докторам наук.

С декабря 2013 года введены учёные звание профессора и доцента без указания «по кафедре» или «по специальности», ранее существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно с этим усложняется сама процедура получения учёных званий. Так, одним из обязательных условий для присвоения учёного звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее чем трёх лет учёного звания доцента. Ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевших до этого учёного звания вообще.

Учёные звания как по кафедре, так и по специальности присваивались Министерством образования и науки России, исходя из заключения Высшей аттестационной комиссии. Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. До 2006 года в РФ (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Не следует путать учёные звания доцента и профессора (а также старшего научного сотрудника и другие, перечисленные ниже) с должностями в вузах и НИИ, имеющими аналогичные наименования. Как правило, учёное звание присваивается после определённого времени работы на соответствующей должности (при выполнении ряда других необходимых условий), однако звание присваивается пожизненно и сохраняется за его носителем и при смене должности, места работы, после ухода на пенсию. Например, преподаватель, имеющий учёное звание доцента, может занимать должность профессора, профессор по званию может работать деканом или старшим научным сотрудником и т. п.

Наличие учёного звания (как и учёной степени) даёт право на определённую законом надбавку к должностным окладам (ставкам) для служащих ряда силовых федеральных органов и для военнослужащих-контрактников (10 % за звание доцента, 25 % за звание профессора), для сотрудников прокуратуры (5 % и 10 %, соответственно).

Термины «ученая степень» и «ученое звание» связанные с людьми, которые занимаются научной профессиональной деятельностью. Чаще всего это преподаватели в университетах, институтах, техникумах.

Виды ученых степеней

Ученая степень отображает квалификацию ученого в научной сфере. Есть два вида ученой степени:

  1. Кандидат наук.
  2. Доктор наук.

Присвоить ученую степень могут только при наличии диссертационной работы (кандидатской и докторской соответственно), которая должна быть написана во время учебы в аспирантуре или докторантуре. При этом должны быть соблюдены условия, которые подтверждают активную научную деятельность диссертанта и апробацию его работы. К ним относятся публикация научных статей у специальных журналах и принятие участия в научных конференциях, в том числе и зарубежных.

Кроме того присваиванию ученой степени предшествует процесс публичной защиты написанной научной работы на заседании специализированного ученого совета, который создают при высшем учебном заведении. В процессе перехода образования на европейский уровень вводится степень «доктор философии» (Ph.D), которая приравнивается к традиционному «кандидату наук».

Поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию может любой человек с высшим образованием. Но поступить в докторантуру может только уже состоявшийся кандидат наук. При этом совсем не обязательно чтобы специализация кандидатской и докторской диссертации совпадала. Так, первая может быть написана по техническим наукам, а вторая по философским или наоборот. Подтверждением выполнения огромной и кропотливой работы, ее признание осуществляется получением соответствующего диплома.

Наивысшей степенью профессионализма и компетентности принято считать степень доктора наук, но она менее распространена, нежели кандидата наук. Это объясняется повышенными требованиями к подготовке и защиты докторской диссертационной работы. Другими словами написать и защитить кандидатскую работу намного проще, нежели докторскую. Поэтому не все ученые, получив возможность работать в вузе, решаются на написание докторской. Но те, кто решился и удачно справился с этим заданием получают много привилегий. К ним относятся получение высшей должности в учебном заведении, обеспечение местом работы, получение надбавки к заработной плате, возможность возглавлять руководящие должности и участвовать в заседании специализированных кандидатских или докторских диссертационных советах, не говоря уже про статус и уважение, которым окружены доктора наук.

Виды ученых званий

После выполнения некоторых условий, связанных с научной деятельностью, при наличии определенного стажа педагогу присваивается одно из званий:

  1. Доцент.
  2. Профессор.

Звание доцента может получить состоявшийся кандидат наук, который активно занимается научной деятельностью после защиты диссертации, печатает свои научные статьи в специализированных журналах, методичную литературу, берет участие в научных конференциях, а также имеет определенный стаж преподавателя, из которого один на должности доцента. Отсюда видно, что есть некая путаница, так как ученые звания созвучны с некоторыми должностями научных сотрудников, поэтому они будут рассмотрены ниже.

Звание профессора может получить доктор наук, который также как и кандидат занимается повышением своей квалификации, научными трудами, их апробацией, печатанием своих учебных пособий и имеет глубокие познания в определенной области науки. Желательно, чтобы научная работа доктора наук проявлялась и в руководстве аспирантами. Обязательным условием также есть наличие стажа, в том числе и на должности профессора. Подтверждающим документом является аттестат о присвоении соответствующих ученых званий.

Преимущества звания профессора узко перекликаются с преимуществами получения степени доктора.

Виды должностей

Работать преподаватели в высших учебных заведениях могут на таких должностях:

  • Ассистент.
  • Старший преподаватель.
  • Доцент.
  • Профессор.

Ассистентом работают юные ученые, которые не имеют ученой степени, аспиранты, которые занимаются написанием кандидатской диссертации, или соискатели после ее защиты.

Должность старшого преподавателя может занимать кандидат наук без стажа работы и научных достижений. После выполнения этих условий кандидат наук имеет право занимать должность доцента, не имея еще этого звания! И только проработав на должности доцента определенный срок, написав необходимое количество научных трудов в это время, кандидат наук получает звание доцента.

В таком случае доцент работает на такой же должности. В это же время он имеет право занимать и должность профессора, владеет определенным научным стажем и заслугами в научных разработках. Доктор наук всегда занимает должность профессора, даже если еще не получил такое звание.

Из приведенной информации следует, что рассматриваемые понятия плотно связаны друг с другом и получение последнего напрямую зависит от диплома , подтверждающего ученую степень. Но отличия между ними все-таки есть: необходимым обстоятельством присваивания ученой степени является диссертационная работа, а звания – присваивание ученой степени. То есть чтобы получить ученое звание тоже необходимо написать и защитить диссертацию.

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»