Чем дредноут отличается от линкора. Дредноут (класс кораблей). Примеры употребления слова дредноут в литературе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Появившееся в начале XX века .

Корабли

  • «Дредноут » - английский военный корабль. Спущен на воду в 1573 году.
  • «Дредноут » - английский фрегат (первоначальное название - «Торрингтон»). Спущен на воду в 1654 году.
  • «Дредноут » - английский военный корабль. Спущен на воду в 1691 году.
  • «Дредноут » - британский военный корабль. Спущен на воду в 1742 году.
  • «Дредноут » - британский военный корабль, позже - госпитальное судно. Спущен на воду в 1801 году.
  • «Дредноут » - британский броненосец (первоначальное название - «Фьюри»). Спущен на воду в 1875 году.
  • «Дредноут » - британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником названного в его честь класса кораблей. Спущен на воду в 1906 году.
  • «Дредноут » - первая британская атомная подводная лодка.
  • Дредноут (класс кораблей) - класс кораблей, родоначальником которого стал HMS Dreadnought (1906) .

Прочее

  • «Дредноут » - пассажирский самолёт русского конструктора Н. С. Воеводского , построенный фирмой Вестлэнд (Великобритания) в 1924 году.
  • «Дредноут » - комедийный фильм с боевыми искусствами .
  • «Дредноуты » - спектакль/видеоверсия Евгения Гришковца .
  • «Дредноут » - грубошёрстная ткань типа бобрика, пальто из такой ткани.
  • «Дредноут » - вид гитары.
  • The Dreadnoughts - канадская кельтик-панк -группа
  • Dreadnoughtus schrani - вид динозавров.
__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Дредноут"

Отрывок, характеризующий Дредноут

Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.

К началу XIX века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории. В течение следующего столетия промышленная революция полностью преобразовала флот. От дерева, парусины и примитивных орудий в броню, скорость и огневую мощь. В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».

Что такое «Дредноут»?

Появление в 1906 году английского линкора «Дредноут» изменило расклад сил на море. Одно это судно превосходило по мощности целую эскадру так называемых «додредноутов» (например, броненосцев). На нём было установлено десять 305-мм пушек для централизованного огня, а также несколько 76-мм противоминных пушек. Но крупнокалиберное оружие было основным. Инновационны здесь две вещи: основное оружие только крупного калибра (принцип «all big guns» закрепился окончательно), огонь вёлся централизованно. На предшествовавших «Дредноуту» кораблях было множество орудий разного калибра и каждое орудие вело огонь самостоятельно.

Родоначальник класса линкоров. (wikipedia.org)

Столь же эпохальным, как и его вооружение, было также использование на столь крупном корабле паротурбинной силовой установки, что впервые в истории позволило «Дредноуту» идти полным ходом в течение многих часов подряд. Для кораблей с паровыми машинами пределом считались 8 часов постоянного полного хода, и при этом их машинное отделение «превращалось в болото» из-за распыляемой для охлаждения воды и было наполнено невыносимым шумом — у паротурбоходов же даже на полном ходу «все машинное отделение было настолько чистым и сухим, как будто корабль стоял на якоре, и не слышно было даже слабого жужжания».

Каждый «Дредноут» стоил примерно вдвое больше, чем эскадренный броненосец предшествовавшего ему типа, но при этом имел над ним принципиальное превосходство по тактическим качествам — скорости, защите, эффективности стрельбы и способности к концентрации огня артиллерии. В России эти новые корабли назвали «линкорами», так как единственно эффективным строем эскадры при ведении залпового огня был строй линии. Старые эскадренные броненосцы также были включены в этот класс, однако после появления «Дредноута» в любом случае могли считаться не более, чем второсортными кораблями.


«Орион» в 1921 или 1922 году. (wikipedia.org)

Между тем уже через пять лет и «Дредноут», и его многочисленные последователи оказались устаревшими — им на смену пришли «сверхдредноуты» с их 13,5″ (343 мм) артиллерией главного калибра, впоследствии увеличенной до 15″ (381 мм) и даже 16″ (406 мм). Первыми сверхдредноутами принято считать британские линкоры типа «Орион», также имевшие усиленное бронирование борта. За пять лет между «Дредноутом» и «Орионом» водоизмещение увеличилось на 25%, а вес бортового залпа удвоился.


Линкор «Айрон Дюк». (wikipedia.org)

Гонка вооружений

Столь привычное словосочетание в разрезе отношений между США и Россией можно также и отнести к тому, что происходило во флотах Германии и Англии в начале XX века. На появление «Дредноута» необходимо было ответить. Вслед за Англией спешно приступила к строительству дредноутов Германия. До этого английский флот по количеству линейных кораблей вдвое превосходил германский (39 против 19).


Линкор «Нассау». (wikipedia.org)

Теперь же Германия могла соперничать с Англией в темпах строительства флота почти на равных условиях. После принятия в 1900 г. Германией «Закона о флоте» Англия, придерживавшаяся ранее правила «иметь численность флота, равную сумме флотов двух следующих за ней морских держав», и крайне обеспокоенная ростом германского флота, сделала ряд попыток заключить с Германией соглашение, которое предусматривало бы соотношение английского и германского линейных флотов в пределах 3:2. Переговоры между Англией и Германией по поводу ослабления гонки морских вооружений, тянувшиеся несколько лет, закончились безрезультатно. Тогда Англия объявила, что на закладку каждого нового германского линкора она будет отвечать закладкой двух дредноутов. К началу первой мировой войны соотношение английских и немецких дредноутов, а также линейных крейсеров, вступивших в строй и находившихся в постройке, составляло 42:26, то есть было близко к тому, которого добивалась Англия в процессе переговоров.


Линкор «Рейнланд» типа «Нассау». (wikipedia.org)

Строительство дредноутного флота Германия начала с создания серии линкоров типа «Нассау», состоявшей из четырех кораблей. Они были спущены на воду в 1908 г. Следующие серии линейных кораблей типа «Гельголанд», «Кайзер» и «Кёниг» также включали четыре-пять единиц (1909−1912).


Линкор «Вестфален». (wikipedia.org)

Первая серия германских линкоров была вооружена традиционной 280-мм артиллерией глав­ного калибра и скорострельными пушками калибром 150 мм, которые сохранились и на германских линкорах последующих серий. На них калибр главной артиллерии был доведен до 305 мм. Скорострельность орудий главного калибра дос­тигала 1,2−1,5 выстрела в минуту. Сохранение 280-мм калибра на первых четырех дредноутах типа «Нассау» объяснялось, с одной стороны, хорошими баллистическими свойствами этих германских пушек с длиной ствола 40 и 45 калибров, а с другой — характерной для Северного моря малой дальностью видимости, не позволявшей вести бой на большой дистанции.


Линкор «Байерн». (wikipedia.org)

Английские линейные корабли были вооружены орудиями более крупного калибра (305−343 против 280−305-мм), но уступали германским в бронировании. Короткие и широкие германские дредноуты выигрывали в массе бортовой брони, что позволяло делать на них броневой пояс выше и толще.


«Императрица Мария» в годы Первой мировой. (wikipedia.org)

Различия между германскими и английскими типами линейных кораблей объяснялись целями их боевого применения. Германское военно-морское командование предполагало, что более сильный английский флот будет атаковать немецкие дредноуты непосредственно у берегов Германии. Поэтому такие важнейшие тактико-технические характеристики, как дальность плавания и скорость, считались в какой-то степени второстепенными, а бронированию уделяли первостепенное значение. В английском же флоте, стремившемся навязать противнику место, время и дистанцию боя, наоборот, придавали большее значение дальности плавания, скорости и калибру главной артиллерии.


Линкор «Полтава» в годы Первой мировой. (wikipedia.org)

Соперничество между Англией и Германией в гонке морских вооружений создавало благоприятные условия для политических авантюр стран, экономически менее развитых. Создав эскадру из дредноутов и линейных крейсеров, они могли рассчитывать на упрочение своего положения на мировой арене, присоединяя свою эскадру к той или иной из противоборствующих сторон. Этой политики в какой-то мере придерживалась и царская Россия, построившая четыре дредноута и заложившая такое же количество линейных крейсеров дредноутного типа.


BB-35 «Техас». (wikipedia.org)

Флоты других государств, участвовавших в первой мировой войне, по количеству дредноутов во много раз уступали Англии и Германии. Страны, строившие дредноуты, в той или иной степени повторяли особенности германских или английских линкоров в зависимости от тактических соображений по их предполагаемому боевому использованию. Исключение, в некотором смысле, линейные корабли типа «Техас» военно-морского флота США. Они имели как мощное бронирование, так и крупный калибр главной артиллерии (356-мм).

Зимой 1906 года был спущен на воду линейный корабль «Дредноут», имя которого стало не только нарицательным, но и явилось олицетворением мощи флотов первой половины ХХ века.

"Дредноут"

"Дредноут» - английский линейный корабль, имя которого стало нарицательным. Принципиально новым стало размещение артиллерии главного калибра в пяти двухорудийных башнях, трех в диаметральной плоскости и двух бортовых. Сразу после появления «Дредноута» все броненосцы со стандартным по тому времени вооружением из четырех орудий главного калибра моментально устарели. Второй особенностью «Дредноута» стал отказ от среднего калибра - на тот момент 152-мм орудий, которые до этого устанавливались в башнях или казематах. Для отражения атак миноносцев корабль нес двадцать четыре 76 мм орудия. На момент начала Первой мировой войны флоты ведущих стран мира обладали куда более мощными линейными кораблями, нежели их английский предшественник. Единственную свою победу «Дредноут» одержал не над закованным в броню линкором, а над немецкой подводной лодкой U-29, которая 19 марта 1916 года попала под таранный удар гиганта. Примечательно, что подлодкой командовал капитан Веддиген, потопивший осенью 1914 года в течении двух часов один за другим три английских крейсера. В 1921 году «Дредноут» был исключен из состава флота и спустя два года разрезан на металл.

«Карманный линкор»

Если попытаться обозначить самый маленький по водоизмещению линейный корабль, то с определенными оговорками им может быть назван карманный линкор "Адмирал граф Шпее" и два однотипных с ним корабля. «Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее» был построен в рамках ограничений Версальско-Вашингтонской системы. И хотя в Германии (впрочем, как и в других странах мира) превысили допустимый тоннаж на 11 %, корабль получился весьма скромного водоизмещения, но с мощным, как потом на беду англичан оказалось, вооружением. Поскольку было не вполне понятно, к какому классу эти три немецких корабля отнести - броненосным крейсерам или линкорам (броненосцам в немецкой классификации), в Англии возник термин "Pocket battleship" – "карманный линкор". В 1939 году жертвами «Адмирала Шпее» в Атлантике стали одиннадцать торговых судов. 13 декабря 1939 года «карманный линкор» вступил в бой с тремя английскими крейсерами. В ходе напряженного боя обе стороны получили серьезные повреждения. Невозможность быстро исправить повреждения и опасность подхода других английских кораблей вынудила командира «Адмирала Шпее» после консультации с Берлином уничтожить корабль. 17 декабря 1939 года «Адмирал Шпее» был взорван на рейде Монтевидео. По иронии судьбы, за 25 лет до этого так же в Юго-Западной части Атлантики (район Фолклендских островов) погибла немецкая эскадра вице-адмирала Шпее, имя которого и носил «карманный линкор».

В России незадолго до Первой мировой войны началось строительство линейных кораблей типа «Полтава». Каждый из них нес по три 305 мм орудия в четырех башнях. По опыту Русско-японской войны был усилен противоминный калибр, состоявший из шестнадцати 120 мм орудий. И если в Первой мировой войне корабли на Балтике себя не проявили, то в в дальнейшем активно участвовали в Великой Отечественной войне. Линейный корабль "Марат" (до 1921 года «Петропавловск») использовался при обороне Кронштадта. В сентябре 1941 года «Марат» был серьезно поврежден во время немецкого авианалета, когда немецкая тонная бомба оторвала всю носовую часть до второй башни. Корабль сел на грунт, а затем использовался как неподвижная огневая батарея. В 1943 году линкору было возвращено его первоначальное имя. А в 1950 году линкор был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и вновь переименован в «Волхов», но спустя уже три года исключен из состава флота и сдан на слом.

«Парижская Коммуна»

Однотипным с "Маратом" советским линкором был линейный корабль «Парижская Коммуна» («Севастополь» до 1921 года), действовавший в годы Великой Отечественной войны на Черном море. За время войны линкор совершил 15 боевых походов, произвел 10 стрельб по позициям противника. В то же время сам корабль отразил 20 вражеских авианалетов, уничтожив три немецких самолета. 31 мая 1943 года линкору было возвращено имя «Севастополь». 8 июля 1945 года линейный корабль был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенный период «Севастополь» использовался как учебный корабль, а в 1956 году был исключен из состава ВМФ и разобран на металл.

Линкор «Ямато»

Самыми крупными из числа построенных в мире линейных кораблей стали два японских линкора типа "Ямато". «Ямато» и однотипный с ним «Мусаси» несли по девять 460 мм орудий. Водоизмещение достигало рекордных для линкора 72 тыс. тонн. Однако боевая биография гиганта оказалось намного скромнее. Линкор стал активно использоваться только с 1944 года, когда японское командование, потеряв значительную часть авианосцев, пыталось активизировать действия крупных артиллерийских кораблей. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 года «Ямато» в составе ударного соединения адмирала Куриты прорвался к группе американских эскортных авианосцев и только нерешительность японского адмирала, который в критический для американцев момент вывел свое соединение из боя, спасла американский флот от более значительных потерь. В апреле 1945 года «Ямато» был включен в группу японских кораблей, которая должна была нанести удар по американским силам у Окинавы. Самоубийственный поход японского соединения (кроме «Ямато» - легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев) завершился катастрофой, когда 7 апреля 1945 года японские корабли, шедшие без воздушного прикрытия, были атакованы американской авиацией. Получив повреждения 10 торпедами и 13 бомбами японский линкор затонул с большей частью экипажа. Вместе с линкором погибли 3061 человек; спаслись только 269 . Потери американцев составили 10 самолётов. Еще во время войны в Японии сложилась мрачная поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато».

Линкор «Ришелье»

Иногда линкоры французские типа «Ришелье» (две единицы) оцениваются как самые совершенные в истории кораблестроения. При относительно небольшом водоизмещении корабли имели хорошую броневую защиту и мощную артиллерию. Особенностью стало размещение артиллерии главного калибра в двух башнях в носовой части корабля по четыре орудия в каждой. Судьба линкора, впрочем как и большей части французского флота во Второй мировой войне, оказалась непростой. В Дакаре линкор подвергся нападению английской авиации, выдержал артиллерийскую дуэль с английскими линкорами и после ряда перипетий экипаж линкора перешел на сторону союзников. «Решилье» был направлен на ремонт в США и затем включен в состав британского флота, а после завершения войны возвращен Франции.

Линкор «Аризона»

С именем этого линкора связана одна из самых главных трагедий японского авиаудара по Перл-Харбору. Во время авианалета линкор получил четыре прямых попадания авиабомб. В результате детонации боезапаса в носовых погребах «Аризона» раскололась на две части и затонула в течение нескольких минут. Из примерно 1350 человек, находившихся на борту, 1177 человек погибли. В память о погибшем почти со всем экипажем линкоре в 1962 году над местом гибели «Аризоны» был сооружен специальный мемориал.

Линейный корабль «Дредноут»

В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления огнем. Имевшиеся в составе флотов броненосцы с их многочисленной, но разнокалиберной артиллерией уже не отвечали требованиям военных. Идеи о постройке более крупного по сравнению с обычными броненосцами линейного корабля, вооруженного многочисленными орудиями главного калибра, высказывалась разными людьми в Италии, США, Великобритании. Именно там Ройял Нэви приступил к практической реализации идеи, одним из основных сторонников которой стал Первый морской лорд-адмирал Джон Фишер. Он занял этот пост в октябре 1904 г., а уже в декабре началась работа по созданию проекта принципиально нового линкора. Специально созданная комиссия рассмотрела немало проектов и предложений, и в конечном итоге военным и кораблестроителям удалось найти весьма удачные компромиссы между многими противоречивыми требованиями.

Проект, работа над которым в основном завершилась весной 1905 г., оказался не только сбалансированным, но и очень необычным. В нем учитывались все самые современные на тот момент достижения науки и техники. Так, вместо привычных паровых машин тройного расширения предусматривалась установка турбин Парсонса, ранее никогда не устанавливавшихся на крупных кораблях. Необычным признавался и отказ от артиллерии среднего калибра, а отсутствие тарана казалось чем-то небывалым.

Корабль должен был иметь следующие характеристики: водоизмещение нормальное – 18 410 т, полное – 21 060 т, наибольшая длина – 160,6 м, ширина – 25 м, осадка нормальная – 8,1 м. 18 котлов «Бабкок и Уилкокс» снабжали паром революционные главные механизмы – четыре турбины общей мощностью 23 000 л.с. Корабль развивал скорость 21 узел; дальность плавания экономическим ходом составляла 4340 миль. Бронирование было достаточно мощным: наибольшая толщина бортовой защиты составляла 279 мм, палубы имели толщину до 76 мм, броня башен – 305 мм, рубки – 279 мм. Вооружение для своего времени оказалось чрезвычайно мощным – десять 305 мм орудий размещались в пяти башнях, при этом в бортовом залпе могли участвовать восемь из них. В качестве противоминной артиллерии использовались 76 мм (12 фунтовые) пушки, которых имелось 27, их также дополняли пять пулеметов. Предусматривалось и торпедное вооружение – пять 18 дюймовых торпедных аппаратов. Экипаж – 685 человек (в 1916 г. – свыше 800).

Официальной датой закладки нового корабля, получившего название «Дредноут» (HMS «Dreadnought»), состоялась на Королевской верфи в Портсмуте 2 октября 1905 г., однако к этому времени работы, начавшиеся еще весной, уже шли полным ходом. Корабль торжественно спустили на воду 10 февраля 1906 г., на церемонии присутствовали не только многочисленные военные моряки, члены Парламента и министры, но и сам король Эдуард VII. Именно монарх разбил бутылку шампанского о борт линкора.

«Дредноут»

Надо сказать, что срок в четыре месяца, прошедший между двумя вышеприведенными датами породил сразу две легенды. Одна из них связана с созданием проекта «Дредноута»: многие историки всерьез утверждали, что его разработали под влиянием результатов Цусимского сражения, состоявшегося в мае 1905 г., что явно не соответствует действительности. Вторая превозносит невероятную мощь и высочайшую организованность британского кораблестроения. Ведь построить за четыре месяца огромный корпус представлялось просто невероятным! Хотя реальные сроки сильно отличались от «легендарных», тем не менее надо признать, что корабелы Портсмута и все субподрядчики сработали отменно и добились выдающихся результатов. На испытания корабль вышел уже в октябре 1906 г., а в декабре завершили все доделки и доработки.

В начале января 1907 г. «Дредноут» вышел в испытательный поход. Обогнув Пиренейский полуостров и пройдя Гибралтарский пролив, корабль совершил плавание по Средиземному морю, затем направился через Атлантику – к берегам Тринидада. Переход через Атлантику протяженностью 3430 миль осуществлялся со средней скоростью 17 узлов – небывалый доселе результат. Такая же скорость поддерживалась и на пути в Англию. Несмотря на отдельные неисправности, простительные для нового корабля, британская пресса охарактеризовала результаты средиземноморско-трансатлантического вояжа как «…несомненный успех». Прекрасно показали себя турбины Парсонса.

После возвращения новейшего линкора из атлантического плавания началась рутинная повседневная служба. В 1907 г. он стал флагманским кораблем Хоум Флита («Домашнего» флота) и остался флагманом после того, как в1909 г. в Британии произошли штатно-организационные преобразования, был создан Флот Метрополии. Лишь в марте 1911 г. его на этом посту сменил «Нептюн». Из событий, происшедших до начала Первой мировой войны, можно выделить участие в коронационном ревю короля Георга V в июне 1911 г. и поход в Средиземное море в сентябре – декабре 1913 г.

К началу Первой мировой войны в составе ВМС Великобритании числилось немало куда более мощных кораблей, появились супердредноуты, в постройке находились даже сверхдредноуты. Однако сам «Дредноут» отнюдь не утратил значения и вошел в состав Гранд Флита. Однако за всю войну ему ни разу не довелось стрелять по врагу из орудий главного калибра: во время великого Ютландского сражения он находился в ремонте. С июня 1916 г. по март 1918 г. корабль в качестве флагмана состоял в эскадре, укомплектованной преддредноутами и предназначенной для защиты побережья Англии от набегов германских надводных кораблей. В марте 1918 г. его вернули в состав Гранд Флита, где он и числился вплоть до перемирия, вступившего в силу 11 ноября.

Однако на счету «Дредноута» числится потопленный вражеский корабль. По странному стечению обстоятельств линкор, предназначенный для уничтожения врага артиллерийским огнем и не имевший тарана, одержал победу с помощью как раз таранного удара. Это произошло 18 марта 1915 г., когда после выхода в море для отработки учебной задачи 4 я эскадра линейных кораблей возвращалась в базу. Вскоре после полудня наблюдатель с «Дредноута» заметил перископ подводной лодки. Корабль немедленно изменил курс, увеличил скорость и пошел прямо на лодку. Когда расстояние сократилось примерно до 3 кабельтовых, британцы открыли огонь из противоминной артиллерии, но, по-видимому, снаряды подводную цель не поразили. Судя по тому, что субмарина продолжала двигаться прежним курсом, она намеревалась атаковать другой линкор и приближавшуюся угрозу не замечала. В 12: 35 форштевень «Дредноута» ударил в кормовую часть правого борта подводной лодки, ее форштевень поднялся над водой, и англичане смогли разглядеть ее номер. На дно со всем экипажем отправилась новенькая U-29, которой командовал Отто Веддиген. Этот офицер в 1914 г. на другой лодке, U-9, отправил на дно сперва броненосные крейсера «Хог», «Кресси» и «Абукир», а затем – бронепалубный крейсер первого ранга «Хоук». И вот его выдающаяся карьера завершилась…

В конце войны на «Дредноуте» собирались установить платформы для гидросамолетов, но к моменту заключения перемирия выполнить работы не успели. Уже в конце 1918 г. корабль решили перевести в резерв, и в следующем году он был выведен из боевого состава флота. В марте 1920 г. его выставили на продажу, и в мае 1921 г. корабль за 44 000 фунтов стерлингов был продан. Его разборка началась в январе 1923 г.

Стоит еще раз сказать, что вступление «Дредноута» в строй явилось, без преувеличения, эпохальным событием. Новые тактические взгляды на применение больших артиллерийских кораблей и примененные при постройке многочисленные технические новшества обусловили его подавляющее качественное преимущество над любым предшественником. Недаром с 1906 г. в обиходе появилось понятие «дредноут». Даже в нынешнее время в фантастической литературе так именуют особо сильные и большие боевые звездолеты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Виктори» «Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем

Из книги автора

Четырехдечный линейный корабль «Сантиссима Тринидад» Вступив в начале 1762 г. в Семилетнюю войну в качестве союзника Франции и, соответственно, противника Британии, Испания вскоре оказалась в тяжелом положении. Никаких военных успехов испанцам добиться не удалось,

Из книги автора

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Линейный корабль «Миссури» В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

Дредноут были частью гонки вооружений среди великих держав мира накануне Первой мировой. Подобные линкоры стремились создать ведущие морские государства. Первой среди всех была Великобритания, которая всегда славилась своим флотом. Не осталась без дредноутов и Российская империя, которая, несмотря на внутренние трудности, сумела построить четыре собственных корабля.

Что представляли собой корабли класса дредноут, какова их роль в мировых войнах, что случилось с ними впоследствии, станет известно из статьи.

Классификация

Если изучить источники, касающиеся рассматриваемого нами вопроса, то можно сделать интересный вывод. Оказывается, существует два вида дредноутов:

  1. Морской корабль «Дредноут», который дал название целому классу линкоров.
  2. Космический крейсер, который упоминается во франшизе «Звездные войны».

Класс дредноут

Корабли подобного класса появились в начале двадцатого века. Их характерной особенностью являлось однородное артиллерийское вооружение исключительно крупного калибра (305 миллиметров). Свое название артиллерийские военные суда получили по имени первого представителя этого класса. Им стал корабль «Дредноут». Название с английского переводится как «бесстрашный». Именно с этим наименованием ассоциируются первой четверти двадцатого века.

Первый из «неустрашимых»

Революцию в военно-морском деле совершил корабль «Дредноут». Этот британский линкор стал родоначальником нового класса

Строительство линкора было настолько значимым событием в мировом кораблестроении, что после его появления в 1906 году морские державы начали воплощать подобные проекты у себя. Чем же прославился «Дредноут»? Корабль, фото которого представлено в статье, был создан за десять лет до Первой мировой. А к её началу были созданы «сверхдредноуты». Поэтому в таких крупных сражениях, как Ютландское, линкор даже не принял участия.

Однако боевое достижение у него все же было. Корабль протаранил немецкую подводную лодку, которая находилась под командованием Отто Веддигена. В начале войны этот подводник сумел потопить за один день три британских крейсера.

По завершении войны корабль «Дредноут» был списан и разрезан на металл.

Космический корабль

В вымышленном мире «Звездных войн» также существует «Дредноут». Космический корабль был разработан во времена Старой Республики корпорацией «Звездолеты Рендили». Крейсер подобного типа был медленным и плохо защищенным броней. Однако подобные машины долгое время служили многим организациям и правительствам.

Оружейная система космического корабля состояла из следующих орудий:

  • двадцати счетверенных лазерных, располагавшихся впереди, слева и справа;
  • десяти лазерных, располагавшихся слева и справа;
  • десяти батарей, располагавшихся впереди и на корме.

Для оптимальной работы крейсер нуждался в персонале численностью не менее шестнадцати тысяч человек. Они занимали все пространство космического корабля. Во времена Галактической империи суда подобного типа использовали в качестве патруля дальних систем Империи, а также как эскорт для грузовых кораблей.

Альянс Повстанцев по-другому подошел к применению подобных крейсеров. После переоборудования их называли штурмовыми фрегатами, которые имели большее количество орудий, были более маневренными и требовали наличия команды, состоящей всего из пяти тысяч человек. Подобное переоборудование требовало значительного количества средств и времени, поэтому штурмовых фрегатов было не много. Далее следует вернуться в реальный мир.

«Дредноутная лихорадка»

Постройка в Англии нового линейного корабля была связана с начавшейся гонкой вооружений перед Первой мировой, поэтому ведущие страны мира также приступили к проектированию и созданию аналогичных боевых единиц. Тем более что существующие на то время эскадренные броненосцы потеряли свое значение в бою, в котором присутствовал линейный корабль «Дредноут».

Началось соперничество между морскими державами в постройке подобных кораблей, которое получило название «дредноутная лихорадка». Первенство в ней держали Англия и Германия. Великобритания всегда стремилась лидировать на воде, поэтому она создавала в два раза больше кораблей, чем Германия стремилась догнать главного соперника и начала увеличивать свой флот. Это привело к тому, что все европейские морские государства были вынуждены приступить к постройке линкоров. Для них было важно сохранить свое влияние на мировой арене.

В особом положении находились Соединенные Штаты. Государство не имело явно выраженной угрозы со стороны других держав, поэтому обладало запасом времени и могло использовать опыт по проектированию дредноутов по максимуму.

Проектирование дредноутов имело свои трудности. Главной из них было размещение артиллерийских башен основного калибра. Каждое государство решало этот вопрос по-своему.

«Дредноутная лихорадка» привела к тому, что к началу Первой мировой английский флот имел сорок два линкора, а германский - двадцать шесть. При этом корабли Англии обладали орудиями более крупного калибра, но были не такими бронированными, как дредноуты Германии. Другие страны значительно уступали своим главным конкурентам по количеству судов подобного типа.

Дредноуты в России

Для сохранения своего положения на море к строительству линкоров типа дредноут (класс кораблей) приступила и Россия. Учитывая обстановку внутри страны, империя напрягла последние силы и смогла создать всего четыре линкора.

ЛК Российской империи:

  • «Севастополь».
  • «Грангут».
  • «Петропавловск».
  • «Полтава».

Первым среди однотипных по компоновке кораблей, спущенным на воду, был «Севастополь». Его историю следует рассмотреть подробнее.

Корабль «Севастополь»

Для Черноморского флота линкор «Севастополь» был заложен в 1909 году, то есть на несколько лет позже своего британского прототипа - известного судна «Дредноут». Корабль «Севастополь» создавался на Балтийском заводе на протяжении двух лет. В строй он смог вступить еще позже - только к зиме 1914 года.

Российский линкор принимал активное участие в Первой мировой, базируясь в Гельсинфорсе (Финляндия). После подписания Брестского мира его перевели в Кронштадт. В Гражданскую войну его применяли при обороне Петрограда.

В 1921 году экипаж корабля поддержал кронштадтский мятеж, ведя огонь по приверженцам советской власти. После подавления мятежа экипаж был практически полностью заменен.

В межвоенный период линкор переименовали в «Парижскую коммуну» и переправили на Черное море, где сделали его флагманом Черноморского флота.

Во время Второй мировой дредноут участвовал в обороне Севастополя 1941 года. Спустя год артиллеристы заметили изменение в стволах орудий, что свидетельствовало об износе «Парижской коммуны». До освобождения территории простоял в Поти, где его и отремонтировали. В 1943 году ему вернули первоначальное название, а спустя год «Севастополь» вошел на рейд Крыма, освобожденного к тому времени.

После войны корабль стали использовать в учебных целях, пока в конце пятидесятых годов двадцатого века его не разобрали на металлолом.

Появление сверхдредноутов

Спустя пять лет после своего создания корабль типа дредноута и его последователи стали устаревать. На смену им пришли так называемые сверхдредноуты, которые имели калибром в 343 миллиметра. Позднее этот параметр вырос до 381 мм, а после достигал 406 миллиметров. Первым в своем роде считается британский корабль «Орион». Помимо того, что он имел усиленное бронирование бортов, линкор отличался от предшественника в общей сложности на двадцать пять процентов.

Последний в мире дредноут

Последним среди дредноутов считается линкор «Вэнгард», созданный в Великобритании после Второй мировой, в 1946 году. Проектировать его начали с 1939 года, но, несмотря на спешность, ввести в строй до окончания войны так и не успели. После завершения основных боевых действий достройка линкора и вовсе затормозилась.

Помимо того, что «Вэнгард» считается последним из дредноутов, он также является самым крупным из линкоров Великобритании.

В послевоенные годы корабль использовался в качестве яхты королевской семьи. На нем совершались путешествия по Средиземноморью и в ЮАР. Также его использовали как учебный корабль. Он служил до конца пятидесятых годов двадцатого века, пока его не вывели в резерв. В 1960 году линкор сняли с вооружения и продали на лом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»