Часовые любви: жизнь и смерть фигуристки Людмилы Белоусовой. Фигуристы-беглецы. Почему звездная пара Протопопов-Белоусова бросила Родину Встретились, чтобы больше не расставаться

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В июне 1979-го был подписан стандартный контракт о европейских гастролях Ленинградского балета на льду. Казалось бы, рядовое событие даже для СССР – выезды за границу людей искусства всегда поощрялись, ведь только так можно было продемонстрировать, что «и в области балета мы впереди планеты всей». Двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов должны были стать, как принято сейчас говорить, хедлайнерами шоу, но, как оказалось впоследствии, у звёздной пары были свои планы. 24 июня того же года состоялось их выступление в Москве. Последнее выступление в сезоне – дальше начиналась подготовка к европейскому турне. Никто из зрителей не догадывался, что это выступление станет последним для пары на родной земле на долгие 30 лет. А сами спортсмены не вернутся в СССР, в очередной раз бросив вызов себе и всей системе.

И вечный бой…

Белоусова и Протопопов – легенды фигурного катания. Но не менее легендарной остаётся и их привязанность друг к другу, не ослабевающая со временем. И если кто-то не верит в любовь на все времена, просто посмотрите на эту пару. Кажется, что они были созданы друг для друга. И не встреться они на рядовом семинаре для спортсменов в 1954-м, они пересеклись бы в другое время и в ином месте. Но не состояться их встреча просто не могла бы.

Первую преграду им предстояло преодолеть уже на самом старте. И Белоусова, и Протопопов начали заниматься фигурным катанием не просто поздно – беспримерно поздно. Юлия Липницкая в 15 лет стала олимпийской чемпионкой в команде, а Людмила и Олег до этого возраста ни разу не надевали фигурные коньки. В нынешнее время, реши кто-то в таком возрасте начать серьёзную карьеру в фигурном катании, на него посмотрят как на умалишённого, а ни один серьёзный тренер не станет тратить время на столь бесперспективное дело.

Художники на льду

Им пришлось учиться в рекордно короткие сроки. Технический арсенал оставлял желать лучшего, и даже на советской арене им не удавалось стать лучшими, про мировую и говорить нечего. На своих первых международных турнирах, которыми стали чемпионаты мира и Европы 1958 года (серии Гран-при тогда не существовало), они не сумели обойтись без падений. Спустя два года они поехали на свою первую Олимпиаду в Скво-Вэлли, где заняли девятое место. На этом бы и остановиться – пара и так добилась того, что казалось практически нереальным, да и возраст партнёра приближался к 30. Остановиться? Как бы не так!

Они смогли догнать и перегнать соперников в технике. А в артистизме, выразительности и «компонентах программы» им не было равных уже тогда. Та сила любви, которая была у пары, просто не могла не отразиться на стиле катания – их по праву называли художниками на льду. С девятой попытки они выигрывают чемпионат Союза, забираются на пьедестал европейского первенства. И как итог – победа на Играх в Инсбруке-1964. А затем вновь совершают крутой вираж (как часто, говоря о Белоусовой и Протопопове, применяешь этот оборот) – вскоре дуэт отказывается от сотрудничества с тренерами и решает готовить программы самостоятельно.

Сами себе тренеры и хореографы, они добыли второе золото на Олимпиаде и установили рекорд, когда на ЧМ-1968 все судьи единодушно выставили им 6,0 за артистизм.

«Старикам здесь не место»

Логически рассказ должен был продолжиться примерно так: «Но всему приходит конец, подошла к нему и карьера наших чемпионов». Но Белоусова и Протопопов не остались бы в истории, если б спокойно подчинялась логике. Они решили продолжить карьеру, но спортивные чиновники с этим не согласились. Паре стали мягко намекать баллами, что пора бы дать дорогу молодым, потом намёки становились всё жёстче. Когда на национальном чемпионате 1970 года дуэт впервые за долгое время остался без наград, а как следствие – без главных турниров, Протопопов не выдержал и сказал, что их пару целенаправленно задвигают, потому что в фигурном катании стал делаться акцент на силовое катание, а об искусстве на льду забыли.

Олег был прав и неправ. Неправ в том, что тогда они могли бы бороться с Родниной и Улановым на равных и в том, что искусство не ценилось. Фигурное катание всегда развивается по спирали. И в наше время болельщики спорят, что лучше – артистизм Волосожар/Транькова или суперсложность элементов Дюамель/Редфорда . А прав в том, что уж за медали союзного первенства они были готовы сражаться, даже когда им уже под 40.


Non, je ne regrette rien…

Обида от того, что их «ушли» из спорта, дала выход через несколько лет – когда в сентябре 1979-го, выступая на гастролях ледового балета в Швейцарии, Белоусова и Протопопов стали невозвращенцами. По этому поводу хорошо выразился скульптор Эрнст Неизвестный , сравнив побег с тем, как если б о политическом убежище попросили бы «Рабочий и колхозница». Впоследствии оба не раз говорили, что бежали не за деньгами, а за возможностью развиваться и оставаться в спорте. Спорт был для них государством, а лёд – его столицей. И когда выгоняют из «страны» своих сердец, зачем остаться в стране своих паспортов? Они и не остались.

В СССР их всеми силами пытались забыть. Моментально лишили звания заслуженных мастеров спорта, их имена вымарывались из списка советских олимпийских чемпионов и протоколов уже состоявшихся соревнований. На турнирах по фигурному катанию действующим спортсменам было запрещено общаться с «предателями». Тем, кто рискнёт нарушить предписание, дома грозил серьёзный нагоняй.

Но и у дуэта дела в Швейцарии обстояли далеко не так радужно. Они побыли центральными фигурами новостей какое-то время, но дальше о Белоусовой и Протопопове начали забывать. Гражданство им быстро не дали, а это значит, что они вновь стали «невыездными» - но уже в Европе. И всё же это была свобода. Свобода творить, не оглядываясь ни на кого, свобода делать программы, как раньше – только для двоих. И ещё для зрителей небольшой альпийской страны, которая всё же стала для них новой родиной. Уже рухнул Союз, можно было возвращаться, а швейцарского гражданства у пары так и не было. Но они остались. «Мы окончательно порвали с прошлым, и ни о чём не жалеем», - говорили они. Гражданами Швейцарии они стали только в 1995-м и сразу удивили всех в который уже раз – пара решила поучаствовать в Играх в Нагано-98! Если бы это случилось, состоялся бы рекорд на все времена, но швейцарская федерация фигурного катания не стала поддерживать эту авантюру.

Преданность катанию

Белоусова и Протопопов и поныне живут в деревушке Гриндервальд, периодически выезжая кататься в шоу или в качестве почётных гостей на турниры. Жить друг для друга – их девиз. Их любовь остаётся чарующей и волшебной, но ни детей, ни учеников у них нет. Людмила Белоусова в одном из интервью сказала: «Разве мы смогли бы кататься так долго, если б хотели завести детей?». Они и сейчас выходят на лёд, полностью отдаваясь чувствам. Такая преданность фигурному катанию заслуживает самых ярких слов.

Мнения о Белоусовой и Протопопове встречаются самые разные. Кто-то их боготворит, кого-то они удивляют, кто-то относится в лучшем случае снисходительно. Впрочем, они уже давно не обращают внимания на чужие мнения. Иначе бы им пришлось закончить карьеру 60 лет назад, когда они «слишком поздно для побед» пришли в фигурное катание.

Лиричный стиль феноменальной пары Людмила Белоусова - Олег Протопопов до сих пор остается эталоном катания двух влюбленных друг в друга и в лед людей. «Грезы любви» на музыку Ференца Листа в 1964 году в Инсбруке были золотыми - первые золотые медали в истории советского фигурного катания! На Играх в Гренобле-1968 пара вновь стала первой, между Играми четыре раза став чемпионами мира и Европы.

Эти двое не знали, что такое быть похожими на других. Но знали, чувствовали, верили, что их работа – уникальна. И хотели идти только своим путем. Уйдя из спорта в 1972-м, работали в ленинградском балете на льду, а в 1979 попросили политического убежища в Швейцарии. Они хотели свободы, прежде всего творческой. Потеря званий, вычеркнутые имена из наших спортивных справочников – все это не мешало их любви. А значит, не мешало кататься. Смысл жизни перепечатанные справочники не затронули.

«Думаете, мы не были патриотами? - говорил в интервью «МК» Олег Алексеевич. - Да готовы были все отдать ради Родины. Иначе, зачем бы катались, когда у меня было кровотечение на Олимпийских играх в Гренобле - были камни в почках и жуткие колики, а операцию делать нельзя: при разрезанной мышце живота пришлось бы забыть о поддержках. Оставшись в Швейцарии, сразу же сказали местным властям, что причины нашего побега - чисто творческого характера. В нас все время что-то не устраивало Россию: то мы были слишком спортивны, то чересчур театральны, потом наоборот. Потом нас перестали пускать на соревнования, приглашать на показательные выступления... Мы не давали управлять собой. Наверное, в этом была вся суть наших конфликтов».

В это трудно поверить, но Белоусова – Протопопов катались и до последнего времени. Кому-то это казалось, при всем уважении к фигуристам, даже лишним. Всему, мол, есть свое время. Но не кататься для них, не выходить на лед было все равно, что не дышать. А значит, не жить. «Наша сила только в том, что мы каждый день выходим на лед. Если потеряем его - потеряем все...».

В 1999 году впервые после побега они прилетели в Москву и Питер. Их тогда пригласил Вячеслав Фетисов на финал Гран-при по фигурному катанию в Петербурге. А Олег Алексеевич, принимая приглашение, не замедлил уточнить: «С чего это вдруг и в качестве кого? Не свадебных ли генералов?». В этой роли они себя видеть не хотели.

Когда поняли, что их ждут по-настоящему, сказали, что были бы счастливы хотя бы час покататься на незабываемом для них льду «Юбилейного». Это ведь был первый дворец в Питере, построенный еще при Хрущеве. Когда-то при личной встрече с Хрущевым легендарные спортсмены говорили о том, что не может Ленинград оставаться без ледового дворца. Он поддержал их идею, поддержали и болельщики, которые по рублю в письмах присылали фигуристам деньги на строительство катка.

…Тоненькая, хрупкая Людмила рядом с партнером и мужем в аэропорту казалась какой-то нереальной. Как смогла природа спрятать такую мощь характера в столь легкой, до прозрачности, оболочке? «В фигурном катании должна быть тайна, как в женщине», - скажет Олег Протопопов. В Белоусовой была тайна. Ее не надо разгадывать, можно только восхищаться и помнить.

«МК» встречал знаменитых фигуристов тогда в Шереметьево. Они потом еще прилетят в Москву несколько раз. И даже были на Олимпийских играх в Сочи. Но та первая встреча после столь долгого перерыва, осталась в памяти ярким воспоминанием.

«Часовые любви» - так назывался репортаж «МК» из Шереметьево.

Сегодня Олег Протопопов остался один. Жена, партнерша, соратница, друг, его великая тайна ушла, покинув пост. И – осталась. Как символ безграничной любви, верности и веры…

«МК» повторяет интервью, данное фигуристами в первые же минуты после возвращения. Ни один из ответов не нуждается в корректировке. Отвечал на вопросы Олег, но Людмила все время была рядом и кивком соглашалась, не теряя легкой улыбки ни на секунду.

…«Мила! Олег!» - несколько верных друзей великих Белоусовой и Протопопова метались между только что прилетевшими легендарными фигуристами, пытаясь оттеснить фотокорреспондентов и телекамеры около VIPовской лестницы прилета в «Шереметьево». Двадцать четыре года - это так много... «Много», - кивала Людмила, источая такое обаяние улыбкой, что хотелось просто застыть рядом и не двигаться.

Двадцать четыре года не видела Россия своих первых олимпийских чемпионов по фигурному катанию. За эти годы - сколько их было, чемпионов!.. Но Белоусова-Протопопов - неповторимые. Гордые, но не заносчивые. Швейцарцы по паспорту, но - русские. В «Шереметьево» они были счастливы. И - растроганно говорили «спасибо» всем встречающим. «Вам спасибо, что приехали», - несколько ошарашенно от такого «незвездного» поведения отвечали присутствующие...

- Людмила, Олег! Коньки с вами?

Конечно, мы хотим потренироваться в Петербурге, в «Юбилейном». Вспомнить, как говорится, молодость, хотя мы и не стары...

- Разрешите вам вручить номер «МК»: мы вчера уже сообщили о вашем приезде...

Спасибо огромное: «Московский комсомолец» мы только что прочитали в самолете. Не ожидали, что это будет так трогательно!

- Вы изумительно выглядите...

Мы стараемся. Надо же держать себя в форме! Людмила весит 42 килограмма, я - 64. На отдыхе можем прибавить пару килограммов... Но это наш боевой, соревновательный вес. Да, мы даже похудели немного по сравнению с прошлым: во всяком случае, костюмы, в которых мы выступали на Олимпиаде в Гренобле еще в 68-м году, сегодня слегка великоваты.

- Вы знаете, что многие в России до сих пор просто мечтают увидеть вас снова на льду?

Видимо, потому, что знают, что со льдом мы не расстаемся. Конечно, тройные прыжки мы не делаем - один-два оборота. Но все обязательные элементы парного катания - поддержки, вращения, спирали... - все это есть. И уверены - будет очень долго. Просто вестибулярный аппарат надо укреплять. Встаешь на деревянный крутящийся диск и в разные стороны вращаешься - чем больше, тем лучше. Сделать 23 полных оборота с закрытыми глазами для нас - не проблема. А потом и не проблема выдержать три-четыре с половиной минуты на льду.

- Сейчас, когда вы уже ступили на московскую землю, эмоции захлестнули?..

Мы как во сне: вот только что Мила в самолете заполняла анкету, въездную декларацию... И написала, что не Госкомспорт нас пригласил, а Госконцерт. По старой памяти написала. А это было ровно 24 года назад, когда мы уезжали из Советского Союза - и как раз по линии Госконцерта. Я ей говорю: «Слушай, это было как будто вчера! Вот мы вчера уехали, а сегодня - приехали...» Какая-то фантастика!

- Вы готовы к потрясениям, которые вас ожидают, начиная даже с того, что Москву просто не узнаете?

А я не знаю - мне кажется, мы никуда не уезжали. Вот только лица новые и молодые вокруг нас видим - не представляете, как это приятно!

- Честно: не страшно было принимать приглашение?

А чего опасаться?..

- «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные... К тому же каждый день в своем доме смотрим ОРТ, НТВ и российский канал. То есть в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть на это пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать сюда. Если когда-нибудь приедем, то только в качестве артистов, чтобы выступить перед земляками», - это вы говорили в летнем интервью «МК». Почему же сейчас приняли приглашение?

Мы решили, что не вправе отказаться. Нас пригласил председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов - и это было впервые за 48 лет нашей спортивной жизни. Такой чести нам не оказывали даже после Олимпийских игр, когда мы выигрывали. Тогда нас встречали, конечно, по-другому, но не будем вспоминать старое... Естественно, мы знали, что многое изменилось. Но опасений никаких, так как мы летели в новую страну и новую Россию.

- Но и в новой России хватает беспорядка - может, лучше было сохранять какие-то иллюзии?

У меня на столе тоже полный беспорядок, но я в нем очень хорошо ориентируюсь и нахожу все вещи, которые мне надо. Так что если на нашей родине что-то и не в порядке, то есть и люди, которые, с умом и хорошими мозгами, хорошо в этом разбираются.

- Вы никогда не выпадали из фигурного катания, сами продолжаете кататься и комментируете...

Да, нас иногда спрашивают: а вы отслеживаете новые имена? Мы их не отслеживаем - на радио «Свобода» вот уже семь лет освещаем крупнейшие соревнования. Порой и по ночам приходится работать. Так что мы не отслеживаем, а постоянно находимся в хорошем курсе событий. Можем предсказать и будущее: будущее - за теми, кто умеет и хочет работать. Спать России не надо в любом случае: на Востоке не спят...

- Судей критикуете?

Судейство всегда было разным. Никакая компьютерная система не заменит человеческого глаза, а самое главное - профессионального взгляда на самого себя. Если я буду смотреть на компьютер, то точно ошибусь. Ведь компьютер помимо прочего - это создание искусственное, самого же человека. А он начинает потом ему же и верить - хотя сам сделал программу. Но я ведь могу так программу сделать, что она и выбор сделает, как я хочу! Так что элемент субъективности все равно неизбежен в фигурном катании. И в этом - тоже суть конкуренции. Другое дело, что хочется, чтобы конкуренция была все-таки справедливой. А не так: выходит какой-то администратор от ИСУ - и вдруг еще одной паре дает медаль! Я бы в жизни не пошел на такое награждение: я или чемпион, или полу-чемпион, извините меня!..

- Вы расстраиваетесь, наблюдая за сегодняшним фигурным катанием?

Знаете, в фигурном катании должна быть тайна, как в женщине. Когда есть эта загадка - тогда интересно. Нет, нас ничего не расстраивает - уже не в том возрасте, когда переживают по такому поводу. Тем более что мы занимаемся своим делом и пытаемся кататься так, как нам хочется. А однодневки - они покатаются и уйдут, и больше их никто никогда не увидит.

- Если вам предложат в Москве или Питере консультировать кого-то из спортсменов - примете предложение?

За 24 года не было просьб о консультации. Да, честно говоря, если такие люди, как Стасик Жук, были не очень востребованы... О чем можно говорить?! 138 медалей заработал Жук для своей страны - и его не пускали на каток ЦСКА! Но, несмотря на то, что мы не тренируем сегодня - тренируют наши бывшие ученики, и у них есть чемпионы мира: у Вали Николаева была Оксана Баюл, у Великовых - Шишкова-Наумов, Петрова-Тихонов... И потом: мы пытались несколько раз тренировать, но поняли, что, отдавая что-то другим, не можем нормально тренироваться сами. Настоящий тренер не может работать вполсилы. А на себя и на других энергии может просто не хватить. Мы пока еще стремимся кататься, и значит - не можем отрывать от себя слишком много. Но дать совет детям, которые катаются рядом, естественно, бесплатно, - это мы можем. Детям нельзя отказать.

Сейчас вы увидите Москву и роскошные дома, которыми она обросла. Допускаете мысль, что захочется вернуться, купить квартиру?..

Наш главный дом - это лед. Там, где есть лед, там и наша квартира. А мысли... Мы все равно очень благодарны своей стране: с одной стороны, она нас вырастила, но могла и стереть в порошок. Швейцария - та страна, которая оказала поддержку в трудную минуту, сохранила нам жизнь, у нас теперь другое гражданство. Но мы как были русскими, так и остались...

В 1994 году мы получили швейцарское гражданство. Но мы - не герои этой страны. В Швейцарии есть свои легенды. Если бы мы выиграли что-либо, выступая под их флагом, - тогда другое дело. Мы были там на гастролях от того самого Госконцерта. Остались - и сразу заключили контракт с американским балетом на льду. Спустя полтора месяца после побега мы уже вовсю гастролировали. У нас не было ни денег, ни угла... Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, - к нам тут же пригласили полицейских, которые забрали советские паспорта. Их мы больше никогда не видели, потом нас привезли в один отель, потом - в другой... До сих пор мы не знаем того места, где нас прятали (так как нас разыскивали советские спецслужбы), - лишь после того, как было объявлено о предоставлении нам политического убежища, можно было начать думать о своем угле.

Но все это уже было вторично. Главное - мы были на льду, могли тренироваться... Поэтому я и говорю: наша квартира - там, где лед, на котором мы катаемся!

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

29 сентября, совсем немного не дотянув до своего восьмидесятидвухлетия, умерла Людмила Евгеньевна Белоусова. Еще, пожалуй, каких-нибудь лет тридцать-сорок тому назад при этом известии многие в тогда еще общем СССР сразу бы вспомнили, кто такая Людмила Белоусова. Сейчас об этом помнят лишь специалисты и преданные любители фигурного катания, знающие его историю, да те, кто в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века смотрел фигурное катание по телевизору, наряду с футболом и хоккеем. Советское фигурное катание и советский хоккей гремели по всему миру. А футбол. Ну, футбол, он всегда футбол. Да и, честно сказать, советский футбольный чемпионат при всех его огрехах и неудачах был всяко посильней нынешних первенств постсоветских стран. При всем, как говорится, уважении. Но что бы сразу дать понять, кто ушел из жизни 29 сентября, лучше написать так: умерла известнейшая советская фигуристка, четырехкратная чемпионка Европы, четырехкратная чемпионка мира, двукратная олимпийская чемпионка в парном фигурном катании Людмила Белоусова. Еще она - заслуженный мастер спорта СССР. Но этого звания ее лишили в 1979 году.

Людмила Белоусова родилась в Ульяновске 22 ноября 1935 года. Довоенные и военные годы были пережиты ею в этом городе. А почти сразу после войны, в 1946 году, семья оказалась в Москве. В детстве, как большинство советских детей тех времен, Людмила увлекалась самыми разными видами спорта. Да вспомните хоть биографию Анатолия Тарасова, объединившего в своей жизни на самом высоком уровне футбол и хоккей. Так и маленькая Людмила - конькобежный спорт, теннис, гимнастика. О фигурном катании не было и мысли. Говорят, что фигуристской она стала из-за совпадения двух причин. Во-первых, подрастающая девушка сходила на австрийский фильм «Весна на льду», где была заворожена увиденным, а во-вторых, в Москве построили каток с искусственным льдом - первый в Советском Союзе. Было это в 1951 году. И вот тогда Белоусова пошла заниматься фигурным катанием. То есть в шестнадцать лет. Что даже по меркам того времени, скажем прямо, поздновато.

Судьбоносная встреча

Поначалу Белоусова собиралась кататься в одиночном разряде. Но в 1954 году на семинаре познакомилась с Олегом Протопоповым. Какая там между ними промелькнула искра, доподлинно неизвестно. Но явно промелькнула. Поначалу они просто решили попробовать покататься вместе. Попробовали. И им сразу показалось, что они друг другу подходят. Как сказал бы известный всем мультяшный медвежонок, «это ж-ж-ж неспроста!» И действительно неспроста. Случилась натуральная любовь. И к чести этой пары, надо сказать, что пронесли они ее до самой смерти Людмилы. Но это, забегая вперед. А тогда Белоусова перевелась из Московского института инженеров железнодорожного транспорта в аналогичный ленинградский институт. Потому что Олег служил на Балтийском флоте. И катались вместе.

Техника подвела

Видимо, поздний старт в фигурном катании сказался на технической оснащенности Людмилы. Да и Олег, по мнению специалистов, которое они высказывали в СМИ, на тот момент не обладал, вероятно, уж очень богатым техническим арсеналом. Поэтому спортивные высоты поначалу давались им с большим трудом. Да, уже к 1957 году они завоевали серебро первенства Советского Союза, стали мастерами спорта. Но на чемпионате Европы 1958 года спортсмены допустили ряд ошибок в несложных технических элементах и не смогли выступить достойно. На следующий год, тоже на европейском первенстве, вообще отметились падением. Возможно, сказалась и банальная неопытность. Неудачи преследовали их вплоть до начала шестидесятых годов. Но они упорно трудились и искали свой путь.

Ударим по «физике» лирикой!

Возможно, Белоусова и Протопопов и не обладали той технической оснащенностью, которая требовалась на высочайшем уровне, возможно, что-то им и не давалась в силу каких-то чисто, извините, физкультурных причин, но они нашли изюминку, которая на долгое время придала направление всему парному катанию. Они подтянули технику. Они показали, как пишут то, что называется тодес на внутреннем ребре, или «космическая спираль». У них были прекрасные поддержки. И они стали очень четко, очень синхронно, очень чувствуя друг друга кататься. А главное - лирика. Художественность. И это принесло свои плоды. В 1962 году пара выиграла чемпионат Советского Союза. Между прочим, это была их восьмая попытка. Потом они брали серебро на чемпионатах Европы и мира. А в 1964 году наступил их звездный час, они выиграли Олимпиаду!

Влюбленные на коньках

С этого момента они неизменно выигрывали чемпионаты Европы и мира. С 1965 года по 1968 год включительно верхние ступеньки пьедесталов были «зарезервированы» за ними. Они довели до совершенства ту самую художественность, над которой так упорно работали. Это было просто очень красиво! Не спорт, а настоящее искусство. Возможно, в этом большая заслуга Олега. Танцевальное искусство он понимал с детства. Его мама была балериной. Он рос на классической музыке. И он хотел посвятить себя ей. Но говорят, что его не приняли в музыкального школу, не обнаружив абсолютного слуха. Может быть, это лишь выдумки.

Но, как бы там ни было, танцевали Белоусова и Протопопов под прекрасную классическую музыку лучших образцов. Олимпиаду 1968 года они выиграли под музыку Бетховена и Рахманинова.

Конец спортивной карьеры

Да, 1968 год был последним годом их безоговорочного лидерства. Уже на следующий год они стали лишь третьими на мировом первенстве. Потом стали один за другим проигрывать союзные чемпионаты и перестали попадать в сборную. После чемпионата 1972 года, где они попали в тройку призеров, но лишь потому, что не выступали сильнейшие пары, Людмила и Олег покинули спорт.

Чистое искусство

Как и многие выдающиеся (да и просто сильные) фигуристы, Белоусова и Протопопов, закончив спортивную карьеру, не ушли в небытие. Они ушли в Ленинградский балет на льду. И все было нормально. Вот уже где действительно чистое творчество, не скованное жесткими рамками спортивных требований. Однако потом грянул, что называется, гром среди ясного неба. Балет поехал на гастроли в Швейцарию. И там, 24 сентября 1979 года, Белоусова и Протопопов заявили, что отказываются возвращаться в Советский Союз, и попросили политического убежища. Политическое убежище им предоставили. Они заключили контракт с американским балетом на льду и, по словам Протопопова, через месяц «уже вовсю гастролировали». После этого они были лишены званий заслуженных мастеров спорта СССР, их имена перестали появляться в справочной литературе о достижениях советского спорта. Они были объявлены предателями. Кстати, швейцарское гражданство они получили лишь в 1994 году.

Никакой политики

Что интересно, сами спортсмены всегда отмечали, что, несмотря на просьбу о политическом убежище, сбежали они вовсе не по политическим мотивам. Вернее, говорил в различных интервью все больше Олег Протопопов. По его словам, они были патриотами и готовы были ради своей страны отдать все, поэтому выступали порой, несмотря на болезни. Спортсмен приводит в пример Олимпиаду в Гренобле, где у него открылось кровотечение из-за камней в почках. И он же говорит, что причины их поступка носили творческий характер: «В нас все время что-то не устраивало Россию: то мы были слишком спортивны, то чересчур театральны, потом наоборот».

Просто время ушло?

В этих словах сквозит явная обида. Кто-то вспоминает их проигрыши на союзных чемпионатах, их непопадания в сборную команду и говорит, что спортсменов задвигали в угоду новым парам. Такая точка зрения имеет право на жизнь. Но имеет право на жизнь и другая точка зрения. Дело в том, что парное катание к моменту их схождения с высот стало стремительно меняться. Оно становилось все более атлетичным, скоростным, акробатичным что ли. Если мы вспомним, кто пришел им на смену и кто составлял вслед за ними международную славу советского парного катания, нам многое станет ясно.

Ведь это была… Ирина Роднина! Возможно, просто прошло их время.

Непонятный побег

И все-таки, зачем пара уехала из Союза таким скандальным образом? Ведь разговоры о творчестве вряд ли можно принимать во внимание. Ленинградский балет на льду - чем не творчество?! Кто-то ищет причину в деньгах. Разумеется, в нашем балете на льду не платили так, как в американском. Но, возможно, правы и те, кто говорит, что главная причина не деньги, а… банальная обида. Спортсмены слишком верили в себя и не верили в то, что их время в спорте кончилось.

Недаром ведь они продолжали кататься и кататься, и кататься в уже очень солидном возрасте. Кто-то до сих пор считает их предателями. Кто-то вспоминает, сколько они сделали для советского спорта, для страны и… не держит никаких обид. Кто-то вообще говорит, что в СССР даже большие спортсмены после окончания карьеры оказывались никому не нужны, а потому и неудивительно, что Протопопов и Белоусова уехали. Хотя это, кажется, не их случай. Они вполне могли реализовываться в балете на льду.

Любовь до гроба

Единственное, что можно сказать, - они точно не предали ни друг друга, ни своего искусства. Сколько знаем мы историй разных звездных пар из сферы спорта и искусства, чья любовь не выдерживала проверки временем и, в конце концов, рассыпалась как песчаный замок. Но история Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова - это поистине история любви.

ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ

Легендарные фигуристы, создавшие гармонию не только в парном фигурном катании, но и в семейной жизни.

В 1971 г. Майя Плисецкая написала в предисловии к книге Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова «Золотые коньки с бриллиантами»: «Их спортивные выступления поднимаются до уровня настоящего искусства. Фигуры, созданные этим дуэтом, подобны фрагментам классического балета, а лиризм, удивительная пластичность и тонкая музыкальность, продуманность поз и жестов, замечательная синхронность – все это выходит за рамки спорта, способствует цельности впечатления. Сочетание искусства и спорта таит в себе неисчерпаемые возможности: сила и красота, ловкость и композиционная завершенность превращают их выступления в концертный номер. Это не просто набор обязательных движений для соревнований. Это красивое балетное адажио на коньках…»

Весной 2003 г. в Санкт-Петербург из Швейцарии прилетели легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Даже те, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова – Протопопов – первая советская пара, завоевавшая, причем дважды, «золото» на зимних Олимпийских играх.

Благодаря их ярким победам на мировых и европейских первенствах в СССР начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили за финалом «Гран-при» в Северной столице. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце «Юбилейный».

Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен… по просьбе Олега Протопопова. Об этом он сам рассказал журналистам: «После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев. Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло, но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: «Жулик ты!» Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть…»

Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. как раз к юбилею Октябрьской революции – отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова – танца «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

Прославленный мастер фигурного катания Олег Алексеевич Протопопов родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Несладким было его детство: девятилетний мальчуган чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, Агния Владимировна, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 г. продовольственные Бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых вместе с ним эвакуировали на Большую землю по ледовой Дороге жизни.

Вернувшись в родной город, Олег решил поступить в какую-нибудь спортивную секцию Дворца пионеров, поскольку был он очень слаб и не мог даже отжаться руками от пола. Однако набор детей был уже закончен, и мальчик стал заниматься в музыкальном кружке. Как-то зимой, увидев, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду дворца, он сбегал домой за своими «хоккейками», стал возле ледовой площадки и буквально замер, наблюдая за фигуристами.

Олега заметили и приняли в секцию. На тренировки не раз приходил сам патриарх отечественного фигурного катания Николай Панин. Он говорил юноше: «Ты будешь хорошим фигуристом. Только не ленись». В чем, в чем, а в лености его упрекнуть было нельзя. Недаром уже в 1948 г. Олег разделил третье-четвертое места на всесоюзном молодежном первенстве, а через два года стал вторым. И тогда же его призвали в армию, а точнее на флот.

В конце зимы 1952 г., когда Протопопова перевели на службу в родной город, он в часы увольнений стал появляться на стадионе «Динамо». Опытный специалист, экс-чемпион страны в парном катании А. Б. Гандельсман посоветовал Олегу тренироваться в паре с Маргаритой Богоявленской. Не все у них было гладко, однако на первенстве СССР 1953 г. они получили диплом за третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на тренерский семинар в Москву.

Там, на первом тогда в стране искусственном ледяном «пятачке» 9?9 метров, Олег познакомился с общественным инструктором юных фигуристов из парка им. Дзержинского в Марьиной Роще Людой Белоусовой, которая была всего на три года его моложе. Они покатались вместе и в тот же день решили попробовать свои силы в спортивной паре. Но это, как оказалось потом, сделать было не так уж просто, поскольку Олега – военного моряка – не могли перевести служить в Москву.

Тогда Людмила решила перейти учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала экзамены и поселилась в студенческом общежитии. В декабре 1954 г. они впервые вышли вместе на лед ленинградского катка. С этого момента начался их совместный тернистый путь к «звездам». Белоусова и Протопопов «привлекали в союзники музыку», чтобы она была главным компонентом программ. Чайковский, Шопен, Сибелиус, Рахманинов, Лист, Бетховен… Они работали над тем, чтобы на льду создавался неповторимый эмоциональный художественный образ.

Проникнутый особой лиричностью, стиль катания Белоусовой-Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта людей. Самый знаменитый их танец «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, который они сами поставили за рекордно короткие 10 минут, принес спортсменам в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую семейную гармонию, о которой Людмила скажет: «Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше».

Никогда ни над одной программой – показательной или спортивной – они не работали так быстро, так слаженно и целеустремленно: «Скорее, скорее, скорее! Мы должны сказать о том, что нас переполняет. О том, конечно, как любим друг друга. Какое это замечательное чувство. И как замечательно понимать друг друга. И это вовсе не грезы, а сама жизнь. Реальность. Хотя она и может показаться чудом, сном, грезами. Но мы сами создали это чудо. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти – наше. И вы тоже можете сотворить его. Захотите только. И мы надеемся, что вы тоже попадете под влияние этой замечательной музыки, этих великих чувств. Вы помчитесь вместе с нами к светлой мечте, осуществить которую, при желании, дано каждому из нас…»

Протопопов до сего дня не носит обручального кольца. «Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, – рассказывает он. – Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, – дочиста драить палубу, все, что имел, – черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.

И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе – это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь…»

В этом же году молодожены заняли второе место на чемпионате СССР в Москве. Они уступили Нине Бакушевой и Станиславу Жуку, опередив других своих земляков – Майю Беленькую и Игоря Москвина, который впоследствии стал их тренером. В 1958 г. снова всесоюзное «серебро», дебют на чемпионатах Европы в Братиславе (девятое место) и мира в Париже (тринадцатое), а через два года в США – девятое место на своей первой зимней Олимпиаде.

Затем было «золото» на II Спартакиаде народов РСФСР в Свердловске, 6 раз они выигрывали чемпионаты СССР и четыре года подряд поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета первенств Европы и мира. Первые золотые медали в истории советского фигурного катания Белоусова и Протопопов завоевали в 1964 г. на IX Белой Олимпиаде в австрийском Инсбруке.

Здесь советские спортсмены победили двукратных чемпионов мира и шестикратных чемпионов континента Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которым заранее прочили титулы олимпийских чемпионов. «Русские фигуристы открыли новую эру в этом виде спорта», – писала одна швейцарская газета, восторгаясь ленинградской парой, сочетавшей изумительную артистичность, лиричность, музыкальность с высочайшим техническим мастерством.

В феврале 1968 г. в Гренобле 12 тыс. зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Они показали великолепную безошибочную обязательную программу, а через три дня восхитительную произвольную, под музыку «Лунной сонаты» и Пятой симфонии Бетховена, фрагментов из концерта Рахманинова. После своей второй победы на Олимпиаде супруги продолжали выступать. Они занимались с ленинградскими фигуристами, и среди их учеников есть известные тренеры, например Николай Великов. В 1973 г. Белоусова и Протопопов стали солистами Ленинградского балета на льду.

В то время они «жили от зарплаты до зарплаты, получая за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки». Поначалу это очень сильно их задевало. Но как-то раз во время прогулки Олег разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым: «Мы жили в одном доме, который все называли “дворянское гнездо”. Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5–6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками».

В середине 60-х гг. они были гордостью советского спорта, а в конце семидесятых покинули страну и стали «изменниками Родины». Или, как теперь принято называть, первыми в среде советских спортсменов такого уровня эмигрантами. В 1972 г. их практически выжили из сборной, не давали вовсю развернуться и после завершения спортивной карьеры в Ленинградском балете на льду. Легендарным фигуристам уже в открытую говорили о том, что надо уступать дорогу молодым, но они не желали покидать лед. Спустя шесть лет, во время гастролей в Швейцарии, Белоусова и Протопопов попросили политического убежища.

То, что фигуристы остались на Западе, не имело никакой диссидентской подоплеки. Олег всегда подчеркивал, что он и Людмила прежде всего артисты и хотят продолжать заниматься своим любимым делом, тем, что им больше всего удается. Свою жизнь за границей они начали с того, что заключили контракт с американским балетом на льду и спустя полтора месяца после побега уже вовсю гастролировали. Их не смущали всяческие бытовые лишения и отсутствие собственного угла, а то, что жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах, олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.

«Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы никогда их не видели», – вспоминают сегодня Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. – Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но все эти переживания казались вторичными. Главное – мы были на льду, могли спокойно тренироваться…»

С тех пор олимпийские чемпионы ни разу не хотели хотя бы ненадолго навестить Родину. В их откровенных, обстоятельных ответах на любые вопросы, связанных с жизнью в СССР, давно не сквозила прежняя обида, но напрочь отсутствовало и чувство ностальгии: «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные… К тому же каждый день в своем доме в Грюндевальде смотрим ведущие российские каналы. Мы в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть новости пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать…»

Но вместе с тем, прожив вдали от Родины уже двадцать пять лет, прославленные спортсмены утверждают, что по-прежнему остались русскими людьми. В 1996 г. они получили швейцарское гражданство, и сегодня Олег Алексеевич законный швейцарский пенсионер. Они очень благодарны этой стране потому, что считают, что именно она сохранила им жизнь. Прежде всего творческую. Однако прекрасно понимают, что все-таки они – не ее герои, поскольку никогда под ее флагом не выступали. В Швейцарии свои легенды – горнолыжные. Белоусова с Протопоповым уверены, что навсегда останутся в истории как «русские олимпийские чемпионы».

Между тем функционеры советского спорта не однажды пытались вычеркнуть их из народной памяти. В справочнике «Все о советских олимпийцах» (издание 1985 г.) их имена даже не упомянуты. А в 1988 г. на зимних Олимпийских играх в Калгари они чуть было не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили Белоусову и Протопопова принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент были вынуждены направить факс с извинениями и уведомлением о том, что их номер в гала-концерте отменяется. Оказалось, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти «изменники Родины» выйдут на лед, советская делегация официальную церемонию закрытия Игр попросту проигнорирует. А чуть позже в газете «Известия» появилась еще и статья, утверждающая, что двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов собирались устроить в Калгари «политический скандал».

«То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал лишь в 1991 г., на чемпионате мира в Мюнхене, – вспоминал Протопопов. – Тогда впервые в составе русской делегации не приехали сотрудники КГБ, и наши тренеры и туристы стали подходить к нам и здороваться. До этого же, только завидя меня или Людмилу, они перебегали на другую сторону…»

Сегодня Олегу Алексеевичу Протопопову 71 год, Людмиле Евгеньевне Белоусовой – 67 лет. Летом 2005 г. они планируют отметить уникальную дату – 50 лет совместных выступлений на льду. Более 20 лет назад легендарные фигуристы сами сняли о себе фильм. В него вошли все программы, которые Людмила и Олег прокатали за свою карьеру. Съемки были осуществлены в канун 50-летия главы семьи. «У нас был выбор – либо купить дом, либо сделать фильм, и мы выбрали второе. На запись мы потратили 80 тыс. франков. Мы арендовали лед на 3 недели, закупили профессиональную аппаратуру, которую было очень сложно приобрести. Все боялись, что мы сделаем фильм и перевезем его в Россию. Но пока фильм еще в черновом варианте, записаны только программы на льду, может быть, добавим еще какие-нибудь комментарии», – рассказывал журналистам Протопопов.

Кроме того, они владеют богатейшим документальным архивом выступлений лучших фигуристов XX столетия. Спортсмены намерены завещать его любимому виду спорта и считают, что творчество их пары слегка опередило время: «К нашей гармонии музыки и движений фигуристы придут только в наступившем веке».

Тренируются они по 3 часа в день на общественном катке под открытым небом в городском парке. Любители массового катания с уважением уступают дорогу олимпийским чемпионам. «Я, знаете ли, чувствую за собеседника неловкость, когда слышу вопрос: “А когда вы закончите выступать?”, – говорит с насмешкой Протопопов. – Никогда не закончим. Как птица, пока может махать крыльями, летает. Так и мы, пока можем кататься, будем на льду».

Еще они ежегодно уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи, занимаются там любимой подводной охотой: «Мы люди достаточно обеспеченные и деньги предпочитаем тратить на здоровье. Хотя, если послушать, как сегодня живут “новые русские”, то по сравнению с ними мы “нищие“». Олег Алексеевич с гордостью рассказывает, что благодаря правильному рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по Малахову они с Людмилой влезают в костюмы, в которых выступали еще на Олимпиаде 1968 г. «Мы даже праздников никаких не отмечаем, чтобы не нарушать режим. Застолье, обильная еда, вино… Зачем? У нас же на следующий день тренировка!»

Несмотря на то что у прославленных спортсменов нет детей, сейчас они ни о чем не жалеют: «Годичный перерыв, связанный с рождением ребенка, мог бы сказаться на результатах, изменить Людмилину фигуру. Мы были вовлечены в мир фигурного катания настолько, что даже и не думали об этом. А потом, когда решили уехать, дети остались бы в Союзе в заложниках и в итоге вынудили бы нас вернуться… И тем не менее, мы счастливые люди. Нас помнят на льду. Нас видят на льду».

У знаменитых фигуристов по-прежнему каждый день тренировка и четко спланированный график показательных выступлений. Удивительно, но, несмотря на большое количество мастеров одиночного катания, они являются в Швейцарии… единственной спортивной парой, продолжая восхищать всех грациозностью, слаженностью движений, одухотворенностью. Их до сих пор помнят и любят на родине: «Мы получаем тысячи писем и больше всего как раз из России. Недавно вот пришло одно из Сибири. Зовут в гости. Есть там, оказывается, два таких села – Белоусово и Протопопово. Стоят себе рядышком, и никто не знает, почему они так называются…»

В марте 2003 г. на тренировочном катке «Юбилейного» было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями пришли посмотреть на своих кумиров. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно – это был бенефис для избранных. Ведь, как считают специалисты, такого скольжения, как у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, нет практически ни у кого из современных парников.

В ближайших планах двукратных олимпийских чемпионов, которые от обращения по имени-отчеству отказываются наотрез, отдых на Гавайях, где они, как всегда, займутся виндсерфингом, потом будут тренироваться в Лейк-Плэсиде, выступят в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В ходе встречи в офисе Вячеслава Фетисова, в которой принял участие троюродный брат Протопопова, легендарный советский хоккеист Александр Рагулин, гости из Швейцарии исполнили «гимн» – написанное на их слова музыкальное произведение их друга, американского композитора Джулиана Ламберта. В этой песне есть замечательные слова, которые могли бы стать девизом этой супружеской и спортивной пары: «Мы вместе, пока живем».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Протопопов - последняя карта Наши надежды на царя разбились, и мы находились в очень подавленном состоянии. Мы решили в будущем уже не рассчитывать на непостоянство царя, а действовать больше при посредстве министров. На них можно было легче воздействовать и при помощи

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА (киноактриса: «Отчий дом» (1959), «Белые ночи» (1960), «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» (оба – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Стряпуха» (1966), «Цыган» (1967), «Человек бросает корь» (1968), «Разведчики» (1969), «Служебный роман» (1977), «О бедном

Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай Давидович

Глава LII. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов Кто способен видеть за внешними выражениями факта его психологию, тот скажет, что, несмотря на величайшие огорчения, причиняемые Государю Императору Думой, Его Величество добросовестно желал совместного с нею

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-4 автора Тимофеев Николай Семёнович

Михаил Протопопов «ЖИВЫХ ПРОГЛОТИМ ИХ, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, И - ЦЕЛЫХ, КАК НИСХОДЯЩИХ В МОГИЛУ…» Предлагаемая вниманию читателя документальная повесть посвящена подлинной истории жизни моего отца, казачьего офицера Алексея Михайловича Протопопова (1897–1988).Здесь нет ни

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

Людмила Максакова Есть люди, которым судьба подарила «звездное» происхождение, и они с того момента становятся ее захребетниками, на самом деле ничего собой не представляя, светя отраженным светом, транжиря то, что волею случая было дано им от рождения.Людмила Васильевна

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Людмила Зыкина Любишь ты землю, Людмила, Не зря ты на ней прожила. Все, что любила, скупила, Все, что росло, сорвала. Платье в брильянтах надела, Стала фаянс собирать. Так по любви и раздела Бедную

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Людмила Максакова Он для нее - опора, стенка, И фигурально, и буквально. Облокотившись на Фоменко, Она играет

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

Людмила КОТИКОВА 31). Людмила КОТИКОВА - Кундуз, управление 201-й МСД, 370-й отдельный потдивизион, 1985-87 г.г.:Алла Миранкова права, в жизни каждого человека есть тот миг, когда нужно подвести черту и сделать выводы.А у меня был партийный билет в кармане… и перспектива

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия Геннадьевна

Людмила Заря серебряного века, этого столь высоко чтимого ныне русского ренессанса культуры, искусства и настойчивых духовных поисков, забрезжила еще лет за десять до прихода «календарного» XX века. Забрезжила без особого шума. Не возвещали ее приход ни фанфары, ни

Из книги автора

Из книги автора

Дарья Белоусова. «Играйте небо!» Мы только поступили (мне было 17 лет), в ГИТИСе шел «Борис Годунов». В памяти осталась мелодия стиха. По-моему, Петр Наумович был очень увлечен поисками ритмической интонации, и когда мы параллельно на курсе начинали делать «Деревню», он нас

МОСКВА, 29 сен - Р-Спорт, Елена Дьячкова. Выдающаяся советская фигуристка , двукратная олимпийская чемпионка, четырехкратная чемпионка Европы и мира, выступавшая в паре с Олегом Протопоповым, .

Белоусова родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске, в детстве с семьей переехала в Москву. Фигурным катанием она начала заниматься по современным меркам очень поздно - в возрасте 16 лет. Белоусова тренировалась в паре с Кириллом Гуляевым, но тот принял решение завершить карьеру, и спортсменка подумывала о том, чтобы выступать в одиночном разряде, но на одном из семинаров в 1954 году познакомилась с Олегом Протопоповым.

Ради совместных выступлений Белоусова переехала в Ленинград, где жил партнер. Пара начала тренироваться у Игоря Москвина, затем работала с Петром Орловым, но впоследствии фигуристы решили отказаться от тренера и стали работать вдвоем, самостоятельно придумывая свои программы.

Блестящая карьера

В декабре 1957 года Белоусова и Протопопов поженились. В том же году они завоевали серебро на чемпионате СССР, а в 1958 году впервые выступили на международных соревнованиях - чемпионате Европы. В 1960 году дуэт дебютировал на Олимпийских играх, прошедших в американском Скво-Вэлли, не выиграв медалей. Спустя четыре года на Играх-1964 в австрийском Инсбруке Белоусова и Протопопов заняли первое место, став первыми представителями СССР, завоевавшими олимпийское золото в парном катании. А в 1968 году дуэт смог защитить чемпионский титул, выиграв Олимпиаду во французском Гренобле.

"Я когда смотрела на их катание, то часто просто плакала: у них невероятная была энергетика, - , которая с мужем Николаем выступала бок о бок с Белоусовой и Протопоповым. - Люди, особенно на показательных выступлениях, воспринимали их катание так же. Это то, что сейчас называют понятием "химия". До них так никто не катался, да и после, если честно, я не могу назвать кого-нибудь, кто мог бы вызвать у меня такие эмоции".

На счету Белоусовой и Протопопова по четыре победы на чемпионатах Европы и мира, шесть раз они становились победителями чемпионата СССР. Дуэт завершил карьеру в 1972 году. После этого на протяжении нескольких лет фигуристы выступали в Ленинградском балете на льду. В сентябре 1979 года Белоусова и Протопопов, находясь на гастролях в Швейцарии, отказались вернуться в СССР и попросили политического убежища.

Бывшие спортсмены проживали в Швейцарии, в 1995 году получили швейцарское гражданство. Белоусова и Протопопов оставались в спорте и регулярно принимали участие в шоу. На родину после более чем 20-летнего отсутствия фигуристы впервые вернулись лишь в феврале 2003 года, после чего неоднократно приезжали в Россию, были гостями зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Двукратный олимпийский чемпион заявил, что всегда будет помнить о том, как Белоусова и Протопопов поздравляли его и его партнершу Татьяну Волосожар с победой в Сочи. "Выиграв в 1964 году, именно это пара дала старт величию русской школы парного катания, с 1964 по 2006 год только русские пары побеждали на Играх. И спустя 50 лет после своей победы, Белоусова и Протопопов приехали в Сочи поддержать нас и увидеть, как медали возвращаются в Россию", - написал спортсмен в своем аккаунте в Instagram .

"Я всегда буду помнить тот момент, когда они спустились к кромке льда, легенды, и со слезами поздравляли нас с победой. Тогда Людмила показалась мне очень сильным и светлым человеком... пусть такой она и останется в нашей памяти... Покойтесь с миром", - .

Скончалась в Швейцарии

Сообщения о смерти великой фигуристки появились в интернете в пятницу вечером и долго не могли найти подтверждения. Первыми информацию о том, что Белоусова ушла из жизни, смогли подтвердить заслуженные тренеры России Алексей Мишин и Тамара Москвина. "Мне сообщили, что Людмила Белоусова скончалась. Спортивную жизнь мы провели в одной раздевалке. Она была очень доброй и простой", — .

"К сожалению, все подтвердилось, Людмила Евгеньевна умерла. Это огромная потеря. Они были нашими близкими друзьями", — сказала Москвина.

Бронзовый призер Олимпийских игр 1984 года Олег Макаров, ныне живущий в США, сообщил агентству "Р-Спорт", что Белоусова умерла в Швейцарии. "Мне с утра написали, что она ушла в Швейцарии. А в последний раз видел их в августе в Лейк-Плэсиде, где они каждое лето проводят сборы. И эта информация стала для меня шоком. Людмила - легенда!" - сказал он.

"У нее был рак, что случилось года полтора назад. Она лечилась в Швейцарии… И вроде бы у них все налаживалось, в августе они хорошо выглядели…", - .

Остаются эталоном для всех

Президент Федерации фигурного катания на коньках России выразил свои соболезнования в связи с кончиной знаменитой фигуристки. "Людмила была очень приятным, интеллигентным человеком, очень приятной в общении женщиной. Я, как и весь мир, воспринимал их с Олегом как одно целое. Это была уникальная, удивительная пара! Для нашей страны они первопроходцы, впервые для СССР и России завоевали золотую олимпийскую медаль в парном катании", - .

"Они всегда были не только выдающимися спортсменами, но и творческими людьми - создали свой неповторимый стиль, их программы незабываемы и до сих пор являются эталоном. Они были фанатично преданы фигурному катанию, посвятили ему всю свою жизнь", - подчеркнул глава федерации.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»