Бжрк баргузин минобороны. Ракетный поезд “Баргузин”. Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.Предшественник «Баргрузина» «Молодец» БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.
Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.
Советский БЖРК шок для Вашингтона Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.
Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16– 18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».
Как резали «Скальпели» Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.
Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.
«Баргузин» главный козырь против ПРО США Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.
За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Россия прекратила создание боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин», разработку которого только в июле анонсировал заместитель председателя правительства Дмитрий . Проект «Баргузин» отложен в долгий ящик, сообщает «Российская газета» . Официально об этом пока не объявлено.

«Проект «Баргузин» находится на уровне абсолютной готовности промышленности к созданию в случае, если решение будет принято и включено в государственную программу вооружения», — рассказывал летом в интервью РИА «Новости» Рогозин, являющийся также председателем Комиссии военно-промышленного комплекса.

Тогда же сообщалось, что БЖРК «Баргузин» планируется разработать до 2018 года. Новый БЖРК должен был значительно превосходить советского предшественника в точности, дальности полета ракет и другим характеристикам. Это позволило бы поезду как минимум до 2040 года находиться в боевом составе . Таким образом, сообщалось, что ракетные войска стратегического назначения возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.

В конце 2015 года главнокомандующий РВСН рассказал о завершении эскизного проектирования БЖРК и начале разработки рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса. В свою очередь, начальник Главного штаба РВСН в 1994 — 1996 годах генерал-полковник в мае 2016 года сообщил, что сроки создания «Баргузина» будут определены в государственной программе вооружений на 2018 — 2025 годы.

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один «Баргузин» планировалось приравнивать к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок.

Бросковые испытания — первый этап проверки любых ракет. В ходе этих испытаний проверяется, в частности, правильно ли разработаны алгоритмы подготовки ракеты к пуску, как ракета покидает пусковую установку и как срабатывает пусковое оборудование. В январе нынешнего года в оборонно-промышленном комплексе поясняли, что летные испытания ракеты намечены на 2019 год.

Приказ «О создании подвижного БЖРК» с ракетой РТ-23 был подписан 13 января 1969 года. Комплекс должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал мобильностью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Головным разработчиком было КБ «Южное», расположенное в городе Днепропетровск (нынешний Днепр).

Главными конструкторами БЖРК стали академики братья и — выдающиеся создатели советского ракетного оружия. БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные межконтинентальные баллистические ракеты, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав офицеров-ракетчиков.

В случае угрозы ядерной войны БЖРК по плану выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов.

Если же командование отдает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Через две минуты комплекс уже готов выпустить три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Для сравнения — мощность сброшенной на Хиросиму атомной бомбы «Little Boy» («Малыш») составляла около 18 килотонн.

В конце октября пресс-секретарь президента России рассказал, что глава государства принял личное участие в тренировке по управлению стратегическими ядерными силами. Песков добавил, что Путин запустил четыре баллистические ракеты. Он также уточнил, что испытание «ядерной триады» — это постоянный процесс, который проходит в строгом соответствии с международными правилами, и эти учения не могут негативно влиять на международную обстановку или усиливать напряженность.

Wikipedia БЖРК «Молодец»

Об этих планах рассказал РИА «Новости» военный эксперт и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, логичным шагом на фоне охлаждения взаимоотношений США и России будет реализация двух программ: создание обновленного БЖРК, а также нового грунтового пускового комплекса средней дальности. Коротченко отметил, что это крайние меры реагирования, но подготовка к ним необходима заранее. Помимо них, наиболее вероятным вариантом укрепления обороноспособности страны будет модернизация и усиление воздушно-космической обороны на западных границах.

Поезда-ракетоносцы уже стояли на вооружении СССР и России в период с 1987 по 2005 годы. Комплекс с кодовым названием «Молодец» («Скальпель» по классификации НАТО) был вооружен тремя пусковыми установками для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-23. На дальность 11 тысяч километров она была способна забросить десять боеголовок мощностью до 550 килотонн в тротиловом эквиваленте. Состав состоял из трех тепловозов и, как минимум одиннадцати вагонов, три из которых (пусковые) восьмиосные. Большой вес ракеты в пусковом контейнере (более 126 тонн) вынудил конструкторов применять специальные устройства для частичного переноса нагрузки на соседние вагоны. Несмотря на это, поезд все равно требовал укрепления железнодорожного полотна на всем пути следования. Пуск производился после остановки и выпуска опор, подготовка занимала не более трех минут. После окончания срока службы ракет все построенные комплексы были либо отправлены в музей, либо распилены на металлолом. Разработчиком и производителем как ракеты РТ-32, так и оборудования пускового комплекса является украинское КБ «Южное».


Peacekeeper Rail Garrison в представлении художника

Аналогичная система разрабатывалась в США и называлась Peacekeeper Rail Garrison. Его разработка была свернута вместе с окончанием холодной войны за ненадобностью. По ряду параметров и по результатам испытаний он превосходил советскую разработку: ему не требовались подготовленные железнодорожные пути, вагоны были полностью идентичны гражданским (4 оси, стандартная длина), пусковой расчет меньше — 42 человека включая охрану против 70 в «Молодце». Ранее закрытый российский проект «Баргузин» будет ближе к разработкам США по своей концепции, чем к советскому предшественнику. С него предполагается запускать ракеты РС-24 «Ярс» — модернизированный «Тополь-М», либо РС-26, либо 3М30 «Булава». Их масса вписывается в грузоподъемность стандартного железнодорожного вагона, а значит и маскировка и разработка всего пускового комплекса становится проще.

Не столь давно поезда с ядерными ракетами были грозным оружием Страны Советов и атомным кошмаром для вероятного противника. За поездами-призраками без особого успеха следила специальная группировка из 12 американских спутников. Но после развала СССР это уникальное оружие было поспешно и тщательно уничтожено.

За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.

Ценители советского наследия явно заинтригованы сообщениями Министерства Обороны РФ о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК) на новом технологическом уровне.

Проект получил название «Баргузин», а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов «Ярс». Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2018-2020 года.

Такой БЖРК уже стоял на вооружении Советского Союза в 80-х годах, но в соответствии с договором СНВ-2 ракеты 15Ж61 , составлявшие основу комплекса «Молодец», были демонтированы и уничтожены, а сами поезда пущены на металлолом.

Сообщать о том, что БЖРК вдруг вновь стали актуальны – как минимум некорректно. Актуальность была, никуда не делась и в перспективе будет. Но теперь у руководства государства достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.

История создания БЖРК

Само создание БЖРК было мерой вынужденной. Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар.

В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету.

Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Но если мы не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в ЦК КПСС и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным, возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске.

Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда.

Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы.

США сначала собирались делать БЖРК, но быстро передумали. Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвлённая, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная её часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.

Была у американцев идея сделать этот поезд подземным. Проложить под землей кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно.

От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска баллистических ракет с подземки нужно было сделать в определённых местах люки. А они, как нетрудно предположить, имели чёткие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.

США отказались от строительства БЖРК из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Симметрично ответить СССР уже не мог.

Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы – «Пионеры» и «Тополя». Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно.

Идея о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникла сразу же после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия.

Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда.

Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.

Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов.

Правда, тянули стратегические составы два-три тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом!

Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей.

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.

Преимущества Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса (БЖРК) очевидны.

Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. За день поезд БЖРК мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.

Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось.

Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав.

Засечь такой поезд со спутника – задача практически невыполнимая.

Поэтому такие поезда назывались «призраками» и БЖРК стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет «Першинг» в Германии.

Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ «Молодец». Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel (Скальпель).

Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение «Молодца» от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка «скальпеля» была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.

Но у БЖРК, как ни крути, есть и слабые места.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), обладает весьма солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу.

Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трех-вагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение.

Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют «пороховой аккумулятор давления»).

Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Теория, тактика и практика применения БЖРК

В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно.

Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара » американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута.

Но это в теории. С момента заступления на боевое дежурство в 1985 году, БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.

Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство.

БЖРК с надписью на бортах «Для перевозки лёгких грузов», после первого же прохождения по железнодорожным путям, заставлял не выдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратиться с петицией: «Дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет»?

Желающих платить не нашлось, и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК.

Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с БЖРК могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК.

При декларируемой возможности произвести пуск ракет из любой точки маршрута, ракетному поезду всё-таки была нужна точная топопривязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники», куда в час «икс» прибывал поезд, привязывался к точке и мог произвести залп ракет.

Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой.

Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил своё существование СССР. КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлоградский завод, где делали «рентные вагоны».

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, – высказал своё мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. – Это касается и БЖРК, особенно с учётом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине».

Впрочем, главными причинами отказа от комплекса всё-таки оказались нерешённая проблема развёртывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута, что в сумме делало БЖРК не столь неуязвимым, как того хотелось. А значит, и не столь эффективным оружием.

Уничтожить любым путем!

С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения.

Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно.

Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс. км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Проведенный советскими конструкторами эксперимент с кодовым названием «Сдвиг» показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны.

Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м.

Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 дБ. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

Конечно американцы не сидели сложа руки. Вот документально зафиксированный факт одной из секретной операции по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой.

Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство «Скальпелей», а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Так под наблюдением американцев уничтожались «Скальпели».

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем.

Для разделки «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Под бдительным американским надзором были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Кстати, в это же время были ликвидированы (залиты бетоном) большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.(Сатана)

Естественно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга ни среди военных, ни среди экспертов.

Но нет худа без добра! За океаном изначально даже и не предполагали, что они сильно поспешили…

Ведь ракеты «Молодец» проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске, по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти.

И если б под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, они бы повисли на нас тяжким бременем, т.к. техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Какова же современная ситуация?

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась. Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений, Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьёзно осложнить жизнь Вашингтона – возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.

Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.

Фактически от старого «Молодца» останется только Система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.

Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 «Ярс». Это сухопутный вариант морской «Булавы». Эти ракеты хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное – вдвое меньшим весом.

Когда начиналось ее создание, никто не мог и предположить, что разрабатывается единый ракетный комплекс для ВМФ и РВСН. «Булава» - для флота, а «Ярсы» могут базироваться на колесных шасси и железнодорожных платформах.

Благодарить надо бывшего начальника вооружения Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Ситнова. Именно он настоял, чтобы создавалась не просто новая ракета для подлодок, а именно многоцелевой унифицированный комплекс, способный работать и на море, и на земле.

Когда американцы про это все-таки узнали, было уже поздно – закрыть проект не удалось. Но все-таки, наверное, проектировщикам постоянно мешали некие внешние силы, так как работы над «Булавой» шли очень тяжело. Сегодня это не секрет.

Тем не менее коллективу Московского института теплотехники под руководством тогдашнего генконструктора и гендиректора Юрия Соломонова удалось почти невозможное. Видимо, не случайно весной Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Труда.

Что будет из себя представлять новый российский БЖРК?

В чем-то он очень похож на атомную подлодку стратегического назначения. Только более комфортную. Все вагоны поезда герметичны и очень прочны – даже взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава не должен вывести комплекс из строя.

Автономность – месяц. В течение этого времени экипаж может не покидать состав – воды и продуктов хватит. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км. А может остановиться на «заброшенной» ветке в глухом лесу или спрятаться в неэксплуатируемом туннеле.

Кстати, тактика боевого применения новых БЖРК, скорее всего, станет отличной от той, которой придерживались «Молодцы».

В боевое положение ракеты приводятся в течение нескольких минут. Дальность стрельбы - 10 тыс. км, точность попадания – в радиусе 100 метров от цели. Головные части – маневрирующие, способные преодолеть любую из существующих систем ПРО.

Определить местонахождение ракетного поезда во время его боевого дежурства для технических средств разведки почти невозможно. Для БЖРК разработаны самые современные средства маскировки, мощные системы радиоэлектронной борьбы и новейшие способы защиты от террористов.

Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям.

Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети.

Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Заключение

Бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» состоятся в нынешнем году.

И возможно, в начале четвертого квартала, по результатам пуска в начале 2017 будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил журналистам генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

«По БЖРК, как и сообщалось, в этом году планируются так называемые бросковые испытания. Они осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземного пускового оборудования. Этот пуск гарантированно будет выполнен – это будет, наверное, начало четвертого квартала этого года. И состояние дел на сегодня таково, что внушает абсолютный оптимизм, что это будет сделано», - сказал Соломонов.

Новый российский БЖРК «Баргузин» будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать.

Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК - это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения.

Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное - это курс на импортозамещение.

Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, - понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей.

Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.

Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», – утверждает командующий РВСН С. Н. Каракаев.

Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трёх видов базирования – шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, резюмировал командующий РВСН.

Ну дай то Бог!

Борис Скупов

О ходе разработки нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Как следует из последних сообщений, работы идут в полном соответствии с графиком и в обозримом будущем позволят начать строительство новых систем.

В прошлый четверг в отечественных СМИ появились сообщения о последних заявлениях руководства министерства обороны. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на «Интерфакс», замминистра обороны Юрий Борисов рассказал о текущих работах по созданию проекта БЖРК под кодовым названием «Баргузин». По словам заместителя министра, разработка проекта идет по плану. Авторы проекта не сталкиваются с какими-либо сложностями. На данный момент Московский институт теплотехники, отвечающий за создание нового комплекса, завершил разработку эскизного проекта.

Также Ю. Борисов раскрыл некоторые подробности планов по строительству и развертыванию новой техники. До конца текущего десятилетия планируется начать полноценное строительство новых БЖРК. Так, до 2020 года одна из дивизий ракетных войск стратегического назначения должна получить до пяти полков, вооруженных комплексами «Баргузин». Более точные цифры пока не назывались.

Замминистра обороны косвенно подтвердил, что новый БЖРК «Баргузин» будет серьезно отличаться от эксплуатировавшихся ранее комплексов «Молодец» аналогичного назначения. По словам Ю. Борисова, новый БЖРК ничем не будет отличаться от обычных железнодорожных составов. Ожидается, что это позволит повысить скрытность переброски «ракетных поездов» и заметно снизить вероятность их обнаружения на маршруте патрулирования.

Согласно более ранним сообщениям прессы, разработка проекта нового БЖРК была начата в 2012 году и выполняется Московским институтом теплотехники. Как следует из последних новостей, к настоящему времени завершено создание эскизного проекта. Таким образом, в ходе проекта достигнуты определенные успехи и завершен важный этап проектирования. В течение нескольких следующих лет должен быть разработан технический проект, а также построены и испытаны опытные системы. В результате всех этих работ к 2020 году РВСН должны получить первые серийные комплексы «Баргузин».

До недавнего времени был актуальным вопрос планируемой к использованию ракеты. Высказывались различные предположения на этот счет. По разным версиям, БЖРК «Баргузин» должен был оснащаться ракетами РС-24 «Ярс», РС-26 «Рубеж» или изделиями на их базе. Кроме того, не исключалось использование межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок Р-30 «Булава». В декабре прошлого года было объявлено, что основным вооружением нового БЖРК станет ракета «Ярс» или «Ярс-М». Благодаря этому, как ожидается, удастся обеспечить максимально возможную степень унификации с существующими ракетными комплексами и, как следствие, упростить разработку и строительство новых систем.

Другие особенности перспективного железнодорожного ракетного комплекса пока являются предметом споров по причине отсутствия официальной информации. Очевидно, что по общей архитектуре БЖРК «Баргузин» будет напоминать ранее состоявший на вооружении комплекс «Молодец» с ракетой РТ-23УТТХ. В состав этого комплекса будет включено один или несколько локомотивов (в зависимости от общего веса состава), вагоны для боевого расчета, системы жизнеобеспечения, а также вагоны с пусковыми установками.

Опыт комплекса «Молодец» позволяет с уверенностью говорить о конструкции вагона-пусковой установки. По всей видимости, этот элемент комплекса будет выполнен в виде товарного вагона или вагона-рефрижератора, с минимальными отличиями от подобных изделий гражданского назначения. Во внутреннем объеме вагона будет располагаться транспортно-пусковой контейнер ракеты и системы его крепления к подъемной стреле. Таким образом, перед запуском крыша вагона будет раскрываться, а задачей стрелы станет подъем контейнера ракеты в вертикальное положение. Иное строение пусковой установки выглядит нецелесообразным или технически невозможным.


Предположительный состав БЖРК "Баргузин". Инфографика "Российской газеты"

Большой интерес представляют слова Ю. Борисова о маскировке нового БЖРК. По его словам, «ракетный поезд» новой модели будет иметь минимально возможные отличия от обычных составов. Следует напомнить, что комплекс «Молодец» имел несколько заметных отличий от других поездов. В частности, из-за большого стартового веса ракеты и пусковой установки вагоны приходилось оснащать усиленной ходовой частью, отличавшей их от другого подвижного состава. Также имелись иные отличия. Все это в определенной мере демаскировало БЖРК «Молодец», хотя в целом скрытность комплекса получала хорошие оценки.

По-видимому, ключом к решению проблемы малозаметности стало использование новых ракет. Согласно открытым данным, ракета РС-24 «Ярс» более чем в два раза легче изделия РТ-23РТТХ. Среди прочего это позволяет упростить конструкцию вагона-пусковой установки и, как следствие, не использовать специальное оборудование и различные элементы, способные демаскировать его.

Замминистра обороны утверждает, что первые боевые железнодорожные ракетные комплексы новой модели будут переданы РВСН уже до конца текущего десятилетия. Такая информация может быть поводом для оптимизма. По информации 2012-13 годов, до конца десятилетия планировалось завершить опытно-конструкторские работы и начать подготовку к испытаниям комплекса. Поставки серийной техники относили к следующему десятилетию. По обновленным данным, ОКР завершатся гораздо раньше, что позволит выполнить все необходимые работы в течение ближайших пяти лет. Благодаря этому производство серийных комплексов «Баргузин» и передача такой техники войскам начнутся уже через несколько лет.

По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://tass.ru/



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»