Бронзовый меч. Бронзовые мечи: история, названия, фото, ареал находок. Мечи VIII-IV века до н. э

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
: каменный век, бронзовый и железный . Придумали её в 19 веке. За основу взяли гипотетический прогресс орудий труда: от примитивных каменных до совершенных – железных.

Идея довольно умозрительная. Поскольку сколь-нибудь заметного прогресса в орудиях труда до производства железа отыскать мудрено. А железо люди начинают осваивать довольно поздно, едва ли ранее 15 века. Причем массово железные орудия в крестьянском быту появляются лишь в 19 веке. Поэтому без дополнительных факторов археология не в состоянии отличить деревню 18 века от селения эпохи неолита.

До массового производства железа существенного увеличения производительности труда в сельском хозяйстве, основе экономики доиндустриальной эпохи, не наблюдалось. Оговорюсь, производительность сельского хозяйства росла, но в основном за счет повышения эффективности агарных технологий, а не орудий труда. Пожалуй, единственное, на что железные изделия оказали качественное влияние, это мореплавание. Без железных гвоздей и болтов серьёзный морской корабль не построишь. Железный топор тоже хорошая вещь в плотницком деле.

В общем, влияние прогресса в металлообработке на экономику хотя и имело место, но до 18-19 веков решающего значения не имело. Зато имело важнейшее значение в производстве оружия.

Кстати, знаете, в чём прикол известной легенды о гордиевом узле . Сложный узел из кожаного ремня или нечто столь же прочного служил надёжным замком. Разрезать-то его было нечем…

И если с каменными и железными орудиями всё более или менее понятно, то бронзовые всегда вызывали сомнения. Бронза довольно сложный для обработки материал. Допустим, отлить наконечник стрелы или копья возможно. Вроде бы можно изготовить какой-нибудь доспех или шлем.

Хотя насчет бронзового шлема у меня имеются сомнения. В прошлом году побывал в музее Олимпии . Видел там бронзовые древнегреческие шлемы.

В запасниках их там залежи.

На фото не видно, но можете поверить мне на слово. Шлемы крохотные. Детские. Получится надеть на голову ребёнку не старше пяти лет. Спрашивали местных экскурсоводов. Те разводят руками, – сами, говорят, удивляемся.

Или древние греки были хоббитами. Или отлить бронзовый шлем сложной формы для взрослого человека, чтоб шлем был тонкостенный и соответственно имел не чрезмерный вес, технически затруднительно. Других версий у меня нет.

Ну да бог с ними, бронзовыми шлемами и доспехами. Критически важный вопрос о бронзовых мечах.

Давно меня занимала загадка бронзовых мечей, по утверждению официальной истории весьма распространённых до начала обработки железа. Из бронзы – сплава меди и олова – возможно отливать всякие поделки. Но изготавливать мечи затруднительно, поскольку обычно бронза твёрдый и хрупкий материал. Давно меня занимал вопрос, что по этому вопросу говорит официальная история.

И однажды мне встретилась серия статей об оружии бронзового века. Ссылку поместил в конце этой заметки.

Статьи суть компиляция исторических сведений и мнений официальной истории по предмету. Процитирую ту статью, где говорится о бронзовых мечах.

«… выяснился интерес довольно значительной части пользователей этого сайта к… оружию бронзового века и, в частности, оружию и доспехам легендарной Троянской войны. Что ж – тема действительно очень интересная».

«… Для типологизации бронзовых мечей, найденных в Греции, используется классификация Сандарса, по которой мечи располагаются в восьми основных группах, под буквами от А до Н, плюс многочисленные подтипы, которые в данном случае из-за их обилия не приводятся».

«Классификация Сандарса. На ней хорошо видно, что самые древние мечи за 500 лет до падения Трои (а оно, как считают, имело место в 1250 г. до н.э.) были исключительно колющими ! За двести лет до нее появились мечи с V-образными перекрестиями и высоким ребром на клинке. Рукоятка теперь также отливалась заодно с клинком. Для 1250 г. характерны мечи с Н-образной рукоятью, которыми в принципе можно и рубить, и колоть. Основа ее отливалась заодно с клинком, после чего на нее на заклепках крепились деревянные либо костяные «щечки».

Идея бронзового меча в виде рапиры понятна. Хорошее режущее лезвие из бронзы получить затруднительно, острый наконечник изготовить проще. Однако не ясен генезис бронзового меча рапиры. Эволюция железного оружия понятна: нож, кинжал, меч и так далее. А в чём смыл бронзовой рапиры? Разумнее использовать копьё или дротик с бронзовым наконечником.

В комментариях к статья поднялась буза. Многие сомневались в достаточной эффективности бронзовых мечей. И автор взял на себя труд углубить тему. Отрылось немало интересного. Оказалось, что на Западе существует целая отрасль по изготовлению (реконструкции) бронзовых мечей.

«После долгих поисков мне удалось найти трех специалистов в этой области. Двух в Англии и одного в США и получить от них разрешение на использование их текстовых и фотоматериалов. Зато теперь завсегдатаи ВО и просто его посетители получают уникальную возможность увидеть их работы, познакомиться с технологиями и их собственными комментариями по этой интересной теме.

Начну с того, что предоставлю слово Нилу Барриджа, британцу, который занимается бронзовым оружием 12 лет».

Выяснилось, что некоторые разновидности бронзы можно ковать.

«.. режущая кромка клинка у бронзовых мечей всегда проковывалась, чтобы увеличить ее прочность! Сам меч был литой, а вот режущие кромки всегда кованные!»

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смотрим видео испытания бронзового меча от упомянутого британского мастера Neil Burridge .

Neil Burridge, a highly skilled maker of Bronze Age swords, sent me an unpolished version of a Ewart Park type sword for hard, abusive testing to get an idea of the material"s limits.


Ну и как вам?

Для практического применения, в общем-то, пригоден. Хотя и качественно уступает стальному мечу.

Проблема, однако, в том, что этот бронзовый меч есть достижение современной науки и технологии. Сплав изготавливается с точностью долей процента. Откуда такие знания химии и необходимая чистота металлов в древности? Древний меч существенно уступал бы изделию современного нам британского мастера. То есть не годился бы для практических нужд.

Так я окончательно разуверился в бронзовом веке.

А было так, что в процессе обмена мнениями по поводу опубликованных в ВО материалов, выяснился интерес довольно значительной части пользователей этого сайта к… бронзового века и, в частности, оружию и доспехам легендарной Троянской войны. Что ж – тема действительно очень интересная. К тому же практически всем знакомая, пусть даже и на уровне школьного учебника для пятого класса. «Медноострые копья», «шлемоблещущий Гектор», «знаменитый щит Ахилла» – все это оттуда. И кроме того само по себе это историческое событие уникально. Ведь люди о нем узнали из поэмы, художественного произведения. Но оказалось, что узнав о нем, и проявив соответствующий интерес, они обрели знание о неизвестной им ранее культуре.

Чернофигурный керамический сосуд из Коринфа с изображением персонажей Троянской войны. (Около 590 – 570 гг. до н. э.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, а начать нужно будет с самого начала. А именно, что миф о Трое, осажденной греками не подтверждался убедительными фактами вплоть до конца ХIХ века. Но тут на счастье всего человечества романтическая детская мечта Генриха Шлимана получила мощную финансовую поддержку (Шлиман разбогател!) и он тут же отправился в Малую Азию на поиски легендарной Трои. После 355 г. н.э. это название нигде не упоминалось, то Шлиман решил, что имевшееся у Геродота описание один в один подходит под холм Гиссарлык и начал там копать. И копал он там с 1871 года более 20 лет, вплоть до самой смерти. При этом археолог он был никакой! Находки удалял с места раскопок, не описав их, выбрасывал все, что не казалось ему ценным и рыл, рыл, рыл… Пока не нашел «свою» Трою!

Многие ученые того времени сомневались в том, что этой действительно Троя, но ему стал покровительствовать британский премьер-министр Уильям Гладстон, в свою команду он заполучил профессионального археолога Вильгельма Дорнфельда и постепенно тайна древнего города стала открываться! Самым удивительным их открытием стало то, что они обнаружили целых девять культурных слоев, то есть каждый раз новая Троя строилась на обломках предшествующей. Самой древней, понятно, была Троя I, а самой «молодой» Троя IX римского времени. Сегодня таких слоев (и подслоев) нашли еще больше – 46, так что изучать именно Трою оказалось совсем нелегко!

Шлиман считал, что нужная ему Троя - это Троя II, но на самом деле настоящая Троя имеет номер VII. Доказано, что город погиб в пламени пожара, а останки людей, найденных в этом слое, красноречиво говорят о том, что погибли они насильственной смертью. Годом, когда это случилось, принято считать 1250 г. до н.э.


Руины древней Трои.

Интересно, что при раскопках Трои Генрих Шлиман обнаружил клад золотых украшений, серебряных кубков, бронзового оружия и все это он принял за «клад царя Приама». Потом уже выяснилось, что «клад Приама» относится к более ранней эпохе, но дело не в этом, а в том, что Шлиман его просто присвоил. Сделать это незаметно ему помогла его жена София – единомышленник и помощник, которая тайком выносила все эти вещи с раскопок. А ведь официально этот клад должен был принадлежать Турции, но ей он не достался кроме нескольких мелких вещей. Поместили его в Берлинский музей, а в годы Второй мировой войны он пропал, и до 1991 года где он и что с ним никто не знал. Зато в 1991 году стало известно, что с 1945 года клад, взятый в качестве трофея, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина и сегодня его можно увидеть в зале №3.


Большая диадема из «Клада А» 2400 – 2200 гг. до н.э. (ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Впрочем, и без находок из этого клада о том времени нам сегодня известно очень много. Дело в том, что археологи-профессионалы восприняли открытие Шлимана как вызов, но учли его опыт и принялись копать во всех местах, упомянутых в гомеровской «Илиаде» – в Микенах, Пилосе, на Крите. Нашли «золотую маску Агамемнона», массу других предметов той эпохи, а уж мечей и кинжалов просто очень большое количество.

Причем хорошо уже то, что они были бронзовыми, а не железными и потому хорошо сохранились! Итак, вот что думают о мечах и кинжалах эпохи Троянской войны ученые историки самых разных стран мира, включая и «мастера мечей» Эварта Окшотта, в, так сказать, концентрированном виде…

По их мнению, ранние мечи Эгейского бронзового века являются одними из самых ярких артефактов той эпохи с точки зрения мастерства и роскоши. Причем это могли быть и ритуальные изделия, и реально использовавшиеся на войне образцы вооружения. Ранние мечи развились из кинжалов. Форма – производная от кинжалов из камня. Камень, однако, очень хрупкий, и, следовательно, длинный меч из него не сделать. С введением меди и бронзы кинжалы, в конечном счете, превратилась в мечи.


Меч-рапира типа CI. Кудония, Крит. Длина 83 см.


Рукоять к этому мечу.

Самые ранние мечи эгейского времени были найдены в Анатолии, в Турции, и датируются примерно 3300 г. до н. э. Эволюция холодного оружия из бронзы такова: от кинжала или ножа в эпоху ранней бронзы, к мечам («рапирам»), оптимизированным для колющего удара (эпоха средняя бронза), и затем к типичным мечам с клинками в форме листа позднего бронзового века.

Одним из самых ранних мечей Эгейского мира является меч из Наксос (около 2800-2300 до н.э.). Длина этого меча 35,6 см, то есть он больше похож на кинжал. Был обнаружен меч из меди на Кикладских островах в Аморгосе. Длина этого меча составляет уже 59 см. Несколько минойских бронзовых коротких мечей обнаружили в Ираклионе и Сиве. Общий дизайн их явно показывает, что они также происходят от ранних листовидных кинжалов.

Но одним из самых интересных изобретений Эгейского бронзового века был большой меч. Оружие это, появившиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры на острове Крит и на территории материковой Греции, отличается от всех ранних образцов.


Знаменитый дворец в Кноссе. Современный вид. Фото А. Пономарева.


Территория, которую занимал дворец, была огромна и чего там только не раскапывают. Фото А. Пономарева.

Анализ некоторых экземпляров показывает, что материал представляет собой сплав меди и олова, или мышьяка. Когда процент меди или олова имеет высокое содержание, клинки можно различить даже по их виду, так как они имеют красноватый или серебряный цвет соответственно. Было ли это сделано намеренно, чтобы подражать изделиям дорогостоящих металлов, таким как золото и серебро, чтобы эти мечи или кинжалы имели красивый внешний вид, или это просто результат неправильного расчета нужного количества присадок к сплаву, неизвестно. Для типологизации бронзовых мечей, найденных в Греции, используется классификация Сандарса, по которой мечи располагаются в восьми основных группах, под буквами от А до Н, плюс многочисленные подтипы, которые в данном случае из-за их обилия не приводятся.


Классификация Сандарса. На ней хорошо видно, что самые древние мечи за 500 лет до падения Трои (а оно, как считают, имело место в 1250 г. до н.э.) были исключительно колющими! За двести лет до нее появились мечи с V-образными перекрестиями и высоким ребром на клинке. Рукоятка теперь также отливалась заодно с клинком. Для 1250 г. характерны мечи с Н-образной рукоятью, которыми в принципе можно и рубить, и колоть. Основа ее отливалась заодно с клинком, после чего на нее на заклепках крепились деревянные либо костяные «щечки».

Связь между минойскими треугольными небольшими мечами или кинжалами и длинными мечами может быть прослежена, например, на образце, найденном в Малии на Крите (около 1700 до н. э.). У него есть характерные отверстия для заклепок на клинке в хвостовой части и четко выраженное ребро. То есть рукояти этот меч, как и ранние кинжалы, не имел. Рукоять была деревянной и крепилась на заклепках с массивными шляпками. Понятно, что рубить таким мечом было нельзя, а вот колоть – сколько угодно! Удивительно роскошной была отделка его рукояти, которая была покрыта золотым гравированным листом, а в качестве навершия использован замечательный кусок горного хрусталя.


Кинжал приблизительно 1500 г до н.э. Длина 24,3 см. Украшен насечкой с золотой проволокой.

Длинные мечи-рапиры находили во дворце на Крите в Маллии, в микенских гробницах, на Кикладских островах, на Ионических островах и в Центральной Европе. Причем, как в Болгарии, так и в Дании, в Швеции и в Англии. Эти мечи достигают иногда метровой длины. Все имеют крепление рукояти на заклепках, высокое ромбовидное ребро, за исключением тех случаев, когда на нем есть сложный декор.

Рукоять этих мечей была сделана из дерева или слоновой кости и иногда украшена золотыми накладками. Мечи датируются 1600 – 1500 гг. до н.э., а самые последние образцы к периоду около 1400 г. до н.э. Длина колеблется от 74 до 111 см. Находят к ним и ножны, вернее их остатки. На основании этих находок можно сделать вывод, что делались они из дерева и часто несли на себе украшения из золота. Более того, сохранность металлических и даже деревянных (!) деталей, которые позволили провести радиоуглеродный анализ этих изделий, позволяет полностью реконструировать мечи и кинжала этого периода, что и было сделано, в частности по заданию археологического музея в Микенах.

Мечи носились на богато украшенных перевязях, декор которых также дошел до нашего времени. Ну, а подтверждением того, что такими мечами наносили колющие удары, являются изображения воинов, которые ими сражаются на перстнях и печатях. В то же время современные датировки показывают, что целый ряд таких мечей был сделан за 200 лет гомеровской Троянской войны!


Реконструкция меча типа F2c выполненная Питером Коннолли.

В этой связи многие историки отмечают, что такие вот длинные колющие мечи находились на вооружении «народов моря» и, в частности, знаменитых шарданов, известных в том же Египте по изображениям на стенах храма в Мединет-Абу 1180 г. до н.э.

Стоит еще раз обратить внимание на тот факт, что существующее мнение о том, что эти мечи пригодны для чего угодно, кроме их непосредственного предназначения, неверны. Были произведены испытания реплик этих мечей, и они продемонстрировали их высокую эффективность именно как колющего оружия, предназначенного чтобы делать смертельные выпады в схватке самых настоящих фехтовальщиков!

То есть на сегодня находки бронзовых мечей и кинжалов в районе Эгейского моря настолько объемны, что дали возможность выработать их типологию и сделать так же ряд интересных выводов. Понятно, что все они просто не могут быть отнесены непосредственно к Троянской войне. Это нонсенс! Но можно говорить о «гомеровском времени», крито-микенской цивилизации, «эгейском регионе» и т.д.


Реконструкция двух мечей Naue II с деревянными рукоятями на заклепках. Этот тип мечей был характерен для Центральной и Северной Европы около 1000 г. до н.э.

Причем распространение подобного оружия в странах Европы говорит нам о том, что возможно торговые связи в то время были значительно более развитыми, чем это принято считать, так что вполне можно говорить «европейской интернационализации» и «интеграции» в эпоху бронзового века. Конкретно это может выражаться в том, что существовал некий народ мореплавателей – те же «народы моря», который осуществлял плавания вокруг всей Европы и распространил микенские и критские виды вооружения, и, в частности, мечи по территории всей Европы.


Изображение воинов «народов моря» (шарданов) на рельефе из Мединет-Абу.

Где-то им нашли применение, ну а там, где тактика войны была другая, это оружие приобреталось в качестве «заморских диковинок» и жертвовалось богам. Кроме того, можно сделать вывод и о тактике: существовал народ, у которого воины являлись кастой, причем достаточно замкнутой. Воины этого народа учились пользоваться своими длинными колющими мечами с детства. А просто так взять этот меч в руки, и рубить им сплеча было нельзя. Но затем каста эта вымерла.


Мечи типа F изображенные на фреске из Пилоса (около 1300 г. до н.э.)

Потребовались «солдаты» для «массовой армии», учить которых не было ни времени, ни сил, и колющие мечи очень быстро сменили рубящие. Ведь рубящий удар носит интуитивный характер и куда более прост в освоении, чем укол. Тем более мечом такой сложной конструкции.


Ахиллес и Агамемнон: римская мозаика из Неаполя и… римский меч на бедре у Ахиллеса!

2 256

Бронзовые мечи

До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком - бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.

Бронза - довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % - более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка - из более мягкой).

Мечи из бронзы

Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств - выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча - не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно - современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.

Бронзовый меч

Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой - сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.

Копис (современная реплика)

На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.

Согнутый бронзовый меч

До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.

Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.

Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400-2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.

Медный меч из Бет-Даган, ок. 2400-2000 года до н. э. Хранится в коллекции Британского музея

Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации - так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.

Современные реконструкции различных типов микенских мечей, в том числе (два верхних) - т. н. тип А.

Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700-1400 г.г. до н. э.

Меч, бронза, 62 см, 1300-1100 до н.э. Центральная Европа

Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..

Древний китайский бронзовый меч

Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.

Кельтские бронзовые мечи из Национального Музея Шотландии.

Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое - железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) - меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.

Древний железный меч

В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.

Китайский меч Дао конца династии Цин.

Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе - подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.

Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия - из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.

Этрусские мечи

Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся - так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).

Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:

Ксифос (современная реплика)

Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;

Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;

Скифский меч - с VII до н. э.;

Меотский меч - с V по II век. до н. э.

Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять - длинная (от 15 см), навершие - в форме кольца.

Сарматские мечи

Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие - массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.

Современная реконструкция кавалерийской спаты II века н. э.

В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров - как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» - англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.


– Давайте подводить промежуточные итоги нашего расследования, Уотсон, тем более, что любезная мисс Хадсон уже принесла нам свой восхитительный кофе – первый из собеседников принялся неспешно разливать по чашкам ароматный напиток. – Итак, что же мы имеем? У нас есть распространившаяся по всей центральной Европе археологическая культура полей погребальных урн. Историки гадают, какой народ оставил эти древности, но подозревают в нём сообщность родственных племен" . Это раз. Кофе сегодня просто божественный, вы не находите? С другой стороны, на этой же территории многочисленные названия рек и ручьёв убеждают нас, что здесь некогда проживали люди, говорившие на неизвестном науке наречии. Причём, общие корни свидетельствуют о едином языке населения таких удалённых друг от друга мест, как голландское побережье Северного моря и Адриатика, Иллирия и Аквитания, польское взморье и Каталония. И, наконец, третье: греческие и римские писатели обнаруживают в разных краях всё той же среднеевропейской области народы "венетов", удивляются их изобилию и широте распространения. Полагаю, мы можем свести воедино данные археологии, лингвистики и античной литературы и сделать вполне напрашивающийся вывод – венеды входили в состав общности полей погребений, возможно, они даже были её создателями.

– Что ж, нечто подобное учёные давно подозревали. Причём отталкивались они при этом только от факта распространённости топонимов на "венд".

– Несомненно, Уотсон! Однако, мы смогли их привязать не к некому туманному "древнеевропейскому населению", а к вполне конкретному археологическому сообществу. Причём такому, которое поразило учёных своими достижениями. Как пишет о нём чешский археолог второй половины XX века Ян Филипп "численность населения кое-где превышала численность населения в настоящее время" . И это сказано о Центральной Европе за тысячу с лишним лет до рождения Христа! Вообще, по мере того, как археологи раскапывали одну за другой эти родственные культуры пред ними предстал удивительный мир могущественных северных воинов, вооружённых длинными мечами, чьи головы защищали прочные бронзовые шлемы, ноги – поножи, а тела – крепкие панцири. До того считалось, что столь сложный комплекс вооружений в бронзовом веке существовал только у цивилизованных народов Средиземноморья. Ошеломлённые учёные заговорили об экспансии лужичан и народов погребальных урн в целом. Именно их стали считать ответственными за Катастрофу Бронзового века.

– Боюсь показаться невеждой, Холмс, но я к стыду своему ничего не слышал об этом. О каком собственно катаклизме идёт речь?

– Видите ли, Уотсон, многие люди полагают историю плавным поступательным движением от дикости к современной цивилизации. В целом это, конечно, так. Но иногда в этом непрерывном карабканье человечества к Свету и Прогрессу случаются досадные сбои. Римская империя с её законами, литературой и искусством считается, например, гораздо более развитым обществом, чем пришедшие ей на смену варварские племена, пасшие коз и овец среди руин античных городов. Нечто подобное, а, возможно, ещё более страшное, случилось в мире на рубеже XIII и XII веков до нашей эры. Американский историк Роберт Дрюс назвал это "Бронзовым коллапсом" или, если хотите, "Катастрофой Бронзового века": "Во многих местах древнее и развитое общество закончило существование около 1200 до н.э. В Эгейском море "дворцовая цивилизация" как мы называем Микенскую Грецию, исчезла. Хотя некоторые барды-сказители "Тёмных веков" помнили её, она канула в неизвестность, пока археологи не стали производить раскопки. На анатолийском полуострове потери были даже больше. Хеттская империя дала анатолийскому плато уровень стабильности и процветания, которого эта территория не увидит в последующую тысячу лет. В Леванте восстановление произошло гораздо быстрее: некоторые общественные институты Бронзового века уцелели с небольшими изменениями, но везде городская жизнь была резко отброшена назад. В Египте 20-я династия означала конец Нового Царства и почти конец достижений эпохи фараонов. Везде в восточном Средиземноморье 12-й век до н.э. привёл за собой "тёмное время", из которого Греция и Анатолия не вышли в течении 400 лет. В целом, конец Бронзового века стал одной и глубочайших катастроф древней истории, большим бедствием чем падение Римской Империи" . Действительно, творилось нечто ужасное. Девять десятых греческих городов были разрушены. Царственные Микены пали. Величественная Троя, простоявшая тысячи лет – сожжена и превратилась в маленький посёлок. Жители Крита, построившие великолепный Кносский дворец, с его бесчисленными залами, лестницами, бассейнами, красочными фресками, оставили свои цветущие долины и прибрежные территории с удобными гаванями и бежали высоко в горы, превратившись в пастухов и охотников. Заброшена торговля, забыта письменность, утрачены ремесленные навыки. Во многих местах движение к цивилизации пришлось начинать заново, практически с нулевой отметки.

– Но какое отношение к данным бедствиям имеют обитатели центральной Европы – венеды? Не хотите ли вы сказать, что это они стали виновниками всех этих ужасов?

– Видите ли, Уотсон, в истории очень часто проявляют себя хорошо нам знакомые со школьной скамьи законы физики. Например, закон сохранения вещества и энергии. А он гласит: если где-то что-то убыло, то в другом месте непременно добавилось. Упадок цивилизаций Восточного Средиземноморья совпал по времени с невиданным подъёмом до того очень скромных народов Средней Европы, в первую очередь, всё тех же "лебединых племён", переживавших в это время свой расцвет. Историки заподозрили, что между деградацией одних и возвышением других имеется некая связь. Учёные мужи, кстати, выдвигали самые разные версии причин катастрофы бронзового века. Одна из них, климатическая, строится на том, что к 13 веку до нашей эры на Ближний Восток пришла многолетняя засуха, а в Европе, напротив, стало теплее и более влажно. Другие исследователи "грешат" на череду землетрясений. Третьи справедливо указывают на то, что хроники того времени полны сведений о нашествиях иноплеменников, в том числе загадочных "народов моря". И в этом разрезе археологов чрезвычайно взволновали длинные мечи культур погребальных урн. Именно они им показались главным символом Бронзового апокалипсиса.




– И что же такого примечательного привиделось учёным в заурядных мечах из бронзы? Мне доводилось их рассматривать в музеях: форма обоюдоострого клинка напоминает вытянутый листок, чуть расширяющийся к острию, рукоять в одной отливке с клинком. Длина редко превышает один метр. Обычное оружие пехотинца.

– Да, конечно, если смотреть в прошлое с высоты настоящего, любые тамошние достижения и изобретения, даже самые выдающиеся, могут показаться чем-то само собой разумеющимся. Но для современников эти новинки становились судьбоносными, они переворачивали истории народов, возвышали одних и низвергали других. Тот меч, который вы так прекрасно описали, Уотсон, тоже стал одним из поворотных моментов в военном деле древности. Вам может показаться странным, но меч, как колюще-рубящее оружие, не был известен древнейшим цивилизациям Средиземноморья. Там воевали при помощи луков, копий, дротиков, секир и молотов, а также, конечно, боевых колесниц, этих грозных "танков" Бронзового века. Вместо мечей элитные воины были вооружены кинжалами, с более коротким лезвием (до 40 см). Казалось бы, форма клинка у меча и кинжала схожа, но последний сильно уступает первому в бою – им можно разве что добить уже поверженного противника. Отчего же не делать оружие с более длинным лезвием? Оказывается, всё дело в свойстве материалов. Первая бронза была довольно хрупкой, длинный клинок из неё не выдерживал боковых ударов и неизбежно ломался при первой же попытке обрушить его на голову, шлем или щит врага. Где-то к XVI - XV векам до нашей эры оружейники Восточного Средиземноморья научились делать длинные мечи. Впрочем, очень необычных форм. Клинки тонкие, равномерно сужающиеся к острию, они напоминали итальянские рапиры или, если хотите, гигантские шилья. Вооружены ими были исключительно элитные воины, поскольку в бою им был доступен лишь один приём – прямой выпад с целью уколоть противника в незащищённое место – а в пылу сражения сделать это непросто. Гораздо естественней иное движение – рубящее, а оно было недоступно ратникам до тех пор, пока народы Центральной Европы не создали длинный бронзовый меч описанной вами формы.

– И вы полагаете, что это "изобретение" перевернуло судьбы человечества, стало главной причиной Бронзовой катастрофы?

– Во-первых, так считаю не я, а видный американский историк Роберт Дрюс, труды которого мы уже упоминали. Во-вторых, дело не в самой идее, которая, разумеется, витала в воздухе, а в уровне развития металлургии, позволившем её воплотить. Послушайте, что пишет об этом британский исследователь Эдварт Окшотт в книге "Археология оружия": "В начале Бронзового века сплав, из которого отливали это оружие, в среднем включал в себя 9,4 % олова, в то время как в более поздних образцах это количество достигает 10,6%. Этот сплав можно сравнить с материалом из которого в XIX веке делали стволы пушек и крепче которого вряд ли можно что либо найти. Таким образом, мечи конца Бронзового века были не менее крепкими, чем пушки, и вполне годились для рубящего удара". И, наконец, именно такой удар коренным образом изменил стратегию и тактику тогдашнего военного дела.

– Не сочтите меня упрямцем, Холмс, но я всё же не могу взять в толк, как одно лишь появление рубящих мечей могло разрушить столько царств и обречь на бедность и забвение такое количество народов. Как то не верится в это!

– Что ж, хотя, как мне представляется, мы несколько отвлеклись от темы нашего расследования, потратим ещё пару минут на экскурс в прошлое военного искусства. Самые первые армии древности состояли, что вполне очевидно, из пехотинцев. Воинственные наши предки убивали себе подобных при помощи того же, чем охотились или с чем вели хозяйство – луков со стрелами, копий, дротиков, бумерангов, дубинок, ножей, топоров. Чуть позже изобрели щит, деревянный или сделанный из лозы, обтянутой кожей. Но подлинный переворот в военном деле случился уже в эпоху ранней Бронзы, когда степные народы Евразии придумали колесницы. Боевые повозки, запряженные парным количеством лошадей врываясь в ряды врага, сеяли панику и смерть. Возницы и воины, стоявшие на колесницах, поражали испуганного противника стрелами и дротиками, реже, как греки и хетты, длинными копьями. Устоять против этой напасти армия легковооружённых пехотинцев была не в состоянии. В XVII веке кучка степных пастухов из Азии – гиксосов запросто покорила могущественнейшее Египетское царство. Соотношение сил было невероятным: на одного пришельца приходилось более тысячи египтян. Но гиксосы прикатили на колесницах и пока жители долины Нила не построили похожие боевые повозки и не овладели искусством вести с них бой, они ничего не могли поделать с чужестранцами. С тех самых пор пехота превратилась во второстепенное, вспомогательное войско. Главной же ударной силой любой армии мира стали колесницы и специально обученные воины – колесничие. "Преступление моих солдат и воинов на колесницах, которые бросили меня, столь велики, что этого нельзя выразить словами" – жалуется потомкам со стен луксорского храма египетский фараон Рамсес II. В 1274 году под стенами сирийского города Кадеша доселе непобедимая армия египтян столкнулось с войском хеттов. С обоих сторон в битве участвовали примерно по тысяче колесниц. И это было самое массовое использование данного вида войск за всю человеческую историю. Если верить надписи Рамсеса только его личное мужество позволило остановить бегство его воинов и отбросить врага. Может в этом и есть некоторое преувеличение, но сражение на колеснице действительно была делом элиты – царей и вождей.




– Вы хотите сказать, что колесниц и колесничих было мало? Но, если они были столь эффективны, отчего не сделать этот вид оружия массовым?

– Колесница и сама по себе довольно сложное устройство, недешёвое в производстве, но ещё дороже было содержать этот род войск. Чтобы лошадь повиновалась малейшим движениям рук возничего на поле боя, чтобы экипаж мог останавливаться, резко разворачиваться, уменьшать или увеличивать скорость, чтобы кони не боялись врезаться в толпу вражеских воинов, требовались долгие годы упорных тренировок. Бронзовые и деревянные детали повозки: колеса, оси, поворотный механизм часто выходили из стоя и нуждались в постоянном ремонте. Не менее тяжело было обучить возничего, которому приходилось подчас одновременно управлять лошадьми и поражать врагов. Зачастую этому приходилось натаскивать с детства. Такой вид оружия по определению становился достоянием элиты и обходился государству очень дорого. Крупные города могли содержать десяток колесниц, небольшие страны – сотню, могущественные империи – порядка тысячи. При этом остальная часть армии – пехота – была способна разве что добивать смятого противника и мародёрствовать на поле битвы. "Воинов на колесницах было мало, – пишет специалист по древним стратегиям Михаил Горелик – и сражались они в основном с себе подобными колесничными бойцами противника. Такой поединок зачастую решал исход боя, так как оказывал мощное воздействие на рядовых бойцов: те либо безудержно рвались вперёд за своим победоносным вождём, либо, если их предводитель был убит или ранен, обращались в бегство, в лучшем случае пытаясь спасти хотя бы его тело". Такой вид боя коренным образом изменил и структуру общества: все древние царства превратились в социальную пирамиду, на вершине которой, оторванная от низов, восседала кучка полубогов – вождей-колесничих, под ними находилась небольшая группировка воинов-пехотинцев, и, в основании, пребывали миллионы гражданских людей, не знающих что такое оружие. И весь этот колосс держался на тысячелетнем мифе о непобедимости боевых колесниц...

– Этот "кусок бронзы", как вы его назвали, на самом деле не так прост, как кажется. Чтобы мечи весело зазвенели на поле боя потребовались всё мастерство древних металлургов. Они отыскали секрет сплава, дающего нужную твёрдость, придумали такое крепление клинка с рукоятью, которое не разлеталось вдребезги даже после самых сильных ударов. Меч должен был быть достаточной длины, чтобы поражать врагов, но и довольно лёгким, чтобы воин мог без усилий вращать его одной рукой. Словом, это был шедевр. В дополнение к нему потребовались надёжные доспехи: прочный шлем, крепкий панцирь, накладки, защищающие ноги, большой и удобный щит. Так возник новый род войск – тяжелая пехота – и именно он оказался способен противостоять колесницам в кровавых битвах Бронзового века. Отныне воины стали сражаться плотным строем, щит к щиту, бок к боку, они не боялись стрел и дротиков, поскольку были надежно защищены от этих метательных снарядов, а колесницы, врывающиеся в их ряды, застревали в тех, как нож, глубоко вошедший в дерево. Ужас охватил все древние царства Востока перед нашествием бесчисленных орд чужеземцев в доспехах с мечами в руках. "Ни одна страна не устояла перед их десницей, начиная с Хатты. – трепещут египтяне со стен поминального храма Рамзеса III, повествуя о нашествии знаменитых "народов моря" – Каркелиш, Арцава, Аласия уничтожены. Они стали лагерем посреди Амурру, они уничтожили её людей, будто тех и не было. Они двинулись прямо на Египет".


Карта нашествия "народов моря"


– Погодите, Холмс, вы всерьёз полагаете, что "народами моря" были племена Центральной Европы: италийцы, иллиры и венеды?

– Конечно, нет. Хотя поначалу некоторые учёные, столкнувшись с феноменом Бронзового коллапса "грешили" на представителей культуры полей погребений. Слишком уж стремительно последняя распространялась в сердце нашего континента. Однако, нынче, когда научные страсти остыли, более вероятным кажется иной сценарий событий. Заняв при помощи длинных бронзовых мечей наиболее богатые центрально-европейские области Лебединые племена вытеснили оттуда прежних обитателей, которые, в свою очередь, хлынули южнее – на Апеннины и Балканы; согнанные со своих мест тамошние жители обрушились уже на древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья. Таким образом, зародившаяся в глубинах Европы миграционная волна смела многие тысячелетние царства. И всюду она сопровождалась распространением нового вида оружия и связанной с ним более передовой тактики боя. Новый комплекс вооружения был намного дешевле колесниц, и обеспечить им можно было гораздо большее количество людей. Именно поэтому уже вскоре рубящие мечи появились повсюду – от далёкой Скандинавии до солнечного Египта.

Нашествие "народов моря". Реконструкция" src="/Picture/NN/19.jpg" height="377" width="267">

Нашествие "народов моря". Реконструкция


Египтяне, кстати, оказались одним из немногих народов, кто сумел отразить нашествие чужестранцев. Для этого Рамзес III решился на поистине отчаянный шаг, он пересадил элиту своего войска с колесниц на корабли и напал на пришельцев, не дав им высадится на берег. Посмотрите, как скрупулезно точно на египетских барельефах изображены тонущие ратники в рогатых шлемах с мечами в руках. Если б они сумели построиться в боевой порядок на твёрдой земле, египетскому войску не поздоровилось бы.


Египетские фрески о нашествии "народов моря" Храм Рамзеса III


– Однако, вернёмся к нашим Лебединым племенам. Вы, Холмс, несколько раз назвали области ими занятые "богатыми" и "стратегически важными". И что же такого необыкновенного было в Центральной Европе того времени? Неужели климат там стал лучше средиземноморского?

– Полагаю, дело вовсе не в климате. Всё упирается в природу того материала, о котором мы уже не раз говорили, и от которого тогда зависела жизнь людей почти на сто процентов. Без него не строились дворцы, не рассекали волны корабли, не мчались колесницы, не блестели на солнце доспехи воинов. Я имею ввиду бронзу. Вы, конечно знаете, Уотсон, что это сплав двух металлов – меди и олова, намного превосходящий в твёрдости каждый из исходных элементов. Но ведомо ли вам, друг мой, что залежи этих двух цветных металлов, доступные людям в древности, были редкостью. Медь, не считая Кипра, добывали в Восточных Альпах, в Карпатах, в чешских Рудных горах и на Балканах. Ещё большим дефицитом являлись россыпи олова, которое добывалось вместе с медью в Богемии, немного на севере Пиренейского полуострова и в итальянской провинции Тоскане, но более всего, на Корнуоллском полуострове в Британии, отчего наши острова в эти времена часто именовались Оловянными. Взгляните на карту Европы, Уотсон. Вначале похожие на серебристую рыбью чешую слитки британского олова финикийские купцы возили вдоль всего атлантического побережья континента – через ревущий Бискайский залив, Гибралтар, и далее транзитом по Средиземноморью. Затем наладили маршрут поудобней: по Рейну до истоков, затем на телегах к верховьям Дуная и уже по этой великой реке к Черному морю. Так британское олово быстрее попадало в Трою, в Микенскую Грецию, на Крит, где обитали минойцы, в Египет и к представителям иных высокоразвитых сообществ восточного Средиземноморья. Без олова не было бронзы, без бронзы не было технического прогресса.

– То есть вы хотите сказать, Холмс, что поселившиеся в центре Европы племена полей погребения взяли под свой контроль как самые обильные медные рудники континента, так и важнейший Оловянный путь?

– Всё верно, Уотсон. Им досталось немало богатств, включая золотые россыпи в истоках Рейна, но они при этом старались и далее проникнуть в наиболее выгодные районы добычи стратегически важных металлов: на Балканы, в Северную Италию, в зону к югу от Пиренейских гор. Такое впечатление, что наши герои стремились стать монополистами в мировом производстве бронзы. И не это ли стало главной причиной "Тёмных веков" Греции и Анатолии? Возможно, что ранее именно минойцы, троянцы и хетты владели важнейшими рудниками Европы. По крайней мере, первые бронзовые изделия, отливались здесь по средиземноморским образцам и предназначались, в первую очередь, для отправки на Юг. Венетские племена, господствуя в Средней Европе, стали производить оружие и утварь прежде всего для себя, установив на экспорт непомерно высокие цены. Это вполне могло, с моей точки зрения, обрушить экономику стран Восточного Средиземноморья. Там наступил Бронзовый коллапс. Зато культура полей погребений переживала расцвет. Вскоре, однако, Золотой век Лебединых племён тоже подошёл к концу.

– И что же положило предел могуществу сообщества италийцев, иллиров и венедов?

– Одно маленькое новшество, которое, опять таки, ещё раз перевернуло судьбы народов. На смену блестящей бронзе пришло скромное железо. А железные руды встречаются повсеместно, они у всех под ногами. Первые изделия из этого металла были гораздо мягче бронзовых, но не были хрупкими и не лопались от ударов. Овладевшие новым металлом кельтские племена, ранее обретавшиеся в безвестности где-то на равнинах Франции, уже вскоре вытеснили прежних хозяев жизни из Центральной Европы. Затем они пройдут почти всюду по следам Лебединых народов – на Балканах, по северу Италии, овладеют германскими и чешскими землями, займут Иберийский полуостров. Вооружённые железными мечами новые владыки Европы унизят Рим, заставив его платить тяжкую дань, разорят Грецию, вторгнутся в Малую Азию. Так начнётся грозный Железный век и историк Полибий с удивлением отметит, то всякое племя галатов (греческое название кельтов) ужасно своим мужеством при первом нападении, пока не понесло еще никаких потерь, ибо мечи их, как сказано было выше, пригодны только для первого удара, а вслед за тем притупляются и наподобие скребницы искривляются вдоль и поперек настолько, что второй удар получается слишком слабый, если только солдат не имеет времени выпрямить меч ногою, упирая его в землю.




– И как же такое слабое и непрочное оружие смогло сокрушить великолепную бронзу?

– Ответ один – массовость. Если в эпоху колесниц воевали десятки или сотни элитных воинов, в период Бронзового коллапса появились тысячи тяжеловооружённых бойцов, то теперь солдатом становился практически каждый взрослый мужчина племени. Обеспечить его железным оружием просто и недорого. Кельтское нашествие было подобно горной лавине, сметающей всё на своём пути. Уже вскоре кельтские племена повсюду вытеснят поклонников Лебедей и поселяются в их пределах. Из всех культур полей погребальных урн наступление жестокого Железного века пережили только северо-итальянские культуры и лужицкая. Но и последняя утратила свои окраины – земли Чехии и Восточной Германии, а в своём центре, на территории Польши, буквально ощетинилась десятками неприступных замков. Ослаблением балтийских венетов поспешили воспользоваться их северные соседи. К IV веку до нашей эры на месте некогда блестящей лужицкой культуры возникает ряд новых, с ярко выраженным северным колоритом. Это были уже восточные германцы.

– А как же те, кого мы ищем – славяне?

– Вы ещё не догадались, Уотсон, что героев нашего расследования бессмысленно искать среди Лебединого сообщества Центральной Европы? Разве то, что мы с вами узнали, не убедило вас, что венеды и славяне разнятся, как день и ночь. "Гипотеза о славянстве лужицкой культуры неправдоподобна уже потому, что бесспорно славянские археологические находки свидетельствуют об уровне культуры существенно более архаичной, примитивной и бедной " – заметил чешский исследователь Карл Горалек ещё в 1983 году. Но не только в этом дело.

– А в чём же ещё?

– Давайте рассуждать логично, Уотсон. Если славяне – прямые наследники самой блестящей цивилизации Бронзового века, то в центре нашего континента должно быть великое множество топонимов, восходящих к славянским наречиям. Ведь венеты оставили после себя множество таких названий, не так ли? Ничего подобного мы не наблюдаем. Далее. Единственный из известных в настоящее время науке венетских языков – тот на котором говорили жители долины По – оказался намного ближе к италийским наречиям и ничуть не похож на речь славян. И это ещё не всё. Топонимы с корнями на "венд" обильно разбросаны по всему нашему континенту, но не встречаются в собственно славянских пределах, понятно, исключая те случаи, когда славяне в Средневековье поселились там же, где ранее жили венеды. И, наконец, последнее. Вспомните, Уотсон, как легко вы находили созвучия имени "венеды" во многих европейских языках?

– Да, конечно, подобные слова встречаются и в кельтских и в германских наречиях, и у греков и на латыни.

– А вот славяне оказались едва ли не единственными европейцами, в языке которых нет соответствий. Сочетание звуков "в-н-д(т)" в целом оказалось решительно чуждо самому строю славянской речи. Встречались в науке, правда, жалкие попытки привязать венедов к племени вятичей, через устаревшее "вятший", то есть "больший". Или объяснить самоназвание славяне от фразы "слы вене", то есть послы венедов. Но от столь неуклюжих объяснений вскоре вынуждены были отречься даже их авторы.

– Выходит, пойдя по пути Иордана, мы забрели в тупик. Столько времени растрачено зря!

– Во первых, отрицательный результат в науке – это тоже результат. Мы просто до конца отработали одну из главных версий. Во вторых, согласитесь, друг мой, мы узнали немало интересного из прошлого нашего континента.

– Всё это замечательно, но что же нам теперь делать. Мы ведь фактически оказались у разбитого корыта.

– Не стоит предаваться унынию, друг мой! Если мы убедились в том, что шли по ложному следу, вернёмся к началу. Ознакомимся с показаниями иных свидетелей по нашему делу. Может быть они подарят нам нечто интересное?

Мало какой другой вид оружия оставил подобный след в истории нашей цивилизации. В течение тысячелетий меч был не просто орудием убийства, но и символом мужества и доблести, неизменным спутником воина и предметом его гордости. Во многих культурах меч олицетворял достоинство, лидерство, силу. Вокруг этого символа в Средние века, формировалось профессиональное воинское сословие, вырабатывалось его понятия чести. Меч можно назвать реальным воплощением войны, разновидности этого оружия известны практически всем культурам античности и средневековья.

Рыцарский меч Средневековья символизировал, в том числе, христианский крест. Перед посвящением в рыцари меч держали в алтаре, очищая оружие от мирской скверны. Во время обряда посвящения оружие подавал воину священник.

С помощью меча посвящали в рыцари, это оружие обязательно входило в состав регалий, используемых при коронации венценосных особ Европы. Меч – один из самых распространенных символов в геральдике. Его мы повсеместно встречаем в Библии и Коране, в средневековых сагах и в современных романах-фэнтези. Однако несмотря на свое огромное культурологическое и общественное значение, меч в первую очередь оставался оружием ближнего боя, с помощью которого можно было отправить неприятеля на тот свет максимально быстро.

Меч не был доступен каждому. Металлы (железо и бронза) были редкостью, стоили дорого, а на изготовления хорошего клинка уходило много времени и квалифицированного труда. В раннем Средневековье нередко именно наличие меча отличало предводителя отряда от рядового воина-простолюдина.

Хороший меч — не просто полоса прокованного металла, а сложное композитное изделие, состоящее из нескольких кусков разной по характеристикам стали, правильно обработанной и закаленной. Европейская промышленность смогла обеспечить массовый выпуск хороших клинков только к закату Средневековья, когда значение холодного оружия уже начало снижаться.

Копье или боевой топор были куда дешевле, да и обучиться владеть ими было гораздо проще. Меч являлся оружием элиты, профессиональных воинов, однозначно статусной вещью. Для достижения настоящего мастерства мечник должен был тренироваться ежедневно, на протяжении многих месяцев и лет.

Исторические документы, дошедшие до нас, говорят, что стоимость меча среднего качества могла равняться цене четырех коров. Мечи работы известных кузнецов ценились гораздо дороже. А оружие элиты, украшенное драгоценными металлами и камнями, стоило целого состояния.

В первую очередь меч хорош своей универсальностью. Его можно было эффективно использовать в пешем бою или на лошади, для нападения или защиты, в качестве основного или вспомогательного оружия. Меч прекрасно подходил для личной защиты (например, в поездках или в судебных поединках), его можно было носить с собою и в случае необходимости быстро применить.

Меч имеет низкий центр тяжести, что значительно облегчает управление им. Фехтовать мечом значительно менее утомительно, чем размахивать палицей сходной длины и массы. Меч позволял бойцу реализовывать свое преимущество не только в силе, но и в ловкости и скорости.

Основным недостатком меча, от которого оружейники пытались избавиться на протяжении всей истории развития этого оружия, являлась его малая «пробивная» способность. И причиной этому также было низкое расположение центра тяжести оружия. Против хорошо бронированного противника лучше было использовать что-нибудь другое: боевой топор, чекан, молот или обычное копье.

Теперь следует сказать несколько слов про само понятие этого оружия. Меч – это вид холодного оружия, обладающий прямым клинком и служащий для нанесения рубящих и колющих ударов. Иногда к этому определению добавляют и длину клинка, которая должна быть не менее 60 см. Но короткий меч иногда бывал еще меньше, в качестве примеров можно привести римский гладиус и скифский акинак. Самые большие двуручные мечи достигали почти двухметровой длины.

Если оружие имеет одно лезвие, то его следует относить к палашам , а оружие с изогнутым клинком – к саблям. Знаменитая японская катана на самом деле не меч, а типичная сабля. Также не следует причислять к мечам шпаги и рапиры, их обычно выделяют в отдельные группы холодного оружия.

Как устроен меч

Как уже было сказано выше, меч – это прямое обоюдоострое холодное оружие, предназначенное для нанесения колющих, рубящих, режущих и рубяще-колющих ударов. Его конструкция очень проста – это узкая полоска стали с рукоятью на одном конце. Форма или профиль клинка менялась на протяжении всей истории этого оружия, она зависела от техники боя, которая главенствовала в тот или иной период. Боевые мечи разных эпох могли «специализироваться» на рубящих или на колющих ударах.

Разделение холодного оружия на мечи и кинжалы также является несколько условным. Можно сказать, что короткий меч имел более длинный клинок, чем собственно кинжал — но провести четкую границу между этими видами оружия не всегда легко. Иногда используется классификация по длине клинка, в соответствии с ней выделяют:

  • Короткий меч. Длина клинка 60-70 см;
  • Длинный меч. Размер его клинка составлял 70-90 см, его мог использовать и пеший и конный воин;
  • Кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

Вес меча колеблется в очень широких пределах: от 700 гр (гладиус, акинак) до 5-6 кг (большой меч типа фламберг или эспадон).

Также мечи часто делят на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч обычно весил от одного до полутора килограмм.

Меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая кромка клинка называется лезвием, заканчивался клинок остриём. Как правило, он имел ребро жесткости и дол – углубление, предназначенное для облегчения оружия и придания ему дополнительной жесткости. Незаточенная часть клинка, прилегающая непосредственно к гарде, называется рикассо (пятка). Клинок также можно разделить на три части: сильная часть (нередко ее вообще не затачивали), средняя часть и остриё.

В состав эфеса входит гарда (в средневековых мечах она часто имела вид простой крестовины), рукоять, а также навершие, или яблоко. Последний элемент оружия имеет большое значение для его правильной балансировки, а также предотвращает соскальзывание руки. Крестовина также выполняет несколько важных функций: она не допускает соскальзывания руки вперед после нанесения удара, защищает руку от удара о щит противника, крестовину использовали и в некоторых фехтовальных техниках. И только в последнюю очередь крестовина защищала руку мечника от удара оружия противника. Так, по крайней мере, следует из средневековых пособий по фехтованию.

Важной характеристикой клинка является его поперечное сечение. Известно множество вариантов сечения, они менялись вместе с развитием оружия. Ранние мечи (во времена варваров и викингов) часто имели линзовидное сечение, которое больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. По мере развития доспехов все большую популярность получало ромбическое сечение клинка: он отличался большей жесткостью и больше подходит для уколов.

Клинок меча имеет две конусности: по длине и по толщине. Это необходимо для уменьшения веса оружия, улучшения его управляемости в бою и повышения эффективности использования.

Точка баланса (или точка равновесия) – это центр тяжести оружия. Как правило, она находится на расстоянии пальца от гарды. Однако эта характеристика может меняться в довольно широких пределах в зависимости от типа меча.

Говоря о классификации этого оружия, следует отметить, что меч – это «штучное» изделие. Каждый клинок изготавливался (или подбирался) под конкретного бойца, его рост и длину рук. Поэтому нет двух полностью идентичных мечей, хотя клинки одного типа во многом сходны.

Неизменным аксессуаром меча были ножны – футляр для переноски и хранения этого оружия. Ножны для меча изготавливались из различных материалов: металла, кожи, дерева, ткани. В нижней части они имели наконечник, а в верхней части заканчивались устьем. Обычно эти элементы выполнялись из металла. Ножны для меча имели различные приспособления, которые позволяли крепить их на ремень, одежду или седло .

Рождения меча — эпоха античности

Неизвестно, когда именно человек изготовил первый меч. Их прообразом можно считать деревянные палицы. Однако меч в современном понимании этого слова мог возникнуть только после того, как люди начали плавить металлы. Первые мечи, вероятно, были сделаны из меди, но очень быстро этот металл был вытеснен бронзой – более прочным сплавом из меди и олова. Конструктивно древнейшие бронзовые клинки мало чем отличались от своих поздних стальных собратьев. Бронза отлично противостоит коррозии, поэтому сегодня мы имеем большое количество бронзовых мечей, обнаруженных археологами в разных регионах мира.

Старейший известный на сегодня меч был найден в одном из погребальных курганов в Республике Адыгея. Ученые считают, что он был изготовлен за 4 тыс. лет до нашей эры.

Любопытно, что перед погребением вместе с хозяином бронзовые мечи часто символически сгибали.

Бронзовые мечи обладают свойствами, во многом отличными от стальных. Бронза не пружинит, зато может гнуться не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи нередко оснащали внушительными ребрами жесткости. По этой же причине сделать большой меч из бронзы затруднительно, обычно подобное оружие имело сравнительно скромные размеры – около 60 см.

Оружие из бронзы изготавливалось методом литья, поэтому не было особых проблем создавать клинки сложной формы. В качестве примеров можно привести египетский хопеш, персидский копис и греческую махайру. Правда, все эти образцы холодного оружия являлись тесаками или саблями, но не мечами. Бронзовое оружие слабо подходило для пробития доспехов или фехтования, клинки из этого материала чаще применялись для нанесения режущих, нежели колющих ударов.

Некоторые древние цивилизации использовали и большой меч из бронзы. При проведении раскопок на острове Крит были найдены клинки длиною более метра. Считается, что они были изготовлены примерно в 1700 году до нашей эры.

Мечи из железа научились изготовлять примерно в VIII веке до новой эры, а V столетии они уже получили широкое распространение. хотя бронзу применяли наряду с железом еще многие столетия. Европа быстрее перешла на железо, поскольку в этом регионе его было гораздо больше, чем месторождений олова и меди, необходимых для создания бронзы.

Среди известных ныне клинков античности можно выделить греческий ксифос, римский гладиус и спату, скифский меч акинак.

Ксифос – это короткий меч с клинком листовидной формы, длина которого составляла примерно 60 см. Им пользовались греки и спартанцы, позже это оружие активно применялось в армии Александра Македонского, ксифосом были вооружены воины знаменитой македонской фаланги.

Гладиус – это еще один знаменитый короткий меч, который был одним из основных видов оружия тяжелой римской пехоты – легионеров. Гладиус имел длину около 60 см и центр тяжести, смещенный к рукояти за счет массивного навершия. Этим оружием можно было наносить и рубящие и колющие удары, особенно эффективен гладиус был в сомкнутом строю.

Спата – большой меч (длиной около метра), который, по-видимому, впервые появился у кельтов или сарматов. Позже спатами была вооружена конница галлов, а затем и римская кавалерия. Впрочем, спату применяли и пешие римские воины. Изначально этот меч не имел острия, он был чисто рубящим оружием. Позже спата стала пригодной для нанесения колющих ударов.

Акинак. Это короткий одноручный меч, которым пользовались скифы и другие народы Северного Причерноморья и Ближнего Востока. Следует понимать, что греки часто называли скифами все племена, кочующие по причерноморским степям. Акинак имел длину 60 см, весил около 2 кг, обладал прекрасными колющими и режущими свойствами. Перекрестье этого меча имело сердцевидную форму, а навершие напоминало брус или полумесяц.

Мечи эпохи рыцарства

«Звездным часом» меча, впрочем, как и многих других видов холодного оружия, стало Средневековье. Для этого исторического периода меч был чем-то большим, чем просто оружие. Средневековый меч развивался более тысячи лет, его история началась примерно в V веке с появлением германской спаты, и завершилась в XVI столетии, когда ему на смену пришла шпага. Развитие средневекового меча было неразрывно связано с эволюцией доспеха.

Распад Римской империи ознаменовался упадком военного искусства, утратой многих технологий и знаний. Европа погрузилась в мрачные времена раздробленности и междоусобных войн. Значительно упростилась тактика боя, уменьшилась численность армий. В эпоху Раннего Средневековья сражения в основном проходили на открытой местности, оборонительной тактикой противники, как правило, пренебрегали.

Этот период характеризуется практически полным отсутствием доспехов, разве только знать могла позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Из-за упадка ремесел меч из оружия рядового бойца превращается в вооружение избранной элиты.

В начале первого тысячелетия Европу «лихорадило»: шло Великой переселение народов, и племена варваров (готы, вандалы, бургунды, франки) создавали новые государства на территориях бывших римских провинций. Первым европейским мечом считается германская спата, его дальнейшим продолжением – меч меровингского типа, названный в честь французской королевской династии Меровингов.

Меровингский меч имел клинок длиною примерно 75 см с закругленным острием, широким и плоским долом, толстой крестовиной и массивным навершием. Клинок практически не сужался к острию, оружие больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. В то время боевой меч могли позволить себе только весьма обеспеченные люди, поэтому меровингские мечи богато украшали. Этот тип меча находился в употреблении примерно до IX века, но уже в VIII столетии ему на смену стал приходить меч каролингского типа. Это оружие еще называют мечом эпохи викингов.

Примерно в VIII столетии нашей эры в Европу пришла новая напасть: с севера начались регулярные набеги викингов или норманнов. Это были свирепые светловолосые воины, не знавшие пощады или жалости, бесстрашные мореходы, бороздившие просторы европейских морей. Души погибших викингов с поля боя забирали златокудрые девы-воительницы прямиком в чертоги к Одину.

На самом деле мечи каролингского типа производили на континенте, а в Скандинавию они попадали в качестве военной добычи или обычного товара. У викингов существовал обычай захоронения меча вместе с воином, поэтому большое количество каролингских мечей найдено именно в Скандинавии.

Каролингский меч во многом похож на меровингский, но он более изящен, лучше сбалансирован, у клинка появляется хорошо выраженное остриё. Меч все еще оставался дорогим оружием, согласно распоряжениям Карла Великого, им обязательно должны быть вооружены кавалеристы, тогда как пешие воины, как правило, использовали что-нибудь попроще.

Вместе с норманнами каролингский меч попал и на территорию Киевской Руси. На славянских землях даже существовали центры, где изготавливалось подобное оружие.

Викинги (как и древние германцы) относились к своим мечам с особым пиететом. В их сагах немало рассказов об особых волшебных мечах, а также о фамильных клинках, передающихся из поколения в поколение.

Примерно во второй половине XI века началось постепенное превращение каролингского меча в рыцарский или романский меч. В это время в Европе начался рост городов, быстро развивались ремесла, значительно повысился уровень кузнечного дела и металлургии. Форму и характеристики любого клинка в первую очередь обуславливало защитное обмундирование противника. В то время оно состояло из щита, шлема и доспехов.

Чтобы научится владеть мечом, будущий рыцарь начинал тренировки с раннего детства. Примерно в семилетнем возрасте его обычно отправляли к какому-нибудь родственнику или дружественному рыцарю, где мальчик продолжал осваивать секреты благородного боя. Лет в 12-13 он становился оруженосцем , после чего его обучение продолжалось еще 6-7 лет. Затем юношу могли посвятить в рыцари либо же он продолжал службу в ранге «благородного оруженосца». Разница была небольшой: рыцарь имел право носить меч на поясе, а оруженосец крепил его к седлу. В Средние века меч однозначно отличал свободного человека и рыцаря от простолюдина или раба.

Простые воины в качестве защитной экипировки обычно носили кожаные панцири, изготовленные из особо обработанной кожи. Знать использовала кольчужные рубахи или кожаные панцири, на которые нашивались металлические пластины. До XI столетия шлемы также изготавливались из обработанной кожи, усиленной металлическими вставками. Однако позже шлемы в основном стали производить из металлических пластин, пробить которые рубящим ударом было крайне проблематично.

Важнейшим элементом защиты воина был щит. Его изготавливали из толстого слоя дерева (до 2 см) прочных пород и покрывали сверху обработанной кожей, а иногда и усиливали металлическими полосами или заклепками. Это была весьма действенная защита, мечом такой щит было не пробить. Соответственно, в бою нужно было попасть в часть тела противника, не прикрытую щитом, при этом меч должен был пробить вражеские доспехи. Это привело к изменениям в дизайне меча раннего Средневековья. Обычно они имели следующие критерии:

  • Общую длину около 90 см;
  • Сравнительно небольшой вес, который позволял легко фехтовать одной рукой;
  • Заточку клинков, рассчитанную на нанесение эффективного рубящего удара;
  • Вес такого одноручного меча не превышал 1,3 кг.

Примерно в середине XIII века происходит настоящая революция в вооружении рыцаря – широкое распространение получают пластинчатые латы. Чтобы пробить такую защиту, нужно было наносить колющие удары. Это привело к значительным изменениям формы романского меча, он начал сужаться, все более выраженным стало остриё оружия. Изменялось и сечение клинков, они стали толще и тяжелее, получили ребра жесткости.

Примерно с XIII века значение пехоты на полях сражений начало стремительно возрастать. Благодаря улучшению пехотного доспеха стало возможным резко уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Это привело к тому, что меч для усиления удара стали брать в обе руки. Так появился длинный меч, разновидностью которого является меч-бастард. В современной исторической литературе он носит название «полуторный меч». Бастарды еще называли «боевыми мечами» (war sword) — оружие такой длины и массы не носили с собой просто так, а брали на войну.

Полуторный меч привел к появлению новых приемов фехтования – технике половины руки: клинок затачивался только в верхней трети, а его нижнюю часть можно было перехватывать рукой, дополнительно усиливая колющий удар.

Это оружие можно назвать переходной ступенью между одноручными и двуручными мечами. Периодом расцвета длинных мечей стала эпоха позднего Средневековья.

В этот же период получают широкое распространение двуручные мечи. Это были настоящие великаны среди своих собратьев. Общая длина этого оружия могла достигать двух метров, а вес – 5 килограммов. Двуручные мечи использовались пехотинцами, для них не изготовляли ножен, а носили на плече, как алебарду или пику. Среди историков и сегодня продолжаются споры, как именно использовалось это оружие. Наиболее известными представителями этого типа оружия являются цвайхандер, клеймор, эспадон и фламберг – волнистый или изогнутый двуручный меч.

Практически все двуручные мечи имели значительное рикассо, которое часто покрывали кожей для большего удобства фехтования. На конце рикассо нередко располагались дополнительные крюки («кабаньи клыки»), которые защищали руку от ударов противника.

Клеймор. Это тип двуручного меча (были и одноручные клейморы), который использовался в Шотландии в XV-XVII столетии. Клеймор в переводе с гэльского означает «большой меч». При этом следует отметить, что клеймор был самым маленьким из двуручных мечей, его общий размер достигал 1,5 метра, а длина клинка – 110-120 см.

Отличительной чертой этого меча была форма гарды: дужки крестовины изгибались в сторону острия. Клеймор был самым универсальным «двуручником», сравнительно небольшие габариты позволяли использовать его в разных боевых ситуациях.

Цвайхендер. Знаменитый двуручный меч германских ландскнехтов, причем особого их подразделения – доппельсолднеров. Эти воины получали двойное жалованье, они сражались в первых рядах, перерубая пики противника. Понятно, что такая работа была смертельно опасна, кроме того, требовала большой физической силы и отличных навыков владения оружием.

Этот гигант мог достигать длины 2 метров, имел двойную гарду с «кабаньими клыками» и рикассо, обтянутое кожей.

Эспадон. Классический двуручный меч, который наиболее часто использовался в Германии и Швейцарии. Общая длина эспадона могла доходить до 1,8 метра, из которых 1,5 метра приходилось на клинок. Чтобы увеличить пробивную способность меча, его центр тяжести часто смещали ближе к острию. Вес эспадона составлял от 3 до 5 кг.

Фламберг. Волнистый или изогнутый двуручный меч, он имел клинок особой пламевидной формы. Чаще всего это оружие использовалось в Германии и Швейцарии в XV-XVII столетиях. В настоящее время фламберги находятся на вооружении гвардии Ватикана.

Изогнутый двуручный меч – это попытка европейских оружейников совместить в одном виде оружия лучшие свойства меча и сабли. Фламберг имел клинок с рядом последовательных изгибов, при нанесение рубящих ударов он действовал по принципу пилы, рассекая доспех и нанося страшные, долго незаживающие раны. Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием, против него активно выступала церковь. Воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их сразу же убивали.

Длина фламберга составляла примерно 1,5 м, весил он 3-4 кг. Также следует отметить, что стоило такое оружие гораздо дороже обычного, потому что было весьма сложным в изготовлении. Несмотря на это, подобные двуручные мечи часто использовали наемники во время Тридцатилетней войны в Германии.

Среди интересных мечей периода позднего Средневековья стоит еще отметить так называемый меч правосудия, который использовали для исполнения смертных приговоров. В Средние века головы рубили чаще всего с помощью топора, а меч использовали исключительно для обезглавливания представителей знати. Во-первых, это было более почетным, а во-вторых, казнь с помощью меча приносила жертве меньше страданий.

Техника обезглавливания мечом имела свои особенности. Плаха при этом не использовалась. Приговоренного просто ставили на колени, и палач одним ударом сносил ему голову. Можно еще добавить, что «меч правосудия» совсем не имел острия.

К XV столетию меняется техника владения холодным оружием, что приводит к изменениям клинкового холодного оружия. В это же время все чаще применяется огнестрельное оружие, которое с легкостью пробивает любой доспех, и в результате он становится почти не нужен. Зачем носить на себе кучу железа, если оно не может защитить твою жизнь? Вместе с доспехом в прошлое уходят и тяжелые средневековые мечи, явно носившие «бронебойный» характер.

Меч все больше становится колющим оружием, он сужается к острию, становится толще и уже. Изменяется хват оружия: чтобы наносить более эффективные колющие удары, мечники охватывают крестовину снаружи. Очень скоро на ней появляются специальные дужки для защиты пальцев. Так свой славный путь начинает шпага.

В конце XV - начале XVI века гарда меча значительно усложняется с целью более надежной защиты пальцев и кисти фехтовальщика. Появляются мечи и палаши, в которых гарда имеет вид сложной корзины, в состав которой входят многочисленные дужки или цельный щиток.

Оружие становится легче, оно получает популярность не только у знати, но и большого количества горожан и становится неотъемлемой частью повседневного костюма. На войне еще используют шлем и кирасу, но в частых дуэлях или уличных драках сражаются без всяких доспехов. Искусство фехтования значительно усложняется, появляются новые приемы и техники.

Шпага – это оружие с узким рубяще-колющим клинком и развитым эфесом, надежно защищающим руку фехтовальщика.

В XVII столетии от шпаги происходит рапира – оружие с колющим клинком, иногда даже не имеющее режущих кромок. И шпага, и рапира предназначались для ношения с повседневным костюмом, а не с доспехами. Позже это оружие превратилось в определенный атрибут, деталь облика человека благородного происхождения. Еще необходимо добавить, что рапира была легче шпаги и давала ощутимые преимущества в поединке без доспехов.

Наиболее распространенные мифы о мечах

Меч – это самое культовое оружие, придуманное человеком. Интерес к нему не ослабевает и в наши дни. К сожалению, сложилось немало заблуждений и мифов, связанных с этим видом оружия.

Миф 1. Европейский меч был тяжел, в бою его использовали для нанесения контузии противнику и проламывание его доспехов — как обычную дубину. При этом озвучиваются абсолютно фантастические цифры массы средневековых мечей (10-15 кг). Подобное мнение не соответствует действительности. Вес всех сохранившихся оригинальных средневековых мечей колеблется в диапазоне от 600 гр до 1,4 кг. В среднем же клинки весили около 1 кг. Рапиры и сабли, которые появились значительно позже, имели схожие характеристики (от 0,8 до 1,2 кг). Европейские мечи являлись удобным и хорошо сбалансированным оружием, эффективным и удобным в бою.

Миф 2. Отсутствие у мечей острой заточки. Заявляется, что против доспехов меч действовал как зубило, проламывая его. Подобное допущение также не соответствует действительности. Исторические документы, дошедшие до наших дней, описывают мечи как острозаточенное оружие, которое могло перерубить человека пополам.

Кроме того, сама геометрия клинка (его сечение) не позволяет сделать заточку тупоугольной (как у зубила). Исследования захоронений воинов, погибших в средневековых битвах, также доказывают высокую режущую способность мечей. У павших обнаружены отрубленные конечности и серьезные рубленые раны.

Миф 3. Для европейских мечей использовали «плохую» сталь. Сегодня много говорят о превосходной стали традиционных японских клинков, которая, якобы, являются вершиной кузнечного искусства. Однако историкам абсолютно точно известно, что технология сваривания различных сортов стали с успехом применялась в Европе уже в период античности. На должном уровне находилась и закалка клинков. Хорошо известны были в Европе и технологии изготовления дамасских ножей , клинков и прочего. Кстати, не существует доказательств, что Дамаск в какой-либо период являлся серьезным металлургическим центром. В целом же миф о превосходстве восточной стали (и клинков) над западной родился еще в XIX веке, когда существовала мода на все восточное и экзотическое.

Миф 4. Европа не имела своей развитой системы фехтования. Что тут сказать? Не следует считать предков глупее себя. Европейцы вели практически непрерывные войны с использованием холодного оружия на протяжении нескольких тысяч лет и имели древние воинские традиции, поэтому они просто не могли не создать развитую систему боя. Это факт подтверждается историками. До настоящего времени сохранилось немало пособий по фехтованию, самые старые из которых датируются XIII веком. При этом многие приемы из этих книг больше рассчитаны на ловкость и скорость фехтовальщика, чем на примитивную грубую силу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»