Владимир Высоцкий. Биография краткая Высоцкого Владимира Семеновича, личная жизнь и творчество. Высоцкий Владимир - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Родился в высоцкий

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."

1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)

- «Карьера Димы Горина» (Софрон)

- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)

- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)

- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)

- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)

- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)

1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

- «Единственная дорога» (Солодов)

- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)

- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии»

3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941 – 1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии. В конце 1949 году возвращается в Москву.

Обучение, первые роли

В 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва».

В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный.

В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»).

Актер и музыкант

Окончив обучение, с 1960 года Владимир Семенович работает в Драматическом театре им. Пушкина в Москве. В 1961 году Высоцкий пишет свою первую песню – «Татуировка».

Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке. В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»».

В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира .

Последние годы

В феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити.

В краткой Высоцкого биографии стоит упомянуть, что в последние годы жизни актер пристрастился к наркотикосодержащим препаратам, много курил, выпивал. В 1979 году, во время выступления в Бухаре, у Владимира Семеновича случилась клиническая смерть.

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.

Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.

Из интеллигенции

Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

На Большом Каретном

Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Тяга к искусству

Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

«Блатные» песни Владимира Высоцкого

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.

Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.

Не форма, а содержание

Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.

Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Киногерои и несыгранные роли

В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.

Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.

Трагедия Владимира Высоцкого

Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.

Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.

с Мариной Влади

Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.

Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

ФАКТЫ

Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

» (США) от 23.01.1979

  • [В. Высоцкий] // журнал «Америка », 1980, № 3
  • Некролог // «Вечерняя Москва », 25.7.1980
  • Некролог // газета «Советская культура» от 25.7.1980
  • «В последний путь» // газета «Вечерняя Москва» от 28.7.1980
  • Львов Арк. «Плач о В. Высоцком» // «Новая Газета » (США) от 2-8.8.1980
  • Полозов В. «Песня о друге». Памяти В. Высоцкого // газета «Брянский рабочий » от 7.8.1980
  • Орлов М. «В землю лёг ещё 1» // «Новый Американец » (США) от 19-26.8.1980
  • Демидова А. Таким запомнился // «Советская Россия» , 31.8.1980
  • (То же // «Молодой дальневосточник» (Хабаровск) от 12.9.1980) (То же в сокращении, под названием «Помню таким» // газета «Новгородский комсомолец» от 1.11.1980)
    • [Памяти В. Высоцкого] // «Менестрель». Специальный выпуск - август сентябрь 1980 г. Стенная газета Московского КСП
    (То же // бюллетень «Вагант » от 25.7.1990. Специальный выпуск)
    • Беликов Ю. Реквием (стихотворение) // многотиражка «Менделеевец» (Москва), 1.9.1980
    • Вопрос о творческом наследии // «Вечерняя Москва» от 2.9.1980 (рубрика «Справочное бюро „Вечерней Москвы”)
    • Шишков П. Памяти В. Высоцкого (стихотворение) // газета «Авангард» (Ульяновск), 3.9.1980
    • Антролов А. Памяти В. Высоцкого // газета «За коммунизм» (Щёлково Московской обл.) от 10.9.1980
    • Высоцкий В. «О, если б только время я имел!» // «Комсомолец Татарии» (Казань) от 14.9.1980 (Записал Н.Тиунов)
    (То же // «Молодой ленинец» (Пенза) от 16.11.1980)
    • Колодин Г. Остались его песни. Памяти певца // газета «Красное знамя» (Гагарин Смоленской обл.) от 20.9.1980
    • Сергеев М. Время и пространство Владимира Высоцкого. Памяти актёра и поэта // «Советская молодёжь» (Иркутск) от 23.9.1980
    • Снегирев С. Песни Владимира Высоцкого // газета «Труд » от 4.10.1980
    (То же, в сокращении // «Комсомолец Донбасса» (Донецк) от 25.10.1980)
    • Вознесенский А. «Певец» (стихотворение) // газета «Комсомольская правда » от 11.10.1980
    (То же // газета «Строитель коммунизма» (Зимогорье Ворошиловградской обл.), 17.10.1980)
    • Сутырин А. «Песни останутся жить…» // «Рыбак Севера» (Архангельск) от 11.10.1980
    (То же // «Заря рыбака» (Ростов-на-Дону) от 20.10.1980) (То же. Майзельс Ян . «Не ждите, товарищи, чуда…» (стихотворение) // «Рыбак Камчатки» (Петропавловск-Камчатский)от 26.10.1980)
    • Зернова Л. «Я, конечно, вернусь» // газета «Балтийский луч» (Сосновый Бор Ленинградской обл.) от 25.10.1980
    • Сутырин А. «Вдруг начинает сильно биться сердце…» // «Северный комсомолец» (Архангельск) от 2.11.1980
    • Ларионов В. «Певцы останутся певцами» // газета «Заполярная правда» (Норильск) от 15.11.1980
    • Ляпин В. Встреча с талантом // газета «Омская правда» от 4.12.1980
    • Володарский Э. «Среди непройденных дорог одна − моя…». Памяти В. Высоцкого // журнал «Советский экран », 1980, № 23
    • Цукерман А. «Уходить и прощаться без слов…» // «Молодёжь Эстонии» (Таллин) от 18.12.1980
    (То же // газета «Ленинская смена» (Алма-Ата) от 10.1.1981)
    • Кононова Т. Билет на память // газета «Тагильский рабочий» от 19.12.1980
    • Косарева И. Вечер памяти Высоцкого // газета «Волжский комсомолец» (Куйбышев) от 21.12.1980
    • Высоцкий В. «Песня - это очень серьёзно…» (интервью 1977 г.) // «Комсомолец Донбасса» от 26.12.1980
    • В. Высоцкий. Фильмография // журнал «Спутник кинозрителя» , 1980, № 12
    • Лишбергов В. «Время и пространство В. Высоцкого» // газета «Комсомолец Каспия» (Астрахань) от 2.1.1981
    • Ханчин В. Актёр. Поэт. Певец. Памяти В. Высоцкого // газета «За советский станок» (Куйбышев); 5.1.1981, 12.1.1981
    • Некрасов Н. Песни и роли // «Комсомолец Заполярья» (Мурманск) от 15.1.1981
    • Николаева Н. Памяти певца, актёра и поэта // газета «Калининградская правда» от 15.1.1981
    • [Памяти В. Высоцкого] // «Менестрель», январь–март 1981, № 1 (11)
    (То же // «Вагант», 1994, № 1 (50)
    • Демидова А. «Он играл Гамлета» // журнал «Юность », 1981, № 6
    • Карякин Ю. «По чьей вине?»: О песнях В. Высоцкого. // журнал «Литературное обозрение », 1981, № 7
    • Крымова Нат . «О Высоцком» // журнал «Аврора », 1981, № 8
    • Е. Евтушенко . «Киоск звукозаписи» (стихотворение) // журнал «Юность», 1981, № 8
    • Парпара А. В. Высоцкий // Москва , 1982, № 1
    • Ст. Куняев . «От великого до смешного» // «Литературная газета » от 9.6.1982
    • Крымова Н «Мы вместе с ним посмеёмся» // журнал «Дружба народов », 1982, № 8
    • «Не играл − жил». // газета «Восточно-Сибирская правда» от 2.9.1982
    • Куняев С. Что тебе поют? // Наш современник , 1984, № 7
    • Крымова Н. Наша профессия − пламень страшный // Аврора, 1984, № 9
    • Захариева И. Поэтический мир В. Высоцкого // Болгарская русистика, 1985, № 6
    • И. Дьяков. «В. Высоцкий: театр и песня» // Смена , 1985, № 18
    • Вс. Ханчин. Владимир Высоцкий: «Вы меня возьмите в море, моряки » // Катера и яхты, 1986, № 2, с. 98-103
    • Поздняев А. Как рождались военные песни В. Высоцкого // Советская культура, 12.4.1986
    • Ан. Скобелев, С. Шаулов. «Менестрели наших дней» // журнал «Литературная Грузия », 1986, № 4
    • Ал. Герман. «Без страховки» // «Литературная газета» от 18.6.1986
    • Смехов В. Без отдыха, без паузы // Аврора, 1986, № 6
    • Коган Л. Мир песни В. Высоцкого // Молодой коммунист , 1986, № 6
    • Валерий Золотухин . «Как скажу, так и было; или Этюд о беглой гласной» // журнал «Огонёк » № 28 от 12−19.7.1986
    • Толстых Вал. В зеркале творчества. В. Высоцкий как явление культуры // Вопросы философии , 1986, № 7. (То же. // Смена, 1986, № 19)
    • Ульянов М. . Он был неповторим // Театральная жизнь, 1986, № 14
    • Лев Колодный. «Я тебе завидую белой завистью». Рассказывает С. В. Высоцкий // газета «Московский комсомолец » от 3.8.1986
    • Ст. Говорухин . «Мы выбираем трудный путь » // газета «Советский спорт » от 7.9.1986
    • Крымова Н. О поэте // Аврора, 1986, № 9
    • Г. Тодоров. «Планета ВладВысоцкий». // журнал «Огни Болгарии», 1986, № 9
    • Самойлов Давид . «Колея эта − только моя…» // журнал «Дружба народов», 1986, № 10
    • Власов С., Медведев Феликс «…носил он совесть близко к сердцу» (интервью с Н. М. Высоцкой) // журнал «Огонёк» № 38 от 20−27.9.1986
    • Крымова Н. «Он должен остаться таким, каким был…» // журнал «В мире книг », 1986, № 11
    • Ал. Казаков. «Мы многое из книжек узнаём… ». Читатель В.Высоцкий // еженедельник «Книжное обозрение » № 52 от 26.12.1986
    • Белла Ахмадулина . «Судьбу не выбирают» // «Литературная газета» от 1.1.1987
    • Вад. Туманов . «Жизнь без вранья» // журнал «Огонёк», 1987, № 1
    • О. Ширяева. «Безгранично верю» // газета «Советская Россия» от 11.1.1987
    • С. В. Высоцкий. «Отец о сыне» // еженедельник «Аргументы и факты » № 3 от 24.1.1987
    • А. Городницкий . «Не порвите серебряные струны » // газета «Советский спорт» от 25.1.1987
    • Надеин В. «Голос Высоцкого» // газета «Известия » от 25.1.1987
    • Пётр Тодоровский . «Пришло время поэта» // газета «Ленинское знамя » от 25.1.1987
    • Филиппов В. «Вы езжайте своей колеёй… » // «Строительная газета » от 25.1.1987
    • Ю. Соломонов. «Впереди собственной мысли» // газета «Советская культура» от 28.3.1987
    • Ю. Трифонов . «О В. Высоцком» // «Учительская газета » от 7.4.1987
    • Ю. Андреев. «Известность В. Высоцкого». Т.Баранова. «Я пою от имени всех…». Е.Сергеев. «Многоборец» // журнал «Вопросы литературы », 1987, № 4
    • В. Смехов. «Фрагменты памяти» // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 7
    • А. Воронов. «Клуб памяти поэта-артиста» // газета «Вечерняя Москва» от 6.5.1987
    • М. Ботян. «Его значительная песня» // газета «Комсомольская правда» от 7.5.1987
    • В. Чубуков. «Я пролил кровь, как все…» // газета «Московская правда » от 8.5.1987
    • В. Смехов. «Небо − опять голубое… » // газета «Советская Россия» от 8.5.1987
    • В. Бадов, Б. Земцов. «Том с двойным дном» (реплика) // газета «Комсомольская правда» от 13.5.1987
    • Б. Ахмадулина. «Слово о Высоцком» // журнал «Советский экран», 1987, № 10
    • Ульянов М. . «Жил, как пел». О.Ширяева. «Я работал с друзьями» // журнал «Театр», 1987, № 5
    • М. Влади. «Я жив тобой… » (интервью) // журнал «Огонёк», 1987, № 18
    • Рудницкий К. . «Песни Окуджавы и Высоцкого» // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 14-15
    • В. Высоцкий // журнал «Работница », 1987, № 7
    • Ген. Полока . «Он поражал нравственной силой» // Аврора, 1987, № 8
    • Акимов Б., Терентьев О. «В.Высоцкий: эпизоды творческой судьбы». // журнал «Студенческий меридиан », 1987−90
    • Малахута Н. // газета «Знамя победы» (Ворошиловград) от 11.10.1987
    • Абдюханова Т. . «Он пел о времени и о себе» // журнал «Спутник », 1987, № 11
    • Долгополов Н. . «Прерванный полёт» // газета «Правда », ноябрь 1987
    • Высоцкая Н. «Кощунственный бизнес» // газета «Правда» от 10.12.1987
    • В. Шварц. «Честная песня поэта» // газета «Советская культура» от 12.12.1987
    • Влади М. «Владимир, или Прерванный полёт» (отрывок) // газета «Неделя », 1987, № 52
    • Рождественский Р. «О будущих встречах с Высоцким» // газета «Собеседник », 1988, № 1
    • Любен Георгиев . «В.Высоцкий − знакомый и не-» // газета «Советская Россия» от 17.1.1988
    • Н. Крымова. «Неюбилейные мысли» // газета «Московские новости » от 17.1.1988
    • А. Демидова. «Судьба и жизнь» (интервьюировал Валерий Перевозчиков) // журнал «Новое время» от 22.1.1988
    • Дупак Н., Мкртчян А., Смирнитский И., Снегин В. «Я, конечно, вернусь… » // газета «Комсомольская правда» от 23.1.1988
    • Каменская Г. «Высота Высоцкого». Колесников А. «Время подвиги эти не стёрло… » // газета «Ленинское знамя» от 24.1.1988
    • Каменская Г. «Высота Высоцкого» // газета «Львовская правда» (Украина) от 24.1.1988
    • Высоцкий С. «Сын был поэтом и гражданином» (интервью) // еженедельник «Аргументы и факты» 1988, № 4
    • Н. Катаева. «Чуть помедленнее, кони!.. » // газета «Правда» от 25.1.1988
    • А. Демидова. «Каким помню и люблю» // «Литературная газета» от 27.1.1988
    • Т. Квардакова. «Я, конечно, спою… » // газета «Советская культура» от 13.2.1988
    • Влади М. «Встречи» (отрывки книги «Владимир, или Прерванный полёт») // журнал «За рубежом », 1988, № 2
    • В. Берестов. «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей…» // журнал «Новый мир », 1988, № 2
    • Л. Георгиев. «Зов, обращённый ко всем» // журнал «Дружба », 1988, № 2
    • «В. Высоцкий» // журнал «Советский экран», 1988, № 3 (весь выпуск)
    • Ф. Медведев. «Он не остался должником» // журнал «Огонёк», 1988, № 4
    • О. Сердобольский. «Летят его кони…» // газета «Неделя» от 29.2.1988
    • Иза Высоцкая. «Высоцкий начинался так…» (интервью) // газета «Социалистическая индустрия » от 31.3.1988
    • С. Говорухин. «Я − опровергаю!» // «Литературная газета» от 27.4.1988
    • А. Першин. «В Варшаве звучит Высоцкий» // газета «Советская культура» от 28.4.1988
    • Ал. Казаков. «Восклицательный знак В. Высоцкого» // журнал «Молодой коммунист», 1988, № 4
    • Марина Влади . «Высоцкий, каким он был» (интервью) // журнал «За рубежом», 1988, № 6
    • В. Смехов. «В главной роли − В. Высоцкий» // журнал «Дружба народов», 1988, № 7
    • А. Жебровска. «Всё меньше места вымыслам и слухам» (Восприятие творчества Высоцкого в Польше) // журнал «Литературное обозрение», 1988, № 7
    • Г. Аксёнова. «Высоцкий по-шведски» // газета «Московские новости» от 10.9.1988
    • А. Смелянский. «Шведы поют Высоцкого» // «Литературная газета» от 14.9.1988
    • Э. Чепуров. «1342 страницы В. Высоцкого» (интервью с М. Шемякиным) // «Литературная газета» от 18.1.1989
    • В. Ковтун. «Сам сделал себя» // газета «Комсомольское знамя » (Украина) от 25.1.1989
    • Г. Шпилевая. «Соавторы» В.Высоцкого. Люд. Томенчук. «…Для кого я все муки стерпел » // журнал «Подъём », 1989, № 1
    • Гр. Гогоберидзе. «Да, у меня француженка жена… » // газета «Советская культура» от 25.2.1989
    • Суриков А. Фестиваль В. Высоцкого // Советская культура, 1989, 18 апреля
    • Шестакова И. «Пою всегда, будто последний раз» // газета «Литературная Россия» от 20.10.1989
    • Кузьмин И. // Молодая гвардия, 1989, № 8
    • «Помогите музею Высоцкого!» // газета «Московский комсомолец» от 20.10.1989
    • Л. Карахан. «Высоцкий на Таганке» // «Литературная газета» от 29.11.1989
    • О. Абакумова. «И снова Таганский тупик» // газета «Московский комсомолец» от 1.12.1989
    • Бюллетень «Вагант », Розанова М. «Для его песен нужна российская почва» // журнал «Театр», 1990, № 10
    • Дейч М. «Феномен Высоцкого» // журнал «Я », 1991, № 1
    • Абрамова Л. Дети Высоцкого // Сельская молодёжь , 1991, № 1-3
    • Берестов С. Последняя тайна Высоцкого // Комсомольская правда, 26.1.1993
    • Зуева А. Высоцкий без шума и истерии // Известия, 21.4.1994
    • М. Васильев. «Сгорело время, да и я − нет меня, только тень… » // «Экспресс-газета» от 5.8.2002
    • В.Золотухин. «Главными в жизни Высоцкого всегда были друзья» (интервью) // газета «Труд » № 14 от 25.1.2003
    • М. Розанова. «Плыли 2 крокодила…» // газета «Московские новости» № 28 от 22.7.2005
    • М. Розанова. «Среди его любимых учеников был Высоцкий» (интервью) // газета «Известия» от 1.12.2005
    • Абдулова Ю. «Родителей познакомил Высоцкий» (интервью) // Аргументы и факты. Суперзвёзды, № 23 от 11.12.2006
    • № 17 - февраль 2015, 121 с.
    • № 18 - апрель 2015, 130 с.
    • № 19 - июнь 2015, 134 с.
    • № 20 - сентябрь 2015, 138 с.
    • № 21 - ноябрь 2015, 139 с.
    • № 22 - январь 2016, 125 с.
    • № 23 - апрель 2016, 128 с.
    • № 24 - июль 2016, 132 с.
    • № 25 - октябрь 2016
    • № 26 - яннварь 2017
    • № 27 - февраль 2017
    • № 28 - апрель 2017
  • Мурзина М., Шигарева Ю. КГБ сказал ему: «Заткнись!» // Аргументы и факты № 4 от 23.1.2013
  • Соболева М. Владимир Высоцкий. Игра со смертью // Дарья. Биография, 2017, № 2 (37), с. 24-25
    1. «Навстречу искусству»
    2. Песенное творчество Высоцкого
    3. Кинематографическая «высота»

    Л егенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат в десятке фильмов - «Короткие встречи», «Вершина», «Я родом из детства». После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с Высоцким пришла проститься вся Москва.

    Владимир Высоцкий в детстве с отцом и мачехой. Фотография: interesnye-fakty.org

    Владимир Высоцкий в детстве. Фотография: interesnye-fakty.org

    Владимир Высоцкий (слева) со школьным другом Владимиром Акимовым. Фотография: vysotskiy-lit ru

    Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве . С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область . В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья.

    В 1946 году Высоцкие развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. О своих первых заграничных впечатлениях Владимир Высоцкий писал матери в Москву: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги». В свободное время Высоцкий учился играть на пианино.

    В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь же Владимир Высоцкий пошел в пятый класс 186-й мужской средней школы. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.

    В школе Владимир Высоцкий увлекся литературой: в 14 лет он вместе с одноклассником Владимиром Акимовым написал фантастическое произведение «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого . В 1953 году Высоцкий сочинил свое первое стихотворение-посвящение Иосифу Сталину «Моя клятва».

    Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии.

    Владимир Высоцкий

    Некоторые эпизоды из школьной жизни он позже использовал в своих сочинениях. Одноклассник Высоцкого, Владимир Акимов, вспоминал: «В 8-м классе, допустим, преподаватель зоологии дала ученикам задание вырастить плесень на куске черного хлеба. <...> Выполнил задание отличник и Володя… Он принес плесень на морковке - то ли вырастил, то ли случайно обнаружил и принес на урок. У учительницы было прозвище Морковка, поэтому простить эту выходку Высоцкому она не могла до окончания школы. Позже эта автобиографическая история попала в прозаическое произведение Высоцкого «Роман о девочках».

    Параллельно с учебой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спек­такли.

    «Навстречу искусству»

    После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ . В январе 1956 года Владимир Высоцкий вернулся в театральный кружок Богомолова.

    У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона - все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Высоцкий не походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством он осваивал игру на гитаре.

    У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря - никого из людей искусства. Но моя мама очень любила те­атр и с самых-самых малых лет каждую субботу, лет до 13–14, водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе ка­ждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

    Владимир Высоцкий

    Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна. На втором курсе стал пробовать себя в прозе - сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной - в частности...», затем - цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про уволенного с работы.

    В студенчестве Высоцкий играл в спектаклях «Иванов» , «Ведьма» , «Свадьба» по произведениям Антона Чехова , участвовал в учебном этюде по «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского , снялся в эпизодической роли студента Пети в фильме «Сверстницы» режиссера Василия Ордынского. В дипломном спектакле «На дне» Высоцкий сыграл Бубнова.

    Песенное творчество Высоцкого

    В 1960 году Высоцкий получил диплом «актера драмы и кино» в Школе-студии МХАТ. Выпускник попал по распределению в Московский драматический театр имени Александра Пушкина . Но хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей. Актер остался практически без работы и денег.

    Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений - «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку.

    Я однажды услышал магнитофон, услышал при­ятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструмен­том и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, - и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже рабо­тать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди на­зывают это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль - под какую-то ритмическую основу.

    Владимир Высоцкий

    Большинство первых песен Высоцкий написал на криминальную тематику. Неожиданно для него самого они стали популярными. Автор говорил от первого лица, поэтому многие думали, что он много лет провел в лагерях и пишет о своем опыте. На самом деле материалом для большинства сочинений Высоцкого послужили истории, услышанные в детстве и юности.

    Чуть позже он пополнил свой песенный репертуар новыми темами и персонажами - они были логическим продолжением старых. Например, военные произведения «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт» рассказывали дальше истории из прошлых песен о заключенных.

    Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник» . Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке , где и прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная из них - Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». В этой постановке Высоцкий играл без сценического грима, а все возрастные и душевные изменения ученого передавал актерски. Затем артист исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев» . Критик Наталья Крымова назвала сцену с Высоцким «в силу особого дарования актера кульминационной».

    В этот же период Владимир Высоцкий начал публично выступать со своими песнями. В 1965 году артист исполнил песни «блатного цикла» в ленинградском кафе «Молекула», а через год - в Институте русского языка. Со временем география и репертуар концертов стали расширяться. Выступления проходили в институтах и домах культуры, в альпинистских лагерях и шахтах.

    Кинематографическая «высота»

    Владимир Высоцкий в роли Володи в художественном фильме Станислава Говорухина «Вертикаль» (1967)

    После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в фильмах «Стряпуха» , «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги» . Это были второстепенные персонажи. Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни .

    Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими песнями.

    Однако карьеру Высоцкого подорвала публицистическая кампания против его песен. Сначала газета «Правда» раскритиковала актера, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». Затем газета «Советская Россия» опубликовала разгромную статью о песнях из репертуара Высоцкого, «что крутят по вечерам в подворотнях». Чуть позже в этой же газете напечатали материал «О чем поет Высоцкий»: «Под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных» . В «Тюменской правде» Высоцкого нарекли исполнителем «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

    Я играю очень примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст.

    Владимир Высоцкий

    Владимир Высоцкий и Иза Жукова. Фотография: interesnye-fakty.org

    Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова с сыном. Фотография: interesnye-fakty.org

    Владимир Высоцкий и Марина Влади. Фотография: interesnye-fakty.org

    Первой супругой Владимира Высоцкого стала актриса Иза Жукова. Они познакомились на первом курсе Школы-студии МХАТ, на репетициях спектакля «Гостиница «Астория». Вскоре у артистов завязались отношения, в 1957 году они стали вместе жить. Правда, брак не могли заключить: Иза Жукова была замужем. Поженились актеры в 1960 году. Однако семейная жизнь продлилась недолго. Сначала Жукова уехала служить в ростовский театр, затем переехала в Нижний Тагил, Высоцкий же остался играть в московском театре. Из-за работы они все меньше времени проводили друг с другом, и в итоге пара распалась.

    В 1961 году во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. Несколько лет они прожили в неофициальном браке: Высоцкий долго не мог развестись с первой женой. Наконец, в 1965 году Высоцкий и Абрамова поженились. К тому времени у них было уже два сына - Аркадий и Никита. Формально Высоцкий и Абрамова находились в браке до 1970 года, но в действительности супруги перестали жить вместе раньше.

    Третьей женой Владимира Высоцкого стала иностранная актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел на нее особого впечатления. Однако, когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца». Несколько лет артисты виделись урывками, живя на две страны - Францию и СССР. Зарегистрировали брак Высоцкий и Влади в 1970 году. Актриса надолго стала музой и надежной опорой мужа.

    Последние годы и смерть Высоцкого

    Владимир Высоцкий в спектакле «Гамлет» на сцене Театра на Таганке. 1971. Фотография: gazeta.ru

    И Высоцкий, и гитара - в «Гамлете» для мыслящих «академически» были кощунством. Но для тех, кто жил современностью, спектакль и образ героя сразу обретали определенность. Это наш Гамлет, человек нашего времени. Было известно: все Гамлеты страдали от того, что «пала связь времен». Этот Гамлет будет страдать от боли и мук нашего времени... На его стороне правда. И опять образ датского принца сливается с образом поэта, а не только актера. Негодует Гамлет и Высоцкий, издевается Гамлет - и Высоцкий, скорбит Гамлет - и Высоцкий. Гибнет и побеждает Гамлет - и Высоцкий.

    Литературовед Александр Аникст

    Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет», в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Под влиянием шекспировского персонажа Высоцкий сочинил «Песню конченого человека» и «Мои похорона». Продолжил Владимир Высоцкий писать и на военную тему - в этот период появились «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял». В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства», «В младенчестве нас матери пугали…», «Баллада о детстве».

    В 1970-х годах у Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них - зоолог Николай фон Корен из фильма «Плохой хороший человек» . В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем Высоцкого в кино стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий» .

    Он поэт и он мужчина. Понимаете, пушкинские герои живут «бездны мрачной на краю» и находят «неизъяснимы наслажденья» существовать в виду грозящей гибели. Дон Гуан из их числа. И Высоцкий - человек из их числа.

    Режиссер Михаил Швейцер

    Однако не все роли Высоцкого в кино были успешны. Картину Александра Столпера «Четвертый», где актер сыграл журналиста, критики встретили холодно. Еще одним малопопулярным фильмом стала «Единственная дорога», где Высоцкий исполнил роль шофера Солодова. Также неудачным оказалось участие актера в картине «Бегство мистера Мак-Кинли». Он сыграл уличного певца Билла Сигера и написал несколько баллад, обыгрывающих основную тему киноленты. В итоге большую часть песен из картины вырезали, и роль Высоцкого из центральной превратилась в эпизодическую.

    В 1975 году сценический арсенал Высоцкого пополнила роль купца Ермолая Лопахина из пьесы Чехова «Вишневый сад» . Сам артист считал ее второй по важности в своей карьере после Гамлета. В трактовке режиссера Анатолия Эфроса сквозной темой постановки стала многолетняя любовь Лопахина к Раневской. Эта трактовка раскрыла по-новому чеховскую пьесу.

    Дра­матург Александр Володин писал: «Я никогда не понимал Лопахина. Ну что Лопахин? Купец. Губит этих интеллигентных, хороших, утонченных, милых людей, покупает, скупает. Ему все равно - все под топор. А в «Вишневом саде» на «Таганке» я впервые понял простую-препростую вещь, почему он что-то тянет, не женится на Варе. Почему? А потому, что он любит Раневскую. Он любит ее. И в нем это было всегда видно... Он был самый положительный персонаж в этом спектакле».

    Последним театральным персонажем, которого Высоцкий сыграл на сцене, был Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание» 1979 года. После этой постановки Высоцкий не брался за новые образы и все свое внимание посвятил кино, концертам, песенному творчеству.

    В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся разгульным образом жизни. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить. 25 июля 1980 года Высоцкий умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»