Визуал описание. Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал: как использовать тип восприятия в продажах? Зачем нужно знать свой тип

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Типы людей: визуалы, аудиалы, кинестетики - кто это? Скорее всего, каждый из нас не раз замечал, что двое, трое человек воспринимают одну и ту же ситуацию абсолютно по-разному. Даже если попросить визуализировать, например, море, то один опишет голубую необъятную гладь, второй - шум волн, а третий - солнечные лучи и горячий песок. Это касается не только представления той или иной картины, но и других ситуаций, связанные с манерой поведения или восприятием мира в целом.

К этому относятся обстоятельства, в которых находился каждый из нас: вы пытаетесь объяснить что-то окружающим, но они словно не слышат вас. Теперь понятно, что в ситуации, когда близкие не чувствовали и не понимали вас, играет большую роль тип восприятия. Даже у близких родственников способы созерцания могут кардинально разниться. Конечно, это иногда расстраивает, но с природой не поспоришь.

Это явление абсолютно нормальное для людей, так как для одного мир - картинка, для второго - звуки, а третий воспринимает окружение с помощью осязания. Всех людей делят на три типа по восприятию окружающего мира: визуалы, кинестетики и аудиалы. Как понять, к какому типу относится человек, и как его охарактеризовать?

Безусловно, каждый человек обладает пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом. Но при этом не каждый воспринимает одну ситуацию одинаково, так как у всех есть один доминирующий орган чувств, и именно он делит людей на три вышеуказанных типа и дает характеристику визуалу, аудиалу и кинестетику.

Визуалы

Типы восприятия людьми окружающего мира были предполагают психологические исследования, на основании которых и определена характеристика визуалов, аудиалов и кинестетиков. Наблюдения показывают, что около 45 % населения относятся к первому типажу. Именно этот процент людей все происходящее вокруг них расценивают визуально, то есть воспринимают на глаз. Они обычно держат спину ровно, глаза смотрят немного вверх. Зачастую они имеют привычку громко и быстро говорить. Если человек находится слишком близко, это вызывает дискомфорт у визуала, так как ему требуется больше обзора.

Визуалы - очень хорошие рассказчики. Они в точности расскажут вам о прогулке в парке, о листве и пейзажах. Но они ничего не расскажут о пении птиц или мелодии уличных музыкантов.

Диагностика визуалов, аудиалов и кинестетиков в работе показала, что первые являются мечтателями. Но это им не мешает все четко планировать. К распределению трудовых задач всегда относятся талантливо, поэтому их дела и дела сотрудников (если таковые имеются) всегда вовремя выполнены. Перед началом какой-либо трудовой деятельности они должны владеть четкой стратегией и планом действий на все случаи жизни. В работе они любят пользоваться наглядностью: пособиями, таблицами, а также правильно оформленной отчетностью. Подопечным визуала следует знать: для того, чтобы быстрее найти общий язык в работе, в деловом разговоре следует использовать графики, таблицы, фотографии и прочий наглядный материал. Шум практически не мешает им работать.

Люди визуалы, аудиалы и кинестетики очень разные. Для первых главное, чтобы все было красиво. Это касается и одежды. Скорее всего, визуал наденет что-то яркое, пусть даже и неудобное. Внешний вид для них - главное. Соответственно, увидеть их в испачканной или мятой одежде практически невозможно.

В разговоре визуалы обычно резки и порывисты. В общении для них важно внимательно смотреть в глаза и того же они требуют от собеседника. Если в диалоге они видят, что визуальный контакт отсутствует, то расценивают это как то, что оппонент их не слушает.

Они очень ценят личное пространство. Малейшее вмешательство на их территорию понесет за собой скрещивание рук и ног, показывая тем самым, что они "закрываются" от окружающего мира.

Этот тип людей любят глазами, поэтому лучшим подарком будут украшения и предметы декора.

При диагностике кинестетиков, аудиалов и визуалов выявлено, что последние часто используют в своей речи словосочетания: "Я вижу, что...", "После видно будет", "Посмотрите..." и прочие, связанные с визуальным восприятием окружающего мира.

Аудиалы

При определении визуалов, аудиалов и кинестетиков было выявлено, что аудиалы - люди, которые воспринимают окружающим мир с помощью слуховых каналов. Это очень редкий тип людей, которые обладают удивительным острым слухом и безупречной памятью. 30 % всего населения относятся именно к этому типу восприятия мира.

В общении им не обязательно чувствовать собеседника или иметь с ним визуальный контакт. Для них главное - просто слышать. Благодаря своей памяти аудиалы с легкостью могут воспроизвести разговор с точностью до мельчайших подробностей. Их ни в коем случае нельзя перебивать, иначе они могут закрыться и прекратить беседу. Когда аудиалы говорят, они расцветают.

На первый взгляд аудиалы кажутся упрямыми и надменными. Но это совсем не так: этот тип людей отличаются своей внимательностью и душевность. А также умеют слышать и слушать собеседника и дать дельный совет, если потребуется.

Характеристика и диагностика визуалов, аудиалов и кинестетиков показала, что для вторых нет тем или вопросов, которые бы они не смогли обсудить. Зачастую свою беседу они поддерживают активной жестикуляцией, бывают чересчур многословны. Во время беседы аудиалы не любят зрительного контакта, поэтому их глаза всегда "бегают". Стереотип гласит о том, что если человек не смотрит собеседнику в глаза, то он врет, в случае этого типажа - полное заблуждение. Постоянная визуальная связь причиняет дискомфорт аудиалу, не более того. Просто они очень чувствительны ко всем окружающим звукам и они склонны реагировать даже на то, чего собеседник может даже не услышать: лай собаки, проезжающая машина и прочие.

Мир аудиала состоит из звуков, мелодий и ритмов. Они только и ищут повод поговорить. На вопрос "Как жизнь?" они с удовольствием расскажут во всех допустимых подробностях. людей частенько могут говорить с собой, когда никого нет рядом.

Этот психотип находит себя в профессии музыкантов, а также становятся прекрасными психологами, учителями и ораторами.

При характеристике и диагностике визуалов, кинестетиков и аудиалов выявлено, что последние любят использовать определенные слова в своей речи: "Послушайте", "Меня раздражает...", "Интересно", "Звучит заманчиво" и другие словосочетания, связанные со слуховым восприятием мира.

Лучшим подарком для аудиала станет то, что он сможет с удовольствием послушать, исходя из индивидуальных предпочтений.

Кинестетики

Этот психотип является самым материальным познанием окружающего мира. При определении визуалов, аудиалов и кинестетиков выявлено, что последние чувствуют все происходящее с помощью осязания, обоняния, прикосновений и движений. 20 % людей являются кинестетиками.

Этот тип людей не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. В принятии решений они также опираются на собственные чувства и интуицию. Разговор у них медленный, размеренный.

Кинестетики просто обожают прикосновения. Зачастую люди негативно относятся к тому, что кто-то чрезмерно вторгается в их личное пространство. Но это абсолютно не о кинестетиках! Если вам встретился человек, который горячо целует и обнимает вас при встрече или с жаром пожимает руку - не стоит его опасаться. Это типичное поведение для этого психотипа людей. Они не поймут и не узнают человека, пока не потрогают его.

При определении трех психологических типов: визуала, аудиала и кинестетика было выявлено, что только последние способны испытывать самые сильные чувства. Их привязанности всегда долгие, сильные. В случае неудачи на "любовном фронте" или в другой сфере, они сильно переживают и нервничают.

Несмотря на то, что кинестетики открыты для прикосновений, в их внутренний мир попасть может далеко не каждый. Но те, кто находится в списке "избранных", получают стопроцентную отдачу любви и тепла.

Этот психотип людей познает окружающий мир также через движения. Но это не означает, что все кинестетики - подвижные и энергичные люди. Просто главный инструмент познания для них - тело, а способ, с помощью которого они знакомятся с окружением, - действие и движение. Им очень тяжело понять, как сделать что-либо до тех пор, пока сами не произведут это действие. При психологическом изучении визуалов, аудиалов и кинестетиков на стрессоустойчивость было выявлено, что последние крайне тяжело переносят те или иные переживания. Это связано с тем, что кинестетики, в прямом смысле, пропускают все через себя или, как говорят, принимают близко к сердцу. Поэтому в неприятных ситуациях, на которые не обратит внимания визуал и аудиал, кинестетик будет сильно переживать, долго мучить себя мыслями: "А вот если бы я сказал так..." или "Все могло быть по-другому, если бы...".

Также немаловажный факт: кинестетику сложно отказывать другим людям. Они руководствуются тем, что их отказ причинит боль собеседнику. Это, конечно, может быть далеко не так. В связи с этим многие часто пользуются этой особенностью в своих целях. Проанализировав все факты, можно сказать, что этот психологический типаж людей является самым ранимым и чувствительным среди всех.

В плане выбора одежды они руководствуются только удобством, красота для них находится на втором месте. Это же касается и выбора интерьера в квартире или доме. Планирование чего-либо - это не для них. В этом деле нельзя придумывать, а только следовать четкой схеме. Для кинестетика это очень сложно. Также им тяжело концентрироваться на чем-то одном, их внимание легко отвлечь.

Жанр литературы и фильма выбирают по сюжету, а красивые описания и диалоги их не интересуют.

Взаимоотношения с другими людьми - это, в первую очередь, действия, а потом уж общение. При изучении визуалов, аудиалов и кинестетиков удалось узнать, что последние являются самыми вспыльчивыми. Они предпочитают разобраться с обидчиком в кулачном бою, а только после выяснить, что и зачем было сказано.

Кинестетики в своей речи любят использовать выражения: "Выскочило из головы", "Я чувствую", "Управлять собой и сохранять спокойствие", "Шиворот-навыворот" и прочие.

Лучшим подарком для них станет то, что они смогут потрогать.

Дигиталы

С недавних пор психологи начали добавлять еще один психологический типаж - дигиталы. Характеристика аудиалов, визуалов и кинестетиков встречается более часто, все же этот типаж нельзя обходить стороной.

Дигиталы воспринимают окружающий мир с помощью логического мышления, цифр и знаков. Всего лишь 5 % населения относятся к этому типажу. Это очень своеобразные люди, которым важен смысл, функциональность и значимость всей информации.

Дигитальный канал контролирует речь. Своим восприятием они не похожи ни на один из вышеуказанных психотипов. Сравнительная характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов выявляет, как по-разному они относятся к речи. Для первых трех доступ к опыту открывается через слова, а для последних опыт - это и есть слова.

Основной проблемой дигитальной системы является то, что она не может менять информацию без обращения к другим системам, и все происходящее возвращается к исходной точке. В разговоре они практически не жестикулируют, так как не видят в этом смысла.

Есть суждение, что дигиталы получаются из кинестетиков. Если человеку тяжело переносить все навалившиеся переживания, он подается в рассуждения. И они уже не чувствуют, а просто знают.

Особым талантом дигиталов является написание деловых писем и прочих документов. Они составляют их так, чтобы не было лишней "воды", все четко, слова стоят на своих местах. За формулирование предложений и фраз как раз отвечает дигитальный канал.

Лучшим подарком для этого психологического типажа является что-то, что он сможет функционально использовать.

Визуал, кинестетик, аудиал. Кто вы?

Наверное, вам интересно, к какому психотипу относитесь вы или ваш близкий человек. Определение типа восприятия (визуал, аудиал, кинестетик) весьма просты.

Вы - визуал, если:

  • По внешнему виду можно понять о происходящем в вашей жизни.
  • Окружающих людей часто судите по внешности и одежде.
  • При принятии решений вы выберете то, что лучше выглядит.
  • В обсуждении чего-либо вы комфортно себя чувствуете с наличием определенной наглядности.
  • Вы без труда запоминаете написанное после первого прочтения.

Вы - аудиал, если:

  • При общении с людьми для вас важен тон разговора собеседника.
  • Вы любите говорить, даже если эту историю во всех подробностях вы рассказывали не один раз.
  • Любимое занятие - слушать музыку.
  • Вы лучше узнаете людей по голосу, нежели по внешности.
  • Ваше настроение можно понять по интонации.

Вы - кинестетик, если:

  • При принятии решений вы опираетесь на собственные чувства.
  • При выборе мебели вы с легкостью можете выбрать самый удобный диван или кресло, присев в него лишь однажды.
  • Ваш гардероб состоит, в основном, из натуральных тканей и материалов. Они приятные на ощупь. При покупке новой вещи вы не купите самое модное платье, если оно не доставляет удовольствие от прикосновения.
  • Вы что-то не записали - вы это не запомните.
  • При общении вы с легкостью можете понять настроение и состояние собеседника.

Вы - дигитал, если:

  • Вы серьезны и собраны.
  • Вы дружите с математикой, числами и прочими цифровыми обозначениями.
  • Вы любитель порассуждать о делах "насущных". От переживания собственных проблем стараетесь отстраниться, вам достаточно понять, почему так произошло.
  • Вам легко дается составление деловых бумаг и документов.

Подробное описание психотипов поможет вам лучше узнать себя, а также скорее найти подход к своему собеседнику. Стоит отметить то, что дети аудиалы, визуалы, кинестетики имеют такие же характеристики, как и взрослые.

Мы все с рождения наделены способностью к восприятию окружающего нас мира через зрение, слух, обоняние, а также вкусовую и тактильную чувствительность. Однако человек не может воспринимать информацию извне одинаково хорошо всеми пятью органами чувств. У каждого из нас способность к восприятию через какой-то орган чувств значительно выше, чем через все остальные. И, в зависимости от такого преобладания, различается манера поведения человека, черты его характера и т. п.

Исходя из этого, всех людей можно разделить на три типа , в зависимости от преобладания у них того или иного способа восприятия окружающего мира:

  1. Аудиалы;
  2. Кинестетики.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из названных типов.

Аудиалы

Для аудиалов восприятие различных звуков – первично. В эту группу людей включаются те, кто наиболее точно воспринимает информацию именно на слух и составляет она около 60% всего человечества. Они с лёгкостью улавливают смысл фраз и текстов, произносимых вслух и без визуального сопровождения. Однако у аудиалов возникают трудности при восприятии и запоминании лиц и предметов, в отличие от звуков и голосов людей – достаточно будет однажды услышать какой-то звук и он надолго «осядет» в памяти аудиала. Можно сказать, что такие личности живут в мире мелодий, ритмов и звуков .

Зачастую для аудиалов характерна яркая и эмоциональная речь. Они невероятно «оживают» при разговоре, их речь наполнена множеством звуков в виде восклицаний, иногда они почти переходят на крик. А все потому, что голос у человека такого типа, как правило, очень громкий, звонкий и мелодичный.

Ни в коем случае нельзя прерывать монолог аудиала, иначе он может замолчать и впредь не вступать в разговор с человеком, который его перебил. Вступая в диалог с собеседником, аудиалы находятся от него на близком расстоянии, чтобы точно уловить интонацию говорящего.

Нередко в своём разговоре они используют такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Также нередко и употребление аудиалами таких фраз, как:

  • «послушайте, что я скажу»;
  • «рад тебя слышать»;
  • «меня раздражает этот звук»;
  • «звучит заманчиво»;
  • «что значит этот загадочный тон»;
  • «ваша идея звучит замечательно».

Аудиалам нравится слушать музыку, приносит удовольствие пение, даже если они просто напевают что-то вслух. Поэтому человек такого типа выбирает профессию композитора, музыканта, психолога или лектора.

Ещё до вступления в разговор с аудиалом, его можно узнать и по внешним признакам. Например, этот человек всегда сидит прямо, вытянув шею и слегка подав корпус тела вперёд – это его восприятие, ему легче уловить информацию через доносящиеся до него звуки в мельчайших подробностях. У аудиалов хорошо развита грудная клетка , а дыхание ровное и глубокое.

На первый взгляд может показаться, что такой человек несколько надменен и упрям, однако на самом деле аудиалы очень добродушны, всегда открыты к разговорам и умеют сопереживать. Они не только совершенно искренне расскажут, как у них дела, но и сами с удовольствием поинтересуются о жизни собеседника, послушают его рассказ. Для аудиалов не характерно смотреть в глаза собеседнику, так как для них это вызывает напряжение и зачастую отвлекает от мысли, которую нужно донести или от восприятия другого человека. И, конечно же, аудиалы любят ушами.

Для этого типа первостепенно восприятие через органы зрения. Такой человек наиболее полно усваивает ту информацию, которая получена визуально, то есть через глаза, их около 20%. Он воспринимает окружающий мир, в большинстве своём, опираясь именно на зрительные образы. Это связано с тем, что у визуалов наиболее развита зрительная память. Они, в отличие от аудиалов, во время разговора стараются находиться от собеседника на расстоянии , чтобы иметь возможность рассмотреть его внешний вид, одежду, черты лица.

Кроме того, визуалы и сами отличные рассказчики, так как легко могут пересказать увиденное событие, представленную картину и т.д. Посторонний шум им совершенно не мешает, они легко концентрируют своё внимание на визуальном описании чего-либо: схемах, картинках, таблицах, диаграммах.

В своей речи они, зачастую, используют слова «взгляни», «яркий», «отчётливо», «видеть», «посмотри», «я вижу», а также, например, такие фразы как:

Если визуал находится среди большого количества людей, то он постарается занять такое место в помещении, с которого смог бы разглядеть большую часть присутствующих, ведь для такого человека очень важно, как выглядят окружающие его люди и он сам. Они предпочитают надевать яркую эффектную одежду, даже если её совершенно неудобно носить.

Большое значение для визуалов имеют интерьеры тех мест, где они любят находиться , поэтому к обустройству своего дома они подходят очень серьёзно и со вкусом. Это касается и внешнего вида пищи, которую визуалы употребляют.

Визуалы имеют некоторые особенности в характере: они резки и порывисты. Разговаривая с собеседником, стараются ловить все его движения, мимику, позы и жесты. Помимо этого, они очень дорожат своим личным пространством, и если вдруг кто-то вторгается в него, человек описываемого типа непроизвольно скрещивает руки и ноги, как бы закрываясь от всех. Визуалы не любят, когда к ним прикасаются, не терпят объятий.

Поза также, зачастую, выдаёт личность описываемого типа: стоят и сидят они всегда прямо, если же сутулятся, то голову поднимают вверх, для удобства восприятия информации. Их плечи всегда расправлены, а грудь раскрыта, дыхание происходит верхней её частью.

Фантазия у таких людей весьма хорошо развита, что наделяет способностью к творчеству. Среди визуалов множество представителей именно творческих профессий, таких как художники, дизайнеры. Вместе с этим, им неплохо даётся планирование и грамотная систематизация деятельности: такой человек всегда чётко распределит задачи между сотрудниками, достигая высокой эффективности в работе. Наличие заранее разработанной схемы, стратегии значительно упрощает им выполнение тех или иных задач.

Любят визуалы глазами .

Кинестетики

По всему миру приблизительно 20% людей – это кинестетики. Это человек чувств и ощущений, его восприятие мира – наощупь, то есть при помощи движений и посредством обоняния, осязания. Кинестетики характеризуются тем, что осуществляют глубокое дыхание через живот, а не через грудь.

Обладают низким, глубоким, хрипловатым или приглушённым голосом, а речь их медленная, разделенная выразительными паузами. Кинестетики, как правило, сутулятся, а сидят, слегка наклонившись вперёд. Их взгляд почти всегда опущен книзу. В одежде они ценят, прежде всего, комфорт, отодвигая на второй план её внешний вид. По характеру кинестетики – очень мягкие и добродушные люди , всегда веселы и с хорошим чувством юмора. Их образ дополняется пухлыми губами и розовой кожей, они склонны к полноте.

Кинестетик – это, в первую очередь, человек действия. Чтобы изучить что-либо, им необходимо применить это на практике для лучшего восприятия информации. Если кинестетику нужно изучить инструкцию по применению какой-то вещи, то он поспешит однажды опробовать её на практике, чем будет перечитывать её содержание много раз. Но это вовсе не означает, что представители такого типа чересчур подвижны, им так проще познавать окружающий мир.

У кинестетиков очень хорошо развита мышечная память, поэтому они быстро запоминают разные двигательные действия , им легко даются такие виды спорта, как плаванье, велоезда.

Для человека – кинестетика характерны следующие выражений:

  • «вступить в контакт»;
  • «я чувствую»;
  • «изменить к лучшему»;
  • «улавливать что-либо»;
  • «рука об руку»;
  • «прочная основа»;
  • «управлять собой»;
  • «сохранять спокойствие»;
  • «мы совсем близко подошли к решению проблемы».

Кинестетики, в отличие от визуалов, просто обожают прикосновения и объятия, даже с малознакомыми людьми. Их личное пространство не имеет чётких границ, поэтому кинестетики не будут принимать закрытых поз и отторгать желание другого человека приблизиться к нему. Ведь они уверены, что лучше узнать человека и подружиться с ним можно, в основном, через прикосновения. Однако в свой внутренний мир кинестетики готовы впустить далеко не всех, а только «избранных». Не удивительно, что именно кинестетики обладают уникальной способностью испытывать сильные и глубокие чувства , а их привязанности крепки и долговечны.

Как определить, к какому типу восприятия информации мы относимся?

Умение определять, к какому из трёх типов относитесь вы сами или ваш собеседник, может значительно упростить вашу жизнь и улучшит качество общения. Для этого имеется множество специальных тестов, которые наглядно покажут вашу принадлежность к тому или иному типу. Например, определение того или иной типа поможет скорректировать программу обучения чему-либо для самого себя или другого человека.

Или это может оказать помощь во взаимоотношениях с коллегами по работе , с начальством, с друзьями, а также с людьми, с которыми вы хотите поближе познакомиться и подружиться. Так, для визуалов, при восприятии информации, важна мимика, жестикуляция, для аудиалов - тембр голоса, паузы в разговорной речи, интонация, а для кинестетика важны прикосновения.

Ниже будут представлены основные характеристики каждого из типов, которые помогут вам распознать свой тип прямо сейчас.

Как распознать аудиала

Вы аудиал, если:

  1. При принятии важных решений останавливаете свой выбор на том, что лучше всего звучит;
  2. При общении на вас оказывает сильное влияние тональности голоса другого человека;
  3. Ваше настроение проще всего узнать по звуку вашего голоса;
  4. Вам доставляет удовольствие объяснять что-либо, рассказывать по многу раз одну и ту же историю;
  5. Вы любите слушать музыку. Любая мелодия способна поднять или, наоборот, испортить ваше настроение. Подбор музыки и исполнителей также зависит от настроения;
  6. Вы с лёгкостью запоминаете голоса людей, можете их узнать;
  7. Предпочитаете получать информацию через радио, аудиокниги и т.п.

Как распознать визуала

Вы визуал, если:

  1. Принимаете решение в пользу того, что выглядит для вас наиболее удачным образом;
  2. Ваш внешний вид говорит о том, что происходит в вашей жизни;
  3. На вас оказывают влияние разные цвета;
  4. Об окружающих вас людях вы судите, как правило, по их внешнему виду, не взирая на поговорку, что «по одёжке встречают….»;
  5. У вас превосходная фотографическая память, вы легко запоминаете комбинации цифр и при случае с точностью воспроизводите её;
  6. Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Как распознать кинестетика

И, наконец, вы относитесь к типу кинестетик, если:

  1. При принятии важных решений, опираитесь на свои чувства;
  2. При разговоре вы легко чувствуете состояние вашего собеседника;
  3. Вы легко и с удовольствием выбираете удобную мебель, например кресло или диван: вам достаточно однажды присесть на него, чтобы понять о комфорте в повседневной жизни;
  4. Вы предпочитаете одежду из натуральных, приятных к телу тканей. Вы цените, в первую очередь, комфорт при ношении одежды, а не её яркость и эффектность;
  5. Вы всегда записываете ту информацию, которую хотите запомнить. Во время учёбы вас, наверняка, всегда спасали шпаргалки, которые вам так и не пригождались, так как записанная в них информация уже хорошо отложилась в вашей памяти.

Одним словом, внимательно наблюдая за теми моментами, описанными в статье в каждом из трёх типов, можно научиться говорить с человеком соответствующего типа на его языке, а это, несомненно, поможет наладить с ним контакт и получить много новой информации о его личности.

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Визуалы, Аудиалы, Кинестетики…

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, вы сейчас займетесь самостоятельным анализом и творчеством. Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:

3. движения;

4. дыхание;

6. характерные особенности;

От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать; или разговаривать с собой, а не ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности – возможно, так вам будет проще.

Идею я вам подал, но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком-либо канале, то он проявляет большинство свойств данного типа людей.

Но только помните: если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть он любит больше всего остального.

Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у Дигиталов как бы специальных слов нет, они пользуются преимущественно неопределенными (то есть не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.

А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы

– Вы женаты?

– Нет, просто я так выгляжу!

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.

Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).

Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:

Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!

Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:

Послушай, какая музыка!

Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:

– А почему ты обручальное кольцо не надел?

– Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.

Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.

Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т. п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):

И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед…

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.

И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:

Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.

Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!

Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его… Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.

При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку.

Один из зрителей толкает в бок соседа:

– Извините, это Вы сказали:«…твою мать?»

– Конечно, нет!!!

– Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.

Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»

Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:

Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!

Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!

Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.

Вы так галантны!

Дигиталы

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:

– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.

– Значит, наследника не будет?

– К сожалению нет, сэр…

– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).

Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.

Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик:

Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.

Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:

– Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в «Дикой Орхидее» Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:

Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…

Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.

Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и… съедаете его.

Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.

А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы… Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:

Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…

Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас.

Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией.

Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:

1. В сочинении должна присутствовать королева.

2. Должен быть упомянут Бог.

3. Немного эротики.

4. Чтобы была тайна.

Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:

– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».

Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее.

Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Винни-Пух и все-все-все…

Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией данных типов может служить восхитительные мультфильмы серии «Вин-ни-пух» (наши, а не Диснеевские).

Винни-Пух, естественно, Кинестетик – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается…

«Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.

– Здравствуй, Вини.

– Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?

– Хочу позвонить. Я шел мимо…

– Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?

– Пух, ведь это же твой дом!

– А, верно. Ну тогда войдем».

Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) – тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– «Я» – значит я, Винни-Пух.

– Ты в этом уверен?

– Ну конечно!

Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.

– Действительно, Винни-Пух…

Сова более походит на Аудиала – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:

– Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух».

– И это все?!!

– А что еще?

– Надо написать так: «Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!»

– Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух».

На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:

– Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось – и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Ассоциация – диссоциация

Есть еще одно забавное свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как бы изнутри, видеть своими глазами и чувствовать то, что происходит внутри нее (ассоциировано), или воспринимать ее со стороны, как бы вне ее, и тогда вы будете скорее ее оценивать (диссоциировано). Разница приблизительно такая же, как участвовать в драке или смотреть на нее со стороны.

Проведите такой эксперимент. Представьте, как вы выглядите сзади, как сверху, как вы смотритесь с потолка? А как вы в данный момент выглядите снизу? Вот когда вы все это так представляете – вы диссоциированы.

А теперь посмотрите на все своими собственными глазами. Что вы чувствуете в данный момент, что вы видите, что слышите? Вот сейчас вы ассоциированы.

Естественно, это будет и отражаться в речи. Ассоциированное состояние скорее всего будет описываться изнутри:

Когда я увидел его перед собой, мне так захотелось куда-нибудь спрятаться.

Как только я вспоминаю эту ситуацию, я тут же оказываюсь на этой улице в окружении этих людей, они все кричат друг на друга…

Вот я сейчас тебе рассказываю о том случае, и опять переживаю все это внутри себя, эту радость, восхищение…

Диссоциированное состояние скорее будет описываться как оценка ситуации:

Когда я подумаю, как это выглядит со стороны…

Взглянув на это с другой точки зрения, я начинаю понимать, как глупо я тогда поступил.

Со стороны это выглядело великолепно!

Так вот, Визуалы могут очень легко занять внешнюю позицию по отношению к событию – диссоциироваться. Это позволяет им хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, но в то же время может лишить вовлеченности в процесс. Как рассказывала мне одна знакомая девушка:

– Не получаю я удовольствия от секса. Да, вижу как мужчина с женщиной занимаются этим делом, и что?

Диссоциироваться от неприятной ситуации – весьма часто используемый и эффективный способ работы с дискомфортными ситуациями. Когда вы «выходите» из события, смотрите на него со стороны, вы уже реально можете его оценить и найти новые более эффективные способы поведения.

Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, будучи вовлеченным в нее в полной мере. Хорошие актеры обычно Кинестетики – они хорошо входят в образ, становятся другим человеком, реально переживая события чужой жизни. С одной стороны, все это большой плюс, но в то же время, если ситуация достаточно неприятна, как только ее вспоминаешь – тут же чувствуешь себя плохо. И ты вновь в этих эмоциях, этих переживаниях. Ни то, ни другое состояние не является предпочтительным глобально.

Можно только говорить о ситуациях, о контекстах. Моя рекомендация такова: лучше всего уметь легко переходить из одного состояния в другое, пользуясь достоинствами как первого, так и второго. Но если вы хотите попробовать понять действительно, как устроен мир каждого из типов – самое простое попробовать на время стать одним из них. И вот вам небольшое домашнее задание.

«Демонстратор»

Объединитесь в группы по 5–6 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7–8 карточек («В», «А», «К» и «Ад»). Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача – максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно, «кто есть кто». И при этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.

Ну, как это было?

– Очень интересно. Общение происходит в основном между людьми только своего типа. А остальных как бы и нет. Они конечно говорят, но ты этого практически не слышишь.

– С иностранцем легче! Когда он говорит, ты пытаешься звуки услышать. А когда не твой тип – слова превращаются просто в шум – Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

А что вы испытывали к человеку «своего канала», а что к человеку «чужого канала»?

– Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

– Его сразу выделяешь. Он как бы виден, а остальные на периферии.

– Пока молчат – все нормально. А как рот отрывается – ну о чем он говорит? А свой как скажет – О!

Ну что, вам ПОНЯТНО!?

Упражнения на дом

Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружающие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый – на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.

Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час.

Только, если наметили какое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.

И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и поэзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попадаете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.

Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на большинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день прислушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слухом.

И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и поймете, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос – это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мелодию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.

А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц – вот на что вы обращаете внимание. Настройтесь на ваше тело – это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощущение. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теплый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется…

Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри – его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно – на время стать другим, чувствовать мир как другой – возможно, это основа понимания.

На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы – это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир – это только набор зрительных образов…

А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряжение мышц – они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит правду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это…

На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это великолепно – холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чистая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.

Ведь это совершенно восхитительно – понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармонию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии.

Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный…

Что вам понравилось больше всего – только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?

Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения – разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.

Противоречия.

Теперь немного о противоречиях. Вот супружеская пара, кстати, обычная: мужчина – Кинестетик, женщина – Визуал. (Это совершенно не обозначает, что не бывает женщин – Кинестетиков или мужчин – Аудиалов, речь идет именно о характерных парах).

Жена целый день наводила красоту и прибирала в квартире, муж пришел с работы, сел в удобное кресло, взял газету, закурил и начинает стряхивать пепел на свежевычищенный ковер. Жена в крик:

Я навела такую красоту, а ты все изгадил.

Муж раздраженно:

Не мешай отдыхать!

Он же не понимает, что для его жены пепел на ковре – то же самое, что кнопки ему под задницей.

Или условная ситуация, одна подруга говорит другой:

Ты знаешь, мой муж совершенно меня не понимает. Я сделала новую прическу, поставила свечи, красиво сервировала стол, а он тут же лезет обниматься.

Везет тебе. А то моему всякий антураж нужен – разноцветное белье, интимное освещение… А я лежу, жду, уже замерзла, а он все свечи зажигает. Нет чтоб сразу к делу перейти…

Что нравится одному, для другого может казаться странным и непонятным. Проблемы могут возникать даже по поводу обозначения местоположения. Для Визуала часто улица или площадь начинается с момента, когда он ее видит. А для Кинестетика – с момента, когда он на ней находится. И так далее. Нюансов много, и все их не перечислишь сразу, да в общем это, на мой взгляд, не очень нужно. Лучше, чтобы вы просто научились воспринимать мир глазами, ушами и чувствами другого человека и понимать, почему он поступает именно так.

– А что, пары, когда оба супруга одного типа, не встречаются?

По моему опыту, достаточно редко. Обычно люди ищут в партнере не столько свою копию, сколько некое дополнение. Пары обычно складываются из разных типов, но что важно – чтобы человек был способен хоть в какой-то степени общаться на том же языке, что и партнер.

Вот тут пора красиво напомнить, что это только модель, и она достаточно условна. Хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически единственным каналом, но их очень мало. Большинство же вполне эффективно пользуются несколькими, просто один канал они предпочитают больше. И все описанное выше касается только людей, которые «ну очень сильно» аудиальны или кинестетичны. Это случается достаточно редко, обычно можно говорить только о некотором преобладании. Так что надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно.

Вот, например, цифры, полученные в результате тестов (здесь Ад приплюсовано к А).

И говорят, что такой человек – Визуал.

А этого человека можно назвать Кинестетиком. Но он, естественно, будет отличаться от такого Кинестетика:

Когда описывают типы, то это касается людей с очень сильным преобладанием того или иного канала, а для всех остальных это будет не столь явно выражено. Но все равно, даже небольшое предпочтение остается предпочтением. И вы можете проверить это на собственной практике – послушайте, поговорите с другими людьми. Попробуйте то попадать в их преимущественный канал, то не совпадать с ним, и понаблюдайте, что конкретно будет с собеседниками происходить.

При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем, как и среди военных.

С возрастом предпочтения могут меняться. Если в начальной школе Кинестетиков около 60 %, Визуалов 13 %, Аудиалов 27 %, то в старшей школе Визуалов уже 50 %, 35 % Кинестетиков и 27 % Аудиалов.

Если говорить о культуре, то можно сказать, что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. Многие дальневосточные культуры – Вьетнам, Китай – аудиальные. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

Если коротко…

1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.

2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.

3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.

4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.

5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.

6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы – диссоциированы.

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

Визуальный канал восприятия : 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия : 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия : 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения , например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет ) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", "надо проанализировать ситуацию", "итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На лицо человека, его одежду и внешность

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

Неформальный вариант теста.

Если у вашего знакомого или у вас нет возможности или времени пройти тест С Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").

А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.
2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: "Как вы хотели бы отметить Новый год?", "Какие планы на ближайшие выходные?", "Вспомнить самое приятное событие за последний месяц" и т.д.

Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: "Где лучше провести отпуск?", человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.
2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.
3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Визуалам крайне сложно запомнить информацию на слух, а кинестетик вряд ли сможет оценить вашу новую прическу (оценит визуал), а вот парфюм или умение делать массаж – запросто!

Rating 4.00 (4 Votes)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»