Тюркский титул в средние века. Восточние титулы (дворянские титулы). по курсу «История Татарстана»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

1) -а, м. То же, что бей. [тюрк. бег, бек] 2) -а, м. спорт. То же, что защитник (в 3 знач.). [От англ. back - задний] Малый академический словарь

  • БЕК - Аарон (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии, одной из наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. Психотерапевтическая энциклопедия
  • бек - Бек, беки, бека, беков, беку, бекам, бека, беков, беком, беками, беке, беках Грамматический словарь Зализняка
  • бек - 1. бек/¹ (титул). 2. бек/² (защитник). Морфемно-орфографический словарь
  • БЕК - (Beck), Юзеф (4.X.1894 - 6.VI.1944) - польский политич. деятель, полковник, один из главарей фаш. клики пилсудчиков. Долгое время работал в разведыват. органах бурж.-помещичьей Польши. В 1932-39 - мин. иностр. дел. Проводил политику сотрудничества с фаш. Советская историческая энциклопедия
  • бек - сущ., кол-во синонимов: 8 бег 27 бей 3 бэк 11 защитник 49 рюкзак 17 титул 219 феодал 10 эмир 6 Словарь синонимов русского языка
  • Бек - I Александр Альфредович [р. 21.12.1902(3.01.1903), Саратов], русский советский писатель. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Выступил в печати в 1919. Первая повесть - «Кура́ко» (1934) - о выдающемся отечественном доменщике. Большая советская энциклопедия
  • бек - См. бег Толковый словарь Даля
  • бек - орф. бек1, -а (титул); к предшествующему собственному имени присоединяется через дефис, напр.: Ибрагим-бек бек2, -а (спорт.) Орфографический словарь Лопатина
  • БЕК - Князь, господин. Антрополексема. Словарь татарских мужских имён
  • бек - I. бека, м. [англ. back, букв. задний] (спорт.). В футбольной или хоккейной команде – защитник (в 3 знач.). II. бека, м. [тюрк., ср. узбек. bek]. То же, что бей. Большой словарь иностранных слов
  • бек - БЕК -а; м. [тюрк.] = Бей. Толковый словарь Кузнецова
  • бек - бек I м. 1. Титул родоплеменной и феодальной знати, должностных лиц - правителей областей, военачальников и т.п. (в странах Ближнего и Среднего Востока). 2. Лицо, имеющее такой титул. II м. Защитник (в спортивных играх: футболе, хоккее и т.п.). Толковый словарь Ефремовой
  • бек - БЕК, бека, ·муж. (·англ. back, ·букв. задний) (спорт.). В футбольной или хоккейной команде - защитник (в 3 ·знач.). II. БЕК, бека, ·муж. (·тюрк., ·срн. узбек. bek). То же, что бей1. III. БЕК, бека, ·муж. (·ист. полит.). Толковый словарь Ушакова
  • Бек - (бяг) повелевающий. В Персии и Турции - название вообще чиновника. В Закавказском крае Б. означает принадлежащего к мусульманскому привилегированному сословию (см. Ага), почему Б. означает вообще господина и ставится всегда после собственного имени, наприм. Аббас-бек и др. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • бек - I. БЕК а, м. bec m. Рожок газового светильника. Улицы < Парижа> освещены 4533 фонарями или реверберами и 10. 672 носками (becs), коих освещение стоит 1 3/4 сантима за каждый час, в год 495 350. БДЧ?1830 4 108. Словарь галлицизмов русского языка
  • Тоже, что бег. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. БЕК титул разных турецких сановников. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [тюрк.] = Бей. * * * бек (бег, бей) (тюрк. властитель, господин; синоним арабский эмир), 1) титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока. У тюркских народов Средней Азии и Закавказья в средние века и новое время титул землевладельца.… … Энциклопедический словарь

    Александр Альфредович (1902/03, Саратов – 1972, Москва), русский прозаик, публицист. А. А. Бек Родился в семье военного врача. Учился в Саратовском реальном училище. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную армию, где, по словам писателя, обрёл … Литературная энциклопедия

    Господин (употребляется после имени собственного как форма вежливого обращения или упоминания: Ибрагим бек). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Бек А. Ф. БЕК (Henri Franсois Becque, 1837–1899) французский драматург, последователь Золя (см.). Основные произведения: «Michel Pauper» (1870); «La Parisienne» (Парижанка, 1885, русск. перев. изд. Антика «Универс. библ.»); «Les corbeaux» (Вороны … Литературная энциклопедия

    Бек К. И. БЕК Карл Исидор (Beck, 1817–1879) австрийский поэт, представитель немецкой революционно политической поэзии. Б. один из первых ввел в немецкую поэзию индустриальные темы («Die Eisenbahn», 1838). В духе «истинного социализма» написаны… … Литературная энциклопедия

    Феодал, эмир, бэк, бей, защитник Словарь русских синонимов. бек сущ., кол во синонимов: 8 бег (27) бей (3) … Словарь синонимов

    Бек М. А. БЕК М. А., см. в ст. Столыпины. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э.,… … Лермонтовская энциклопедия

    Бек А. А. - БЕК Александр Альфредович (1903–72), рус. сов. писатель. В июле 1941 вступил рядовым в Моск. нар. ополчение, затем военкор Красной звезды и другие. газет на Центр., Калининском, 1 м и 2 м Белорус. фр. (в т. ч. в 8 й гвард. сд им. ген. И. В.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    - (бег, бей) (тюркское властитель, господин; синоним арабского эмир), титул знати на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии и Закавказье … Современная энциклопедия

    - (бег бей) (тюрк. властитель, господин; синоним араб. эмир), 1) титул знати в странах Ближнего и Ср. Востока. У тюркских народов Ср. Азии и Закавказья в средние века и новое время титул землевладельца2)] В Турции со 2 й пол. 19 в. до 1934 форма… … Большой Энциклопедический словарь

    Книги

    • Давид-Бек (DVD) , Бек-Назаров Амо. Начало XVIII века… Армения захвачена войсками иранского шаха… Турецкий султан тоже претендует на армянскую землю… Армяне борются за независимость и территориальную целостность своей родины.…
    • Александр Бек. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1 , Александр Бек. Издание 1991 года. Сохранность хорошая. В первый том вошли повести и рассказы о становлении отечественной металлургии ("Курако", "События одной ночи" и др.), а также роман "Новое назначение"…

    Баскак (от.тюрк. басу-давить) в 13-14 вв. представитель (наместник) монгольских ханов на завоеванных землях. Баскачество введено в правление Берке. Баскаки ведали сбором дани и учетом населения, имели военные отряды.

    Бек (бег, бей, бий) (тюрк.- властитель, господин, князь; синоним – араб. эмир). 1) титул родоплеменной, затем феодальной знати у тюркских народов; 2) в Улусе Джучи и татарских ханствах титул правителя округа (даругабек, улусбек), члена ханского дивана (беклярибек, карачибек).

    Багаин – высший государственный чиновник в государстве Великая Булгария (V – VII вв.) Багаины контролировали состояние дел в подвластных кану племенах.

    Балтавар – правитель древних булгар, владыка, князь князей (сер Vв.), позднее стал носить титул кана, а с VII в. –после победы над хазарами - титул хакана.

    Беклерибек (тюрк. властитель, господин), титул родоплеменной, а затем феодальной знати в Золотой Орде, руководитель темников, тысячников и др., организатор всего военного ведомства в государстве.

    Боил – жрец, священнослужитель в государстве Великая Булгария. Высшая категория боилов входила в совет при кане. Позднее термин трансформировался в «болярин», «боярин».

    Бор черный - чрезвычайный налог с земли и промыслов. Назначался во второй половине XIV-XV вв. Великим княжеством московским для уплаты дани Золотой Орде.

    Вакф (вакуф) (араб.-удержание), имущество, переданное владельцем на религиозные или благотворительные нужды мусульманской общине, государству или частному лицу. Могли быть школа, мечеть, земля, движимое имущество. В татарском обществе служил важным источником существования культовых учреждений и мусульманского духовенства.

    Даруга – административно-территориальная единица в Монгольской империи, Улусе Джучи, татарских ханствах 13-16 вв., в Русском государстве в 16-18 вв. на землях татар, башкир и др.народов.

    Джадидизм (от араб. усул-и-джадид - новый метод) – культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма, Средней Азии в конце 19 – начале 20 века за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман.

    Джиен – место сбора дани кану Волжско-Камской Булгарии в IX в. обычно пунктами джиенов были города Биляр, Булгар, Сульча, Джугетау и др.

    Диван (перс.) – в мусульманских странах первоначально список, реестр, а затем – суд, совет. В Золотой Орде и татарских ханствах – центральные органы управления по финансовым, судебным и др.вопросам.

    Закат , закят (араб., букв. - очищение) - религиозный «очистительный» налог у мусульман, взимание которого предписано в Коране, а размеры и правила обложения разработаны в шариате. Предназначался на содержание Мухаммеда и его семьи, для помощи нищим, путешественникам и участникам «священной войны» (джихада). В феодальных мусульманских государствах взимался (только с мусульман) со скота, ремесла, торговых прибылей, наличных денег и драгоценностей. У современных мусульман - добровольное даяние духовенству.

    Илтебер (эльтебер) (тюрк.) – титул вассального князя. Впервые упоминается в древнетюркской надписи Кюль-Тегина (732г.). В Волжской Булгарии – титул правителя.

    Ильчи (тюрк.)- посол золотоордынского хана в другие государства.

    Инородцы - 1) в России до 1917 г. все неславянские народы; 2) в России XIX - начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири действовали (на основе Устава об управлении инородцев 1822 г.) инородные управы.

    Кади (араб.-судья; перс. и тюрк.-кази) – мусульманский судья, выносящий решение по гражданским и приговоры по уголовным делам на основе шариата и адатов. Выполняет также нотариальные и опекунские функции.

    Каган (тюрк. хакан-властелин) – титул главы государства у древних и раннесредневековых народов (тюрок, печенегов, хазар и др.).

    Каган-бек – визирь, ближайший помощник кагана в Хазарском каганате. Он-то и правил государством. Имел право судить кагана по требованию народа.

    Карачи – эмиры четырех самых знатных родов Казанского ханства, членов дивана, ограничивали власть хана, следили за поступлением налогов в казну и их расходованием, управляли местной администрацией, командовали войском, ведали внешнеполитическими делами

    Курсыбай – постоянное войско в Волжской Булгарии. Срок службы – один год. Воины были на конях, носили кольчугу и шлем, вооружены боевым топором и клинком. Каждое подразделение имело свое боевое знамя.

    Куввады – высшие чиновники, назначаемые каном Волжско-Камской Булгарии. Следили за состоянием дел в удельных княжествах и подвластных кану племенах.

    Кундур-хакан – помощник визиря (каган-бека) в иерархии власти Хазарского каганата

    Курултай (тюрк., монг. – съезд) – собрание представителей знати в тюркских и монгольских государствах. Происхождение связано с традицией народных собраний. В период межцарствий обладал полнотой государственной власти.

    Левират [лат.levir –деверь] – обычай, разрешающий младшему брату (или даже обязывающий его) жениться на его вдове.

    Муджтахиды - ученые и судьи, достигшие наивысшей степени знания мусульманского права и получившие от государства и мусульманской церкви право самостоятельно формулировать новые нормы на основе Корана и сунны с помощью рациональных логических приемов.

    Мусульманское право - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы «личного статуса» (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Афганистан, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен) М.п. в 1980-1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права. Попытки ввести нормы М.п. предпринимаются в некоторых субъектах РФ, где мусульмане составляют большинство населения. Иногда понятие М.п. (как совокупность норм и принципов) отождествляется с понятием «шариат» (в его значении как системы нормативных правовых предписаний).

    Муфтий (араб.) - духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно-юридическим вопросам.

    Национально-территориальная автономия - это форма реализации права населения какой-либо национально-территориальной единицы на самостоятельное осуществление государственной власти.

    Национально-культурная автономия (во всем мире за пределами России наоборот: культурно-национальная)- это экстерриториальное (внетерриториальное) национальное объединение населения, осуществляющее государственную функцию (власть) в области культуры, языка, образования. Теория культурно-национальной автономии родилась в начале ХХ века в Австро-Венгрии и имела целью решение национального вопроса в многонациональной стране

    Национально-государственная автономия - разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, собственной системы органов государственной власти, формируемых независимо от центра, собственных конституционных актов, собственной (установленной центром) законодательной компетенции, собственного официального языка, гражданства, а также государственных символов (герба, флага, гимна и т.д.). По объему правомочий субъект Н.-г. а. не уступает субъекту федерации.

    Нойон – вождь монгольского племени в средневековье, светский феодал.

    Номадические империи [ от гр. nomas-род, племя, nomados-качующий] – кочевые цивилизации Евразии, основанные завоевателями, покормвшими оседлые народы [ введено в научный оборот А.Тойнби].

    Нукер (от монг. – соратник, дружинник, слуга) – 1) воин, состоящий на ханской службе, чаще всего принадлежал к знатному роду; 2) с 13 в. титул военачальников, позже-рядовых воинов.

    Оглан (от др.-тюрк. угълан-ребенок, юноша, молодец) - 1) титул принца (царевича) из рода Чингизхана; 2) сын эмира, бека, мурзы, служивший в ханской гвардии.

    Орда (Урда) у тюркских и монгольских народов – становище кочевников, затем военно-административная организация, в средние века – ставка правителя государства (Золотая Орда, Кок Орда и т.п.).

    Сеид (араб.) – глава мусульманского духовенства, считался в Волжской Булгарии первым после хана лицом в государстве.

    Суйургал (Сойюргал) от тюрк.-монг. суйуургал (мал) – пожаловать; - земельное владение, пожалованное ханом или др.феодалом в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной службы. Владелец супургала пользовался налоговым и судебно-административным иммунитетом.

    Тамгачи (тюрк.-монг.) таможенник, сборщик налогов с торговли, ремесла, некоторых видов промыслов на территории Руси и др. завоеванных странах после монгольского нашествия.

    Тангисты - казанские социал-революционеры. Организация возникла в 1900-1903 гг. Руководитель – Гаяз Исхаки (1878-1954).

    Тумень (древнетюрк.) – войсковое подразделение кочевников армии Чингисхана, состоящее из 10 тысяч воинов.

    Тархан (тюрк.) – 1) в древне-тюркских государствах и Хазарском Каганате – титул феодала (князя); 2) в Джучи Улусе и Русском государстве (16-17вв.) – земельная собственность и имущество феодалов, духовенства и купечества, освобожденные от уплаты налогов государству (иногда также от судебного преследования). Владельцев таких прав называли тарханами (титул ставился после собственного имени). Получение прав тархана подкреплялось выдачей от имени хана тарханного ярлыка; 3) название льготных грамот в Русском государстве (тарханно-несудимые грамоты; 4) одна из категорий служилого населения в Русском государстве в 16-17вв.

    Тенгре , в древнетюркской мифологии – верховное небесное божество. У булгар – божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, имеет атрибуты неба, солнца, коня и орла.

    Тумен – 1) в государствах тюрков и монгол – военно-административная область (владение кочевых родов), способная выставить десятитысячное войско; 2) высшая военно-тактическая единица войска численностью 10 тыс.воинов; подразделялось на тысячи, сотни и десятки.

    Удельно-лествичная система – очередность наследования престола в тюркских государствах, когда наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде.

    Урма – всеобщее ополчение в Волжской Булгарии. Собиралось из всех боеспособных мужчин в период опасности нападения врагов. Все ополченцы носили волосы, заплетенные в косу.

    Чура (чури, йори) (тюрк.) – титул служилой знати, впервые появляется в VI в. в Тюркском Каганате, затем в Волжской Булгарии, Золотой Орде и татарских ханствах.

    Шаньюй – («величайший») – титул военных вождей и правителей кочевых племенных объединений Центральной Азии, в том числе гуннов.

    Шариат (от араб. Шариа-прямой, правильный путь), комплекс юридических норм, принципов и правил поведения мусульманина, соблюдение которых означает ведение жизни, угодной Аллаху. Считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран и Сунну; регулирует отношения людей к Аллаху, друг другу и определяет меры наказания за их нарушения.

    Этногенез [гр. ethnos – народ +генез ] – происхождение народа.

    Яса Чингисхана - сборник монгольского обычного права, составленный Чингис-ханом после его избрания в 1206 г. великим ханом. Типичный кодекс ранне-феодальной монархии. Была основным источником права монголов и действовала в Золотой Орде до ее исламизации. Нормы Ясы отличались крайней суровостью, основной мерой наказания была смертная казнь.

    Ясак (тюрк.) - в России XV - начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XV1I1 в. взимался также с народов Поволжья.

    Яран – личная дружина кана Волжской Булгарии, освобождалась от уплаты всех видов налогов.

    Ямчи – (тюрк.) – ямщик, перевозчик почты на территории Золотой Орды.

    Яргу – наме (тюрк.) – вид судебной грамоты в Золотой Орде, использовавшийся для оформления решения суда, вынесенного на основе Ясы.

    Ярлыки (тюрк. йарлык) – от повелевать, приказывать, проявлять милость) – грамоты ханов Золотой Орды подвластным правителям, светским и духовным феодалам. Делились на

    Суйургальные

    Тарханные

    Льготные

    Служилые (в т.ч. на княжение русс.князьям)

    Охранные

    Особые ярлыки – ярлыки-послания и «шертные грамоты» - (шерть – от араб.-перс. шартнаме - договор, соглашение) – международные договоры в т.ч. между татарскими ханами и русскими великими князьями (царями).

    Яса (монг.- закон, устав) – свод правовых установлений в империи Чингизхана. Регламентировал вопросы защиты жизни и имущества, военные правила, порядок службы и т.д.

    Ясак (тюрк.) в Золотой Орде, татарских ханствах, русском государстве – натуральный налог с податного населения в пользу государства.


    VIII. ЛИТЕРАТУРА

    по курсу «История Татарстана»

    Вводный урок. Кубановедение 7 класс

    1. Познакомьтесь с оглавлением учебного пособия, прочитайте введение и заполните таблицу.

    Название главы

    Краткое содержание

    Природа Кубани

    Раскрываются особенности природных зон, образовавшихся на территории Кубани. Рельеф, почвы, своеобразие растительного и животного мира природных зон Краснодарского края.

    Кубань в конце XVI - XVII в.

    Раздел посвящен повседневной жизни и культуре народов Прикубанья. Особенности традиционной культуры адыгов. Материал, посвященный кочевникам Прикубанья.

    Кубань в "Книге большому чертежу", в записках путешественников, в документах

    Рассказывается об отражении кубанской тематики в различных документах, в трудах учёных, в записках путешественников.

    2. Продолжите список слов, без которых, по вашему мнению, нельзя обойтись при изучении кубановедения.

    Кубань, гунны, ногайцы, курганы, дольмены, Тамань, Чёрное море, Азовское море, черкесы, адыги, дельфины, горы, Закубанская равнина, Азово-Кубанская равнина.

    3. Прокомментируйте высказывание кубанского историка Ф.А. Щербины: "Природа всюду и всегда налагала яркий отпечаток на деяния людей".

    Человек чтобы выжить всегда приспосабливался к особенностям местности, природным условиям, где он проживал. Он зависел, зависит и всегда будет зависеть от ресурсов природы, необходимых ему для питания и для производства множества предметов потребления, которые в разных уголках мира разные. Местность накладывает отпечаток на характеры жителей, их обычаи, их образ жизни.

    4. Запишите свой почтовый адрес и укажите расстояние от вашего населенного пункта до Краснодара, Чёрного и Азовского морей.

    Краснодарский край, 350001г. Краснодар, ул. Красная, 56
    Расстояние от Краснодара до Чёрного моря - 82 км
    Расстояние от Краснодара до Азовского моря - 155 км

    5. Разгадайте кроссворд.

    По горизонтали:

    1. Высшая точка Краснодарского края. Ответ: Цахвоа
    7. Адыгский историк и просветитель. Ответ: Ногмов
    9. "Земля незнаемая". Ответ: Тмутаракань
    10. Союз кочевых воинственных племён. Ответ: Гунны
    11. Участок между двумя реками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути. Ответ: Волок
    12. Вытянутый залив с извилистыми невысокими берегами. Ответ: Лиман
    13. Полезное ископаемое, используемое в строительстве. Ответ: Гипс
    14. Один из высших титулов византийской знати. Ответ: Патриций
    16. Выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Ответ: Апсида
    17. Наука о сезонных явлениях в живой природе. Ответ: Фенология
    19. Группа особей одного вида или сообщества, по наличию или по состоянию которых судят об изменениях в окружающей среде. Ответ: Биоиндикаторы
    21. Идолопоклонник, а также человек, поклоняющийся нескольким богам. Ответ: Язычник
    22. Последовательность действий при совершении обряда. Ответ: Ритуал
    23. Приток Кубани. Ответ: Лаба
    24. Столица Республики Адыгея. Ответ: Майкоп

    По вертикали:

    2. В русских летописях их называли "обры". Ответ: Авары
    3. Хазарская крепость на Дону. Ответ: Саркел
    4. Столицей этого государства до 723 г. был город Семендер. Ответ: Хазария
    5. У адыгов - бог рогатого скота. Ответ: Ахын
    6. Место, где главное русло реки при впадении в море делится на рукава. Ответ: Дельта
    8. Наука об этносах (народах). Ответ: Этнография
    10. Форма рельефа. Ответ: Гора
    15. Муза истории. Ответ: Клио
    18. Одно из названий бога солнца у восточных славян. Ответ: Ярило
    19. Властитель, господин, титул знати у тюркских народов. Ответ: Бек
    20. Предмет - объект религиозного поклонения. Ответ: Идол

    ВОСТОЧНИЕ ТИТУЛЫ (Дворянские титулы). Шах (перс. شاه‎ - титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, Делийском султанате и государстве Великих Моголов (в форме «падишах»). Шахиншах (др.-перс. xšāyaθiya xšāyaθiyānām, перс. شاهنشاه‎ - царь царей) - древний персидский (мидийского происхождения, заимствованный Ахеменидами), позже иранский монархический титул. Титул впервые был принят правителями Ирана из династии Сасанидов, однако восходит он к титулу эпохи Ахеменидов «xšāyaθiya xšāyaθiyānām», поэтому первым шаханшахом в Иране называют ахеменидского царя Кира II Великого. Титул использовался с перерывами на протяжении 2500 лет. Последним шаханшахом Ирана был Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году во время исламской революции. Сын Мохаммеда Резы Реза Кир Пехлеви считается иранскими монархистами законным шаханшахом. В русскоязычной литературе титул шахиншах обычно переводится как «царь царей», когда речь идёт о древней Персии, и не переводится, когда речь идёт о современном Иране. Аналогичный греческий титул Basileos Basileon принял византийский император Ираклий после победы над Сасанидами. Титул шаха существовал в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока. Последние шахи в XX веке были свергнуты в Афганистане в 1973 и в Иране в 1979 году. Впервые (в форме «шаханшах») стал употребляться в государстве Сасанидов. Восходит к титулу Ахеменидов «xšāyaθiya xšāyaθiyānām» - «царь царей» (подобные титулы известны и из более ранних времён; первым известным «царём царей» (šar šarrāni) был ассирийский царь Тукульти-Нинурта I, правил ок. 1244-1207 до н. э.). Хан – это суверенный (от суверен, независимый правитель) и военный титул, для обозначения правителя в алтайских языках. Первоначально титул происходил из турецкого языка, означая племенных вождей Монголов и Турков. У этого титула теперь есть много эквивалентных значений, таких как командующий, лидер, или правитель. Теперь Ханы существуют главным образом в Южной Азии, Средней Азии и Иране. Женская альтернатива титулу - Хатун, Хатан и Ханум. Хан управляет ханством (иногда записывался, как ханат). Хан возглавляет правящую династию, и является правителем в монархическом государстве, Хан также иногда воспринимается в европейском понимании, как король или принц, но это неправильно. Первоначально ханы только возглавляли относительно незначительные племенные владения, в обширной евразийской степи, где племена в основном вели кочевой образ жизни. Некоторым ханам удалось основать небольшие княжества, поскольку их вооруженные силы могли и, неоднократно, доказывали, что представляют серьезную угрозу таким империям как Китай, Рим и Византия. Одним из самых ранних известных примеров таких княжеств в Европе была Дунайская Болгария, управляемая ханом или каном, по крайней мере, с 7-ого до 9-ого столетия нашей эры. Нужно отметить, что использование правителями этого государства титула "хан" не засвидетельствовано непосредственно в надписях и текстах, единственное подобное название - Канасубиди, было найдено исключительно в надписях трех последовательных болгарских правителей, а именно, Крума, Омуртага и Маламира. Титул Хан стал использоваться, когда племенной вождь монгол, Темуйджин доказал себя, как военного гения, создавая империю Монголов, самую большую империю на земле когда-либо существовавшую. Он носил титул хагана "Хан Ханов" (как персидский Shahanshah в значении Король Королей). После смерти последнего монгольского императора, в империи начался процесс постепенного распада, и его преемники, первоначально сохраняли титул "хан". Хан также было названием правителей различных отколовшихся государств, позже воссоединенных в Иран, например 1747 – 1808 гг. Ханство Ардабил (на северо-западном востоке Ирана и к западу от юго-западной части Каспийского моря), 1747 – 1813 гг. Ханство Хой (северо-западный Иран, к северу от Озера Урмия), 1747 – 1829 гг. Ханство Маку (в северо-западном Иране, к северо-западу от Хой, и в 60 милях к югу от Еревана, Армения), 1747 – 1790 гг. Ханство Сараб (северо-западный восток Ирана), 1747 - 1800 гг. Ханство Тебриза (столица иранского Азербайджану). Были различные маленькие ханства на Кавказе и около него. В современной Армении было ханство Ереван. Разнообразные ханства существовали в Азербайджане, включая Баку (современная столица государства), Гянджа, Джавад, Куба, Сальян, Шакки и Ширван, Талиш (1747-1814 гг.); Нахичевань и Карабах. Титул Хан Ханов был среди многочисленных титулов, используемых Султанами Османской империи, а также правителями Золотой Орды и ее государствами - потомками. Титул Хан также использовался в турецких династиях Сельджуков на Ближнем Востоке, чтобы обозначить главу множества племен, кланов или наций. Падишах, (Padshah, Padeshah, Badishah или Badshah) является очень престижным титулом, который составлен из персидских слов Pati "владелец" и знаменитый титул Shah "Король", который был принят несколькими Исламскими монархиями, будучи самым высоким титулом правителя, примерно эквивалентного христианскому Императору или Древнему понятию Великого Короля. Правители следующих главных мусульманских империй, носили титул Падишаха: Шаханшах Ирана (Король Королей Персии), также признанный некоторыми Мусульманами-шиитами как законный Калиф (требование универсального правления Ариев, поскольку их Зороастрийские предшественники и Сасаниды часто выражали свое государство как "Иран"). Великий Султан Османской империи, также носил титул Калифа (самый высокий религиозный титул, означающий преемника Пророка Мохаммеда), был признан большинством Мусульман-суннитов; его персидский главный соперник был шиитом)). По большей части индийского субконтинента, Султан Мунгаль в Дели в качестве главы обширной Империя Монгаль. Этот титул также использовался мусульманскими правителями по меньшим частям этого субконтинента. В Афганистане Ахмед Шах Дуранни основал Империю Дуранни в 1747 году, приняв титул Падишаха. После свержения Садозаи в 1823 году, было кратковременное восстановление титула Шахом Шоджа в 1839 году. Титулом никто не пользовался после его убийства в 1842 году, до 1926 года, когда Хан Амануллах возродил титул Падишаха с 1937 года, но в 1973 году афганская монархия использовала титул Эмира или Малика. Последний Баша бей Туниса, Мухаммад (VIII) Аль-амин (управлял с 15 мая 1943 года), принял верховный титул падшаха 20 марта 1956 года, и носил его до 25 июля 1957 года. Главный престиж этого титула в Исламском мире, и даже вне его, ясно очевиден из деловых отношений Османской империи с (преобладающе христианскими) европейскими государствами. Поскольку европейцы и русские постепенно изгнали турок из Балкан, Средней Азии, и Кавказа, они даже настаивали на использовании титула "Падишах" для себя в турецких версиях соглашений с Высокой Оттоманской Портой, как подтверждение того, что их христианские императоры были во всех дипломатических и протокольных традициях равны турецкому правителю. Составной титул Падшах-и-Гхази (Padshah-i-Ghazi) или "Победный Император" использовался только двумя индивидуальными правителями: H.M. Шах Ахмад, носил титул Падишах-и-Гхази, Дур-и-Дурран Падшах Хорасана (современный Афганистан) (Padshah-i-Ghazi, Dur-i-Durran ("жемчуг жемчуга)) 1747 – 1772 гг. H.H. Рустам-и-Дауран Аристу-и-Заман, Асаф Ян IV, Музаффар уль-Мамалюк, Низам уль-Малк, Низам уд-Даула, Наваб Мир Фаркхунда Властитель Али Хан, Сипах Салар, Фаз Янг, Айн ваффадар Фидви-и-Сенлина, Иктидар-и-Кишварситан Мухаммад Акбар Шах Падшах-и-Гхази, Низам Хайдарабада 1829 – 1857 гг. МАЛИК - мелик (араб. владеющий, правитель, король, царь, монарх), до возникновения ислама властитель в араб. гос вах Гассанидов и Лахмидов, глава конфедерации племен в Центр. Аравии и некоторых племен Юго Вост. Аравии, представитель родовой знати племени. Ильхан - титул высших правителей у тюркских и монгольских народов. Впервые встречается в источниках как титул Бумына, основателя Тюркского каганата (552 год). Наиболее известные носители - монгольские правители государства Хулагуидов на Среднем Востоке (XIII-XIV вв.). Титул образован из тюркских слов эль/иль («народ») + хан и буквально означает «правитель народов». Более точное значение зависит от понимания термина эль/иль, который по-разному трактуется различными исследователями. Визи́рь (также вазир, везер, везир, визир; араб. وزير‎‎ - «министр») - титул первых (главных) министров и высших сановников во многих восточных государствах, глава всей администрации, как военной, так и гражданской. Слово «визирь» происходит от пехлевийского - vih’r (арбитр/тот кто решает). По традиции термин «визирь» применяется для обозначения аналогичных должностей, для которых в некоторых восточных странах имелись (или имеются до сих пор) собственные оригинальные названия, например, «чати» в Древнем Египте. В Хазарском каганате звание везира (вазир) носил командующий хорезмийской наемной гвардией Ал-ларисия. В Османской империи великий, или верховный, Везир (везир-и азам, садр-азам) возглавлял правительство (Порту) и государственный совет (Диван); обнародовал указы султана (ферманы), издавал от имени султана указы (ираде), подписывал мирные договоры; с ликвидацией султаната в Турции (1922) эта должность упразднена. Атабек, или атабей (композитум из двух тюркских слов «ата» - отец и «бей», или «бек» - вождь) - наследственный титул у сельджуков, который означал, что лицо, носившее его, являлось губернатором страны или провинции, подотчётным монарху - и часто - выполняющим обязанности регента при малолетнем наследнике, или наследниках покойного государя. Порой атабеки женились на вдовствующих матерях доверенных их попечению сыновей господина. Бывало атабеки становились независимыми правителями, складывались даже целые династии атабеков. Как пример такого самовластного атабека можно взять Имад-эд-Дина Занги. Бейлербей (беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) - наместник в государстве Сефевидов и в Османской империи, подчинявшийся только монарху (шаху и султану соответственно), соединявший в своих руках гражданскую и военную власть. Возглавлял административно-территориальную единицу (бейлербейство или беглярбегство). Избирался из ханов. Этот титул и структура управления существовали и позже, при династиях Афшаров, Зендов и Каджаров, а также в Османской Турции и в Золотой Орде. На территории Закавказья при Сефевидах существовало 4 бейлербейства - Тебризское (Азербайджанское), Чухур-Саадское (Эриванское), Карабахское и Ширванское. На территории Османской империи существовало 2 бейлербейства (эялета) - Румелия (европейское) и Анатолия (азиатское). Мурза - аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское и Крымское ханство. После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало. Мурза - это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников - различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. Если говорить о Казанском ханстве, то можно сказать следующее, что князья в Казанском ханстве составляли 4 группы - эмиры, бики, мурзы и инородческие владетельные князья. Эмиры, число которых ограничивалось немногими лицами - по одному члену знатнейших родов, занимали наследственные должности карачи. Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул "мурза" или "мирза" - слово, составленное из персидских "эмир" (князь) и "задэ" (сын), т.е. сын князя. Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу Мухаммедом, например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские (Раст с сыновьями, Кебек и др.), ногайские (Зенкет), касимовские (мурза Hyp-Али Городецкий), крымские (мурза Бегадур, кн. Челбак и др.) и т.д. Такой титул мурза был полностью изжит в скором времени, потому что его предназначение не отвечало ничему в данном обществе. Бек, бег, бик, бай, бий, би, бей (тюрк. бәй, bəy) - дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения. Синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин. Титул бек изначально, при родо-племенных отношениях в среде древних тюрков, был главой рода и возглавлял родовое ополчение в составе общеплеменного войска, во главе которого стоял хан. Впервые титул упоминается в XIV веке, когда хан Золотой Орды Узбек-хан присвоил титул «бег» монгольским феодалам - нойонам, принявшим мусульманство. Позже приобрёл и иные значение (см. ниже), а также распространился среди других народов. Титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока. У тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века и Новое время титул землевладельца. В Турции, со второй половины XIX века и в Азербайджане, уважительная форма обращения. В Тунисе в 1705-1957 наследственный правитель. В Дагестане бек по рангу выше, чем чанка: последние - дети от неравного брака, когда отец - хан или бек (князь), а мать узденька (дворянка), или отец - уздень (дворянин), а мать бийке (княжна). Часто титул «бек» добавляли к имени, как пример; Албури-бек, Асельдер-бек. В некоторых районах Ирана титул правителей племён. В армянских меликствах Карабаха беками звались младшие сыновья меликов (князей). В Башкортостане баями становились башкиры-вотчинники, владевшие крупным поголовьем скота, землёй или капиталом. Некоторые баи имели наследственные титулы (бий, князь, мурза, тархан, хан). Баи обладали преимущественными правами в землевладении и землепользовании и использовали труд беднейших слоёв населения. Баи возглавляли племена, роды и родовые подразделения, организовывали курултаи, йыйыны и др. Беклярбек - управляющий областью, внутренним улусом. Одна из двух главных административных должностей в Золотой Орде. Беклярбеком были Ногай при хане Менгу-Тимуре и Мамай при хане Бердибеке. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. Вали - должность в администрации исламских стран, соответствующая должности наместника провинции или другой административной единицы, на которое делится страна. Должность известна с VII века, с самого начала складывания исламского государственного аппарата. Вали были наместниками халифов во вновь завоёванных землях и ими непосредственно назначались. Впоследствии, по мере ослабления центральной власти, вали получили значительную автономию и некоторые из них стали родоначальниками независимых мусульманских династий. В Позднее Средневековье и Новое время вали назывались наместники (губернаторы) провинций Оттоманской империи, а сами провинции получили название вилайетов. В Египте Мухаммед Али и его наследники, до того как принять титул хедив, использовали в 1805 - 1866 годах титул вали. В настоящее время термин вали как название должности управляющего провинцией используется в ряде исламских стран, в том числе в Афганистане, Алжире, Марокко, Омане, Тунисе, Турции и Туркменистане. Инал (їnal/inäl) - древнетюркский титул с двумя основными толкованиями термина: «. 1. Сын женщины из ханского рода и простолюдина; лицо, имеющее знатное происхождения; высокородный; 2. титул, должность. II. …имя собственное» О термине инал интересные сообщения раннесредневековых авторов привел С. М. Ахинжанов: «у Махмуда Кашгарского имеются сведения для начала XI в. о существовании среди кипчаков некоего хана по имени Инал Уз. Инал является одним из тюркских титулов и означает наследник престола». Ал-Хорезми (Х в.) сообщал следующее: Йинал-тегин - это наследник джаббуйи, и у каждого предводителя тюрок - царя или дехкана - есть йинал, то есть наследник. Иналы занимали одну из высших ступеней в социально-политической иерархии огузо-туркменского общества X-XI вв. Термин активно употреблялся и в XIII веке, в Отраре наместником был Иналчик («Кадыр-хана»). Иналами (кит. а-жэ) были правители енисейских кыргызов, что и подтверждается соответствующим свидетельством Рашид-ад-дина: «Титул их государя, хотя бы он имел другое имя, - инал». Л. Будагов привёл сведения о том, что у киргизов «дикокаменных» (то есть кыргызов Тянь-Шаня и Памира) данный термин «обозначает царь, хан». Ещё в XVII веке Абул-Гази сообщал, что «Киргизы своего правителя называют Иналь; это слово у них тоже, что у Монголов (каан) и Таджиков падшах». Сеид, Саййид (араб. سيّد‎‎ - вождь, господин, глава) - почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда (у шиитов - Али) через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана - шерифы. В исламских странах Саиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличительной особенностью Саида была зеленая чалма. Саиды пользуются особым почитанием. Саидами называли в мусульманском мире потомков пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и четвертого халифа и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Саиды составляли обособленную группу в социальной иерархии мусульманского общества. В сознании мусульман Саиды часто отожествлялись со святыми (аулие). Сеиды считались главными представителями религиозных идей ислама. Имена Сеидов зачастую начинаются с "Мир". Например: Мир Сеид Али, Мир Мусаввир, Ми́р-Али́ Кашка́й, Мир-Хосейн Мусави. От первой жены, то есть Фатимы, родились Хасан и Хусейн. Но они - не близнецы. Имам Хасан родился: 15 рамазана в 3-ем году по хиджре в Медине. Имам Хусейн родился: 3 шабана в 4-ом году по хиджре в Медине. Кадиаскер, Казаскер (тур. Kazasker - «войсковой судья») - должность верховного судьи по военным и религиозным делам, введённая в Османской империи в середине XIV столетия. С учреждением в XV веке должности шейх-уль-ислам в ве́дение казаскера переходили только военные тяжбы. Казаскер был членом Государственного дивана (Диван-и Хумаюн), где разбирал приходившие на рассмотрение судебные дела и жалобы; решение казаскера было окончательным. За исполнение своих обязанностей казаскеры держали земельные пожалования (поместья-арпалыки) и получали денежное содержание. В 1481 году в империи были учреждено две должности казаскера. Решениям румелийского казаскера подчинялись европейские владения султана, анатолийского - азиатская и африканская части государства. Пост казаскера Анатолии занимал в своё время Бакы, придворный поэт Сулеймана Великолепного. После проведённых султаном Махмудом II в 1820-1830-х годах военно-административных реформ должность казаскера лишилась былого значения, однако как один из высших османских титулов просуществовал до 1922 года, когда Турция была объявлена республикой. Каймака́м (тур. kaymakam, крымскотат. qaymaqam, осман. قائم مقام‎ от араб. قائم مقام‎‎ «местоблюститель, наместник, заместитель») - в Турции, на Северном Кипре и в Ливане, а ранее в Османской империи глава администрации уезда (тур. ilçe, осман. kaza‎) - административно-территориальной единицы второго уровня. Паша́ (сокращ. персидск. «падишах»; тур. paşa, осман. پاشا‎ - paşa, от перс. پادشاه‎, восходяшего к др.-перс. pāti-xšāya- - правитель) - высокий титул в политической системе Османской империи. Восходит к титулу пеха, применявшемуся к наместникам провинций ещё в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии. Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и (делегированием) хедив Египта могли жаловать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже - беи. Существовали паши трёх степеней - бейлербей-паша, мирмиран-паша и мирлива-паша, что отмечалось числом конских хвостов (бунчуг), павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник. Санджак-бей, Санджак-бек (тур. Sancak Beyi) - правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи. Санджак соответствует округу, а правитель санджака одновременно являлся начальником его вооруженных сил. Слово «санджак» буквально означало «знамя». Этим словом определялось воинское формирование, которое выставлял данный санджак. Соответственно правитель санджака считался и командиром этого военного отряда. Санджак-бей обладал теми же правами, что и бейлер-бей, но был подчинён бейлер-бею. Его права распространялись только в пределах своего округа. В обязанности санджак-бея также входили погоня за бандитами, преследование еретиков, обеспечение оружия и продовольствия для армии и флота. Бей, бий - тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək - вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана. Как обычно в тюркских языках, этот титул имеет прямую параллель в терминах, определяющих семейные отношения - муж, супруг, глава семьи. Первоначально глава самостоятельного родового, родо-племенного и даже политического (государственного) территориального подразделения. В поздних тюркских языках существовало понятие «беглербеги», означавшее административную должность. В крупных тюркских политических объединениях - каганатах, султанатах и т. п. - бег (бей) занимал определенную иерархическую позицию среди титулованных администраторов. В Османской империи нисходящая последовательность была такова (хотя и не во все времена) - паша, бей, ага, эфенди. Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии, Валахии, Тунис, острова Самос и т.д. В современной Турции и Азербайджане, а также среди крымских татар слово «бей» приобрело смысл вежливого обращения к уважаемому лицу (аналог европейских обращений господин, мистер, месье, синьор, пан и т. д.). У кумыков, карачаевцев, балкарцев: бий - это князь; уллу-бий - старший князь. У степняков кочевников Центральной Азии в частности у казахов, киргизов, каракалпаков а также у алтайцев и ногайцев слово бий в прошлом являлось дополнением к имени, например Толе бий, Айтеке бий, Казыбек бий, Кокым-бий Карашорин, Сасык-бий и так далее. Такое дополнение к имени присуждалось лишь судьям: например, судьям, руководствующимся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений). У башкир слово "бий" означал лицо, по сути являвшееся главой племени, например, Муйтен-бий, Майкы-бий. Наиб (араб. نائب‎‎ - заместитель, уполномоченный, наместник) - в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда - начальник местной полиции, старшина сельской общины. Слово «наиб» (араб. نائب‎‎) в переводе с арабского означает «заместитель». Слово произошло от «наба» (араб. ناب‎‎ - «занимать чье-либо место», «замещать кого-либо»). Паломничество в Мекку (хадж) является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. Иногда случается так, что мусульманин имеет средства совершить хадж но по каким-либо причинам не может сделать это (например из-за плохого состояния здоровья). Ислам разрешает человеку, который не в состоянии сам совершить хадж уполномочить совершить его другого человека (наиба). Наиб должен взять деньги только на покрытие своих ежедневных, жизненно необходимых расходов. Целью наиба должно быть совершение всех обрядов хаджа вместо пославшего его человека и он ни в коем случае не должен ехать в Мекку с целью торговли и других дел. Расходы наиба несёт тот человек, который отправил в хадж наиба вместо себя.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»