Терентий тетерев и жизнь под снегом. Конспект занятия по лего-конструированию в детском саду для подготовительной группы «Терентий–Тетерев Моделирование сюжета сказки в бианки терентий тетерев

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Цель: Формировать у старших дошкольников чувство патриотизма; обобщать и конкретизировать знания детей о Российской Армии; учить доброжелательно, относиться друг к другу во время соревнований.
Дети входят в зал под музыку: «Главный праздник».
Ведущий:
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить особенный праздник –День защитника Отечества. 23 февраля вся Россия будет поздравить мужчин- ваших пап, братьев, дедушек с днём рождения нашей армий.
Стихи:
1) Нашей Армий Российской
День рожденья в феврале
Славе ей непобедимой
Слава миру на земле.

2) Солдаты дружбы, мира
Выходят на парад
Бойцы и командиры
Встают за рядом ряд.

3) Проходят танки быстро
Им рада детвора
Прославленным танкистам
Мы крикнем все: «Ура!»

4) Ракетчики герои
Покой наш стерегут
Так пусть же все ребята
Счастливыми растут.

5) Нам лет еще не много
Но все мы молодцы
И мы шагаем в ногу,
Как в Армии бойцы!

6) Российский воин бережет
Родной страны покой и славу.
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву.

7) За всё, что есть сейчас у нас.
За каждый наш счастливый час,
Спасибо доблестным солдатам,-
Что отстояли мир когда-то.
Ведущая.
Сейчас мы проведём весёлые конкурсы, чтобы убедиться лишний раз, что все мальчики готовы к службе в армии, а папы им в этом помогут. Чтобы конкурсы проходили весело и задорно, мы разделимся на две команды. Как известно, день у солдат начинается с подъёма. Они встают, быстро одеваются и быстро становятся в строй. Давайте и мы попробуем.
Разминка «Рота, подъём!» (Отжимания)

По команде ведущей: «Рота, подъём!» Все встают со своих мест и быстро строятся в шеренги, в соответствии со звёздами (красные и жёлтые). Ведущая отмечает команду, которая построилась первой.
Ведущая. После завтрака солдат ожидают разные занятия: строевая и физическая подготовка, изучение устава и многое другое. Мы сейчас проведем упражнение по физической подготовке.
Сейчас мы проверим, какие у нас папы и мальчики сильные. Сначала отжимаются папы, а потом мальчики.

Проводиться эстафета «Полоса препятствий» (Тяжёлая ноша)
Команда должна преодолеть полосу препятствий: папы на деревянных лошадях, дети за плечами у пап, как рюкзак. Пробежать змейкой между кеглей до зрительного ориентира и обратно бегом.

Ведущая: Нести службу нелегко. Солдаты должны быть сильными, ловкими, выносливыми. Они должны уметь переносить любые предметы. Сегодня этим предметом у нас будет мяч.
Проводиться эстафета «Передай мяч (над головой, под ногами, справа, слева)»
Дети с папами стоят в колоннах. Перед каждой колонной мяч. Нужно, широко расставив ноги и наклонившись, прокатить мяч до последнего в колонне участника. Последний участник берёт мяч, несёт его в начало колонны и опять начинает прокатывание мяча. Ведущая отмечает команду, в которой первым вернётся на место игрок, с которого начиналось соревнование.
Ведущая: Солдат должен уметь хорошо стрелять, попадать, прямо в цель. Приглашаю наших новобранцев на стрельбище.
Проводиться эстафета «Меткий стрелок».
Мальчики и папы по очереди добегают до отмеченной линии и бросают мячи в цель, стоящую на расстоянии 2 метров. После забрасывания игроки возвращаются в свою команду. Ведущая отмечает команду, у которой больше мячей забито в сетку.
Игра – эстафета «Конники -наездники». (Зажимаем мяч между колен и прыгаем до ориентира и обратно).
Ведущая. Как гордо звучат слова: «Защитник Отечества»! Наши солдаты, офицеры, генералы в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Наши мальчики очень хотят быть похожими на них, стать такими же сильными и отважными. Давайте же сейчас поздравим наших будущих защитников Отечества. От всей души мы пожелаем им расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благодарными. И всегда помнить о высоком звании мужчин.
Стихи:
1) В февральский день, морозный день
Все праздник отмечают.
Девчонки в этот славный день
Мальчишек поздравляют.

2) Мы не подарим вам цветов –
Мальчишкам их не дарят.
Девчонки много теплых слов
У вас в сердцах оставят.

3) Когда на ваши потасовки.
На ваши драки мы глядим,
Мы верим: с вашей подготовкой
Врага всегда мы победим!

4) Пускай под глазом расцветает
Синяк пурпурно-голубой,
В ученье тяжело бывает.
Гораздо легче будет бой!

5) Поэтому, друзья, давайте
От всей души, без лишних слов
От всех невзгод нас защищайте.
Но, только, чур, без синяков.

6) Послушайте,мальчишки, нас.
Примите поздравленья!
Мы знаем, в этот день и час
У вас почти, что день рожденье!

7) Мы пожелаем вам навек:
Чтоб в жизни не робелось.
Пусть будет с вами навсегда
Мальчишеская смелость!
Ведущая : Нести службу нелегко. Солдаты должны управлять любым транспортом, а так же мотоциклом.
Эстафета с обручем (мотоцикл).
Взрослый с ребёнком встают в обруч и бегут до ориентира и обратно, кто быстрее.
Эстафета «Танки».
Папы держат детей за ноги и дети на руках до зрительного ориентира, а обратно бегом.
Эстафета «Если с другом вышел в путь».
Папы с завязанными глазами, дети ведут за руку до зрительного ориентира и обратно.
Эстафета: В армии на службе у военных есть техника, без которой очень сложно было бы охранять нашу Родину, нашу мирную жизнь. Поэтому мы поиграет сейчас в игру.
«Перенеси раненного» (на одеялах)
Проводиться эстафета «Надувание шариков»
Две команды надувают шары, кто быстрее (между папами и детьми).

Загадки:
Ведущая зачитывает загадки, по одной каждой команде.
1- Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а в бой без него не пойдёшь. (УРА!)
2-Летит- лается, упадёт- рассыпается. (Снаряд)
3- Мужик на берегу плюётся за реку. (Ружьё)
4-Стоит черепаха - стальная рубаха. (Танк).
5- Летела тетеря, вечером, не тетеря, упала в лебеду, никак не найду. (Пуля).
6-Два арапа- родных брата, ростом по колено, везде с солдатами гуляют и их защищают. (Сапоги).
7- Огнём дышит, пламенем пышет. (Пушка).
8- Летит ворон, весь окован, кого клюнет- тому; смерть. (Пуля).
9-Черный кочет рыкнуть хочет. (Ружьё).
10- Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто же это такой? (Всадник).
Подводятся итоги!
Ведущая: Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А Это значит, что у нас будет, кому защитить нашу Родину. Мы поздравляем ещё раз всех с Днём защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!
Материал для праздника:
Звёзды (26 красных и жёлтых)
Кегли 10 шт. зрительные ориентиры-4 шт.
Корзины 2 шт. мячи баскетбольные 2шт
Мячи средние резиновые 2шт.
Шарфики- 2 шт.
Одеяло
Воздушные шарики
Загадки
Подарки папам, медали

Главный герой сказки Бианки «Терентий-Тетерев» — лесная птица, Тетерев, по имени Терентий. С наступлением зимы у Терентия проблема возникла – как уберечься от хищных зверей? На земле его Лисица поймать пыталась, а на деревьях Куница за ним охотилась.

Оба хищника уже предвкушали, что скоро поймают Тетерева, потому что прятаться в густой листве он больше не может. Лисица и Куница все время спорили, кому достанется добыча, а Терентий слушал эти споры и думал, как выйти из трудного положения? На земле ему не спрятаться от Лисицы, а на дереве Куница сцапает.

Решил он все-таки заночевать на дереве, и приснилось ему, что от своих врагов он спасается, зависнув в воздухе. Терентий во сне непроизвольно поджал ноги и свалился с дерева в сугроб. Он так крепко спал, что даже не проснулся.

Лисица стала искать его под кустом и не нашла. Она решила, что Тетерев достался Кунице. А Куница искала Терентия на деревьях и тоже не могла найти. Решила Куница, что Тетерев к Лисице в лапы уже попал. Встретили две хищницы и стали друг с другом ругаться. Тетерев от шума проснулся и вылетел из сугроба. Лисица и Куница испугались его и убежали. С тех пор все тетерева зимой в сугробах от хищников прячутся.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бианки «Терентий-Тетерев» заключается в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно найти хитрое решение для любой проблемы. Терентий считал, что попал в безвыходное положение, но случай спас его, когда Тетерев во сне упал в сугроб.

Сказка Бианки учит не унывать в критических ситуациях и всегда искать решение проблемы.

Какие пословицы подходят к сказке «Терентий-Тетерев»?

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Снег скрывает все следы.
Ничто так не обнадёживает, как вера в себя!

Конспект занятия в подготовительной, логопедической группе по конструированию. Легоконструирование.

Конспект
непосредственно- образовательной деятельности
по легоконструированию с детьми подготовительного к школе
возраста
тема: Моделирование сюжета сказки В.Бианки « Терентий – Тетерев»

Составила и провела воспитатель МКДОУ ЦРР –

детского сада № 10 г. Россоши: Черникова Л.П.

Подготовительный этап
Воспитатель:
- На прошлой неделе мы смотрели мультфильм и читали сказку В.В.Бианки «Терентий – Тетерев». Почему сказка называется «Терентий – тетерев»?
- Что интересного о тетереве вы узнали из сказки В.В.Бианки?

Дети:
- Я узнал, что тетерев дикая зимующая птица. Выжить ему в зимнем лесу очень сложно, потому что хищники его подстерегают и на земле, и на дереве.
Воспитатель:
- Какие хищники угрожают тетереву?

Дети:
- Тетереву угрожает куница. Куница это хищный зверь. У куницы теплый мех, поэтому она не боится морозов и не ложится в спячку. А чтобы зимой выжить, куница охотиться на белку, зайца, птиц.
- У куницы цепкие, острые когти, она ловко и быстро лазает по деревьям, поэтому опасна для тетерева.
- Лиса тоже опасный хищник, она подстерегает тетерева на земле.

Воспитатель: Чтобы выжить в дикой природе, живые существа приспосабливаются к условиям обитания. И самое сложное время года для животных это зима. Тетереву особенно сложно спрятаться от хищников в зимнем лесу. Почему тетереву сложно спрятаться от хищников зимой?
Дети: Он заметен на белом снегу, поэтому его на земле легко увидит лиса.
- Зимой деревья стоят без листвы, так что тетереву на дереве не спрятаться и его легко увидит там куница.

Основной этап

Главный вопрос: Терентию – тетереву не просто в зимнем лесу среди хищников, но он приспособился и прячется от хищников. Я предлагаю вам, смоделировать героев сказки В.Бианки и помочь тетереву спрятаться от хищников в зимнем лесу.

Цель:
Смоделировать сюжет сказки В.Бианки «Терентий – тетерев», используя конструктор LEGO.

Задачи:
Познакомить со сказкой В.Бианки «Терентий – тетерев».
Расширить представление о диких животных: лисе и кунице. Сформировать представление о том, как зимует тетерев.
Формировать представление о параметрах величины относительно героев (у лисы туловище длинее, чем у куницы, голова больше, чем у куницы), использовать полученные знания при моделировании объектов.
Учить мысленно разделять предмет на составные части и последовательно собирать из частей целое.
Закреплять навыки работы в парах, умение договариваться, работая над одним объектом.
Развивать конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
Развивать внимание, память, мышление, способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности.

Правила работы
1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
2.Вносить изменения в постройки по договору с руководителем.

Воспитатель:
- Для того чтобы начать работу, необходимо распределить роли в нашем проекте. Главным архитектором сегодня буду я, поэтому я назначу ответственных за каждый объект нашей композиции.

Главный руководитель:
- Давайте обсудим, что будет в нашем проекте. Действие происходит на лесной полянке.
Никита: На лесной поляне должны быть деревья.
Денис: Надо сделать тетерева – он самый главный герой.
Полина: Нужны хищники, как в сказке: лиса и куница.

Главный архитектор:
- подведем итоги: поляна с деревьями и кустарниками; главный герой – тетерев; два хищника: лиса и куница.
- прежде чем приступить к работе, нужен план-схема. Пусть вся территория лесной поляны – это вот этот лист бумаги (ватман, А3). Давайте договоримся, каким цветом и какими фигурами обозначим наши объекты.
Обговаривают, какая постройка – какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Серый круг – тетерев; оранжевый прямоугольник – лиса; коричневый квадрат – куница; зеленые треугольники – деревья. Получился макет лесной поляны.

Главный архитектор:
- Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, кустарники. За озеленение нашей лесной поляны ответственен ландшафтный дизайнер. Какие детали предполагаете использовать для озеленения поляны? Дети обсуждают цвет и размер деталей.

Из каких составных частей будем собирать лису? Какие детали нужны для сборки лисы? Для мордочки и кончика хвоста понадобится белый цвет, лапки можно сделать коричневого или серого цвета. Понадобятся пластины для крепления деталей и прочности постройки.
- Какие детали потребуются для сборки куницы?
- Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный руководитель сравнивает с планом, утверждает.

Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Главный руководитель следит за выполнением правил.

Заключительный этап

Главный руководитель

Все ребята закончили работу и расставили свои объекты согласно плану. К работе приступают ландшафтные дизайнеры.

Я собрал для оформления лесной поляны из лего-конструктора елочки. Для этого я использовал детали зеленого цвета, которые располагал снизу вверх. Нижние ветви ёлки длинее, они из кубиков 2 на 4, а верхние короткие – из кубиков 2 на 3 и 2 на 2. Верхушка ёлки из скошенных кубиков.

Я собирал хищника – куницу. Я изобразил, как она сидит, поджав задние лапы, так постройка получилась прочной и устойчивой. Для постройки использовал кубики разных размеров и длинные пластины для хвоста. Для лапок и мордочки – скошенные кубики.

У нас хищник – лиса. Я собирал голову – это самая сложная часть лисы. На голове у неё глаза, уши, морда и раскрытая зубастая пасть. Голову мы соединили с туловищем.

К туловищу прикрепили хвост и четыре лапы. Для постройки мы использовали кубики разных размеров. Чтобы постройка была крепкой, скрепили снизу кубики пластинами. Для лапок использовали скошенные кубики.

Я собирал тетерева. Тетерев – птица, у него крылья и хвост. Крылья я сделал из широких пластин, а хвост из узких пластин. Тетереву, как и другим животным, приходится приспосабливаться к условиям обитания и к зимовке среди хищников. Он камнем падает с дерева в глубокий снег, как в воду. Так тетерев прячется от хищников в снегу. И даже лиса по запаху не может найти тетерева, снег как одеялом накрывает тетерева и не пропускает его запах. Под снегом тепло и тетерев может под снегом спокойно, не боясь хищников спать.

Воспитатель: Таким образом, мы ответили на главный вопрос: тетерев зимой от хищников прячется в снегу. Снег для тетерева спаситель от хищников и теплое прибежите для сна. Мы смоделировали с вами лесную поляну и героев сказки В.Бианки. Теперь сможем показать сказку младшим ребятам, чтобы они тоже знали, как тетерев прячется от хищников.

Спасибо за внимание!

Постройка лисы. Дети работают в паре.
Постройка куницы.

Представление своих работ в конце занятия.


Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья - и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит - ей. Куница говорит - ей.
Лисица говорит:
- Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче - вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
- Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь - Куница поймает, на землю слетишь - Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
Думал-думал, думал-думал, - ничего не придумал и задремал.
Задремал - и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, - ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, - нет Терентия!
"Эх, - думает, - опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался".
А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, - нет Терентия!
"Эх, - думает, - опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался".
Подняла голову Лиса, а Куница - вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
- Ты моего Терентия съела, - вот я тебе!
А Куница ей:
- Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг - трах-та-та-тах! - из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница - на дерево, Лисица - в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от злых глаз безопасно.

Я зашифровала в пословицах сказку В. Бианки "Терентий Тетерев". Елена Селезнева и Татьяна Павлова догадались об этом!

Аудиоверсия сказки в исполнении М. Петровой - http://www.staroeradio.ru/audio/38127

Вот моя версия сказочных событий по мотивам произведения В. Бианки "Терентий Тетерев".

Жил-был тетерев Терентий в лесу. Летом трава, да листва от врагов его укрывала, а как пришла зима, совсем худо пришлось. Под кустом не спрячешься, на голых ветках не укроешься. Лиса да Куница облизываются, предвкушают куриное блюдо на обед.
- Сядет Терентий на ветку дерева ночевать, тут я его и схвачу! - мечтает Куница.
- А уж, если заночует Терентий под кустом, то будет моей курочкой, - возражает Лисица.





Терентий подслушал их разговор, и страшно ему стало. Что же делать, где ночевать? Ляжешь спать на дереве - Куница поймает. А если под кустом укрыться, то Лисе достанешься. Забрался на самую макушку ели на дальней опушке, думу думает. Горевал, горевал, да не заметил, как уснул.




И приснился ему сон, будто подбирается к нему по веткам Куница, а внизу ожидает Лисица. Решил тогда Терентий оторваться от ветки, да и спать в воздухе. Так его ни Кунице, ни Лисице не ухватить. Во сне разжал свои лапы, что за ветку держались, и камнем полетел в огромный мягкий сугроб. Даже не проснулся.

А в это время явилась на поляну Куница, ветки обнюхала - нет Терентия. Подумала, что он под кустом ночевать залег, и Лисе достался. А тут из кустов и рыжая плутовка вышла, не нашла там Терентия. Подняла голову и на дереве заметила Куницу.

- Ты моего Терентия съела! Вот я тебе задам! - погрозила лапой Лиса Кунице.

- Ты сама его и съела, а на меня говоришь! Вот я тебе!


Сцепились они клубком и давай кататься с визгом по опушке. Тетерев Терентий только тут их и услышал. Проснулся, испугался, встрепенулся и ракетой взметнулся из сугроба вверх. У Лисицы и Куницы от неожиданности душа в пятки ушла. Бросились они с поляны в разные стороны.



А все тетерева с той поры в сугробах, под снегом спят. Тепло им там и уютно. И от глаз чужих укрытие.



А тут и сказочке конец. А кто отгадывал и слушал - молодец!


Греет ли снег?

“Не желаете ли полюбоваться на снежные теплички? – глаза профессора-ботаника радостно смеются. Лежа на снегу, большим ботаническим ножом он осторожно вскрывает прозрачную ледяную пластинку, образовавшуюся над углублением в снегу, в котором виднелись живые зеленые побеги.
– Посмотрите, как ладно устроено. И прозрачное ледяное стекло, пропускающее живительные солнечные лучи, и мягкая теплая подстилка. Настоящий миниатюрный парничок, крошечная снежная тепличка.
Я опускаюсь рядом с профессором на снег. Под тончайшей хрустально-прозрачною коркою льда видно в снегу распустившее растение с пушистыми, свернутыми в трубку зелеными ростками. Термометр в снежной тепличке, показал положительную температуру”. И. Соколов-Микитов “Снежные теплички”.

Снег, действительно, обладает эффектом одеяла, особенно свежевыпавший. Чем больше воздуха между снежинками, и чем холоднее температура воздуха, тем снежный покров лучше греет. Даже растения под ним растут. Это явление А.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»