Терентий тетерев и жизнь под снегом. Конспект занятия по лего-конструированию в детском саду для подготовительной группы «Терентий–Тетерев Какие пословицы подходят к сказке «Терентий-Тетерев»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Главный герой сказки Бианки «Терентий-Тетерев» — лесная птица, Тетерев, по имени Терентий. С наступлением зимы у Терентия проблема возникла – как уберечься от хищных зверей? На земле его Лисица поймать пыталась, а на деревьях Куница за ним охотилась.

Оба хищника уже предвкушали, что скоро поймают Тетерева, потому что прятаться в густой листве он больше не может. Лисица и Куница все время спорили, кому достанется добыча, а Терентий слушал эти споры и думал, как выйти из трудного положения? На земле ему не спрятаться от Лисицы, а на дереве Куница сцапает.

Решил он все-таки заночевать на дереве, и приснилось ему, что от своих врагов он спасается, зависнув в воздухе. Терентий во сне непроизвольно поджал ноги и свалился с дерева в сугроб. Он так крепко спал, что даже не проснулся.

Лисица стала искать его под кустом и не нашла. Она решила, что Тетерев достался Кунице. А Куница искала Терентия на деревьях и тоже не могла найти. Решила Куница, что Тетерев к Лисице в лапы уже попал. Встретили две хищницы и стали друг с другом ругаться. Тетерев от шума проснулся и вылетел из сугроба. Лисица и Куница испугались его и убежали. С тех пор все тетерева зимой в сугробах от хищников прячутся.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бианки «Терентий-Тетерев» заключается в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно найти хитрое решение для любой проблемы. Терентий считал, что попал в безвыходное положение, но случай спас его, когда Тетерев во сне упал в сугроб.

Сказка Бианки учит не унывать в критических ситуациях и всегда искать решение проблемы.

Какие пословицы подходят к сказке «Терентий-Тетерев»?

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Снег скрывает все следы.
Ничто так не обнадёживает, как вера в себя!

Подготовительный этап


Воспитатель:

— На прошлой неделе мы смотрели мультфильм и читали сказку В.В.Бианки «Терентий – Тетерев». Почему сказка называется «Терентий – тетерев»?
— Что интересного о тетереве вы узнали из сказки В.В.Бианки?

Дети:
— Я узнал, что тетерев дикая зимующая птица. Выжить ему в зимнем лесу очень сложно, потому что хищники его подстерегают и на земле, и на дереве.
Воспитатель:
— Какие хищники угрожают тетереву?

Дети:
— Тетереву угрожает куница. Куница это хищный зверь. У куницы теплый мех, поэтому она не боится морозов и не ложится в спячку. А чтобы зимой выжить, куница охотиться на белку, зайца, птиц.
— У куницы цепкие, острые когти, она ловко и быстро лазает по деревьям, поэтому опасна для тетерева.
— Лиса тоже опасный хищник, она подстерегает тетерева на земле.

Воспитатель: Чтобы выжить в дикой природе, живые существа приспосабливаются к условиям обитания. И самое сложное время года для животных это зима. Тетереву особенно сложно спрятаться от хищников в зимнем лесу. Почему тетереву сложно спрятаться от хищников зимой?
Дети: Он заметен на белом снегу, поэтому его на земле легко увидит лиса.
— Зимой деревья стоят без листвы, так что тетереву на дереве не спрятаться и его легко увидит там куница.

Основной этап

Главный вопрос: Терентию-тетереву не просто в зимнем лесу среди хищников, но он приспособился и прячется от хищников. Я предлагаю вам, смоделировать героев сказки В.Бианки и помочь тетереву спрятаться от хищников в зимнем лесу.

Цель:
Смоделировать сюжет сказки В. Бианки «Терентий – тетерев», используя конструктор LEGO.

Задачи:

  1. Познакомить со сказкой В.Бианки «Терентий – тетерев».
  2. Расширить представление о диких животных: лисе и кунице. Сформировать представление о том, как зимует тетерев.
  3. Формировать представление о параметрах величины относительно героев (у лисы туловище длинее, чем у куницы, голова больше, чем у куницы), использовать полученные знания при моделировании объектов.
  4. Учить мысленно разделять предмет на составные части и последовательно собирать из частей целое.
  5. Закреплять навыки работы в парах, умение договариваться, работая над одним объектом.
  6. Развивать конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
  7. Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
  8. Развивать внимание, память, мышление, способность сосредоточиться.
  9. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности.

Правила работы:

  • Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
  • Вносить изменения в постройки по договору с руководителем.

Воспитатель:
— Для того чтобы начать работу, необходимо распределить роли в нашем проекте. Главным архитектором сегодня буду я, поэтому я назначу ответственных за каждый объект нашей композиции.

Главный руководитель:
— Давайте обсудим, что будет в нашем проекте. Действие происходит на лесной полянке.

Тимофей: На лесной поляне должны быть деревья.
Женя: Надо сделать тетерева – он самый главный герой.
Полина: Нужны хищники, как в сказке: лиса и куница.

Главный архитектор:
— подведем итоги:

  • поляна с деревьями и кустарниками;
  • главный герой – тетерев;
  • два хищника: лиса и куница.

— прежде чем приступить к работе, нужен план-схема. Пусть вся территория лесной поляны – это вот этот лист бумаги (ватман, А3). Давайте договоримся, каким цветом и какими фигурами обозначим наши объекты.

Обговаривают, какая постройка – какого цвета и наносят на план (прикрепляют).

  • Серый круг – тетерев;
  • оранжевый прямоугольник – лиса;
  • коричневый квадрат – куница;
  • зеленые треугольники – деревья.

Получился макет лесной поляны.

Главный архитектор:
— Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, кустарники. За озеленение нашей лесной поляны ответственен ландшафтный дизайнер. Какие детали предполагаете использовать для озеленения поляны? Дети обсуждают цвет и размер деталей.

— Из каких составных частей будем собирать лису? Какие детали нужны для сборки лисы? Для мордочки и кончика хвоста понадобится белый цвет, лапки можно сделать коричневого или серого цвета. Понадобятся пластины для крепления деталей и прочности постройки.

— Какие детали потребуются для сборки куницы?
— Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный руководитель сравнивает с планом, утверждает.

Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Главный руководитель следит за выполнением правил.

Заключительный этап

Главный руководитель:
Все ребята закончили работу и расставили свои объекты согласно плану. К работе приступают ландшафтные дизайнеры.

— Я собрал для оформления лесной поляны из лего-конструктора елочки. Для этого я использовал детали зеленого цвета, которые располагал снизу вверх. Нижние ветви ёлки длинее, они из кубиков 2 на 4, а верхние короткие – из кубиков 2 на 3 и 2 на 2. Верхушка ёлки из скошенных кубиков.

— Я собирал хищника – куницу. Я изобразил, как она сидит, поджав задние лапы, так постройка получилась прочной и устойчивой. Для постройки использовал кубики разных размеров и длинные пластины для хвоста. Для лапок и мордочки – скошенные кубики.

— У нас хищник – лиса. Я собирал голову – это самая сложная часть лисы. На голове у неё глаза, уши, морда и раскрытая зубастая пасть. Голову мы соединили с туловищем.

— К туловищу прикрепили хвост и четыре лапы. Для постройки мы использовали кубики разных размеров. Чтобы постройка была крепкой, скрепили снизу кубики пластинами. Для лапок использовали скошенные кубики.

— Я собирал тетерева. Тетерев – птица, у него крылья и хвост. Крылья я сделал из широких пластин, а хвост из узких пластин. Тетереву, как и другим животным, приходится приспосабливаться к условиям обитания и к зимовке среди хищников. Он камнем падает с дерева в глубокий снег, как в воду. Так тетерев прячется от хищников в снегу. И даже лиса по запаху не может найти тетерева, снег как одеялом накрывает тетерева и не пропускает его запах. Под снегом тепло и тетерев может под снегом спокойно, не боясь хищников спать.

Воспитатель: Таким образом, мы ответили на главный вопрос: тетерев зимой от хищников прячется в снегу. Снег для тетерева спаситель от хищников и теплое прибежите для сна. Мы смоделировали с вами лесную поляну и героев сказки В. Бианки. Теперь сможем показать сказку младшим ребятам, чтобы они тоже знали, как тетерев прячется от хищников.

Спасибо за внимание!

Постройка лисы. Дети работают в паре.
Постройка куницы.

Представление своих работ в конце занятия.

Конспект занятия в подготовительной, логопедической группе по конструированию. Легоконструирование.

Конспект
непосредственно- образовательной деятельности
по легоконструированию с детьми подготовительного к школе
возраста
тема: Моделирование сюжета сказки В.Бианки « Терентий – Тетерев»

Составила и провела воспитатель МКДОУ ЦРР –

детского сада № 10 г. Россоши: Черникова Л.П.

Подготовительный этап
Воспитатель:
- На прошлой неделе мы смотрели мультфильм и читали сказку В.В.Бианки «Терентий – Тетерев». Почему сказка называется «Терентий – тетерев»?
- Что интересного о тетереве вы узнали из сказки В.В.Бианки?

Дети:
- Я узнал, что тетерев дикая зимующая птица. Выжить ему в зимнем лесу очень сложно, потому что хищники его подстерегают и на земле, и на дереве.
Воспитатель:
- Какие хищники угрожают тетереву?

Дети:
- Тетереву угрожает куница. Куница это хищный зверь. У куницы теплый мех, поэтому она не боится морозов и не ложится в спячку. А чтобы зимой выжить, куница охотиться на белку, зайца, птиц.
- У куницы цепкие, острые когти, она ловко и быстро лазает по деревьям, поэтому опасна для тетерева.
- Лиса тоже опасный хищник, она подстерегает тетерева на земле.

Воспитатель: Чтобы выжить в дикой природе, живые существа приспосабливаются к условиям обитания. И самое сложное время года для животных это зима. Тетереву особенно сложно спрятаться от хищников в зимнем лесу. Почему тетереву сложно спрятаться от хищников зимой?
Дети: Он заметен на белом снегу, поэтому его на земле легко увидит лиса.
- Зимой деревья стоят без листвы, так что тетереву на дереве не спрятаться и его легко увидит там куница.

Основной этап

Главный вопрос: Терентию – тетереву не просто в зимнем лесу среди хищников, но он приспособился и прячется от хищников. Я предлагаю вам, смоделировать героев сказки В.Бианки и помочь тетереву спрятаться от хищников в зимнем лесу.

Цель:
Смоделировать сюжет сказки В.Бианки «Терентий – тетерев», используя конструктор LEGO.

Задачи:
Познакомить со сказкой В.Бианки «Терентий – тетерев».
Расширить представление о диких животных: лисе и кунице. Сформировать представление о том, как зимует тетерев.
Формировать представление о параметрах величины относительно героев (у лисы туловище длинее, чем у куницы, голова больше, чем у куницы), использовать полученные знания при моделировании объектов.
Учить мысленно разделять предмет на составные части и последовательно собирать из частей целое.
Закреплять навыки работы в парах, умение договариваться, работая над одним объектом.
Развивать конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
Развивать внимание, память, мышление, способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности.

Правила работы
1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
2.Вносить изменения в постройки по договору с руководителем.

Воспитатель:
- Для того чтобы начать работу, необходимо распределить роли в нашем проекте. Главным архитектором сегодня буду я, поэтому я назначу ответственных за каждый объект нашей композиции.

Главный руководитель:
- Давайте обсудим, что будет в нашем проекте. Действие происходит на лесной полянке.
Никита: На лесной поляне должны быть деревья.
Денис: Надо сделать тетерева – он самый главный герой.
Полина: Нужны хищники, как в сказке: лиса и куница.

Главный архитектор:
- подведем итоги: поляна с деревьями и кустарниками; главный герой – тетерев; два хищника: лиса и куница.
- прежде чем приступить к работе, нужен план-схема. Пусть вся территория лесной поляны – это вот этот лист бумаги (ватман, А3). Давайте договоримся, каким цветом и какими фигурами обозначим наши объекты.
Обговаривают, какая постройка – какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Серый круг – тетерев; оранжевый прямоугольник – лиса; коричневый квадрат – куница; зеленые треугольники – деревья. Получился макет лесной поляны.

Главный архитектор:
- Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, кустарники. За озеленение нашей лесной поляны ответственен ландшафтный дизайнер. Какие детали предполагаете использовать для озеленения поляны? Дети обсуждают цвет и размер деталей.

Из каких составных частей будем собирать лису? Какие детали нужны для сборки лисы? Для мордочки и кончика хвоста понадобится белый цвет, лапки можно сделать коричневого или серого цвета. Понадобятся пластины для крепления деталей и прочности постройки.
- Какие детали потребуются для сборки куницы?
- Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный руководитель сравнивает с планом, утверждает.

Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Главный руководитель следит за выполнением правил.

Заключительный этап

Главный руководитель

Все ребята закончили работу и расставили свои объекты согласно плану. К работе приступают ландшафтные дизайнеры.

Я собрал для оформления лесной поляны из лего-конструктора елочки. Для этого я использовал детали зеленого цвета, которые располагал снизу вверх. Нижние ветви ёлки длинее, они из кубиков 2 на 4, а верхние короткие – из кубиков 2 на 3 и 2 на 2. Верхушка ёлки из скошенных кубиков.

Я собирал хищника – куницу. Я изобразил, как она сидит, поджав задние лапы, так постройка получилась прочной и устойчивой. Для постройки использовал кубики разных размеров и длинные пластины для хвоста. Для лапок и мордочки – скошенные кубики.

У нас хищник – лиса. Я собирал голову – это самая сложная часть лисы. На голове у неё глаза, уши, морда и раскрытая зубастая пасть. Голову мы соединили с туловищем.

К туловищу прикрепили хвост и четыре лапы. Для постройки мы использовали кубики разных размеров. Чтобы постройка была крепкой, скрепили снизу кубики пластинами. Для лапок использовали скошенные кубики.

Я собирал тетерева. Тетерев – птица, у него крылья и хвост. Крылья я сделал из широких пластин, а хвост из узких пластин. Тетереву, как и другим животным, приходится приспосабливаться к условиям обитания и к зимовке среди хищников. Он камнем падает с дерева в глубокий снег, как в воду. Так тетерев прячется от хищников в снегу. И даже лиса по запаху не может найти тетерева, снег как одеялом накрывает тетерева и не пропускает его запах. Под снегом тепло и тетерев может под снегом спокойно, не боясь хищников спать.

Воспитатель: Таким образом, мы ответили на главный вопрос: тетерев зимой от хищников прячется в снегу. Снег для тетерева спаситель от хищников и теплое прибежите для сна. Мы смоделировали с вами лесную поляну и героев сказки В.Бианки. Теперь сможем показать сказку младшим ребятам, чтобы они тоже знали, как тетерев прячется от хищников.

Спасибо за внимание!

Постройка лисы. Дети работают в паре.
Постройка куницы.

Представление своих работ в конце занятия.


Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья - и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит - ей. Куница говорит - ей.
Лисица говорит:
- Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче - вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
- Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь - Куница поймает, на землю слетишь - Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
Думал-думал, думал-думал, - ничего не придумал и задремал.

Задремал - и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, - ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, - нет Терентия!
"Эх, - думает, - опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался".
А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, - нет Терентия!
"Эх, - думает, - опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался".
Подняла голову Лиса, а Куница - вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
- Ты моего Терентия съела, - вот я тебе!
А Куница ей:
- Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг - трах-та-та-тах! - из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница - на дерево, Лисица - в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от злых глаз безопасно.

Сказка Бианки В. Иллюстрации

Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья - и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит - ей. Куница говорит - ей.
Лисица говорит:
- Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче - вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
- Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь - Куница поймает, на землю слетишь - Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
Думал-думал, думал-думал, - ничего не придумал и задремал.
Задремал - и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, - ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, - нет Терентия!
"Эх, - думает, - опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался".
А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, - нет Терентия!
"Эх, - думает, - опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался".
Подняла голову Лиса, а Куница - вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
- Ты моего Терентия съела, - вот я тебе!
А Куница ей:
- Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг - трах-та-та-тах! - из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница - на дерево, Лисица - в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от злых глаз безопасно.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»