Теория сценариев берна. Сценарная теория Сценарная теория

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Представители психодинамического направления, теоретиче­ской основой которого являются работы 3. Фрейда, рассмат­ривают вопросы детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из призна­ния определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение субъекта объяс­няются ими как обусловленные структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексу­альности: сублимацией как общественно-полезным смещени­ем энергии основных влечений человека и как процессом за­щиты от заболевания из-за фрустрации основных потребнос­тей; проявлением комплекса маскулинности у женщин и зави­сти к «материнству» у мужчин, комплекса неполноценности. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Отдельные потребности, сформированные в 5-б-летнем возрасте (особенно те из них, которые были фрустрированы в детстве родителями), фиксируются на предметах, которые мо­гут быть поставлены в соответствие с предметами профессио­нальной деятельности. Например, оральная агрессия может реализоваться непосредственно при работе с гаечным ключом или при манипулировании словами; потребность доминиро­вания - в работе продавца, уретральные потребности - в профессиях мореплавателей; от активной страсти к подглядыванию, формирующейся на аутоэротических стадиях сексу­ального развития, ответвляется страсть к познанию, а от пас­сивной мазохистской стадии - стремление к положению ху­дожника или артиста.

Для сублимации как объяснительного механизма профес­сионального выбора характерны некоторые закономерности. Она имеет индивидуальные вариации, присуща многим людям в незначительной степени, не может полностью заменить под­линного удовлетворения основных потребностей, более эф­фективна для реализации сексуальных влечений по сравне­нию с влечением «мортидо» (деструктивных агрессивных вле­чений) и более эффективна для карьеры мужчин, чем для жен­щин. Феномен «зависти девочек к пенису» (под ним понимает­ся главный элемент женской сексуальности, который возника­ет в детстве при обнаружении анатомического различия меж­ду полами и определяет черты женского характера в дальней­шей взрослой жизни), комплекс маскулинности (т.е. опреде­ленные черты женского характера, свидетельствующие о зави­сти к пенису) приводят к идентификации с отцом и в дальней­шем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим по­лом. Влияние этого комплекса проявляется в профессиональ­ной карьере, в жизни как практически здоровой, так и невро­тической женщины и объясняется в первую очередь сложив­шимися в данном обществе культурно-историческими тради­циями рассмотрения женского идеала. К. Хорни рассматрива­ет в качестве объяснительного механизма карьерных достиже­ний мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к материнству - одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях.



В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассмат­ривается как реакция на проявившийся еще в детстве органи­ческий, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требу­ет в качестве компенсации усиления чувства собственного до­стоинства, стремления к превосходству. Неполноценность и превосходство понимаются Адлером как универсальные и об­щие условия, управляющие поведением человека и стимулирующие его здоровое развитие. Свойственное отдельным людям преувеличенное чувство неполноценности, ставшее своеоб­разным способом избегания жизненных трудностей, обозна­чаются Адлером как комплекс неполноценности. Чувство не­полноценности и стремление к превосходству рассматрива­ются и как детерминанты поведения, и как факторы, влияю­щие на выбор профессии и обусловливающие преимущест­венное развитие определенных способностей, например ар­тистических, художественных, кулинарных. Содержание (важ­ные жизненные события) и форма (преимущественно визу­альные или двигательные воспоминания) ранних впечатле­ний детства определяют стиль жизни человека и в этой связи наиболее пригодны для прогнозов профессиональных выбо­ров взрослых.

Современные зарубежные исследователи считают, что со­бытия первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные о переносе межличностных образцов поведения в семье в рабо­чую среду (так, ФД Дорн называет саму работу «просто напря­женной семейной драмой»). Психодинамическое направле­ние реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживани­ях, имеющем цель - найти личностно соответствующие про­фессиональные возможности для развития темы жизни клиен­тов и личностного роста посредством работы.

Сценарная теория выбора профессии и карьерных дости­жений, развиваемая с середины 50-х гг. американским психоте­рапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионально­го выбора строением личности субъекта и доминированием од­ного из состояний-Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состо­янием-Я понимаются различные состояния сознания и образ­цы поведения, которые этому состоянию соответствуют и от­крываются непосредственному наблюдению. В терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие ас­пекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Но для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка, чтобы позволить каж­дому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей до­минирующие состояния-Я становятся главной характеристи­кой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители - это в основном «Родители». Диагносты, экономисты, физики, химики, матема­тики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного произ­водства, спортсмены, клоуны - это «Дети».

В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководст­вуется сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и опре­деляющим поведение взрослого человека. В сценарии представ­лены важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемле­мый способ структурирования времени и готовый опыт родите­лей. Люди, имеющие сценарный аппарат, имеют и свои незави­симые побуждения - это зримые представления о том, что бы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать.

Согласно сценарной теории, человек, полностью руковод­ствующийся сценарием, не является субъектом построения ка­рьеры и карьерных достижений. Общая схема сценарного вы­бора карьеры человека такова. При построении карьерного плана индивида решающее (мотивирующее) воздействие ис­ходит от «Ребенка» родителя противоположного пола. «Взрос­лое» состояние-Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. «Родительские» состояния двух родите­лей (матери и отца) наделяют человека «рецептами», правила­ми и предписаниями поведения, которые составляют антисце­нарий человека. Сценарная теория утверждает, что сценарий, скорее всего, влияет на профессиональные выборы мальчиков.

Для того чтобы имели место «хорошие» карьерные сцена­рии, необходимо выполнение ряда условий: родители должны желать передать, а ребенок должен быть готов, предрасполо­жен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть раз­виты соответствующие сценарию способности; его жизнь должна содержать события, не противоречащие содержанию сценария; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (их собственные сценарии и антисценарии должны совпадать).

Сценарная теория рассматривает возможные негативные сценарии для последующей карьеры человека: жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка; оче­редность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сес­тер; компенсация родительских профессиональных неудач; продолжение в профессиональной судьбе ребенка родитель­ских карьерных намерений; запретительство превышения ре­бенком родительских профессиональных достижений; сцена­рий приравнивания профессиональных достижений женщин к потере ими женственности; сценарий воспитания родителя­ми «вундеркинда» и др.

Современные исследования подтверждают влияние образ­цов карьерного поведения отца и матери на представления ре­бенка о мире профессий, в частности особо значимо влияние образовательного уровня матерей на профессиональные выбо­ры детей. Так, дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии, связанные со спортом, армией, МВД, ко­оперативной и индивидуальной трудовой деятельностью, соци­альными услугами, торговлей. Дети матерей с высшим образо­ванием стремятся приобрести профессии из сферы здраво­охранения, науки, экономики, образования, производства.

Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содер­жания этого опыта. Согласно психодинамической теории, вы­бор профессии предопределен установившейся в раннем дет­стве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, ко­торая делает взрослую личность не только зависимой от про­шлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее разви­тия. Согласно сценарной теории, выбор профессии предопре­делен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный пси­холого-педагогический вывод: несубъектность профессио­нального выбора ограничивает проявления индивидуальнос­ти, активности личности, может превратить ее карьеру в ис­точник невротических и психосоматических нарушений.

Список литературы

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. С. 49-70.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. С. 77-79.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Л.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. С. 82-98, 247-256.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 369-385.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 372-373.

ХорниК Женская психология. СПб., 1993. С. 26-53.

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т. е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека. Выгоды и преимущества сценария очевидны: в нем дается важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемлемый способ структурирования времени и готовый опыт родителей. Хотя в теории указывается на большую, по сравнению с генетическим аппаратом, гибкость и подвижность сценарного аппарата и изменчивость его под воздействием внешних факторов (жизненный опыт, получаемые от других людей предписания), все-таки сценарий не позволяет человеку стать подлинным субъектом собственной жизни. Для полностью руководствующихся сценарием может быть применено следующее высказывание: «Если мать говорит детям, что они закончат в сумасшедшем доме, то это так и случается. Только девочки чаще всего становятся пациентами, а мальчики - психиатрами».

Человек, имеющий сценарный аппарат, имеет и свои независимые побуждения - «это зримые представления о том, чтобы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать».

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии. Каждый человек включает в себе три психологические позиции: Ребенка, Взрослого и Родителя. Общая схема сценарного построения выбора профессии и карьеры человека такова: решающее (мотивирующее) воздействие при построении карьерного или профессионального плана индивида исходит от Ребенка родителя противоположного пола. Взрослое состояние Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. Родительские состояния двух родителей (матери и отца) наделяют человека рецептами, правилами и предписаниями поведения, которые составляют антисценарий человека. Например, мальчик-сын, выбирающий профессию и карьеру, получает от матери (от состояния Ребенка Я-матери) побуждение быть врачом, но не просто врачом, а еще и «победителем». И отец (Родительское состояние Я-отца) и мать (Родительское состояние Я-матери) мальчика указывают ему на необходимость стать хорошим врачом, а отец (Взрослое состояние Я-отца) раскрывает перед мальчиком секреты профессиональной подготовки врача (рис.1). Если мальчик, наделенный к тому же определенными способностями, воспринял сценарий, то в итоге мы имеем дело с примером хорошей карьеры. Для того чтобы «хорошие» карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий:

    родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария;

    у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события;

    оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (т. е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

Схема влияния родителей на выбор профессионального сценария детей

Примечание: Р - психологическая позиция «Родитель», Вз - позиция «Взрослый», Д - позиция «Дитя, Ребенок»

Сценарная теория рассматривает возможные негативные для последующей карьеры субъекта сценарии:

    жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка,

    очередность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сестер,

    компенсация родительских профессиональных неудач,

    продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений,

    запретительство превышения ребенком родительских профессиональных достижений и пр.

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). По терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом; для хорошей профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка так, чтобы позволить каждому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей доминирующее состояние Я становится «главной характеристикой их профессии: священники в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети».

Так, психологическая позиция Родитель догматично влияет на личность, экономит энергию личности, принимает и неукоснительно выполняет решения, преуспевает в случаях соответствия принимаемых им решений окружающей культурной среде. Различают два типа Родителя: догматический, карающий Родитель и опекающий кормилец. Личность, ведущая себя как догматический Родитель, - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, постоянно ведущая себя как родитель-кормилец, выступает как постоянная нянька, спаситель, великодушный диктатор, святой. Среди людей этого типа встречаются секретари, проявляющие заботу о каждом сотруднике, начальники, которые пытаются вмешиваться в личную жизнь подчиненных, но не умеющие разумно повлиять; социальные работники.

Ребенок , стремится к импульсивным реакциям, не умеет самостоятельно мыслить и принимать решения, не берет ответственность за свое поведение. В профессиональной жизни Ребенка привлекают сферы деятельности, где не требуется принятия самостоятельных решений, но необходимо исполнение чьих-то распоряжений (работа на сборочном конвейере, на игровом поле, проститутки и т. п.).

Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый , беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»